Печь или нет куличи и готовить ли пасхи после Пасхи

Когда стряпать куличи, делать пасху, красить яйца?
По православным традициям это надо делать в Четверг перед Пасхой. Именно в четверг принято готовить пасхальные блюда, готовить свой дом и своё тело к Пасхе, чтобы в пятницу и субботу посвятить себя духовной подготовке к светлому празднику.
Этот четверг называют Великим , как и все дни Страстной недели . Также его ещё называют Чистым четвергом .
Именно с этим днём, как ни с каким другим предпасхальным днём, связано много народных традиций и обрядов.

Считается, что в Великий четверг в доме все должно быть чисто и прибрано. В этот день моются, делают генеральную уборку в доме, красят яйца для Пасхи, замешивают тесто для куличей, делают творожную пасху, пережигают соль в печи (делают “четверговую” соль). А ещё считают деньги на рассвете.

———————————————————————————————————————-
Так откуда возникли все эти традиции? Почему это надо делать именно в четверг?
Дело в том, что здесь опять же переплелись наши языческие и христианские корни.
Раньше, в языческой Руси конец апреля был “пограничным” периодом, начинался новый земледельческий год . С этим временем было связано много обычаев, которые сводились к очищению от грязи, накопившейся за зиму, подготовке к новому сезону, новой жизни.
В православной же традиции Великий четверг – это тоже как бы граница , переход от аскезы Великого поста к Возрождению духовной жизни, начинающемуся в Пасху.

Оказывается, обычаев, связанных с Великим четвергом, было очень много. Вот некоторые из них:

  1. В этот день принято было омываться . Женщины ходили на заре за водой. Считалось хорошей приметой, если по пути они никого не встречали, а если кого встретили, то нельзя было произнести ни слова, чтобы не испортить “чистоту” воды. Женщина этой водой сначала обливалась сама, затем обливались муж и взрослые дети, и мыли тёплой водой маленьких. Считалось, что исполнившие этот обряд не будут болеть весь год. Также умывались водой с серебром, для привлечения достатка в следующем году.
  2. Считалось, что если в Чистый Четверг вымоешь полы, весь год в избе будет чисто . В этот день украшали избу, расстилали чистые праздничные половики, развешивали красивые полотенца и занавески, красили яйца и готовили пасхальные блюда.
  3. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил на следующий год.
  4. С этими же языческими традициями связана и уже современная традиция считать деньги на восходе. Очевидно, что современный человек использует просто новые символы богатства, подчиняясь старым обрядам.
  5. Магическими свойствами в этот день наделялся и огонь — ещё один языческий символ очищения и перерождения.
    Например, и сейчас принято забирать домой свечи, с которыми стояли на службе вечером в Великий Четверг . Эти свечи называют “четверговыми” . Считается хорошей приметой донести “четверговый огонь” до дома и зажечь от него домашнюю лампаду и пользоваться этой свечкой весь год в особо важных случаях. Ещё дымом от “четверговой” свечи рисовали крест над дверью дома – для оберега.
  6. В некоторых местах было принято собирать можжевельник и окуривать им дом, огород, домашнюю живность, хозяйственную утварь, защищаясь её от возможных напастей. Иногда через дымящийся можжевельник прогоняли скотину и перешагивали сами, это считалось очень действенным средством против болезней и нечисти.
  7. Ещё в Великий Четверг готовили “четверговую” соль. Обычную крупную соль обжигали в печи, или духовке, иногда с квасной гущей и в ночь на четверг вместе с хлебом ставили на стол. Эту соль подавали на Пасху, часть соли хранили до посева, а также давали скоту перед выгоном на первый выпас. Считалось, что такая соль была очищена от скверны и обладала целебными свойствами, она хранилась в течение года как средство от сглаза для людей и для скотины.
  8. Целительную силу приписывали также остаткам хлеба , испеченного к Страстному четвергу. Верили в особую чудодейственную силу лучины , которой вечером в Великую среду доставали из печи для “первого огня” в четверг. Эта обожженная лучина называлась “четвережный огарок “.
  9. Также в Великий четверг устанавливали “магические границы” : на заре хозяин дома обходил дом, произнося “заговорные слова”, или молитву, чтобы оградить хозяйство и семью от несчастья.
  10. А ещё было поверье, что в ночь на Великий четверг у колдунов и ведьм «бывают самые важные свидания с нечистой силой».

Многие обряды и поверья этого дня связаны с тем, что в раннехристианской Руси к Великому Четвергу народ приурочил языческий Навий день , день поминовения умерших. Считалось, что в этот день открывался проход в потусторонний мир. Например, в Белоруссии Великий Четверг долго называли “Пасхой мертвецов”. Хотя в 1551 году на Соборе это совмещение было осуждено, но память народная сохранила этот факт в приметах и обычаях.

Как видим, всё перемешалось в нашей действительности. И древнеязыческие понятия наших предков, и христианские , православные традиции.

Пасха или Светлое Воскресение Христово – один из самых главных и древнейших церковных праздников

Дата празднования Пасхи ежегодно рассчитывается по специальному церковному календарю и приходится на весну.

Обычно православные и католики празднуют Светлое Воскресение Христово в разное время, но пасхальное поздравление у разных конфессий и на разных языках неизменно: “Христос воскрес” - “Воистину воскрес”.

История

Воскресение Христово - первый христианский праздник - ученики Иисуса праздновали с самого момента этого величайшего события и заповедали всем верующим.

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали задолго до распятия Христа - с XIII века до нашей эры, как воспоминание об избавлении евреев от египетского рабства. Слово “Пасха” - от еврейского “песах”, означает “прохождение, избавление”.

Согласно Библии, по повелению Господа ангел-губитель прошел мимо еврейских домов, потому что косяки дверей и окон, были окроплены кровью жертвенного ягненка.

Так Песах стал пророческим предзнаменованием Воскресения Христа, своей смертью искупившего человечество от грехов и через воскресение даровавшего прощение и вечную жизнь.

После сошествия Святого Духа на Апостолов, которое произошло в пятидесятый день после Пасхи, последователи Христа впервые начали проводить особую службу - Литургию. На Литургии совершалось Таинство Причастия, которое установил сам Христос на Тайной Вечере. Литургии совершались как раз по примеру Тайной Вечери.

В первые века христианства Пасх отмечался каждую неделю. В пятницу христиане постились и вспоминали страдания Спасителя на кресте. В воскресенье - радовались и славили Христа воскресшего.

Весной, в период иудейской Пасхи, празднование было особенно торжественным, потому что именно на иудейскую Пасху произошли распятие и Воскресение Христово.
Пасха
Вначале все христиане праздновали Пасху по иудейскому календарю. Праздник начинался 14 числа месяца нисан - первый месяц года в еврейском календаре, который соответствует марту - апрелю по григорианскому (современному) календарю.

Но, уже со II века дата празднования христианской Пасхи была перенесена на другой день, не совпадающий с Пасхой иудеев. Дата празднования была перенесена по инициативе епископа Сикстуса, возглавлявшего Римскую церковь с 116 по 126 годы.

Новая дата христианской Пасхи вызвала разногласия внутри Церкви, которые продолжались до 325 года. На Никейском Соборе созванном императором Константином, было принято общее правило - Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но не раньше весеннего дня равноденствия (21 марта).

Само слово “Пасха” стало общепринятым для обозначения праздника Воскресения Христова в V веке. Постепенно Пасха приобрела самое большое значение среди других христианских праздников, ее стали называть “праздников праздник”.

Разница в определении даты празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы и принятия новых правил расчета Пасхалии, которые не были признаны Православными церквями.
Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому - юлианскому календарю. А из-за различия в календарях подсчет даты католиками и православными приводит к разным датам Пасхи в разные годы.

В частности, расхождения вызваны датой церковного полнолуния и разницей между астрономическими календарями (юлианским и григорианским – в этом столетии она составляет 13 дней).

Разница между датами католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо несколько недель, либо эти даты совпадают. В последний раз празднование Пасхи у католиков и православных совпало в 2014 году.
Великий пост
Празднику Пасхи в православии придают особое значение. Празднику предшествует Великий пост, который в православной традиции гораздо строже, чем у католиков.

В Страстную седмицу полагается соблюдать особенно строгий пост - православным верующим нельзя развлекаться и бездельничать, есть мясо и рыбу, пить вино и много чего другого. Зато уже пасхальный стол не имеет никаких запретов.
Последняя неделя поста также сопровождается особыми скорбными богослужениями. Специальные события перед Пасхой проводятся почти в каждой церкви Грузии, начиная с Вербного воскресенья. Особенные – в Великий четверг и Страстную пятницу.

Традиции
Крашеные яйца, пасхальный кулич и творожная пасха занимают самое почетное место на пасхальном столе, так как являются неотъемлемыми символами Пасхи. По древней традиции, первой едой после Великого поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо.

Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, пролитой на кресте, в то время как само яйцо было символом возрождения. Позднее их стали красить в другие цвета, применяя природные или пищевые красители.
В Грузии издавна красят яйца корнями лекарственного растения - марены красильной (Rubia tinctorum), которую в простонародье называют “эндро”.

Традиция красить яйца на Пасху уходит корнями в глубокую древность. По преданию, первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина римскому императору Тиберию со словами: “Христос Воскресе!”. В те времена нельзя было приходить с пустыми руками. Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же, как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет.

Кулич олицетворяет то, как Христос вкушал хлеб с учениками, дабы они уверовали в его воскрешение.
Творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды, на нее наносятся буквы “ХВ”. Она символизирует Гроб господень и, замещая пасхального агнца, напоминает, что время ветхозаветных жертвоприношений прошло.

Праздник Воскресения Христова, по-грузински – Ахдгома, в Грузии отмечается с особой торжественностью.

С ночи Великой субботы совершается богослужение. В Грузии многие верующие в ночь на воскресенье приходят в церковь и остаются до конца службы, почти до утра.

На Пасху грузины приветствуют друг друга словами “Кристе Агсдга!” (Христос Воскрес!), а в ответ получают – “Чешмаритад Агсдга!” (Воистину Воскрес).

В этот день двери всех домов в Грузии открыты для гостей, хотя Воскресение Христово принято встречать в кругу семьи.

В первый понедельник, сразу после Пасхи, в Грузии принято поминать родных и близких на кладбищах.

Празднуют в Грузии и всю последующую неделю после Пасхи, которую называют Светлая седмица. А самый благоприятный день в году - Красная горка, следующее воскресенье после Пасхи.

Грузинское застолье всегда славилось своей красочностью и изобилием блюд - различные мясные и рыбные блюда, сдобренные грузинскими специями, множество салатов и соусов, не говоря уже о хачапури, лобиани и других различных выпечках.

Но особое место на красиво сервированном столе занимают пасхальные яйца, размещенные на проросшей зеленой пшенице, символизирующей новую жизнь, воскресенье, вечность . Люди выращивают пшеницу на плоских тарелках за две недели до Пасхи. На Пасху в Грузии пьют исключительно виноградное красное вино, которое символизирует кровь Христа.

В различных районах страны, в том числе высокогорной Грузии, существуют свои неповторимые пасхальные традиции. Например, в селе Шухути в Западной Грузии до сих пор играют в “лело” - старинную игру с мячом. Соревнования напоминает регби - игрокам разрешено владеть мячом любым способом.

Мяч изготавливают сами жители, его вес составляет порядка 16 килограмм. Все жители делятся на две команды, становятся по разным берегам местной реки. Побеждает та команда, которая с мячом перейдет реку и оставит его на другом берегу.

А вот на родине Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго – в селе Сно проходят соревнования по стрельбе из лука. Причем в качестве мишеней выступают крашенные куриные яйца.

Праздник Пасхи на востоке Грузии отмечается широко и весело: в течение всей праздничной недели верующие ходят друг к другу в гости, устраивают гуляния с песнями и развлечениями. А главное блюдо на столе - жареный на гриле барашек.

На юге Грузии после ночного богослужения в церкви прихожане расходятся по домам, а утром женщины пекут в тандыре (печь) особый пасхальный хлеб, который является главным блюдом на праздничном столе.

Но самая любимая традиция на Пасху - “чокаться яйцами”, которая распространена не только по всей Грузии, но и во многих других странах.

В 2016 году Страстная неделя (седмица) начинается 25 апреля, каждый ее день называется Великим. Это неделя самого строгого поста.

Календарь питания на Страстную седмицу – 2016

По строгому монастырскому уставу календарь питания на Страстную седмицу таков:

1 мая, Пасха, Светлое Христово воскресение: праздник, можно мясо, вино и все остальное, кроме наркотиков.

В Великий понедельник – первый день Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа прекрасного, которого злобные братья продали в рабство в Египет. Страдания Иосифа считаются прообразом страданий Иисуса Христа - сначала он терпел лишения и унижения, но потом обрел славу и спас многих, не только египтян, но даже своих братьев-завистников, которые продали его в рабство. В этот день вспоминают евангельский рассказ о том, как Иисус проклял бесплодную смоковницу, не приносящую духовных плодов. Конечно, Спаситель был адекватен в этот момент и вовсе не собирался проклинать несчастное дерево. Таким образом он давал своим ученикам образный урок духовной мудрости. Смоковница символизировала человеческую душу, лишенную добрых плодов веры, истинного покаяния и добрых дел.

Великий вторник

В Великий вторник церковь воспоминает, как Иисус обличал фарисеев и книжников, а также притчи, которые Спаситель рассказал в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде и о десяти девах и талантах.

Великая среда

Великая среда - скорбный день, в который православные вспоминают о предательстве Иуды. 13 ученик Христа за 30 сребреников предал Иисуса фарисеям. Также в этот день вспоминают грешницу, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила его к погребению.

Великий четверг

Этот один из самых важных дней Страстной недели, с которым связаны следующие события, о которых вспоминает церковь:

Тайная вечеря.

Омовение Христом ног ученикам.

Молитва Христа в Гефсиманском саду.

Предательство Иуды.

Великая пятница

Великая пятница посвящена воспоминаниям о суде над Иисусом, распятии, крестной муке и смерти Спасителя. В православии в этот день во время утрени читаются 12 Евангелий святых страстей Христовых, во время вечерни выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». С закатом солнца и до окончания богослужения принято воздерживаться от пищи, хорошо также найти способ не работать. По наблюдениям верующих, в этот день ни работа, ни веселье толком не удается - самое лучшее, это побыть в тишине наедине с самим собой, хорошо сходить на службу, если есть возможность.

Великая суббота

Великая суббота – день покоя и воспоминания о пребывании Христа во гробе. В храмах проходит освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме происходит церемония схождения Благодатного огня, который потом передается верующим во всем мире.

Пасха

Пасха, или Светлое воскресение Христово – это главный праздник в христианстве. В этот день верующие празднуют Воскресение Бога из мертвых, которым Он спас человечество и освободил его от греховной смерти. Освобождение конечно не носит автоматический характер. Даже чтобы получить бесплатный пирожок на благотворительном обеде, надо прийти на этот обед - так и для спасения души надо приложить хоть какие-то усилия.

Народные традиции на Страстную неделю

В течение всей Страстной недели на Руси шла подготовка к главному празднику Пасхи. Хозяйки самым тщательным образом убирали жилища: мыли стены, потолки, столы, скамейки, лавки, окна и двери, самым тщательным образом мыли и выскабливали полы, вытряхивали половики, перемывали всю посуду, включая котлы и сковороды. Белили печь, а иногда и стены.

С четверга до субботы начиналось приготовление пасхальных блюд: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо. Мужчина ставили во дворе качели для пасхальных увеселений, заготавливали дрова и т.д.

Всю Страстную неделю до самой Пасхи считались грехом громкие разговоры, пение, за исключением духовного, игры, хороводы и вообще все увеселения. Подробнее о том, как подготовиться к Пасхе, читайте в материалах Федерального агентства новостей.

Куличи, пасхи и яйца

Главное блюдо, которое принято ставить на стол на Пасху, – это пасхальный кулич, который символизирует присутствие в доме воскресшего Христа. Куличи принято печь заранее, чтобы перед Пасхой успеть освятить их в храме.

Другие наиболее популярные пасхальные яства – это творожные пасхи (или как их еще иногда называют «паски») и крашеные яйца. Творожная пасха символизирует сам праздник Воскресения Христова, а насчет традиции красить яйца есть знаменитая общеизвестная легенда.

Откуда взялся обычай красить яйца на Пасху

После воскресения Христа его ученики разошлись по разным странам, проповедуя его учение среди разных народов. Одна из последовательниц Христа – Мария Магдалина – пришла со словом божьим к римскому императору Тиверию. Мария протянула Тиверию яйцо – символ жизни и совершенства мира – и воскликнула: «Христос воскрес!»

Однако Тиверий ответил: «Никто не может воскреснуть после смерти, как это яйцо никогда не станет красным». По легенде яйцо немедленно покраснело, а император после некоторого шока уверовал в воскресение Христа и воскликнул: «Воистину воскрес!»

Как красить яйца

Если за куличи и вкусные легкие «паски» отвечает хозяйка дома, то в веселом деле крашения яиц принимает участие вся семья, включая детей и животных. Самый простой способ – добавить при варке луковую шелуху, которая придаст яйцам красивый цвет: от светло-золотистого, до глубокого красно-коричневого.

Впрочем, тут нет строгих канонов – красят и при помощи цветных ниток, обматывая ими яйца перед варкой, и специальными пищевыми красителями. Яйца можно также украсить специальными наклейками с пасхальными сюжетами, но не с крестами и иконами (потому что потом их придется выбросить, а это не есть гут).

Если яйца не предназначены для еды, а будут служить украшением пасхального стола или подарком, то можно взять сырые яйца, иголкой продырявить их с двух сторон, выдуть содержимое, а потом дать волю фантазии – тут для украшения подойдут любые краски, блестки, бусины и т.д.

Истоки обычая делать на Пасху куличи

После своего чудесного Воскресения Иисус Христос приходил к своим ученикам во время их трапезы. Поэтому апостолы, ожидая Иисуса, оставляли для него хлеб в середине стола. Позже такой хлеб, предназначенный для воскресшего сына Божьего, стали оставлять на Пасху во всех храмах. После освящения этот хлеб (по-гречески – артос) раздавали верующим. А поскольку каждый христианский дом, семья – это малая церковь, то появился обычай печь на Пасху свой собственный артос – кулич, который символизирует незримо присутствующего в доме воскресшего Христа.

Каким должен быть кулич

Пасхальный кулич принято делать высоким, цилиндрической формы, чтобы своим видом он напоминал церковь (это же относится и к творожным пасхам). Куличи пекут из дрожжевого сдобного теста и украшают глазурью, цукатами, шоколадом и т.д. Верхушку кулича принято украшать буквами ХВ (что означает «Христов воскрес») и узорами.

Когда нужно печь куличи и красить яйца

Печь куличи и красить яйца принято в Великий четверг, в 2016 году этот день приходится на 28 апреля.

Как и когда освящают куличи, пасхи и яйца

Куличи, пасхи и крашеные яйца принято освящать после утренней службы в Великую субботу. Можно это сделать и непосредственно перед началом пасхальной службы. Освященный пасхальный кулич принято есть на протяжении всей пасхальной недели.

Простой рецепт кулича на Пасху – 2016

Ингредиенты:

Пшеничная мука - 1 кг

Молоко - 400 гр.

Масло сливочное (или маргарин) - 300 гр.

Сахар - 250 гр.

Яйца - 6 шт.

Дрожжи - 50 гр.

Соль - половина чайной ложки

Изюм без косточек - 200 гр.

Орехи - 50 гр.

Приготовление

Приготовить опару. Для этого нужно развести дрожжи в теплом молоке, затем добавить 500 грамм муки. Всё размешать, накрыть полотенцем и поставить в теплое место для брожения.

Пока опара подходит, отделить яичные желтки от белков. Белки хорошо взбить, пока не образуется устойчивая пена, а желтки растереть с сахаром добела.

Когда опара поднимется и увеличится в объеме в два раза, добавить в нее соль, заранее растопленное сливочное масло, растертые с сахаром желтки и оставшиеся 500 грамм муки.

Всё хорошенько вымесить, а затем снова поставить в теплое место, чтобы тесто поднялось и увеличилось в объеме примерно вдвое.

Когда тесто подойдет, добавить туда изюм и мелко нарубленные орехи, всё хорошенько перемешать. Затем осторожно ввести в смесь взбитые белки.

Формы для куличей смазать маслом, на дно уложить промасленный пергамент. Стенки форм припудрить мукой. Формы заполнить тестом до половины, накрыть полотенцем и поставить в теплое место.

Дождаться, когда готовое тесто поднимется на три четверти высоты формы, смазать верх куличей яйцом и выпекать в духовке около часа, при температуре 210 градусов.

Готовые куличи остудить, украсить и съесть.

Почему на пасху пекут куличи? Многие люди, с детства воспитывавшиеся в традициях христианства, даже не задумываются, откуда пошел этот обычай, ведь куличик всегда был главным украшением пасхального стола, наряду с творожной пасхой и крашеными яйцами.

Однако если мы обратимся к истории, выясняется, что обычай печь куличики изначально появился не в христианской, а в языческой традиции – задолго до появления христианского культа, причем пекли их не один, а три раза в год, в честь наступления праздников, значимых для древних славян. Когда же произошло слияние язычества и христианства? Поиску ответа на этот вопрос и посвящена данная статья.

Разбираемся с понятиями

С принятием христианства и началом отправления религиозных обрядов по образу и подобию таинств, совершаемых греческой церковью, в русский язык пришло огромное количество слов, заимствованных из греческого языка. Слово «кулич» тоже греческого происхождения, означающее «круглый хлеб».

Какие события связаны с данным атрибутом светлого праздника?

С приходом христианских традиций на Русь традиционный славянский обрядовый хлеб стал именоваться куличом и являлся обязательным атрибутом пасхальной трапезы. Он выпекается из дрожжевого сдобного теста с добавлением цукатов и изюма и имеет форму высокого цилиндра, украшенного сахарной глазурью. Для большей декоративности старославянские куличики посыпались крашеным пшеном. В наше время с этой целью применяют декоративные посыпки.

Страстная (Великая) суббота, предшествующая Пасхе – время освящения куличей, пасхи и крашеных яиц (вопрос: «зачем красят яйца на пасху?» снова отсылает нас к необходимости обратиться к историческим справочникам).

В каждом российском регионе для выпечки использовали разные формы. По большей части куличик напоминал высокий церковный хлеб – артос, хотя вологодские крестьяне выпекали его в виде открытого ягодного пирога.

Какими бы ни были пасхальные пироги: большими или маленькими, узкими или широкими, они всегда имеют округлую форму. Это связано с воспоминанием о том, что Христос был облачен в саван круглой формы.

То, что пасхальные хлеба выпекаются из очень сладкого и сдобного теста, указывает на праздничность этого блюда, посвященного светлому событию в истории всего человечества. Иисус и его апостолы до принесения великой жертвы знали лишь вкус хлеба, испеченного из пресного теста. После же чудесного воскрешения на их столе появился хлеб из необыкновенно вкусного, заквашенного теста.

Куличики были скоромными: тесто, из которого они выпекались, содержало огромное количество сливочного масла и яиц. Известны рецепты, согласно которым на два килограмма пшеничной крупчатки добавлялась целая сотня яиц.

После семи недель Великого поста небольшой кусочек пирога был лучшей пищей, способной и создать ощущение радостного праздника, и подготовить организм соблюдающего пост прихожанина к обильному праздничному застолью.

Разговлялись (то есть в первый раз после соблюдения поста ели скоромную пищу) знаковым хлебцом только после пасхальной церковной службы.

Значение куличика в старославянской традиции

Обрядовый хлеб, выпекаемый из кислого теста, поначалу приносился в жертву земле-матушке, предкам или природным стихиям. Целью такого жертвоприношения являлось желание получить их поддержку, обеспечив тем самым богатый урожай и плодородие почвы. Выпекались обрядовые караваи в канун посевных работ.

Праобразы будущих куличей поначалу выпекались два раза в год: в начале весны (знаменующем начало полевых работ) и в конце осени (по поводу сбора урожая). В петровские времена их стали выпекать и зимой, в связи с наступлением нового календарного года.

Подобная бережливость объяснялась довольно высокой стоимостью получаемого продукта, поскольку для их изготовления требуется большое количество ценных и дорогостоящих продуктов. Помимо этого, технология выпечки отличается большой сложностью и длительностью самого процесса, что делает их исключительно атрибутом лишь торжественного и значимого застолья.

Некоторое время праздничные хлеба использовались в языческих культовых обрядах наряду с отправлением христианских обычаев, в результате чего произошло незаметное взаимопроникновение двух культурных традиций. Со временем языческий смысл обряда забылся, уступив место христианскому значению, связанному с историей гибели и воскрешения Иисуса Христа.

Почему выпечка появляется именно в Воскресение Христово?

Христианский смысл традиции выпекать куличи на праздник связан с древним преданием, согласно которому воскресший Иисус Христос посещал трапезничающих апостолов. С той поры они все время оставляли для Иисуса место в центре стола, где его всегда ожидал свежеиспеченный хлеб.

Со временем в праздник Пасхи появилась церковная традиция выпекать особый хлеб – артос (представляющий собой всецелую просфору) и оставлять его на особом столе, в подражание действиям учеников Христа.

Во все дни пасхальной недели артос является непременным атрибутом крестных ходов, совершаемых вокруг храма. В субботу Святой недели (после прочтения молитвы на раздробление артоса) священнослужители делят его на части и раздают прихожанам после окончания церковной службы в качестве святыни. Раздача артоса сопровождается целованием креста.

Одним из постулатов христианского учения является представление о том, что каждая семья представляет собой малую церковь, которая в светлый праздник Пасхи должна иметь собственный артос. Роль такого артоса и стал выполнять куличик.

Таким образом, присутствие пасхального хлебца на столе стало символом незримого присутствия Господа в каждом доме. На столе каждого православного христианина в этот день обязательно должны быть кулич и пасха. Церковь всемерно содействует верующим, принимая участие в их освящении.

Куличик символически означает хлеб, преломленный воскресшим Иисусом во время трапезы апостолов.

Праздничный хлеб является отличительной чертой между Пасхой иудеев и христиан. Во время иудейской Пасхи на столах верующих присутствует только пресный хлеб. Квасной хлеб в этот момент находится под строжайшим запретом. Православные же христиане отмечают Пасху, лакомясь вкуснейшими сдобными пирогами.

Таинство приготовления

Ставя опару и замешивая тесто, необходимо соблюдать чистоту мыслей и высокий душевный настрой, поэтому хозяйка в этот момент должна прочитать молитву и обратиться к Господу с просьбой помочь ей приготовить удачный кулич.

С давних пор считается, что вид пасхального пирога на весь год определяет благосостояние всей семьи. Ровная и гладкая поверхность готового кулича означает, что дела семьи сложатся удачно. Если же кулич плохо поднялся или на его поверхности образовались трещины – это предвещает немало предстоящих разочарований и утрат.

Выпекают куличи в Чистый четверг, в обстановке уюта, чистоты и порядка. Хозяйка, занимающаяся выпечкой в прежние времена, обязательно надевала чистую рубаху.

В момент выпечки куличей в доме нельзя было не только стучать, но и повышать голос, а также растворять двери и окна.

Для того чтобы не допустить оседания свежевыпеченного пирога, его высаживали на пуховую подушку до полного остывания. На это время из кухни удаляли всех домочадцев, чтобы исключить возникновение сквозняков и посторонних потоков воздуха, сопровождающих любое движение.

Как правильно разрезать пасхальный хлеб?

    Нарезают кулич не вдоль, а поперек, кольцами. При необходимости (если кулич большого диаметра) эти кольца можно разрезать радиально.

    Верхнюю часть кулича сохраняют до последнего момента (пока не будет съеден последний кусочек мякоти), используя его в качестве крышки, которая предохраняет нежную мякоть кулича от высыхания.

    Куличи выпекаются с учетом количества членов в семье. Кулич необходимо распределить на всю пасхальную неделю: каждый член семьи ежедневно должен получать по одному кусочку.

В чем уникальность русского кулича?

В отличие от европейских сортов пасхального хлебца (например, английского кекса или австрийского райндлинга) русский вариант кулича является значительно более легким как по структуре, так и по степени усваивания организмом человека.

Уникальное сочетание сдобности и легкости кулича делают его незаменимым продуктом, способствующим постепенному и безопасному переходу от соблюдения жесткого поста к употреблению скоромной пищи.

Закваску для русского кулича ставят за неделю до Пасхи, а тесто традиционно творят в Чистый четверг.

Муку, предназначенную для кулича, просеивают не менее двух раз: это способствует ее насыщению кислородом.

Кадку с сотворенным тестом обкладывают подушками, чтобы предотвратить его проседание, а во время его расстойки недопустимы громкие разговоры и хождение по комнате в тяжелой обуви.

В комнате, где готовят куличи, должна быть постоянная температура воздуха, исключающая даже малейшие температурные перепады.

Праздничный православный кулич немыслим без прочитанных над ним молитв.

Если говорить упрощенно, то Пасха празднуется в первое воскресенье после первого новолуния, в день или сразу же после весеннего равноденствия. То есть, между 4 апреля и 8 мая (22 марта и 25 апреля по старому стилю).

В 2018 году православная Пасха — 8 апреля. В этот день верующие празднуют Воскресение Иисуса Христа, Сына Божия, который восстал из мертвых на третий день после Его распятия.

С наступлением Пасхи заканчивается Великий пост, самый долгий и строгий в году. А самые суровые испытания ждут постящихся в последнюю неделю Великого поста, которую называют Страстной седмицей.

Воскресение Христово отмечается всю неделю, семь дней подряд. Понедельник и остальные дни недели называют Светлыми или Пасхальными. Во время богослужений на этой неделе Царские врата иконостаса всегда открыты, хотя обыкновенно в начале литургии они заперты. Широко распахнутые врата символизируют врата Царствия Небесного, которые Христос открыл для всех людей.

Поздравлять друг друга восклицанием "Христос Воскресе!" принято до самого праздника Вознесения, который отмечается спустя 40 дней после Пасхи.

Что готовить на Пасху в 2018 году

Традиционные блюда праздничного пасхального стола - это окрашенные яйца, кулич и творожная пасха. Обычаи, связанные с этими угощениями, берут свое начало в древности, а первые упоминания о них можно найти в ранних христианских источниках, которые не были включены в канон.

Крашеное яйцо

История, изложенная в древних текстах, рассказывает о встрече римского императора Тиберия с равноапостольной Марией Магдалиной, которая обратилась к нему со словами "Христос Воскресе" и протянула яйцо (символизирующее появление новой жизни из скорлупы-"гроба"), в качестве подарка.

Насмехаясь над Марией Магдалиной, при множестве очевидцев, Тиберий воскликнул, что куриные яйца не бывают красными, а мертвые не воскресают. В этот момент яйцо стало ярко-алым. Это предание стало широко известно среди христиан, а обычай окрашивать яйца в алый цвет и дарить их друг другу со временем вошел в праздничный обиход и превратился в религиозную традицию.

Пасхальный кулич

Традиция печь на Пасху куличи также пришла к нам из древности. Куличом в наших краях называют сладкий праздничный хлеб из дрожжевого теста. По преданию, после воскресения Христа он стал являться апостолам во время трапезы. Они начали оставлять для Христа свободное место в центре стола, и ставили на стол хлеб, предназначенный для Него.

С течением лет в Византии зародилась традиция помещать хлеб (на греческом языке слово "хлеб" звучит "артос") на стол во время празднования Воскресения Господня, в память о том, как Христос разделял хлеб с апостолами. Затем хлеб раздавали бедным.

До сих пор в церковном каноне освященный на Пасхальной седмице хлеб называется "артос", он кладется на аналой в первый день Пасхи и на всю Светлую седмицу.

А праздничный хлеб круглой формы на греческом языке называется "колликион". Отсюда произошло и название "кулич". А когда эта традиция широко распространилась, свой артос-колликион, пасхальный кулич, на праздник начали выпекать в каждой семье.

Творожная пасха

Если крашеные яйца и пасхальный кулич на праздник готовят абсолютно все православные, то творожная пасха — явление не повсеместное.

Этому традиционному угощению обычно придают вид усеченной пирамиды. Творожная пасха символизирует Гроб Господень, где произошло Воскресение Иисуса Христа. Лакомство всегда украшают буквами "ХВ", которые обозначают "Христос Воскресе!".

Правда, далеко не везде творожная пасха известна. В некоторых областях России и Украины "пасхой" называют знакомый нам кулич. А блюдо из творога и вовсе не входит в праздничную народную традицию.

Когда приходить в церковь на службу в праздник Пасхи

Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Приходить в храм можно в любое время, а основные события праздника разворачиваются после 23.00. Ближе к полуночи служится Полунощница, а ровно в полночь начинается пасхальная утреня, "веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых".

Перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

История празднования Пасхи

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время.

Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.