Кто быстрее взрослеет мальчик или девочка. Кто развивается быстрее мальчик или девочка

Пришлось заново изучить биологическую сторону вопроса подробнее, так как что-то подзабылось. В общем, с точки зрения биологии девочки действительно "взрослеют" быстрее, чем мальчики, но проявляется это только в половом созревании. Пубертат у девочек начинается в среднем в 12 лет и завершается к 17 годам, а у мальчиков этот процесс в среднем занимает период с 13 до 18 лет. Не могу точно сказать, чем именно это вызвано, но, предполагаю, что природа таким образом хотела увеличить время, в которое женщина может дать потомство.

Если же мы говорим о взрослении, то есть психологическом развитии личности, которое хоть и сопряжено с физиологическим развитием, но в большей степени все же социально. По ссылке внизу есть хорошая статья на википедии по этой теме.

Если мы говорим о том, что взросление - это процесс прежде всего социальный, то мы непременно приходим к тому, что он главным образом культурно детерминирован и зависит от тех социальных условий, в которых растет и развивается человек. У Эльконина Д.Б. есть замечательная книга "Психология игры", в которой он описывает взросление ребенка в северных племенах. Одной из ключевых особенностей описываемой культуры является простота. Мужчины занимаются рыболовством, а женщины "хранением очага". Так вот, в таком обществе ребенок становится взрослым уже в 8-10 лет, когда может самостоятельно ловить рыбу или следить за домом. То есть становится полноценным членом племени.

Быть взрослым в нашем социальном мире это готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности. Проще говоря, автономия, самообеспечение и целостность.

Если исходя из всего вышесказанного посмотреть на наше общество (под нашим я понимаю в данном случае большую часть развитого мира, от США до Германии), то и у тут ведущая деятельность женщин, которая задается как культурная норма, несколько проще в освоении, нежели деятельность мужчин. В том смысле, что среднестатистической девушке легче достичь рождения ребенка, нежели среднестатистическому мужчине найти работу с высокооплачиваемой зарплатой, которая сможет обеспечить всю семью. Поэтому женщины и взрослеют раньше, ведь они быстрее достигают зрелости с точки зрения требований соответствия социальной роли, которая дана им обществом.

Однако если посмотреть на тенденции последних лет, которые главным образом связаны с размытием границ между социальными ролями (и даже гендерами) мужчин и женщин. Мужчины начинают следить за домом, а женщины заниматься карьерой, всё это успешно совмещается. В результате вскрывается условность деления по половому признаку, ставятся под вопрос результаты многих исследований, и, в том числе, устоявшееся мнение, что женщины взрослеют раньше.

В общем, нет, девочки не взрослеют быстрее, это миф.

Многие родители обращают внимание на то, что их девочки развиваются быстрее, чем мальчики того же возраста. Некоторые родители настораживаются, но это явление нормальное до определенного момента. Давайте разберемся, почему так происходит?

Мозг у девочек взрослеет быстрее, чем у мальчиков, считают специалисты университета Ньюкасла в Великобритании. Как пишет The Daily Mail , специалисты связывают этот факт с разницей в развитии мальчиков и девочек в подростковом возрасте. В исследовании, которое проводил университет, приняли участие 121 человек в возрасте от 4 до 40 лет. В ходе него было получено большое количество четких снимков мозга.

Как выяснилось, некоторые части человеческого мозга по мере взросления уменьшались, а ненужные связи между клетками убирались. Это отражение того, как в нормальном режиме протекает процесс обучения, заявляют специалисты. Такая «чистка» у девочек начинается примерно в возрасте 10 лет. В то же время эти процессы у мальчиков начинаются не раньше достижения ими 20-летнего возраста.

Кроме того результаты исследования показали, что критически важные, длинные связки между зонами мозга все же сохранялись. А вот очистка от других связей позволяла получить более работоспособную систему. После такого очищения сеть реорганизуется более эффективно, а мозгу становится проще фокусироваться на действительно важной информации.

Когда возникают различия

Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Когда рождаются мальчики, то они крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Безусловно, имеются индивидуальные различия, но мы будем говорить о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают немного позже примерно на 2-3 месяца, и говорить начинают на 4-6 месяцев позже.

Нейропсихологи в роддоме, записывая биотоки мозга новорожденных детей, выявили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает по-разному.

Примерно до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, они утомляются от него быстрее. У девочек гораздо выше и тактильная чувствительность, они больше чувствительны к телесному дискомфорту и в то же время девочки более восприимчивы к прикосновениям, поглаживаниям.

При играх девочки чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, пуговички на ограниченном пространстве, тряпочки, бусинки, им всегда хватает маленького уголка. Мальки же применяют дальнее зрение: их игры в основном опираются на охват большого пространства, они бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам, чтобы получить полноценное психическое развитие требуется большее пространство, нежели девочкам. Если горизонтальной плоскости им не достаточно, то они осваивают вертикальную: бегать по спинкам диванов, начинают залезать на шкафы, висеть на наличниках дверей... Освоенное пространство у каждого ребенка отражается в рисунках по-разному. Мальчики, воспроизводя в рисунках окрестности своего участка, показывают больше домов, дворов, площадей, улиц, чем девочки. Альбомы девочек заполнены принцессами и автопортретами, а альбомы мальчиков - машинами и военными баталиями.

Замысел природы?

Как же так получается, что развитие у девочек и мальчиков различное? Ученые полагают, что это «хитроумности» природы. В эволюции всегда сражаются две противоположные тенденции: первая: природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему необходимы, передать по наследству именно их и, то есть, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. Второе: прогресс предполагает разнообразие потомков, среди которых будет тот, который даст возможность виду приспособиться к изменившимся условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воссоединяют в себе мужское и женское начало. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол легко утрачивает старые навыки и приобретает новые - что-то из этих приобретений обязательно пригодится в будущем, когда возникнут экстремальные условия.

Чтобы продолжить вид, необходимо большое количество представительниц женского пола. Природа оберегает женскую половину человечества, а мужской пол позаботится о себе сам. На представителях мужского пола отрабатываются все новшества эволюции. Именно поэтому мужчины обладают количеством полезных мутаций практически равным вредным генетическим мутациям. Например, глухих мальчиков рождается несколько больше, чем девочек с таким же дефектом. Дальтонизм так же чаще встречается у представителей мужского пола. Среди детей с дислексией, косоглазием, заиканием, задержкой психического развития в несколько раз больше мальчиков.

Мужской мозг крупнее, он более продвинут в развитии, но менее надежен и более раним. Мужчины больше реагируют на любые изменения как природные, так и социальные. Но природа наградила их поисковым поведением: чтобы они могли выжить, найдя другое место обитания, где теплее и можно найти корм. Именно поэтому мужчины, и мальчики в том числе, имеют склонность к освоению неосвоенных пространств, различным рискованным поступкам, они быстро соображают в сложных ситуациях и умеют принимать нестандартные решения.

Кто в чем сильней

Как такие особенности устройства мужского мозга сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки гораздо быстрее соображают нежели мальчики. Речевой аппарат девочек развит лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики клоны мыслить нестандартно и с интересом, но оттого, что они молчат, их внутренний мир мы не можем увидеть.

Безусловно, это не означает, что ни одна девочка не разработает новой идеи, но все-таки основные новые задачи гораздо лучше решают представители сильной половины человечества. А девочки придают больше внимания тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик чаще находят нестандартное решение математической задачи, но часто делают ошибки в вычислениях, что при водит к плохим результатам. Девочки более склонны к выполнению однотипных или шаблонных заданий, но они очень тщательно прорабатывают детали.

Речь девочек более беглая, они быстрее читают и у них красивее почерк, но та сторона речи, которая связана с поиском (решение кроссвордов, подбор ассоциаций) лучше дается мальчикам. Мальчики обладают более развитым пространственным представлением, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. С этим связано то, что мальчики намного лучше девочек решают геометрические задачи: они могут мысленно поворачивать фигуры и накладывать их одна на другую. А представительницы женской половины обозначают углы и стороны буквами, а далее оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

Памятка родителям

Если вы заметили, что ваш сын гораздо медленнее осваивает учебу, чем это удавалось его старшей сестре, плохо пересказывает и неаккуратно пишет в прописи, не впадайте в панику, это особенность мужского ума. Важно заметить, что детство мальчиков длится немного дольше. Врачи говорят, что к 7 годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на год.

Мальчики имеют свой путь взросления, но так как они больше их сверстниц ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Мать при обучении сына не должна сравнивать его с собой в детском возрасте, в силу таких возрастных отличий. Если вы ругаете мальчика, то свои пожелания изложите кратко и лаконично. Это необходимо для того, чтобы не перегружать мальчика эмоционально, потому что мальчики очень тяжело переносят эмоциональные нагрузки. Если вы его долго и нудно ругаете, то его мозг отключает слуховой канал, в результате чего ребенок перестает усваивать то, что вы хотите до него донести.
Интересно

Как показывает практика мальчиков, даже еще совсем крошечных, родители реже берут на руки и чаще ругают, нежели их сверстниц девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, дай, принеси, сделай, перестань...». А с девочками, даже еще совсем маленькими, родители разговаривают о чувственных состояниях: «Кто это грустный? Мне нравится... Ты любишь?...»

Комментарии: 2

    Существует мнение, что типичное поведение мальчиков и девочек закладывается в детстве родителями, которые дают своим детям игрушки, характерные для каждого пола: мальчикам - машинки и солдатиков, девочкам - куклы, мягкие игрушки и игрушечную посуду. Однако новое исследование, проведенное в Великобритании, заставляет усомниться в этой теории. Оказалось, что младенцы сами, без подсказки взрослых, выбирают игрушки, типичные для их пола.

    О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее. И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы - опасно. Так и с ранним развитием.

    Группа ученых из Питтсбурга, Беркли и Гарварда пригласила для исследования 32 подростком среднего возраста 14 лет. Исследование проходило в лаборатории визуализации внутренних процессов мозга. Подростков помещали в сканер и давали послушать 30-секундные записи голоса ругающих их матерей.

Они разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Конечно, есть индивидуальные различия, но сейчас мы говорим о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают позже примерно на 2–3 месяца, и на 4–6 месяцев позже начинают говорить.

Нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, он их быстрее утомляет. У девочек выше и тактильная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт и в то же время они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, тряпочки, бусинки, пуговички на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей... Освоенное пространство по-разному отражается и в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки. Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами, а мальчики – машинами и военными сражениями.

Замысел природы

Откуда эти различия в психике мальчиков и девочек? Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны прогресс предполагает разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое – что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Природа «бережет» женский пол, а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. От этого у мужчин больше как полезных, так и вредных генетических мутаций. Например, глухих мальчиков рождается больше, чем глухих девочек. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях – и природных, и социальных – мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти особенности мужского «устройства» сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки в речевом плане «забивают» мальчиков. Их речь развита лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот тщательности решения и аккуратности оформления они значения не придают. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, зато тщательно прорабатывают детали.

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском (подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов) лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение простран­ственно-зрительных задач требует поиска. Поэтому мальчики лучше решают геометрические задачи: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

* * *

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же детство мальчиков длится дольше. К 7 годам они по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше девочек ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Важно

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним – неверно и бесполезно. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал и ребенок перестает вас слышать.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай, перестань...». А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: «Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?...»

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума

Обучая сыновей грамоте перед поступлением в школу, многие родители с удивлением замечают, что мальчики дольше учатся читать и писать, чем девочки. Почему?

Когда возникают различия

Они разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Конечно, есть индивидуальные различия, но сейчас мы говорим о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают позже примерно на 2–3 месяца, и на 4–6 месяцев позже начинают говорить.

Нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, он их быстрее утомляет. У девочек выше и тактильная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт и в то же время они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, тряпочки, бусинки, пуговички на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей… Освоенное пространство по-разному отражается и в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки. Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами, а мальчики – машинами и военными сражениями.

Замысел природы

Откуда эти различия в психике мальчиков и девочек? Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны прогресс предполагает разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое – что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Природа «бережет» женский пол, а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. От этого у мужчин больше как полезных, так и вредных генетических мутаций. Например, глухих мальчиков рождается больше, чем глухих девочек. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях – и природных, и социальных – мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти особенности мужского «устройства» сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки в речевом плане «забивают» мальчиков. Их речь развита лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот тщательности решения и аккуратности оформления они значения не придают. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, зато тщательно прорабатывают детали.

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском (подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов) лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение простран­ственно-зрительных задач требует поиска. Поэтому мальчики лучше решают геометрические задачи: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

* * *

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же детство мальчиков длится дольше. К 7 годам они по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше девочек ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Важно

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним – неверно и бесполезно. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал и ребенок перестает вас слышать.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…». А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: «Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…»

Марина Кирина

sz.aif.ru

Как часто приходится слышать "факты" о том, что психологический возраст девушки выше на 2 года, чем возраст парня. И вроде бы что с того? Но поэтому и именно поэтому, именно благодаря подобной дезинформации мы с горечью наблюдаем, как девушки впадают в иллюзию по поводу выбора партнера, поддаваясь собственным амбициям: "Парень должен быть старше!" и всё тут.
В школах у нас, хвала богам, смешанное обучение: парни и девушки одного возраста учатся вместе, абсолютно на равных правах. И что же? Да, наслышаны мы о сказочках про "девочек-отличниц" и "мальчиков-двоечников". Если присмотреться внимательнее, есть немало отличников среди мальчиков, есть и двоечницы-девушки, и вовсе не является это причиной назвать таких мальчиков "акселератами". В целом, наблюдаются гендерные отличия в IQ (сам способ определения которого весьма и весьма сомнителен: очень большой разброс результатов для одного человека при разных условиях), в общей успеваемости, в соотношении "гуманитарий/технарь" (которое само по себе является также сомнительным, так как следует скорее не из способностей, а личных предпочтений: кому-то нравится математика, кому-то - иностранные языки, разница в результатах по этим предметам не заставит себя ждать). Но отличия эти настолько ничтожны (менее 10%), что вряд ли можно говорить о генетической предрасположенности к "интеллектуальному превосходству" девочек над мальчиками своего возраста.
Оставим интеллект в покое. Ведь зачастую апеллируют именно в психологической зрелости, а это вопрос более тонкий. Весьма и весьма сложно сделать здесь какие-либо подсчеты социометрическими методами. Психология человека очень туманна, проявляется по-разному от личности к личности. В данном случае, если говорить о психологическом деморфизме групп, выделенных по гендеру, то мы не можем не принимать во внимание социальные факторы.
Так, пресловутая "зрелость" имеет весьма простое объяснение. Причина кроется в различных социальных стандартах, принятых для мужчин и женщин. Ни для кого не секрет, что традиционные требования для мужчин значительно выше, чем для женщин. Мужчина должен быть во всём лучше: умнее, сильнее, успешнее, богаче. Когда речь идет о браке, подразумевается как бы по умолчанию, что муж старше жены как минимум на несколько нет. 18-летняя невеста - это норма. 18-летний жених - существенная редкость. Как правило, и парни, и девушки, в 18-летнем возрасте не имеют высшего образования (вернее всегда его не имеют в 18 лет, за крайне редкими исключениями, которые не имеет смысла брать во внимание), не имеют работы, способной их прокормить, зависят материально от родителей. Пара, в которой обоим по 18 лет, обычно не имеет перспектив в ближайшее время стать четой. Даже если такое и происходит, то зачастую из непредвиденных обстоятельств и сопровождается различными конфликтами, по той причине, что как правило, эта новоявленная чета продолжает целиком и полностью зависеть от родителей.
Другое дело, если 18-летняя девушка выходит замуж за парня, например, 23-х лет. К этому моменту парень уже успевает закончить ВУЗ, обзавестись более-менее престижной работой, позволяющей ему прокормить хотя бы себя, грубо говоря, "встать на ноги", а говоря научным языком - стать личностью с т. з. социологии . В то же время, его молодая невеста еще личностью не является. Она не может себя содержать, но умеет готовить, смотреть за домом, хочет иметь детей (по крайней мере, в будущем). Но она не является личностью (с т. з. социологии), так как не содержит себя самостоятельно. Переходя в замужество, девушка передается из рук родителей в руки мужа, в обязанности которого входит ее не только защищать физически, но и обеспечивать материально, в то время как сама девушка в традиционном обществе обеспечивать себя не должна.
Весьма удручают амбиции, которые проявляют девушки, заявляя, что они "не встречаются с парнями меньше чем на 3 года старше", мотивируя это тем, что парни ее возраста, а тем более - младше, еще "не доросли" до нее. На самом же деле, как раз доросли! Но и не переросли, поэтому не могут пока еще справляться с должностью "настоящего мужчины", в которую входит быть на одну ступеньку выше, чем "настоящая женщина".
В школе же довольно умные молодые люди не пользуются успехом у ровесниц, которые обычно предпочитают парней старше их самих, причем весьма кичатся этим, бывает чуть ли не до хвастовства на тему "У кого парень старше". При этом имеют такие личности наглость утверждать, что их ровесники "еще дети по сравнению с ними". Жаль, что девушки не отдают себе отчет в том, что еще сами являются детьми! По их "наблюдениям", им легче найти "общий язык" с парнем старше их по возрасту и совсем не о чем поговорить с ровесниками, которых якобы интересуют только войнушки, комьютерные игры и прочие "мальчишеские вещи". Но, к сожалению, их "наблюдения" имеют одну интересную особенность, точнее говоря - погрешность, которая и позволяет нам писать это слово в кавычках. Девушки общаются с ровесниками внутри школьного класса, академической группы, то есть, фактически не выбирают сами себе объекты для наблюдения. При этом они по общей массе выносят усредненные суждения о "среднестатистическом парне моего возраста", которые "по умолчанию" навешивают на любого парня-ровесника. С другой стороны, легче складывается их общения со "старшенькими". И дело совсем не в том, что "старшенькие" умеют ухаживать, умеют обращаться с девушкой, знают, чего девушка хочет, и даже не в том, что не проявляют робости при знакомстве. Девушки зачастую сами обращают на себя внимание "старшеньких", а часто и сами с ними знакомятся, полностью игнорируя ровесников, воспринимая их как людей более низшего сорта. Вот и получается, что "старшенькие" умнее, сильнее, взрослее. А дело как раз в выборке: "старшеньких" выбирают сами, а ровесников сталкивает судьба в школе и университете.

Немного о физиологическом взрослении. 18-летняя девушка - это уже женщина. Ее физическое развитие практически завершено. Она способна выполнить свою биологическую функцию: выносить и родить ребенка. Что же касается 18-летнего парня, ему предстоит за ближайшие несколько лет еще существенно измениться - "возмужать". Это совсем не означает, что парень физически на эти несколько лет отстает в развитии от девушки. Напротив, физическое развитие женского организма завершается на более раннем этапе, чем развитие мужского. Мужской организм накапливает больше мышечной массы, является в целом более крепким и физически развитым, а на это, как известно, требуется больше времени. Выходит, что в 20 лет парень выглядит старше, чем в 18, а девушку в 20 лет практически и не отличить от 18-летней.

Почему-то в нашем обществе нормально для девушки не только проявлять слабость, но и хотеть защиты и покровительства, а порой даже требовать. Абстрагируясь же от суждений моральности, мы вполне можем заметить, что такое же желание присуще и парням, только лишь они не так активно его обсуждают и конечно же не смеют и надеяться на его исполнение. 16-летний парень влюбляется не столько в 14-летних "ровесниц" (с горькой иронией...), сколько в 16-18-летних девушек, а то и постарше. И кто из парней 16-летнего возраста был бы против иметь серьезные отношения со взрослой 20-летней девушкой, с которой и поговорить есть о чем, с которой и интересно, и которая во всех аспектах жизни на порядок опытней? Да вот только не смотрят 20-летние девушки на старшеклассников, разве что только свысока, увы!
И, скажу я вам, зачастую весьма многое теряют, принимая во внимание возраст как первоочередный фактор. Сколько бы ни говорили они: "Для меня возраст не главное!", на самом деле при знакомстве после "как тебя зовут" следует отнюдь не "чем ты увлекаешься", "какую музыку любишь", "где учишься/работаешь", а.... "сколько тебе лет". Стоит отметить, что в зависимости от ответа на данный вопрос может зависеть тон всего последующего общения. Если парень занизит свой возраст, то упадет в глазах девушки, она будет смотреть на него свысока и обращать внимание больше на его неопытность в некоторых вопросах, чем на достоинства и опытность в других, для того лишь, чтобы еще раз укрепить у себя критикуемый нами стереотип (есть такое у нас свойство - убеждать себя в собственной правоте, а точнее - в правоте того, кто нам эту "правоту" навязал). Но если парень свой возраст завысит (особенно если позволяет внешность), то ему будет гораздо легче добиться расположения девушки. Некоторые рассказывают, как таким образом у них выходило затащить в постель девушку старше себя. Отметим, что речь идет именно о завышенном или заниженном возрасте, который меняет отношение в первый же день знакомства, в первые же минуты. Какая здесь может быть речь о социальном положении парня, о его зрелости, взрослости? Так ли оно на самом деле важно, как такая мелочь, как возраст?