Летние кузьминки. Фольклорный праздник «Кузьминки» в детской школе искусств

Елена Чеботько
«Кузьминки - по осени поминки!» Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Кузьминки - по осени поминки!

Цель : Познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи : Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»

Совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка – Мир вам гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

1 Девочка – Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 девочка – Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка – И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 девочка – Много мы обрядов знаем

4 девочка – А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка – Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла»

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никонориха ругается,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка – Давно вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики – А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка – А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики – А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка - Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики – Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец - Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец - Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец - Галки - вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец - Варите кутью.

1-й кузнец - Поминать Кузьму.

«Кузнецы» - Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка – А что вы умеете делать?

Кузнецы – А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка – Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик – Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!

2 мальчик – Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!

3 мальчик – Дома сидеть – ничего не высидеть!

4 мальчик – Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка – Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка – Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка – А много гостей – много новостей!

Хозяйка – А каких новостей?

4 девочка – Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился!

Когда это случилось?

А что же ты сейчас плачешь?

Да вчера дома никого не было!

Где ты был, брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А что Петр делал?

Да на печи лежал!

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Хозяйка – Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Обращается к мальчикам

И ребята не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы -

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Он на солнышке лежит,

От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

М Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю

Восхищенья взоры!

Красоту мне и здоровье

Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Дети – Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок – А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок – А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» русская народная

Хозяйка – В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…», после игры слышится стук.

Домовой – Ох, устал я за печкой сидеть,

На ребят решил посмотреть.

Хозяйка – Как на голову свалился

И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой – В этом доме я живу и за печкою сижу!

Кто меня тут потревожил?

Хозяйка – Собрались мы здесь в горнице, девицы-красавицы, да добры молодцы. Проводить осень, да зиму встретить!

Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

(на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»)

1. Выходили красны девицы

Из ворот гулять на улицу.

Ой ли, ой ли да люли

Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы

Во белых руках по соловью.

Ой ли, ой ли да люли,

Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,

Красны девки разгуляются.

Ой ли, ой ли да люли,

Красны девки разгуляются.

Домовой – А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов. Выносит каравай.

Домовой – Свети, свети месяц, нашему караваю!

Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка – Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,

Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют - Дорогие гости, русское спасибо.

Мы для вас подносим, кланяемся низко,-

Полюбить нас просим, как велит обычай, хлеб и соль подносим.

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста Чудо-дерево Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Осень. Здравствуйте, ребята! Я в гости к.

«Праздник осени». Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Праздник Осени» Сценарий осеннего праздника в старшей группе Цели и задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического.

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста «Нижегородская ярмарка» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его культуру.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень России» Ведущая: Здравствуйте, родители, Здравствуйте, друзья! Праздник посмотреть хотите? Праздник начинать пора! (Дети, с веточками рябины в руках,.

Сценарий русского народного праздника

«Кузьминки»

Задачи праздника:

Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.

Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, самовар.

Костюмы: учителя-ведущие в русских народных сарафанах, танцевальный ансамбль - девочки в ярких разных разноцветных однотонных юбках, девушки – посиделочницы с русскими платками на плечах.

Ход праздника

Вступительное слово учителя:

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать.

Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Выходит учащийся ведущий (девочка)

Батюшка Кузьма – Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

Выходят 2 ведущих учителя (2 хозяйки) в русских народных сарафанах.

Хозяйка 1: Тепло и уютно в нашем зале этим холодным ноябрьским днем. За окном гуляет одинoкий ветер, a мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиг­рать.

Хозяйка 2: Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и праде­душки. Все полевые работы закончены, пришла пора и отдох­нуть. A назывались эти вечера посиделками.

Выходят соведущие – чтецы (3 человека)

1-й чтец. На завалинках, в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2-й чтец. При лучине ли сидели

Иль пoд светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

3-й чтец. Добрым чаем угощались

C медом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались –

Без общенья жизни нет.

4-й чтец. А играли как? В горелки!

Их горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

1 -й чтец . Отдых-это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Хозяйка 1 : А что происходило на посиделках, как молодые парни и дев­чата проводили посиделки, мы постараемся разыграть сейчас и думаем, что вы не будете просто зрителями, а будете веселиться и играть вместе с нами.

Игра « Горелки» ведущий объясняет правила игры, от каждого класса приглашается в зал 6 участников. .

Хозяйка (учитель – ведущая 2): Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка (учитель – ведущая 1) Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят Девушки – посиделочницы

Хозяйка 2 :

Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,

И в гостях не стоим.

Хозяйка 1 усаживает гостей на лавку.

Хозяйка 2: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,

Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Хозяйка 1: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяйка 2: Скоро, скоро будут!

Хозяйка 1: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!

Сравняй меня позднюю с ранними!

Ученики 5 класса стучатся, входят с шумом, исполняют народную песню “Во кузнице”.

Хозяйка: А вот и гости долгожданные! Ух, как здорово у вас получается. Хорошо поете, а может ещё и пляшите?

Ученики 5 класса (хореографический ансамбль) исполняют танец “Кадриль”.

Хозяйка 1: Собралось к нам гостей со всех волостей.

Ну, что ж, доброе начало, как говорится,

Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:

Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

3-я гостья - посиделочница: Гостям то, известное дело, хватило места,

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка 1: В тесноте, да не в обиде!

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяйка 2

Праздник этот ремесла,

Домашнего очага,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья!

Хозяйка:

Как этот праздник наступает,

Весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором

Песни русские поет!

Дети исполняют песню «Ах вы сени мои сени»

Хозяйка 1: Вот и праздник на славу удался. Как в стародавние времена и в игры поиграли, и песни попели, и потанцевали.

Хозяйка 2: Вот настал момент прощаться,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: «До свиданья.

До счастливых новых встреч!»

Все : Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Номинация

Сценарий внеклассного мероприятия

для параллели 5-х классов

«Кузьминки – об осени поминки».

Подготовила и провела:

Учитель истории МБОУ СОШ№6

Бичурова Светлана Александровна.

Г.Камышин

2015 год

1-й ведущий - Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас. А собрались мы здесь на просто так, а ради праздника!

А какой же сегодня праздник, кто знает?

2-й ведущий – 14 ноября издавна на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма-Демьян – рукомесленники, курятники». По народному календарю святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители кузнецов и женщин – рукодельниц.

3-й ведущий - и самих угодников называли Божьими кузнецами. В народе они слыли бессребрениками, т.к. изготавливали плуги и раздавали их для обработки земли. Русские крестьяне кованую железную цепь ласково называют Кузьмою.

4-й ведущий Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. А еще варили кашу и лапшу. «Кузьма – Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, - приходите к нам кашу хлебать».

1-й ведущий - Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами». Недаром в народе говорят «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог», «Кузьминки – курьи именины», «На Кузьму-Демьяна – курицу на стол».
2-й ведущий - Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки. Считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

3-й ведущий - В некоторых местах существовал обычай: девушка в этот день считается хозяйкой дома, приготовляет для семьи кушанья и угощает всех. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (каждая приносила муку и другие продукты) и готовили угощения, принимали парней. В качестве почетного угощении подавали куриную лапшу.

4-й ведущий - В народе этот день называли просто Кузьминки. Да еще приговаривали: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».

1-й ведущий - Немало народных примет было связано с этим днем.

2-й ведущий - В этот день примечали, какой будет погода зимой.

3-й ведущий - Снежный день на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

4-й ведущий - Если на «Козьмодемьяна» лист остался на дереве, то на другой год будет мороз.

1-й ведущий - В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

«Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье»,

«Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать»,

«Демьян, окамени воды».

« Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.»

2-й ведущий - С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за пряжку и обращаются к святым, просят не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

3-й ведущий - Несмотря на то, что праздник Кузьминки назван в честь мужчин, считается он женским, девичьим.


4-й ведущий - О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: «Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».

1-й ведущий - На три дня девушки снимали помещение, устраивали складчину - «ссыпчину» для застолья, наряжались, ждали парней и пели, водили хороводы, разыгрывались игры.

(грозит) А, ну! Вот придет Кума, так добавит всем ума!

СЦЕНКА 2 кумы (кум дед Матвей, 2 кумы)

1кума

2 кума - Дома!

1кума - Что он делает теперь?

2кума - Лежит!

1кума

2 кума - Головка!

1кума - Сходи, Кума, в сенечки, дай ему ты семечки.

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома.

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Плечики!

1кума - Сходи, Кума, ты в магазин, дай ему ты вазелин.

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома.

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Животок!

1кума - Сходи, Кума, в погребок, дай ему ты репеек!

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома!

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Пяточки!

1кума - Возьми, Кума, мяточки, припарь ему пяточки!

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Нет его, сбежал!!!

1-я ведущая – После игры юноши и девушки соревнуются в произнесении на одном выдохе докучных сказок – произведений народного юмора, потешек, или, как их еще называли на Руси, скоморошки:


1 - Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол,

На колу мочало; не сказать ли сначала?

2 - Был себе человек Яшка, на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, На шее тряпка, на голове шапка – хороша ли моя сказка? Послушайте-ка сначала!

3 - Вокруг пальца ходит журавль да овца. Съели они стожок сенца – не сказать ли с конца?

4 - В одном болоте жила-была лягушка, по имени, по отчеству Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос….

6 - Федул! Чего губы надул?

Да кафтан прожег!

Зачинить можно?

Да иглы нет!

А велика дыра-то?

Да один ворот остался!

1-й ведущий -К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

И мы вам предлагаем принять участие в нашем празднике, побывать на посиделках, поиграть в весёлые игры, потешиться.

Слышится стук в дверь, появляются гости (две девушки).

Девочки: Можно, хозяйка?

Хозяйка: Входите, входите!

Девочки: Здравствуйте, хозяюшка! Пустите нас к себе на посиделки?

Хозяйка: Пущу, как не пустить, ведь Кузьминки – девичий праздник.

Девочки: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Да чем платить будете? Чай ваши посиделки мне не дешево обойдутся: и сор в избе, а огня и тепла сколько пойдет!

Девочки: А что надобно?

Хозяйка: Да совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороху три блюда, да меду туесок, да масла горшок, да денег пятачок!

девушки : (смеются): Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай знаем, все из дома принесли (дают хозяйке горшочки).

Хозяйка: Вот и ладно, вот и хорошо! Приходите.

Девушки убегают, хозяйка тоже уходит со сцены.

Стихотворение читают ведущие

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет

Как и нынче мы - общались

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Эх, горелки хороши!

Словом эти посиделки были праздником души.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.

Хозяин:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка : Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: ( хором ) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

3-я гостья: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Раздается стук в дверь, заходят еще гости.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем. Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Один из гостей предлагает поиграть в фанты. Каждый отдает ведущему какую-нибудь вещь: заколку, ленту, поясок. Все складывается в корзинку, перемешивается. Один из ведущих отворачивается. Другой ведущий достает один фант и спрашивает: «Что этому фанту делать?». Ведущий придумывает задание, которое должен выполнить хозяин фанта.

В это время один из гостей ходит между девушками, приглядывается к рукоделью.

Парень: (заигрывая) – Умница дорогая, пожалуйте веретенце,
посмотреть на ваше рукодельство.

Девушка: (сердясь ) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

Парень: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой) .

Хозяйка: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

(Проводит игру с залом на знание зимних женских работ. Правильно назвавшие работы получают жетоны. У кого больше жетонов, тому и приз).

Хозяйка: У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна
(присутствующих делит на две части зала) . Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

Хозяйка: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. (Обращается к зрителям)
Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, та и победит.

( Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Звучит песня. Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз).

1-Я: Ой, парни уж идут!

2-Я: И Кузька с ними!

3-Я: Выходите хлопцев встречать!

(К сцене идут парни с гармошкой).

Парни: Добрый день, молодки-лебедки!

Девушки:

Здравствуйте, коль не шутите,-
ребята-молодцы, веселые удальцы!

Парни:
– Девушки, вы девушки, где берете денежки?

Девушки:
– Летом ягодки берем,
С Кузьмы куделечку прядем.

(начинают петь частушки).

Моя прялка не пряде,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сяде,
Он, наверно, сердится.

Уж как наши-то ребята,

издали, что короли

Надеты белые рубахи,

с лакировкой сапоги.


Полотенце вышивала
Петухами, утками
Я миленка поджидала
Часами, минутками.

У моего миленка

плохая кобыленка:

Она стояла у горы,

ее заели комары.


Не стой, миленький, в порожке!
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку –
Для тебя местечко есть!

(Пропускают парней в хату, сажают на лавку).

Хозяйка: Проходите, гости желанные, полюбуйтесь работой невестушек Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару. Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.
Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку.
Кто как работает, тот так и ест.
Кузька работник известный, а кто его переест?

( Приглашает из каждой деревни по парню и проводит конкурс «Кашеедов».)

Хозяйка: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз) .
Поели, люди добрее? Аида, играть!

(Одна из девушек запевает песню, заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, останавливается.. Обнимаются, трижды целуются, кланяются друг другу, и избранный идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д.)

Один из парней: Наших зрителей я тоже приглашаю повеселиться, сыграем в петушиные бои.

Игра «Петушиный бой».

В очерченный круг выходят играющие. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из очерченного круга.

Хозяйка: Ноги, руки размяли, а про голову забыли?
Есть у меня загадки до того мудренные,
Кто загадки угадает, попадет в ученые.

«Отгадай загадку».

1. Всех наградила, все загубила. (Осень)

2. Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз)

3. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

4. Черна, мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (К аша)

5. Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (Яйцо)

6. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький . (Курица)

7. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (П етух)

8. По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо)

9. Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)

10. Само в кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)

11. В сенокосе – горька,а в мороз – сладка, что за ягода? (Рябина)

12. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина)

13. Низок, да колюч, сладок, да не пахуч. Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

14. Было зелёное платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это – платье надела синего цвета. (Слива)

15. Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)

16. В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт – на зубок он попадёт. (Орех)

17. Сижу на тереме, мала как мышь. Красна как кровь, вкусна как мёд. (Вишня)

Одна из девушек: (вбегает с Кузьмой на руках) Ой, ой, ой скорей сюда! А Кузенька-то замёрз и помер!

(Звучит плач по Кузьме)

1-я подружка : Уж куды, ты, милай, Кузенька собрался?

2-я подружка : Да так красно наряжался!

3-я подружка : Да так бело намывался!

Все: Да на какую дальнюю дороженьку отправился!

1-я подружка : Да на край мы Кузьму понесем

2-я подружка: Мы костер жаркий под Кузьмой зажжем

3-я подружка : Запылал наш милый Кузенька на краю села!

1-я подружка : Чтобы после снежной зимы к нам весна пришла.

Все: Чтоб урожай был хорош, приходи к нам Кузенька на будущий год.

1-я подружка : Как на праздник на Кузьминки вышла не свадьба, а поминки

Все: По лету красному по осени щедрой

Хозяйка: Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень. Я желаю вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться.

До свиданья, до следующих посиделок!

Приглашают всех участников праздника в столовую, отведать куриной лапши.

Воспитание духовно-нравственной личности в процессе комплексного освоения народной культуры посредством фольклорного праздника «Кузьминки»

Полторацкая Наталья Викторовна, преподаватель класса Музыкальный фольклор
Место работы: МАОУДО "Детская школа искусств №15", г. Кемерово
Пояснительная записка: Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.
Прививать детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и прежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Приобщение детей к народной культуре дает безграничные возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей, творческой реализации и развития личности ребенка.
Жизненная необходимость возвращения достижений народного искусства в наш быт, в праздники, в повседневную культуру общения, в наш духовным мир, в сферу этических и эстетических ценностей становится все более осознанной, а само это возвращение к национальной специфике – безотлагательным. Естественнее же и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше – тем органичнее.
Благодаря мудрости наших предков, через фольклор у ребенка формируется иное отношение к окружающему миру. Народная педагогическая практика выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, дети так же естественно включались в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью. Но поменялся быт, жизненный уклад – и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиции. В наши дни даже сельская молодежь относится к народной песне, игре, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Городские родители сегодняшних 5-6-леток сами были лишены всех ценностей народной культуры, ибо уже несколько поколений россиян от нее были отторгнуты.
Одним из путей преодоления этого разрыва, одним из способов восстановления преемственности стало целенаправленное изучение традиционной культуры. Таким образом, дети усваивают нравственные нормы, бытовую этику, духовные ценности, доброту, красоту и полезность того, что оставил нам в наследство наш народ. Через фольклор дети знакомятся с историей и художественно-эстетической спецификой различных видов народного творчества, с традициями их бытования, с их ролью и местом в традиционных народных календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах. Слово, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему.
Цель – воспитание духовно-нравственной личности детей в процессе комплексного освоения народной культуры, через народный календарный праздник.
Настоящая разработка предусматривает реализацию следующих воспитательно- образовательных задач :
Развитие познавательного интереса к традиционной культуре своего народа, в частности, к празднику «Кузьминки»;
Знакомство с малыми фольклорными жанрами – народные игры, прибаутки и др.;
Развитие творческих способностей детей посредством фольклора;
Формирование исполнительских, творческих навыков в области пения, движения, музицирования посредством музыкального фольклора;
Способствование накоплению словаря детей старинными народными словами.
Включая всю традиционную культуру в систему детского музыкального образования необходимо опираться на принципы фольклорного обучения и воспитания, которые вырастают из природы фольклора, его основных признаков - устности, импровизационности, коллективности, многовариантности, традиционности. Кроме того, возникает необходимость создания системы, соединяющей обучение с естественным бытованием фольклора, при условии «погружения» участников процесса в традиционную культуру, «проживания» ими осваиваемого материала. Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной педагогики. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. На занятиях класса «Музыкальный фольклор» в Детской школе искусств №15 дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические сведения, а также знакомятся с народными промыслами, особенностями крестьянского костюма, встречаются с народными исполнителями и мастерами
Это познавательные занятия, наблюдения, изучение и вовлечение в народные календарные праздники. Но в любом случае, необходимо создать особую атмосферу деятельности детей, в которой ребенок почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Вряд ли на первых порах работы с начинающими фольклористами над народными песнями, играми встанет задача достижения высокого профессионального уровня исполнения. Пусть дети станут более раскрепощенными, научатся слушать друг друга, полюбят занятия, которые станут необходимой частью их бытия. На начальном этапе это самое главное.
В практике обучения детей музыкальному фольклору общедидактические принципы
- доступность и системность;
- постепенность и последовательность;
- наглядность;
- индивидуальный подход в условиях коллективного творчества;
- природосообразность
иногда приобретают нетрадиционную трактовку, наполняясь практикой народной педагогики. Количество и разнообразие жанров народного исполнительства открывает перед педагогами и учащимися большой музыкальный мир, в котором через игру, танец, песню, обрядовое представление ученик приобретает основные навыки ансамблевого пения. Ключевая задача методики обучения заключается в том, чтобы найти простой и доступный способ, который преобразует сложные певческие действия в простые и ясные понятия, помогающие раскрыть содержание и глубину материала. Для целостного восприятия музыкального материала на занятиях по предмету «Фольклорный ансамбль» необходимо вводить хореографические перестроения (хороводы, бытовые народные танцы, дроби, пляски), драматическую игру (разыгрывание ролей, представление обрядовых сцен, праздников), духовые и шумовые народные инструменты (окарины, кугиклы, рубель, дрова, свирели и т.д.)
Уровень развития фольклорного коллектива зависит от уровня каждого учащегося. Каждый учебный коллектив должен иметь свое «творческое лицо» - репертуар, исполнительский стиль, сценический образ, которое целенаправленно должен формировать преподаватель, исходя из возможностей детей. Используя жанры музыкального фольклора, учитывая возраст, музыкальную подготовку, темперамент учащихся, преподаватель распределяет запевы в песнях, роли в хороводно-драматических играх, обрядовых сценах, что дает возможность проявить способности каждому ребенку.
И дети с большим удовольствием и интересом проявляют себя – а это определяет их физическое и духовное здоровье. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно – обрядовые праздники, которые всегда были связаны с игрой.
Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, исторический опыт народа. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали начало и завершение работ. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
“Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен” (А.Н. Зимина).
Народные праздники, как совместная деятельность педагогов и учащихся оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Настоящая разработка построена с учетом народных традиций осеннего праздника «Кузьминки», в основе которых фольклорный материал: песня, танец, игра, обрядовые сценки, народная музыка. Игровая основа, традиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, пляски внесли радость, духовную красоту, эмоциональный комфорт в жизнь наших детей. Они стали ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству и воспитания духовно-нравственной личности.
Необходимо также активно привлекать детей и родителей к практической деятельности по организации праздничного действа. Они сами могут смастерить обрядовую куклу Козьмы и Демиана и подготовить творческую выставку своих работ.
Я надеюсь, что представленная разработка поможет педагогам выбрать для себя нужный материал для подготовки и проведения занятий, праздников, учитывая интересы и индивидуальные особенности детей.
ХОД ПРАЗДНИКА:
До начала праздника звучат русские народные песни.
Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, вязаные коврики, прялка, муз. инструменты, кухонная утварь.В избе на лавке сидят отец и дочь. Отец играет на гармошке, дочь Маша сидит рядом. Мать хлопочет по хозяйству.

Маша: Зимний вечер тёмен, долог,
Насчитаю сорок ёлок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу
(задумывается, затем, как будто что-то вспоминает и обращается к отцу).
Батюшка, сыграй нашу любимую!
Отец: Марья, а позови-ка ты ребят к себе на посиделки, будут песни, будут пляски.
Мать: Нынче день особый – посиделки начинаются.
Маша: А и правда! Эй, подруженьки-подружки, веселушки-хохотушки,
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать.
Маша запевает песню «Аленький наш цветок». В процессе песни девочки-подружки выходят на сцену, в руках корзинки с рукоделием. Они подпевают Маше и заводят хоровод.
Девочки: Здравствуйте, тетушка Арина, дядя Матвей! Здравствуй, Машенька!
Мать: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать!
Проходите дружно в нашу светлицу: рукодельничать, хороводы водить, петь да веселиться.
Отец: Да праздник, стало быть, отметить!
Маша встречает подруг. Девочки рассаживаются на скамейках, достают из корзинок свое рукоделие и начинают работу: кто вышивает, кто клубок ниток сматывает, кто кудель прядет.
Девочки: Тетушка Акулина, а какой сегодня праздник?
Мать: Сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.
Маша: Матушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала.
Девочки: И почему в их честь праздник?
Мать: Ну, слушайте. Жили-были давным-давно два брата Козьма и Демиан. Мать воспитывала братьев в трудолюбии и послушании, и получили они от Бога способности к врачеванию. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили – даром давайте».
Отец: Козьма с Демианом большие работники были, они и кузнецы, и плотники. Парням помогают хлеб
молотить, девушкам – пряжу вить. Они охраняют наш дом от беды, от всякого лиха.
Девочки: У хозяюшки у нашей супрядка была гуртовая. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!
Мать: Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок.
Отец: Вот и посмотрим, какие вы мастерицы. Ведь с детства не научишься – всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать?
(Выходят три девочки).
Мать: Как песню мы начнём спевать,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как кончим мы петь да плясать,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно задание? Начнём соревнование!
ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»
Пока девочки сматывают клубочки, все исполняют песню «Мы девицы-мудреницы»

Мать: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?
(Мать определяет победительницу.)
Отец: Хорошо поработали, можно и подкрепиться
1 девочка: Чем же нас сегодня, тетушка Арина, потчевать будешь?
Мать: Кашей пшенной с молоком да куриною лапшой.
Ну-ка, Акулинка, пойди сюды! Лей из кувшина в кастрюлю воды!
А ты, Настенка, суй туда куренка!
А теперь на самое дно насыплем пшено!
Надо только не забыть хорошенько посолить.
Ну а ты, Матрешка, помешай скорее ложкой!
Ну вот, каша почти готова. Надо ее в печь поставить!

Печка-барыня, не вари кашу крутую–
Вари мягонькую, да разваристую!
Отец: Ну а пока каша готовится, не плохо бы и повеселиться.

Отец начинает играть на баяне веселый наигрыш. Девочки встают в круг. Раздается стук, Маша подбегает гостей встречать и входят мальчики. Один из них наряжен (Кузьма-Демьян)кузнецом, за кушаком молоток.
Девочки: Кузьма-Демьян! Кузьма-Демьян пришел! Встречаем тебя хорошенько, угостим на славу.
1-я девочка: Кузьма-Демьян молодец,
Кузьма-Демьян удалец
2-я девочка: Тебе мы песню поем.
Тебе мы честь отдаем.
3-я девочка: Станем мы тебя хвалить, не ругать,
Станем мы тебя хвалить, не бранить.
4-я девочка: Приведи нам зимушку морозную!
Приводи нам зимушку с заносами!
Мать: Проходи, честной народ,
Не пыли дорожки.
Добры молодцы пришли
Погулять немножко.
Мальчики: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
Отец: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
1 Мальчик: Хозяева, а вам работнички нужны?
Отец: А что вы умеете делать?
Кузьма: Мы мастера на все руки от скуки: хоть ковать, хоть петь да плясать!
2 Мальчик: Вам уменье наше в доме всегда пригодится. У меня папка мастеровой, научил меня во как работать. (показывает топор (нужно обязательно топор затупить!)

1 Мальчик: И у нас в кузнице не хуже (показывает молоток).
Исполняют песню «Посмотрите как у нас-то в мастерской» (молоток и топор используют в песне в качестве инструментов в шумовом оркестре).
Кузьма: Дома ли Марья, дома ли Дарья,
Дома ли душенька-Катюшенька?
Девочки: Мы – туточки!
2 мальчик: Здравствуйте, девушки! Здравствуйте, красавицы!
Девочки: И тебе не хворать!
3 мальчик: Что расселись по местам, как синички по кустам?
Соня: А что? Синичка – зимняя птичка, воробью сестричка!
Даша: Немного синичка ест и пьет, да весело живет! А ты зачем пожаловал?
Кузьма: Все село я обошел, краше вас я не нашел!
Исполняют песню «У нас по кругу»
Мать: Я вот всё смотрю и радуюсь: сколько у нас сегодня гостей!
Отец: А много гостей – много новостей!
Дети: А каких новостей?!
Отец: Да весёлых. Вот послушайте.
Дети подсаживаются к отцу, кто на лавку, кто на пол, кто стоя стоит. Отец спрашивает у ребят:
- Андрейка, детка, о чём плачешь?
- Об ворота ударился.
- Когда это случилось?
- Вчера.
- А что ж ты сегодня плачешь?
- Да вчера дома никого не было!

Где ты был, Иван?
- В горнице.
- Что делал?
- Петру помогал.
- А Пётр что делал?
- На печи лежал.

Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень
Дети смеются.
Мать: Ребята, а вы знаете, что Кузьминки – это курьи именинки! В этот день селяне ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кашу с курицей, а потом шли воровать кур у соседей.
Дети: Воровать?
Отец: В этот день соседи и не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Давайте-ка про курочек споем, чтобы они у нас водились и не болели.
Маша: (выбирает по считалке водящего)
Чтобы курочки водились,
На насеточку садились,
Ушастенькие, головастенькие!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Игра:«Куря вывела детей»
Кузьма: Понравилось мне у вас! Особенно девчата хороши!
Мать: Смотри, Кузьма, сколько красавиц, выбирай по душе.
Песня-игра «Сидит Дрема»
Мать: Ну, выбрал невесту?
Кузьма: (просыпается, хватает первую попавшуюся девочку)
Выбрал! Во какая! Самая красивая! Давай скорей свадьбу играть, пока она не убежала.
Отец: Ишь, какой быстрый! А невеста-то согласна?
Кузя: (не дает девочке сказать, перебивает) Согласна, согласна…
Мать: А! Ну, тогда давай за невесту выкуп!
Кузьма: Какой еще выкуп?
Отец: Какой полагается – злато-серебро!
Кузьма: Осень и Зима – мое злато-серебро! Осень всю землю покроет золотым листком, да серебряным снежком.
Мать: Да мала еще наша девка-то взамуж идти.
Отец: Приходи на будущую осень, годков через восемь. (хохочет и начинает играть частушечный наигрыш. Дети поют частушки)
1 ребенок: Эх, топни сапог, топни правенький,
Я плясать сейчас пойду, хоть и маленький!
2 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половицы лопнут?
3 ребенок: Эх, топни нога, не жалей сапога,
Вместе: Тятька новые сошьет или эти подошьет! (Запевают)
Вместе: Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Мальчики: Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
1 Девочка: Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Мальчики: Трень-брень дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!
2 Девочка: Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!
3 Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа -
Косолапы женихи.
4 девочка: Я не тятькина
Я не мамкина -
Я на улице росла,
Меня курица снесла
Вместе: Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
(Дети танцуют бытовой танец «Краковяк с хлопками», Кузьма после танца падает)
Дети: Ох, упал родимый…
Отец: Знать осени, конец!
Мать: Ох, разлюбезные мои гостюшки! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку! Пришли
Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.
Дети: Милый ты наш Кузюшка, мы тебя славили!
Мы тебя славили, в хоровод поставили!
Мы тебя встречали, тебя величали,
Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!
Мать: Кузьминки – встреча зимы.
Отец: Кузьминки – об осени поминки.
Дети: Приходи, зима, приходи
С морозами трескучими,
С вьюгами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, Колядой,
С Масленицей молодой!
Мать: Чем богаты, тем и рады.
Милости просим еще!
(Дети уходят и уводят за собой Кузьму. Мать, Отец и Маша садятся на лавку. Отец играет на балалайке наигрыш)
Отец: В речке щука да елец. Вот и сказочке конец!

Список литературы:
1.«Гусли звончатые». Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.;
2.«Наш веселый хоровод»: Музыкально-игровойматериал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. Сост. Мерзлякова С.И. Мерзлякова Т.П./ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.;
3.Науменко Г.М. фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
4.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.;
5.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;
6.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;

Ведущий:

Осень торопит, зима не ждет. Осень-пожируха со злюкой-зимой борется. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали. Пора и зимними делами заняться. Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Православная церковь празднует его 14 ноября. В народе много поговорок, связанных с этим днем: «Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье», «Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать», «Кузьма закует, а Михайло раскует». В старину примечали: «Если на Кузьму дороги развезет грязью – не жди мороза до самого декабря».

Еще в народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». Кузьма да Демьян – кузнецы, куют лед на земле и на воде. В народе их считают покровителями ремесел, главным образом, кузнечного искусства и, как ни странно, женского рукоделия. В народе рассказывают, что святые эти за работу денег не брали ни с кого, а просили, чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками».

В день, посвященный памяти этих святых – бессребреников варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать!» А отправляясь в церковь, берут с собой кур, т.к. батюшка Кузьма – Демьян – куриный бог. «Кузьминки – курьи именины». «На Кузьму – Демьяна – курицу на стол». Во время еды строго следят за тем, чтобы косточки не ломались, а то куры будут уродливые.

Кузьминки слыли на Руси еще и девичьим праздником. Девушка-невеста устраивала в этот день угощение для всех родных и знакомых, становилась как бы хозяйкой дома. В качестве почетного блюда подавалась обычно куриная лапша. На Кузьминки молодежь на три дня снимала помещение, устраивала посиделки в складчину. Веселье длилось до утра. Сегодня и мы с вами станем участниками Кузьминских посиделок.

Хозяйка ставит пироги, горшок с кашей, девочка Маша прибирается в избе, тетушка Татьяна помогает ей.

Хозяйка:

Маша:

И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Тетушка:

Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша:

А кто к нам в гости придет?

Тетушка:

Девицы-красавицы придут со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают…

Маша:

Это почему же, тетушка?

Тетушка:

Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша:

Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка:

Входят девушки

Девочки :

Можно, хозяюшка?

Хозяйка:

Девочка:

Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуйте, тетушка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка:

Девочка:

А на всю зиму пустите?

Хозяйка:

Девочка:

Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка:

Да надо мне совсем немного.

Да денег рубль и пятачок!

Девочка:

Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.

Хозяйка:

Девочки усаживаются на лавки. Запевают песню «Посеяли девки лен».

Посеяли девки лен,

Ладо, ладо, девки лен.

Посеяли, пололи,

Ладо, ладо, пололи.

Прополовши, убрали,

Прополовши, убрали,

Ладо, ладо, убрали.

Во кудельки ленок вязали,

Во кудельки ленок вязали,

Ладо, ладо, вязали.

На посиделки собирались,

На посиделки собирались,

Ладо, ладо, собирались,

За работу принимались.

За работу принимались,

Ладо, ладо, принимались.

Идут в гости ребяты,

Идут в гости ребяты,

Ладо, ладо, ребяты.

Они все примечают,

Они все примечают,

Ладо, ладо, примечают,

Помощницу в дом выбирают,

Помощницу в дом выбирают,

Ладо, ладо, выбирают.

Хозяйка:

Проводится русская народная игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один – в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто останется в центре, — проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – он выбывает из игры.

Хозяйка:

Девочки исполняют частушки.

На березе листок вянет,

Видно, летечко прошло,

В посиделочки мы ходим,

Видно, время подошло.

Что хотите, говорите

Про меня, про молоду,

Я веселы посиделочки

Без памяти люблю.

Ты играй, играй, гармошка,

А я песенку спою.

Я сама себя сегодня

И других развеселю!

Две кукушки куковали

В полюшке на камушке.

Мы с подружкою вдвоем

Кружимся с Иванушкой.

Пускай люди посудачат,

Скажут, что я модница,

Что ж, хотя и модница,

Зато и хороводница.

Я плясать-то не умею,

Только так побегаю,

Молодому мальчику уважение сделаю.

Мы давай с тобой попляшем,

Ничего, что маленький,

Давай спросим у народа,

Кто из нас удаленький!

Тетушка:

А вы знаете, что Кузьминки – это еще и куриный праздник? Нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину класса, изображая курочку. Остальные садятся на лавки и запевают песню «Курочка-рябушечка»

Курочка-рябушечка, куда пошла? – На речку!

Курочка-рябушечка, за чем пошла? – За водой!

Курочка-рябушечка, кому вода? – Цыпляткам!

Курочка-рябушечка, цыплятки чьи? – Мои!

Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Девочка:

Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

Все подбегают к Курочке и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их по классу под русскую народную мелодию.

Хозяйка:

Угощает их яблоками.

Проводится конкурс на лучшее исполнение песни, на лучшую поделку, рисунок.

Раздается стук в дверь. Входят кузнецы.

Первый кузнец:

Идут кузнецы из кузницы.

Второй кузнец:

Несут кузнецы два молота.

Первый кузнец:

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Второй кузнец:

Варите кутью.

Первый кузнец:

Поминать Кузьму.

Второй кузнец:

Хозяева, кузнецы нужны?

Хозяюшка:

А что вы умеете делать?

Кузнецы:

А вот что!

По мелодию русской народной песни «Во кузнице» кузнецы показывают, как выковывают гвозди.

Первый кузнец:

Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится.

Хозяюшка:

Кузнецы:

Мы бессребреники, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не берем.

Кузнецы присаживаются. Проводится русская народная игра «Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

Проводятся русские народные игры «Золотые ворота», «Пятнашки».

Хозяйка:

Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ».

По лугам бредут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце – в каждой борозде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хозяйка:

Хозяйка:

Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. Ходили они по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. А к мастеровым отношение особое было. Ведь в деревне все делается своими руками: и изба, и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входите, девицы, входите, красные!

Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

А сейчас проверим, какие вы проворные. Вставайте по 4 углам.

Запевайте, девочки! Весело поется – весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!

Вот какие молодцы, наши цыплятки! Угощайтесь!

А что вы умеете делать?

Ай, спасибо, работнички, уважили кузнецы умелые. Чем же вам заплатить?

Кузьма – Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Кто работы не боялся, тому и зима не страшна! Припасено вдоволь всего, и самые веселые праздники зимой бывают. Давайте проводим Кузьму – Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.

Вот и закончился наш праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ними и осень. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!