Небылицы для детей короткие и интересные. Как сочинить небылицу

Иван Топорышкин.

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Хармс Д.

Крокодил и петух.
Hа желтом лyгy,
Где pастет чепyха,
Лиловая,
Как чеpнила,
Повстpечал
Кpокодил с головой петyха
Петyха с головой кpокодила.

И оба сказали такие слова:
- Какая чyднАя
У вас голова!
Я, может, не пpав,
Hо мне кажется, вы
Достойны скоpее
Моей головы.

Хотите меняться? -
Петyх пpедложил.
- Отлично, давайте! -
Сказал Кpокодил.

Обменявшись такими словами
Поменялись они головами.
И каждый подyмал:
"Кpасиво на диво!
Обманyл я его,
Чyдака".
И yшел
Кpокодил
С головой кpокодила,
А Петyх -
С головой петyха.
Сапгир Г.

Небылицы в лицах.
Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Сапгир Г.


Про красную мышь и зелёную лошадь.

Я шёл и расспрашивал
разных прохожих
Про красную мышь
И зелёную лошадь.
И мне отвечали
Десятки прохожих:
- Таких мы не видели-
Даже похожих.
Кругом улыбались:
- Всё это - фантазия!-
Какой-то старик проворчал:
- Безобразие!

Я шёл через город
Нелеп и взъерошен.
я спрашивал всюду,
Меня не смутишь:
- Ну кто-нибудь видел
Зелёную лошадь,
Зелёную лошадь
И красную мышь?

Вдруг кто-то окликнул
меня из окна.
И я увидал
голубого слона,
Который сказал:
- Поищи их на пристани.
Недавно туда
Прошагали туристами
Зелёная лошадь
и красная мышь.
Ну, топай скорее,
чего ты стоишь?

В волнении я прибежал
на причал,
Где белый кораблик
кормою качал.
Кораблик уже уходил
От причала.
Зелёная лошадь
У борта стояла,
А красная мышь
мне махала с кормы…
с тех пор, к сожаленью,
Не виделись мы.
Ты скажешь: всё это
неправда одна.
Не веришь?
Спроси голубого слона.
Г. Сапгир

А может, а может...
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую,
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.

Нам помнится, вороне,
А может быть, собаке,
А может быть, корове,
Однажды повезло.
Прислал ей кто-то сыра,
Грамм, думается, двести,
А может быть, и триста,
А может, полкило.

На ель она взлетела,
А может, не взлетела,
А может быть, на пальму
С разбегу взобралась.
И там она позавтракать,
А может, пообедать,
А может быть, поужинать
Спокойно собралась.

Но тут лиса бежала,
А может, не бежала,
А может, это страус злой,
А может, и не злой.
А может, это дворник был.
Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику
За новою метлой.

Послушайте, ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Но тоже хорошо.
У вас такие перья,
У вас рога такие,
Копыта очень стройные
И добрая душа.

А если вы споете,
А может быть, залаете,
А может, замычите √
Коровы ведь мычат,
То вам седло большое,
Ковер и телевизор
В подарок сразу вручат,
А может быть, вручат.

И глупая ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Как что-то запоет.
И от такого пения,
А может, и не пения,
Упал немедля в обморок
От смеха весь народ.

А сыр у той вороны,
А может быть, собаки,
А может, и коровы,
Конечно же упал.
И прямо на лисицу,
А может, и на страуса,
А может, и на дворника
Немедленно попал.

Идею этой сказки,
А может, и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз,
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство,
Или подвешен груз.
Успенский Э.

Небылицы

Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.

Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.

Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».

Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.

Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».

Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:

Позвольте, братцы, небылицу с пеги,

Небылицу, да небывальщину.

Старину спою, небывалую, да не слыханную.

Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.

Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».

Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.

Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).

В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.

Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.

М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.

Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:

Кошка на лукошке

Ширинку шьет,

Кот на полатях

Указывает:

Не так, кошка

Не так, плошка,

Не так черепец,

Наш Иван молодец.

Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».

Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».

Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».

Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».

По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.

В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:

Ульяна, Ульяна,

Садись-ка ты в сани,

Поедем-ка с нами

В нову деревню.

В новой деревне

Во старом селеньи

Много дива увидишь:

Курочка в сережках,

Козел в новых портках,

Коза в сарафане,

А бык в кожане,

Утка в юбке,

Селезень в жерельях,

Корова в рогоже -

Нет ее дороже!

У нашего Данилы

Разыгралася скотина,

И коровы и быки

Разинули кадыки,

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны;

Коза в синем сарафане,

Во льняных штанах,

В шерстяных чулках,

Вол и пляшет,

Ногой машет,

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Бух, бух, бух.

Семья коз выполняет крестьянскую работу:

Козел муку мелет,

Коза подсыпает,

А маленьки козляточки

В амбарах гуляют.

По форме небылица представляет собой краткую сюжетную зарисовку, бытовую картинку с конкретным содержанием без зачина и концовки. Приведем пример небылички, где действующими лицами являются насекомые: тараканы, комар, вошь, блоха:

Таракан дрова рубил,

Комар по воду ходил,

В грязи ноги завязил.

Блоха поднимала -

Живот надорвала.

Вошка баню топила,

Гнидка щелок варила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала,

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Сюжетная законченность описания, насыщенность конкретными деталями, наглядные несообразности обуславливают смысловую емкость, точную и зрелищную передачу действий

Композиционно перевертыш состоит из картин-действий, расположенных цепочкой и слабо соединенных друг с другом. В нем происходит перестановка объекта действия или признаков, характеризующих разные предметы. Иногда эта словесная забава «принимает характер игры в обмолвку»:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес,

Безрукий-то клеть обокрал,

Нагому за пазуху наклал,

Безногий вприпрыжку побежал

Концовка в небылицах отсутствует или не влияет на основное содержание, воспринимаясь как законченное резюме:

Гнида щелок щелочила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала.

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Некоторые исследователи полагают, что зачин, напротив, играет важную семантическую роль: «в нем сразу подчеркивается, что речь идет о чепухе, небыли, в которую не верят».

Повествование в небылице ведется от первого или третьего

У нашего Данилы

Разыгралася скотина.

Жил я у матушки

В сосновой избушке.

Спал на подушке,

На перинушке.

Характер рифмовки в небылице разнообразен. Наиболее распространены смежные рифмы:

А хозяин на печи обувается,

А медведь на дороге повивается,

А свинья под мостом овес толкет,

А лягушка на дворе песенки поет.

Пример перекрестной рифмы в сочетании с внутренней:

Козел муку сеет,

Коза подсевает,

А барашки крутоторожки

В дудочку играют,

А сороки-белобоки

Ножками топ-топ,

А совища из углища

Глазами-то хлоп-хлоп.

Часто встречаются внутренние рифмы в сочетании с парными

Скок-поскок,

Молодой дроздок.

Перевертыши различаются по жанровой модели; иногда это коротенькая прибаутка:

Эх, сапоги у меня на вате,

А поддевка на скрипах.

Да я на пегой на телеге

На сосновой лошади.

Но может быть и целая песенка:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика,

Глядь из-под собаки лают ворота;

Ворота-то пестры, собака-то нова.

Мужик схватил собаку

И давай бить палку.

Собака амбар-то поджала

Да в хвост и убежала.

Изба пришла в мужика

Там квашня бабу месит.

Встречаются перевертыши в форме нарратива:

Я встал поутру, обулся на босу ногу, топор надел, трое лыж за пояс подоткнул, дубинкою подпоясался, кушаком подпирался. Шел я не путем не дорогою; подле лыков горы драл; пошел я в чисто поле, увидал: под дубом корова бабу доит. Я говорю: «Тетенька, маминька, дай мне полтора молока пресного кувшина». Она не дала. Я вышел на улицу: тут лайка собачит (вм. собака лает) на меня; мне чем обороняться? Я увидал: на санях дорога, выхватил из оглобель сани, хлысть лайку и пошел домой.

В данном случае сюжет разворачивается как необычная история, которая приключилась с самим рассказчиком. Е.М. Левина полагает, что даже в том случае, когда присутствуют «мотивы прозаической небылицы, повторы ритмически их организуют».

…Да не курица на ступы соягниласе,

Корова на лыжах прокатиласе,

Да свинья в ели-то ведь гнездо свила.

Да гнездо свила да детей вывела.

Малых деточек да поросяточек.

Поросяточка всё по сучьям вися,

По сучьям вися и полететь хотя.

Обоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Ровным счетом шестьдесят.

Распустила поросят

Все по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь яны хоцяць.

О.И. Капица отметила, что к небылицам примыкают так называемые «большие песни». В большинстве из них действующими лицами являются животные, которые действуют подобно людям. Наиболее распространенными она считает следующие: «Козел», «Сватовство совы», «Война грибов», «Чечотка», «Смерть и похороны комара», «Поедем-ко, женушка, домик наживать», «Жил я у попа».

Подобные песни П.В. Шейн называет сатирическими и скоморошными. «Почти все они, – замечает он, – отличаются явным сатирическим характером, смысл и цель которого с течением времени сгладились, вследствие чего они в значительной степени потеряли совершенно интерес для людей старших поколений. Но, благодаря обилию аллитераций, тавтологий и рифмы, а равно легкости для запоминания их несложных музыкальных мотивов, они, так сказать, сами напросились своими неоцененными услугами матерям, нянькам, пестуньям, для которых они являлись самыми желанными, самым удобным и подходящим средством занимать и забавлять приятным образом своих и чужих малюток. Эти малютки, выросши и возросши до отроческих лет, сами с удовольствием начинают употреблять эти самые песенки и прибаутки».

Отсутствие точной терминологии привело к тому, что в первом собрании «Русских народных песен» П. Шейн поместил эти песни в детский отдел, а в «Великоруссе» перенес их в группу юмористических песен для взрослых.

Среди больших песен в первую очередь укажем на распространенную у русских, белоруссов и украинцев песню о «козле». О.И. Капица приводит более 10 вариантов песни. В ней рассказывается о том, что любимый бабушкин козлик отправился в лес погулять, а там его растерзали волки. Профессор В.Н. Перетц указывает на прототип этой песенки, находящийся в сборнике польских песен Гинтовта и Рудницкого, относящемся к 1713 г.

Приводим начало наиболее распространенного варианта этой песенки:

Жил-был у бабушки серенький козлик,

Бабушка козлика очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти,

Напали на козлика серые волки,

Остались от козлика рожки да ножки.

После каждой строки повторяется припев «Вот как, вот как» и два последних слова. Постепенно простой по структуре текст развивается в наполненную разными событиями песню, где козел встречается с волками и погибает.

В начале бабушкин козел похваляется:

Семь волков убить

Бабе шубу сшить.

Козел оказывается трусом и при встрече с заинькой и лисанькой спрашивает:

Ты не смерть ли моя,

Ты не съешь ли меня?

На это ему животные отвечают

Я не смерть твоя,

Я не съем тебя.

Уж я заинька,

Уж я беленькой.

Затем козел встречает семь волков, которые нападают на него. Бабушка находит только его останки и устраивает поминки по своему любимцу. О.И. Капица приводит и вариант с благополучным концом, в котором козел расправляется с волками и возвращается домой невредимым:

Ах ты, бабушка,

Ты, Варварушка,

Отворяй-ко ворота,

Принимай-ко козла.

Песня попала в детскую книгу и широко использовалась для педагогических целей. О.И. Капица полагала, что она дает материал для подвижных детских игр с пением для маленьких, поскольку «из всех больших песен она по форме и содержанию особенно близка детям, чем и объясняется ее популярность». С.Я. Маршак обработал песню в пьесу для детского театра и для театра Петрушки. Очевидно, О.И, Капица имеет в виду пьесу С. Маршака «Сказка про козла».

Не менее распространена по количеству вариантов песня «Сватовство и свадьба совы», в которой действуют птицы. В ней отчетливо прослеживается сатирическая направленность. Характеристики птиц, которых предлагают снегирю в жены, отличаются изобразительностью. Все, они наделяются человеческими качествами:

Взял бы я галку – косолапая она.

Взял бы я ворону – черномазая она.

Взял бы я ласточку – вертлявая она.

Взял бы я кукушку – тоскливая она и т. д.

Одновременно жених пытается выяснить и деловые качества своей невесты:

Умеешь ли ты, совонька, прясть, ткать?

Умеешь ли пашеньку пахать?

В сборниках детских сказок помещается песня «Война грибов»:

Заводилася война

Среди белого дня.

Уж как начато палить,

Только дым пошел валить.

Как сказали на войну

Всему нашему селу,

Пораздумал белый гриб -

Всем грибам полковник,

Под дубочком сидючи,

На грибочки глядючи.

Он обращается к разным грибам, но все отказываются идти на войну: рыжики говорят:

Мы богаты мужики,

Не повинны во полки

Опенки отвечают:

У нас ноги очень тонки

Нейдем мы на войну и т. д.

Соглашаются, наконец, грузди:

Мы – ребятушки дружны

Подавайте сабли, ружья,

Мы – заступники селу,

Мы идем на войну.

Детские песни представляют собой пародию на исторические песни, сложенные в конце XVIII века под влиянием восстания Пугачева. В тексте песни высмеивались те, кто отказывался идти сражаться.

Песни «Будем-ка, женушка, домик наживать» и «Жил я у попа» построены на ряде звукоподражаний и названий, характеризующих животных. В первой песне перечисляются животные, купленные для хозяйства, во второй – животные, подаренные паном работнику за его службу. Вот как характеризуются животные:

А телица – хвастувица,

Мой баран матер-пестер,

Козинька бела-руса,

Свинушка пестра-ряба,

Моя утка – попловутка,

Моя гуска – водоплюска и т. д.

Приведем пример звукоподражания:

Козынька – меке-кеке,

Барашек – бя-бя, бя-бя,

Свинушка – рюхи, рюхи,

Индюшка – шулды-булды,

Гусынька – га-га-гага и т. д.

Взаимодействие небылиц с литературными формами . М.Н. Мельников и Е.М. Левина показывают появление перевертышей на основе книжной традиции: «Плыл по морю чемодан», «Шла изба по мостику…», «Дело было в январе, первого апреля».

Встречаются пародии на современные популярные песни:

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она людей варила…

В подобных текстах присутствуют мотивы устрашения, органично вошедшие в структуру жанра. Данное обстоятельство сближает песни-пародии с «страшными историями» и показывает, что жанр не утратил популярности в современной детской среде.

Небылица – это, по сути, игра. Игра без правил со словом, с мыслью, которая, тем не менее, разрешает ребенку нащупать границы и проверить правила этого мира. Если вам хочется (либо надобно) сочинить небылицу , можете применять всякие приемы искажения реальности, доведения ее до вздора и лишения смысла. А также придавайте новейший, непредвиденный толк мыслям и вещам. Двигаться в этом направлении вам помогут небылицы С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского и Э.Успенского.

Инструкция

1. Посмотрите на окаймляющий мир и выберите какое-либо событие в качестве темы. Это может быть случай, ежедневное ритуальное действие, наскучивший распорядок либо метод выполнения чего-либо, приевшийся недочет, порок в обществе либо личном качестве человека. В пример дозволено привести рассеянность, описанную у С.Маршака.

2. Выберите основного героя (вестимого сказочного персонажа, звериное, несуществующее звериное) либо оставьте себя в этой роли. Скажем, Иван Топорышкин, крокодил с головой петуха и т.п.

3. Модифицируйте принятое за основу событие либо явление. Для этого вы можете применять приемы нарочитого искажения реальности, полных перевертышей, доведения до вздора, нарушения смысловой сочетаемости слов. Даже орфографические «нарушения» пунктуации изменяют толк до глупости, как в небылице «Где поставить запятую?» К.Чуковского. Придумывайте непредвиденные и бессмысленные сочетания слов, несвойственные колляции (зайцы разлетелись комариками), используйте знаменитые и устоявшиеся фразы (кудыкина гора, прошлогодний снег, пятый угол).

4. Рифмуйте небылицы. Под темп и рифму в голову легче приходит «небывальщина», глупость, сходная по звучанию, но бредовая по смыслу. А это как раз то, что надобно. Но придумывать небылицы дозволено и в прозе.

5. Развивайте сюжет небылицы. Это могут быть перевоплощения основного героя, непредвиденное исполнение его желаний, перемещение во времени либо сказках. Как, скажем, герои «Путаницы» получили вероятность делать, что хотят. А в мультике «Падал прошлогодний снег», снятом кинорежиссером А.Татарским, «что хочешь, то и случается».

6. Сделайте окончание небылицы, какой-то итог из придуманной обстановки, может быть наставление, как в басне. Скажем, Г.Сапгир в небылице «Крокодил и петух» завершил тем, как весь остался доволен выигрышным получением, а К.Чуковский в «Путанице» донес мысль, что попытка быть тем, кем ты не являешься, классным не закончится.

Дети дюже любят слушать невообразимые истории, наполненные приключениями и чудесами. Но в данный момент ребенок оказывается пассивным слушателем. Не отличнее ли объединить славное с пригодным и подмогнуть ему сочинить сказку самому?

Инструкция

1. Сочинение сказок – это результативный педагогический прием. В этом творческом процессе у ребенка активизируется и пополняется словарный резерв, он усваивает грамматическое строение родной речи, а рассказывая сказку, он развивает и устную речь.

2. Начать сочинение сказки дозволено, занимаясь параллельно другими делами. Если ваш малыш 3-4 лет, то всецело сочинить фантастический рассказ он не сумеет. Следственно тут класснее применить прием «заверши сказку». Вы рассказываете ребенку дюже примитивную сказку с линейной сюжетной линией. Дойдя до самого увлекательного момента, вы останавливаетесь и спрашиваете: «Как ты думаешь, чем все закончилось?» Если малыш в затруднении, задавайте ему наводящие вопросы. На все предложения ребенка реагируйте чувствительно. Если в сказке кто-то напугался, изобразите испуг, если поразился, то изумление. Так вы поможете ему соотносить эмоции с речью. Сочинение концовки к сказке поможет ребенку сформировать знание заканчивать мысль, осмыслять и понимать услышанное. Со временем он сумеет выдумывать концовку сам, не прибегая к вашей помощи в виде наводящих вопросов.

3. 2-й прием сочинения – это составление сказки по серии картинок. Для этого предпочтительней применять логопедические тетради. Регулярно обновляйте сюжетный ряд, дабы ребенку не наскучило выдумывать сказку. Имейте в виду, что создание сюжетов по картинкам вызывает крупнейшую трудность в школе. Цель сходственных упражнений – сформировать знание подбирать глаголы действия, изложения, составлять колляции предметов и персонажей. Помимо того, вам необходимо подмогнуть ребенку выстраивать логическую цепочку при составлении сказки, а помогут вам и ему в этом картинки. Рассматривая их, следует обращать внимание на мелкие детали, сосредоточивая внимание ребенка. Только помните, что небольшой ребенок стремительно устает, когда доводится длинно держать внимание, следственно начинайте с примитивных сюжетов из 2-3 картинок.

4. Если вы организуете детский праздник, скажем, День варенья своего сына либо дочки, то устройте коллективное создание сказочного сюжета. Пускай дети сами предлагают тему, персонажей сказки, а ваша задача – выстраивать сюжет. В этом веселом интересном процессе ребенок опосредованно учится строить сказку, а значит и свою речь на основании логики, соблюдая определенные этапы: завязка, становление и кульминация.

Видео по теме

Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. Рисунки по таким сочинениям выглядят очень забавно. На странице представлены небылицы, которые дети придумали к уроку литературного чтения во втором классе. Иногда используется понятие небывальщина, это то же что и небылица, только устаревшее, разговорное выражение.

Злой кабан сидел на ветке
И чирикал со своей соседкой
Как вчера он у болота
Встретил синего бегемота
Тот взобрался на сосну
И хотел поймать лису

Злой кабан сидел на ветке
Грыз орехи и конфетки
Лимонадом запивал
Вдруг охотника он увидал
Кабан крыльями взмазнул
И на марс перепорхнул

Ложка прыгнула в тарелку
А тарелка побежала
И упала с самовара
В самоваре был чаек
Он разлился на полок

У нас все просыпаются в 3 утра. Вороны плавают. Мышки бегают за кошками. А комары-то у нас как слоны.

Храмцов Сережа

Я побывал в стране чудес. Я там увидел ворона, который косил траву на лугу для кота.

Парфенов Илья

Жуйков Андрей

Шла лиса, мела хвостом и трясла рогами.

Вырос на пеньке пустом короб с пирогами.

Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.

Кривоногова Кристина

Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.
У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!
Мы с ним ходим на прогулку,
Мы с ним ходим на обед.
Любит он с вареньем булку
Заедать мешком конфет.
Жернакова Тамара

Однажды я по лесной тропинке шла и увидела как две лягушки прыгали до солнца, рыбы летают и песни поют.

Ашканова Эдда

Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.

Чепасов Егор

Новый трюк! Смертельный номер!
Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!
Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!
И вдобавок на носу двухметрового удава…
Волк держал как колбасу…
Все кричали: Браво! Браво!
Вдруг - немыслимое дело! На удава муха села…
И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…
Волк качнулся – и удава
Проглотил как колбасу.
Рот открыв от удивленья,
Волка слопал крокодил.
Но и сам через мгновенье
Льву в желудок угодил.
Зашатался лев - и прямо
Рухнул в пасть гиппопотаму.

Харитонов Даня

Жил кот на крыше, полетел он с крыши.
Ничего не понял я, как крылья появились у кота…
И вот под облаками порхает и летает, птиц он догоняет.

Степаненко Надя

Однажды я шел по улице и увидел, как одна собака громко… замяукала, потом быстро залезла на высокое дерево, замахала крыльями и полетела.

Григорук Кирилл

На поляне жили звери, чай любили, песни пели. Строили себе дома, выжимали облака, а водой из облаков умывались по утрам, чтобы шерстка у зверей становилась красивей. А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами. Конечно медом угощал, никого не забывал. Вобщем быт был там налажен: добывали сок из скважен. В реках водится кокос, ананас и абрикос. На поляне хорошо! Приглашаем вас еще!

Иванова Лиза

Проснувшись утром я увидела на столе записку. В записке прочитала: мы ушли в школу, подстреги ковер и подмети холодильник. Мама и папа. До конца еще не проснувшись, я пошла умываться. В ванной я увидела, что моя кошка чистит зубы. Я заняла очередь и решила приготовить завтрак. В холодильнике я нашла пару кирпичей, килограмм гвоздей, одну пачку песка и бутылку керосина. Это вдруг меня насторожило. Я посмотрела в окно. На улице ярко светила луна и весело прыгали подснежники. Вдруг позвонил чайник и мама сказала, что у них еще два урока и мне надо накормить кошку шампунем. Кошка с радостью съела кусок мыла и выпила миску шампуня. Я решила включить телевизор. Нажала на кнопку и почувствовала как меня тресёт младшая сестра: Вставай! С днем рождения! Сегодня 1 апреля!!!

Перевозкина Даша

Ежик пошел в школу и видит на дереве растут конфеты. Залез он на дерево, съел конфетку. И пошел дальше в школу… вдруг у него закружилась голова, и он стал разноцветным. Учительница догадалась, что ежик съел конфетку с дерева и заставила ежика учиться после уроков.

Гуляева Настя

Однажды я захотел покушать и поставил тарелку с едой и стакан с чаем на стол. И вдруг стол ожил, он начал бегать по всему дому. Хорошо, что у нас была бутылочка с жидкостью, которая могла превращать все, одушевленные предметы в неодушевленные и наоборот. Я начал догонять стол, догнав, полил на него из бутылочки прямо в цель и он превратился снова в обыкновенный стол. Наконец-то я стал есть и пить чай.

Воробьев Саша

У нас во дворе

Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.

Пехтерева Настя

Пошел зайка в магазин
Он купил там лимузин
И катает он в лесу
Волка, белку и лису!

Что случилось? Не пойму:
Тут лиса кричит му-му,
А вороны гавкают,
Поросята крякают,
Мухи по полю гуляют,
Кони по небу летают.
Ой!
Карандаш сломался вдруг!
Разъяснилось все вокруг.

Плыли по реке
Тигры в друшлаке,
А за ними слон
На коне верхом.

Сейчас теплое лето
Все люди в шубы одеты,
На снегу цветут цветы,
Греются на травке
Тюлени и моржи

Сидит ежик на сосне
Новая рубашка
На голове сапожок
На ноге фуражка

Я стоял на остановке, ждал тролейбус.
Вдруг телега подъезжает, а в телеге два ежа.
"Два ежа, два ежа, нас везите не спеша!"
Подъезжаем к светофору-света нет!!!
Сигнал дает полосатый бегемот.
Едем дальше: вдруг по зебре
Пробегает пятилапый крокамот
А по улице шагает мохноногий кашалот.

Заставить детей заниматься тем, чем им не хочется, довольно сложно. Еще сложнее, если ребенок гиперактивный, редко сидящий на одном месте. Такого егозу можно занять делом, только если хорошенько его заинтересовать. И короткие небылицы для детей тут могут оказаться весьма кстати. Особенно если они действительно интересные.

Прежде всего, это способ мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.

Примеры

Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.

"Ехал Ваня на коне..."

Такие небылицы (детские), как про Ваню на коне, который вел собачку на ремне, не слишком-то и короткие. Поэтому рассказывать их лучше уже более сознательным малышам. К примеру, старшим дошколятам или младшим школьникам. Примечательно, что примерно в пятом классе детей нередко заставляют учить эту известную небылицу, поскольку она хорошо развивает память, логику и внимание (надо же отследить, в каком именно порядке идут предложения в стишке).

В чем еще польза

К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии. Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя. Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных. Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.

Откуда появились?

Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу "что хочу, то и говорю". Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.

И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.

Маршак и его небылицы

У такого известного писателя, как Самуил Маршак, из-под пера вышло немало таких произведений. Одно из них называется довольно длинное произведение, заслуживающее внимания. Подходят такого рода небылицы для детей 3 класса школы. Чем произведение может пригодиться? Во-первых, речь идет о пионерах, коих в наше время уже и нет. То есть можно рассказать детям о том, кто же это такие были, чем занимались, во что одевались. Во-вторых, у стихов глубокий смысл, понять который могут даже такие маленькие школьники.

"Вот какой рассеянный..."

Это хоть и не короткие небылицы для детей, но все-таки достойное внимания произведение. Во-первых, тут речь идет о том, что так хорошо знакомо малышам: как одеваться по утрам, как успевать по своим делам. Совсем маленьким деткам можно читать произведение по строкам, чтобы они успевали оценить и юмор, и отсутствие логики в действиях главного персонажа. Ведь сковороду на голову вместо шапки не надевают, а руки в брюки не суют. Маршак действительно постарался, создав такое прекрасное, полезное и веселое произведение, которое не теряет актуальности уже многие годы.

Перевертыши

Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей - это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:

Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.

Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.

Сочинять или читать?

Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию. Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими "на ура". В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется. Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:

Кот в лесу нашел арбуз,

Променял его на сало,

Мишка прячет в лапе туз,

Ему меда мало.

Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.

Как быть воспитателям и учителям?

Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:

Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

Это из народного. Или произведение "На Горизонтских островах" Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот. Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка. Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского "Путаница", где речь идет о том, как животные перестали быть собой. Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее. Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет.