Конспект занятия ранний возраст матрешка. Игры и занятия с матрешками для детей раннего возраста. Дидактическая игра «Подбери двери к домикам»

Игровое занятие-знакомство с детьми второго года жизни, тема: «Матрешка»

Оборудование:

Игрушки: «Матрешка», машина на веревочке, овощи и фрукты.
Раздаточный материал: платочки, детали строительного конструктора (кубик, крыша), детские музыкально-шумовые инструменты, цветная посуда (блюдца и чашки), картонные «чашки» для дыхательной гимнастики, листы бумаги с нарисованными матрешками.
Фонограмма песни «Мы матрешки».
Краски для рисования пальчиками.

Ход занятия:

Сюрпризный момент

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто приехал к нам на машине?!

Воспитатель вывозит за веревочку машинку, в ней находится игрушка Матрешка.

Речевое упражнение «Познакомься с матрешкой»

Кто это? Это Матрешка. Матрешка хочет познакомиться с вами. Как тебя зовут?
Очень приятно. А как зовут тебя? Приятно познакомиться.

Игра-забава «Спрячься за платочком»

Возьми в руки платочек (за уголки, с помощью взрослого). Спрятались за платочком. Где же наши детки? Покажитесь. Вот где наши детки! (Можно, выглядывая из-за платочка, говорить «ку-ку». Повторить два раза.)

Дидактическая игра на обучение величине предмета «Большая-маленькая»

Эта игрушка не простая, внутри нее живет другая.
Воспитатель раскладывает матрешку и читает потешку.
Вот семь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут -
Всех матрешками зовут.
Покажи самую большую матрешку. Покажи самую маленькую матрешку.

Динамическая пауза «Мы матрешки»

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.

А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас модные прически.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
Мы Матрешки, вот такие крошки
А у нас, а у нас красивые сапожки.

Дети выполняют движения по тексту.

Строительно-конструктивная игра «Домик для матрешки»

Давай построим домик для матрешки. Поставь кубик, а затем сверху на кубик поставь крышу. Вот какой красивый домик получился.

Гимнастика для глаз «Где матрешка?»

Отыщи глазками матрешку.

Воспитатель отходит от детей и поднимает матрешку вверх над головой, затем отводит ее влево, вправо, опускает вниз.

Динамическая пауза «Собери овощи для матрешки»

А теперь возьми машину и отправляйся в сад и огород. Собери урожай для матрешки. Сложи фрукты и овощи в кузов машины и привези их матрешке.

Сенсорная игра «Подбери чашку к блюдцу»

Матрешка очень любит пить чай. Только перепутались у нее чашки и блюдца. Давайте поможем матрешке навести порядок. Красную чашку поставим на красное блюдце. Вот так. (Показ воспитателя). А теперь ты возьми чашку. Какого она цвета? Поставь желтую чашку на желтое блюдце.

Дыхательное упражнение «Дуем на горячий чай»

Вот какой горячий чай у матрешки. Чтобы чай поскорее остыл нужно на него подуть. Вот так. (Показ воспитателя, щеки не надувать, чашку подносить близко ко рту).

Дидактическое упражнение на развитие фонетического слуха, чувства ритма и координацию движений «Сыграй для матрешки»

Наша матрешка очень любит слушать музыку, петь и танцевать. Возьми погремушку (бубен) и сыграй для матрешки. Под фонограмму песни «Мы матрешки».

Изобразительная деятельность. Рисование пальчиками «Укрась матрешку»

Посмотрите, какая красивая матрешка нарисована. Нужно только украсить ее. Обмакните пальчик в синюю краску и поставьте точки в глазки матрешке и в серединке цветочков на ее платьице.

Речевое упражнение «Прощание»

Пора матрешки уезжать. Послушайте, как она прощается с вами: «До свидания!». А теперь вы попрощайтесь с матрешкой, помашите ей рукой и скажите: «До свидания».

Конспект совместной игровой деятельность с детьми в первой младшей группе (2-3 года) «В гости к нам пришла матрешка»


Подготовила: Наумова Людмила Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории, МДОУ № 133
г. Комсомольск на Амуре, Хабаровского края.

Описание материала : Предлагаю вам методическую разработку игровой деятельности с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по ознакомлению с правилами этикета при общении. Материал будет интересен и полезен педагогам, работающим с детьми раннего возраста и их родителям.
Тема: «В гости к нам пришла матрешка»
Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие (музыка).
Цель: Воспитывать элементарные навыки культуры поведения (умение здороваться, благодарить, прощаться).
Задачи: 1.
1. Формировать умение здороваться и прощаться, употреблять при общении с окружающими слова «здравствуй», «до свидания», «спасибо» и «пожалуйста».
2. Содействовать развитию навыков общения.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам (матрешке).
4. Развивать интерес к движениям под музыку.
Методы и приемы: сюрпризный момент, рассматривание игрушки, вопрос, музыкальная игра «Матрешка» (с платочками).
Материалы и оборудование: Кукла-матрешка, цветные платочки по количеству детей.
Ход игры
Воспитатель вносит в группу матрешку.
Издалека, издалека
В гости к нам пришла матрешка.
Она к ребятам собиралась,
Очень долго наряжалась.
Матрешка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Малыши, поздоровайтесь с матрешкой, скажите ей «Здравствуй». (Саша, скажи «Здравствуй матрешка», Лиза скажи «Здравствуй матрешка»).
Дети: Здравствуй, матрешка.
Воспитатель: Малыши, посмотрите, какая матрешка?
Дети: Веселая, румяная, нарядная, красивая, большая (если дети затрудняются - помочь наводящими вопросами).
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Матрешка румяная, красивая, нарядная. А во что она нарядилась, что она одела (дети перечисляют: блузка, сарафан; уточняют цвет одежды). А что в руке у неё? А у вас есть платочки? (Ответы детей).
Воспитатель: У деток тоже есть платочки. Для чего они нам нужны? Что ими мы делаем? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, у деток носовой платочек, им мы вытираем нос и рот, чтобы они были чистыми. А у матрешке нарядный, кружевной платочек, с ним можно танцевать.
Воспитатель: Малыши посмотрите, что это матрешка нам в корзиночке принесла. Да это платочки! Какие платочки? (красивые, яркие, разноцветные – ответы детей).
Воспитатель: Давайте попросим матрешку дать нам платочки, скажем «дай, пожалуйста». Катя попроси матрешку «дай, пожалуйста». Андрей попроси матрешку «дай, пожалуйста».
Матрешка раздает детям платочки. Воспитатель напоминает детям, что надо сказать матрешке «спасибо».
Воспитатель:
Мы возьмем за уголочки
Наши яркие платочки,
А потом, потом, потом,
С ними дружно в пляс пойдем!

Проводится музыкальная игра «Матрешка» (с платочками).

Мы вокруг матрешки
Хороводом встали,
Яркие платочки
Высоко подняли.
Припев:
Это пляшут малыши, малыши.

Это пляшут малыши, малыши.

Мы вокруг матрешки
Весело гуляли,
Весело гуляли,
Ножками шагали.

Припев: Ты матрешка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
Ты матрешка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.

А теперь с матрешкой
Поиграем в прятки,
Отгадай матрешка,
Где же все ребятки?
Припев: Ты матрешка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
Ты матрешка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.

А теперь с матрешкой
Нам пора проститься,
Нам пора проститься,
Низко поклониться.
Припев: Ты матрешка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
Ты матрешка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Матрешке очень понравилось, как вы танцевали (Дети и педагог хлопают в ладоши). Посмотрите ребята, матрешка машет нам платочком – прощается с нами. Давайте соберем платочки:
Мы возьмем за уголочки
Наши яркие платочки,
Все к матрешке подойдем
И платочек уберем.
Воспитатель хвалит детей (молодцы аккуратно сложили платочки).
Матрешка: Ну, а мне уже пора,
До свиданья детвора.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с матрешкой: «До свидания матрешка» (просит нескольких детей повторить «До свидания»).
Матрешка прощается с детьми и уходит.

Конспект занятия:
«В гости к нам матрёшка пришла»

Цель: Вызвать радость с помощью потешек, песенное и действие с игрушкой
(матрёшкой).
Задачи: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой (матрёшкой).
Знакомить детей с деталями строительного материала «кирпичик»,
вариантами разложение строительных форм. Формировать представление о
пространственных соотношениях (выкладывать «кирпичик», соединяя на
узкие длинные стороны. Продолжать учить детей правильно держать кисть,
закреплять умение аккуратно закрашивать в одном направлении сверху – вниз
(справа – налево), не заходя за контур. Вызвать активность при подпевании
песенок, умение выполнять плясовые движения в кругу.
Материал: Игрушка матрёшка, строительный материал (кирпичики),
заготовки из бумаги – матрёшки, кисточки, гуашь – красного, зелёного,
желтого цвета, платочки для девочек.
Методы: Игровая, образно­ художественная, наблюдение, конструктивное.
Форма проведения: подгрупповая.
Ход занятия: Дети сидят на стульчиках (стук в дверь).
Воспитатель: Кто – то к нам в гости пришёл. Давайте посмотрим
(воспитатель открывает дверь и вносит игрушку – матрёшку).
Воспитатель: Кто это к нам пришёл?
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Здравствуйте, матрёшка!
Воспитатель: Какая ты нарядная и красивая.
Вся она как маков цвет,
Сарафан на ней одет,
Красный, как цветочек,
И под цвет платочек.

Воспитатель: Матрёшка говорит, что она потеряла своих подружек. Не
заходили ли они к нам в группу.
Воспитатель: Матрёшка, подружки твои к нам в группу не заходили, но мы с
ребятами поможем тебе их найти. (Воспитатель берёт в руки матрёшку и
предлагает детям вместе найти и поискать подружек). На пути они встречают,
на коврике лежит строительный материал (кирпичики).
Воспитатель: Ребята, что это лежит на коврике?
Дети: Кирпичики.
Воспитатель: Давайте построим ровную дорожку и вместе с матрёшкой
пройдем по этой ровной дорожке. (Показ и объяснение воспитателя, как
построить ровную дорожку).
Воспитатель: Беру кирпичик, кладу его широкой стороной, затем беру ещё
кирпичик, и кладу широкой стороной соединяя узкие короткие стороны,
кирпичики прикладываем друг к другу плотно.
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась длинная и ровная
дорожка. А сейчас пойдем по этой дорожку, друг друга не толкайте, можно
упасть.
По дорожке мы шагаем (идут за воспитателем
И в ладошки ударяем, хлопая в ладоши)
Топ – топ, ножки топ,
Хлоп – хлоп, ручки хлопают
Ай, да малыши!
Ай, да крепыши!
Воспитатель: Молодцы! Мы прошли и дорожку и нашу не поломали.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а что это лежит на столе. Давайте подойдем
и посмотрим. (На столе лежат заготовки из бумаги силуэты матрёшки,
кисточки, гуашь зелёного, красный, синего цвета, вода для промывания
кисточек, салфетки).

Воспитатель: Да, это же подружки нашей матрёшки, только они здесь не
только нарядные, как наша матрёшка. Давайте разукрасим и они будут такие
же красивые и нарядные. Садитесь за столы, матрёшку нашу посадим
посередине стола, она будет смотреть, как мы будем разукрашивать её
подружек. (Дети садятся за столы и начинают разукрашивать каждый свою
матрёшку, воспитатель следит за техникой рисования, помогает тому кто не
справляется).
Воспитатель: Вот мы и разукрасили наших матрёшек, они получались такие
же нарядные и красивые. Ребята, посмотрите, как радуется наша матрёшка.
Матрёшка говорит нам спасибо, что мы помогли найти её подружек.
Ах, матрёшка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобою детки,
В детском садике играть!
Воспитатель: А сейчас ребята, матрёшка приглашает нас всех потанцевать.
(Одеваем платочки на девочек). Играет музыка «Русские матрёшки».
«Мы милашки, куклы неволяшки яркие рубашки».
Воспитатель: Молодцы! Матрёшка забирает своих подружек, прощается с
ребятами и уходит.

По ИЗО деятельности

Конспект НОД в группе раннего возраста
«В гости к русской матрешке»

Петровичева И.С., воспитатель II квал.категории МДОУ д/с №12 г.Щекино

Цель: познакомить детей с самой известной русской игрушкой - матрешкой; вызвать интерес к рисованию различными техниками.

Задачи:

Образовательные:

  1. Активизировать интерес к русскому декоративно-прикладному творчеству.
  2. Учить детей слушать взрослого и отвечать на вопросы.
  3. Закреплять умение работать различными техниками рисования.
  4. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цветовую гамму.
  5. Закреплять цвета.

Развивающие:

  1. Активизировать речь детей.
  2. Развивать внимание и память.
  3. Развивать мелкую моторику.
  4. Развивать творческие способности и эстетические чувства.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  2. Развивать социальные навыки детей.

В ходе деятельности перечисленные задачи реализуются по следующим образовательным областям.

1. «Художественное творчество»:

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование) .

Развитие детского творчества.

2. «Коммуникация»:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

3. «Социализация»:

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

4. «Познание»:

Формирование сенсорных представлений.

Расширение кругозора детей.

5. «Здоровье»:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Оборудование: кукла - матрешка, тонированные шаблоны матрешек для рисования, ватные палочки, краски гуашевые (синяя, желтая, красная, зеленая) , демонстрационные образцы для пояснения творческой задачи, куклы «Варежковый театр», влажные салфетки.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание матрешек-кукол, сравнение их отличий в цветовой гамме.
  2. Рисование с использованием дидактических упражнений с художественным содержанием.
  3. Рассматривание иллюстраций в книгах: Соловьева Л. «Русская матрешка» 1997 г. , Новиков Е. «Семёновский сувенир».

Ход занятия.

Дети входят в группу, где их встречает матрешка (воспитатель) .

Матрешка: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?

Я Матрешка - расписная,

Да веселая какая.

В гости Вас к себе ждала

Да и солнце позвала.

Солнышко ярче светит и наряд мой ярче становится (кружится) . Приглашаю вас к себе в гости (в кругу) .

Пальчиковая игра «А уж ясно солнышко» .

А уж ясно солнышко (руки в стороны, ладошки)

Припекло, припекло.

И повсюду золото (руки вверх, вниз, фонарики)

Размело, размело.

Ручейки на улице (идет за матрешкой, притопы по кругу)

Всё журчат, всё журчат.

Журавли курлыкают (взмахнули руками, бег на носочках по кругу)

И летят, и летят.

Матрешка: Вот и пришли в мой домик ребятки. А здесь мои подружки озорные, матрешки - расписные.

Воспитатель подводит детей к столу, где различные матрешки.

Воспитатель: Посмотрите, сколько матрешек! Какие они?

Дети: Большие, маленькие, красивые, яркие.

Воспитатель: Какая матрешка вам нравится больше всего? Давайте её рассмотрим поближе.

Воспитатель задает детям наводящие вопросы, побуждая их к ответам (размер матрешки, цвет, наряд) .

Матрешка: Вам понравились мои матрешки?

Дети: Да!

Матрешка: А вы хотели, чтобы и у вас были такие подруги?

Дети: Да.

Матрешка: Но вот беда! Есть у меня для вас матрешки, но они без яркого наряда, помогите мне их украсить. В мастерскую мою проходите, и матрешку нарядите (воспитатель показывает детям, как подобрать цвета для платка и сарафана, приемы закрашивания и украшения одежды) .

Дети садятся за столы и начинают рисовать на тонированных шаблонахматрешках ватными палочками украшения на одежде.

Воспитатель: Молодцы, какие замечательные матрешки у вас получились. Пока они будут сохнуть, мы с вами поиграем. Подходите ко мне, в круг скорее становитесь и с моими подружками повеселитесь.

Игра с малой подвижностью с помощью «Варежкого театра» «Матрешки» .

1. На руку надели куколку-матрешку (фонарики) ,

Быстро завертелись детские ладошки.

Вот так, вот так.

2. Маленькие крошки (кружатся, притопы) .

Вот так, вот так.

Русские матрешки.

3. Милая матрешка всех гостей встречает

И свою головку низко наклоняет.

Вот так, вот так (кружатся, кланяются)

4. Спрятали за спину милую матрешку.

В прятки поиграют вместе с нами крошки.

Вот так, вот так (прячут за спину) .

5. Глазки закрывает милая матрешка.

Быстро засыпают маленькие крошки.

Баю, баю, баю, баю, засыпают крошки.

Баю, баю, баю, баю. Спят русские матрешки.

Воспитатель: Дети, наши матрешки заснули, не будем их беспокоить. Ваши рисунки уже высохли, и я предлагаю вам сделать из них выставку.

Воспитатель закрепляет детские работы на доске.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые матрешки у вас получились. А теперь я приглашаю вас на чаепитие!

Программное содержание:

  1. Накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей.
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
  3. Развивать слуховое внимание, менять движения в соответствии с характером музыки.
  4. Развивать речь как средство общения.
  5. Учить детей определять матрешекпо величине: большая, маленькая.
  6. Упражнять детей в складывании целого из частей.
  7. Приобщать детей к декоративному рисованию нетрадиционными методами: ватными палочками.
  8. Учить украшать силуэт матрешки ритмичным нанесением точек.

Предварительная работа: Игры: «Магазин игрушек», «что делают матрешки?», «прятки с матрешкой», «поручения», «пляска матрешек».

Материал: Объемные, плоскостные и разрезные матрешки, фланелеграф для каждого ребенка, платочки основных цветов по количеству девочек, магнитофон и кассета с аудиозаписью, подарки детям.

Материал для рисования: ватные палочки, гуашь разного цвета, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам в гости пришел? Это матрешка.
Вы узнали без сомненья, что ее матрешкою зовут.
Если вы ее открыть сумеете, там сестренки весело живут!

Давайте все скажем: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» (матрешка открывается).

– А вот еще одна сестричка. Посмотрите, они разные: эта матрешка – большая, а эта – маленькая. Они хотят с вами поиграть в прятки.

Игра «Прятки» (каждому ребенку дается матрешка, он ее разбирает и собирает).

Мы матрешки, мы сестрички, мы сестрички-невелички.
С нами в прятки поиграй, нас скорее собирай,
Если будешь ошибаться, мы не будем закрываться!

Воспитатель: Молодцы вы все ребятки! Какие все матрешки нарядные.

А вот эта матрешка тоже хочет быть нарядной, давайте украсим ей платье (показывает конверт и достает матрешку, дети аналогично достают из конверта матрешек)

Рисование точек нетрадиционной техникой рисования: ватными палочками. (Во время рисования звучит аудиозапись спокойной мелодии).

Воспитатель: Вот какие нарядные платья подарили матрешкам. Давайте полюбуемся ими.

Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки, танцевать пошли матрешки!

(девочкам надевают платочки разного цвета, дети называют цвет платочка).

Танец матрешек.

Мы матрешечки, мы матрешечки,
Это правда, это правда все мы крошечки! (дети качают головами)
Нос – картошечкой, нос – картошечкой,
Это правда, это правда, нос картошечкой (показывают нос).
Щечки – яблочки, щечки – яблочки,
Это правда, это правда щечки яблочки (показывают щечки).
Вот мы пляшем как, вот мы пляшем как,
Это правда, это правда, все умеем плясать (дети выполняют пружинку).

Воспитатель: Пока мы танцевали, эти матрешки рассыпались, помогите мне их собрать.

Складывание изображения из частей.

(дети складывают изображение матрешки из двух-четырех частей на фланелеграфе).

Воспитатель: Молодцы, детки, помогли матрешкам. За это вам чудесная матрешка дарит подарки.

Принесла она подарки, кто захочет тот возьмет,
Вот вам яркие матрешки, играйте с ними целый год!