Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду. Консультации для родителей «Подготовка детей к поступлению в детский сад План консультации с родителями по подготовке ребенка к детскому саду

Приветствие

Знакомство с родителями.

Знакомство родителей с условиями детского учреждения.

Беседа о уровнях адаптации и мероприятиях, направленные на снижение стресса.

Беседа о условиях и режима дня дома.

5. Конспект родительского собрания:

Тема ««Быть отцом - это почетно»

Форма мероприятия: консультация, дискуссия.

Цель: Помочь отцам понять свою роль в развитии личности ребенка, поднять статус отца в семье.

Ожидаемый результат: улучшить микроклимат в семье, эмоционально обогатить отношение «ребенок - родитель (папа)»

Участники: папы воспитанников

Предполагаемое время 35-30 мин.

Оборудование аудиозапись «Папа лучший»

Итоги: анкетирование

Использованная литература:

  • 1. Авдеева Н.Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. №7, 2005.
  • 2. Акивис Д.С. Отцовская любовь/Д.С. Акивис. - М.: Профиздат, 1989.
  • 3. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые папы. Мы с вами очень редко видимся в детском саду, и сегодня мы пригласили вас чтобы поговорить о главном, о роли отца в семье. Мини-дискуссия. Воспитатель: За несколько дней до собрания мы провели опрос детей по самым различным вопросам, один из них звучал так: «За что ты любишь своего папу?» Послушайте их ответы (зачитывает несколько ответов детей). (Следует помнить, что педагог обязан соблюдать педагогическую этику. Если ребенок негативно относится к отцу и, отвечая на вопрос, сообщил об этом, то данный ответ ребенка нельзя выносить на всеобщее обсуждение. Следует тактично и в индивидуальном порядке обсудить данную проблему с отцом.) Ведущий: Как вы думаете, почему мы сегодня собрались именно в таком составе? - Какова роль отца в семье? - Что вы считаете главным в воспитании ребенка? - Чье участие в воспитании ребенка должно быть больше: матери или отца? Почему? (Зачитывает 2-3 ответа из анкет.) Прослушивание магнитофонной записи ответов детей на вопросы. - Чем твой папа занят вечерами? - Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа? - Что ты любишь делать вместе с папой? - Чему тебя научил папа? (Обсуждение.) Ведущий (обобщает ответы детей): Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен. Главное - не опоздать! Главное - с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Папы Автор: Олег Бундур Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит, Тот, бывает, напевает, Тот у телика торчит, Тот, бывает, обнимает Теплотою сильных рук, Тот, бывает, забывает, Что он сыну лучший друг. Папы разными бывают… И, когда проходят дни, Сыновья их вырастают Точка в точку, как они. Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребёнок - большое испытание на прочность семьи. Ещё Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость. Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно». Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным, точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым. Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем - то посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем - всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, смелость поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность. Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. На производстве отец - труженик, в семье отец - воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение, взаимопонимание. Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно. Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаётся. Ребёнку необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты. А давайте задумаемся- какие же мы папы? Действительно ли папа должен быть таким? «ПАПА - МАМА». По - матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть папой и мамой. А это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резко континентальный климат в квартире или, вернее, контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно… И почти нет золотой середины. «МАМА - ПАПА». У этого типа - главная забота: как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено, и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей. «КАРАБАС - БАРАБАС». Папа - пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, не полноценного… Этот страх - словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания… При таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется… прорвется наружу, чтобы собой обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А Везувий не любит «молчать». «ПОПРЫГУНЬЯ СТРЕКОЗА». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока только ребенок как гость, о котором должна позаботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим - то рабом. Для него эталон - холостяцкая жизнь, без детей, ведь ребенок - обуза… И к тому же тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно. «ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ», «РУБАХА - ПАРЕНЬ». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не только является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими, чтобы сделать приятное им, он способен на долго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то в тайне сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить. «НИ РЫБА - НИ МЯСО», «ПОД КАБЛУКОМ». Не настоящий папа - манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный лишь подпевать в хоре, где солирует жена, вторящий ей, словно эхо. Пляшущий под ее дудку, словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не поймет, есть у него папа или нет… КАКОЙ ПАПА НУЖЕН РЕБЕНКУ? Конечно, тоже самый, самый… Самый добрый, самый справедливый, самый храбрый и бесстрашный… Одним словом, самый, самый лучший… И ребенок в его глазах тоже должен оказаться самым, самым. Самым добрым, самым справедливым, самым смелым. Ну, а главное - любимым! Одним из важных условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, их взаимную привязанность, является как можно более раннее начало их общения. Существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемы» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы на мать. Воспитание детей - это постоянное занятие, в котором участвуют и отец, и мать. Трех-четырехлетние дети с большим желанием общаются с родителем противоположного пола - подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт найдет свое дальнейшее развитие в будущем. Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый отец должен осознавать это и всегда помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему воспитатель всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, в жестах, речи - и, прежде всего, в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, - недостаточно зрелые, несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству. Влияние отца делает ребенка дисциплинированным, открытым, честным, обязательным. Кроме того, без положительного влияния отца мальчик, повзрослев, не сможет передать своему сыну адекватный опыт полоролевого поведения. У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей. Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. Во время этих игр, не отдавая себе отчета, Вы внушаете своему ребёнку ощущение уверенности в себе и защищённости. Ребёнок идёт с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание того, что его отец всё может, всё умеет. Чтобы ребёнок раскрылся, нужно завоевать его доверие. Малыш должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно лишь в том случае, когда вы сами идёте ему навстречу: по дороге из детского сада расскажите, что тревожило вас на работе, что удалось сделать за день, вспомните людей, с которыми повстречались, поделитесь заботами и мыслями, расскажите, что вас тронуло в прочитанной газете, книге. Говорите с ребёнком обо всём: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребёнок ещё мал и ничего не поймет. Главное - он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому. Чаще спрашивайте, что нового, интересного произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? У тебя есть друг? Он хороший? Почему? Расскажи, о чём эта книга? Как бы ты поступил на моём месте? А. С. Макаренко большое значение придавал авторитету родителей. Он писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, деловое и серьезное распоряжение - вот, что должно быть в семье. На каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, Вы должны выбрать соответствующий приём, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе всё это вызовет протест и ответную грубость. Отец должен наказывать за непослушание, иначе формируется безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет её искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить. Во многих семьях дети всё больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребёнок ждёт: «Вот скоро папа придёт. » И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живёт в одной квартире, под одной крышей, тем не менее, отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети. Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами, подарками, новыми игрушками, сколько примером, достойным подражания. Помните: гордость за своего отца - это моральный фундамент для взлёта личности ребенка. Во что же поиграть ребёнку с папой, чтобы было интересно обоим?(обсуждение) Необходимо определиться с выбором игр и игрушек, которые будут интересны для обоих. Конечно, игры папы с сыном значительно будут отличаться от игры с дочкой, где нужно нянчить кукол. 1. Можно вместе поиграть собирая конструктор, лабиринты и многое другое. Для своей п дочери папа может собрать из конструктора домик для маленькой принцессы и для этого совсем не обязательно покупать его розового цвета. 2. Все мужчины любят скорость. И папу и малыша очень увлечёт быстрая езда на игрушечном автомобиле. С детьми по старше папа может поиграть в радиоуправляемые машинки, с детками по младше в деревянную или пластиковую железную дорогу. 3. Пусть папа поиграет в ролевую игру с ребёнком, тем более детям это принесёт неоценимую пользу. В процессе игры у ребёнка разовьются творческие способности, речь, фантазия. Папа пусть вживается в роли или персонажи и они вместе придумают какую-нибудь историю. 4. Самыми весёлыми играми папы, как с мальчиком, так и с девочкой это подвижные игры. Попробуйте поиграть в футбол, меняясь на воротах, привлеките сюда и маму, если есть возможность. Посоревнуйтесь в меткости, играя в дартс, или боулинг. В заключении хочется сказать, что совместные игры пап и детей играют особую роль в развитии каждого ребёнка. Мамы должны всячески поддерживать общение папы и ребёнка, а иногда подсказывать им во, что поиграть. Быть хорошими родителем - тяжелый труд. Успехов вам в воспитании ваших детей и взаимопонимания в семье! Прослушивании аудиозаписи: «Мой папа - самый лучший, И он достался мне! Я самый счастливый Ребенок на Земле» Анкета для пап Уважаемые папы! В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните): мудрый отец; глава семьи; отец - кормилец; настоящий отец; занятый отец; успешный отец; лидер в семье; доступный ребенку отец; пока несостоявшийся отец; терпеливый; строгий; импульсивный и невыдержанный; чуткий и заботливый; суровый отец; всегда находящийся на работе; отдаленный отец; дополните, если хотите 2. С кем чаще общается Ваш ребенок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)? 3. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье? 4. Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом 5. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? 6. Чем занимаетесь с ним в свободное время? 7. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? 8. Как часто Вы говорите своему ребенку: «Сейчас я занят, потом...» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните). 9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу? 10. На Ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребенок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью? Подчеркните выбранный ответ: да; нет; мать и отец во всем могут замещать и дублировать друг друга; не приходилось задумываться над этим вопросом; дайте свой ответ 11. Как часто говорите своему ребенку: «Я тебя люблю», фразы, подчеркивающие ваше единство и общность (подчеркните)? часто; иногда; редко; почти никогда. 12. Как часто Вы говорите ребенку о том, что вам нравится в нем (подчеркните)? часто; иногда; редко; почти никогда. 13.Ругаете ли своего ребенка при посторонних, друзьях? 14.Какие трудности в общении с детьми? 15.Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании? 16.Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком? Какие? 17.Вы любите проводить отпуск с детьми или без них

6. Перспективный план взаимодействия с родителями

Возрастная группа: вторая младшая группа

Форма проведения

Тематика

Сентябрь

День открытых дверей, консультация.

Здравствуй, детский сад! Адаптационные мероприятия: Консультация для родителей вновь поступивших детей «Ребенок и детский сад. Трудности первых дней пребывания»

Консультация

Открытый микрофон «Детский сад и семья - мы рядом»

Визитная карточка ДОО «Добро пожаловать! »

Родительское собрание

«Ваш ребенок пришел в детский сад»

«Социальный паспорт семьи»

Утепление окон в группе к зиме.

Наглядно - текстовая информация

«Для вас, родители»

Консультация

«Кризис трех лет»

Выставка

Выставка детских рисунков: «Рисуем вместе с папой»

Наглядно - текстовая информация

«Советуют специалисты».

Консультация

«Меры закаливания детей»

Субботники Трудовая деятельность

Оформление прогулочной площадки снежными постройками в зимний период.

Наглядно - текстовая информация

«Внимание, грипп!»

Субботники Трудовая деятельность

Украшение группы к новогоднему празднику.

Новогодний утренник

«В гости сказка к нам пришла»

Совместная поделка

«Скворечник для птиц»

Участие в смотре-конкурсе «Зимняя фантазия» (постройка снежных фигур)

Наглядно - текстовая информация

«Что делать, если ребенок упрямится?»

Выставка

Выставка детских рисунков: «Рисуем вместе с мамой»

Субботники Трудовая деятельность

Уборка снега на участке.

«Дети и телевизор»

Праздник

«Папочке спою!»

Мастер - класс

Игрушки детям своими руками

Совместное создание в группе огорода

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

Праздник

«Для мамочки любимой!»

Наглядно - текстовая информация

«Советуют специалисты»

Наглядно - текстовая информация

«Когда ребенок подвергается опасности»

Конкурс - выставка

«Победный май»

Выставка

Организация выставки - поздравления к Дню Победы!

Эстафета

«Ты да я вместе мы с тобой семья!»

Наглядно - текстовая информация

Папка-передвижка «Шустрики и мямлики»

Итоговое родительское собрание

«Подведение итогов»

Летний период

Консультация

«Как организовать летний отдых детей».

Праздник + чаепитие

«Веселая семейка»

Наглядно - текстовая информация

Папка-передвижка «Почему дети жадничают?»

Материал подготовила воспитатель первой младшей группы № 1 Красовская Наталья Викторовна.

С поступлением в детский сад изменяется образ жизни ребенка. Он попадает в новые условия, теперь его окружают не только любящие родители, но и множество незнакомых взрослых, а также сверстников. Дома ребенок находится в привычной обстановке, где ему все знакомо, родители зачастую подстраиваютсяпод желания и особенности ребенка, уделяют ему много времени, позволяют играть, кушать, спать в любое время. Дома дети являются полновластными обладателями игрушек и могут играть с ними сколько и как пожелают. В редких семьях соблюдается режим дня. Поступая в ясли ребенок сталкивается с совершенно незнакомыми условиями – обстановка в группе, воспитатели, другие дети – все кажется для него чужим. Кроме того, ребенок вынужден соблюдать режим дня, строго регламентированный по времени, делиться игрушками со сверстниками, т.к. в группе они общие. Такие перемены приводят в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка и травмирует психику. Могут разрушатся ранее приобретенные привычки: ребенок перестает просится на горшок, затормаживается речь.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряжённость, беспокойство или заторможенность, частые слезы и капризы, которые конечно же сказываются на аппетите и сне. В первые дни, все дети поступившие в детский сад, тоскуют по дому, плачут, просятся к маме.

Что бы ребенок спокойнее перенес адаптацию, мы предлагаем:

1. Почаще выводите ребенка «в люди». Идеальный «переходный» вариант между исключительно домашним существованием и детским садом – посещение развивающих центров.

2. Тренируйте малыша «на расставание». Время то времени оставляйте его бабушкам и знакомым.

3. Старайтесь придерживаться режима детского сада.

4. Ни в коем случае (!) не упоминайте детский сад и воспитателей в негативном контексте. «Вот не будешь слушаться, отведу в детский сад»

5. Учите ребенка дома, всем необходимым навыкам самообслуживания (проситься на горшок, пользоваться ложкой, одеваться).

И вот ребенок пошел в детский сад.

1.Дайте малышу небольшую игрушку (лучше мягкую). Прижимая к себе что то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

3. Обязательно скажите ребенку, что вы за ним придете, и когда (после прогулки или после обеда) Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания.

И, наконец помимо готовности ребенка, следует отдельно сказать о готовности родителей. Перед тем как вы отведете своего сына или дочь в детский сад, важно вспомнить свои собственные впечатления от детского сада, как хорошие, так и плохие. Необходимо конкретизировать свои давние, детские страхи и опасения, которые могут принять форму подсознательного сопротивления предстоящей разлуки с ребенком. Так, некоторые родители неосознанно затягивают прощание с малышом: он уже готов «оторваться» от них и бежать к детям, а папа или мама возвращаются снова и снова к двери в группу, и не могут оторвать взгляда от своего чада. В этом случае неуверенность родителя непременно передается ребенку.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду»

В скором времени ваш ребенок пойдет в детский сад? Тогда эта консультация для вас! Предпринимать активные действия нужно прямо сейчас и для начала нужно узнать, что же ждет вашего ребенка в начале его самостоятельного пути, ведь поход в детский сад это именно начало самостоятельности, когда ребенок впервые остается без родителей и для многих детей этот процесс является болезненным. Степень же дискомфорта, испытываемого ребенком, по большей части зависит от родителей. Как же помочь ребенку преодолеть все трудности быстрее и спокойнее?

Для начала нужно разобраться, что такое адаптация? Адаптация это процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Находясь большую часть жизни дома, ребенок усвоил определенный образ жизни, привык к правилам, установленным родителями. В детском саду ребенок впервые сталкивается с другим миром, где все по-другому и к этому ему предстоит привыкнуть. Зачастую адаптация проходит с такими нарушениями физического и психического состояния ребенка как:

    нарушение аппетита, когда ребенок отказывается от еды или недоедает;

    нарушение сна, когда сон ребенка становится слишком чутким, прерывистым;

    изменение эмоционального состояния, когда ребенок становится чересчур плаксивым, раздражительным.

Но это лишь вершина айсберга, иногда встречаются и более серьезные расстройства, например:

    повышение температуры тела;

    изменение характера стула;

    потеря ребенком некоторых ранее приобретенных навыков, когда ребенок вдруг перестает ходить на горшок, самостоятельно одеваться, разговаривать и пр.

То, насколько сильно будут проявляться данные изменения зависит от индивидуальных особенностей малыша и от того как взрослые научили его себя вести.

Выделяют следующие степени адаптации:

    легкая – до 1 месяца,

    средней тяжести – до 2 месяцев,

    тяжелая – от 2 до 6 месяцев.

При легкой адаптации ребенок осваивается в детском саду быстро, у него наблюдаются лишь незначительные изменения в поведении, сон и аппетит быстро восстанавливаются. Ребенок практически не болеет в этот период и быстро находит контакт со взрослыми и ровесниками.

При адаптации средней тяжести происходят более серьезные нарушения физического состояния ребенка, изменяется температура тела, часто возникает потливость, бледность кожных покровов, диатез. Ребенок становится эмоционально неустойчивым, капризным, раздражительным, может плакать весь день. Сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней. В период адаптации ребенок часто болеет острыми респираторными заболеваниями.

При тяжелой адаптации ребенок привыкает к новым условиям долго, в течение нескольких месяцев. У малыша наблюдаются стойкие изменения в поведении двух видов, либо он становится чересчур агрессивным и на любые предложения отвечает протестом, либо наоборот замыкается, хныкает и всячески избегает любого общения. Ребенок очень тревожно спит, отказывается от еды, часто и сильно болеет, вплоть до осложнений.

Необходимо помнить, что родители это именно те люди, которые могут помочь ребенку легко адаптироваться в детском саду, ведь никто не знает вашего малыша лучше вас.

К факторам влияющим на степень адаптации ребенка в детском саду традиционно относят следующие:

1. Возраст ребенка. Дети до 2 лет адаптируются труднее. После 2 лет процесс адаптации происходит легче, это объясняется тем. Что дети постарше более любознательны, у них больше жизненного опыта.

2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.

3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

4. Индивидуальные особенности.

5. Условия жизни в семье. Если для ребенка были созданы подходящие условия, он умеет налаживать контакт с людьми, играть в игрушки, самостоятельно есть, ходить на горшок, говорить, выполнять указания взрослых, жить согласно распорядку дня, то его адаптация пройдет легко и безболезненно.

Тяжелее к детскому саду привыкают мальчики, так как в этот период жизни они более привязаны к матери, чем девочки. Труднее осваиваются единственные дети в семьи, всегда опекаемые родителями и всеми родственниками.

В адаптационный период воспитатели всеми силами стараются помочь детям, найти к каждому индивидуальный подход, дать максимум ласки и заботы, а так же побольше узнать о каждом своем воспитаннике. Родителям необходимо спокойно относиться к различным вопросам воспитателя, ни в коем случае не избегать беседы с ним, налаживание партнерских и дружеских отношений между родителями и детским садом есть залог успеха и развития ребенка.

Еще раз напоминаю, что успешность адаптации ребенка в большей степени зависит от вас. Вам тоже необходимо подготовиться к первому шагу ребенка в самостоятельность.

Что же нужно сделать?

1. Подружиться с мыслью: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

2. Соблюдайте режим дня. Узнайте какой режим установлен в детском саду и за 2-3 месяца до похода в сад приучайте к нему малыша.

3. Приучайте ребенка к блюдам общественного питания: кашам, супам, молочной пище.

4. Приучайте ребенка к горшку, научите самостоятельно есть и одеваться.

5. Создавайте в семье положительный образ детского сада, расскажите о нем ребенку, говорите, как ему там будет хорошо.

6. Постарайтесь заранее подготовить малыша к временной разлуке, например: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!»

Эти советы помогут вам и вашему ребенку преодолеть все трудности адаптационного периода, настраивайте себя на лучшее, налаживайте доверительные отношения с педагогами. У вас все получится!

Нина Владимировна Синельщикова
Консультация для родителей. Как подготовить ребенка к детскому саду.

Как подготовить ребенка к детскому саду .

Расскажите ребенку , что такое детский сад , зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.

Проходя мимо детского сада , с радостью напоминайте ребенку , как ему повезло – скоро он сможет ходить в детский сад . Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад .

Подробно расскажите ему о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок , когда пойдет в детский сад .

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например : «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи : «Я хочу пить» , и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий , что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу : «Воспитатель не сразу может одеть всех детей, тебе придется немножко подождать ». Попробуйте поиграть с ребенком во все эти ситуации дома.

Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробочку» , складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и , уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т. д.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

Помните, что на привыкание ребенка в детском саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует , когда сомневаются в целесообразности садовского внимания. Любые ваши колебания ребенок использует для того , чтобы воспротивиться расставанию с родителями . Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду .

Ребенок привыкает тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом . Познакомьтесь с другими родителями и их детьми . Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по имени . Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношению с воспитателем, с другими родителями и их детьми , тем проще будет привыкнуть вашему ребенку .

Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом .

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка .

Взаимодействие с родителями воспитанников младшей группы.

Семья для дошкольника - необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребенка. Современная модель сотрудничества педагога, воспитателя с семьей понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребенка.

Задачи работы с родителями выполняются при условии:

Целенаправленности;

Систематичности и плановости;

Доброжелательности и открытости;

Дифференцированного подхода к семье.

Формы работы с родителями:

Проведение общих родительских собраний;

Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые);

Дни открытых дверей;

Экскурсии по детскому саду (для вновь поступающих детей и родителей);

Совместные занятия, праздники, досуги, фольклорные вечера, спортивные соревнования, дни здоровья, экскурсии, тренинговые упражнения, совместное творчество;

Посещение семей;

Тематические консультации;

Круглый стол;

Наглядная пропаганда;

Телефонные звонки;

Консультации по вопросам адаптации ребенка к детскому саду, развития речи и речевой коммуникации, по развитию у детей любознательности, воображения, креативности и др.;

Составление банка данных о семьях воспитанников;

Оформление материала для родителей по вопросам психологической помощи.

Методы изучения семьи:

Анкетирование родителей;

Беседы с родителями;

Беседы с детьми;

Наблюдение за ребенком;

Проведение съемок на фото и видео индивидуальной и групповой деятельности детей с дальнейшим показом и обсуждением с родителями;

Создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями спортивных соревнований, праздников, досугов;

Организация конкурсов и выставок детского творчества, демонстрация вариативного использования бросового материала.

Срок

Форма и тема мероприятия

Ответственные

Сентябрь

    Консультация для родителей

« Адаптация в детском саду»

    Памятка для родителей « Возрастные особенности детей младшей группы»

    Консультация « Живем по режиму»

    Оформление родительского уголка на осеннюю тему « Золотая осень»

    Консультация для родителей «Ругать можно, а хвалить нужно»

Воспитатели

Октябрь

    Консультация « Мы любим природу»

    Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

    Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРВИ».

    Родительское собрание на тему: « Кризис трех лет»

    Привлечение родителей к подготовке осеннего утренника.

Воспитатели

Ноябрь

    Консультация « Подвижная игра – как средство физического развития личности»

    Анкетирование родителей «Какой вы родитель?»

    Беседа « Одежда детей в группе»

    Акция « Помоги тем, кто рядом» (Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц)

    Памятка для родителей. Тема: « Способы изготовления кормушек»

Воспитатели

Декабрь

    Оформление родительского уголка на зимнюю тему « Здравствуй гостья Зима!»

    Подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов)

    Подготовка подарков на Новый год.

    Папка – передвижка (Новогодние советы, приметы, развлечения, конкурсы т.д.)

    Памятка для родителей « Правила перевозки детей в автомобиле»

Воспитатели

Январь

    Консультация « Игра, как средство воспитания детей»

    Консультация « Роль семьи в физическом воспитании детей»

    Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

    Консультация « Первая помощь при обморожении»

    Памятка для родителей.Тема: « Чаще читайте детям»

Воспитатели

Февраль

    Фотоколлаж на тему: « Мой папа»

    Родительское собрание « Роль семьи в воспитании детей»

    Консультация « Формирование интереса у детей 4 – го года жизни к людям разной профессии»

    Консультация « Азбука дорожного движения»

    Памятка для родителей « Пальчиковая гимнастика»

Воспитатели

Март

    Оформление родительского уголка на весеннюю тему. « Весна – Красна снова в гости к нам пришла»

    Фотоколлаж на тему: « Моя мама»

    Консультация « Как воспитывать самостоятельность?»

Воспитатели

Апрель

    Консультация « Формирование культуры трапезы»

    Консультация « Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

    Советы родителям « Как провести выходные с ребенком»

    Фотовыставка « Жизнь ребенка в детском саду»

    Консультация « Роль развивающих игр для детей 3 -4 лет».

Воспитатели

Май

    Памятки для родителей « Игры с песком и водой»

    Папка –передвижка для родителей ко дню победы.

    Консультация « Профилактика детского травматизма»

    Подготовка к летне – оздоровительному периоду»

    Родительское собрание. Итоги года.

Воспитатели

Список использованной литературы

    Арапов Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

    Александрова О. «Новейшая хрестоматия для дошкольников». – М.:Эксмо,2011. -320 с.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

5. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекта занятий. - М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.

6. Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.-М., 2002.

7. Закирова К.В. «На поляне детства», хрестоматия для воспитателей ДОУ и родителей. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011. -256 с.

8. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

9. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез,2006-2010

10. Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

11. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

12. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду, - М.:. Мозаика-Синтез, 2007-2010.

13. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2014

14. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М. :Мозаика- Синтез, 2005-2010.

15. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

16 .Томилова С.Д. «Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 704 с.

17. Шаехова Р.К., Региональная программа дошкольного образования.- РИЦ, 2012.