Неблагодарные люди. Психология. Как общаться с неблагодарным человеком. Неблагодарные: почему наши дети вечно всем недовольны Почему в нормальных родителей вырастают неблагодарные дети

Очень часто родители сетуют, что их дети растут неблагодарными, не умеют ценить заботу о себе, не уважают старших. Ученые полагают, что проблема кроется не в детях, а в их родителях. Десять научно обоснованных рекомендаций пригодятся с первого «агу» и до последнего школьного звонка.

Шутки-прибаутки

Развлекайте своего малыша, реализуйте свои скрытые таланты! Ваше умение смешить своего ребенка поможет ему в предстоящей социальной интеграции в реальный мир. Когда родители шутят и дурачатся, дети учатся творчески мыслить, легко заводить друзей и даже управлять стрессом. Поэтому отбросьте в сторону свои комплексы и не стесняйтесь побыть шутом в глазах своего ребенка. Спустя время он обязательно поблагодарит вас за это.

Излучайте позитив

В этом нет особого секрета: родители, которые постоянно проявляют негативные эмоции по отношению к детям или ведут себя с ними излишне сурово, столкнутся с ответной агрессией со стороны своих же детей уже в их детсадовском возрасте. К сожалению, агрессия на таком раннем этапе будет прогрессировать и приведет к устойчивому проявлению неуравновешенности во взрослой жизни, особенно в эмоциональных и любовных отношениях. Так что если вам знаком цикл «сердитые родители – сердитые дети – еще более сердитые родители – злые дети — …», разорвите этот порочный круг. Ваш поступок в долгосрочной перспективе окажет благотворное воздействие на всех окружающих вас людей.

Поощряйте самосострадание

Согласно данным последних научных исследований, способность к самосостраданию, проявляющееся в заботе, добром отношении и уважении к самому себе, является одним из жизненно важных факторов, помогающих человеку выстоять во времена перемен к худшему и не спасовать перед неприятностями.

Самосострадение также включает в себя трезвость мышления, понимание текущего момента, способность адекватно управлять мыслями и эмоциями, человечность, сопереживание другим людям, осознание собственных приоритетов и умение найти выход из создавшейся ситуации. Родители могут позволить себе испытывать самосострадание, сталкиваясь с неприятными моментами в воспитании детей. Поступая таким образом, они показывают пример своим детям.

Дайте волю

Когда дети выросли и готовы покинуть отчий дом, лучше не мешать им и не оттягивать момент, когда они перестанут быть его неотъемлемой частью. Студент первого курса, над которым постоянно кудахчут родители, готовые примчаться к нему по первому зову, скорее всего, окажется неуверенным в себе, сомневающимся в своих силам и не готовым столкнуться с вызовами и задачами сегодняшнего дня — в отличие от своих сверстников, над которыми не довлеет чрезмерная опека родителей. Это не означает, что вам нужно полностью игнорировать жизнь своих детей по достижению ими 18-летнего возраста. Тем не менее, если вы замечаете, что уже несколько раз позвонили преподавателям своего ребенка, чтобы оспорить его низкие оценки – самое время сделать паузу, задуматься и отпустить ситуацию.

Укрепляйте брак

Не позволяйте браку стать менее прочным после рождения ребенка, перестав уделять внимание своей второй половинке. Нестабильность в семейных отношениях, включая периодическое или спонтанное желание развестись, может повлиять негативно на психологическое развитие малышей. Подобная реакция вызвана тем, что проблемы в семейной жизни провоцируют стресс, который передается и детям, вызывая у них проблемы со сном.

Будьте в своем уме

Если вы подозреваете, что склонны к депрессии, обратитесь за консультацией к специалисту ради собственного спокойствия и блага ребенка. По данным многих исследований, матери в угнетенном состоянии негативно относятся к восприятию своих родительских функцией и даже болезненно реагируют на крики и плач ребенка, по сравнению с реакцией жизнерадостных мам. Дети от матерей со склонностью к депрессии чаще всего сами склонны к переживанию стрессовых ситуаций еще в раннем возрасте. Ваша предрасположенность к депрессии не означает безысходность: по данным ученых, научиться жизнерадостному “родительству” вполне по силам даже людям с легкими умственными расстройствами.

Мамы, будьте близки к сыновьям

Близкие отношения с матерями могут удержать мальчиков от многих необдуманных поступков. Теплые, доверительные отношения между сыновьями и матерями важны для формирования будущей поведенческой модели у сыновей. И намного важнее, чем в отношениях к дочерям. Ученые предлагают стать родителям своего рода эмоциональной «отдушиной» или «убежищем» для детей, чтобы сын или дочь в любой момент могли прийти со своими проблемами или страхами, не опасаясь натолкнуться на равнодушие, невнимание или безразличие со стороны родителей.

Доверительные отношения с матерью также являются основой для успешных романтических отношений сыновей во взрослом возрасте. Если дети не чувствуют близости с родителями, они вряд ли будут считать их примерами для подражания и не будут стремиться взять от них лучшие черты для модерирования жизненных ситуаций в будущем. Если же отношения родителей в глазах детей выглядят идеальными – они сознательно будут проецировать их на свои будущие семейные отношения и с большей вероятностью добьются успеха. Однако не переусердствуйте, чтобы не вырастить — мужчину с нездоровой привязанностью к матери.

Не пугайтесь пикирования и отговорок в переходном возрасте

Подростки, которые постоянно огрызаются на замечания родителей, кажутся временами нестерпимыми, но нужно суметь воспринять связь между их неумелым словотворчеством и психологическим давлением на них со стороны сверстников вне дома. Другими словами, относительная независимость в семье поможет их самоутверждению в кругу ровесников.

Не волнуйтесь, это не означает, что детям нужно обязательно находиться в конфронтации к родителям. На самом деле, близкие отношения с матерями помогают детям правильно самоутверждаться среди сверстников и не поддаваться иногда сомнительному влиянию извне. Дети должны получить опыт самоутверждения самостоятельно, но при этом иметь возможность воспользоваться поддержкой и встретить понимание родителей в любой момент. А их подростковые огрызания и самомнение – спишите их на побочные эффекты полового созревания.

Не стремитесь к совершенству во всем

Идеальных людей не существует, поэтому перестаньте изводить себя мыслями о том, что вы недостаточно хорошие родители. Свежеиспеченные папы и мамы ошибочно считают, что окружающие постоянно ждут от них идеального подхода к воспитанию ребенка, такие мнительные родители больше подвержены стрессам и меньше верят в свои силы, опасаясь сделать что-то не так. Попытайтесь игнорировать психологическое давление, и вы обнаружите, что быть не идеальным родителем гораздо комфортней для вас и гораздо полезней для ребенка, чем необоснованно завышать планку для себя в угоду чужому мнению.

Изучайте и понимайте своего ребенка

Каждый родитель уверен в том, что только он знает, как правильно воспитывать детей. Однако сколько детей, столько и путей к их воспитанию, ведь единого универсального шаблона идеально воспитанного ребенка не существует. Дети, чьи родители соизмеряли свои амбиции с чувствами и возможностями своего ребенка, в общении со сверстниками чувствуют себя увереннее и раскованнее, чем дети, чьи родители слишком давили на них. Важно не пропустить тот момент, когда детям может понадобиться усиленное внимание со стороны родителей, т.е. быть чуткими и не самоустраняться, посчитав, что никаких проблем у ребенка нет и быть не может.

По мнению специалистов, важно найти ту “золотую середину”, когда ваши чувства и забота будут гармонировать с потребностями вашего ребенка на каждом возрастном этапе его развития. Вы не можете быть родителями с одинаковым и несокрушимым подходом на протяжении всего процесса воспитания ребенка: меняется он, вместе с ним меняйтесь и вы.

Именно в этом и состоит залог успеха. Попробуйте выполнять изложенные рекомендации — и тогда не придется жаловаться, что ребенок неблагодарный.

Каждый родитель ждет от детей благодарности и уважения за свой труд, силы и время, которые он вкладывает в своего ребенка. Но порой приходится недоумевать, почему твой ребенок не только не ценит все, что ты для него делаешь, но еще грубит и все требует и требует.

Это такой эгоист вырос или здесь есть и вина родителей? На этот непростой вопрос о детской неблагодарности отвечает психолог и семейный терапевт Юлия Синарева.

Брать или отдавать: откуда берутся неблагодарные дети

Написать на эту тему меня заставило полученное мною письмо. «Не понимаю, почему моя дочь так неадекватно относится к подаркам – ей кажется, что все ей должны. Она даже не пытается уговаривать нас, когда ей что-то надо – просто ставит нас перед фактом, и все. Если отказываем – скандалит, обижается.

Бросила институт, но работать так и не устроилась. Меня беспокоят здесь две вещи: 1. Она не считает, что у нее тоже есть какие-то обязательства перед нами (учиться, работать, делать что-то по дому) и 2. Такое впечатление, что ей от нас нужны только подарки и деньги, и она умеет их получать манипуляциями и скандалами. Что мы можем сделать, чтобы выбраться из этого круга?»

Я попробую рассмотреть ответ на этот вопрос несколько шире, чем банальное «Что делать?». Ведь если вы не понимаете, что именно происходит с ребенком, с вами и с вашими взаимоотношениями, выполнением каких-то правильных «советов» вы проблему не решите.

Брать и давать

Вариации на тему «Брать и Давать» меня как психолога интересуют уже много лет. А ведь здесь речь идет именно об этом.

И, конечно, способность Брать и способность Давать закладываются именно в детстве, в родительской семье.

Так называемые «избалованные дети» – это те, кто привык брать, требовать, а то и просто отнимать. Они понимают, что почти любое их желание будет выполнено. И отдавать в ответ особенно ничего не надо.

Почему им дана такая власть, почему родители соглашаются так много вкладывать, ничего не требуя взамен? Это случается, например, в тех семьях, где ребенок – единственный свет в окошке не только у самих родителей, но и у многочисленных бабушек, дедушек, теть и дядь. Или в неполных семьях (мама так настрадалась, потеряв мужа, что теперь старается изо всех сил не потерять еще и ребенка). Или когда ребенок очень талантлив (или чем-то болен). Или если его родители сами когда-то были недолюбленными детьми.

Недолюбленные дети и недолюбленные родители

В любых отношениях, в том числе, и в семейных, есть такая закономерность. Власти больше у того партнера, кто этими отношениями меньше дорожит. То есть – менее привязан и зависим.

И наоборот – чем больше вы дорожите этим человеком, чем более важным, уникальным, привлекательным и т.д. вы его считаете, тем больше вы готовы «платить» за поддержание этой связи. Угождать, радовать, предсказывать желания, не делать больно, уступать, прислушиваться, отдавать последнее, лишь бы ему было хорошо… Да, в этом есть много «чистого альтруизма», как у Золушки. Но не только.

В таком поведении очень много надежды. Вы ждете, что ваши инвестиции когда-нибудь принесут дивиденды. В виде признания, благодарности, тепла, ответных шагов вам навстречу. Вы хотите стать для этого человека таким же важным, каким он является для вас. Даже если для этого его любовь придется «заслужить».

И вот это выслуживание может длиться годами. Потому что второму так удобнее – или потому что он по-другому строить отношения даже не умеет. А тот, кто недополучил ответного тепла, все пытается сделать что-то волшебное, чтобы его старания наконец заметили и оценили!

В детско-родительских отношениях взаимообмен Брать и Давать устроен чуть иначе. Родители дают ребенку жизнь. Это тот дар, который дети никогда не в состоянии будут компенсировать.

Баланса здесь быть не может. В обмен на этот дар родители хотят от детей лояльности – хорошего отношения, терпимости, уважения, признания и (до определенного возраста!) послушания. И, кстати, послушание маленького ребенка необходимо родителям не само по себе и не в качестве поддержания субординации. Согласие с родительскими требованиями и их выполнение помогает ребенку эту подаренную жизнь сохранять и поддерживать, не попадать в потенциально опасные ситуации.

Родители непослушных детей чувствуют себя так, будто ребенок отказывается этим даром дорожить – не хочет брать что-то от родителей. Вот тогда и появляется мысль, что, наверное, мы даем ему слишком мало, ему это не ценно или недостаточно. И вот здесь может зародиться этот порочный круг – ребенок требует от родителей все больше и больше, продолжая демонстрировать свою независимость и нелояльность. А родители все больше пытаются угодить, заслужить, одарить и поймать в любимых глазах хоть тень благодарности.

Преданность как недостаток

Однако есть еще один синоним лояльности – преданность. Только вот если быть честным, в слове «преданность» есть два значения. Одно из них – очень почетное и благородное. Но с другой стороны, быть преданным – значит предать себя…

Если родители в обмен на все свои «жертвы» хотят от детей именно этого вида лояльности, детям очень трудно выполнить такое требование. «Будь таким же, как я! Я не могу принять тебя другим», – транслируют эти родители.

Это необязательно говорится прямо и вслух. Это подчеркивается тысячей маленьких штрихов: неодобрением непохожего мышления, затыканием рта, вариациями на тему «Не позорь меня перед людьми», нежеланием встать на сторону ребенка в трудной ситуации и т.д.

Однажды мне пришлось работать с мамой и ее 15-летней дочкой. Поначалу мне казалось, что мамины претензии вполне обоснованны – пусть убирается в своей комнате, моет за собой посуду, ест нормальную еду (а не чипсы с конфетами), не прогуливает занятия в школе. Но мамино лицо… она говорила о своих недовольствах даже не с болью – а с брезгливостью. Было видно, что она просто не может любить свою дочь несовершенной. Она бесконечно сравнивала ее с чужими (конечно, гораздо лучшими!) детьми, она рассказывала о долгих годах борьбы за «хоть какое-то уважение».

В определенный момент девочка перестала возражать и просто расплакалась. Мы находились в шумном кафе, лицом к переполненному залу, а она безутешно рыдала и никак не могла остановиться. Я сидела рядом с ней, и поняла, что помочь ей можно только обняв ее – что я и сделала. Она с благодарностью уткнулась в мое плечо и продолжала плакать еще некоторое время, пока не успокоилась. А я все это время смотрела на маму… И, знаете, кажется, у нее не было ни малейшего порыва сесть на мое место и подставить дочери свое плечо и гладить ее по голове так же, как я… Может быть потому, что она не понимала причины ее слез. А может быть потому, что она уже не верила, что дочь может взять от мамы такую заботу.

С подобными ситуациями я очень часто сталкиваюсь в своей работе. И сколько же боли за этим стоит и у детей, и у родителей! К сожалению, отношения во многих семьях складываются так, что родителям проще Давать что-то материальное (деньги, подарки, правильную еду, развлечения, вывозить на курорты). А вот когда нужно дать нечто эмоциональное (заботу, утешение, общий смех, сочувствие, поддержку, понимание), встает большой вопрос – способны ли это дать родители, и хотят ли это брать дети?

Разочарование в ребенке и обманутые родительские ожидания могут уже с самых ранних лет прервать хороший контакт с детьми.

И каждый отчуждается – в растерянности и с обидой. Родители не дают, потому что «не заслужил», а дети – не берут, потому что за это потом снова придется платить непомерную цену подчинением, согласием, подвижкой своих интересов. Проще сказать: «Мне от вас ничего не надо!» или, наоборот, соглашаясь брать только деньгами и подарками.

И то, и другое свидетельствует о нарушенном эмоциональном контакте и том, что за этим стоит большая душевная боль – иногда очень умело закамуфлированная под недовольство, досаду, раздражение, требовательность, жертвенность, агрессию или независимость.

Подарки – это утешительный приз, компенсация за то, что никак не получается найти общий язык и обмениваться радостью и любовью. Как сказала одна моя совсем уже взрослая клиентка, когда ее мама собиралась приехать ее навестить на несколько недель: «С ней надо будет разговаривать – и вот это меня больше всего пугает».

Разумный выход

Конечно, в каждом отдельном случае стратегия должна быть разной. Порой уже взрослые дети действительно садятся на шею и буквально терроризируют свою семью, пользуются родительской беспомощностью или виной. Такого допускать нельзя. И если ребенок совершеннолетний, и жить вам с ним невыносимо или даже небезопасно, лучше найти способ дать ему пожить самостоятельно – на свои деньги и на полном самообслуживании.

Надо уметь также и настаивать на разумном разделении обязанностей по дому, если вы живете вместе и ребенку уже больше 10 лет. Лично я считаю, что не надо приплачивать ему за вымытую посуду и чистую комнату, не надо делать из этого подвига. Просто дайте ребенку привыкнуть к тому, что помощь по дому теперь становится естественной частью его жизни.

Но самое главное – откройтесь для эмоционального контакта, не стесняйтесь показать свои чувства (и хорошие, и плохие)! Вы ведь тоже не железная, и не надо этого скрывать. Когда вы стараетесь найти для себя «правильную линию поведения» – это тоже своего рода манипуляция. Поэтому просто покажите себя настоящую. Если плачется – плачьте при ребенке, а не в подушку. Так и скажите дочери или сыну прямо, что вам кажется, будто им от вас нужны только деньги и подарки, и вам от этого очень больно. Если больше не готовы выполнять детские прихоти – стойте на своем, даже если это непривычно. Трудно поговорить? Напишите письмо и оставьте ребенка одного с этой информацией на пару дней, чтобы он успел переварить и подумать.

Требовать от него, чтобы он рассказывала вам о своей жизни, если вы сами этого толком не делаете, – бесполезно. Личный пример, как известно, – самый лучший воспитатель.

Откройтесь первой и «выдержите удар» безразличия, отчуждения, сарказма или любых других защитных реакций. Если вы сами изменитесь, ребенок не сможет этого не заметить. Как он захочет на это реагировать – это другой вопрос. Нет гарантии, что он сразу же растает, как по волшебству. Доверие восстанавливается не сразу, защитная броня еще долго будет при нем. Но – попробуйте. И вы почувствуете, насколько легче без этой привычной брони вам самой, вне зависимости от реакции ребенка.

Давайте ровно столько, сколько действительно считаете возможным, нужным и не обременительным. И если вам от ребенка что-то надо – не ждите, что он сам должен догадаться. Попросите об этом прямо и обоснуйте свою просьбу.

Пока вы по-прежнему находитесь в роли Всесильного, Непогрешимого и Самодостаточного Родителя, вашему сыну или дочери и в голову не приходит, что вы на самом деле – просто слабая растерянная женщина, которой нужны помощь и сострадание. Покажите себя такой. Без брони. И посмотрите, что будет.

У них есть все. Своя комната, новый велосипед, каждый год вы с ними едете на море… Но вместо того, чтобы радоваться, они воспринимают это как должное. Как научить современных детей благодарности?

Ограничивать себя во всем и делать все для детей - на вид благородный подход, но на самом деле - дорога в ад. Забота родителей о себе является важной частью психогигиены. Вы собираетесь купить сыну фирменную обувь, но на ваши кроссовки не останется денег? Ничего не поделать, купите простую обувь ему и себе.

Вы делаете для ребенка все, что можно, выбираете для него лучшее: фирменные кроссовки, одежду, отличный телефон, платите за кружки. Конечно, вы не делаете это ради благодарности. Но не надо себя обманывать, немного признательности бы вас порадовало.

Не ждите благодарности

Не ожидайте, что ваш ребенок будет благодарен. Примите как факт, что вы даете ему много и почти ничего не получаете обратно. Это так же, как было с вами и вашими родителями, так что вы просто оплачиваете долг.

Вас злит, что ребенок ведет себя так, как будто ваша щедрость это ваша обязанность? С их точки зрения это именно так. Дети воспринимают мир таким, какой он есть, они с трудом отличат стандартную заботу и перебор. Они не полностью осознают цену вещей и поступков. Мы тоже не были другими.

То, что вы делаете для своих детей, вы делаете добровольно и потому, что считаете это уместным. Но не ожидайте «награду в виде благодарности. Никогда не говорите «Мы купили тебе iPhone, а ты так себя ведешь!». Дарить, а потом отчитывать или что-то требовать - нечестно.

Не исполняйте каждое желание

Большинство детей сейчас имеет гораздо больше материальных вещей, чем могли позволить вам ваши родители. Тогда просто были другие времена. В настоящее время эти возможности есть и у нас с вами. Однако, дети воспринимают их слишком автоматически. Это потому, что вы готовы исполнить все их желания, или хотя бы большую часть. Проблема здесь, прежде всего, в вас. Почему дети должны иметь все? Потому что у вас достаточно для этого денег? Поставьте ребенка перед выбором: «Или я куплю тебе новую толстовку, или джинсы, и то и другое - нет». Для детей постарше есть еще и этот вариант - «Если ты накопишь и сам оплатишь часть суммы».

Как не воспитать эгоиста?

Научите детей не только принимать, но и давать. Так они лучше станут осознавать, что роскошь не падает с неба.

С малых лет учите их радовать других. Придумывать, создавать и упаковывать небольшие подарки для бабушки, дедушки, друзей и радоваться улыбкам получателей.

Ненавязчиво упоминайте о тех, кто сделал что-то для вашего ребенка. «Это очень хорошо со стороны тети, что она привезла ягоды!», «Та книжка, которую ты получил от дедушки, очень интересная.»
Будьте примером! Не только за подарок, но и за каждую мелкую услугу всегда поблагодарите, будь то члена семьи или прохожего.

Позвольте детям заглянуть в финансовые планы семьи. Ребенок должен хотя бы приблизительно знать, сколько стоит проживание и еда, но также и его новый телефон или поездка в лагерь. Покажите ему, как можно сравнить ценность вещей: «Когда бы едем к бабушке в Кострому, бензин стоит столько, сколько билеты в кино для всей семьи».
Объясните, как работают кредитные карты. Ведь много маленьких детей думает, что из банкомата можно брать денег сколько захочется. Возьмите ребенка с собой на покупки, заплатите наличными и наглядно покажите, что за красивая карточка у вас в руках.

Если ребенок уже ходит в школу, давайте ему карманные деньги, с помощью которых он сможет понять ценность денег.

Если у семьи финансовый трудности (например, кто-то из родителей лишился работы), не пугайте его, а подходящим для его возраста способом объясните, почему сейчас в чем-то нужно себя ограничить. Даже небольшая потеря (например, вместо дорогого аквапарка вы пойдете на речку) поддержит ответственность и солидарность ребенка.

Разочарование в ребенке и обманутые родительские ожидания могут уже с самых ранних лет прервать...

Написать на эту тему меня заставило полученное мною письмо. И я уверена, что это окажется интересным для многих других читателей-родителей.

«Не понимаю, почему моя дочь так неадекватно относится к подаркам – ей кажется, что все ей должны. Она даже не трудится уговаривать нас, когда ей что-то надо – просто ставит нас перед фактом, и всё. Если отказываем – скандалит, обижается. Бросила институт, но работать так и не устроилась. От всех разговоров убегает, ведет себя вежливо и выполняет наши просьбы только тогда, когда ей опять что-то надо. Меня беспокоят здесь две вещи: 1. Она не считает, что у нее тоже есть какие-то обязательства перед нами (учиться, работать, делать что-то по дому) и 2. Такое впечатление, что ей от нас нужны только подарки и деньги, и она умеет их получать манипуляциями и скандалами. Что мы можем сделать, чтобы выбраться из этого круга?».

Я попробую рассмотреть ответ на этот вопрос несколько шире, чем банальное «Что делать?». Ведь если вы не понимаете – что именно происходит с ребенком, с Вами и с вашими взаимоотношениями, выполнением каких-то правильных «советов» - Вы проблему не решите.

БРАТЬ И ДАВАТЬ

Вариации на тему «Брать и Давать» меня как психолога интересуют уже много лет. А ведь здесь речь идет именно об этом! Мы ей даем, и она это не просто с удовольствием берет, а даже требует. А в ответ не возвращает ничего – ну, или гораздо меньше, чем хотелось бы родителям…

И, конечно, способность Брать и способность Давать закладываются именно в детстве, в родительской семье.

Так называемые «избалованные дети» - это те, кто привык брать, требовать, а то и просто отнимать. Они понимают, что почти любое их желание будет выполнено. И отдавать в ответ особенно ничего не надо.

Почему им дана такая власть, почему родители соглашаются так много вкладывать, ничего не требуя взамен? Это случается, например, в тех семьях, где ребенок – единственный свет в окошке не только у самих родителей, но и у многочисленных бабушек, дедушек, теть и дядь. Или в неполных семьях (мама так настрадалась, потеряв мужа, что теперь старается изо всех сил не потерять еще и ребенка). Или когда ребенок очень талантлив (или, наоборот, чем-то болен). Или если его родители сами когда-то были недолюбленными детьми.

НЕДОЛЮБЛЕННЫЕ ДЕТИ И НЕДОЛЮБЛЕННЫЕ РОДИТЕЛИ – САМЫЕ ВЕРНЫЕ

В любых отношениях (в том числе, и в семейных) есть такая закономерность. Власти больше у того партнера, кто этими отношениями меньше дорожит. То есть – менее привязан и зависим.

И наоборот – чем больше Вы дорожите этим человеком, чем более важным, уникальным, привлекательным и т.д. Вы его считаете, тем больше Вы готовы «платить» за поддержание этой связи. Угождать, радовать, предсказывать желания, не делать больно, уступать, прислушиваться, отдавать последнее, лишь бы ему было хорошо… Да, в этом есть много «чистого альтруизма», как у Золушки. Но не только.

В таком поведении очень много надежды. Вы, как крестьянин, который день и ночь обрабатывает неплодородный участок земли. И чем больше труда Вы в него вкладываете, тем тяжелее Вам плюнуть на все и признать свое фиаско. Вы ждете, что Ваши инвестиции когда-нибудь принесут урожай, дивиденды. В виде признания, благодарности, тепла, ответных шагов Вам навстречу. Вы хотите стать для этого человека таким же важным, каким он является для Вас. Даже если для этого его любовь придется "заслужить".

И вот это выслуживание может длиться годами. Потому что второму так удобнее – или потому что он по-другому строить отношения даже не умеет. А тот, кто недополучил ответного тепла, все пытается сделать что-то волшебное, чтобы его старания, наконец, заметили и оценили!

В детско-родительских отношениях взаимообмен Брать и Давать устроен чуть по-другому. Родители дают ребенку жизнь. Это тот дар, который дети никогда не в состоянии будут компенсировать. Баланса здесь быть не может. В обмен за этот дар родители хотят от детей лояльности – хорошего отношения, терпимости, уважения, признания и (до определенного возраста!) послушания. И, кстати, послушание маленького ребенка необходимо родителям не само по себе и не в качестве поддержания субординации. Согласие с родительскими требованиями и их выполнение ПОМОГАЕТ ребенку эту подаренную жизнь сохранять и поддерживать, не попадать в потенциально опасные ситуации.

Родители непослушных детей чувствуют себя так, будто ребенок отказывается этим даром дорожить – не хочет БРАТЬ что-то от родителей. Вот тогда и появляется мысль, что, наверное, мы даем ему слишком мало, ему это не ценно или недостаточно. И вот здесь может зародиться этот порочный круг – ребенок требует от родителей все больше и больше, продолжая демонстрировать свою независимость и нелояльность. А родители все больше пытаются угодить,заслужить, одарить и поймать в любимых глазах хоть тень благодарности.

ПРЕДАННОСТЬ

Однако, есть еще один синоним лояльности – преданность. Только вот, если быть честным, в слове «преданность» есть два значения. Одно из них – очень почетное и благородное. Но с другой стороны, быть преданным – значит предать себя…

Если родители в обмен на все свои «жертвы» хотят от детей именно этого вида лояльности, детям очень трудно выполнить такое требование. «Будь таким же, как я! Я не могу принять тебя другим», - транслируют эти родители. Это необязательно говорится прямо и вслух. Это подчеркивается тысячей маленьких штрихов:

  • неодобрением непохожего мышления,
  • затыканием рта,
  • вариациями на тему «Не позорь меня перед людьми»,
  • нежеланием встать на сторону ребенка в трудной ситуации и т.д.

Однажды мне пришлось работать с мамой и ее 15-летней дочкой. По началу, мне казалось, что мамины претензии вполне обоснованы – пусть убирается в своей комнате, моет за собой посуду, ест нормальную еду, (а не чипсы с конфетами), не прогуливает занятия в школе, не болтает по телефону до трех ночи. Но мамино лицо… она говорила о своих недовольствах даже не с болью – а с брезгливостью. Было видно, что она просто НЕ МОЖЕТ любить свою дочь несовершенной. Она бесконечно сравнивала ее с чужими (конечно, гораздо лучшими!) детьми, она рассказывала о долгих годах борьбы за «хоть какое-то уважение».

В определенный момент девочка перестала возражать, и просто расплакалась.

Мы находились в шумном кафе, лицом к переполненному залу, а она безутешно рыдала и никак не могла остановиться. Я сидела рядом с ней, и поняла, что помочь ей можно только обняв ее – что я и сделала. Она с благодарностью уткнулась в мое плечо и продолжала плакать еще некоторое время, пока не успокоилась. А я все это время смотрела на маму… И, знаете, кажется, у нее не было ни малейшего порыва сесть на мое место и подставить дочери свое плечо и гладить ее по голове так же, как я… Может быть потому, что она не понимала причины ее слез. А может быть потому, что она уже не верила, что дочь может ВЗЯТЬ от мамы такую заботу.

С подобными ситуациями я очень часто сталкиваюсь в своей работе. И сколько же боли за этим стоит и у детей, и у родителей!!! К сожалению, отношения во многих семьях складываются так, что родителям проще Давать что-то материальное (деньги, подарки, правильную еду, развлечения, вывозить на курорты). А вот когда нужно дать нечто эмоциональное (заботу, утешение, общий смех, сочувствие, поддержку, понимание), встает большой вопрос – способны ли это дать родители, и хотят ли это брать дети?

Разочарование в ребенке и обманутые родительские ожидания могут уже с самых ранних лет прервать хороший контакт с детьми. И каждый отчуждается – в растерянности и с обидой. Родители не дают, потому что «не заслужил», а дети – не берут, потому что за это потом снова придется платить непомерную цену подчинением, согласием, подвижкой своих интересов. Проще сказать «Мне от вас ничего не надо!» или, наоборот, соглашаясь брать только деньгами и подарками.

И то, и другое свидетельствует о нарушенном эмоциональном контакте, и том, что за этим стоит большая душевная боль – иногда очень умело закамуфлированная под недовольство, досаду, раздражение,требовательность, жертвенность, агрессию или независимость.

Подарки – это утешительный приз, компенсация за то, что никак не получается найти общий язык и обмениваться радостью и любовью. Как сказала одна моя совсем уже взрослая клиентка, когда ее мама собиралась приехать ее навестить на несколько недель: «С ней надо будет разговаривать – и вот это меня больше всего пугает».

И всё-таки – ЧТО ДЕЛАТЬ?

Конечно, в каждом отдельном случае стратегия должна быть разной. Порой уже взрослые дети действительно садятся на шею и буквально терроризируют свою семью, пользуются родительской беспомощностью или виной. Такого допускать нельзя. И если ребенок совершеннолетний, и жить вам с ним невыносимо или даже небезопасно, лучше найти способ дать ему пожить самостоятельно – на свои деньги и на полном самообслуживании.

Надо уметь также и настаивать на разумном разделении обязанностей по дому, если вы живете вместе и ребенку уже больше 10 лет. Лично я считаю, что не надо приплачивать ему за вымытую посуду и чистую комнату, не надо делать их этого подвига. Просто дайте ребенку привыкнуть к тому, что помощь по дому теперь становится естественной частью его жизни.

Но самое главное – откройтесь для эмоционального контакта, не стесняйтесь показать свои чувства (и хорошие, и плохие)! Вы ведь тоже не железная, и не надо этого скрывать. Когда Вы стараетесь найти для себя «правильную линию поведения» - это тоже своего рода манипуляция. Поэтому просто покажите ей себя - настоящую. Если плачется – плачьте при ней, а не в подушку. Так и скажите дочери прямо, что Вам кажется, будто ей от Вас нужны только деньги и подарки, и Вам от этого очень больно. Если больше не готовы выполнять ее прихоти – стойте на своем, даже если это непривычно. Трудно поговорить? –Напишите письмо и оставьте ее одну с этой информацией на пару дней, чтобы успела переварить и подумать.

Требовать от нее, чтобы она рассказывала Вам о своей жизни, если Вы сами этого толком не делаете – бесполезно. Личный пример, как известно – самый лучший воспитатель.

Откройтесь первой и «выдержите удар» безразличия, отчуждения, сарказма или любых других защитных реакций. Если Вы сами изменитесь, она не сможет этого не заметить. Как она захочет на это реагировать– это другой вопрос. Нет гарантии, что она сразу же растает, как по волшебству. Доверие восстанавливается не сразу, защитная броня еще долго будет при ней. Но – попробуйте. И Вы почувствуете, насколько легче без этой привычной брони Вам самой, вне зависимости от дочкиной реакции.

Давайте ровно столько, сколько действительно считаете возможным, нужным и не обременительным. И если Вам от нее что-то надо – не ждите, что она сама должна догадаться. Попросите об этом прямо и обоснуйте свою просьбу. Не делайте так же, как она. Не добивайтесь своего обидой, шантажом или грубыми упреками. Пусть она сама разберется, как ей быть с Вашей просьбой. Просто делайте это – просите, и именно тогда, когда это искренне и актуально.

Пока Вы по-прежнему находитесь в роли Всесильного, Непогрешимого и Самодостаточного Родителя, ей и в голову не приходит, что Вы, на самом деле – просто слабая растерянная женщина, которой нужна помощь и сострадание. Покажите себя такой. Без брони. И посмотрите, что будет… опубликовано

Все гениальное просто, и ответ на вопрос, откуда берутся неблагодарные дети, тоже прост, — они берутся от таких же неблагодарных, в свою очередь к своим уже родителям, детей. Эта проблема, по сути, кроется в эволюции человека, а человек тоже животное, но более развитое, с мозгами, но уровень развития мозга у каждого разный, и чаще всего, этого уровня далеко не достаточно для разрешения многих проблем, иначе человечество уже ушло бы далеко вперед, и не задавалось бы элементарными вопросами бытия.

А поскольку эти вопросы, по прежнему, мучают нас, вывод очевиден, человечеству не хватает мозгов разрешить, даже самые простые вопросы. К примеру, любовь, — это всплеск гормонов, и с ними не совладает, даже самый умный из нас, — это природа, зов природы к размножению, а далее, уход за своим потомством, и вот тут уже включается весь арсенал наличия ума, или его отсутствия, отсюда страдания детей и неблагодарность к родителям.

Механизм прост, — мне плохо, — кто виноват? – родители, они произвели меня на свет и не обеспечили благополучием. А возможно ли это благополучие и его обеспечение, на тот момент со стороны родителей, это не волнует никого. Просто не обеспечили и ребенку плохо, а виноваты родители, все предельно просто. У родителей не хватило мозгов и их не хватает и сейчас, и чья это вина? — Став родителями, они не получили автоматически и мозги в придачу.

Да, появились инстинкты обеспечения своим детям питания и др., как впрочем, и у животных, все животные заботятся о своем потомстве, и человек делает это лучше всех, именно благодаря наличию ума, но этого ума не достаточно, чтобы гарантировать счастливую жизнь своего ребенка на всю оставшуюся жизнь.

А дети, еще и не послушны, и не следуют наставлениям родителей, иначе подобной проблемы и не существовало бы вовсе. Потому что даже со своим недостаточным развитием ума, родители все же, стремятся дать все самое лучшее своему ребенку, стараются, как только могут, изо всех сил, но у них самих ума не слишком много, они действуют на пределе своих возможностей, на полную катушку, в силу своего ума, его наличия. Как можно их винит, фактически в том, что они не сделали того, чего не могли и не могут, — априори.

Это не справедливо и справедливо, — одновременно. Не справедливо по отношению к родителям, и справедливо по отношению к детям. Ребенку плохо, он это видит, чувствует, понимает. Кто виноват? – Родители. Они недодали. Другим лучше, а им плохо, они не понимают, что у этих других есть, в свою очередь, тоже претензии к родителям, другие, но есть. Все дело в природе человека, человек знает только себя и страдает только из-за своих собственных проблем, не ощущает чужих, даже если ставит себя на их место. Все равно, даже если понимает, но не ощущает, он ощущает только свою боль, свои проблемы свои неудачи. Кто виноват? – Родители.

И так, из века в век. Кто виноват? – Родители. Родители Ваших родителей, также винили своих родителей во всех своих бедах.

Что есть у ребенка? – Только то, что дали родители, что преподнесли на блюде, чему научили. А жизнь сурова, и спрашивает по полной программе, и страдание, — это часть жизни. А все просто и ясно, — родители недодумали, недодали, недоделали, потому что и у них, в свою очередь, не хватило мозгов. Кто-то своим детям дал больше, у них больше мозгов. Здесь нельзя ровнять, те, у кого мозгов побольше, и смогли дать своим детям побольше. Но можно ли винить своих родителей за отсутствие мозгов?- Нет. Это природа недодала, а вернее, их уже родители.

И так, до скончания веков. Это будет всегда, пока есть родители и дети, этот вопрос, эта проблема будет существовать. Чем умнее родители сами, тем лучше они могут позаботиться о своем потомстве. Соответственно, чем глупее, тем хуже. Но дети и тех и других все равно не довольны будут, потому что нет конца запросам.

Лучше всего тем людям, которые любят читать, у них есть шанс, чему-то научиться, что-то познать, то есть, — поумнеть. С другой стороны, если бы человек был бы очень умным, он не захотел бы вообще заводить детей, понимая всю суть проблемы и осознавая всю глубину ответственности за ребенка. Умному человеку стало бы страшно заводить ребенка, ведь никто, и даже самые умные, не гарантируют благоденствия себе и своим детям до конца их существования. А значит мир, и приплод человечества обеспечивается исключительно за счет не очень умных, скажем мягко, людей, а их большинство.

И это хорошо, иначе человечество перестало бы существовать. А надо учитывать, что именно у этих, не слишком умных людей, периодически, неизвестно почему, без объяснений, вернее необъяснимо, — рождаются самородки, очень умные дети, которые продвигают человечество по пути развития. Это, — лучшие из лучших, из нас. Именно благодаря им, у нас есть то, чем мы богаты, есть те блага, которыми мы пользуемся, то, что обеспечивает наше хорошее существование.

Есть наука, и это такие же люди, из таких же простых семей, и от таких же неумных родителей, и таких же недовольных своими родителями, и тоже могут рассказать ужасы из своего детства.

Так в чем же ответ, и есть ли он вообще? — Да, ответ есть, и он в эволюции человека, и пока эта эволюция достигла сегодняшнего уровня, мы имеем то, что имеем, по большому счету. И наша надежда на будущее, — это такие вот гении, — самородки, рожденные от таких же не слишком умных родителей и имеющих массу претензий к ним, а те, — к своим, и так до бесконечности.

Такие гении, рожденные, по сути, случайно, не запланировано, это уж точно, и воспитанные, как придется, именно они двигают прогресс всего человечества. И они тоже дети неумных родителей, и только на них надежда всего человечества, что когда-то появятся технологии, способные воспроизводить исключительно умных людей. Вот тогда, появятся умные родители у умных детей, и не будет ни у кого никаких претензий к своим родителям. Но будет ли это когда-нибудь, и не будет ли жизнь неинтересной, — неизвестно пока. А пока, мы имеем то, что имеем, и с этим надо научиться жить.

Ответ тоже есть, вернее совет, — много, много, много, очень много читать, — читающий человек имеет шанс на развитие. В книгах, научных трудах, — есть ответы на очень многие вопросы, которые мучают людей.

Если есть вопросы, — ищи ответы. В книгах, в Интернете, — везде, где только можно. Самые умные люди человечества, оставили после себя свои труды, они есть и ждут Вашего внимания, ждут прочтения. Кто-то уже задавался теми же вопросами, которые сейчас мучают нас, кто-то уже нашел ответы и описал их в своих трудах, или не нашел их, и их найдете Вы, может быть. Хорошо уже то, что Вы задаете эти вопросы и ищите ответы, а значит, — найдете и привнесете, возможно, что-то новое, свое, свое видение проблемы, и это станет открытием, решением для всех.

Главное, — будьте любопытны, любознательны, — читайте, читайте, читайте, — учитесь в любом возрасте, никогда не поздно учиться, даже в последний день своей жизни, — учиться никогда не поздно. Интернет дает сегодня такие возможности, даже в условиях недоступности к трудам ученых, — в Интернете есть все, — просто читайте.

Все это обесценивает старость, старый, — не значит умный, и это суровая правда, а правда превыше всего.