Педагогические наблюдения в детском саду. Ведения дневника наблюдения за детьми Наблюдение за ребенком в детском саду пример

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

Большая семья: живем дружно

Большая семья - настоящее маленькое государство. Под одной крышей ежедневно встречаются несколько поколений. Это место, где можно найти понимание и сочувствие. Но сохранить мир непросто.
Главные плюсы большой семьи: у ее членов формируется уверенность в себе, способность преодолевать трудности, эмоциональная стойкость. Такая семья питает положительной энергией, но взамен требует внимания и неукоснительного выполнения общих правил. Получается, родственные связи - это бесконечные взаимные обязательства, в море которых легко можно потерять часть своего «я», а также хороший кусок личного пространства. Может возникнуть ситуация, когда все в семье действуют вразнобой, отсюда возникают ссоры и конфликты. Чтобы исправить положение, можно собрать семейный совет и обсудить правила взаимодействия со всеми членами семьи. После откровенного разговора чаще всего исчезают поводы для ссор, спадает напряжение в отношениях.

Как наивны были древние греки, в частности философ Теофраст, который в своем трактате «Характеристики» сказал: «Бестактность -это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя».
Конечно, можно допустить мысль, что соседка тетя Рая, которая, поздравляя вас с днем рождения, не преминет упомянуть, что годы идут, а работа не волк, на самом деле бесхитростно желает вам скорее выйти замуж и забыть о карьере. Можно также оправдать малолетнего племянника, прямодушно сравнивающего ваши глаза под очками с фарами новенького фольксвагена - его бестактность зиждется на отсутствии жизненного опыта. Но в современном мире куда больше людей, которые специально бросают провокационную фразу, чтобы насладиться вашей острой реакцией - смущением, раздражением или агрессией. Например, «подруга», которая при мужчине, явно к вам неравнодушном, интересуется, как прошел ваш визит к проктологу. Или сотрудница, стремясь подставить вас перед начальством, задает «невинный» вопрос о том, удалось ли вам скачать очередную серию модного сериала - в разгар рабочего дня. Это не кто иные, как тролли. И если поведение тети Раи можно оправдать недостатком воспитания и простодушием, то у троллей, как правило, совсем другая мотивация.

Как известно, основным документом, на основании которого можно судить о работе воспитателя, является регулярно составляемый им план. Но, к сожалению, в этом документе не всегда отражается индивидуальная работа с отдельными детьми и ее результаты.

Отсутствие четкой системы в записях о проведении с детьми индивидуальной работы порождает разрыв между планированием и учетом. Причем, как это часто наблюдается, в плане значительно беднее отражается индивидуальная работа, чем при учете.

Вместе с тем следует отметить, что, как бы хорошо ни велся учет проведенной работы, он не дает возможности с достаточной полнотой осветить все индивидуальные проявления детей. В связи с этим возникает необходимость в более подробных, специальных записях. Наиболее оправдавшей себя формой является ведение дневника, в котором воспитатель фиксирует свои наблюдения за поведением и развитием детей. Такой дневник является незаменимым помощником воспитателя в его работе, учит вдумчивому анализу собственной деятельности.

Для дневника наблюдений лучше всего взять общую тетрадь. На каждого ребенка достаточно отвести 3-4 страницы. На первой странице, кроме фамилии и имени, записываются некоторые сведения общего характера.

Например:

«Слава Р. родился 27 июня 1970 г., поступил в детский сад 1 сентября 1975 г. Родители - рабочие радиозавода. Проживает по адресу: Семья состоит из трех человек: мать, отец и Слава. Бытовые условия хорошие, но родители проявляют о сыне чрезмерную заботу и не прислушиваются к советам работников детского сада».

Здесь же записываются данные о физическом состоянии ребенка. Если он здоров, никаких отклонений в этом плане нет, то запись может быть предельно краткой.

На следующей странице воспитатель на основе личных наблюдений, бесед с родителями и с сотрудниками детского сада записывает свои первые выводы о поведении и особых проявлениях ребенка.

Вот что было записано воспитателем о Славе Р.:

«При поступлении в детский сад был тихим, спокойным, несколько робким и застенчивым. За период пребывания на даче изменился, стал шалить. В ответ на полученные замечания умышленно делает вид, что не понимает их.

Хорошо, аккуратно и правильно рисует, но его рисунки бедны по замыслу.

В речи дефектов нет, но говорит монотонно и невыразительно».

Эти первые записи нельзя, разумеется, назвать характеристикой, так как она составляется на основе систематического изучения ребенка в продолжение довольно длительного времени.

При ведении дневника очень важна регулярность записей о различных проявлениях детей в быту и в различных видах деятельности. Причем воспитатель использует не только собственные наблюдения, но и беседы, изучает документацию, детские рисунки и поделки. Нет какого-либо универсального метода изучения ребенка, но можно наметить некоторые основные направления, по которым рекомендуется вести наблюдения за детьми, отмечая существенные стороны их поведения.

1. Положительные проявления.

Умение «проектировать» в ребенке хорошее, опереться па положительные стороны его характера является, как уже говорилось, одним из условий для осуществления правильного индивидуального подхода к нему. Поэтому малейшее проявление у детей положительных качеств должно находить отражение в дневнике воспитателя. Исключительно важно отмечать развитие интересов ребенка, их глубину и устойчивость, явные проявления одаренности, наличие инициативы и самостоятельности.

2. Отношение к коллективу.

Совершенно необходимо понаблюдать и отметить в дневнике, как ребенок чувствует себя в коллективе, как относится к товарищам, с кем любит играть, с кем дружит. Не менее важно узнать и отношение товарищей к нему, влияние коллектива на его поведение.

3. Отношение к труду.

Воспитатель выясняет уровень трудовых навыков ребенка, виды труда, которыми он интересуется, его поведение во время трудовой деятельности; педагогу очень важно знать, трудолюбив ли ребенок, исполнителен ли, умеет ли доводить начатое дело до конца; необходимо также выяснить условия трудового воспитания в семье.

4. Особенности умственного развития.

Воспитатель должен, прежде всего следить за активностью ребенка на занятиях, отмечать, какими знаниями и навыками он овладел и в чем отстает; нужно непременно изучить особенности внимания, восприятия, памяти ребенка, узнать, как развита его речь, каков словарный запас, произношение.

Особенное внимание педагог должен уделять так называемым пассивным, нерешительным детям. Они обычно по различным причинам стоят в стороне от коллектива и неохотно участвуют в общих играх и занятиях. Вникнуть в их внутренний мир подчас бывает очень нелегко. Необходимо отметить, что за спокойным, дисциплинированным ребенком (тем более пассивным) вести наблюдения гораздо труднее, чем за резвым, шалуном и вообще активным. Шалун, например, самим своим поведением, своими проказами невольно обращает на себя внимание, он весь виден в своих действиях, поступках, и, если отмечать каждое его проявление, пришлось бы накопить слишком много записей.

Нет надобности каждый день фиксировать в дневнике наблюдения за одним и тем же ребенком. Можно записать результаты наблюдений в течение нескольких дней или недели.

Записывать в дневник нужно прежде всего конкретные, характерные факты поведения ребенка. Затем уже, опираясь на них, можно анализировать причины тех или иных его проявлений и намечать пути индивидуального подхода. Для этого лучше всего страницу дневника разделить на две части: в левой записывать даты и сами наблюдения, в правой - свои выводы и намечаемые воспитательные задачи.

Между записями в дневнике и записями при планировании или подведении итогов работы должна быть определенная взаимосвязь. Нет надобности в разных местах повторять одни и те же сведения. Однако и в общем плане занятий, и в записях о его результатах необходимо отразить индивидуальную работу с детьми, в дневнике же она должна быть раскрыта более подробно. Например, в общей тетради, где ведется планирование и учет занятий, воспитатель, подводя итоги занятия «Рисование по замыслу», может кратко записать: «Все справились с заданием. Многие дети проявили самостоятельность в выборе замысла. Интересный сюжет у Коли - «Строят дом», у Тани - «Мама на работе». Не мог выбрать сюжета и ничего не нарисовал Толя». В дневнике же о поведении Толи на этом занятии он делает более полную запись: приводит имевшие место факты, дает их краткий анализ, раскрывает причины Толиных неудач, намечает индивидуальную работу совместно с семьей.

Дневник принесет, пользу лишь в том случае, если намеченная в нем (в выводах) индивидуальная работа, направленная на решение определенных воспитательных задач, вносится затем в общий план работы. Например, в выводах дневника записано, что с Толей нужно проводить индивидуальную работу, так как он не овладел многими умениями и навыками. В плане же воспитатель намечает, когда именно он будет проводить эти занятия.

В дневнике должны найти отражение и результаты наблюдений за детьми в повседневной жизни. Хотя при наблюдениях воспитатель обычно ставит перед собой какую-нибудь одну основную задачу, записи же всегда будут отражать самые разнообразные проявления ребенка и встающие в связи с этим другие воспитательные задачи.

Практика дошкольного воспитания убеждает нас в том, что дневник наблюдений не только помогает установлению причин того или иного поведения ребенка, но и является своеобразным обобщением опыта работы каждого воспитателя. В руках исследователя дневник вдумчивого мастера-воспитателя - прекрасный материал для анализа.

(Visited 2 043 times, 6 visits today)

Татьяна Щербакова
Наблюдение за детьми. Консультация для педагогов

Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному. Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги ) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами» , предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий , профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды

Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна :

Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.

Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.

Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.

Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).

Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами , родителями, а по возможности и, и детьми .

Быть абсолютно понятной родителям.

Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.

Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.

Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.

Дополнительные эффекты наблюдения :

Наблюдение – это :

Проверка и воспитание своей объективности и проницательности,

Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,

Формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,

Формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.

Результаты наблюдений заносятся в дневник . Задача педагога заключается в том , чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.

Дневник наблюдений за ребенком

Педагоги___ Группа___

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ возраст___

Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дата наблюдения

Настроение утром,в течение дня

С кем и во что играл

Взаимоотношения ребенка с детьми

Конфликты

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Как засыпал

Проблемы для обсуждения, предложения коллегам

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений .

Агрессивность Физическая : ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.

Скрытая : щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.

Вербальная : ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.

В виде угрозы : замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике : сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение : сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя : щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.

Вспыльчивость : В физических действиях : неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи : может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.

Негативизм : В физических действиях : делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы : отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный : говорит часто «не хочу» , «не буду» , «нет» .

Демонстративность : В движениях : отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.

Как состояние на собственное состояние и поведением : стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) : Как реакция на препятствие : обижается при проигрыше в игре.

В мимике : недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другими : болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Конфликтность Активная или реактивная : сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма : не учитывает желания и интересы сверстников.

Как недостаточность опыта : совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения : не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность : Как центробежные тенденции : когда все дети вмести, стремиться уединиться.

Как эмоциональная поглощенность : входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.

Особенности речевого поведения : не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота : не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта : избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость : Реакция на замечание : реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.

В физических действиях и мимике : дурачится, передразнивает движения.

Нерешительность : В социальных отношениях с другими : избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявление в речи : использует слова «не знаю» , «может быть» , «трудно сказать» , ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях : боится прыгнуть с высоты.

Реакция на новизну : в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи : Конкретные : страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.

Реакция на новизну : боится входить в новое помещение.

Социальные : страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога : В мимике : блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи : ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движении : неожиданно вздрагивает; осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими : спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.

Скованность : В движениях : двигается скованно.

В речи : запинается в речи.

Реакция на новизну : неловок в новой ситуации.

Заторможенность : В познавательной активности : не знает, чем заняться.

В зрительном восприятии : бездеятельно смотрит по сторонам

В речи : говорит слишком тихо; медленно.

Время реакции : темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность : Как отношение к себе : считает, что все конфеты, все игрушки для него.

Во взаимоотношениях : навязывает свою игру или желание детям.

В речи : часто использует местоимение «я» .

Избегает умственных усилий : В условиях свободной деятельности : не смотрит мультики; не слушает сказку.

На организованных занятиях : быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) .

Дефицит внимания : Сосредоточенность : смотрит по сторонам на занятиях.

В речи : переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность) : Особенности планирования действий : поспешно планирует собственные действия.

Как избыточный темп и количество действий : темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.) ; действует раньше условленного сигнала.

Длительность содержания гиперактивности : встает на первой половине занятия.

Длительность овладения состоянием : быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.

Речевая расторможенность : Громкость речи : говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.

Темп речи : убыстрен, речь взахлеб.

В социальных отношениях : переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Непонимание сложных словесных инструкций : Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Непонимание простых словесных инструкций : Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость : В движениях : рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях и в речи : навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

На чувствах и эмоциях : застревает на обиде.

Как трудность переключения : с трудом переключается на другой вид деятельности.

Работоспособность (умственная) : Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.

Работоспособность (физическая) : Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Педагогическая практика

на базе муниципального автономного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад № 24

Подготовила:

студентка 3 курса

очной формы обучения

направление «Педагогика»

профиль «Детская

практическая психология»

В.И. Баранникова

Руководители практики:

ст. преподаватель

Н.Б. Фролова;

В.П. Вейдт

Калининград

2013 Индивидуальный маршрут прохождения практики

Место прохождения практики

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития ребенка - Детский сад №24

Юридический\фактический адрес

Россия, г. Калининград, обл. ул. Гражданская 11

Полное наименование ДОУ в соответствии с Уставом, со свидетельством о регистрации и Лицензией

муниципальное автономное дошкольное_образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 24

Контакты

тел.: 46-48-83; 46-27-70;

факс: 46-45-20.

Год основания (ввод в эксплуатацию)

Посещение НДОУ ЦРР - ДС №58

Цель посещения: создание проекта по решению какой-либо проблемы современного ДОУ.

Тема проекта: «Кадровое обеспечение образовательного процесса».

Цель : оптимизация штатного расписания.

Задачи проекта:

1. Мониторинг и анализ кадрового обеспечения, наполняемости, посещаемости по времени года.

2. Внести изменения в штатном расписании в соответствии с полученными результатами мониторингов и анализов.

3. Поиск дополнительного финансирования данного проекта.

Целевые группы:

    педагоги.

Исполнители

    администрация ДОУ;

    руководитель и заместитель.

Партнеры:

    спонсоры,

    родители,

  1. учредители,

    благотворительные фонды.

Противники: учредители, комитет.

Основные этапы работы:

1. Исследовательский этап (мониторинг и анализ)

2. Основной этап или организационный (изменение в штатном расписании по результатам исследований)

3. Заключительный (у нас мотивационный, т.е. мотивация коллектива)

Обеспечение:

Правовое (Внесение изменения в устав, в штатное расписание, в образование.)

Кадровое(анализ, мониторинг коллектива)

Информационное(вывешивание информации на стендах, перед родительским собранием, и т.д.)

Методическое обеспечение (книги, интернет ресурсы, опыт, информация других ДС)

Материально-техническое (согласие от учредителей)нематериальная характеристика- денежные средства)

Финансовое(канцелярские товары, краска на принтер ит.д.)

Плана реализации проекта:

Риски проекта:

Протокол наблюдения за ребенком во время театрализованной деятельности «Цирк»

Имя, возраст: Витя, 5 лет (средняя группа)

Цель наблюдения: выявит умения ребенка выступать перед незнакомой публикой.

Мимика

Действия

Речь

Глаза опущены в пол

Руки в кулаках

Говорит тихо

Сел на стул, следит за действиями других детей

Отвернулся, не следит за действиями на сцене

Улыбается

Следит за детьми

Дергает ремень на костюме

Заученная речь по плану

Когда говорит, смотрит вниз

Говорит быстро

На детей внимание не обращает

Следит за педагогом

Все дети поют, а он нет

Улыбается

Что-то говорит соседу

Вывод: согласно поставленной цели, я могу сделать вывод о том, что ребенок немного стеснялся и возможно чувствовал себя неуверенно, об этом может свидетельствовать то факт, что ребенок не смотрел в зал и зачастую во время постановки стоял позади всех детей или где-то в стороне.

Но не смотря на возможное стеснение, ребенок хоть и не громко, но зато хорошо произносил свой текст, все слова были понятны, Витя не запинался.

По словам воспитателя, Витя сам проявил инициативу, чтобы участвовать в постановке. Раньше такого за мальчиком не замечали.

Посещение МАДОУ ЦРР – Д\С № 101

Цель: изучение партнерского взаимодействия воспитателя с детьми

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗРЕШАЕТ

ПООЩРЯЕТ

ХВАЛИТ

ОБР. ВНИМ. НА РЕБ.

ОРГ. ДЕТСК. ДЕЯТ-ТЬ

ПОМОГАЕТ

ПРЕДОСТАВ. САМОСТ

ПРОСИТ

ЗАИНТЕРЕСОВЫВАЕТ

ЗАПРЕЩАЕТ

НАКАЗЫВАЕТ

РУГАЕТ

ИГНОРИРУЕТ

ДИСЦИПЛИНИРУЕТ

НЕ ОКАЗЫВ. ПОМОЩЬ

КОНТРОЛЬ

ТРУБЕТ (ПРИКАЗ)

НЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВ.

ИМИТАЦИЯ ПОЕЗДКИ В АВТОБУСЕ

РАЗМИНКА

ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ

ОБСУЖДЕНИЕ

Вывод: во время всех видов деятельности, которые мы наблюдали в данном ДОУ, педагог-психолог всячески взаимодействовал с детьми: помогал им, всячески подкреплял их действия. Педагогу удалось заинтересовать детей так, что они не отвлеклись на посторонних (наблюдателей). Дети свободно обращались к педагогу за помощью, что свидетельствовала о партнерском взаимодействии между детьми и педагогом.

Длительность овладения состоянием Быстро возбуждается и медленно успокаивается Речевая рассторможженность Громкость речи Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса Темп речи Темп речи убыстрен, речь взахлеб В социальных отношениях Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого Непонимание сложных словесных инструкций Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции Непонимание сложных словесных инструкций Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания Застреваемость В движениях Рисует многократно повторяющиеся элементы Во взаимоотно-шениях Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу В речи Повторяет многократно одну и ту же фразу На чувствах и эмоциях Застревает на обиде Трудности переключения С трудом переключается и пр.

Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности

Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности.
Цель: выявить уровень сформированности внимания у детей.

Дата проведения: Ребенок: Схема наблюдения: Параметры Действия ребенка Игровые интересы — интерес к игрушкам отсутствует (ребенок не действует игрушками, обращает на них внимание, даже при эмоциональной стимуляции со стороны взрослого); — устойчивый и избирательный игровой интерес, ребенок имеет любимые игрушки, с удовольствием играет игрушками; — игровые интересы кратковременные; — игровые интересы неспецифичные (увлечение неигровыми предметами, схемами, таблицами, и эмоционально холоден к игрушкам и т.

Протокол наблюдения за игрой дошкольника

Внимание

Корректурная проба Бурдона · Методика Пьерона-Рузера · Методика использования фигурных таблиц.

· Методика кодирования по Векслеру.

  1. Методы диагностики памяти дошкольника.

· Запоминание слов с опорой на картинки (табл.
38, 39) · Последовательность картинок · Заучивание 10 слов · Запоминание двух групп слов · «Найди рисунок» · Запоминание 10 карточек

  1. Изучение мышления.

· «Найди кусочки, вырезанные из фигур» (табл. 15) · Понимание картин со скрытым смыслом (табл. 41, 42) · Понимание картин с изображением нелепых ситуаций (+табл.
43, 44) · « Последовательность событий» (+табл. 45-48) · «Времена года» (+табл.
49) · «

Покорми животных» (табл. 50-51) · «Чего не хватает?» (табл.

52-56) · « Заполни картинку» (табл. 58) · «Что лишнее?» (+табл.
62-68) · Лабиринт · Понимание содержания литературных текстов (+табл.

Педагогическая практика

Как ты поступишь, если твой друг скажет учителю неправду? 16.

Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? Почему? 17.
Нужно ли помогать слабым? Почему? 18. Можно ли брать чужое без спроса? Почему? Дополнительные вопросы: 1.
Чем похожи сосна и елка? 2. Чем отличается старый человек от молодого? Дополнительные заметки о ходе беседы, поведение ребенка, отношение к обследованию, эмоциональное состояние: Протокол наблюдения за игрой дошкольника Ф.И.О.
Дата исследования Дата рождения Полный возраст ребёнка Внешний вид: 1.
Интерес (проявляет ли интерес к игрушкам, какие игрушки берёт) 2.

Инфо

Стойкость интереса (длительно ли занимается одной и той же игрушкой; длительно вообще играет с игрушками) 3.

Адекватность использования игрушки 4. Уровень развития игры · Манипуляция · процессуальная игра · игра с элементами сюжета · сюжетно-ролевая игра 5.

Протокол контрольного наблюдения

В физических действиях Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть В речи Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово негативизм В физических действиях Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру И отказы Отказывается даже от интересной деятельности вербальный Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет демонстративность В движениях Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии Как ориентация на собственное состояние и поведение Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; дедая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих Обидчивость (эмоциональная неустой-чивость) Как реакция на препятствие Обижается при проигрыше в игре В мимике Недовольное выражение лица, плачет Реакция на оценку других Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Дневник наблюдений за поведением и эмоциональным состоянием воспитанников

Какие еще времена года ты знаешь? 12. Назови летние месяцы. 13. Сколько месяцев в году? 14. Сколько часов в сутках? 15. Сколько минут в одном часе? Раздел В (выявление кругозора ребенка): 1.

Как называется наша страна? 2. Как называется столица нашей страны? 3.

Какие ты знаешь еще города? 4. Каких животных ты знаешь? Чем они питаются? 5. Каких ты знаешь домашних животных? 6. Каких ты знаешь птиц? 7. Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды? 8. Какие ты знаешь зимние и весенние праздники? 9. Когда дети купаются в реке летом или зимой? Почему? 10.Что происходит в природе осенью? 11. В какое время года дети катаются на санках? 12. Какого цвета этот карандаш? 13. Кто больше корова или коза? 14. Кто больше птица или пчела? 15. У кого больше ног: у собаки или петуха? 16. Сколько у тебя пальцев на руке? Покажи указательный 17. Покажи два пальца, три пальца и т. д.

Схема наблюдения за ребенком

В познавательной деятельности На знает чем заняться В зрительном восприятии Бездеятельно смотрит по сторонам В речи Говорит слишком тихо Время реакции Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает Эгоцентричность Как отношение к себе Считает, что все игрушки, все конфеты для него Во взаимоотно-шениях Считает, что все игрушки, все конфеты для него В речи Часто использует местоимение «Я» Избегание умственных усилий В условиях свободной деятельности Не смотрит мультики На организованных занятиях Быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) Дефицит внимания Сосредоточенность Смотрит по сторонам на занятии В содержаниеи помощи ребенку Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия В речи Условия выполнения задания и пр.