«Минниханов спросил: «А почему у вас тюбетейки такие же, как моя? Шьем тюбетейку

Каракалпакские тюбетейки

Республиканский смотр-конкурс тюбетеек. Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана. Ярко оформленный стенд мастеров из Каракалпакии, постоянно окружен посетителями. Подойдем ближе. Что так заинтересовало всех?

На низкой супе, покрытой полотнами с национальной вышивкой, миниатюрная юрта, повторяющая реальную, в мельчайших деталях. В нее даже можно заглянуть. Там, в глубине, миниатюрные перекрытия стянутые ткаными лентами, такими, же, какие украшают все пространство над экспозицией. Внутри под куполом подвешены разноцветные кисточки. Мастер из Каракалпаки поясняет нам, что каждая кисточка означает члена семьи, так, зайдя в каракалпакскую юрту можно узнать, сколько в семье мужчин, сколько женщин, сколько среди детей мальчиков и девочек. Юрта окружена рукотворными куклами в национальных каракалпакских одеждах.

Рядом с юртой – россыпь тюбетеек. Именно черных. Ну на то и кора-калпак. «Кара» - черный, «калпак» - остроконечная шапка. Отсюда и название целого народа – каракалпаки. Хотя на каракалпакском языке шапка имеет совершенно другое название, как и впрочем тюбетейка. Такие каракалпакские круглые черные тюбетейки с орнаментом по околышу называются «тахия». Шьют их из бархата, велюра или из войлока.

Каракалпакские тюбетейки делятся на женские и мужские по двум признакам:

Женские тюбетейки имеют сбоку пышный помпон. Второй признак – в орнаменте. Один и тот же орнамент может быть со скругленными элементами или с острыми углами. Скругленные линии – на женских тюбетейках, ломаные линии – на мужских.

Хотя со временем это деление перестало быть столь строгим. Вот например женская тюбетейка с узором «углами». Помпон – очень говорящий элемент. Если он слева, значит перед нами незамужняя девушка. Значит можно знакомиться и сватать. Если помпон справа – значит молодая женщина замужем, и знаки внимания со стороны мужчин недопустимы.

Детские тюбетейки яркие, высокие с помпончиком сверху. Старики носят круглую белую тюбетейку уже не с помпоном, а с кисточкой сверху. Ну оно и понятно, за долгую жизнь помпон поистрепался, осталась от него лишь кисточка.

Еще одна разновидность тюбетеек – из пестрой ткани классической каракалпакской формы и праздничные тюбетейки с плоским верхом.

Но самое интересное в каракалпакских тюбетейках – это узор. В нем вся биография человека, и каждый элемент имеет свое значение. Вот, например, эта тюбетейка расскажет нам, что её владелец из семьи маслоделов. В рисунке его тюбетейки элементы обозначающие подсолнух. Зеленые витиеватые полоски по кругу – означают пшеницу. Значит семья не только подсолнечник растит, но и пшеницу. Род земледельцев значит.

А человек, одевший такую тюбетейку – из рода скотоводов. Потому что тюбетейка покрыта орнаментом, обозначающим рожки баранов.

Мастер продемонстрировала нам этот элемент на примере окантовки собственного костюма. Прикрыв часть узора рукой, показала, как похож элемент узора на бараньи рога.

Эта тюбетейка предназначена для члена семьи садоводов. Яркие цветы обозначают цветущее урюковое дерево.

Такую тюбетейку носит член семьи земледельцев. Её украшают символы пшеницы и перевернутый знак «бесконечность», символизирующий благополучие.

А вот занятный круглый элемент на тюбетейке. Каракалпаки называют его «плевок царицы». Согласно легенде, в стародавние времена, одна царица увидела красивую работу вышивальщиц и плюнула, чтобы не сглазить. Вот этот царственный плевок и вписался в орнамент. Теперь он имеет значение оберега.

Такая каракалпакская вышивка украшает не только тюбетейки, но и современную одежду каракалпаков. Мастерица попросила свою милую помощницу показать верх своего платья. По девочке можно определить, что она не замужем (помпон слева) и что её предки занимались разведением скота.

Несколько моделей современной национальной одежды, выполненной мастером из Нукуса, были представлены здесь же.

Изящный деловой костюм на ней – собственная авторская работа. Он украшен вышивкой точно так, как положено оформлять женский каракалпакский костюм. Более удачный и гармоничный стиль для деловой женщины и придумать сложно.

Мастер, воссоздавший всю эту красоту – Айзада Нурумбетова. Уже 10 лет занимается возрождением национальных традиций в современной каракалпакской одежде. Многие орнаменты, которые мы видим сегодня в её работах, уникальны и являются результатом долгого поиска Айзады в музеях и архивах.

Удивительная женщина, энергичная, яркая, эмоциональная, удивительная рассказчица. Я увидела каракалпакские тюбетейки впервые в жизни, и для меня они стали открытием. Весь мой рассказ – эта малая толика того, что рассказала мастер Айзада Нурумбетова. Она влюблена в свое дело, великолепно знает его, и готова увлеченно рассказывать о нём.

Одна из тюбетеек просто запала в душу. Я её примерила (игриво, помпоном налево) и поняла, что тюбетейка просто предназначена мне судьбой.

Спросила Айзаду, можно ли заказать такую, … и такой костюм, и такое платье-тунику… Айзада рассмеялась. Объяснила, что конечно можно, и что их мастерская в Нукусе в основном работает под заказ. И что находятся они в здании Нукусского университета, и что их очень поддерживает Комитет Женщин Узбекистана. Мы еще много разговаривали, обменялись телефонами. Их мастерской очень нужно помочь выйти в Сеть. Потому что то, что они делают – уникально. Обыщите весь Интернет, вы не найдете ни одной каракалпакской тюбетейки. А здесь такой богатый пласт!

Низкий поклон мастеру Айзаде Нурумбетовой, за её неустанный труд, за золотые руки, за гордость прошлым своей древней и такой многострадальной земли.

Шитье и простегивание деталей тюбетейки

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата (всего понадобится около 15 м шпагата).

Шитье необходимо начинать с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачайте на машинке нижнюю часть. Для того чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделайте аккуратный шов.

Отступив на 3 мм от него вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат в образовавшуюся кулиску. Надлобная часть готова.

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки - 8-9 см - и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом "вперед иголка" наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Старайтесь подобрать не очень тоненькие веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен.

Теперь надо простегать верх тюбетейки. Верхний круг тюбетейки необходимо дугообразными линиями разделить на 6 частей. И каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Для того чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, сделайте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку притачайте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегайте все 6 дугообразных линий и проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так простегайте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте.

Затем выверните тюбетейку, внутри слегка опрысните водой, наденьте на специальную форму до высыхания. Безусловно, собственноручно изготовленная тюбетейка является ценным подарком.

Нурзия Сергеева. "Татарская вышивка", Казань, издательство "Магариф", 2005

На странице: 16 32 64 100

Сортировка: По умолчанию Наименование (А -> Я) Наименование (Я -> А) Цена (по возрастанию) Цена (по убыванию) Рейтинг (по убыванию) Рейтинг (по возрастанию) Модель (А -> Я) Модель (Я -> А)

Показано с 1 по 1 из 1 (всего 1 страниц)

Тюбетейка может многое рассказать о владельце, например: определить откуда ее владелец родом и чем занимается, нужно всего лишь прочитать узор и распознать форму тюбетейки. Есть много разновидностей тюбетеек: тюбетейки татарские, тюбетейки таджикские, тюбетейки узбекские и другие. Они отличаются друг от друга не только орнаментом, но высотой, составом, качеством материала и качеством изготовления. Тюбетейки появились в Средней Азии задолго до возникновения там исламской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках раньше вышивали символ древних ариев.

Само название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних войнов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой, так сказать для смягчения возможных ударов. В России тюбетейка появилась в следствии монголо-татарского влияния.

Какую практичную функцию несет в себе тюбетейка? Известно, что климат в Средней Азии довольно жаркий и тюбетейки из хлопчатобумажной ткани замечательно защищают голову от солнца, и эта функция была единственной до того времени, когда в Средней Азии наступило время ислама, и именно тогда предназначение тюбетейки немного изменилось. Теперь, по священному писанию, мусульманину стало запрещаться появление в общественных местах без тюбетейки. Таким образом, она превратилась в часть мужского религиозного костюма. Поэтому если спросить старцев "Зачем носить тюбетейку", то можно услышать от них ответ: "Чтобы шайтан в голову не залез". Орнамент отличается многообразием, а также служит своеобразным выражением местного колорита, рисунок на рюбетейке часто может рассказать историю определенного времени.

Тюбетейки надевали и примеряли многие Российские политические деятели среди них: Сталин, Ельцин, Путин и Медведев. Посмотрите фотографии на которых главы России сфотографированы в тюбетейках на голове.

Головной убор, раньше, указывал на статус и принадлежность к определенным слоям общества. Например, золотошвейные тюбетейки носили только лишь представители аристократического сословия, а также люди, удостоенные такого подарка. Также, отличался узор, который вышивался по-своему в различных местностях. До сих пор памирские мастерицы, используют арийскую символику. По сочетанию зеленого, красного, белого и синего цветов в геометрическом орнаменте можно узнат бадахшанские тюбетейки. На севере Таджикистана тюбетейки отличаются квадратной формой и являются золотошвейными, обычно на них вышивают птиц, чаще сказочных. А в соседних с Таджикистаном странах самым популярным является белый миндаль, вышитый на черной тюбетейке. Татарские тюбетейки чаще всего делают из бархатной ткани.

Не все мусульмане носят тюбетейки, но бывают моменты когда она для истинно верующего человека является обязательной, например: на похоронах, во время молитвы в мечети и дома, в дни священных праздников. Этот мусульманский головной убор могут носить как мужчины так и женщины.

Автор работы:

    • Ишкуватова
    • Гузель
    • Класс: 8
    • Школа: Биктимировская ООШ
    • Руководитель:
    • Омарова А.Ш.,
    • Арсланбаева С.Т.

Цель исследовательской работы:

  • Изучить:

  • Историю тюбетейки;

  • Назначение тюбетейки;

  • Виды тюбетейки;

  • Тюбетейка сегодня.


Головной убор

  • Мы обращаемся к мужскому костюму, точнее, самой важной его детали – головному убору. Самому важному – потому, что и сейчас остаётся тюбетейка обязательным атрибутом одежды каждого мусульманина на всех наиболее значительных мероприятиях.


^ Происхождение тюбетейки

  • Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье татары, башкиры. Наряду с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров.


История

  • История тюбетейки уходит в далекое прошлое. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV - XVI столетий.


^ Орнамент тюбетейки.

    Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья


^ Назначение тюбетейки

  • С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».


Чтение намаза


Формы тюбетейки

    Российские татары, башкиры носят тюбетейки с плоским или заостренным верхом. Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Тюбетейки шьют обычно из бархата, вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже – бисером, стеклярусом, жемчугом.


  • Мягкие и твердые, с круглым верхом и с плоским, шелковые, бархатные и парчовые - они были чем-то вроде визитной карточки своего владельца, свидетельствуя о его происхождении, месте жительства, роде занятий, благосостоянии.


^ Каляпуш и такия

    Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и одевали тюбетейку. Существуют тюбетейки двух видов - каляпуш и такия. Такия по форме схожа с вязанной шапкой, сшитой из четырёх частей. У татар тюбетейку принято называть каляпуш. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».


  • Каляпуш был любимым головным убором интеллигенции и служащих. На фотографиях начала 20 века мы можем видеть мужчин в чёрных каляпушах.

  • Портрет

  • Габдуллы Тукая.


Тюбетейка сегодня

  • Этот головной убор не потерял своей актуальности и сегодня. Именно поэтому искусство украшения тюбетеек не стоит на месте: каждый мастер имеет свой неповторимый почерк, использует современные материалы и мотивы для украшений.


Богатые тюбетейки


Амаль


Эмир


Күбәләк


Свадебная тюбетейка


Тюбетейки с кистью


Тюбетейка для бани


Узбекские тюбетейки


Никах


Лучший подарок - тюбетейка

  • Современная тюбетейка – это лучший подарок. Она должна быть у каждого мужчины- мусульманина. Она связывает нас с нашей историей, богатыми традициями народа. Тюбетейка является символом достоинства, дружелюбия, уважения к Богу.


Сувениры

Сувенирные бренды. Казань
Подарки, которые нужно везти из Казани

Россия - страна большая не только по территории, но и по национальному составу. И в каждом уголке нашей огромной страны есть свои традиции, обычаи и обряды, аналогов которым невозможно подобрать. Например, серебряные ножи из Кубачей, янтарные матрешки или подарочные наборы с особым сибирским напитком - настойкой на кедровых шишках. Мы собрали сувениры из всех регионов страны, чтобы.
В Казань каждый год приезжает всё больше туристов, и никто не покидает город с пустыми руками. Особое внимание гостей Казани привлекают сувениры и поделки, свойственные татарской культуре, - это элементы национального костюма, блюда традиционной кухни и изделия из кожи. Тюбетейка

Тюбетейка (или по-татарски «тубэтэй») - это самый известный сувенир, который привозят туристы из Татарстана, традиционный татарский головной убор, упоминания о котором существуют со времен татаро-монгольского ига. Это круглая или квадратная, в основном плоская, реже - островерхая легкая шапка, надеваемая на макушку. В Татарстане тюбетейку сегодня носят в основном религиозные мужчины, прежде ее надевали и женщины под платок. Шьется она из мягкой материи, в основном из бархата, при этом у татар существует особый способ прикрепления подкладки и верха мелкими стежками вручную. Существовала традиция между стежками закладывать конский волос.

Справка

Тюбетейка получила название от тюркского слова «тобе» («тюбе»), означающего макушку головы или верхушку горы. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV–XVI столетий. С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке». Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и надевали тюбетейку.



Как правило, тюбетейка украшается бисером. На нее наносят национальные узоры, выполненные блестками, а иногда и золотой вышивкой. Молодые люди предпочитали яркие и разноцветные вышивки, а более скромные положено было носить старикам. Купить тюбетейку в Казани можно в любой сувенирной лавочке и у уличных торговцев на центральных улицах города. Самые простые и дешевые китайские тюбетейки стоят от 70 рублей. Тюбетейки от местных производителей, бархатные, вручную расшитые бисером, золотыми нитями или тесьмой, обойдутся примерно в 660 рублей.

Богато украшенные тюбетейки принято дарить известным гостям.

— Большинство тюбетеек в Татарстане производят в Арске, там работают надомники-ремесленники, которые шьют вручную. Получается очень красиво и недорого, их перекупают местные сувенирные лавки. Элитные тюбетейки стоят от 1,5 до 3 тыс. рублей, их обычно дарят большим гостям города. Покупают у нас тюбетейки зачастую как экзотический восточный головной убор, но иногда приезжают мусульмане, которые надевают их на никах (мусульманский обряд венчания. - Ред.), во время религиозных праздников и постов.
Артур Мустаев , председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов при Торгово-промышленной палате Татарстана


Татарские шамаили

Шамаиль - это вид татарского мусульманского изобразительного искусства, основанный на арабской каллиграфии и оформленный в виде станковой картины. Суры из Корана традиционно вышиваются на ткани, рисуются тушью, печатаются на бумаге или на холсте.

Татары-мусульмане вешают подобные шамаили на стенах мечетей, квартир или над входом в жилище в качестве своеобразного оберега, который ограждает дом от разных напастей. При этом татарский шамаиль нельзя считать равноценным аналогом иконы, как и языческого амулета. Скорее, это искусство.


Справка

«Шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». Татарские шамаили - особенное явление, возникшее в XIX веке и распространившееся только на территории Среднего Поволжья. Пришли они сюда из Турции. В конце XIX века ими очень увлекались в городах, а потом и в деревнях Казанской губернии, где шамаили служили украшением жилища. Первое время их писали только масляными красками на оборотной стороне стекла, а для красоты на незакрашенные участки накладывалась фольга. Потом широкое хождение получили отпечатанные типографским способом шамаили. Многие печатные шамаили середины XIX - начала XX века сопровождались дополнительными текстами на татарском языке.


Как правило, в шамаилях отражаются мудрые выдержки из Корана на арабском языке, иногда стихи, поговорки, песни. Впервые светские тексты появились на шамаилях с подачи известного татарского скульптора Баки Урманче во второй половине ХХ века. Тогда это делалось, чтобы не раздражать арабской каллиграфией советскую цензуру, а сегодня уже стало традицией.

Изысканная арабская вязь на шамаилях дополняется красивой орнаментальной композицией, натюрмортом или архитектурными пейзажами. И сама фраза может быть представлена в виде, например, ковчега, ладьи, дерева. Но ни на одном татарском шамаиле не увидеть изображения людей и животных. По народным татарским поверьям, дом, в котором есть изображение человека, обходят стороной ангелы.

— В республике есть союз художников шамаилей, который находится в Казанском кремле, в музее исламской культуры в мечети Кул Шариф. Очень много художников занимаются этим искусством, причем не только татар. Ни в каком другом регионе России нет так много шамаилистов. Один из самых старейших - Владимир Попов. Интересные работы делает Рустам Шамсутов. Искусство каллиграфии очень красивое. Многие люди даже не знают смысла, не знают арабского языка, но признают красоту исполнения работы. И наши художники отличаются от художников других стран этого жанра. Чаще всего у нас в сувенирных лавках продают китайские шамаили. Просто они дешевле и, как правило, копируют в плохом варианте известные работы. Наши же шамаилисты работают вручную, это всегда авторское исполнение, раритет, и стоит недешево.
Зуфар Гимаев , председатель Союза художников РТ, художник-живописец, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая


Покупают татарские шамаили не только религиозные люди, но и просто туристы, которым интересен этот вид национального искусства. В Казани шамаили продаются практически во всех сувенирных лавках. Пластмассовые шамаили турецкого и китайского производства обойдутся в 300–400 рублей. Шамаили на бархате стоят 300 рублей. Шамаили, вышитые золотой нитью по ткани, продаются за 2–15 тыс. рублей.
Чак-чак

Чак-чак - традиционное национальное блюдо, настоящая гордость кулинарии Татарстана. Без него не обходится ни одно праздничное застолье, чак-чак дарят гостям из других городов, его покупают туристы. Чак-чак готовится из традиционных продуктов - муки, молока, яиц, масла и меда. Проще говоря, это тесто, нарезанное соломкой или скатанное в шарики, обжаренное в кипящем масле и залитое медом. В конце приготовления блюду придается нужная форма (часто в виде горки). Едят чак-чак, порезав его на маленькие кусочки, или просто руками.

Сегодня чак-чак продается не только в Татарстане, но и в других регионах России - это лакомство стало популярным среди россиян, хотя еще 30 лет назад о нем не помнили даже татары. Возродил это традиционное татарское блюдо легендарный казанский повар Юнус Ахметзянов - в 80-е годы прошлого века он ездил по татарским деревням и собирал старинные рецепты, а когда стал поваром Дома татарской кулинарии (существующего и в наши дни ресторана в Казани), воплотил собранные рецепты в жизнь. Чак-чак быстро завоевал народную любовь, правда сначала многие спрашивали: «Что это за кукуруза?»

Справка

Раньше чак-чак не был повседневным угощением. Его готовили только к большим праздникам, дарили во время свадеб. Родители молодых, навещая друг друга, приносили в качестве гостинца пироги и непременно чак-чак. Готовили его особенно: все девушки на выданье катают тесто, другие его режут, замужние девушки - жарят, а самое старшее поколение занимается медовой заливкой и формированием праздничного готового блюда.



Медовый чак-чак можно купить практически во всех продуктовых магазинах Казани - его производят все хлебозаводы республики. Его можно купить в обычной или подарочной упаковке за 100–500 рублей. Есть также чак-чак в шоколаде, с орехами и сухофруктами. А можно и самостоятельно научиться готовить это национальное татарское кушанье.

— Практически никто из туристов не уезжает из Казани без чак-чака. Это традиционное блюдо, каким гостей в Татарстане встречают, - точно так же, как в русских традициях встречать с хлебом и солью. И это просто вкусно! Сегодня чак-чак уже ассоциируется с Татарстаном. Хотя на самом деле чак-чак - это не чисто татарское блюдо, его готовят и казахи, и в Средней Азии, у нас чуть-чуть другая манера приготовления.
Наталия Фирова , экскурсовод


Сказочные казанские сапожки

Татарский народ в прошлом был кочевым. Поэтому им традиционно вручную изготавливались различные изделия из кусочков разноцветной кожи с национальной символикой, узорами: это и обувь, и сумки, и браслеты, и украшенные татарской кожаной мозаикой диванные подушки. Важное место в мировой культуре занимают татарские сапоги ичиги - вид легкой обуви с мягким носком и внутренним жестким задником, которые шились уникальным татарским швом. И до сих пор их делают вручную.


«Татарский шитый серебряный сапожок» был очень популярен в XIX веке. В ичиги был обут старый князь Болконский в романе «Война и мир». А Марина Цветаева в своих воспоминаниях упоминает о матери модного в ту пору поэта и художника Максимилиана Волошина: ее нога была «в сказочном казанском сапожке». В 1899 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская выходит на сцену Императорского Александрийского театра в Петербурге в роли Вари в пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Дикарка» в фольклорном платье с красной вышивкой и татарских сапожках - ичигах.

Стоят татарские сапожки недешево (около 10 тыс. рублей или больше), но подарок будет по-настоящему эксклюзивным. Вместо сапог можно купить тапочки с загнутыми кверху носами (в прошлые века татары считали, что нельзя носком сапога царапать землю), тоже сделанные из мягкой кожи, - они стоят около 3 тыс. рублей.

— Все тюркские народы делают такие сапожки. Кожа у кочевников была единственным материалом, из которого делали аксессуары и обувь. Поэтому и казахи, и башкиры, и узбеки делали такие сапоги. Но во многих местах эта традиция утрачена, у нас же очень хорошо сохранилась. Обувь недешевая, но люди покупают. Многие впервые видят такие сапоги в Казани, удивляются. Покупают, конечно же, для того, чтобы носить, потому что просто для сувенира покупать в самом дешевом варианте сапоги за 8 тыс. рублей… Есть у нас и за 40 тыс. высокохудожественно выполненные сапоги.
Наталия Фирова , экскурсовод


Кстати, ичиги не просто сувенир из прошлого, их можно увидеть на казанских модницах и сегодня.

Казанские модницы предпочитают ичиги


— Этно-обувь - то, что разбило мое сердце раз и навсегда. в Кремле есть просто чумачечий магазин с сапогами, тапками, туфлями… стоят они как пароход, конечно… но такие красивые…
Прокофья Татьяновна , kazan.flamp.ru


Сувениры со спортивной символикой

Фанаты футбола и хоккея могут купить в сувенирных лавках Казани различную сувенирную атрибутику с эмблемами «Рубина» или «Ак Барса». Как известно, казанские футбольный клуб «Рубин» и хоккейный клуб «Ак Барс» неоднократно становились чемпионами России и за них болеют уже не только в Казани.

Купить такие сувениры в Казани можно практически везде - в сувенирных магазинах, в уличных палатках. Для тех, кто боится приобрести не очень качественный товар, в конце прошлого года открылся первый официальный клубный магазин «Рубина», где можно купить спортивный инвентарь и экипировку с логотипами команды. Например, футболки там стоят от 1,3 до 2,5 тыс. рублей, а гетры - 600 рублей. Расположен магазин на Центральном стадионе Казани. А у клуба «Ак Барс» официально существует только интернет-магазин. Толстовки там стоят 2 тыс. рублей, куртки - 3,5 тыс. рублей, брелоки - от 100 до 300 рублей, значки - от 50 до 150 рублей, шапки-шлемы - 900 рублей, а вязаные шарфы - около 500 рублей.

Бальзамы

Популярностью среди туристов пользуется продающийся в Казани бальзам «Бугульма» - напиток слегка жгучий, пряный, приготовленный по классической технологии из 24 видов трав, кореньев, ягод и цветов, собранных в экологически чистых районах Татарстана. Сочетание компонентов облегчает простудные, желудочно-кишечные заболевания, укрепляет нервную систему. Бальзам хорош в чистом виде, его можно добавить в чай, кофе, водку и даже в минеральную воду. Производят бальзам на местном заводе «Татспиртпром». Пол-литра этого напитка стоят примерно 200 рублей.


— Как я люблю Казань. Я оттуда привозила бальзамы десятками! Они на травах. Вкус обалденный и очень недорого. Я привозила себе, в подарок начальству, друзьям. Лучше подарка не придумаешь. Причем объем их разный. Есть 0,5, 0,2 и др.
Лиственница , woman.ru
-------

— Очень легко пьется, приятный на вкус. Похмелье, если выпить лишку, отсутствует. Замечено, что помогает от больного горла и насморка. И за такую цену! Чем-то напоминает по вкусу Jagermeister, но без аниса. Пейте на здоровье. «Татспиртпром» всегда славился хорошим качеством продукции и оригинальностью, но бальзам Бугульма, я скажу, их очередной шедевр. Это отличный напиток!
Stanislav Viktorovich , irecommend.ru
-------

— Самый главный сувенир, привозимый из Казани - великолепное настроение и добрые воспоминания об этом красивом городе, о его улыбчивых доброжелательных людях. Хотя если кому-то понравится тюбетейка или ичиги, берите и носите на здоровье. А вот с бугульминским бальзамом нужно соблюдать меру. Он целебный, но много и часто пить его не советую.
Рафаєль В. Макаров , врач-реаниматолог


Наталия Фёдорова, Нелли Шестопалова,
Рафаєль В. Макаров, Мария Шантиева

SmartNews, 9 марта 2014