Логопедическое занятие на тему ранняя весна. Логопедическое занятие "Весна" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. воспитывать любовь ко всему живому

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское бюджетное государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4 (СПб ГБСУ СО «ДДИ № 4»)

«УТВЕРЖДАЮ»

___________________________

___________________________

«____»_________________20__г.

Конспект

открытого логопедического занятия

по теме: «Весна»

Провела: Белозерова Е.В.

Павловск 2012 г.
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Весна» (Обобщающее занятие).

Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
Коррекционно-образовательные задачи:

1.Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Весна».

2.Упражнять в подборе антонимов, определений к заданным словам.

3.Продолжать работать над словообразованием с помощью приставок и суффиксов.

4.Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.

5.Закрепить название весенних месяцев.

6.Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие.

3.Развивать память, мышление, творческое воображение.

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать эмоциональный отклик на изображение на картине.

2.Воспитывать самостоятельность, инициативность.

3.Воспитывать умение слушать внимательно педагога.

4.Воспитывать коммуникативные навыки.

5.Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: предметные картинки с признаками весны, прищепки, разрезная сюжетная картинка, аудиозаписи (пение птиц, журчание ручья, капель), скворечник, скворец, фланелеграф.
Предварительная работа: раскрашивание картин с изображением весны, знакомство с приметами весны и типичными весенними явлениями в природе (капель, проталины), дидактическая игра «Времена года», экскурсия на участок, по территории д/д.
Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуй, Инна, гости! Как сегодня светло и тепло! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь тебе, а ты улыбнись мне и гостям! (аудиозапись «Звуки весны»).
2.Основная часть.

Логопед: Инна, послушай стихотворение.
Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели,

Звонко капают капели,

Вот и кончилась зима

К нам опять пришла … (весна).

Ответ ребенка.
Объявление темы занятия.
Логопед: Вот и к нам пришла весна. Как ты уже догадалась, сегодня мы будем говорить о весне.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Но сначала давай вспомним сказку « О весенних приключениях Язычка».

«Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке (покажи, как он это делал). Упражнение «Лопаточка».

А весенним солнечным деньком Язычок просыпался, мыл круглое окошко-губы. Упражнение «Вкусное варенье».

После этого Язычок выглядывал из окошка и прятался, уж очень ярко светило весеннее солнышко. Упражнение «Змейка».

Язычок надевал солнечные очки, смело смотрел вверх на солнышко, вниз - на землю. Упражнение «Качели».

Мимо пробегала лошадка, и язычок цокал вместе с ней. Упражнение «Лошадка».

После этого Язычок играл с любимой игрушкой-мельницей, показывал, как дует весенний ветерок (вдох через нос, выдох через рот). Упражнение «Мельница».
Развитие диалогической речи.
Логопед: Давай вспомним весенние месяцы.

Ребенок: Первый месяц-март.

Второй-апрель.

Третий-май.

Логопед: А теперь назовем приметы весны. Возьми картинку, назови, что на ней изображено (примета весны) и прикрепи к фланелеграфу. (Предлагаются картинки с приметами весны).


  • Из теплых стран возвращаются перелетные птицы;

  • Распускаются первые цветы;

  • Бегут быстрые ручьи;

  • По ручейкам дети пускают кораблики;

  • На реке начинается ледоход;

  • Слышна звонкая капель;

  • Появляются темные проталины

Подбор антонимов к заданным словам.
Логопед: Как много ты знаешь о весне, а зиму с весной не перепутаешь?

Я буду начинать предложение, а ты заканчивай.


  • Зима ушла, а весна… (пришла).

  • Зима холодная, а весна…(теплая).

  • Зимой сугробы высокие, а весной…(низкие).

  • Зимой небо пасмурное, а весной…(ясное).

  • Зимой солнце стоит низко, а весной…(высоко).

  • Зимой воздух холодный, а весной…(теплый).

  • Зимой день короткий, а весной…(длинный).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед: А теперь давай назовем ласково слова, связанные с весной.


  • Солнце? (солнышко)

  • Ручей? (ручеек)

  • Снег? (снежок)

  • Ветер? (ветерок)

  • Лист? (листик)

  • Цветок? (цветочек)

  • Дерево? (деревце)
Логопед: Молодец! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Развитие общей моторики.
Физминутка «Заботливое солнышко».

Логопед: А теперь отдохнем. Повторяй движения за мной.
Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик (ребенок скрещивает руки над головой).

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи (плавно покачивает руки вверху).

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки (ритмично потирают щеки).

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки (ритмично постукивает пальцем по носу).

Золотят веснушки деток,

Очень нравится им это!
Развитие мелкой моторики.
Логопед: Чего не хватает у нашего солнышка?(Лучиков). Солнышко рассыпало свои лучики. Давай поможем им вернуться к солнышку. (Прикрепление прищепок).
Развитие слухового восприятия.
Логопед: Послушай звуки весны (аудиозапись: пение птиц, журчание ручья, капель).

Логопед:Что ты слышала (ответ ребенка). Замечательно!
Логопед: Отгадай загадку:

Это кто пожил за морем,

А теперь летит над полем

В деревянный свой дворец,

Это черненький… (скворец).
Логопед: И к нам прилетел в гости скворец. Послушай, как поет скворец (предлагается аудиозапись «Пение скворца»).

Скажи, как называется домик скворца? (скворечник).

Логопед: Молодец! Посмотри, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой-птичкой. Ребенок комментирует действия логопеда.
Употребление предложно-падежных конструкций.


  • Скворец вылетел из скворечника;

  • Скворец облетел вокруг скворечника;

  • Скворец взлетел на крышу скворечника;

  • Скворец слетел с крыши скворечника и улетел.

Логопед: Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а тебе я предлагаю превратиться в художницу. Я тебе раздам фрагменты картины, а ты должна их сложить вместе (разрезная картинка).
Логопед: Молодец! Посмотри, какая получилась картинка. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое.
Подведение итогов занятия (оценка работы ребенка).
Логопед: На этом наше занятие закончилось. Давай вспомним, о чем мы говорили на занятии (ответ ребенка). Спасибо. Ты замечательно занималась.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР

Тема: « Весна пришла»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

Цели :- расширение словарного запаса по данной лексической теме;

Образование уменьшительно-ласкательной

формы существительных и согласование их с глаголами;

Согласование числительных с существительными;

Согласование существительных с прилагательными;

Развитие словесно-логического мышления;

Развитие чувства ритма.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

Игра «Добавлялки».

Подскажи недостающее слово:

Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт- пришла …

(весна).

Вот цветы лежат на парте-

Дарим их девчонкам в ….(марте).

Будит утром нас капель-

В гости к нам пришёл ….

(апрель).

Куртки тёплые снимай-

На дворе ведь месяц …. (май).

2.Объяснение нового материала.

- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

После какого времени года наступает весна?

Посмотрите на картинки, на какой из них изображена весна?

1)Упражнение «К нам пришла весна».

Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные

признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

- Что такое весна?(время года)

- Как начинает пригревать солнце?

- Что от этого происходит?

- Что происходит, когда тает много снега?

- Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?

- Что появляется на земле, где растаял снег?

- Что вырастает на проталинах?

- Что набухает на ветках?

- Что происходит со льдом на реках?

- Кто просыпается после зимы?

- Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?

- Что надевают люди?

2)Игра «Хлопни в ладоши».

Я буду произносить слова, если слово о весне, дети хлопают в ладоши:

Пригревает листопад тает вьюга

Журчит теплое ярче холодно

Набухают прилетают застыл проталины

Ледоход метель солнышко сосулька

3) Игра «Скажи правильно».

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или синички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

3.Физминутка.

На-на-на - к нам идёт весна.

Наслоги делать хлопки, на слова шагать

Ло-ло-ло- на улице тепло.

На слоги-хлопки, на слова руки вверх

Ну-ну-ну –встречаем мы весну.

На слоги-хлопки, на слова руки вперёд

Ны-ны-ны- долго не было весны.

На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе

Да-да-да, хороша весна

Шагать на слоги и на слова

4. Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-

ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки ):

солнце- птица- день-

цветок- проталина сосулька-

Объяснить значение слова ПРОТАЛИНА.

5.Согласование слов с прилагательным «весенний» в роде и числе со словами из задания №4.

Весенний…. Весенняя…. Весеннее….

О чем еще можно так сказать?

5. Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»

Логопед называет слова-действия, дети подбирают соответствующую

Пригревает…. (солнышко), появляются ….(проталинки), распускаются…, распускаются…, прилетают….., капают…. .

6. Посчитай «1-5»

Сосулька, проталина.

7. Работа над рассказом.

Составить рассказ «Весна» с помощью логопеда по картинно-графи-

ческому плану.

Весна.

Солнце пригревает. Становится тепло. Тает снег. Появляются проталины. На проталинах вырастает зелёная травка. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Так к нам приходит весна.

8 .Отгадай загадку и раскрась отгадку (работа в тетради с перекрещивающимся изображением):

Висит за окошком кулёк ледяной

Он полон капели и пахнет весной.

9.Итог занятия.

Игра «Чего не бывает весной?»

-Весной не бывает листопада, снегопада, вьюги, мороза, …

Игра «Четвёртый лишний»

мороз, снегопад, проталина, вьюга

прилетают, сосульки, листопад, ледоход

Цель:

Закреплять представление дошкольников о весне и ее приметах;

Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна»;

Совершенствовать синтаксический аспект языка (исправление и составление предложений);

Развивать фонематическое представление (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твердости-мягкости согласных; выделение звуков в словах; анализ слова «весна»), деление слов на слоги;

- развивать умственные способности и речь детей дошкольного возраста ;

Совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Продолжать формировать длительность речевого выдоха;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, силу голоса;

Формировать самоконтроль за произношением звуков;

Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;

Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания своим друзьям.

Оборудование: письмо логопеду и детям, облачка с заданиями, массажные мячики, арома-лампа, спички, карточки со словами, буквы слова «весна», карточки для звукового анализа, изображение солнышка, сюрприз от Весны.

Ход логопедического занятия в старшей группе

Дети входят в зал и здороваются с гостями, выполняют упражнение, направленное на улучшение эмоционального настроения детей, на развитие общей и мелкой моторики.

С добрым утром, глазки! (Поглаживание век)

Вы проснулись? (Соединить большой и указательный пальцы, изображая «бинокль»)

С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушей)

Вы проснулись? (Прикладывание ладоней к ушам)

С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук)

Вы проснулись? (Похлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки! (Поглаживание бедер)

Вы проснулись? (Потопать ногами)

С добрым утром, солнце! (Развести руки в стороны)

Мы проснулись! (Широко улыбнуться)

Логопед. Теперь мы бодры, веселы, здоровы и можем начинать заниматься.

Стук в дверь, логопеду дают письмо.

Логопед. Дети, письмо для нас! Давайте его прочитаем!

«Добрый день, дорогие дети старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, приходите в весенний сказочный лес. Там вас ждут нелегкие препятствия, а преодолеть вы их сможете только в том случае, если сумеете говорить выразительно, четко, ясно и правильно выполните все задания. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас, друзья!»

Ну что, пойдем выручать весну? Скажите, пожалуйста, а на чем можно добраться до леса? (Ответы детей) Ну, поехали.

Входят в импровизированный лес.

Логопед. Дети, мы с вами попали в лес, но здесь так мрачно. Посмотрите, сколько облачков, и совсем не видно солнышка. Теперь я понимаю: чтобы пришла весна, нужно разогнать все тучки, но мы это сделаем только тогда, когда выполним задания, которые на этих облаках написаны. Ну что, готовы помочь весне? Тогда идем к первой тучке.

1. Тучка «Ответь-ка!»

Логопед. Какой месяц сейчас на календаре? (Март) Какие еще весенние месяцы вы знаете? (Апрель, май) Сейчас начало, середина или конец весны? (Начало)

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь правильный признак весны»

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Припекает солнышко, тает снег.

Под ногами шуршат сухие разноцветные листочки.

Набухают почки, распускаются на деревьях листочки.

Люди собирают урожай фруктов, овощей.

Из теплых краев прилетают птицы.

Логопед. Все справились с заданием, переходим ко второй тучке.

2. Тучка «Су-джок-играй-ка»

Логопед. Садитесь и внимательно меня слушайте и выполняйте, что услышите.

Су-джок-терапия. «Сказка про Ежика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил маленький Ежик. (Показать шарик в открытой ладони)

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. (Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-джок)

Одним ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. (Катать шарик по ладони вперед-назад.) Долго бежал Ежик. И вдруг оказался у большой и глубокой реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. (Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, затем - против.)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шаг, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

А там поляна - большая, круглая, красивая! (Круговые движения шариком по ладони.) На поляне видимо-невидимо первоцветов: подснежники, и крокусы, и мать-и-мачеха, и одуванчик, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветов.)

Ежику очень понравилась поляна. Он обошел ее, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый, пятый — и он на другом берегу! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

Быстро побежал Ежик: сначала по извилистой дорожке, потом - по прямой. Добрался до своего домика! (Катать шарик по ладони вперед-назад.)

А когда наступил вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке.)

Логопед. Понравилась ли вам сказка про Ежика? Мне тоже, но нам нужно идти дальше.

3. Задачи на третьем облачке «Называй-ка»

Хорошо - плохо. Логопед. Сейчас объясню, что мы здесь будем делать. Мы с вами рассмотрим несколько явлений и постараемся ответить, чем это хорошо, а чем плохо.

1. Идет дождь.

Хорошо

Растения лучше будут расти

По лужам можно пускать кораблики

Улицы будут чистые

Плохо

Нельзя гулять на улице

Можно намокнуть и заболеть

Река может выйти из берегов

2. Светит и припекает солнышко.

Молодцы! А вот уже и четвертое облачко.

4. Облачко «Поразмысли-ка»

Логопед. Дети, мы с вами общаемся при помощи слов, а каждое слово состоит из чего? (Из слогов) Какие бывают слоги? (Открытые и закрытые)

А теперь разделите слова на слоги с помощью хлопков (шагов, прыжков, приседаний и тому подобное). Но помните, что хлопать нужно только на гласные звуки.

Слова: подснежник, поляна, лес, весна, ручеек.

Молодцы, никто не ошибся. Давайте немного отдохнем.

Садятся на подушки или пеньки.

Логопед. Дети, садитесь удобно. Мы будем вдыхать приятные весенние запахи и слушать пение птиц в лесу. Только спинки при этом держите, глаза закрываем, начинаем дышать - вдыхаем через нос, выдыхаем через нос, снова вдыхаем, только теперь через рот и выдыхаем через рот, а вот теперь вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот и вдыхаем через рот и выдыхаем через нос.

(Сеанс ароматерапии в сочетании с музыкотерапией.)

Логопед. Молодцы, переходим к пятому облачку.

5. Облачко «Произноси-ка»

Упражнение «Диалог Весны и Зимы» (развитие силы голоса)

Звуки, которые мы слышим в лесу:

у-у-у.

а-а-а,

и т.п.

И шестая тучка предлагает нам такое задание.

6. Облачко «Исправляй-ка»

Логопед. Я говорю предложение, вы внимательно слушаете и говорите, правильно ли я сказала. Если нет, то исправляете ошибку и говорите правильно. Договорились?

1. Дождь пошел потому, что я взяла зонтик.

(Я взяла зонтик потому, что пошел дождь)

2. Весна наступила потому, что прилетели из теплых краев птицы.

(Птицы прилетели потому, что наступила весна)

3. Стало тепло, насекомые просыпаются.

(Насекомые просыпаются потому, что стало тепло)

Ну, дети, и с этим заданием вы справились. Смотрите: осталась одна тучка. Готовы сделать последнее задание? Тогда, приступаем.

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться.

Физкультминутка «Ра-ра-ра!»


7. Облачко «Собирай-ка»

1. Составить слова из 3 слогов. Прочитать. Назвать первый звук, последний, средний. (виноград, солнышко, телефон, автобус)

2. Сделать звуковой анализ слова «весна».

Сколько звуков в слове «весна»?

5 звуков: В, Е, С, Н, А.

Сколько гласных звуков в слове «весна»?

2 гласные: Е, А.

Сколько согласных звуков?

3 согласных: В, С, Н.

Схема слова «Весна».

Итог. Рефлексия

И это задание вы сделали. Убираем тучку - и, смотрите, наконец-то появилось солнышко. Может, и весна в лес придет?

Звучит музыка, входит Весна.

Весна

Наконец я в лес пришла

И тепло всем принесла.

Я улыбаюсь солнышку,

Здравствуй, золотое!

Я улыбаюсь цветочку,

Пусть он зацветет!

Вижу, вы меня ждали,

Я пришла к вам с теплом!

За помощь благодарна вам,

И подарки я раздам!!!

Подарки - чупа-чупсы-«цветки» детям и гостям.

Ольга Федяева
Конспект логопедического занятия по теме: «Весна наступила».

Вид занятия: формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: подгрупповое (фронтальное)

Тема занятия: «Весна наступила». Обучение составлению описательного рассказа.

Цель занятия: составить описательный рассказ о весне с опорой на картинки; связно, непрерывно, логически высказывать свою мысль; контролировать произношение в самостоятельной речи.

Задачи:

-(обучающая) закрепить и уточнить знания детей о признаках весны; активизация слов признаков; учить детей пересказывать тексты, состоящие из простых и сложных распространенных предложений, с опорой на картинки; научить составлению предложений, которые состоят из 4 и более слов с однородными определениями;

- (развивающая) развить умение устанавливать причинно-следственные связи; сопровождать предметно-практические действия речью;

- (воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушать педагога и товарищей;

- (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простых и сложных фраз.

Речевой материал: ранняя, проталина, подснежник, пробуждается, набухают, жарче, грачи.

Оборудование: картинный план «Времена года», набор сюжетных картинок «Времена года», мячик.

I.Орг. момент

Ребята, приготовимся к занятию.

Пусть сядет тот, кто повторит цепочку слов: греет, светит, припекает; тает, бегут, плывут; скворец, грач, ласточка; набухает, зеленеет, распускается; прилетает, вьет, поет.

Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

1,2,3,4,5-будем заниматься,

1,2,3,4,5-будем мы стараться.

II Основная часть

1. Сообщение темы.

Ребята, скажите, какое время года изображено на картинках? Как вы узнали, что это зима? Осень? Лето? Весна?

Теперь послушайте стихотворение:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой-улей-пчела

Первый мед принесла.

На ветках плотные комочки-

В них дремлют клейкие листочки.

Когда это бывает?

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Мы сегодня на занятии будем говорить о весне.

Назовите весенние месяцы, и найдите их на картинках. Что происходит со снегом весной? Что происходит с почками? Какие птицы прилетают из теплых стран? Назовите первый весенний цветок?

2. Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слова, и кидать вам мячик, а вы ловите мяч, называйте эти слова ласково.

Например: снег-снежок.

Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке? Правильно, солнышко. Давайте придумаем предложение со словом солнышко.

Хорошо. Солнышко светит. Запишите схему этого предложения в тетрадь.

Ребята, что-то очень скучное предложение у нас получилось, давайте добавим еще одно слово. Солнце, какое?

А какое еще бывает солнышко?

Молодцы, скажите, а где светит солнышко?

Запишите схему этого предложения в тетрадь.

Динамическая пауза:

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни!

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой.

Мы же на место сядем с тобой.

3. Составление рассказа по картинкам.

Ребята, давайте посмотрим на картинки, и составим предложения.

Картинка с изображением солнца, облака и неба.

Картинка с изображением сосульки, снега.

Картинка с изображением ручья.

Картинка с изображением дерева и птиц.

Картинка с изображением проталин и травки.

Картинка с изображением травы.

Картинка с изображением подснежника.

Ребята, как вы думаете, люди рады весне?

Динамическая пауза:

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля-раз, капля-два,

Капля медленно сперва,

А потом, все бегом, бегом, бегом.

4. Дидактическая игра «Нелепицы».

Ребята, посмотрите внимательно на картинку, и скажите, что перепутал художник? Чего не бывает весной?

«Продолжи предложение».

Зимой ночь длинная, а весной…

Зимой погода холодная, а весной…

Зимой ветер холодный, а весной…

Зимой птиц мало, а весной…

Зимующие птицы – это сороки, воробьи, а перелетные – это…

Зимой природа спит, а весной…

5. Пересказ по опорным картинкам.

Ребята, давайте повторим рассказ с опорой на картинки. Саша, расскажи рассказ.

Остальные ребята слушайте внимательно!

III Заключительная часть

Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Что происходит весной?

Ребята, сегодня все работали хорошо. Молодцы! Занятие окончено.


Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Весна».
Цель: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать представление о том, какие изменения происходят в это время года, с чем это связанно.
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Расширить и активизировать словарный запас детей на тему «Весна»;
2.Закреплять умение правильно строить предложение. Отвечать на вопросы полным ответом, применяя навыки словообразования и словоизменения, согласовывать существительные с различными частями речи;
3.Учить сравнивать явления природы между собой.
Коррекционно – развивающие задачи:
1.Совершенствовать фонетическое восприятие;
2 .Развивать общую и мелкую моторику;
3.Развивать память, внимание, мышление, воображение.
Коррекционно- воспитательные задачи:
1.Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к окружающему миру природы. Учить правильно вести себя на природе, не нарушая ее гармонии.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на участке и за его пределами, чтение литературы и заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций с изображений различных периодах весны.
Желаемые результаты: дети должны усвоить, когда наступает весна, какие ее основные признаки, что такого происходит весной, что не происходит в другие времена года. Знать и называть месяца весны.
Материалы: картинки с изображений времен года, с изображением ранней и поздней весны, на доске солнышко из бумаги, цветные карандаши, листки бумаги.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
(На доске весит нарисованное солнышко)
Логопед: дети, посмотрите внимательно, ничего нового и интересного вы не видите сегодня у нас в группе?
Дети: Солнышко!
Логопед: Правильно, солнышко. Посмотрите, какое оно веселое и приветливое, очень радо вас видеть. Давайте мы с вами поприветствуем солнышко. Здравствуй солнце золотое (протягивают ладони к солнышку), Здравствуй небо голубое (руки поднимают вверх), Здравствуй Матушка земля (наклоняются к низу, руки опущены), Здравствуйте мои друзья (обнимаются друг с другом).
Логопед: дети посмотрите как ярко, тепло и приветливо светит солнышко. А как вы думаете, почему? (ответы детей) Правильно, потому, что наступила весна. И сегодня мы поговорим о времени года Весна.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Логопед: Ребята посмотрите, перед вами картинки с изображениями времен года. (Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы воспитателя) Давайте с вами вспомним и назовем времена года, что сначала, что потом. А какое сейчас время года? А какое время года перед весною? Какое придет после? Определите, на какой по счету картинке изображена весна. Докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей: например, Это весна, потому, что на реке пошел лед…появились проталины… снег стал темнеть и т.д) .
Логопед: Молодцы! Вы очень хорошо отвечали, а теперь давайте отдохнем и поиграем.
Д.И: «Верно-неверно».
Логопед: Сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте, если они относятся к весне и топайте, если не относятся. Будьте очень внимательны! Слова: Снежинки, проталины, вьюга, сосульки, листопад, тает, ледоход, журчит, тает, морозит, прилетают, капель, снегопад, подснежник, почки, половодье, солнышко, метель, ярче, припекает и т.д.
Ребята, а кто из вас знает, что означают слова проталина, первоцвет, половодье, капель, ледоход? (дети отвечают на вопросы)
Логопед: Прекрасно!!! Давайте вспомним, название весенних месяцев (март, апрель, май. На доске весят картинки с изображением разных весенних месяцев). Дети давайте посмотрим и скажем, чем отличаются друг от друга месяца? Все они братья одной мамы, но как и все разные. (дети называют отличия ранних месяцев весны от поздних)
Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
Логопед: Весной на проталинах распускаются первоцветы – первые цветы, а как они это делают, давайте покажем пальчиками. Вырос высокий цветок на поляне (пальцы рук собраны вместе – «бутон»), Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук), Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь), Дружно дают под землей корешки (пальцы смотрят вниз – «корешки»).
Дидактическая игра: «Подбери и назови».
Логопед: Ребята, я буду называть слова, а вы к ним подбирать как можно больше слов – признаков и слов – действий. Например, весна, она какая? – ранняя, теплая, разноцветная и т.д. Солнце…, почки…, листья…, птицы…, солнце весной что делает? – греет, светит, припекает, ласкает и т.д. листья на деревьях что делают?... снег что делает?... и т.д.
Дидактическая игра: «Первый звук в слове»
Логопед: Ребята, я буду называть слова, а вы должны назвать первый звук в словах: Апрель, март, май, солнце, листья.
Дидактическая игра: «Раздели на слоги».
Логопед: Ребята, я буду говорить слова, а вы должны их прохлопать, разделить на слоги: капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.
Игра: «Сделать лучики из прищепок»
Логопед: Ребята, давайте нашему солнышку сделаем лучики.
Дидактическая игра: «Один-Много»
Логопед: Ребята, я вам буду называть слова в единственном числе, а вы мне должны сказать во множественном: трава, лист, ручей, почка, подснежник, птица.
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Логопед: Ребята, я вам говорю слова, а вы мне должны назвать это слово ласково: трава, листья, ручей, дерево, почка, цветы, солнце.
Игра «Выложи из веревочки».
Логопед: Ребята, а давайте выложим из веревочки солнышко, веточку.
Дыхательное упражнение «Ручеек журчит»
Логопед: Ребята, давайте делать волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом, на выдохе произносим «дзынь, дзынь, дзынь»!, делаем волнообразные движения сложенными ладонями, вдох носом, на выдохе произносим «жур, жур, жур»! Повторим 2 раза.
Упражнение на координацию «Солнышко, покажись»
Солнышко, покажись!
(дети скрещивают руки над головой, правая рука впереди)
Красное, нарядись!
(скрещивают руки над головой, левая рука впереди)
Чтобы год от года
(делают ритмичные хлопки над головой)
Давала нам погода:
Теплое летечко,
(вытягивают руки вперед)
Грибы в берестечко,
(разводят руки в стороны)
Ягоды в лукошко,
(ставят руки на пояс)
Зеленого горошка.
(поднимают руки вверх, плавно покачивают ими)
Релаксация
Логопед: Ребята, а теперь, давайте, сядем на стульчики, и закроем глаза, руки опустим вниз.
Представим, что светит над нами солнышко, мы открываем глаза, поднимаем руки, потягиваемся, сначала одну ногу, потом другую. Медленно встаем.
Молодцы!
Логопед: Ребята, а посмотрите какое солнышко за окном, пойдемте гулять!


Приложенные файлы