Особенности периода раннего возраста и его значение. Значение периода раннего детства. Когда снятся вещие сны

В ысшая нервная деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности Условные рефлексы возникают у детей сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а, следовательно, умения, привычки, усвоенные правила поведения даже к трем годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять, они легко разрушаются.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться от нежелаемого действия. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы.

Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять около мамы и ждать, когда она обсудит все проблемы со встретившейся приятельницей). Начинать формировать тормозные условные рефлексы, задерживающие деятельность ребенка на слово «нельзя», следует уже в конце первого года жизни. На втором-третьем году необходимо разъяснять малышу, почему нельзя брать тот или иной предмет, почему надо прекратить действия. К особенностям высшей нервной деятельности детей относится сравнительно слабая подвижность нервных процессов. Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой:

Это период наиболее стремительного физ и псих развития ребенка.особенности этого периода-он обеспечивает именно общее развитие ребенка., служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения разных видов деятельности.одной из особенностей дошкольников является то, что они очень любят делиться друг с другом своими знаниями и умениями.эта особенность об\ясняется активностью детской натуры, а также тем, что в психическом отношении ребенок всегда ближе к другому ребенку, поэтому он может доступнее об\яснить, нежели взрослый.дети дошкольного возраста обычно легко запоминают услышанное, часто запоминают механически, не вдумываясь в смысл услышанного, как правило, не понимая его. Свойственно непроизвольное внимание, они легко отвлекаются и не могут длительное время быть сосредоточенными на каком-либо одном предмете или явлении.



Задачи сенсорного воспитания. Содержание сенсорного воспитания.

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической к познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п. В программу сенсорного воспитания включена и Система сенсорных эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности, поднимается на новый, более высокий уровень знаний – обобщенных и систематизированных.



54. Этапы и методика сенсорного воспитания воспитанников.

Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются:

1. содержательная, результативная деятельность детей .

Продуктивная деятельность (рисование, лепки, аппликация, конструирование) к. только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;

2. использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения : занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа- обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затеи он предлагает детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа - формирование представлений об эталонах . В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д. В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: "овал похож на огурчик", "треугольник такой, как крыша у домика". В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности. Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

55.Становление педагогики раннего детства .

Педагогика РД начала выд. в сам. область знания в начале XX в. Взгляды на педагогику РД первоначально формир в контексте пред­ставлений о вос-и детей от рождения до поступления в школу. Бол-во ученых и педагогов-практиков, под­черкивая важность первых лет жизни для последующего раз­-я человека, утверждали, что наилучшие условия для вос-я и обучения маленьких детей могут быть лишь в семье.

Я. Коменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» заложил фундамент системы народного образо­вания, сформулировал общие зак-ти пед. явлений, очертил основные проблемы педагогики - це­ли, задачи, содержание, методы, организационные формы образования, выделил 4 ступени развития подрастающего поколения - детство, отрочество, юность, возмужалость.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Он считал, что «вос-ть детей должны сами родители», а воспит. процесс следует привести в соот­ветствие с природой ребенка и естественными законами его раз­-я

И. Песталоцци (1746-1827). Он утверждал, что цель вос-я заключается в «выявлении истинной человечности», и что к осознанию своей связи с чело­веческим родом каждый приходит в процессе семейного вос-я. В «Книге для матерей» он писал о том, как мать должна раз-ть ребенка с раннего возраста, вести его к познанию экруж. мира, вос-ть любовь к людям, прививать трудовые навыки. Песталоцци указывал, что в обществ. вос-и следует использовать те преимущества, кот. обладает домашнее вос-е.

Ф. Фребель (1782-1852) при­давал первостепенное значение воспитанию маленького ре­бенка в семье.

М. Монтессори (1870-1952). Она была сторонницей свободного вос-я, в основе ее системы ле­жало представление о том, что ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности.. Монтессори разработала стандартизированные автоди- дакт. материалы, которые сами побуждают детей, свободно выбирая то или иное занятие, выполнять действия так, как задумал воспитатель. Действуя с кубами-вкладышами, рамками с застежками, клавишными досками и т.п., ребенок приобретает знания и умения, развивает набл-ть, терпение, волю, спос-ть сам.о обна­ружить и исправить свои

ошибки. Педагогика Монтессори дает возможность обуч-я детей не посредством прямого воздействия на них, а путем организации спец. обра­зов. среды.

Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западно­европейской и отечественной педагогики. Большой вклад в раз-е системы обществ.вос-я детей внес­ли такие выдающиеся педагоги как, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.

Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты ; массовые ясли и детские са­ды стали организовываться в XX вв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания спе­циальных образ.программ В России первые образ. программы вос-я детей РД создавались в 30-50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Про­грамма воспитания в д\с», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умст­венное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики В 80-90-е годы в связи с реформой образования произо­шел поворот к личностно-ориентированной педагогике, направленной на создание наи­более благоприятных условий для раскрытия и развития спо­собностей каждого ребенка, уважение к его личности, досто­инству, обеспечение полноценности его жизни на каждом возрастном этапе. Реализация принципов демократизации и гуманизации образования предполагает вариативность образования, т.е. разнообразие организационных форм образования и образо­вательных программ.

56. Значение социально-нравственного воспитания дошкольников. Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста . НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Пивовар В.А., воспитатель детского сада №17
г. Алексеевки Белгородской области

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году) , усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, - сосательный - на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать) , так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.) . Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание - дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

  • соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
  • правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
  • создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно
осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их
полноценного
развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни

характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес

ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции

организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и

третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает

координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи

делает ребенок в овладении

родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12

слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500

слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как

повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям.

Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии

детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка

составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического

развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен

заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые,

подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения

в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они

становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального

состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их

уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления

Важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них

возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит

ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в

яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип

последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов,

позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе

поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный

условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,-

сосательный - на положение для кормления. Раннее образование услов­ных

рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством

необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы

могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и

просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и

нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать

на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с

трудом поддаются изменению.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие

потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от

непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее,

уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым,

Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы

всестороннего воспитания детей.

следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е.

верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна,

кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности

детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически

обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни

детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и

эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих

задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей".

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет

правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому

учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся

нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство

воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее

интенсивен, чем на первом. Поэтому программа воспитания в детском саду

предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не

поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям.

Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек,

которые дети могли бы переносить в руках (крупные мягкие игрушечные животные,

куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины,

коляски и т. п.) возить подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на

колесах и пр.).

Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить

чтобы все они были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у

детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях.

Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только

ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и

т. д.), - важное условие их физического развития. Предупреждая утомление

разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных

игр.

Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую

педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во

время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в

прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные

движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, под­вешенную к

стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр

не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития

произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться

организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.

Значительную ценность для о&щего развития детей имеют подвижные игры с

музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке

содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года

жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального

оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это

оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для

самостоятельного использования.

Учитывая большую потребность в движениях у детей второго года жизни и

организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что

двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности,

умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным

чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность

детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их

деятельности.

На втором году жизни большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками,

кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям - умениям пользоваться

несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный

предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре

с песком и снегом.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на

столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры.

Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы - по 2-3 ребенка, при

этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических

игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к

новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет

продумана воспитателем.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды

деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной

деятельности детей".

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых

умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются

понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой

деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается

понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная

Речь.

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально

выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и

звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует

постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям

развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум -

200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные

особенности и условия воспитания.

К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются

слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их

пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными

местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого

труда.

Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в

предметную ситуацию, оно заменяет предложение. Возглас “мама!” в одном

случае означает “возьми меня на руки”, в другом - “дай мяч”. Словом “бах”

малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда

падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3-4 слов. Дети

начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще

много ошибок.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность

подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и

воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году,

поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его

на подражание легким звукосочетаниям (“топ-топ”) и на подговаривание (“шш-уу,

полетели”, “гуси-гуси-га-га-га”), учить его по просьбе взрослого отвечать:

“Как тикают часы? Тик-так. Скажи: “Тик-так”. Чтобы вызвать у ребенка

подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить

их в сопровождении правильных, например: “Спи, ляля, бай-бай”. Когда ребенок

сможет подражать, (примерно с 1 года 3-4 мес.), надо перейти к обычной

правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с поручениями,

давая образец для подражания: “Пойди позови Галю, скажи: “Галя, иди гулять”.

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются

раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый

день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом

детей (5- 6 человек); во втором - занятия планируются по подгруппам с учетом

пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная

подгруппа детей (6-12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной

форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей

основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность -

зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение

за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия

(рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть

момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруп­пы (3-6

детей).

Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов

деятельности могут продолжаться до 10- 15 мин; требующие же сосредоточенного

внимания-от 5 до 8 мин.

Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель - научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной

игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности;

общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с

ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают исполь­зовать не

только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).

Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо стараться формировать у

них потребность по разным поводам обращаться к воспитателю: попросить помочь

в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме

того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, прави­ла

поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока

другой поиграет.

При нормальном нервно-психическом развитии и установившейся форме общения со

взрослыми у детей начинает формироваться потребность в общении друг с

другом.

В начале второго года жизни у малышей, не овладевших активной речью,

продолжает доминировать эмоциональное общение, которое выражается в радости

от присутствия других детей. Они подходят друг к другу, дотрагиваются до

одежды, заглядывают в лицо, смех и плач одного быстро заражает других.

Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности

детей. Они любят наблюдать за движениями сверстников и пытаются подражать

друг другу. Например, если один ребенок видит, что другой катит мяч, он

стремится проделать это сам и именно с данной игрушкой. Для создания у

малышей положительного отношения друг к другу следует пре­дупреждать

возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является

следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать

вместе.

При правильной организации бодрствования детей в группе можно избежать

подобных конфликтов. В частности, мебель должна быть расставлена так, чтобы

малыши не собирались в одном месте. Лучше, если дети (два-три ребенка) будут

заниматься одним видом деятельности, например нанизыванием колец на

пирамидки. Полезно специально организовать наблюдение одних детей за

действиями других. Во избежание ссоры детям до полутора лет следует давать

одинаковые предметы. Необходимо также, чтобы они знали места для хранения

игрушек и в случае необходимости могли их легко найти. Следует помнить, что

привычка отнимать у других игрушки закрепляется и переходит в драчливость. В

таком случае вместо доброжелательного отношения друг к другу дети испытывают

озлобленность и гнев.

Воспитание общительности, взаимопонимания должно осуществляться в бытовой,

предметно-игровой, речевой и других видах деятельности малыша. Надо учить их

проявлению нежности, сочувствия, сострадания: погладить по головке, пожалеть

ребенка, испытавшего боль при падении, предложить робкому новичку лакомство,

игрушку. При таком воспитании малыши к двум годам выполняют эти действия не

только по подсказке взрослого, но и самостоятельно, научившись понимать

состояние другого и правильно реагировать (помочь, утешить и пр.). Детям,

овладевшим речевым общением, надо предлагать словесно выражать свои чувства,

симпатии: “хороший”, “молодец” и т. д. В этом возрасте ребенок уже может по-

своему заступиться за обиженного, оказать помощь товарищу (подуть на пальчик,

помочь подняться после падения и др.).

Игра таит в себе большие возможности для развития у детей коллективизма. В

процессе игры они общаются, следуя чувствам симпатии друг к другу. Например,

ребенок складывает в машину кубики, а другой, потянув за бечевку, пытается

перевезти груз. Правда, при этом могут возникнуть ссоры, потому что,

включаясь в игру соседа, ребенок пытается иногда навязать свои требования,

способы действия. В подобных ситуациях воспитатели должны разрешить детские

споры, обратив внимание одного из них на новые игрушки, занятия.

А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. М. Аксарина отмечали, что игра - первая

школа воспитания общественного поведения. Дети могут самостоятельно вступить

в контакт друг с другом и испытывают при этом радость.

А. П Усова" отмечала несколько форм взаимодействия детей

" См.: Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А. В. За­порожца.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Прич­­­­­­­­­­­­ём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.

В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

От рождения до года.

· Познаёт мир через ощущения

· Полностью зависим

· Сосредоточен на себе

· Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)

· Быстро растёт и изменяется

· Играет сам с собой

· Узнаёт людей и реагирует на них.

· Учится хватать

· Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять

· К концу года начинает ходить.

От года до двух лет.

В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

· Ходит всё увереннее

· Требует внимания к себе

· Познаёт мир через ощущения

· Внимание быстро рассеивается

· Полностью может концентрироваться только на одной вещи

· Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)

· Слабая координация движений

· Нет «тормозов» его трудно остановить

· Решителен

· Любопытен,жаждет исследовать мир

· Подражает взрослым

· Непослушен

· Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней

· Сосредоточен на себе

От двух до трёх лет.

В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков.Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.

· По-прежнему сосредоточен на себе.

· Любопытен

· Координация движений ещё не совершенна.

· Активен.

· Исследователь, интересуется окружающим миром.

· Играет большей частью один.

· Импульсивен, действует по первому пробуждению.

· Склонен проверять «границы дозволенного».

· Становится все более независимым.

· Любит учиться.

· Ему не надоедает повторять одно и то же.

· Нелогичен.

· Возникает чувство прекрасного.

· Подражает взрослым.

· Внушаем.

· Сравнивает себя с другими.

· Развивает самосознание.

· Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.

Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.

Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.

(Н.С. Ежкова)

Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

Подготовила Яковлева В. Н

Воспитатель ГБДОУ №43

Г.Санкт-Петербург. Колпинский район

Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Что представляет собой ребёнок раннего возраста?

Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.

Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.

В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

От рождения до года.

Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:

  • Познаёт мир через ощущения
  • Полностью зависим
  • Сосредоточен на себе
  • Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)
  • Быстро растёт и изменяется
  • Играет сам с собой
  • Узнаёт людей и реагирует на них.
  • Учится хватать
  • Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять
  • К концу года начинает ходить.

От года до двух лет.

В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

  • Ходит всё увереннее
  • Требует внимания к себе
  • Познаёт мир через ощущения
  • Внимание быстро рассеивается
  • Полностью может концентрироваться только на одной вещи
  • Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)
  • Слабая координация движений
  • Нет «тормозов» его трудно остановить
  • Решителен
  • Любопытен,жаждет исследовать мир
  • Подражает взрослым
  • Непослушен
  • Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней
  • Сосредоточен на себе

От двух до трёх лет.

В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков.Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.

  • По-прежнему сосредоточен на себе.
  • Любопытен
  • Координация движений ещё не совершенна.
  • Активен.
  • Исследователь, интересуется окружающим миром.
  • Играет большей частью один.
  • Импульсивен, действует по первому пробуждению.
  • Склонен проверять «границы дозволенного».
  • Становится все более независимым.
  • Любит учиться.
  • Ему не надоедает повторять одно и то же.
  • Нелогичен.
  • Возникает чувство прекрасного.
  • Подражает взрослым.
  • Внушаем.
  • Сравнивает себя с другими.
  • Развивает самосознание.
  • Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)

Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.

Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.

В чём уникальность раннего детства?

Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.

(Н.С. Ежкова)

Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.


Раннее детство!

Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, каждый из них имеет качественные особенности. Разные исследователи предлагают различную классификацию. В СССР большинство физиологов, психологов и педагогов (Н. М. Щелованов, Ю. А. Аршавский, Д. А. Эльконин, А. А. Люблинская, С. М. Громбах и др.) выделяют первые три года жизни в особый период, называемый периодом раннего детства. Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, требующих создания для детей этого возраста специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, питания . Отличны также содержание и методы воспитания.

Анатомо-физиологические особенности раннего детства

На втором году жизни сохраняется еще достаточно быстрый темп физического развития ребенка. Это проявляется в интенсивном росте и увеличении массы тела, хотя и не таком значительном, как на первом году жизни. В первом полугодии длина тела увеличивается на 6-7 см, масса – на 1-1,5 кг. Продолжается созревание различных функциональных систем организма. Растет грудная клетка, опускается диафрагма. Ребра принимают косое положение, мышцы диафрагмы становятся крепче. Одновременно с грудной клеткой развиваются и легкие, совершенствуется их функция, частота дыхания уменьшается за счет увеличения дыхательного объема. Продолжается интенсивное развитие иммунной системы, относительно велики аденоиды и миндалины. Растет сердце, совершенствуется его работа. Повышен обмен веществ, органы пищеварения приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу. Сохраняется высокая ранимость организма ребенка, его подверженность различным заболеваниям. Относительная слабость и малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга приводят к быстрому утомлению. В первом полугодии второго года жизни ребенка совершенствуются его двигательные навыки. Он уже может подолгу ходить, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится), может перешагнуть через невысокое препятствие. Может есть ложкой сначала густую, а к 1,5 годам и жидкую пищу.

Во втором полугодии второго года жизни ощутимо повышается сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды. Более совершенной становится система терморегуляции, иммунная система надежнее защищает организм от инфекции. Повышается работоспособность нервной системы: если ребенок в начале второго года, не отвлекаясь, может заниматься с картинкой всего 1–2 мин., то к концу второго года это время увеличивается до 7–8 мин. Быстро развивается речь, увеличивается запас слов. К концу второго года заметно меняются пропорции тела малыша, особенно за счет длины рук и ног, объем груди становится больше объема головы. Совершенствуется координация движений, ребенок более ловок, может пройти по доске шириной 15-29 см, приподнятой над полом на 15-20 см, перешагивая через препятствия чередующимся шагом. Заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. В этот период дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, становится возможным привитие ребенку гигиенических навыков.

За второй год жизни ребенок увеличивает массу тела приблизительно на 2-2,5 кг, длину – на 12-13 см.

На третьем году жизни ребенок по-прежнему быстро растет: его вес увеличивается на 1,5-2 кг, рост – на 8-11 см. Несовершенство нейрогуморальной регуляции, незрелость кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем в сочетании с быстрым ростом, интенсивным развитием, активной деятельностью делают детский организм в этом возрасте очень уязвимым. К тому же на третьем году, как правило, расширяется круг общения малыша, он больше передвигается, более самостоятельно исследует окружающий мир, в связи с чем резко возрастает вероятность инфицирования, травм, отравлений. Ребенок любознателен, активен, контактен – это прекрасно, это необходимо для его развития, но полагаться на его самостоятельность нельзя ни в коем случае.

Продолжает активно созревать нервная система ребенка. Она более вынослива, чем у двухлетнего малыша, но если созревание клеток коры головного мозга уже заканчивается, то продолговатый мозг, отвечающий за регуляцию жизненно важных функций, еще далек от совершенства. Повышенная возбудимость подкорковых отделов, несовершенство и слабость регулирующей функции коры ведут к тому, что реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями. На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память, причем особенности ее таковы, что события раннего детства фиксируются в ней наиболее прочно, сохраняясь во взрослом возрасте часто в подсознании, вновь «выплывая» и исчезая последними в старости. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, малыш лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Особенно важно на третьем году развитие мелких точных движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата.

Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в этом возрасте колоссальное значение, особенно неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток адекватной информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, и то и другое вместе – к отставанию в развитии. В связи с интенсивной ходьбой, лазаньем, другими активными движениями развиваются скелет и мускулатура малыша. К трем годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны установится значительно позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, неблагоприятные воздействия легко способствуют формированию неправильной осанки. Развитие мышечной системы идет параллельно с костной. На третьем году объем мышц увеличивается, количество жировой ткани в них уменьшается, совершенствуется иннервация и кровоснабжение. Ощутимыми становятся половые различия в развитии мышечной системы – у мальчиков мышцы сильнее, объем их больше. Развитие двигательной функции малыша зависит не только от естественного роста и развития мышц, созревания нервной системы, но все большее значение имеет тренированность определенных функций. Это относится не только к развитию и совершенствованию движений, но и к деятельности всех жизнеобеспечивающих систем: дыхательной, кровеносной, пищеварительной.

Нервная система

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, новые, белее сложные условные рефлексы образуются на основе уже имеющихся. Следует учитывать особенность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания. При¬чем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

Опорно-двигательный аппарат

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут при¬обрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних фак¬торов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего пе¬риода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, груд¬ной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения - бег, лазание, прыжки - стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.

Мышечная система

Она развита у детей значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мус¬кулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20-22% по отношению к массе тела, т.е. в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста, наряду с удлинением, происходит рост мышц, главным образом, в толщину. Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. Происходит расслабление волокон и могут образовываться грыжи (пупочные). У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому недопустимы чрезмерные нагрузки (возможно образование паховых грыж). Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка. Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти, поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребенка. Несмотря на то что уже к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастает сила и работоспособность мышц, однако дети еще не способны к значительным мы¬шечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий (длительное стояние или сидение). Учитывая быст¬рую утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений. Исследования показывают, что в зависимости от состояния центральной нервной системы (сильные уравновешенные нервные процессы, сильные неуравновешенные нервные процессы, слабые нервные процессы и т. д.) дети осваивают движения по-разному и только три движения формируются у всех детей одновременно:

1) поднимание и удерживание головы в вертикальном положении (1-1,5 месяцев);

2) поднимание головы из положения лежа на животе (4-5 месяцев);

3) поднимание туловища с опорой на предплечья (5-6 месяцев).

Психологические особенности раннего детства

1. Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. К 3 годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев. Он приобретает много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентируется в форме, цвете, величине предметов. Особенно большое значение в психическом развитии отводится овладению речью: ребенок, не умея при рождении произнести ни одного членораздельного звука, к 1 году употребляет около 10 слов и понимает название многих действий и предметов, а к 3 годам его словарь содержит более 1000 слов. На протяжении 3 лет у ребенка развиваются и все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. Речь взрослых является средством воспитания, при помощи речи можно регулировать поведение ребенка, его эмоциональное состояние. У детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. У детей быстро развиваются и такие психические процессы, как внимание, память, а на 3-м году - и воображение. За 3 года в зависимости от условий воспитания быстро формируются различные навыки (как положительные, так и отрицательные). Развиваются многие виды деятельности (детские игры , наблюдение, конструктивная и изобразительная деятельность и др.). Закладывается эмоциональная основа личности: дети по-разному реагируют на все, у них формируется различное отношение к окружающему - одно им нравится, вызывает улыбку, радость, на другое они сердятся, плачут. В поведении ребенка можно видеть проявления многих свойственных человеку эмоций - радость, гнев, страх, смущение, удовлетворение, эстетическое чувство, застенчивость, обида и др. Уже на 1-м году у детей начинают устанавливаться различные взаимоотношения со взрослыми, закладываются основные черты характера и элементарные нравственные качества личности. Таким образом, первые 3 года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку. 2. Характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка. 3. Здоровый ребенок обладает богатыми потенциалами (возможностями) развития. Применяя различные специальные меры, можно получить значительно более высокий уровень той или иной линии развития. Так, например, ребенка значительно раньше можно научить различать все цвета, плавать, читать, выучить наизусть длинное стихотворение и др. Задача воспитания - полнее использовать богатые природные возможности ребенка, но без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста детей. 4. В первые годы жизни велика взаимозависимость и единство физического и психического развития. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Крепкий, физически полноценно развивающийся ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и психически лучше развивается, а веселые, подвижные дети лучше развиваются не только психически, но и физически более развиты и выносливы. Вместе с тем даже незначительные нарушения в состоянии здоровья детей вызывают изменения их общего самочувствия - они становятся раздражительными или вялыми, быстро утомляются. И наоборот, любое заболевание легче протекает, если удается поддержать хорошее эмоциональное состояние заболевшего ребенка. 5. Большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Например, обливание водой принесет пользу для здоровья только в том случае, если ребенок бежит в ванную с удовольствием, и, наоборот, бесполезно обливать ребенка, если он каждый раз при этом плачет. Если проводимое воспитательницей занятие интересно ему, он занимается длительно, внимательно следит за ее действиями и словами, если нет - скучно или непонятно - то дети отвлекаются, не слушают, и такое занятие не приносит пользы. Ведущее значение эмоционального состояния сохраняется на всем протяжении раннего детства - оно одинаково важно как для 3-5-месячного ребенка, так и для 2-3-летнего. Характерной чертой раннего детства является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы от обиды, как он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих - еще не понимая слов, ребенок уже рано хорошо понимает: сердятся на него или нет. Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заражаются. Стоит в манеже заплакать одному ребенку, как часто может заплакать другой. Если мать, укладывая ребенка спать, чем-то взволнована, то ее настроение часто передается ребенку, и он дольше не может заснуть. 6. Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т. е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности. С момента рождения ребенок проявляет активный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс «что такое?» (И. П. Павлов) или рефлекс «новизны». На основе этого ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему, особенно новому, что затем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, желание узнать «а что?», «а почему?», «а как?», «куда?» и т. д. Очень высока у детей и потребность в двигательной активности. Они много и разнообразно двигаются, различно действуют и почти все время активно что-то делают. Все это является ярко выраженной особенностью маленького ребенка и способствует быстрому физическому и умственному его развитию. Ограничение движений ребенка (гиподинамия), бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии. 7. Очень рано (с первых месяцев) у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. В конце 1-го и на 2-м месяце лицо говорящего взрослого является наиболее сильно действующим раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, а несколько позже и большую радость. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности. 8. Отлична в раннем возрасте и роль непосредственных воздействий взрослых на ход развития. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения. Только после показа взрослого ребенок может складывать пирамиду, ставить кубик на кубик, произносить слова, рисовать, лепить и др. Дети раннего возраста нуждаются в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого. 9. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Ребенок 3 лет способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица). 10. Неустойчиво и очень лабильно физическое и психическое состояние ребенка. Маленьким детям свойственна физическая и психическая ранимость. Дети этого возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностей. Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Хотя на протяжении 3 лет длительность периода непрерывного активного бодрствования значительно увеличивается и к 3 годам достигает 5 1/2-6 ч (т. е. почти так же, как и у дошкольника 6 лет), однако ребенку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды непрерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше утомляются. 11. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. Резко, скачкообразно, в 1 год 5 мес - 1 год 6 мес удлиняется работоспособность (удлиняется период бодрствования), так же скачкообразно увеличивается количество слов в этот период. В 2 года 8-10 мес скачкообразен переход к качественно новому виду игры - переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре и др. Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» (т.е. наиболее значимые) линии развития. Они имеют наибольшее значение для данного возраста, своевременное развитие их обеспечивает переход на качественно новый этап. Так, например, в возрасте 7-8 мес ведущим движением является ползание, так как оно полезно для общего физического развития и расширяет ориентировку в окружающем. В возрасте 1 года 6 мес - 1 года 9 мес очень важно овладеть способностью обобщать предметы по существенным признакам, так как это будет способствовать дальнейшему развитию мышления, формированию понятий. В 1 год - 1 год 5 мес происходит быстрое развитие понимания речи, но медленнее нарастание активного словаря. Научившись новому, приобретя новое умение, действие, на какой-то период времени оно становится доминирующим в поведении ребенка. Так, например, научившись ходить самостоятельно, ребенок почти перестает играть, а «неудержимо» ходит. Произнеся впервые какое-то слово, он многократно повторяет его в течение дня. На разных возрастных этапах ребенок оказывается особо чувствительным к определенного рода воздействиям. «... При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах» (Л. С. Выготский). 12. Реакция детей раннего возраста имеет более длительный латентный период, т. е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Например, когда взрослый задает ребенку 1 года 3 мес - 1 года 5 мес какой-либо вопрос или предлагает произвести какое-то действие, то его ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.