Пластилинография в детском саду конспекты. Пластилиновые картины в нетрадиционной технике рисования. Кружок по пластилинографии

20798

Пластилинография (или пластилиновая живопись) - это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.

Польза пластилиновой живописи

Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.

При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.

На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.

Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.

Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу. Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.

Занятия можно начинать с двух - трёх лет , обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.

Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии "Открытка с пингвиненком". Для детей старше 5 лет, с мамой 3+.



Цели и задачи пластилинографии

Цель пластилинографии - развитие творческих и художественных способностей детей.

Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)

Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.

  • заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
  • ознакомить с новым занятием - пластилиновой живописью;
  • получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
  • развитие чувства формы, цвета, композиции;
  • тренировка мелкой моторики, подготовка к письму;
  • воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, эстетического вкуса.

Начать заниматься могут дети 2-х - 3-х лет, при этом нужно использовать простейшие приёмы (не более двух). К 4-м - 5-ти годам можно переходить к техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.

Скачать шаблоны для лепки

Задачи для старшего возраста (6-7 лет)

Возраст шесть - семь лет - переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.

Особенностями детей шести - семи лет является то, что в этом возрасте главным остаётся наглядно - образное мышление, чувствительность в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и деталей.

Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:

  • изучение новых видов - пейзажи, изображения животных и людей, фантазийные работы;
  • развитие инициативности, способностей к творчеству;
  • получение навыков использования различных подручных средств;
  • развитие способности к сочетанию и соединению различных цветов;
  • обучение новым способам - барельеф и изразец, работа шприцем, «финишная отделка» - изготовление рамок, альбомов и т. п.

Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:

  1. нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
  2. затем перенести маркером рисунок на основу;
  3. выполнить работу в пластилине;
  4. оформить итог работы - сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.

Преимущества пластилиновой живописи:

  • несложная в работе техника;
  • снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
  • тренирует мелкую моторику;
  • легко исправлять ошибки, и вносить изменения.

В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.

Темы для работ должны быть знакомы детям - это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).

  • использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
  • основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
  • приготовить рабочее место для творчества - доску или клеёнку, влажную салфетку;
  • до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
  • после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом - мыть с мылом;
  • делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
  • покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить.
Самый мягкий пластилин фирмы Jovi и Луч Кроха.

Материалы для пластилинографии:

  • пластилин (предпочтительно восковой, он удобнее в работе и ярче);
  • основа (картон, пластик, стекло);
  • технические средства (стеки - специальные пластмассовые ножики; палочки, зубочистки и т. п.);
  • декоративные элементы (бисер, пуговицы, бусы, нитки, лоскуты ткани, крупа, пайетки, природные материалы - жёлуди, листья, шишки, ветки, ракушки, скорлупа, орешки, семена, мелкие камешки, зернышки и т. п.);
  • шприц медицинский или кондитерский;
  • влажная салфетка вытирать руки;
  • доска для раскатывания колбасок и шариков.

Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.

Видео - урок по лепке

Лепим новогоднего пингвина http://artplastilin.ru/intro/

Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/

Приёмы и способы пластилинографии

Рисование мазками

Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.

Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить - длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).

Можно использовать такую технику - размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.

Рисование шариками из пластилина

Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.

Расплющивание по основе скатанных шариков

Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.

Размазывание на большой поверхности

Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.

Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов - палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.

Скатывание пластилиновых колбасок

Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма - множество.

Выдавливание пластилина из шприца

Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.

Оригинально смотрится сочетание различных приёмов - объёмная аппликация и фон, выполненный методом размазывания.

Виды пластилиновой живописи.

  • Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
  • Обратная (витражная) . Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности - стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.
  • Модульная . В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
  • Мозаичная . В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
  • Контурная . Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
  • Многослойная . В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.
  • Фактурная . В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида - барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).

Занятие по пластилинографии: Украсим кукле платье.

Цель:

Учить детей украшать платье в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

2.Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

3.Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.

5.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Речевая задача: Закреплять названия цветов – красный, желтый, зеленый, синий. Закрепить употребление в речи существительных с обобщающим значением: одежда.

Ход занятия:

В гости к детям пришла кукла (плоскостная). Предлагаем детям познакомить её с куклами нашей группы.

Во время знакомства кукла хвалит нарядную одежду кукол. Она говорит, что тоже хочет иметь такие красивые платья. Воспитатель предлагает детям помочь кукле. Она показывает детям заранее приготовленные заготовки платья и предлагает их украсить цветными горошинами и подарить кукле. Дети соглашаются.

Дети садятся за столы. На них заранее разложены заготовки платьев, пластилин.

Прежде чем начать украшать платья, мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра: Швейная машинка

Колесо вращаю я,

Кисти рук сжаты и вращаются.

Быстро движется игла.

На машинке швейной ловко

Стучим пальчиками по столу

Научилась шить сама.

Протягиваем руки

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем “рисовать” горошины?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Покажите пальчиком, где будем рисовать горошины.

Дети показывают.

Воспитатель: Посмотрите, сколько горошин на платье?

Дети: Много.

Воспитатель: Мы тоже много горошин нарисуем.

Каким цветом мы будем рисовать горошины?

Дети: Красным, синим…

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям) Взяли все пластилин.

Катя, какого цвета ты взяла пластилин? Миша, а ты какого цвета взял пластилин?

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на платье, надавили на шарик пальцем. Посмотрите, какая горошина у нас получилась!

Работа детей.

По окончанию занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какие красивые платья в разноцветный горошек у нас получились, как рада кукла своим новым нарядам. Кукла примеряет свои новые наряды, хвалит детей.

Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: “Вышла курочка гулять свежей травки пощипать...”

Цель:

Учить детей рисовать “травку” в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей приему размазывания, т. е. надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки.

2. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска.

4. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача: Активизировать речь детей: ко-ко-ко, пи-пи-пи, курочка, цыплята, зеленая травка, гулять.

Ход занятия:

Обращаем внимание детей на курочку.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какая красивая курочка к нам пришла. А кто это пищит пи-пи-пи?

Дети: Цыплята!

Показываем картинки, на которых нарисованы цыплята.

Воспитатель: Правильно, это курочка привела с собой и своих деток-цыплят! Только что - то они так жалобно пищат? Давайте спросим у мамы курицы, что случилось?

Оказывается, вышла курочка со своими цыплятами гулять, свежей травки пощипать…А травки нет! Давайте поможем цыплятам, нарисуем им травку.

Дети: Давайте.

Дети садятся за столы, на которых заранее разложены заготовки картинок (изображение цыплят), пластилин.

Прежде чем начать “рисовать” травку, мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (сжимаем, разжимаем руки)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками по столу, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (поглаживаем животики)
Выпили водицы полное корытце (разводим руки в сторону).

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать травку?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Покажите мне пальчиком, где мы будем рисовать травку?

Дети показывают.

Воспитатель: Каким цветом мы будем рисовать травку?

Дети: Зеленым.

Воспитатель:

Взяли все зеленый пластилин. Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили его рядом с цыпленком, надавили на скатанный шарик пальцем и размазали его вверх.

Итог: Предлагаем детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какая густая травка у нас получилась, как рада курочка и цыплята, хвалим детей.

Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: Листопад.

Цель:

Учить детей рисовать осенние листочки в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).

2. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

3. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

4.Развивать мелкую моторику пальцев.

5.Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Реч задача: Обогащение словаря: листопад, вьются, пасмурно, дождливо.

Активизация словаря: желтый, зелёный, красный, листья, листопад.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой красивый букет осенних листьев я вам принесла.

  • Листья раньше росли на деревьях, но пришла осень, на улице стало холодно, дождливо и листья с деревьев начали падать. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это осеннее явление?
  • Правильно. Листопад.

Под музыкальную композицию П.Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из альбома ”Времена года” разбрасываем листочки.

Воспитатель: Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

Воспитатель: Посмотрите, какой листопад у нас получился.

Предлагаем детям поднять листья, спрашиваем какого они цвета.

Воспитатель: А давайте с вами нарисуем листопад и подарим его мамам!

Дети садятся за столы, на которых заранее разложены изображения силуэтов деревьев, пластилин.

Воспитатель: Прежде чем начать “рисовать” листопад мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

Мы листочки -2 раз (сжимать, разжимать ладошки)

Мы осенние листочки

Мы на дереве висели

Ветер дунул ууууууу полетели (плавные движения руками)

Мы летали-2 раз

И под дерево упали.

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать листья?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Покажите мне пальчиком, где мы будем рисовать листья? Дети показывают.

Воспитатель: Каким цветом будем рисовать листья?

Дети: Красным, желтым.

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям) Взяли пластилин.

Ира, какого цвета ты взяла пластилин? Петя, ты какого цвета взял пластилин?

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили получившийся шарик на веточки дерева, надавили на скатанный шарик пальцем и размазали его.

Во время работы помогаем детям, используя прием ” рука в руке”.

Итог: Предлагаем детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какой красивый, разноцветный листопад у нас получился, на цвет листьев, хвалим детей.

Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: «Шубка» для ежиков.

Цель: Учить детей передавать образ ежика в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Обучать детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска.

2.Продолжать обучать размазыванию “ иголочек” на ограниченном пространстве.

3.Воспитывать отзывчивость

Предварительная работа: Накануне с детьми проводится беседа о ёжике. Где живет. Что есть у ежика. Зачем ежику иголки.

Обращаем внимание детей на какие-то звуки, раздающиеся в корзинке.

Воспитатель: Ребята послушайте, что это за звуки? Кто там к нам пришёл.

Воспитатель: Достаем из корзинки… Он живёт в лесу дремучем, сам он круглый и колючий. Угадайте, кто же это? Ну конечно, это (показываем)… ежик.

Воспитатель: Лера кто это… Катя кто это…

Да это ёжик! Какая у него колючая шубка! Как много иголочек у ежика на спинке растет! Потрогайте его иголки (дети трогают ежика).

Воспитатель: Осторожно трогайте, не уколитесь! Иголочки у ежа длинные, острые! Петя, какие иголочки у ежа? А каким цветом иголочки? А вы знаете, зачем ежу там много иголочек нужно? Эти иголки ежика от врагов защищает. Захочет его волк обидеть, а он его иголочками уколет, волк и убежит! Обращаем внимание детей на то, что в корзинке еще кто-то есть.

Воспитатель: Ребята, оказывается ежик пришел к нам в гости не один, а со своими друзьями-ежами. Достаем картинки.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а у этих ёжиков есть колючие шубки? (растут иголки на спинке?) Дети : Нет

Воспитатель: Чем же или как они будут от врагов защищаться? Давайте поможем ёжикам, “нарисуем” им иголки.

Предлагаем детям сесть за столы.

Воспитатель: Давайте подготовим наши ручки к “рисованию”. Разминка для рук:

Ежик маленький замерз

И в клубок свернулся

Солнце ежика согрело

Ежик развернулся

Воспитатель: Посмотрите, чем мы будем “рисовать” иголки для ежика?

Дети : Пластилином.

Воспитатель : Молодцы, а теперь посмотрите на ёжика, и покажите мне пальчиком, где у ежика спинка, где мы будем “рисовать” иголки. А каким цветом мы будем рисовать ежу иголки?

Обращаем внимание детей на мольберт, на котором прикреплена заготовка ежика у воспитателя.

Воспитатель: У меня тоже есть ежик, и я вместе с вами буду рисовать ему иголочки.

Взяли все кусок черного пластилина. Другой рукой отщипнули маленький кусочек пластилина. Надавливаем его на спинку ежика и размазываем.

Все свои действия воспитатель показывает на мольберте. В течение выполнения работы воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям. Используя прием “ рука в руке” или повторное словесное объяснение.

Воспитатель: Какие у нас замечательные ежата получились. Несите их все ко мне.

Воспитатель: По сухой лесной дорожке, топ-топ топочут ножки, ходит, бродит вдоль дорожек, весь в иголках серый ежик… Дети подносят ежиков, воспитатель их прикрепляет к стенду.

Воспитатель: Ребята что мы с вами делали?

Дети: Рисовали иголочки для ежей.

Воспитатель: Посмотрите, как ежата радуются своим новым колючим шубкам. Молодцы ребята, постарались, нарисовали. Теперь им не один враг не страшен.

Занятие по пластилинографии: “Как у котика усы удивительной красы…”

Цель:

Учить детей рисовать усы коту в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей размазывать пластилиновые шарики справа налево и слева направо, создавая изображения “усов” у кота.

2. Продолжать обучать детей работать на заданном пространстве.

5. Вызвать у детей доброе чувство к животным.

Речевая задача: Побуждать использовать слова, обозначающие части тела. Употреблять уменьшительно-ласкательные формы имени существительного.

Ход занятия:

Обращаем внимание детей на то, что где-то кто-то мяукает.

Воспитатель: Дети послушайте, кто это мяукает? Дети: Котенок.

Воспитатель: Давайте позовем котенка! Дети: Кис-кис-кис.Появляется котенок.

Воспитатель: Кто это? Дети: Котенок.

Вместе с воспитателем дети рассматривают котенка (шерстку, ушки, хвостик, лапки, глазки). Особое внимание уделяем усам.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Воспитатель: Ребята, котенок нам хочет всем подарить свои портреты.

(Показываем картинки с изображением кота). Посмотрите - на портрете чего-то не хватает. Что забыл нарисовать художник? Дети: Усы.

Воспитатель: Ребята давайте нарисуем коту усы. Дети: Давайте.

Дети садятся за столы. На столах заранее разложены заготовки картин (изображение кота) пластилин. Прежде чем начать рисовать усы, мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка. (пальчики идут по столу)
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
(сжимать разжимать кулачки)
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
(скребем по столу)
Цап-царап (сжимать разжимать кулачки)

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать усы коту?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Каким цветом мы будем рисовать усы? Дети: Черным. Воспитатель: Покажите пальчиком, где мы будем рисовать коту усы.

Дети показывают.

Воспитатель: Покажите пальчиком, как мы будем рисовать усы.(Показывают движение пальцем).

А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Взяли все черный пластилин.

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на мордочку котенка, надавили на шарик пальцем и размазали его в сторону.

Работа детей.

Итог: Предлагаем детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какие у всех котят усы удивительной красы получились! Кот хвалит всех детей за такие усы. Оставляет свои портреты и уходит домой. Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: Букет для мамы.

Цель:

Учить детей создавать букет для мамы в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт вазона.

2. Закреплять прием вдавливания.

4. Развивать мелкую моторику пальцев

5. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Речевая задача: Букет, цветы, мамин праздник.

Ход занятия:

Воспитатель: Приближается мамин праздник, 8 марта. Каждая мама будет рада букету цветов. Давайте мы с вами создадим красивые букеты цветов и подарим их своим мамам.

Дети: Давайте.Привлекаем внимание детей к готовому образцу на мольберте.

Воспитатель: Подарю я мамочке сказочный букет.

Простоит он в вазочке много-много лет.

Вот такие сказочные букеты мы сейчас с вами будем создавать.

Дети садятся за столы, на которых заранее приготовлено:

1.Картинка с изображением вазы.

2.Пластилин.

3. Макаронные изделия, окрашенные в разные (основные) цвета.

Пальчиковая игра:

Наши алые цветки - распускают лепестки. (Сжимаем, разжимаем кулачки)

Ветерок чуть дышит, ветерок колышет. (Потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши желтые цветки - закрывают лепестки . (Сжимаем, разжимаем кулачки)

Тихо засыпают, головками качают . (Кисти рук опустить вниз. Круговые движения кистями рук).

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем создавать такой сказочный букет. (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям).

Воспитатель: Сначала мы будем рисовать листочки. Какого цвета листья у цветов?

Дети: Зеленого. Воспитатель: Возьмите кусочек зеленого пластилина.

Катя, какого цвета ты взяла пластилин? Павел, а ты взял пластилин какого цвета?

Скатайте из него шарик. Готовый шарик положите над вазой и пальчиком надавите на него, расплющите, чтобы листок закрепился на основе.

(Размазываем пальчиком от середины к краям). Вот какой у нас листик получился! Давайте сделаем ещё один листочек. (Делаем несколько листочков).

Воспитатель: Теперь на эти листочки мы будем прикреплять (вдавливать) цветочки. Посмотрите, у вас на столах лежат такие красивые, разноцветные цветы. Берем по одному цветку и пальчиками вдавливаем его в листочки. (Цвета дети выбирают самостоятельно).

Итог: Предлагаем детям рассмотреть свои работы.

Воспитатель : Какие чудесные у вас букеты получились! Вы все очень старались, ваши мамы будут очень рады!
Я пришел сегодня к маме.

С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,

Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы –

Небывалой красоты.
Эти чудные цветы
Я не рвал, не покупал,

Я их сам нарисовал.

Занятие по пластилинографии: Мячики для котенка.

Цель:

Учить детей создавать мячики для котенка в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

3.Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина.

4.Развивать мелкую моторику пальцев.

5.Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: Активизация речи детей: Котенок, кот, котик, разноцветные мячи, коготки, цап-царап.

Ход занятия:

Обыгрывание игрушки. Котенок играет с мячиком.

Воспитатель: Кто это? Что он делает? Дети: Это котенок, он играет мячиком.

Воспитатель: Как вы думаете, ему грустно или весело? Дети: Ему весело!

Воспитатель: Почему ему весело? Дети: Он играет с мячиком.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а у меня есть другие котята, но они такие грустные.

Показываем картинки с изображением котят.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они такие грустные? Дети: У них нет мячика.

Воспитатель: А давайте мы нарисуем и подарим котятам мячики, чтобы их развеселить!

Дети: Давайте. Воспитатель:

Серый котик игрунок

Мячик бросим мы тебе

Ты с мячиком играй

И не скучай.

Дети садятся за столы.

Прежде чем начать рисовать мячики мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка. (Пальчики идут по столу)
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
(Сжимать разжимать кулачки)
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
(Скребем по столу)
Цап-царап (сжимать разжимать кулачки)

Рассматривание разнообразных мячей: разноцветных, больших и маленьких.

Воспитатель: Посмотрите на мячик. Какой он формы?

Дети: Круглой. Воспитатель: А какого цвета?

Дети: Красного (зеленого, синего и т.д.)!

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать разноцветные мячи с помощью пластилина.

Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям.

Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина любого цвета.

Оля, какого цвета ты взяла пластилин? Ваня, а ты какого цвета взял пластилин?

Скатайте из него шарик. Готовый шарик положите рядом с котенком и слегка надавите на него, расплющите, чтобы мячик закрепился на основе.

Занятие по пластилинографии: “Вот поезд наш едет, колеса стучат…”

(коллективная работа)

Цель:

Учить детей создавать колеса для поезда в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в нужном месте.

2.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

4.Развив глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: Активизация речи детей: паровоз, мчится, блестящий.

Ход занятия:

Обращаем внимание на игрушки: зайчик, лисичка и т.д.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие у нас сегодня игрушки грустные сидят.

Давайте у них спросим, что случилось? Дети: Давайте.

Воспитатель: Оказывается, они собрались поехать на поезде в деревню, а поезд сломался! Ребята, а мы можем помочь нашим игрушкам? Мы можем починить поезд? Дети: Можем!

Обращаем внимание на мольберт, где прикреплено изображение поезда.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что сломалось у поезда? Дети: Колеса.

Воспитатель: Да, посмотрите, у вагончиков нет колес. Надо вагончикам новые колеса сделать!

Дети садятся за столы.

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая игра:

Поезд мчится и свистит
Да колесами стучит:

Я стучу, стучу, стучу, Всех до дачи докачу! (хлопки расслабленными руками по столу)

Пых-пых-пых,
Чух-чух-чух! (Руки согнуты в локтях, кулаки сжаты, вращательные движения руками)

Всех до дачи докачу!! (хлопки расслабленными руками по столу).

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать колеса с помощью пластилина.

Рассматривание колес.

Воспитатель: Посмотрите, колесо, какой формы? Дети: Круглой. Воспитатель: А какого цвета? Дети: Черного. Воспитатель: А сколько колес у поезда? Дети: Много.

(Второй год обучения: усложнение - к красным вагончикам прикрепляем красные колеса, к синим вагончикам синие колеса и т.д.)

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем “ чинить колеса у поезда ” (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям)

Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина.Оля, какого цвета ты взяла пластилин? Ваня, а ты какого цвета взял пластилин? Скатайте из него шарик. Получившийся шарик расплющите между ладошек. Работа детей.

Воспитатель: Посмотрите, какое круглое колесо получилось. Теперь подойдем к поезду и прикрепим это колесо к вагончику.По завершению работы, предлагает детям рассмотреть её.

Паровоз, паровоз новенький блестящий,

Он вагончик везет самый настоящий.
Кто едет в поезде – плюшевые мишки,
Зайцы веселые, куклы и мартышки.

ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Занятие по пластилинографии: Лошадка.

Цель:

Учить детей завершать рисунок в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить детей самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок.

2.Закреплять умение размазывать линии в разных направлениях.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Речевая задача: Знакомство с новыми словами: грива, морда, копыта, блестящая шерсть.

Ход занятия: Обращаем внимание на ржание лошадки.

Воспитатель: Послушайте, кто это за дверью ржет? Дети: Лошадка.

Заносим лошадку в группу. -Но!- сказали мы лошадке. И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру. Вот и дом. Лошадка, тпру!
Рассматривание лошадки. Воспитатель: Посмотрите, какая красивая лошадка к нам прискакала! А какой у неё длинный хвостик! Ника, покажи, где у лошадки хвостик! А глазки? А это что у лошадки? Дети: Голова, ножки, грива…

Воспитатель: А вы знаете, зачем к нам прискакала лошадка? Она хочет, что- бы мы дорисовали её портрет, художник очень торопился и не успел нарисовать его! - Давайте поможем лошадке?

Дети садятся за столы, на которых заранее разложены:

1.Незавершенные картинки лошадки.2.Пластилин.

Пальчиковая игра:

Посмотрите, что за пальчики (сжимаем, разжимаем кулачки)

Ловко скачут, как лошадки (Стучим пальчиками по столу)

На бревно и на пенёк

Прыг да скок, прыг да скок.

Воспитатель: Посмотрите, что не дорисовал художник лошадке? Дети: Гриву, хвостик.

Воспитатель: Какой хвостик у лошадки? Дети: Длинный, пушистый, черный.

Покажите пальчиком, где у лошадки хвостик будем рисовать? Каким цветом будем хвостик рисовать? Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать хвостик. (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям) Воспитатель:

Лера, какого цвета ты взяла пластилин? Миша, а ты взял пластилин какого цвета?

Отщипните от него маленький кусочек. Скатайте между пальчиками. Положите на лошадку, надавите на скатанный шарик пальцем и оттяните его вниз.(Так мы делаем много раз, пока хвостик у лошадки не будет длинным и пушистым).

Воспитатель: А теперь мы будем рисовать гриву у лошадки. Где растет грива у лошадки?

Дети: На шее. Воспитатель: Покажите пальчиком, где шея у лошадки, где мы будем рисовать гриву? Дети показывают.

Воспитатель: Каким цветом будем рисовать гриву у лошадки? Дети: Черным.

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать гриву. (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Возьмите кусочек черного пластилина.

Ника, какого цвета ты взяла пластилин? Коля, а ты взял пластилин какого цвета? Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на шею лошадки, надавили на скатанный шарик пальцем и оттянули его вниз.

По окончанию работ, предлагает детям рассмотреть свои работы.

Воспитатель : Какие важные, гордые у нас лошадки получились! Отдаем портреты лошадке, она ими восхищается, хвалит детей и покидает нас.

Занятие по пластилинографии: Подводное царство.

Цель: Учить детей рисовать рыбок и водоросли в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки.

2.Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.

3.Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5.Учить доводить дело до конца.

Речевая задача: Аквариум, круглый, квадратный, водоросли, зеленые, плавают.

Ход занятия:

Обращает внимание детей на аквариум.

Воспитатель: Ребята, что вы видите в аквариуме? Дети: Рыбки, водоросли. Воспитатель: Предлагаем рассмотреть рыбок, сказать, какого они цвета. Дети: Красные, синие, желтые, зеленые. Воспитатель: А водоросли - травка какого цвета? Дети: Зеленого.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у меня аквариумов, но они все пустые! (Показываем бумажные силуэты). Давайте заселим их рыбками и подарим нашим куклам, что бы и у них был аквариум!Дети садятся за столы.

Пальчиковая игра:

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». изображая

ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются

То зароются в песке!

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать рыбок и водоросли в аквариуме? Дети: Пластилином.

Воспитатель: начинаем рисовать рыбок вместе со мной! (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Дети, взяли пластилин! Оля, какого цвета ты взяла пластилин? Ваня, а ты какого цвета взял пластилин? Воспитатель: Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили в аквариум, надавили на скатанный шарик пальцем и размазали его чуть вверх. Затем опять ставим пальчик на этот, шарик надавливаем на него и размазываем его чуть вниз. У нас получилась рыбка. Только одной рыбки будет скучно в аквариуме жить, давайте много рыбок нарисуем! Дети рисуют 3-4 рыбки, используя разные цвета пластилина.

Воспитатель: А теперь мы им нарисуем водоросли – травку. Каким цветом мы будем рисовать водоросли? Дети: Зеленым. Воспитатель: Покажите пальчиком, где мы будем рисовать водоросли. Как мы будем рисовать водоросли? Дети показывают.

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Взяли все зеленый пластилин. Надя, какого цвета ты взяла пластилин? Коля, а ты какого цвета взял пластилин? Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на низ (дно) аквариума, надавили пальчиком и потянули его кверху.Предлагаем детям рассмотреть получившееся подводное царство. Обращаем внимание, какие длинные, зеленые, густые водоросли получились и какие разноцветные красивые рыбки плавают в аквариуме. Хвалим детей. Размещаем аквариумы в кукольном уголке.

Усложнение: Размазываем по дну песок. Вдавливаем “камни”. Водоросли делаем из раскатанных между ладошек “колбасок”.

Занятие по пластилинографии: Кудряшки для овечки.

Цель:

Учить детей создавать кудряшки для овечки в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей для создания “кудряшек “ у овечки пользоваться вспомогательным приспособлением – круглой стекой.

2.Закреплять умение детей прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук.

4. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: овечка, белые кудряшки, шерсть-шерстка.

Ход занятия:

Показываем детям картинку: на одной изображена овечка с кудряшками, на другой нарисован силуэт овечки.

В одном селе у речки жили овечки.
Одна овечка была белая, кудрявая!
И очень-очень веселая!

А другие были серыми и грустными!

Ребята мне очень жалко этих серых, грустных овечек. А вам? Дети: Жалко!

Воспитатель: А вы хотите их обрадовать! Нарисовать им белую, кудрявую шерстку!

Дети: Да. Дети садятся за столы.

Пальчиковая игра:

Возле речки гуляют овечки. (крутим сжатыми в кулак руками).

А у овечки вся шерстка в колечках

Раз колечко (соединяем в колечко большой и указательный пальчики левой руки.)

Два колечко!

Три колечко!

Четыре колечко! Повторяем то же самое правой рукой!

Воспитатель: Вместе со мной начинаем рисовать шерстку для овечек. (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям).

Воспитатель: Какого цвета шерстка у овечки?

Дети: Белого!

Воспитатель: Взяли белый пластилин.

Лера, какого цвета у тебя пластилин? Владик, а ты взял пластилин какого цвета?

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на овечку, надавили на скатанный шарик пальцем. Отщипнули еще маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на овечку, рядом с уже прикрепленным кусочком пластилина и надавили на скатанный шарик пальцем.

(Так мы делаем много раз, пока все туловище овечки не покроется белыми шариками).

Усложнение:

Воспитатель: Украсим наших овечек! С делаем овечкам “ кудряшки”!

Возьмем стеки (полые трубочки) и придавим вертикально ими по пластилину. Прижали стеку к пластилину - подняли. Прижали стеку к пластилину - подняли…

Итог работы: предлагаем детям рассмотреть своих овечек. Обращаем внимание детей на то, что все овечки стали веселыми. Почему? У них теперь кудрявые, белые шерстки. Хвалим детей!

Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты…»

(коллективная работа)

Цель:

Учить детей создавать одуванчики цветы в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа.

2.Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук.

4. Умение работать в коллективе.

Речевая задача: Активизация словаря - желтый одуванчик, лучик золотой. Учить отвечать полным ответом на вопрос: какой?

Ход занятия:

Вносим в группу букет из одуванчиков. Чтение стихотворения

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые цветы! Называются они – одуванчиками.

Этот цветок, похожий на маленькое золотое солнышко, растет повсюду: в огородах и садах, на лугах и полях, по обочинам дорог и на нашем участке. Его ярко-желтые цветочки собраны в круглую корзинку. Рассматривание цветка:

Воспитатель: Скажите, дети, какую форму вам напоминает цветок одуванчика?
Дети: Форму круга. Воспитатель: Действительно, одуванчик имеет округлую форму с пушистыми краями. Это все оттого, что цветок одуванчика состоит их большого количества отдельных цветочков. Показываем детям цветок с близкого расстояния, чтобы каждый мог в этом убедиться.
Обращаем внимание на лист одуванчика, он похож на маленькую елочку, а каждая отдельная часть листика похожа по форме на треугольник.Обращаем внимание детей на незавершенную композицию картины, предлагаем детям завершить её, дорисовать одуванчики и украсить этой картиной группу.
Дети садятся за столы.

Пальчиковая игра:

Светит солнышко в окошко, («фонарики») Потанцуем немножко

Прыг-скок.. (хлопаем)

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанцуем мы немножко Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанцуем мы немножко Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем)

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина.

Оля, ты взяла пластилин, какого цвета? Ваня, а ты взял пластилин какого цвета?

Скатайте из него шарик. Готовый шарик расплющите между ладошек.

Посмотрите, у вас получилось круглое “солнышко”. А теперь подойдите к картине. Покажите пальчиком, куда вы будете прикреплять цветочки (дети показывают на кончик стебелька).

Цветок прикрепите на картину к стебельку.

Обращаем внимание детей на то, что кончик цветка пушистый. Чтобы на нашей картине он был такой же, надо его распушить. Пальчиком размазываем диск, делаем как бы лучики солнышку.

Воспитатель : Посмотрите, какая замечательная получилась поляна!

В конце занятия можно провести хоровую игру

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.


Пластилин - один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины.

Что такое пластилинография

Пластилинография - разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными, выразить себя, передать настроение могут как маленькие дети, так и подростки. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков. Достаточно проявить немного воображения и дать волю своей фантазии.

Виды картин из пластилина

Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков.

Очертания предметов на гладком фоне являются признаком рельефных изображений. Например, контуры рыбки или ее чешуя. Такие картины напоминают лепнину.

Также рисунки могут включать в себя полные детали и создаются по шаблону с предварительно заготовленными трафаретами для пластилина. Кончики каждого элемента сглаживаются (стираются) с новым куском картины.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал - это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись:

  • горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло.
  • доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей;
  • набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы;
  • влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук;
  • различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры - зубчатыми колесиками, многогранниками;
  • медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы.

Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы.

В магазинах продаются наборы для рисования пластилином, включающие необходимый материал и инструменты для работы. Их ассортимент огромен, поэтому подобрать подходящий в соответствии с возрастом и интересами малыша будет несложно.

Преимущества пластилинографии

Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно. Преимуществами пластилинографии можно назвать:

  • простоту в работе;
  • снятие мышечного и нервного напряжения;
  • развитие моторики рук;
  • легкую корректировку: картину всегда можно переделать.

Пластилинография в детском саду

Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не будет ставить перед ребятишками сложные задачи, чтобы не отбить у них охоту работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется периодически делать перерывы на физминутку.

Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.

Описание процесса пошагово

Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:

  1. Выбор рисунка-основы, цветов для фона и будущего изображения. Малышам лучше всего начать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками. Размер первых рисунков следует выбирать небольшой, ¼ листа формата А4.
  2. Перенесение выбранного эскиза на картон. Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
  3. От брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу. При этом можно использовать различные способы лепки - раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание и прочие.
  4. В работе над изображениями из большого числа деталей, требующими четкой прорисовки предметов, поможет медицинский шприц без иглы, внутрь которого требуется поместить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на батарее или в емкости с теплой водой), после чего выдавить тонкими нитями. Для получения более толстых нитей подойдет кондитерский шприц. Мягкие переходы между цветами можно получить путем смешивания в руках необходимых оттенков пластилина. При этом следует учитывать, что не нужно соединять более двух цветов одновременно.

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия мамы. С ней, к примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно, длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать сухой салфеткой, а потом вымыть теплой водой.

Способы рисования пластилином

Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такую технику рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально смотрится картина, в которой стили смешаны. К примеру, объемная аппликация и размазывание. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, штрихи зубочисткой, насечки пластмассовым ножичком и т. д.

Техника рисования спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получался рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или простые розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.

Рисование мазками - необычайно красивая техника, которую могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.

Наряду с другими техниками рисования пластилином детям нравится объемное исполнение . Для воплощения картины требуется скрутить множество маленьких колбасок и создать из них задуманный шедевр.

На заметку

При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности:

  • При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым - оранжевый, синий с красным - фиолетовый.
  • При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества.
  • Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой.
  • Примешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого - пастельный.

Приемы лепки

Лепка фигур может производиться несколькими способами:

  • Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей - самый удобный способ рисования пластилином. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.
  • Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
  • Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
  • Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
  • Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
  • Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.

При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца (без иглы).

Рисование пластилином для детей - это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.

Не так давно декоративно-прикладное искусство обогатилось еще одной техникой – пластилинографией. Новый вид рисования успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в детском саду, а также в начальной школе. Что же это такое?

Пластилинография, как можно догадаться из названия, это рисование пластилином. Основой для картины может служить картон или другая достаточно твердая горизонтальная поверхность.

Создаваемые объекты имеют более или менее выраженный рельеф, а в качестве декора допускается использование и других материалов: зернышек, бусинок, крупы и прочего. Как видите, пластилинография соединила в себе самые любимые у малышей виды творчества: рисование и лепку.

Особенности техники

С раннего возраста дети : они умеют раскатывать его в руках, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Пластилинография расширяет возможности: ребенок учится размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

Очень важно, чтобы педагог внимательно следил за пальчиками детей, приучая их к правильным приемам. Например, размазывая пластилин, следует двигаться в определенном направлении: слева направо и сверху вниз. Работать нужно только подушечкой напряженного пальчика, следя, чтобы он не гнулся.

Знакомство с пластилинографией для малышей начинается с простых и незатейливых сюжетов. Маленькие дети любят яркие цвета, а потому для первых занятий отлично подойдут темы: «Солнышко», «Радуга», «Цветик-семицветик».

Рисовать пластилином полезно!

То, что работа с пластилином играет огромную роль в развитии ребенка , не является преувеличением! Посмотрите, как много пользы приносят занятия пластилинографией с младшими дошкольниками:

  • развивается мелкая моторика, глазомер и тактильные чувства;
  • реализуется познавательная активность;
  • обогащается словарный запас ребенка;
  • развиваются сенсорные способности;
  • происходит знакомство с окружающим миром;
  • формируется эстетический вкус;
  • предоставляется возможность выразить свои эмоции.

Все эти положительные стороны способствуют прекрасной , ведь ручки ребенка становятся более послушными, что облегчает освоение навыков письма.

План занятия и этапы обучения

Занятия пластилинографией в детском саду можно проводить уже в младшей группе – с 3-х летнего возраста, начиная с основ и постепенно усложняя задания.

Обучение технике рисования пластилином состоит из трех основных этапов:

  1. Обучение приему надавливания (скатываются небольшие шарики пластилина и прижимаются к картонной основе надавливанием пальца).
  2. Обучение приему размазывания (небольшие кусочки пластилина размазываются по основе).
  3. Соединение приемов надавливания и размазывания.

План занятия с дошкольниками:

  1. В вводной части занятия задается эмоциональный настрой – обыгрывается персонаж или сюжет.
  2. Основная часть – это сам процесс создания картинки: малыши усаживаются за рабочие места и слушают воспитателя, который объясняет им технику рисунка. Во время практического занятия проводится небольшая гимнастика для уставших пальчиков.
  3. В заключительной части педагог не только подводит итог, но и позволяет ребятам продемонстрировать свои творения.

Сложность композиции зависит и от возраста ребенка, и от его опыта в этом виде технике. Ребята постарше любят рисовать животных, активно используют вспомогательные средства и материалы.