Краткий толковый словарь косметических терминов. Парфюмерный словарь Что обозначают термины косметика и парфюмерия

Журнал Casual представляет Вашему вниманию мини-азбуку парфюмерных терминов , чтобы Вы могли не только без труда разбираться в тонкостях парфюмерии и общаться на одном языке с продавцом, но и выбирать правильный аромат без его помощи. Тем более что каждый новый сезон дарит так много парфюмерных новинок.

Абсолю – самый концентрированный ингредиент в парфюмерии , даже по сравнению с эфирными маслами. Его получают из растений не путем дистилляции выжимки, а экстракции. Результат - чистый качественный материал, который лежит в сердце ароматной композиции.

Блоттер - это та самая бумажка, на которую консультанты в магазинах наносят аромат, чтобы дать Вам его понюхать. В дословном переводе с английского blotter - это промокашка. Изначально, ее использовали для снятия с пера излишков чернил, а потом кто-то заметил, что пористая структура позволяет услышать полное звучание аромата - так появились бумажные блоттеры. Некоторые парфюмерные компании пошли дальше: стали изготовлять и использовать керамические, каменные и даже стеклянные модели. Фактически используемый материал может быть любым: главное, чтобы он не вступал в реакцию с компонентами духов или спиртом и не искажал аромат. Но, в любом случае, понять, подходит ли Вам парфюм, Вы сможете, если нанесете его на кожу и дадите ему раскрыться (на это уйдет около 30-ти минут).

Дистилляция - основной метод, позволяющий добывать из растений эфир. Для этого их помещают в чан и нагревают. В результате конденсации остаются дистиллированная вода и эфирные масла, которые, не растворяясь, оказываются на ее поверхности. Предполагается, что дистилляция была изобретена арабами до X века, у Авиценны она упоминается, как метод получения эфирных масел. По сей день в парфюмерии путем дистилляции получают основную часть ароматических компонентов.

Мускус - ароматический компонент, выделяемый железами некоторых видов животных, в частности ондатры, мускусной утки, некоторых видов крокодилов, представителей семейства кошачьих и парнокопытных. Он им нужен, чтобы метить территорию и обольщать особей противоположного пола. В парфюмерии мускус используется для того, чтобы увеличить стойкость аромата и придает ему чувственный благородный оттенок. К сожалению, получение этого вещества связано с убийством животных, поэтому в конце ХХ века ассоциации защиты животных и окружающей среды, в том числе WWF, начали кампанию против использования натурального цибетина и мускуса животных. IFRA (Международная парфюмерная ассоциация) поддержала их с этой инициативой и настоятельно рекомендовала всем производителям ароматов воздержаться от использования этого компонента. Альтернатива нашлась: такое растение, как лабданум, обладает схожим запахом. Именно его и используют чаще всего для производства мускусных ароматов. Также мускусоподобное вещество содержится в корне анжелики, семенах амбретты, корне дягиля аптечного, семенах гибискуса, и гальбануме. Если Вам встретятся очень дорогие духи или туалетная вода с мускусом, то скорее всего, они произведены в Саудовской Аравии. Там есть несколько ферм, где добывают нужный компонент без вреда для животных. Взрослых особей оленя на время усыпляют снотворным, в мускусный мешочек вводят катетер, с помощью которого буквально сцеживают драгоценное вещество. Но поскольку, этот способ дорогостоящий – стоимость мускуса доходит до 100 евро за 1 грамм, это автоматически увеличивает себестоимость аромата в несколько раз. Самыми яркими представителями ароматов, с преобладанием растительного мускуса, являются: Very Irresistible Givenchy, Pure Poison Dior, Crystal Noir Versace, Jadore Dior, Amor Amor Cacharel.

Ольфактивная пирамида - обычно нарисована на упаковке парфюма, и если Вы знаете, как ее правильно трактовать, можно больше ни о чем не спрашивать консультанта. Ольфактивную пирамиду составляют ароматические компоненты, входящие в парфюмерную композицию. Поскольку каждый из них раскрывается в определенный промежуток времени, было решено выстраивать их в пирамиду. На вершине располагаются самые нестойкие ноты (так называемые верхние), в середине - со средней скоростью выветривания (ноты сердца), а в основании пирамиды – самые долгоиграющие (их называют нижними, или шлейфом).

Ориентальный аромат - он же восточный, парфюм с компонентами, которые ассоциируются с одноименной культурой. К ним относятся почти все ароматы специй, пачули, ванили, мускуса и жасмина. Ориентальные ароматы несколько тяжеловатые, густые, пряные оттенком с экзотической нотой.

Феромоны – собирательное название летучих веществ, выделяемых животными и людьми для невербальной коммуникации и привлечения внимания в момент возбуждения. Создатели некоторых ароматов утверждают, что добавляют синтезированные молекулы феромонов в ароматы-афродизиаки, но проверить это, к сожалению невозможно: поскольку, эти важные компоненты не имеют запаха и вызывают бурную реакцию окружающих, работая на бессознательном уровне.

Фужерный аромат . В переводе с французского fougere - папоротник. Но фужерные ароматы не имеют запаха этого растения, которое, кстати, почти не пахнет. И если честно, то фужерные или папоротниковые ноты - это не что иное, как, миф и еще раз миф. Появление данного типа ароматов датируется концом XIX в., когда дом Houbigant выпустил духи "Королевский папоротник" (Fougere Royale). Необычный аромат пах лавандой, дубовым мхом, ванилью и бергамотом. Именно это сочетание придавало парфюму свежую растительную тональность, которую французы окрестили "la fougere". С тех пор, если духи или туалетная вода содержат ноты лаванды, дубового мха, и кумарина (вещество с запахом сена), их называют фужерными. Самыми яркими представителями фужерных ароматов, являются: Jicky Guerlain, Egoist Platinum Chanel, Davidoff Cool Water, Eau de Tsar Van Cleef&Arpels, Boss Hugo Boss.

Шипровый аромат . В 1917 году знаменитый французский парфюмер Франсуа Коти создал знаменитый Chypre (в переводе с франц. Кипр). Аромат был женским, что уже само по себе было смелым заявлением. На фоне привычных легких цветочных духов, сочетание бергамота, дубового мха, пачули и ладана, звучало, по меньшей мере, странно. Однако этот аромат до того понравился публике, что женщина, попробовавшая его один раз, отправлялась на поиски в парфюмерные лавки со словами: "Шипр, шипр " . Так Chypre стал именем нарицательным, и теперь этим словом называют группу ароматов в ольфактивной пирамиде которой всегда присутствует бергамот (лимон), пачули и дубовый мох – остальное добавляется по вкусу парфюмера. Самыми яркими представителями шипровых ароматов, являются: фруктовый шипр - Mitsouko Guerlain, альдегидный шипр - Aromatic Elixir Clinique, цветочный шипр - Dioressence Christian Dior, зеленый шипр - Eau du Soir Sisley.

Эфирное (эссенциальное) масло получило свое название скорее по недоразумению - ничего общего с маслами (кроме текстуры) эфирное масло не имеет. Это ароматная смесь летучих веществ, которая добывается из растений несколькими способами (паровой дистилляцией, холодным отжимом, экстракцией). Если Вы капните этим веществом (без примесей) на бумагу или ткань, через 15-20 минут оно улетучится. Однако химики заметили, что удержать эфир можно, если растворить его в жирном масле, воске или спирте. Последний вариант парфюмерные компании используют чаще всего.

Воспроизведение материала запрещено -

Фото: Iakov Filimonov/Rusmediabank.ru

Когда мы заходим на сайты, посвященные красоте и косметологии, а также читаем глянцевые журналы, порой мы встречаем бьюти-термины, значение которых нам не понятно. Пришла пора провести ликбез и разъяснить их значение. Конечно, большинство женщин не используют такие продукты в повседневной жизни. Но все же полезно их знать, чтобы, придя в магазин косметики, свободно разбираться в деталях и знать, что стоит приобрести.

Средства для лица

Блаш
Это не что иное, как .

Бронзер, бронзант
Средство, позволяющее придать коже вид естественного загара. Внешне средство похоже на компактную пудру. Для «загара» лица используются матовые бронзеры. А для тела (декольте, обнаженные руки, спина) применяют бронзер с легким блеском.

Вуаль
Рассыпчатая пудра для фиксации макияжа. Удаляет жирный блеск и позволяет мейкапу дольше держаться.

Глиттер
Средство для вечернего, праздничного макияжа. Содержит блестки.

Люминайзер
Похож на глиттер, но менее блестящий, содержит меньшее количество блесток. Придает коже солнечное сияние. Внешне выглядит, как пудра.

Кабуки
Объемная пушистая кисточка, похожая на помазок для бритья. Служит для того, чтобы легко нанести рассыпчатую пудру.

katyjay/Rusmediabank.ru


Каолин
Белая глина. Ее вводят в рецептуру косметических масок, суживающих поры, очищающих и отбеливающих кожу. Препараты с каолином улучшают внешний вид жирной пористой кожи.

Корректор
Это средство затушевывает недостатки кожи. Бывает в виде стиков. Применяется для точечного исправления (замазать прыщик и пр.). Но на большие участки лица его наносить нельзя.

Плампер
Он содержит раздражающие элементы, вызывающие прилив крови к губам. При нанесении на губы они немного распухают и становятся более объемными. Правда, через 2-3 часа эффект пропадает.

Косметика для волос

Бриллиантин
Выпускается в таких же баночках, как крем для лица. Придает волосам «мокрый» эффект.


Браш, брашинг
Круглые щетки для укладывания волос и придания им формы и объема.

Глазирование
, при котором красят только их кончики.

Колорирование
При этом способе окраски волосам придаются разные оттенки нескольких тонов. Иногда близких, иногда, наоборот, контрастных.

Ламинирование
Действие, предназначенное для улучшения структуры волос. На шевелюру наносят специальный состав, образующий тонкую пленку. Он улучшает вид волос и защищает их.


Еще несколько терминов

Атомайзер
Представляет собой баллон-распылитель для парфюмерных средств, духов и пр. Имеет маленький размер, подходящий для ношения в косметичке.


Стик
По форме это стержень, вывинчивающийся из футляра. В виде стика выпускаются помады, кайалы для глаз, румяна, дезодоранты и пр.

Флюид
Это общее название для всех жидких косметических средств. В жидком виде выпускаются тональные кремы, жидкие помады, жидкие подводки для глаз и т. д.

"И она остановилась около торговца благовониями и взяла у него десять разных вод: розовую воду, смешанную с мускусом, апельсиновую воду, воду из белых кувшинок, из цветков вербы и фиалок и еще пять других. И она купила еще головку сахара, склянку для опрыскивания, мешок ладана, серую амбру, мускус и восковые свечи из Александрии, и все это положила в корзину и сказала: "Возьми корзину и иди за мной... "

Это отрывок из истории носильщика и трех женщин из Багдада, одной из прекраснейших сказок "Тысячи и одной ночи ". Чудесная цветочная вода, благоухающие душистые вещества, так же как драгоценные камни и изысканные кушанья, в странах Востока когда-то были признаком богатства. Много веков назад арабы уже знали различные способы получения душистых веществ из растений и выделений животных. В парфюмерных лавках восточных базаров многочисленные торговцы предлагали богатейший выбор изысканных душистых веществ. Они даже обеспечивали каждого из своих постоянных покупателей смесью душистых веществ, приготовленной специально для них, с учетом их индивидуальных особенностей.

В средневековой Европе духи не употребляли. После античных времен они снова появились только в эпоху Возрождения. Но уже при дворе Людовика XIV дамы расходовали их в изобилии, чтобы заглушить неприятный запах, исходящий от тела. Мыться было не принято. Мы всегда радуемся приятным ароматам. Однако вкусы изменились - одурманивающие благовония Востока и резкий, навязчивый аромат духов эпохи Возрождения уступили свое место тонким фантазийным (то есть созданным фантазией парфюмеров) ароматам. И еще кое-что изменилось.

Великолепные, прекраснейшие духи сегодня доступны всем женщинам. Если раньше приходилось на огромных полях возделывать розы, собирать их цветы и перерабатывать, чтобы получить всего лишь несколько килограммов розового масла, то сегодня химические заводы дают замечательные душистые вещества несравненно дешевле, в гораздо больших количествах и к тому же нередко с совершенно новыми оттенками запахов.

Подобно душистым веществам моющие средства тоже стали доступны всем только благодаря химии. В древнем Риме в качестве самого распространенного моющего средства ценилась протухшая моча (Для мытья тела римляне применяли отруби, соки некоторых растений и глину. Для стирки тканей и шерсти они использовали также ураты - соли, получаемые из простоявшей долгое время мочи, которая в те времена специально собиралась и была предметом торговли и обмена).

Туалетное мыло в течение нескольких столетий было предметом роскоши. Большинство населения вынуждено было довольствоваться жидким зеленым мылом, получаемым из жира убитых животных и конопляного масла.

Быстродействующие моющие вещества, туалетные мыла, жидкости для удаления пятен и многие другие средства, без которых мы сегодня не можем обойтись на каждом шагу, были впервые созданы химиками в исследовательских лабораториях. Эти средства необычайно облегчают наш домашний труд.

Искусство парфюмерии и косметики было известно людям с древних времен. Человечество еще не знало, что такое хлеб, но уже широко применяло благовония и средства для умащивания кожи и волос.

В далеком прошлом душистые вещества предназначались исключительно для богослужений. Во время культовых обрядов многих религий жгли душистые смолы, листья, коренья для создания запахов. Само слово parfum - приятный запах, духи - состоит из двух латинских слов "per fumum", что означает "через жертвенный запах". Жрецы Древнего Египта владели секретами воздействия запахов на психику молящихся. При помощи тех или иных запахов создавалось определенное настроение (грусти, скорби, жертвенного порыва). Этот обычай дошел и до наших дней. Так, например, при проведении службы в православной церкви воскуривается ладан (душистая смола, получаемая подсочкой коры ладанного дерева босвелии). Запах ладана в парфюмерии носит название "грустного". При вдыхании ладанного дыма у молящихся возникает состояние печали, скорби, появляются мысли о смерти, о загробном мире.

Торговля душистыми веществами - "ароматами" - в древние времена находилась в руках арабов, которые привозили их с Цейлона, Суматры, из Индии. Такими веществами считались корица, сандал, мускатный орех, амбра, ладан, камфора, герань, мускус, цибет и др. Из коммерческих соображений арабы не распространяли знания о душистых веществах и источниках их получения.

Насколько научными были их сведения об "ароматах", можно заключить из текста, взятого Габриэлем Ферраном у Абдулы Фазлы: "Некоторые говорят, что амбра растет на дне моря и что это - отбросы переваренной пищи разных животных, обитающих в море. Другие утверждают, что рыбы едят ее и погибают и что добывают амбру из их внутренностей. По мнению некоторых, это - навоз морской коровы. Есть и такие, которые полагают, что она падает, капля" по капле, с гор некоторых островов. Многие считают ее морской камедью, другие, к мнению которых я присоединяюсь, считают ее воском. Говорят, что в некоторых горах находят большие количества меда, такое количество, что он действительно стекает в море. Воск поднимается на поверхность, и теплота солнца превращает его в твердое вещество. Так как пчелы извлекают мед из цветов, то и амбра имеет прирожденный аромат. В амбре находят по временам пчел..."

Чтобы набивать цену своему товару, древние греки, не располагая научными знаниями, повторяли сказки и басни арабских купцов. Первые подлинно научные сведения об "ароматах" мы находим в трактатах Авиценны (980 - 1037) - ученого, философа и врача, жившего в Средней Азии и Иране.

Первые душистые настои делали на маслах. Масла обладают свойством поглощать запахи. Цветы закладывали небольшими порциями в нагретое масло (оливковое, касторовое) или баранье сало, настаивали и отжимали. Сырьем для создания благовонных масел служили роза, мята, лаванда, фиалки, лилия, древесина кипариса, апельсиновая и мандариновая цедра и др. Постоянно душистые вещества начали использовать для отдушивания одежды, тела, волос.

В Древнем Риме существовал сложный ритуал умащивания тела ароматическими веществами: руки - мятой, подбородок и грудь - душистым пальмовым маслом, волосы и брови - майораном, шею и ноги - цветной эссенцией. О том, как ценилась в те времена парфюмерия, свидетельствует такой, например, факт: стоимость небольшого флакона ароматической смеси масел доходила до нескольких сестерций (римские серебряные монеты). Однако и в те времена были противники чрезмерного употребления парфюмерии. Так, Цицерон писал в одном из своих писем: "Лучший аромат женщины - никакого запаха от ее одежд, от ее тела".

Настоящий переворот в парфюмерном деле произошел тогда, когда научились растворять ароматические субстанции в спирте. Спирт был впервые получен в XI в. в Италии. Обычай отдушивать одежду был завезен в Европу с Востока крестоносцами. В эпоху Ренессанса в Италии и Франции начинается производство духов. Климат этих стран позволял выращивать многие душистые вещества. В различных городах Франции, особенно в Париже, появились лавочки, владельцы которых занимались производством и продажей духов.

Основа духов - смесь душистых веществ. В некоторых видах духов ароматические вещества составляли половину от общего объема. В ходу были крепкие, резкие, яркие ароматы. На смену духам приходит одеколон - душистая вода, в состав которой входит меньше душистых веществ, запах легче, свежее, менее навязчив.

Душистая вода на основе цитрусовых масел с запахом свежести была создана в Испании монахами ордена доминиканцев.

Существует легенда, что один из монахов вынес из монастыря пергамент с рецептом душистой воды в посохе и продал. Рецепт попал сыну банкира Мюльгенса из Кельна. После недолгих опытов Мюльгенс Младший выпустил первую партию душистой воды. Солдаты Наполеона покупали и привозили ее во Францию. Кельнская душистая вода стала входить в моду, но уже под названием "О де Колонь", что означает "вода из Кельна".

"Косметика" (от греч. kosmetike - искусство украшать) - учение о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметика появилась раньше парфюмерии.

Первые косметические средства изменения внешности производились с целью напугать врага, обмануть богов или, наоборот, стать похожим на почитаемое божество. Для этих целей использовали татуировку. Узор наносили кистью на лицо, грудь, спину, ягодицы, ноги и руки, а затем на этих участках тела втирали древесный уголь. Постепенно обычай раскрашивать лицо переходит и к культурным народам. В египетских гробницах находили различные сосуды для хранения белил, румян, протираний (мел, известь, древесный уголь, охра). На территории Египта найден первый справочник по косметике, принадлежащий царице Клеопатре. Рецепты изготовления пудры, румян, белил, губной краски, карандашей для бровей из этого справочника позже неоднократно цитировались в работах античных медиков.

Слово "косметика" приобрело свое истинное значение-искусство красоты - в Греции. В греческих гимназиях, где постигали многие прекрасные искусства, специальные преподаватели - косметы обучали, как с помощью различных массажей, ванн, упражнений усовершенствовать тело. Свой вклад в косметику внесли знаменитые медики Гиппократ и Гален, давшие кроме различных рецептов также рекомендации по проведению косметических операций.

В Древнем Риме изобретены средства не только для раскрашивания лица, но и для разглаживания морщин, улучшения цвета лица. Поппея Сабина, жена императора Нерона, вошла в историю как специалист в этой области. Рецепт маски, носящей ее имя, в ходу до сих пор: земляника, молоко, люпиновая мука.

В королевских дворах Европы употребление грима было обязательным. В летописях упоминается, что когда принцесса Мария Тереза Испанская прибыла во Францию как невеста престолонаследника без грима, это вызвало недовольство придворных.

В период французского абсолютизма не признавалось какой бы то ни было гигиены. Купание считалось вредным для здоровья, мыли ежедневно только руки и изредка лицо. Для борьбы с досадными насекомыми придумали способ ношения на груди "меха для блох" - беличьего или норкового, который привлекал насекомых. При такой "чистоплотности" употребление крепких духов и обилия косметики было просто необходимо. Во времена барокко все, кто принадлежал к высшему обществу - от детей до стариков, носили напудренные парики и необходимой принадлежностью была спасительная палочка из слоновой кости, завершающаяся миниатюрной ручкой, - "гарнитуар". С ее помощью самая элегантная дама или господин могли успокоить во время галантной беседы досадный зуд, причиняемый грязью или укусами насекомых.

XIX век принес с собой культ чистого тела. Самым главным требованием стала постоянная гигиена.

На Руси пользовались такими косметическими средствами, как сажа, уголь, мел, свекла. Иностранцы, побывавшие в Московском государстве, отмечали, что русские женщины, красивые от природы, сильно красили щеки, белили лицо, чернили брови. Европейская мода на костюмы, прически, косметику пришла на Русь в эпоху Петра I. В дальнейшем русские дворянки уже не отстают от европейских представительниц прекрасного пола.

Современная косметика разделилась на врачебную и декоративную. Врачебная косметика использует для устранения внешних дефектов не только косметические средства, но и физиотерапевтические, хирургические и другие методы. С помощью декоративной косметики маскируют недостатки или подчеркивают отдельные черты лица. К косметическим средствам для ухода за кожей, волосами, зубами, ногтями относятся кремы, лосьоны, пудра, зубная паста, а также цветная косметика: тушь для ресниц, помада, тени для век, румяна и ДР.

Промышленное производство парфюмерно-косметических товаров на Руси началось в XIX в. В 1843 г. француз Альфонс Ралле основал в Москве фабрику "Товарищество Ралле" (ныне фабрика "Рассвет"). В 1860 г. в Петербурге создана технологическая лаборатория (теперь фабрика "Северное сияние"). В 1899 г. в Грузии, отличающейся благоприятными климатическими условиями для выращивания эфиросодержащей розы, получена первая промышленная партия розового масла; всего было произведено 320 кг.

В 1864 г. в Москве открылось парфюмерно-косметическое заведение "Товарищество Брокар" (в наше время всемирно известная фирма "Новая заря"). Кроме него насчитывалось полдюжины маленьких фабрик.

Русской школы парфюмеров не существовало. Главные специалисты на предприятиях были иностранцы, поэтому после национализации парфюмерно-косметических фабрик основной проблемой стала проблема подготовки кадров.

В последние годы парфюмерия и косметика стали крупными отраслями промышленности. Головной организацией по выпуску парфюмерно-косметических товаров является Всесоюзное производственное объединение (ВПО) "Союзпарфюмерпром".

На плантациях агропромышленных комплексов выращиваются в большом количестве эфирно-масличные растения, в частности кориандр, роза, герань, мята, лаванда и др. В системе ВПО вырабатываются синтетические душистые вещества, получаемые путем химического синтеза. Синтезированное сырье успешно заменяет природное, оно дешевле, чем натуральное. Звероводческие совхозы и колхозы поставляют парфюмерам необходимые в производстве духов вещества - мускус и цибет.

Современный ассортимент духов, одеколонов, парфюмерных наборов, выпускаемый парфюмерной промышленностью, насчитывает около тысячи наименований. Косметическая промышленность выпускает более 500 косметических и гигиенических средств. Они экспортируются в десятки стран мира. Выпуск косметических товаров у нас контролирует санитарная служба Минздрава СССР. Все шире используются в косметике биологически активные вещества, дары моря, фармакологические препараты. Поэтому можно утверждать, что в создании парфюмерии и косметики принимают участие медики, химики, звероводы, селекционеры, растениеводы, лесоводы и океанологи.

БЛАГОУХАЮЩАЯ РЕТОРТА

Душистые вещества содержатся в растениях обычно в виде маленьких капелек в особых клетках. Они встречаются не только в цветах, но и в листьях, в кожуре плодов и иногда даже древесине.

Содержание эфирных масел в тех частях растений, которые используются для их получения, колеблется от 0,1% до 10%. То, что их называют маслами, не должно вводить нас в заблуждение. Эфирные масла не имеют ничего общего с обычными растительными маслами: льняным, подсолнечным, кукурузным, то есть с жидкими жирами. Они представляют собой более или менее сложные смеси душистых органических веществ самых различных типов.

Среди них особенно часто встречаются сложные эфиры, альдегиды и спирты насыщенного, ненасыщенного и ароматического рядов.

Очень важными компонентами эфирных масел являются терпены и их производные.

Терпинен - циклический углеводород. Он встречается в незначительных количествах во многих эфирных маслах. Лимонен - важный компонент масла из лимонной корки. Пинен - главная составная часть живичного скипидара. Он служит исходным соединением для получения синтетических душистых веществ.
Эфирные масла обычно очень трудно растворяются в воде, но легко растворяются в спирте.

Поэтому спирт в больших количествах применяется в парфюмерной промышленности в качестве растворителя. Эфирные масла можно получить, например, экстрагируя их из частей растений спиртом или другими растворителями.
Самые ценные душистые вещества цветов получают, размещая в закрытой камере на проволочной сетке попеременно слои твердого животного жира и частей растения.
Через некоторое время цветы заменяют новыми, чтобы жир насытился эфирным маслом. При таком способе (во Франции его называют "анфлераж") получают жир, содержащий растворенные в нем эфирные масла и этот концентрат душистых веществ доставляют на парфюмерные фабрики (Затем эфирные масла извлекают из жира спиртом. Этот способ применяется, например, для извлечения эфирных масел из жасмина и туберозы.).
Сами по себе эфирные масла часто летучи только при повышенных температурах, и их кипение сопровождается разложением. Если же через массу, состоящую из растений или их частей, пропустить водяной пар, то масла удаляются вместе с ним и затем собираются в дистилляте в виде капелек, которые имеют низкую плотность и поэтому плавают на поверхности воды.

Вопросы для закрепления материала

1. Что обозначают термины "косметика" и "парфюмерия"?

2. Какие изделия считаются косметическими, а какие - парфюмерными?

3. Изложите коротко историю развития парфюмерно-косметической промышленности в России.

4. Какие факторы влияют на увеличение и расширение ассортимента парфюмерно-косметической продукции?

5. Расскажите о перспективах развития парфюмерно-косметической промышленности.

Абсолютные масла

Абсолютные масла - ароматические эссенциальные масла, которые получают из резиноидов или конкретов. Это высококонцентрированные душистые натуральные масла с сильным, насыщенным и стойким запахом. Именно поэтому в большинстве случаев абсолютные масла сильно разбавляют. В микроскопических долях такое масло могут добавлять в косметические продукты. Абсолютные масла получают способом высшей степени очистки.

Альдегидный оттенок

Альдегидный оттенок - необычный, своеобразный оттенок, обладает легким цветочным запахом с добавлением запаха прогорклого жира (острого оттенка). Сам по себе этот аромат не очень привлекателен, но в парфюмерных композициях он создает такое изумительное звучание и придает такой необыкновенный оттенок и характер, что кажется, будто он ведущий в аромате.

Анализ паровой фазы

Анализ паровой фазы - еще его часто называют методом headspace (headspace - английское слово, означает новый метод анализа под вакуумом летучих продуктов). В результате этого метода "живые" запахи помещают в стеклянную специальную колбочку. Эта колбочка в свою очередь соединена с особым прибором, который позволяет легко определить молекулярную составляющую всех компонентов. То есть, этот способ позволяет уловить и определить аромат дерева, цветка или воздуха и выявить список всех химических элементов, входящих в его состав.

Аромат

Аромат - слово имеет латинское происхождение. Аромат - это приятный запах. Может вызывать у человека и положительные, и отрицательные эмоции, а также физиологические реакции, такие, как углубление дыхания, иногда расслабление мышц и понижение артериального давления. Оценки неприятности и приятности запаха иногда бывают сильно субъективны и зависят в основном от опыта человека.

База

База - это композиция, которая имеет значение простого запаха, который был получен результатом смешивания разнообразных видов сырья. Базой называется компонент законченной композиции. Этот неотделимый компонент используется в парфюмерной рецептуре в качестве необходимого сырья наряду с другими различными ароматными веществами и компонентами.

Базовая нота

Базовая нота - в парфюмерии так называется нота, которая ощущается именно в заключительной стадии испарения духов после начальной и сердечной нот. Этот запах обязан своей стойкостью тем, что состоит из наименее летучих компонентов, чем сердечные и начальные ноты. Такие компоненты могут в течение долгого времени не выветриваться и не менять свой аромат.

Бальзамы

Бальзамы - полужидкие вещества природного происхождения. В состав бальзамов входят зефирные масла, а также растворенные в них смолы, различные ароматические и прочие соединения. Огромное распространение и популярность в парфюмерном искусстве получил знаменитый толуанский бальзам. Все бальзамы обладают собственным специфическим природным запахом, поэтому они фиксируют ароматы парфюмерных композиций, а также прекрасно повышают их стойкость.

Гамма

Гамма - слово, которое используется парфюмерами для того, чтобы обозначить ассортимент сырья, употребляемый ими для создания своих шедевров. То есть, к примеру, гамма может быть прохладно-цветочной, шипрово-кожаной и так далее, в зависимости от того, какие именно компоненты и ароматические вещества парфюмер использовал для создания своих духов.

Головная нота

Головная нота - это «голова», или начальная нота. Головная нота проявляется сразу после нанесения аромата на кожу и в чистом виде сохраняется в течение первых десяти минут. Состоит головная нота из таких парфюмерных веществ, которые быстро испаряются. К таким нотам относятся, к примеру, цитрусовые и травяные ноты. Голова появляется благодаря летучести подобных компонентов духов.

Дизайнер

Дизайнер - в парфюмерном искусстве этот термин означает специалиста, который разрабатывает, создает флакон и внешнюю «оболочку» ароматных композиций. Сам термин англосаксонский. Дизайнер - важный человек в мире парфюмерии, ведь от внешней привлекательности ароматов тоже зависит очень многое. Дизайнеры могут придумывать и форму флакона, и украшать его различными привлекательными и яркими атрибутами.

Дистилляция

Дистилляция - специальный способ, с помощью которого происходит испарение пахучих веществ при определенной температуре водяным паром. Эти пахучие вещества извлекают из некоторых видов натурального сырья. Делается это для того, чтобы поучить эфирное масло. Эфирное масло остается на поверхности воды и его легко собирают. Еще этот процесс называют процессом паровой перегонки.

Диффузия

Диффузия - распространение аромата в окружающей атмосфере. Само слово диффузия произошло от лат. Diffusio - растекание, распространение, рассеивание. Это слово получило распространение во многих сферах, наиболее известно оно с уроков физики. В парфюмерном же искусстве диффузия означает именно соприкосновение аромата с окружающей атмосферой и рассеивание запаха.

Доминанта

Доминанта - самая заметная и ярко-выраженная нота в составе парфюмерной композиции. То есть, доминанту еще можно назвать доминирующей нотой. К примеру, в цветочных нотах могут благоухать различные составляющие ноты, но самая заметная из них может быть, к примеру, нота розы. В данном случае парфюмер может сказать: «Цветочная композиция с доминантой розы».

Духи

Духи - обычно самый богатый по запаху, насыщенный и самый концентрированный продукт в определенной серии парфюмерной продукции с одним именем. Часто его также могут называть экстрактом. Этот термин означает завершение творческой работы парфюмерного мастера. Нередко это слово используется в качестве синонима слов «туалетная вода» или «аромат», это неправильно.

Запах

Запах - термин парфюмерии, относится, в данном случае, к простым нотам или к сырью. Этот термин, в отличие от термина "аромат", имеет значение неотработанного ароматического продукта, натурального. Аромат же характеризует запах законченного, отработанного продукта. На запах реагирует обоняние, которое получает положительные или отрицательные эмоции, в зависимости от различных факторов.

Зеленые ноты

Зеленые ноты - известный термин, использующийся в парфюмерном искусстве. Как правило, зелеными называются ноты с ароматами свежескошенной травы, кореньев, зеленых листьев. Зеленые ноты обладают ароматом чистоты и свежести, еще их сравнивают с ароматами весны и красотой природы. Такие популярные ноты придают всей композиции море свежести и легкости.

Изменение

Изменение - в парфюмерии это слово означает изменение цвета и запаха духов, когда их цвет и запах изменился в результате химических или физических процессов. Такими процессами могут быть: воздействие тепла, воздуха, света. Также зачастую многие духи меняют свои главные характеристики в связи с долготой хранения, с течением времени, то есть со старением.

Изопропилмиристат

Изопропилмиристат - специальное синтетическое масло, которое прекрасно смягчает кожу. Также это масло подавляет негативное высушивающее свойство и действие спирта. Изопропилмиристат применяют практически во всех дезодорантах, чтобы у человека не возникла аллергия, и, несмотря на наличие спирта, не испортилось состояние кожи. Изопропилмиристат - очень важный элемент.

Композиция

Композиция - это завершенная смесь синтетических и натуральных баз и продуктов. Этот термин используется парфюмерами для названия того продукта, который они получили в результате своей профессиональной творческой работы. То есть, композиция - это то, что создал парфюмер из составления различных компонентов, окончательный результат его творения.

Конкрет

Конкрет - термин в парфюмерном искусстве, означающий полутвердый и твердый продукт, который парфюмеры получают после экстракции некоторыми популярными летучими растворителями (такими, как бензол, гексан) различных душистых веществ из определенных видов сырья, которые имеют растительное происхождение (таких, к примеру, как роза, жасмин, нарцисс).

Концентрат

Концентрат - это название композиции, которая была получена результатом работы по ее приготовлению (необходимые компоненты, взвешенные и взятые в определенном количестве согласно рецептуре, предложенной парфюмером). Концентраты затем растворяют в спирте, процентное содержание спирта колеблется в зависимости от продукта (туалетная вода, экстракт, парфюмерная вода, или другая продукция).

Летучий

Летучий - в парфюмерии этот термин означает запах, который испаряется очень быстро. Летучие запахи в основном располагаются в начальных нотах композиции, так как, благодаря своим свойствам, они довольно быстро испаряются и незаметно сливаются с другими запахами. Летучие запахи создают первое впечатление и подготавливают к основному букету композиции.

Линия

Линия - в парфюмерии этот термин означает серию продукции с одним ароматом, которая продается под одним названием. К примеру, один торговый дом может выпустить духи, ароматические свечи для дома, различные гели и ароматические составы, которые будут обладать одним ароматом (к примеру, с ароматом розы) и иметь одно название. Такая продукция будет называться одной линией.

Настаивание

Настаивание - этот широко употребляемый термин в парфюмерии означает особый процесс длительного контакта (порой этот процесс может длится даже несколько лет) жидкого или твердого вещества для растворения при охлаждении. Так, в парфюмерии настаивают амбру, мускус, дубовый мох. Это также очень важный процесс, который просто необходим в парфюмерном искусстве.

Нос - как известно, обонятельный орган, но, кроме этого, таким термином в обозначают парфюмеров, людей, которые и создают композиции и ароматы, настоящие шедевры искусства. Эти люди определяют, как необходимо построить композицию таким образом, чтобы она соответствовала замыслу и нравилась покупателям. Это одни из самых важных людей в парфюмерии.

Нота

Нота - в парфюмерном искусстве таким простым термином обозначается компонент или характеристика аромата парфюмерной композиции или определенного парфюмерного сырья. Так, к примеру, можно сказать: цветочная нота, пряная нота, зеленые ноты (характеризуются свежестью зеленых листьев и травы), нота персика, арбуза и так далее. Бывают начальные, сердечные ноты и ноты шлейфа.

Нюхательная бумажка (проба)

Нюхательная бумажка (проба) - необходимый и важный предмет в работе химиков и парфюмеров. Речь идет о специальной тонкой полоске, сделанной из специальной бумаги (без клея), которая хорошо поглощает влагу; эту бумагу погружают в парфюмерную композицию или в другое душистое вещество. Вдыхая аромат, сохранившийся на полоске, парфюмер оценивает качество данного продукта и следит за трансформацией запаха (начальные, средние и конечные ноты).

Объем

Объем - в данном случае в парфюмерном деле это слово служит обозначением для духов, которые довольно быстро распространяются в окружающем воздухе. «Крепость» или «объем» духов вызывает распространение. Так, качественные духи называют «распространяющимися», это значит, что их аромат создает длительное обонятельное ощущение и долго витает в воздухе.

Отжим

Отжим - популярный способ в парфюмерии. Этот способ необходим для извлечения многих эфирных масел, часто из цедры цитрусовых. При этом способе используются такие популярные механические средства, как центрифугирование, прессование и так далее. Этот способ извлечения эфирного масла широко распространен и часто применим в парфюмерном искусстве.

Папоротниковые ароматы

Папоротниковые ароматы - легкие и свежие ароматы, которые напоминают восхитительные запахи листвы папоротника, зелени, а также свежескошенной травы. Такие ароматы не всегда получают с помощью эссенций папоротника. Главное, папоротниковые ароматы несут в себе легкость и свежесть зелени, сравнимую со свежестью и оригинальным запахом папоротниковых растений.

Парфюмер

Парфюмер - профессия человека, который создает духи. Точнее будет сказать, что парфюмер-создатель - это человек, который составляет духи. Этот человек производит самый сложный и ответственный процесс, в результате чего появляются на свет новые, отличные от других, оригинальные формулы и восхитительные составы. Без парфюмера-создателя невозможно представить ни одни духи.

Парфюмерная жидкость

Парфюмерная жидкость - словосочетание, применимое не к любому ароматическому составу или душистому веществу. Это словосочетание в парфюмерном деле используется исключительно для обозначения спиртового раствора концентрата духов. Широко распространенный и употребляемый термин среди людей, всерьез занимающихся парфюмерией и созданием ароматов.

Резиноид

Резиноид - в парфюмерии так называют душистый смолистый продукт, который получают процессом специальной обработки летучими растворителями камеди, некоторых бальзамов и натуральных смол. Обычно резиноиды используются в конечной ноте парфюмерных композиций. В ароматах резиноиды часто применяют для того, чтобы парфюм был более стойким и как можно дольше сохранял свой аромат.

Сердце

Сердце - или сердцевинная, средняя нота. Эти ноты полностью раскрываются после головной или начальной (верхней) ноты, и перед конечной нотой (шлейфом). Сердечная нота является определяющей в типе запаха духов. Средняя нота очень важна, именно поэтому при выборе духов стоит немного подождать, когда раскроется срединная нота, чтобы объективно оценить весь аромат.

Сочетание

Сочетание - таким словом в парфюмерии называют особый эффект, который получается при профессиональном смешивании двух и более простых нот или видов сырья. Так называется гармоничное и приятное сочетание. Так происходит, когда интенсивность и количество каждого ароматического вещества и душистого сырья уравновешено и приносит положительные эмоции.

Стабилизатор

Стабилизатор - специальное химическое соединение. Данное вещество опытные парфюмеры иногда применяют для добавления в парфюмерные композиции. Это нужно для того, чтобы замедлить процессы окисления в ароматических композициях и составах. Это вещество стабилизирует все процессы, позволяя духам или другим душистым составам лучше сохраняться, не теряя своих свойств.

Сухие духи

Сухие духи - специальная смесь ароматических (саше) веществ, а также измельченных пахучих и ароматных растений со специальным наполнителем. Обычно сухие духи фасуют и продают в небольших пакетика, мешочках. Сухие духи очень популярны, их часто размещают в доме или кладут под подушку для ароматизации, различные составы могут помочь уснуть, расслабиться.

Твердые духи

Твердые духи - мазеобразная (воскообразная) масса, чаще всего твердые духи изготовлены в виде карандаша или расфасованы в небольшие баночки. Такие твердые духи насыщены специальными ароматическими и душистыми веществами и обычно окрашены. Такие духи удобно взять с собой в дорогу, в туристическую поездку, положить в сумочку или косметичку, чтобы всегда наслаждаться любимым ароматом.

Тема

Тема - в парфюмерии это основной запах. Вокруг этого запаха парфюмер-создатель и развивает свое искусство и творчество. Парфюмер основывается на этом запахе и уже пытается подстроиться под него, подбирая различные нотки и эссенции, которые будут хорошо сочетаться с темой. Это так называемая «отправная точка» творчества мастера парфюмерного искусства.

Тест

Тест - специальное испытание, которое позволяет объективно оценить парфюмерную композицию, готовый парфюмерный продукт до того момента, как он поступит на рынок и будет выставлен на широкую продажу. Подобное испытание просто необходимо, чтобы быть уверенным в качестве и ароматических свойствах продукта, еще до того, как о нем узнает огромная территория любителей парфюмерии.

Тип запаха

Тип запаха - запах, который зависит от состава ароматических веществ, которые входят в композицию. Тип запаха является крайне важным компонентом при выборе ароматных продуктов (для лета и зимы, для молодых и зрелых мужчин и женщин, для вечеринки и работы). Существуют следующие типы запахов: теплые, свежие, садкие, прохладные, пряные, сухие, терпкие, горькие, восточные, бальзамические, экзотические.

Фарнесол

Фарнесол - дезодорирующий натуральный компонент, применяемый в парфюмерии. Фарнесол уничтожает бактерии, которые ненавистны и вызывают неприятный запах пота. Несмотря на то, что фарнесол уничтожает эти бактерии, остальная биологическая флора кожи человека нисколько не нарушается. На структуру аромата, на его оттенки и душистые свойства это тоже негативно не влияет.

Хроматография

Хроматография - популярный физико-химический метод анализа, который позволяет не только идентифицировать, но и контролировать количественный и качественный состав парфюмерного продукта или композиции. Благодаря этому анализу становится понятно, все ли правильно и все ли вещества в необходимых количествах учтены в том или ином парфюмерном продукте.

Шлейф

Шлейф - термин, который передает обонятельное ощущение запаха духов, которое оставил после себя надушенный человек. В парфюмерии шлейф раскрывается последним, после того, как в воздухе распространятся начальные и срединные ноты парфюмерной композиции. Чтобы почувствовать, как раскроется шлейф, нужно подождать некоторое время после нанесения аромата.

Эфирное масло

Эфирное масло - в парфюмерии это эссенции или ароматические компоненты, а также летучие экстракты растений, которые поучаются либо отжимом при охлаждении, либо дистилляцией. Эфирными маслами можно назвать масла сандала, розы, лимона, чайного дерева, лаванда, лимона, эвкалипта, мяты, мандарина, апельсина, можжевельника, миндаля, мелиссы и так далее.

«Haute couture»: «от кутюр» - высокая мода.

«Headspace»: английское слово, обозначает новую технику анализа под вакуумом летучих продуктов.

«Абсолю»: абсолютные масла получаются из конкретов или резиноидов. Последние подвергают обработке спиртом, далее спиртовый раствор замораживается, фильтруется для удаления воска и, наконец, упаривается при пониженном давлении для удаления спирта.

В этой секции ведущие ритейлеры парфюмерии представляют четыре «топовых» аромата, способных подчеркнуть вашу индивидуальность и стать удачным дополнением к современному имиджу:

Если какой-либо из парфюмов покажется вам заслуживающим внимания, вы можете получить более подробную информацию о нём и его акционной цене, пройдя по соответствующей ссылке...

«Альдегидный оттенок»: альдегиды жирного ряда обладают своеобразным цветочным запахом с примесью острого «жирного» оттенка (запах прогорклого жира). Этот запах сам по себе не очень приятен, но в композициях он даёт изумительное сочетание и настолько изменяет характер запаха духов, что трудно сказать, является ли он ведущим.



«Изменение»: о духах говорят, что они изменились, когда их запах и цвет изменились в результате физических или химических процессов под воздействием воздуха, тепла, света или в связи со старением.

«Изопропилмиристат»: синтетическое масло, смягчающее кожу, подавляющее высушивающее воздействие спирта. Применяется в дезодорантах.

«Кетоны»: вещества, входящие в состав эфирных масел. Они обладают ранозаживляющими свойствами и облегчают выделение слизи, а также способствуют росту новых клеток. К маслам, содержащим кетоны, относят масла розмарина, шалфея , эвкалипта шаровидного и иссопа.

«Нос»: кроме обонятельного органа, этот термин обозначает ещё в парфюмерии людей, создающих духи.

«Нюхательная бумажка», «проба»: это необходимый предмет в работе парфюмеров и химиков. Речь идёт о тонкой полоске из специальной бумаги низкой плотности хорошо поглощающей влагу, которую погружают в композицию или в душистое вещество. Поднося её к носу, парфюмер оценивает качество продукта и следит за изменением запаха (головной, срединной, конечной ноты).

«Объём»: говорят о духах, которые широко распространяются в воздухе.

«Сочетание»: эффект, получаемый при смешивании двух или трёх видов сырья, или простых нот. Речь идёт о гармоничном сочетании, т.е. количество и интенсивность запаха каждого пахучего вещества должны быть уравновешены.

«Спирты»: химические вещества, входящие в состав эфирных масел. Они оказывают бактерицидное, возбуждающее, бодрящее, антивирусное и мочегонное действие. Спиртами богаты эфирные масла розы, померанца, мяты перечной, мирта, чайного дерева, сандалового дерева , пачули и имбиря .

«Стабилизатор»: это химическое соединение, которое парфюмеры иногда добавляют в композиции для замедления окисления.

«Сухие духи»: представляют собой смесь ароматических (саше) веществ или измельчённых пахучих растений с наполнителем, обычно расфасованы в мешочки, пакетики.

«Твёрдые духи»: представляют собой воскообразную массу (мазеобразные, чаще всего в виде карандаша или расфасованную в баночки), насыщенную душистыми веществами и окрашенную. Удобны в дороге, туристической поездке.

«Тема»: основной запах, вокруг которого парфюмер развивает своё творчество.

«Терпены»: химические вещества, входящие в состав эфирных масел. Они обладают антивирусными свойствами и способны раздражать кожу. Высоким содержанием терпенов отличаются масла лимона , апельсина, бергамота, чёрного перца , сосновой древесины и хвои, мускатного ореха и дягиля.

«Тест»: испытание, позволяющее оценить продукт до его выпуска на рынок.

«Тип запаха»: парфюмерии зависит от состава душистых веществ, входящих в парфюмерную композицию, и является очень важным при выборе ароматических изделий (для молодых и зрелых женщин и мужчин, для лета и зимы, для вечеринки и работы). По типу запаха парфюмерные изделия бывают: тёплые, свежие, прохладные, сладкие, сухие, пряные, терпкие, восточные, горькие, экзотические, бальзамические.



«Туалетная вода», «eau de toilette»: широко распространённый вид парфюмерной продукции, главным недостатком которой является невысокая стойкость - всего 2 - 3 часа.

«Унисекс»: стиль, главная черта которого - полное отсутствие признаков, указывающих на половую принадлежность.

«Фарнесол»: натуральный дезодорирующий компонент. Действует против бактерий, вызывающих неприятный запах пота. При этом остальная биологическая флора кожи не нарушается.

«Фенолы»: химические вещества, входящие в состав эфирных масел. Они обладают мощными бактерицидными свойствами, оказывают иммуностимулирующее, бодрящее и согревающее действие. Опасность их в том, что при длительном приеме большими дозами они могут вызывать легкую интоксикацию печени. Фенолами богаты эфирные масла гвоздики, корицы, тимьяна, душицы, чабера, кумина.

«Флердоранж»: белые цветки померанцевого дерева или настой из этих цветов.

«Хроматография»: физико-химический метод анализа, позволяющий идентифицировать и контролировать качественный и количественный состав парфюмерного изделия.

«Цитофилактические свойства эфирных масел»: способность эфирных масел стимулировать рост клеток кожи.

«Шипровый аромат »: аромат, представляющий смесь запахов дубового мха, лабданума, бергамота и пачули.

«Шлейф»: парфюмеры используют этот термин, чтобы передать обонятельное ощущение запаха воздуха, оставленного проходящим надушенным человеком.

«Шлейфовые ноты»: речь идёт о ноте, которая ощущается в завершающей стадии испарения духов после «головной» ноты и «сердца». Стойкостью её запах обязан наименее летучим компонентам духов.

«Экстрагирование»: извлечение из смеси жидких или твердых веществ основных компонентов посредством специальных растворителей.

«Экстракция»: процесс извлечения вещества из частей растения.

«Эссенция»: смотрите термин «эфирное масло».

«Эфирное масло»: термин обозначает ароматические компоненты и летучие экстракты растений, полученные либо дистилляцией, либо отжимом при охлаждении. Эти летучие вещества, быстро испаряются на воздухе. При вдыхании они попадают в организм через органы обоняния, при втирании - через кожные покровы; ванны с эфирными маслами позволяют им не только впитываться через кожу, но и побаловать органы обоняния ароматными парами.