Курбан байрам что кушать. Курбан (жертвоприношение) — его правила, суннаты и адабы

Жертвоприношение (курбан) в день праздника Ид аль-Адха, а также в последующие три дня ат-ташрик является уаджибом (обязательным) по мазхабу имама Абу Ханифа и сунной (желательным), согласно школе имама Аш-Шафий.

Жертвоприношение в дни праздника является высоко награждаемым благодеянием, на которое особое внимание обращал наш Пророк, мир Ему. Передается следующее Его изречение:

ضَحُّوا وَطَيِّبُوا أَنْفُسَكُمْ فَإِنَّهُ مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَسْتَقْبِلُ بِذَبِيحَتِهِ الْقِبْلَةَ إِلَّا كَانَ دَمُهَا وَفَرْثُهَا وَصُوفُهَا حَسَنَاتٍ فِي مِيزَانِهِ يَوْمَ الْقِيَامَة

Это означает: «Совершайте курбан. И пусть каждый мусульманин стоит грудью и лицом в сторону Каабы, и тогда кровь, органы и шерсть этого животного будут в виде вознаграждения в Судный День в его (этого человека) пользу. И это нужно делать искренне от души».

А также известно, что Пророк Мухаммад , мир Ему, совершал жертвоприношение и резал два барана.

Из всех видов животных в жертву (курбан) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина.

Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца или баран — не моложе года; коза, бык или корова — старше двух лет; верблюд — достигший полных пяти лет. Мухаддис Джабир передал изречение Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, где сказано:

لَا تَذْبَحُوا إِلَّا مُسِنَّةً إِلَّا أَنْ تَعْسُرَ عَلَيْكُمْ فَاذْبَحُوا جَذَعَةً مِنَ الضَّأْنِ

Это означает: «Режьте, что старше по возрасту, а если трудно, то режьте годовалого барана».

Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов, которые бы плохо влияли на количество и качество мяса. Допускается наличие на животном клейма, или некоторые другие мелкие недостатки, не влияющие на качество мяса, например, надломан или оторван рог, порезано или проколото ухо.

Недостатки, из-за которых нельзя приносить животное в жертву: хромота, слепота, болезнь, которая заметна снаружи, сильная худоба, частично или полностью отрезанное ухо.

Желательно, чтобы животное было упитанным, большим и красивым.

Необходимо соблюдать сроки курбана. Этот период начинается 10-го числа месяца Зуль-Хиджа после того, как пройдет время достаточное для чтения двух ракятов и двух проповедей от начала времени Праздничного Намаза, и продолжается до захода солнца 13-го числа этого месяца.

Желательно мясо жертвенного животного поделить на три части: одну раздать бедным, вторую подарить кому хочется из мусульман: родным, соседям, друзьям, а третью — мусульманин оставляет себе.

Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины. Однако не является запрещенным оставить все мясо себе.

Кроме того, мясо можно передать достоверным мусульманам, занимающимся распределением жертвоприношений. Важно заметить, что мясом и шкурой курбана нельзя расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать ее, но можно давать тому, кто резал, как садака.

А также нельзя забывать о хорошем отношении к животному при совершении жертвоприношении. Необходимо делать курбан острым наточенным ножом, дабы не мучить животное. В том случае, если человек не умеет сам резать, то желательно поручить это сделать тому, кто имеет опыт и навыки совершения курбана.

Желательно направить свою жертву в сторону кыблы и произнести слова:

«باسم الله، الله أكبر» («Бисмилляh. Аллаhу Акбар»)

а также произнести:

«اللهم تقبّل مني» («Аллаhумма таккабаль минни» (О Аллаh, прими моё жертвоприношение)

Дорогие единоверцы, изучайте свою религию, и пусть ваши жертвоприношения будут приняты! Счастливых дней великого праздника!

Вам может понравится

    Общеизвестно среди мусульман, что Пост в месяц Рамадан — великое соблюдение и обязанность верующих. Аллаh Всевышний наделил этот месяц особым почетом. И определение начала месяца Рамадан является одним из важных религиозных ритуалов, на который необходимо обратить должное внимание.

    Начало лунного месяца по мусульманскому календарю определяется исключительно путем наблюдения за новолунием , поэтому знать заранее наступление месяца невозможно , а расчеты используются лишь ориентировочно для предварительной подготовки. Лунный месяц насчитывает 29 либо 30 дней.

    Методу определения начала месяца Рамадан учил сам Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, что и по сей день используется мусульманами во всем мире.

    Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:

    «صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»

    رَوَاهُ البُخَارِي وَمُسْلِم وَغَيْرُهُمَا

    Это означает: «Соблюдайте Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан 30-м днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шаууаль».

    О том, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца, наблюдая за новой луной: если на небе появилась молодая луна, это означает, что настал новый календарный месяц, а если не появилась, то следующий день будет 30-м днем текущего месяца. И, так как в лунном календаре нет 31-го числа, соответственно, 30-е будет обязательно последним числом месяца. Во всех лунных календарях, составленных на целый год, даты начала месяцев и мусульманских праздников указаны приблизительно. Не будет верным полагаться исключительно на календари.

    Со времен Пророка, мир Ему, и по сегодняшний день мусульмане следуют этому правилу, передавая друг другу знания. О том, как правильно определять начало и конец месяца, знает каждый, кто жил в мусульманских странах и видел традиции и обычаи мусульман. Например, то, как мусульмане собираются в открытых местах, где удобнее производить ночное наблюдение. После того, как мусульмане увидят новолуние, то стреляют из пушек или разводят на верхушке горы большой огонь, объявляя тем самым о начале благословенного месяца Рамадан или наступления праздника разговения.

    Эти прекрасные обычаи имеют глубокие корни, которые доходят аж до времен, когда жили сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему, распространившие знания по всей земле.

    Более того, об этом говорили ученые четырех мазhабов, которые подтвердили, что определение первого числа месяца Рамадан производится путем наблюдения за новолунием после захода солнца 29-го числа месяца Ша‘бан. И не берутся за основу, и не являются основанием для этого расчеты астрономов и звездочетов.

    Имам Ан-Науауий сказал в своей книге «Аль-Маджму‘»:

    وَمَنْ قَالَ بِحِسَابِ الْمَنَازِلِ فَقَوْلُهُ مَرْدُودٌ بِقَوْلِهِ صلى الله عليه وسلم فِي الصَّحِيحَيْنِ

    Это означает: «Тот, кто опирается на расчет в определении положения луны, то его расчеты отвергаются и не принимаются во внимание . Так как Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

    إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَحْسِبُ وَلاَ نَكْتُبُ، الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا، صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْفَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِين يَوْماً

    Это означает: «Мы такой народ, который не живет по подсчетам и расчетам, предположениям и догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (то есть 29 дней), и таким (то есть 30 дней). Начинайте соблюдать Пост, увидев новолуние (Рамадана), и завершайте соблюдение Поста, увидев новолуние (Шаууаля). А если небо было закрыто, то дополните месяц Ша‘бан 30-м днем».

    Данный Хадис передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

    Тот, кто увидел молодой месяц Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот же, кто не видел сам, но узнал об этом от достоверного мусульманина обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу-Даууд рассказывал, что сын ‘Умара (II Халифа), да благословит их Аллаh, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он видел молодой месяц Рамадан, после чего сам Пророк соблюдал Пост и приказал соблюдать его другим верующим.

    Если будет подтверждено начало Поста в какой-либо местности, то его обязаны соблюдать все жители данной местности, а также соседних с ней, расположенных в одном временном поясе (т.е. солнце на их территориях восходит и заходит в одно и то же время), согласно мазhабу имама Аш-Шафи‘ий. Согласно мазhабу имама Абу Ханифа, Пост обязаны соблюдать все верующие, находящиеся в любой точке земли, узнавшие о начале месяца Рамадан, независимо от расстояния. Согласно этому мнению жители востока обязаны соблюдать Пост Рамадана, даже если им сообщили о его начале жители запада, и наоборот.

    Аллаh предписал нам соблюдение Его Законов, переданных последнему Пророку Мухаммаду, мир Ему, после которого не будет никакого нового закона Божьего до Судного Дня. И эти Законы пригодны для всех веков, времен и эпох, они не устаревают до самого Конца Света. И мы с помощью Аллаhа будем стойко соблюдать учение последнего Пророка, мир Ему. Поэтому напоминаем, что недопустимо искажение Шари’ата и внесения каких-либо изменений в него, а тот, кто делает это под предлогом цивилизации и технологического прогресса, как будто говорит, что в Законах Бога есть недостаток и он пришел исправить его, или как будто кто-то после Пророка Мухаммада, мир Ему, получает Откровение, что в обоих случаях является абсурдом и в корне противоречит учению Ислама.
    Истинные последователи Пророка, мир Ему, знают, верят и признают, что Он правдив во всем, что возвести и что передал от Аллаhа, и не игнорируют то, чему Он учил. При этом мы должны знать, что Ислам не против всестороннего развития и научного прогресса, а лишь запрещает искажения Шари’ата.

    Поэтому, согласно вышесказанному, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца Шабан, наблюдая за новой луной. На сайте Центрального духовного управления мусульман Крыма — Таврического муфтията мусульманами было установлено наблюдение, что 1 день месяца Шабан (месяц предшествующий месяцу Рамадан) соответствует 6 апреля 2019 года, соответственно 29 числа месяца Шабан соответствует 4 мая 2019 года будет наблюдение за новолунием начала месяца Рамадан.

    Если мусульмане путем наблюдения вечером 4 мая 2019 года увидят молодой месяц значить 1 день месяца Рамадан 2019 года — 5 мая 2019 года, а если не увидят, то 5 мая 2019 года принято считать 30 днем месяца Шабан и соответственно тогда 6 мая 2019 года — 1 день месяца Рамадан 2018 года.

    Значит, 1й день месяца Рамадан (Ораза) 2019 года или 5 мая или 6 мая, и это зависит от наблюдения за новолунием. Чтобы знать точно о результатах наблюдения за началом месяца Рамадан 2019 года следите вечером 4 мая 2019 года за обновлением сайта Таврического муфтията , где будет объявлено согласно наблюдению когда начался месяц Рамадан 2019 года.

    Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

    “Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

    Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

    История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

    Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

    В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, означающее:

    “Ислам основывается на пяти Столпах:

    1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мух аммад — Его Пророк и Посланник
    2. Совершение пятикратного Намаза
    3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
    4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
    5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

    Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

    Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

    “Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

    Доказательства существования Бога

    Хвала Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую , Который сотворил нас обладающими разумом. Теологи Ислама говорили, что разум — это инструмент, помогающий отличить полезное от вредного, дающий нам возможность распознавать добро и зло, и несомненно, всё это на основе получаемых в соответствии с Шариатом знаний. Ведь именно опираясь на знания Шариата, мы можем судить, что есть благо для нас, а что вред. Воистину, Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний повелел нам использовать дарованный разум, поэтому не стоит пренебрегать этим благом, а следует использовать его с пользой для себя.

    Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, как он появился и устроен, человек способен прийти к осознанию того, что:

    — несомненно, существует Создатель, сотворивший весь этот мир,

    — и Создатель этого мира не похож на Свои создания.

    Мы убеждены без сомнения в том, что существование Вселенной — есть доказательство существования ее Создателя. Ведь наш разум не воспринимает существования действия без действующего, также как не может быть написанного без написавшего или строения без построившего. Тем более наш разум не может признать существование всего этого мира без его Создателя.

    Стоит лишь оглянуться вокруг, и перед нашим взором предстанут многочисленные создания нашего Господа. Все окружающие предметы, воздух, солнце, небо, облака, грандиозное пространство Вселенной, а также наши действия, мысли, чувства, и даже само время, — все это создания Аллаха. Есть большая польза в том, чтобы размышлять над тем, как удивителен окружающий мир. Как восхитительна смена дня и ночи, как движется луна, как прекрасен небесный свод и звезды, как поднимается солнце на восходе, садится на закате, как бушуют ветра… И несмотря на то, что мы восхищаемся устройством этой вселенной, гармонией чередующихся событий, красотой природы и множеством благ, которые можем получить, мы ни в коем случае не приписываем Божественность кому-либо или чему-либо из этих созданных.

    Некоторые люди ошибочно приписывают Божественность природе и ложно утверждают, будто бы природа создала что-либо, наделив бытием после небытия. На самом же деле, природа не имеет ни воли, ни выбора, ни знаний, соответственно, не может создавать и определять всякому сущему возможность его бытия или небытия. В русском языке, как известно, слово «природа» имеет два наиболее употребляемых значения. Одно из них это «окружающий нас мир», другое — «качества присущие объектам».

    Например, природой огня является сжигание, полыхание, жар, свет и т.д. Природой воды является текучесть, жидкое состояние. Природа льда-холод, твёрдость, хрупкость. И очевидно, что качества того или иного тела не существуют до появления самого тела, которому это качество присуще. Как например, холод и хрупкость льда существуют с момента появления льда, а без льда нет его хрупкости и прочих качеств, присущих ему. Природа существует с того момента, когда появляется то, чему она присуща. Природа огня существует с момента появления огня, также, как и природа воды существует с момента появления самой воды. Не может Создателем для появившегося быть то, чего когда-то вообще не было!

    Если же мы говорим о природе как об окружающей нас среде, то следует понимать, что она тоже имеет свои качества, и является частью от этого мира. А часть этого мира не способна быть создателем для всего мира. Очевидно, что природа не является Создателем вселенной.

    Подобно этому, отвергается здравым разумом и ложное убеждение о том, что этот мир будто бы создал сам себя. Ведь является абсурдом, чтобы что-то одновременно являлось бы и создателем, и созданным. Т.е. исходя из этого ложного суждения, вселенная должна была уже существовать, чтобы давать бытие чему-либо, но одновременно с этим не существовать, чтобы быть созданной и появившейся, а это противоречит здравому смыслу.

    Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Аллах был Вечно, и ничего не было кроме Него»,

    т.е. не было света, темноты, воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсийя, Аль-‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места, не было верха, низа и других направлений… Не было абсолютно ничего из созданных, а Аллах был Вечно без начала. И если бы Он не был Вечным без начала, то был бы созданным, а созданный не может быть Богом. Аллах существовал вечно до создания вселенной и не было такого понятия по отношению к Нему «во вселенной» или «вне вселенной». Воистину Аллах — Создатель образа, места, направлений, и Ему не присущи ни образ, ни местонахождение, ни направление.

    Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Господа невозможно охватить разумом». А также Ибн ‘Аббас, двоюродный брат Пророка, сказал означающее: «Размышляйте о созданиях Аллаха и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности». То есть знание об Аллахе не достигается путем воображений, представлений и иллюзий. В то время, как внимательное наблюдение и вдумчивое изучение созданных позволяет узнать о Могуществе и Величии их Создателя, сделать вывод о том, что Создатель превыше всех качеств, созданных и не похож на Свои создания.

    Чтобы знать об Аллахе и верить в Него, нельзя пытаться Его представлять, ведь воображаемое нуждается в том, Кто создал для него этот образ и вид. Создателем всего является Аллах, и Он не воображаем умом. Мысли, образы, размышления — все это является созданным. Все образы и воображения, возникающие в сердце человека, видел ли он их или нет, — созданы.

    Невозможно достичь в воображении Того, Кому не присущ образ, вид или облик. Как сказал Имам ‘Али означающее: «Тот, кто создал образ, Сам его не имеет». А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Бога не достигнуть в иллюзиях». Нам нужно следовать Шариату, а не иллюзиям, так как Шариат подтверждает, что Аллаха не постигают воображением, потому что Он не созданный и Ему не присущ образ.

    А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Нет ничего подобного Ему». А великий ученый, известный под именем Зун-Нун Аль-Мисрий, сказал означающее: «Что бы ты себе ни представил — Аллах на это не похож». Иными словами, Аллах не похож ни на что из того, что мы можем себе представить. Потому что все, что мы себе представляем, это созданное. Нам, созданным, когда-то не существующим, нужно признать нашу слабость в том, что невозможно постичь воображением Сущности Того, Кто не создан и не имеет начала Своего существования. И в следовании этому пути для человека есть спасение от попадания в ошибки, в которых «утонули» те, кто оставил разум и слепо последовал за воображением.

    Аллах повелел нам размышлять о Его творениях, для того, чтобы мы знали, что Создатель на них не похож. Также размышления о созданных необходимы по причине того, что усиливают веру в существование Аллаха, Его Всемогущество и Всезнание. Аллах даровал нам большие блага на этом свете. Воистину Аллах Всемогущий Создатель всего, и нет границ Его Всемогуществу. Воистину Аллах — не тело (не объект) и не качество тел, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему.

Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху.

Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные Им блага. Жертвоприношение стало ваджибом (обязательным) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Священного Корана, сунной Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (мир ему!). Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«Курбан - это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему!) (Абу Дауд). Виды обязательного (ваджиб) Курбана

Курбан Исмаила

Курбан Исмаила - это жертвоприношение, совершаемое во время праздника Курбан-байрам и являющееся обязательным для людей, владеющих имуществом в размере нисаба (т.е. для людей, для которых выплата закята - фард).

Назир Курбан

Это жертвоприношение, которое было обещано Аллаху. Слово «назир» означает «обещание», «обет». Этот Курбан является (фардом). Для того чтобы Назир Курбан был совершен правильно, необходимо выполнить следующие условия:

1. Животное для Назир Курбана должно относиться к одному из видов животных, предназначенных для ваджиб Курбанов.

2. Назир Курбан не должен совпадать с ваджиб Курбаном.

З. Назир Курбан не должен противоречить воле Всевышнего.

4. Назир Курбан не может быть сделан из чужого имущества, так как обещать можно лишь свое имущество.

5. Назир Курбан не должен превосходить возможности человека, не быть непосильным для него.

Мясо Назир Курбана не могут, есть ни принесший жертву, ни его семья (дети, внуки, отец, мать, дедушки и бабушки). Все мясо обязательно раздается бедным. Если хозяин съест хоть немного этого мяса, то он должен раздать садака (подаяние) бедным, равное стоимости съеденного мяса.

Курбан Благодарения (Хадий)

Этот Курбан является обязательным (ваджиб) для тех, кто совершает Хадж Киран и Хадж Таматту.

Курбан Искупления (Джаза Курбан)

Это ваджиб Курбан, который приносится за совершение некоторых недозволенных действий во время хаджа.

Виды дополнительного (нафиль) Курбан

Акыка Курбан

Курбан, совершаемый при рождении ребенка. Волосы на голове новорожденного называются «акика». В знак благодарности Всевышнему за его чудный подарок приносится жертва, которую называют «Акика». Курбан Акика - сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) принес в жертву барана за своего внука Хусейна.

Это жертвоприношение можно совершать от дня рождения ребенка и до его совершеннолетия. Но лучше сделать это на 7 - 14 или 25 день жизни ребенка. Наиболее благоприятным является 7-ой день. В тот же день состригаются волосы на головке ребенка, и раздается милостыня, равная весу волос ребенка, выраженному в серебре. Это (нафиль) Курбан то есть дополнительное благодеяние и заступничества. Например: Заступничество Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) в Судный день

Курбан тех, кто совершил Хадж Ифрад

Жертвоприношение не является ваджибом для тех, кто совершил Хадж Ифрад. По своему усмотрению, можно совершить дополнительный (нафиль) Курбан.

Курбаны, совершенные вне праздника

Шукур Курбан

Это Курбаны сделанные в любое время, по любому поводу как выражение благодарности Всевышнему Аллаху нафиль Курбан.

Доказательство необходимости Курбана.

«... совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар» 2 аят). Согласно общепризнанному мнению, слово «намаз» в этом аяте означает «праздничный намаз», а слово «закалывать» означает «Курбан» в праздничные дни.

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До него доходит лишь ваша богобоязненность... » (Сура «Аль-Хадж 37)

Ценность Курбана

В Коране говорится: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Апь-Каусар», 2)

Несомненно, ценность поступков (действий) измеряется намерением. Если Курбан принесен ради Всевышнего, то можно рассчитывать на вознаграждение. Например, Пророк Ибрахим (мир ему!) молился так:

«Я искренне обратил свой лик к Тому, кто сотворил небеса и землю, и я не принадлежу к многобожникам!» (Сура «Аль-Ан"ам», 79). В другом аяте говорится: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое поклонение, моя жизнь и моя смерть посвящены Ал лаху» (Сура «Аль-Ан"ам, 162-163)

Следовательно, каждый самостоятельный мусульманин должен очень серьезно относиться к Курбану. Только искренние верующие выполняют Курбан, суть которого - приблизиться к Всевышнему Аллаху. Можно добавить, что доказательство имана состоит в выполнении религиозных обязанностей.

Статус Курбана

Курбан является ваджибом.

Длякого Курбан обязятелен?

Для того чтобы Курбан стал обязательным, необходимо соблюдение следующих условий. Человек должен:

Быть мусульманином.

Быть дееспособным.

Быть совершеннолетним.

Быть свободным.

Быть мукимом, то есть не находиться в путешествии.

Обладать средствами для выплаты Закят

Условия Курбана

Условия Курбана - это при ношение в жертву одного из разрешенных животных. Не зарезав животное, передавать его или сумму денег, равную его стоимости, нуждающимся - не является совершением Курбана. Названные действия могут расцениваться как садака.

Нисаб Курбана

Нисаб - это количество (размер) имущества, обладание которым делает обязательным поклонение, связанное с имуществом.

Нисаб Курбана - это обладание имуществом, превышающим 20 мискалей (т.е. 80,18 г) золота (или это количество в денежном или вещевом выражении), за вычетом основных потребностей человека (в которые входят его жилье, необходимая домашняя утварь, ездовые животные, одежда, годовой расход на себя и на тех, кого он обязан обеспечивать) и его долгов. То есть, обладающий нисабом Курбана считается обеспеченным человеком, и ему Курбан обязателен. Он обязан ежегодно совершать жертвоприношение в дни Курбана.

Условия выполнения Курбана

Курбан совершается в определенное время

Время жертвоприношения - первый, второй и третий дни Курбан-байрама.

Приносить Курбан ночью - макрух (порицаемое), так как из-за темноты возможно допущение ошибок в обряде жертвоприношения. Передается, что Бера бин Азит (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил: «Первое, что мы должны совершить в это день - это прочитать намаз, а потом вернуться и принести наши курбаны». (Бухари,Муслим)

Жертвенное животное должно быть здоровым

Надо обращать особое внимание на состояние здоровья и отсутствие физических дефектов у животных, которые предназначены для Курбана. Мы можем разделить дефекты жертвенных животных на две группы: допустимые и недопустимые.

Допустимые недостатки

Слабое зрением, косоглазие;

Хромота на одну ногу при способности передвигаться на остальных ногах;

Врожденное отсутствие рогов или их части;

Продырявленные, клейменые или купированные концы ушей;

Отсутствие нескольких зубов;

Удаление незначительной части хвоста или уха;

Врожденное укорочение ушей;

Животное кастрировано перекручиванием яичек.

Но наилучший вариант - это принести в жертву животное, у которого отсутствуют подобные недостатки.

Недопустимые недостатки

Слепота на один или оба глаза;

Хромота, не позволяющая животному самостоятельно дойти до места забоя;

Оба или одно ухо отрезано полностью до основания;

Отсутствует большинство зубов;

Сломаны рога или один рог до основания;

Хвост купирован до половины и более;

Отсутствие (отпадение) сосков на вымени;

Крайнее истощение и слабость животного;

Врожденное отсутствие уха или хвоста;

Буйность, препятствующая присоединению к стаду;

Животное, питающееся нечистотами.

С точки зрения шариата, совершенно очевидно, что животные с такими характеристиками не должны приноситься в жертву. Курбан также не полагается из животных, имеющих большое количество допустимых недостатков.

Какие животные входят в категорию Курбана?

Курбан может быть из трех видов животных:

1. Овцы и козы;

2. Коровы, быки и буйволы;

З. Верблюды.

Из остальных животных курбан невозможен. Из названных трех видов животных можно приносить в жертву и самцов, и самок. Предпочтительным считается приношение в жертву барана и козла. Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот - двухлетнего, а верблюды - пятилетнего. Но если ягненок в шестимесячном возрасте наберет вес годовалого, то разрешается его жертвоприношение. А крупнорогатый скот и верблюд могут быть принесены в жертву как одним человеком, так и от имени семи человек одновременно. Примечание: компаньоны должны объединиться с намерением принести жертву ради Аллаха. Если кто-то из них ставит целью лишь купить мясо, то ни у одного из них Курбан не будет действительным.

Как совершается обряд жертвоприношения?

В нашей религии жертвенное животное забивается следующим образом:

1. Животное доставляется до места жертвоприношения без насилия.

2. Животное, не мучая, укладывают на левый бок, головой в сторону Кыблы.

3. Три ноги связываются (мелкого рогатого скота), а правая задняя оставляется свободной, а затем совершается намерение (ният) Всевышнему от имени просящегося.

4. Присутствующие люди вместе вслух произносят Такбир: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляллаху валлаху Акбар, Аллаху Акбар ва лилляхиль хамд» - повторяется 3 раза.

5. После этого читаются части аятов из суры Аль-Ан"ам (162 -163), как ду"а Курбана:

«А"узу билляхи мина-шшайтани-рраджим. Бисми-лляхи-ррахмани-ррахим. Куль инна салати ва нусуки ва махъяйа ва мамати лилляхи Раббиль "алямин. Ля шарика ляху … ,»

«Скажи: "Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть - во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров, наряду с которым нет [иного] божества»

6. После этой ду"а, произносится «Бисмилляхи Аллаху Акбар» и перерезают ножом горло животного.

После этого совершается ду"а прося у Аллаха милости и милосердия исполнения желаемого на земле и на небесах в другой жизни.

Дополнительно можно совершить (нафиль) после жертвоприношения 2-х ракаатный намаз, прося у Всевышнего исполнения желаемого. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) в связи с этим сообщает радостную весть: «Каждый, кто приносит жертву, после того, как выпустит нож из рук, пусть прочтет 2-х ракаатный намаз. Кто прочитает этот 2-х ракаатный намаз, тому Аллах даст то, что он пожелает».

Как распределяется (раздается) Курбан?

Мясо Курбана

Желательно (мустахаб) разделить его на три части:

Одна часть раздается соседям и родным.

Вторая часть отдается бедным и нищим.

Третья часть оставляется своей семье.

Таким образом, мясо Курбана должным образом находит свое место. Потому что Всевышний Аллах велит: « ... Ешьте от них (жертвенных животных), и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Сура «Аль-Хадж», 36), «Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (Сура «Аль-Хадж», 28).

Запрещенные для еды части дозволенных животных

Существует 7 частей (органов) из разрешенных животных, которые употреблять в пищу харам (запрещено):

1. Выпущенная кровь животных;

2. Половой орган самца;

З. Половые органы самки;

4. Желчный пузырь;

5. Загустевшая в мясе кровь;

6. Мочевой пузырь;

7. Яички самцов.

(последнее, по некоторым мнениям, макрух).

Мудрость Курбана

1. Способствует приближению к Всевышнему и достижению его Довольства.

2. Аллах не нуждается в Курбане, как и в других видах поклонения, но Всевышний велением жертвоприношения испытывает своих рабов, измеряет степень близости к себе.

З. А также курбан способствует напоминанию о том, что Исмаил (мир ему!) был спасен от приношения в жертву.

4. Ежегодное приношение в жертву тысячи животных - это символическое выражение готовности жертвовать всем своим имуществом ради поклонения и подчинения велениям Всевышнего.

5. Канон жертвоприношения в Исламе является также большим уделом и милостью для бедных и неимущих

Польза Курбана

1. Истинно Курбан сделан обязательным, чтобы отдать дань благодарности за годовое мирское благо, и, тем самым, отдается обязательный долг Всевышнему.

2. Прегрешения отпускаются, и зарабатывается саваб.

З. Курбан станет для хозяина в Судный день опорой, который проведет его через мост Сырат и будет причиной его спасения.

4. Помощь бедным и нуждающимся и способствует удовлетворению их скромных нужд.

Курбаны, не употребляемые самим хозяином, обязательные для раздачи.

Есть некоторые курбаны, которые не могут употреблять забившие их люди и их родственники. Так как это мясо надо полностью раздать бедным. Это ниже-перечисленные курбаны:

а) Назир (обещанный) курбан;

б) Курбан, завещанный человеком при жизни, и который наследники принесли в жертву после его смерти из одной трети части его имущества.

в) Курбан, не забитый по какой-либо причине в праздничные дни, который обязательно надо отдать как садака.

Приносится ли жертва для умершего?

Можно сделать Курбан с намерением передать саваб (вознаграждение) за него умершему родственнику или любимому человеку.

Такбиры Ташрик

Праздник Курбан начинается 10-го числа месяца 3уль-Хиджа по лунному календарю и продолжается 4 дня. К четырем праздничным дням прибавляется день "Арафа (9-ый день месяца 3уль-Хиджа). Эти 5 дней называются «Аййам Ташрик» (Дни Ташрика). В эти дни после фард намазов произносятся такбиры. Эти такбиры называются еще «Такбиры Ташрика».

Такбиры Ташрика начинают произносить с утреннего намаза в день "Ара фа и заканчивают предвечерним намазом в 4-ый день праздника - 2З-им по счету. Эти такбиры ваджиб и провозглашаются громко.

Слова Такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллаху уаллаху Акбар, Аллаху Акбар Ва лилляхиль хамд».

Действия, которые чтимо (мустахаб) совершать в праздничную ночь и дни

1. Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду"а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются.

2. В праздничное утро встать пораньше, принять омовение.

З. Надеть чистую или новую одежду.

4. Использовать хорошие благовония.

5. Если это, возможно, идти на намаз пешком.

6. Улыбаться и быть радостным.

7. Раздавать больше садака бедным и нищим.

8. По дороге на праздничный намаз произносить такбиры.

9. Если человек собирается совершить Курбан, то желательно воздерживаться от пищи, пока он не сможет попробовать мясо своего Курбана.

10. Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!)

11. Быть щедрым по отношению к своей семье.

День праздника и его намаз

Праздник стал обязательным во 2-ом году хиджры. Во времена переселения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) в Медину, у жителей Медины было два праздничных дня. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил: «Что это за дни?» Мединцы ответили: «Мы танцуем и веселимся в эти дни еще со времен джахилии (невежества)». На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Взамен этих дней Всевышний Аллах Вам дал два лучших дня: "Ид-уль-фитр (завершения поста Рамадан) и "Ид-уль-Адха (Курбан-байрам)». (Абу Дауд).

В Коране сказано: «Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар» 2). По наиболее авторитетному толкованию, слово «намаз» - это намаз Курбан-байрама. Достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сам лично проводил праздничные намазы.

По мазхабу имама Абу Ханифы , намаз Курбан - байрама - ваджиб.

Как совершается праздничный намаз?

Обязательный праздничный коллективный (с джамаатом) намаз состоит из 2-х ракаатов. В первом ракаате читается «субханака», после чего имам произносит вслух, а джамаат - про себя, такбир - «Аллаху Акбар» три раза. В-первых двух такбирах руки подни­мают и опускают вдоль туловища. После третьего такбира руки, не опуская, складывают. Имам читает Аль-Фатиху, аяты (или суру) из Корана. Потом совершают руку" и сажда. Поднимаются на второй ракаат. Имам читает Аль-Фатиху и аяты (или суру) из Корана. Потом, как и в первом ракаате, делается три такбира. Во всех трех такбирах руки поднимаются и опускаются вдоль туловища. С четвертым такбиром совершается руку", а затем сажда. Затем, сидя читаются ат-Тахийат, Аллахуммасалли, Аллахуммабарик, Раббана, затем дается салям. После этого имам всходит на минбар и читает хутбу. Делается ду"а, и намаз завершается.

Праздничные намазы относятся к важным коллективным намазам, как и пятничные.

Хутба читается после намаза, так как является сунной, а в пятничном намазе хутба является условием пятничного намаза и читается до него.

Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в мусульманском вероучении. И хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в исламе заключается в том, что оно совершается с именем Аллаха и ради Него.

Жертвоприношение – это способ забивания жертвенного скота, совершаемого с соблюдением особых условий:

1) Намерение (ният) – перед совершением жертвоприношения верующий должен обладать соответствующим , подтверждающим тот факт, что сердцем и душой он закалывает жертву исключительно ради Аллаха, а не ради мяса, показухи или по иным причинам.

2) Определённый вид животного – в качестве жертвенного может служить исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – до 7 человек. В ситуации, когда у человека есть семья, то его жертвоприношение будет засчитано за всех её членов, то есть за каждого члена семьи, какой большой бы она ни была, совершать курбан не обязательно.

3) Возраст животного – требуется, чтобы закалываемая скотина достигла определённого возраста (иногда размера). Для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров или буйволов – два года, а овец, баранов и коз – один год. При этом ряд богословов утверждает, что в исключительных случаях дозволено забивать для жертвоприношения мелкий рогатый скот в возрасте от полугода, если он выглядит как годовалый.

4) У животного не должно быть следующих недостатков:

Отсутствие зрения хотя бы на один глаз;

Невозможность самостоятельного передвижения;

Хромота;

Отсутствие хотя бы одного уха;

Наличие ярко выраженного заболевания;

Излишняя худоба;

Отсутствие хотя бы одного рога (при условии, если это не естественно);

Отсутствие хвоста;

Отсутствие большинства зубов;

Отсутствие хотя бы одного соска на вымени (при условии, если это не естественно).

Если же верующий купил здоровую скотину с намерением принести её в жертву, но в дальнейшем у животного появился один из вышеперечисленных недостатков, то в такой ситуации человек может совершить это жертвоприношение (но и то при условии, что данный недостаток у животного появился не по вине человека).

5) Проявление милосердия по отношению к жертве – верующий не должен проявлять к ней никакой агрессии. Животное необходимо вести к месту забоя мягко, не демонстрируя нож. В случае, когда в одном месте производится забивание нескольких жертвенных животных, то лучше закалывать всех их по отдельности, чтобы другие жертвы не могли наблюдать за этим.

6) Закалывать скотину по направлению к кибле – совершая жертвоприношение, животное следует положить на левый бок, направив голову в сторону Каабы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). При этом у мелкого рогатого скота связываются три ноги, кроме задней правой.

7) Совершение жертвоприношения своими руками – по возможности, мусульманин должен произвести этот обряд сам.

8) Совершение жертвоприношение с именем Аллаха – перед закалыванием верующему следует произнести имя Господа («Бисмилляхи Аллаху акбар»).

Виды жертвоприношения

1. Удхия (Курбан)

Самым значимым в религии Аллаха является жертвоприношение, совершаемое в дни празднования Ид аль-Адха (Курбан-байрама). Корни этого религиозного обряда были заложены ещё во времена Пророка Ибрахима (а.с.), когда Господь ниспослал тяжелейшее испытание, а именно приказал ему принести в жертву своего старшего сына – Пророка Исмаила (а.с.). После того, как Ибрахим (а.с.) с достоинством прошёл данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу заколоть вместо сына барана.

Жертвование животных в Курбан-байрам входит в число наиболее важных видов поклонения Аллаху. В Своей Книге Он призывает нас:

«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)

Тем не менее, в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения курбана. Одни относят данный обряд к категории ваджиб (необходимые действия) и приводят в виде довода вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят к категории желательных действий (суннат). Сторонники такой позиции опираются на хадис Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Пусть тот, кто желает совершить курбан, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (приводится Муслимом). Эта часть мусульманских богословов опирается на слова «кто желает совершить жертвоприношение…», что указывает нам на желательность данного обряда.

2. Акыка (Акика)

Ещё одним видом жертвоприношения является акика (акыка) – принесение в жертву животного в знак благодарности Всевышнему за рождение ребёнка. В случае появления на свет мальчика верующему следует принести в жертву двух баранов, а в случае девочки – одного. Желательно данный обряд совершить на седьмой день после рождения малыша.

3. Жертвоприношение за умершего

Далеко не все богословы считали дозволенным данный обряд. Его сторонники аргументируют свою позицию хадисом, гласящим, что Пророк (с.г.в.) совершал жертвоприношение за всю свою умму, включая и усопших. Противники же заявляют, что подобный обряд мог совершить лишь сам Мухаммад (с.г.в.), а простой верующий не вправе жертвовать животных за всех мусульман.

4. Жертвоприношение как обет

В исламе дозволяется приносить животных в жертву и в качестве простой благодарности Создателю за дарованные им блага, а также при соблюдении какого-либо условия. Например, мусульманин может пообещать, что если произойдет что-то позитивное для него, он совершит жертвоприношение в благодарность Господу миров.

Как распорядиться мясом курбан?

После закалывания скотины верующему следует разделить всю тушу на три равные части: одну оставить себе, вторую раздать нуждающимся в качестве милостыни, а третью использовать для приготовления . Допускается направить в качестве садака две части из трёх или даже всё мясо целиком. Кровь, внутренности, шкура и кости забитой скотины не должны достаться диким животным (как правило, их закапывают, а шкуру используют в быту либо сдают скупщику, при этом вырученные деньги так же жертвуются в пользу обездоленных).

Достоинства жертвоприношения

Во-первых, каждое забитое ради довольства Всевышнего животное становится заступником верующего в День воздаяния. «В день жертвоприношения ни одно из деяний человека не будет иметь перед Аллахом большего воздаяния, чем его жертвоприношение. Животное, принесенное в жертву, в Судный день явится вместе со своими рогами, мясом и шерстью, и за всё это его владельцу достанется воздаяние» (хадис от ат-Тирмизи и Ибн Маджи).

Во-вторых, жертвоприношение способствует очищению от грехов. В одном из хадисов говорится: «Вам записывается вознаграждение за каждый волос жертвенного животного» (Ибн Маджа).

Праздник жертвоприношения посвящен окончанию хаджа – паломничества в Мекку

1 сентября 2017 года мусульмане отметят один из главных исламских праздников Курбан-байрам (арабское название – Ид аль-Адха) или праздник жертвоприношения, посвященный окончанию хаджа – паломничества в Мекку.

Ежегодно праздник Курбан Байрам отмечается на семидесятый день после праздника Ураза-Байрам, то есть на десятый день исламского месяца зуль-хиджа. Таким образом в 2017 году этот праздник выпадает на 1 сентября.

Праздник жертвоприношения восходит к истории испытания пророка Ибрахима жертвоприношением в честь Аллаха. Как рассказывается в Коране, к Ибрахиму явился Джабаил, ангел, и передал от Аллаха повеление принести в жертву сына (первое слово Аллаха). Будучи набожным, Ибрахим покорился повелению Всевышнего и стал готовиться к приношению в жертву своего сын Исмаила. Исмаил, узнав о своей участи, также не стал противиться, поскольку был послушен и отцу, и Богу. Однако в последний момент, когда жертвенный кинжал уже был занесен, Аллах сделал так, что сын Ибрахима не был заколот. Впоследствии вместо него на заклание был отправлен баран. Ибрахим же был благословлен, поскольку вера его прошла испытание.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется.

В этот праздник мусульмане совершают омовение и наряжаются в праздничные одежды, особенно важно, чтобы наряды были светлых тонов. Поэтому не нужно одевать темные вещи.

По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

В этот мусульманский праздник считается обязательным принести в жертву Аллаху молодого барашка, корову или верблюда возрастом до года, без внешних недостатков и не имеющих потомства. Жертву разделяют на три части: первую хозяин дома оставляет себе, вторую жертвует общине, а третью раздает беднякам на улице. Если после пиршества часть жертвенного животного не было съедена, то уже на следующий день употреблять ее в пищу нельзя. Шкуры убитых животных отдаются храму.

Напомним, что в мусульманских странах Курбан-байрам является праздничным днем, а в некоторых странах Курбан-байрам празднуют три дня.

Приближается один из главных праздников мусульман – Курбан-байрам. В преддверии этого священного праздника, мы публикуем часто задаваемые вопросы и ответы на них, исходя из опыта прошлых лет .

Вопрос: Приближается мусульманский праздник Курбан-байрам. Что означает курбан?
Ответ: Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это слово означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

Вопрос: Я слышал о посте перед Курбан-байрамом, расскажите о нем.
Ответ: Первая декада (10 дней) месяца Зульхиджа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост, соблюдать который желательно в преддверии Курбан-байрама. Особенно важно держать пост в день Арафат, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (в этом году – 31 августа, четверг).
В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пост, соблюдаемый в день Арафат, служит искуплением грехов прошлого и будущего года».

Вопрос: Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего: «Соверши молитву Господу твоему и принеси в жертву животное» (Аль Бакара, 108:2). А также хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».

Вопрос: Кто обязан совершать жертвоприношение?
Ответ: Для того, чтобы совершение жертвоприношения было обязательным, человек должен:

— быть мусульманином;
— быть дееспособным;
— быть совершеннолетним;
— быть свободным;
— быть мукимом, то есть не находиться в путешествии;
— обладать минимальным достатком (имуществом), с которого необходимо выплачивать закят (нисабом, который равен стоимости 85 г. золота).

Вопрос: Каких животных разрешается приносить в жертву, а каких нет?
Ответ: К жертвенным животным относятся:

  1. Овцы и козы;
    2. Коровы, быки и буйволы;
    3. Верблюды.
    Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот — двухлетнего, а верблюды — пятилетнего. Животные моложе предписанного возраста для курбана не подходят. Если возраст овцы (барана) более 6 месяцев, но менее года, а внешне животное выглядит как годовалое, то его разрешается брать для курбана.

    Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

  2. слепота на один или оба глаза;
    2. слабость и истощение;
    3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (половины и более);
    4. сломанный рог от основания (однако животное, родившееся без рогов, или чьи рога отломаны не с основания, подходит для курбана);
    5. сильная хромота, невозможность самостоятельно передвигаться (но если животное может дойти до места забоя, прихрамывая на четвертую ногу, его можно использовать для курбана);
    6. явная болезнь.

Если животное получит увечье во время забоя: например, сломает ногу, будет порезано ухо и т. д., – курбан будет действительным. Если животное купили здоровым, в прекрасном состоянии, и уже после этого оно стало не подходящим для совершения курбана, то разрешается принести это животное в жертву в качестве курбана.

Вопрос: Я приобрел барана на Курбан-байрам, но оказалось, что он кастрирован. Могу ли я его принести в жертву?
Ответ: Кастрированное животное принести в жертву можно. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Вопрос: Можно ли совершить обряд жертвоприношения в последующие дни после первого дня праздника?
Ответ: Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким-либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до захода солнца.

Вопрос: Могут ли несколько человек совершить жертвоприношение вместе?
Ответ: Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. А вот жертвоприношение одного крупнорогатого скота может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение. Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Корова приносится в жертву за семерых, а баран – за одного» (Абу Дауд, ан-Насаи).

Вопрос: Как нужно совершать жертвоприношение?
Ответ: Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это макрух. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, тщательно заточите свой ножи и закалывайте животное, не мучая его». (Муслим).

Жертвенное животное кладут на бок, поворачивают его голову в сторону кыблы, и произносят следующий аят, как дуа (это действие является желательным, но не обязательным):


«Инна саляти уа нусуки уа махйая уа мамати лилляхи Рабби-л-аламин ля шарика лях»

(Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей»).

После этого произносим: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после его полного умерщвления.

Вопрос: Нужно ли приглашать имама (муллу), чтобы он прочитал суру перед закалыванием животного?
Ответ: Присутствие имама (муллы) при закалывании животного не требуется. Необязательно также читать суры и молитвы. Главное, при закалывании произнести: «Бисмиллях. Аллаху Акбар!» .

Вопрос: Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Ответ: Отдавать в качестве милостыни стоимость животного и не делать жертвоприношение — нельзя. Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху. Сегодня, совершая жертвоприношение, мы делаем это как знак памяти о том, какую великую жертву готов был принести Пророк Ибрахим, мир ему. Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу, мир ему. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути Пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс.

Вопрос: Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?
Ответ: Желательно сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии совершить обряд закалывания, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда. «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, когда совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму, попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови, капнувшей с жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи». (Ибн Хиббан).

Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени совершили обряд жертвоприношения.

Вопрос: На улице или около мечетей и храмов часто просят милостыню неимущие. Стоит ли давать им милостыню?

Ответ: Попрошайничество в Исламе запрещено (харам). Способствовать распространению этой общественной болезни также запретно. Есть хадисы, в которых попрошайничество причисляется к развратным и греховным деяниям. Помогать нужно родственникам и близким людям, а также тем, о бедности или проблемах, осложнениях и тяготах которых вы хорошо знаете, и не десятью рублями, а тем, что на самом деле может быть действенной помощью. Начните с родных и знакомых, так как в любом благом деле нужно начинать именно с них.

Вопрос: Что нужно делать с мясом? Необходимо ли его раздать полностью?
Ответ: Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть нужно оставить себе на нужды семьи, вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако можно раздать и полностью.

Вопрос: Как поступать со шкурой животного?
Ответ: Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака нуждающимся.

Вопрос: Как надо проводить Курбан-байрам?
Ответ: В Курбан-байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.