Почему ребенок говорит что ему скучно жить. Что делать, если ребенку скучно дома

Дети - это хорошая встряска для родительского ума, фантазии и креативности! Согласитесь - нам, родителям, надо постоянно быть начеку, наш мозг постоянно должен работать, чтобы в очередной раз отвлекать от запрещенного предмета или придумать способ одеть в курточку убегающего ребенка. Еще очень часто нам приходится придумывать, чем бы занять ребенка. Да, очень важно оставлять ребенка один на один с собой, чтобы он учился сам придумывать игры, чтобы сам познавал мир. Но есть моменты, когда мы действительно ему нужны. Этот перечень интересных занятий для детей поможет вам, вдохновит, прибавит радости и разнообразит вашу повседневную жизнь.

Интересные идеи, чем занять скучающего малыша:

  1. Построить замок или халабуду из домашней мебели, одеял, подушек и пр.
  2. Сделать открытку или написать письмо бабушке, крестной, двоюродному братику и т.п.
  3. Сделать бумажные куколки и одежду для них.
  4. Взять магнит и поиграть в металлоискателей. Обыскать весь дом на наличие металла.
  5. Поиграть с рулеткой. Измерить все в доме с ее помощью.
  6. Устроить дискотеку, включив озорную музыку.
  7. Сделать уборку в ванной, помыть зеркало губкой с мылом, вымыть раковину этой же губкой.
  8. Рисовать. Есть множество идей для необычного рисования. Можете подсмотреть здесь: .
  9. Сделать картонный дом или потрудиться над картонной коробкой, чтобы соорудить из нее что-то интересное. Идеи найдете тут: .
  10. Выучить стих, скороговорку или считалочку.
  11. Смотреть на облака и искать в них различные образы.
  12. Заняться оригами. Для начал сделать самолетик и кораблик. Более сложные идеи ищите тут: .
  13. Разукрашивать. Это еще и хороший способ снять стресс.
  14. Спрятать “клад” для папы и нарисовать карту квартиры, по которой он будет искать это сокровище вечером.
  15. Сделать домашний кукольный театр.
  16. Навести порядок в комнате. Под музыку, играя, посортировать игрушки, помыть пол.
  17. Придумать сказку.
  18. Сделать коллаж, вырезав картинки из старых газет и журналов.
  19. Приготовить обед вместе с мамой.
  20. Заняться отмечанием важных дат в календаре.
  21. Заморозить сок или кусочки фруктов.
  22. Поиграть в настольную игру.
  23. Заняться декором старой футболки с помощью пуговиц, фломастеров для ткани, бусин.
  24. Почитать.
  25. Посадить семена в горшок и начать за ними ухаживать.
  26. Сделать кормушку для птиц.
  27. Пускать мыльные пузыри.
  28. Играть в магазин, ресторан, создать зоопарк из игрушек.

Великий Джек Лондон написал когда-то пронзительную историю мальчика Джонни, которому пришлось с детства выполнять тяжелую однообразную работу на фабрике. И Джонни в конце концов полностью утратил всякий интерес к жизни. Ему только хотелось, чтобы его все оставили в покое. «До чего ж хорошо сидеть, просто сидеть и ничего не делать... Не буду я больше ничего делать. Буду все сидеть да сидеть, все отдыхать да отдыхать», – говорит паренек. Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу: «маленьких старичков», подобных этому персонажу, появляется все больше, и это несмотря на то, что в отличие от бедолаги Джонни, материальными благами эти дети точно не обделены.

Есть такая поговорка: «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки». Современные дети как раз сложа руки и не сидят: очень многие родители, искренне желая блага для своих чад, с самого нежного возраста до предела уплотняют их график, структурируют жизнь и нацеливают на самые высокие результаты. Желание дать ребенку «высокий старт» похвально, но надо же элементарно знать меру. Перегрузки и нервное переутомление зачастую приводят к тому, что у взрослых называют депрессией. Ребенка же обвиняют в том, что он «обленился», «разболтался», «обнаглел» и «не ценит того, что для него делают».

Константин Ульянов

детский психолог-дефектолог

Под самый серьезный удар попадают маленькие жители больших городов: недаром так много говорят о сумасшедшем ритме мегаполисов. Хрупкий организм ребенка справляется с этими перегрузками гораздо тяжелее. Вывод – просто сбавьте темп. Поверьте, ничего дурного не случится из-за того, что ваше трехлетнее чадо не будет уверенно , а в четыре не освоит письмо.

Скукопрофилактика, или чего не стоит делать родителям

1. Собственными силами создавать вокруг ребенка депрессивный фон . Мы как-то перестали стесняться , вступать в перепалки на улицах, критиковать депутатов или соседку тетю Машу. А ведь детский возраст не зря называют «возрастом невинности»: есть слова, фразы, даже интонации, для детских ушей вовсе не предназначенные. А если их слишком много, то это может вогнать в тоску кого угодно.

Игрушек просто море, а бегает с каштаном и с диском. Хотели как-то выкинуть игрушки, поставил в коридоре, она увидела и перетаскала их к себе, и стала играть. 2 дня поиграли, и опять бросила. Ещё беда с подарками на день рождения. Все и так есть.

2. Заваливать ребенка «материальными благами» . Большинству родителей хочется, чтобы у ребенка «было все». В особенности к этому стремятся родители, которые работают по 24 часа в сутки и пытаются подарками компенсировать недостаток общения. Но внимание папы и мамы не заменишь новым гаджетом, а вот мечты и желания он обесценить способен. Обладание утрачивает всякий смысл, если о вещи не пришлось мечтать.

3. Играть роль постоянного аниматора при ребенке . Вместо того чтобы снова и снова , постарайтесь научить его важному навыку самому распоряжаться своим временем – это необходимая ступенька взросления.

Скучать это полезно

«Если ребенку скучно, дайте ему поскучать», – такой парадоксальный совет дает известный психолог Еспер Юуль. И уверяет, что скука – это совсем неплохо. Сегодня в детских садах и в школах массировано используют внешние стимулы, такие как телевизоры или планшеты. Если ребенок целый день подвергается их воздействию, наступает своего рода передозировка, и без них . Однако это даже полезно: «Если ребенок жалуется родителям на то, что ему скучно, это хороший показатель приближающегося скачка в развитии. Поскучайте вместе, и вы почувствуете, что вдруг начинаете говорить друг другу вещи, которых никогда не говорили». Парадокс детской скуки, по мнению Еспера Юуля, заключается в том, что она является ключом к внутреннему саморазвитию.

Британский исследователь Дэвид Уайтбрэд пошел еще дальше: он предлагает почаще оставлять ребенка наедине с самим собой, ведь современные условия жизни таковы, что у малышей абсолютно не остается времени на тренировку собственной фантазии. Дети не умеют занимать себя сами и очень боятся тишины. «Сочетание небольших порций неизвестности, скуки, одиночества и даже страха, преодолеваемые на безопасной почве родительской любви и доброты, увенчаются гораздо большим успехом, чем круглосуточная опека или постоянная ругань», – утверждает Дэвид Уайтбрэд.

Как заинтересовать ребенка окружающим миром?

– Есть места и ситуации, в которых объективно скучно даже взрослому: например, очень скучно сидеть в очереди в поликлинике или ждать полчаса маршрутку. На такие случаи возьмите с собой набор пальчиковых кукол, воздушный шарик или пару машинок. Эти несложные предметы помогут скрасить вашему чаду ожидание.

– Не ленитесь изучать разные игры, шарады, загадки. Например, самая обычная игра «в города» поможет вам вместе с ребенком не только не заскучать, но и станет отличной зарядкой для мозгов.

– Если ребенку скучно что-то делать, например, завязывать шнурки или собирать одежду, предложите соревнование на время: кто выполнит задание быстрее – тот и молодец.

– Может быть, вашему ребенку действительно скучно возиться со сто десятой радиоуправляемой машинкой? Он гораздо охотнее поможет вам помыть посуду или включить стиральную машинку – позвольте ему это.

– Никто не появляется на свет с врожденным . Чтобы ребенку не было скучно наедине с дорогущим модным конструктором, сначала объясните, как его собирать.

– Не стоит мыслить шаблонами. Например: «Все дети обожают цирк». Не все. Возможно, вашему чаду в цирке будет очень скучно, а вот в интерактивном музее – очень интересно.

Главное, не скупитесь на оригинальные выдумки: подскажите ребенку, что можно собирать икебану, складывать бумажные пароходики, делать бусы из баранок или устраивать «банный день» для игрушек. Помогите ему найти занятие, которое действительно не даст заскучать.

– Чем мне заняться?

– А можно планшет?

– Скукота!

Многие родители слышат эти фразы по несколько раз в день, и, признаться, это нас раздражает. Как можно скучать ребёнку, у которого есть и книги, и краски, и фломастеры, и железная дорога, – словом, ассортимент целого детского магазина? Тем не менее новые игрушки занимают малыша на 10 минут, а потом отправляются в ящик – к десяткам «товарищей по несчастью». Фломастеры валяются без колпачков, книги скучают на полках. Пожалуй, только мультики, планшет и компьютер никогда не надоедают современным детям. Почему так происходит, нормально ли это, и что делать нам, родителям? Ответы знает «ЛегкоПолезно».

Чем плохи «хорошие» игрушки

Наверняка вы не раз укоряли ребёнка: «Вот у меня в детстве не было таких хороших игрушек, как у тебя!» Действительно, наши простенькие куклы, кубики, солдатики и машинки ни в какое сравнение не идут с говорящими, шагающими, думающими игрушками наших детей. Однако так ли плохо играть с простыми игрушками? Вспомните, как было интересно!


Почему им скучно, а мы не скучали? Психологи говорят, что игрушка не должна быть «готовой». Пусть она оставляет простор для фантазии. Именно с такими мы играли много лет назад. А сегодня на полках стоят куклы, у которых есть всё: от домика до лака для ногтей. Если фантазия ребёнка не работает, он быстро теряет интерес. Нажмёт на все кнопки, примерит кукле все наряды, один раз соберёт конструктор по картинке на коробке. Всё, потом набор отправляется в общую кучу.

Совсем по-другому дети играют с предметами, которые дают толчок фантазии. Простой конструктор станет в руках малыша и самолётом, и домом, и щенком. Набор деревянных кружочков – лучше, если он неокрашенный – превратится у маленькой хозяюшки, вооружённой карандашами, в тарелки с супом и другими угощениями. Чем дольше предмет нужно «доводить до ума», тем ребёнку с ним интереснее.

Если ваш ребёнок пресытился «хорошими» игрушками, перестаньте тратить на них деньги. Вместо этого начните покупать то, во что можно играть до бесконечности. Вот несколько примеров:


Часто бывает, что ребёнок, привыкший к готовым сценариям игры, не знает, чем заняться с простыми игрушками. Сядьте рядом, поиграйте вместе, покажите, как можно пофантазировать. Ваше время и внимание – самое ценное, что вы можете дать ребёнку.

Век технологий: как он влияет на наших детей

Посчитайте, сколько у вас дома техники с экранами. Компьютер, ноутбук, планшет, смартфоны – по одному на каждого члена семьи, по телевизору в каждой комнате… Наши дети с рождения смотрят на экраны. Мамы замечают, что гораздо проще накормить или одеть кроху, пока он заворожённо смотрит телевизор. Действительно, происходящее на экране куда интереснее привычной обстановки. Там всё яркое, быстро сменяются кадры, герои то смеются, то плачут, каждую минуту включается новая музыка. Конечно, внимание ребёнка оказывается приковано к экрану, даже если он пока не понимает сюжета.

Дети постарше уже вникают в происходящее, быстро запоминают имена героев и требуют включить новую серию, как только закончилась предыдущая. Благо, следующий эпизод можно быстро найти в интернете. А благо ли это? Давайте разбираться.

Экранная «жизнь», как мы уже выяснили, намного ярче и динамичнее реальной жизни. Поэтому после мультфильма или компьютерной игры обычные игрушки, книжки, игры и прогулки кажутся скучными. Они не нагружают до предела все органы чувств малыша, как это делают мультики. Конечно, ведь такая нагрузка вредна и неестественна, она быстро утомляет детей, вызывает стресс и агрессию.

И с другой стороны, ребёнок, не привыкший сидеть часами перед экраном, находит интерес в обыденной жизни. Поиграл в игрушки, полистал книжку, поглазел, как бабушка лепит пирожки, напросился с папой на прогулку с собакой. Ему всё интересно, он во всё вникает, наблюдает за происходящим и познаёт мир.

Вы можете возразить: «В нашем детстве тоже были мультики, но мы же от этого не потеряли интерес к учёбе, играм и прогулкам!» Да, наше поколение тоже росло с мультфильмами. Но есть несколько важных отличий.


Сейчас костюмы продаются готовыми, а для игры есть фигурки персонажей на любой вкус: пластмассовые, плюшевые, интерактивные. Хотя зачем играть фигурками, если можно включить приложение на планшете и погрузиться в мир любимых героев с головой? И родителям удобно: такие игры или бесплатные, или стоят дёшево. Надоела эта – устанавливаем новую.

В игре ребёнок может создавать армии, строить города, побеждать монстров, – разве будет ему потом интересно играть в обычные прятки или казаки-разбойники? Станет ли девочка придумывать наряды куклам, если в приложении она может создать «настоящий» наряд любого цвета и фасона, украшенный всеми видами бантиков и блестящих камешков?

Выходит, что мы сами обкрадываем своих детей, «подсаживая» их на мультики и гаджеты. Хотя намерения у нас самые благие:


Однако мнимые выгоды оборачиваются потом бесконечными «скучно», проблемами в учёбе (разве учебник такой же красочный и интерактивный?), трудностями в общении. Немаловажно, что в копмьютерной игре ситуация неудачи всегда смягчается. Не вышло один раз – всегда можно попробовать ещё. Не получилось играть в это приложение – удалил его и поставил другое. Но в реальной жизни проблемы надо решать, ведь их не получится удалить нажатием кнопки. Возможно, нынешнее поколение молодых людей, не желающих брать на себя ответственность и «взрослеть», усвоили эту модель поведения в компьютерных играх? Кто знает…

Как победить детскую скуку?

Не пытайтесь одолеть вечное «скучно» покупкой новых игрушек, приложений и гаджетов. Если вы действительно хотите вернуть ребёнку интерес к реальной жизни, то, как радикально бы это ни звучало, заберите у него планшет. Некоторым детям помогает 15-минутное ограничение на «виртуальную жизнь», другим придётся расстаться с гаджетом навсегда. То же самое касается и смартфона, который можно заменить обычным кнопочным телефоном.

Для подростков важно преодолеть постоянную зависимость от соцсетей. Одно дело – проверить сообщения раз в день на компьютере, и совсем другое – когда каждую минуту в кармане раздаётся призывный «динь-динь»: сообщение пришло, комментарий написали, «лайк» поставили. Так и проводит подросток целый день, прилипнув к экрану.

Мало просто забрать планшет и выключить мультики – надо придумать, чем ребёнок будет занят. Привыкшее к «готовенькому» чадо первое время будет слоняться без дела, сетуя на вашу строгость. Позанимайтесь с ребёнком, почитайте ему, придумайте новую игру, сочините сказку, записывая каждый по предложению. Подборки идей можно найти в интернете или вспомнить из своего детства.

Отдайте ребёнка на кружок, а лучше – в спортивную секцию. Заполните его день полезными и интересными делами, и постепенно малыш или подросток научится жить не в виртуальном, а в реальном мире. Но если вы сами весь день проводите, уставившись в смартфон, то не ждите, что ребёнок воспылает интересом к книгам или урокам. Подавайте пример: сами читайте, учитесь новому, занимайтесь творчеством, придумывайте интересные занятия. Дети обязательно за вами потянутся.

«ЛегкоПолезно» желает вам и вашим детям интересной и насыщенной жизни, в которой не будет места скуке!

Моему ребенку 9 лет. В последнеее время он стал очень рездрожителен и обидчев. Недавно прочитала в его дневнике фразу "я с читаю, что жить скучно", что делать и как на это реагировать.

Здравствуйте, Ольга! ему лишь 9 лет и Вы ещё можете показать ему весь мир (для этого не обязательно путешествовать по свету) - общаясь с ребёнком, делясь своими интересами, совместными занятиями и играми, походом в музей, кино, кружки и секции, поддерживая его общение с друзьями, организовывая им это времяпрепровождения Вы можете его заинтересовать, показать ему стороны жизни! Ребёнок САМ этому НЕ научится, он выбирает из того, что предлагают родители, берут пример и с них в том числе (чем занимается мама? папа? как проводят время на досуге? есть ли семейные вечера? личные интересы у каждого?),здесь нужно исследовать всю семейную систему в целом, изучить время препровождения ребёнка, ваше с ним общение, услышать и его (ведь есть то, чем ОН хочет заниматься с родителями, а часто родители это не слышат или им не интересно в это играть) и уже корректировать внутренний стиль взаимоотношений, пересматривая то, что сложилось сейчас.

и конечно, НЕ вносить разнообразие в мир ребёнка с помощью компьютерных игр - книги, общение, игры, фильмы (конечно не боевики, не триллеры - только детское или семейное видео - и лучше совместный просмотр)!

Ольга, если Вы действительно решитесь разобраться в том, что происходит - можете смело обращаться ко мне - звоните - буду рада Вам помочь!

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Что делать? Это вечный вопрос:))!

Во-первых, не нарушать границы ребенка - не читать его сокровенные мысли, написанные в дневнике! Не в школьном же, а в личном!

Невзначай (раз уж имеете информацию, добытую незаконным путём!) спросите, чего бы он хотел, чем заниматься, куда ходить-ездить, с кем общаться, что изучать и т.д.

Стал раздражителен и обидчив? Вы не пишете, что происходит в Вашей семье . Может сложности с супругом, может Вы беременны, может в школе что происходит, а Вам недосуг узнать, может кто-то в Аквапарк сходил, а он - нет, от того и последовало "я с читаю, что жить скучно", может, действительно, ему скучно живется! Посмотрите вокруг и на себя!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте,Ольга.Скучно жить,означает,что жизнь ребенка подчинена больше правилам родителей.а не удовлетворению собственных желаний.Должен быть баланс между тем и этим.А,если Вы властны и суровы,то и самооценка ребенка уже ранена.То есть,в школе он проигрывает в отношениях,Его могут не уважать,высмеивать,унижать.Не общаться с ним.То есть,проблемы в школе,которые,вероятно,он не доверяет Вам.То есть,не верит в Вас,как в защиту.И,значит,испытывает и одиночество и беспомощность.Везде отвергнут.Вам надо разобраться,в какой степени это так.Сходить в школу.поговорить с мальчиком.Привлечь школьного

Великий Джек Лондон написал когда-то пронзительную историю мальчика Джонни, которому пришлось с детства выполнять тяжелую однообразную работу на фабрике. И Джонни в конце концов полностью утратил всякий интерес к жизни. Ему только хотелось, чтобы его все оставили в покое. «До чего ж хорошо сидеть, просто сидеть и ничего не делать... Не буду я больше ничего делать. Буду все сидеть да сидеть, все отдыхать да отдыхать», – говорит паренек. Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу: «маленьких старичков», подобных этому персонажу, появляется все больше, и это несмотря на то, что в отличие от бедолаги Джонни, материальными благами эти дети точно не обделены.

Есть такая поговорка: «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки». Современные дети как раз сложа руки и не сидят: очень многие родители, искренне желая блага для своих чад, с самого нежного возраста до предела уплотняют их график, структурируют жизнь и нацеливают на самые высокие результаты. Желание дать ребенку «высокий старт» похвально, но надо же элементарно знать меру. Перегрузки и нервное переутомление зачастую приводят к тому, что у взрослых называют депрессией. Ребенка же обвиняют в том, что он «обленился», «разболтался», «обнаглел» и «не ценит того, что для него делают».

Константин Ульянов

детский психолог-дефектолог

Под самый серьезный удар попадают маленькие жители больших городов: недаром так много говорят о сумасшедшем ритме мегаполисов. Хрупкий организм ребенка справляется с этими перегрузками гораздо тяжелее. Вывод – просто сбавьте темп. Поверьте, ничего дурного не случится из-за того, что ваше трехлетнее чадо не будет уверенно , а в четыре не освоит письмо.

Скукопрофилактика, или чего не стоит делать родителям

1. Собственными силами создавать вокруг ребенка депрессивный фон . Мы как-то перестали стесняться , вступать в перепалки на улицах, критиковать депутатов или соседку тетю Машу. А ведь детский возраст не зря называют «возрастом невинности»: есть слова, фразы, даже интонации, для детских ушей вовсе не предназначенные. А если их слишком много, то это может вогнать в тоску кого угодно.

Игрушек просто море, а бегает с каштаном и с диском. Хотели как-то выкинуть игрушки, поставил в коридоре, она увидела и перетаскала их к себе, и стала играть. 2 дня поиграли, и опять бросила. Ещё беда с подарками на день рождения. Все и так есть.

2. Заваливать ребенка «материальными благами» . Большинству родителей хочется, чтобы у ребенка «было все». В особенности к этому стремятся родители, которые работают по 24 часа в сутки и пытаются подарками компенсировать недостаток общения. Но внимание папы и мамы не заменишь новым гаджетом, а вот мечты и желания он обесценить способен. Обладание утрачивает всякий смысл, если о вещи не пришлось мечтать.

3. Играть роль постоянного аниматора при ребенке . Вместо того чтобы снова и снова , постарайтесь научить его важному навыку самому распоряжаться своим временем – это необходимая ступенька взросления.

Скучать это полезно

«Если ребенку скучно, дайте ему поскучать», – такой парадоксальный совет дает известный психолог Еспер Юуль. И уверяет, что скука – это совсем неплохо. Сегодня в детских садах и в школах массировано используют внешние стимулы, такие как телевизоры или планшеты. Если ребенок целый день подвергается их воздействию, наступает своего рода передозировка, и без них . Однако это даже полезно: «Если ребенок жалуется родителям на то, что ему скучно, это хороший показатель приближающегося скачка в развитии. Поскучайте вместе, и вы почувствуете, что вдруг начинаете говорить друг другу вещи, которых никогда не говорили». Парадокс детской скуки, по мнению Еспера Юуля, заключается в том, что она является ключом к внутреннему саморазвитию.

Британский исследователь Дэвид Уайтбрэд пошел еще дальше: он предлагает почаще оставлять ребенка наедине с самим собой, ведь современные условия жизни таковы, что у малышей абсолютно не остается времени на тренировку собственной фантазии. Дети не умеют занимать себя сами и очень боятся тишины. «Сочетание небольших порций неизвестности, скуки, одиночества и даже страха, преодолеваемые на безопасной почве родительской любви и доброты, увенчаются гораздо большим успехом, чем круглосуточная опека или постоянная ругань», – утверждает Дэвид Уайтбрэд.

Как заинтересовать ребенка окружающим миром?

– Есть места и ситуации, в которых объективно скучно даже взрослому: например, очень скучно сидеть в очереди в поликлинике или ждать полчаса маршрутку. На такие случаи возьмите с собой набор пальчиковых кукол, воздушный шарик или пару машинок. Эти несложные предметы помогут скрасить вашему чаду ожидание.

– Не ленитесь изучать разные игры, шарады, загадки. Например, самая обычная игра «в города» поможет вам вместе с ребенком не только не заскучать, но и станет отличной зарядкой для мозгов.

– Если ребенку скучно что-то делать, например, завязывать шнурки или собирать одежду, предложите соревнование на время: кто выполнит задание быстрее – тот и молодец.

– Может быть, вашему ребенку действительно скучно возиться со сто десятой радиоуправляемой машинкой? Он гораздо охотнее поможет вам помыть посуду или включить стиральную машинку – позвольте ему это.

– Никто не появляется на свет с врожденным . Чтобы ребенку не было скучно наедине с дорогущим модным конструктором, сначала объясните, как его собирать.

– Не стоит мыслить шаблонами. Например: «Все дети обожают цирк». Не все. Возможно, вашему чаду в цирке будет очень скучно, а вот в интерактивном музее – очень интересно.

Главное, не скупитесь на оригинальные выдумки: подскажите ребенку, что можно собирать икебану, складывать бумажные пароходики, делать бусы из баранок или устраивать «банный день» для игрушек. Помогите ему найти занятие, которое действительно не даст заскучать.