Конспект занятия маленькая елочка. Конспект занятия НОД «Елочка- лесная красавица Конспект вот какие разные у нас елочки

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Возраст детей: с 4 – 5 лет

Тип занятия: на тему по замыслу.

Вид: познавательно-эстетическое.

Тема: “Маленькой ёлочке хорошо в лесу”

Цель: содействие становлению субъективно – ценностного отношения к животному и растительному миру леса.

Познавательные

Учить строить аргументированные (элементарные высказывания причинно-следственного характера;

Развивать конструктивное, вербальное, пространственно-образное мышление; воображение;

Изобразительные

Совершенствовать умение создавать изображение способом конструктивной аппликации;

Развивать чувства формы, соразмерности композиции

Технические

Продолжать учить приклеивать детали легким мазком;

Создавать полуобъёмную аппликацию, вносить дорисованные детали;

Творческие

Предложить самостоятельно передавать образ нарядной ёлочки средствами аппликации;

Учить любоваться результатами своего труда;

Воспитательные

Вызывать чувство сопереживания к обитателям леса;

Вызывать желание сохранности ели.

Приоритетные средства обеспечения задач занятия:

Создание ситуации, опосредующей необходимость продуктивной деятельности (аппликации ели),

Фрагменты музыки, художественной литературы,

Иллюстрации, репродукции пейзажей,

Вариативные художественные материалы,

Обеспечение ситуации выбора создания художественного образа.

Предполагаемый результат:

Активизация познавательного интереса к жизни зимнего леса; обогащение представлений о ели, умение создавать изображение ели способом конструктивной аппликации. Переживание чувства радости от процесса создания образа ели и возможности её сохранения (ради ели, обитателей леса, и людей).

Предварительная работа: проблемно-поисковая беседа “Кто, где живёт?”, экскурсия в лес, наблюдение за зимними деревьями, рассматривание картин о лесе и о зверях, интегрированное занятие “Кто в лесу таится – что за зверь, какая птица?”, заучивание стихов, рисование “Зимний лес”, комплексное занятие “В зимнем лесу – следы на снегу”.

Материалы: картина Артюшенко “Кто как зимует”, иллюстрации зимнего леса, искусственная ель, цветные листы (фон) на каждого ребёнка, клей, кисти, фломастеры, аппликативные формы – заготовки.

ХОД ЗАНЯТИЯ :

1. Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в лес. А что такое лес? (ответы детей: это – деревья, кусты, трава, ягоды, грибы)

(Под музыку дети с воспитателем заходят в группу и рассматривают картины зимнего леса)

Тихо в лесу. Намела метель сугробы высокие. Припорошил снегопад веточки берёзок, рябинок, сосен и ёлочек. Выглядывает декабрьское солнышко, искрится снежок.

Какой в лесу свежий воздух (упражнение на дыхание)

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(отрывок из стих. Сурикова “Зима”)

(Переход на рассматривание картины “Кто как зимует”)

Беседа по принципу “Закончи предложение”

Но, что это? Падает снег с еловой ветки. Сорвала шишку и лакомится шустрая+(белка). Как называется дом у белки?… (дупло) Вдалеке промелькнула рыжая и пушистая+(лиса). Она торопится в свою тёплую +(норку). А под ёлкой, в сугробе спрятался+(заяц). Он поменял свою шубку, но зачем он это сделал?…(чтобы быть незаметным, невидимым). А где дом у зайца? +(под кустом). Что ест заяц зимой?…(кору с деревьев). Ходят, рыщут, что-то ищут серые+(волки). Как называется дом у волка?…(логово). Крадётся по деревьям осторожная +(рысь). Нашёл вкусную веточку и хочет её достать, большой и рогатый +(лось). Стучит по дереву своим крепким клювом + (дятел). Зачем он это делает?… (ищет жуков и личинок). Как называется дом у дятла?… (дупло). Спит под сугробом крепким сном косолапый +(медведь). Почему он спит? +(нет еды).

У всех зверей есть свой дом. А зачем нужен дом?… (чтобы жить, прятаться от непогоды, отдыхать).

Заключение: значит лес для зверей – это родной и любимый дом.

А как вы думаете, лес нужен только зверям и птицам? А людям лес нужен? Зачем?

(собирать грибы, ягоды, отдыхать, кататься на санках, на лыжах, дышать свежим воздухом и любоваться красотой леса)

2. Вот и я гуляла по нашему лесу, дышала свежим воздухом и любовалась деревьями, какие они красивые зимой, в снежных шапках и шубках.

А больше всего мне понравилось одно дерево. А какое, отгадайте:

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ёлка)

Правильно, это ёлочка. Как вы отгадали, что это ёлка? (ответы)

А я ещё одну загадку про ёлочку знаю:

Меня всегда в лесу найдёшь,

Пойдёшь гулять и встретишь:

Стою колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Почему она колючая, как ёж? (много иголок)

А почему у неё зимой летнее платье? (она всегда зелёная, не сбрасывает своих иголок)

Любование (технология эстетического познания окружающего мира)

Вам нравится ёлочка? Почему? (красивая, стройная, пушистая, зелёная и др.)

У ёлочки есть макушка. Верхние ветки у неё короткие, а книзу становятся всё длиннее и длиннее. Веточки мохнатые, раскидистые.

А ещё какие? (ответы детей)

Упражнение-имитация “Превращение в ёлочку”

Как мне сразу захотелось превратиться в маленькую ёлочку.

А вы хотите превратиться? (“превращение”)

Как много ёлочек. У нас получился красивый +(лес)

Когда к нам в гости приходит ёлочка? (в Новый год)

Да, да, знаю, знаю:

На Новый год ей каждый рад,

Хотя колюч её наряд!

А вы знаете, что ёлочку на Новый год стали украшать очень-очень-очень давно. Сначала её украшали прямо в лесу. Водили хороводы, пели песенки и радовались. У неё просили счастья, хорошего настроения и здоровья. Ведь из хвои ёлочек делают лекарство от простуды. А сейчас ёлочку приносят домой.

– А если все люди придут в лес и срубят по ёлочке, что будет с лесом? (ответы детей)

Что будет с птицами и зверушками? (ответы детей)

Что можно придумать, чтобы ёлочку не рубить и праздник с ёлочкой встретить? (варианты ответов детей)

Правильно, молодцы.

3. Конструктивная аппликация (показ моделирования ёлки)

Сделаем красивые ёлочки сами. Для наших родных и близких, для друзей и соседей.

Из готовых ёлочек составляем красивый праздничный лес.

4. Рефлексия

Полюбуемся нашими ёлочками. Нарядные получились?

Нравятся? (ответы детей)

- Ёлочки все разные +(краткое обоснование)

Для кого мы делали ёлочки? (ответы детей)

Вот мы и сделали ёлочки для праздника, чтобы сохранить настоящие в лесу.

Вот так чудо! Вот так диво!

Перед нами целый лес

Полон сказок и чудес!

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Подготовила и провела: Воспитатель Ковальчук В.Н.

Цель. Познакомить детей с елью.

Программное содержание.

  1. Познакомить детей с новым деревом – елью.
  2. Формировать умение выделять характерные особенности ели: у ели есть ветки, они покрыты колючими иголками. Иголок много, они маленькие, зеленые, растут по всему дереву.
  3. Учить понимать речь взрослого, отвечать на вопросы: (Какая? Какие?)
  4. Уточнить представления детей о том, что ель наряжают елочными игрушками на праздник Нового года.
  5. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый.
  6. Закрепить навыки нанизывания предметов.
  7. Обогащать речь детей словами и строками поэтических произведений.
  8. Формировать чувство восхищения красивым деревом.

Словарная работа.

Ввести в словарь детей слова: ветви, елочные украшения.

Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет: красный, желтый, синий, зеленый.

Материал.

Искусственная ель, разноцветные колечки, сундучок с колечками, мешочек с угощением.

Предварительная работа.

Рассматривание живой ели на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением новогодней ели, рассматривание новогодней ели в зале, чтение стихотворений З. Александровой «Ёлка» , Я.Акима «Ёлка наряжается» , Н.Ивенсена «Ёлочка» и других стихотворений о ели.

Методы и приемы.

Игровой - приход ели, волшебный сундучок, угощение для детей.

Словесный – использование художественного слова (стихотворений о ели) , вопросы, указания, пение песни «Маленькой елочке холодно зимой…» , физ. минутка «У маленьких деток елочка большая…»

Наглядный – рассматривание ели.

Практический – нанизывание колец на ветки ели, хоровод вокруг ели.

Интеграция областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, музыка.

Малыши входят в группу. На ковре стоит искусственная елка.

Воспитатель: «Посмотрите, ребята, кто пришел к нам в гости?» (Ёлка) .

- «Какого она цвета?» (Зеленого) . Воспитатель закрепляет цвет ели с несколькими детьми.

- «А что, есть у елки? (Ветви) . «А это, что на веточках?» (Иголочки) .

- «Какие у елочки иголочки?» (Маленькие, колючие, зеленые, их много) . Все ответы воспитатель предлагает повторить нескольким детям для закрепления.

- «Потрогайте их» .

Если вам нужны иголки,
Попросите их у елки.
Больше всех иголок
У кого? У елок.

- «Ребята, ель – очень красивое, стройное дерево. Её иголки всегда зеленого цвета - и зимой, и летом. Она радует нас в лесу. Но один раз в году, зимой, елочка обязательно приходит к ребятам в гости, на праздник» .

- «А вы знаете, на какой?» (На Новый год) . «Конечно, на Новый год. К нам на этот праздник тоже приходила красавица – елка. Мы с вами нарядные, ходили в музыкальный зал к большой, красивой елке» .

- «Что мы там делали?» (Пели, плясали, рассказывали стихотворения)

- «А вы помните стихотворения по елочке?» (Дети рассказывают стихотворения о елке) .

- «Молодцы, ребята! Ёлочке очень понравилось, как вы рассказывали стихотворения» .

Ребята, давайте покажем, какая была елка у нас на празднике. (Проводится физ. минутка) .

У маленьких детишек елочка большая, (дети поднимают руки вверх)

Огоньками и шарами елочка сверкает.
Ай да, елочка, погляди, погляди, (дети хлопают в ладоши)
Деткам, елочка, посвети, посвети. (Дети поднимают руки над головой и
поворачивают ладони вправо-влево).

Не коли нас, елочка, веточкой лохматой, (грозят пальчиком)
Убери иголочки дальше от ребяток.

- «А помните, чем была украшена елочка на празднике?» (Бусами, огоньками, серебристым дождиком и разноцветными шарами) .

- «Какого цвета шары висели на елке?» (Красные, желтые, синие) Воспитатель закрепляет цвета шаров с несколькими детьми.

- «Ребята, мы с вами вспомнили, какая красивая и нарядная была елочка на празднике, а наша елочка тоже хочет принарядиться. Давайте ее украсим. А чем мы ее украсим?»

- «Я придумала, у меня есть волшебный сундучок. Давайте его откроем. Что там? (Цветные колечки) . Смотрите, сколько их. Возьми себе, Сережа, одно. Какого оно цвета? (Синее) . Аналогично дети называют цвета своих колечек.

- «Давайте, мы украсим нашу елочку, этими колечками» . (Дети, с помощью воспитателя, нанизывают колечки на ветви елочки) .

- «Молодцы, ребята. Как здорово получилось» .

- «А тебе, елочка, нравится твой наряд? Хорошо ли мы тебя украсили?»

- «Ёлочке очень понравился ее новый наряд, и она приглашает нас сплясать вокруг нее хоровод» (Дети под музыку водят хоровод вокруг елки и поют песню «Маленькой елочке холодно зимой» ) .

-ЁЛКА. «Спасибо, ребята, за песни, за пляски, за красивый наряд. А я вам, тоже приготовила сюрприз» . (Дети подходят к елке, а там мешочек с угощением)

Цель: создание условий для познавательной деятельности через игру и речевое общение.

Задачи:

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи: большой, маленький;

Закреплять у детей знания основных цветов и формы предметов;

Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающие качества ели;

Вызывать у детей яркие, положительные эмоции, доброжелательное отношение к друг другу.

Ход занятия

Дети находятся в раздевалке и здороваются с гостями.

Воспитатель: ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, скажем здравствуйте.

Дети: здравствуйте.

Воспитатель: а сейчас подарите гостям самую добрую свою улыбку (дети улыбаются). Подарите добрую улыбку друг другу. Молодцы.

Сюрпризный момент.

На видном месте стоит искусственная елка.

Воспитатель: (удивленно ) ребята, посмотрите, что появилось у нас в группе (дети показывают на елку).

Воспитатель: зеленая, колючая,

В лесу растет.

Она на Новый год

В гости к нам придет!

Как вы думаете, что это?

Дети: ёлочка.

Воспитатель: ребята, где растет елочка?

Дети: в лесу.

Воспитатель: Какая наша елочка? Большая или маленькая?

Дети: большая.

Воспитатель: какого цвета елочка?

Дети: зеленая (спрашиваю 3-4 детей ).

Воспитатель: если у елки листочки?

Дети: нет.

Воспитатель: у елки вместо листочков иголочки. Потрогайте иголочки, какие они?

Дети: колючие (повторяют все вместе, спрашиваю еще 2-3 человек)

Воспитатель: посмотрите, ребята, наша елочка грустит. Как вы думаете, почему она грустит? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: просто скоро новый год, а елочка стоит не наряженная. Поможем елочке стать красивой и нарядной?

Дети: поможем.

Воспитатель: ребята, скажите, чем наряжают елочку в новогодний праздник?

Дети: игрушками.

Воспитатель: а мы будем наряжать елочку?

Дети: будем.

Воспитатель: Когда мы нарядим елочку, какая она станет?

Дети: красивая, нарядная

Дети занимают свои места на стульчиках.

Воспитатель: ребята, посмотрите, у нас есть волшебный мешочек с новогодними игрушками. Сейчас вы по очереди будете подходить ко мне и вынимать игрушку, которую повесите на нашу елочку.смотрите у нас есть волшебный мешочек с новогодними игрушками, которыми мы будем наряжать нашу елочку.

Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель предлагает детям вынимать шары по одному из «Волшебного мешочка» и назвать цвет, размер и форму каждого шара.

Воспитатель: посмотрите, у каждого из вас в руках красивый шарик, давайте подойдем к елочке и украсим ее.

Дети с воспитателем подходят к елке.

Воспитатель: Чтобы у нас все получилось, давайте скажем волшебные слова (вместе с воспитателем говорят все дети)лось.ишек елка ждет!лшебные слова, чтобы у нас все получилось.а елочку.еем и приклеить на ветви изображенной елочки

Елка наряжается - праздник приближается.

Новый год у ворот, ребятишек елка ждет!

Дети с помощью воспитателя весят игрушки на елку. Воспитатель украшает верхушку елки.

Воспитатель: как хорошо мы поработали вместе. Посмотрите, какой стала наша елочка?

Дети: красивой, нарядной (повторяют все вместе)

Воспитатель: елочка очень красивая, ей очень идет новогодний наряд. Какого цвета елочка?

Дети: зеленая.

Воспитатель: какие иголочки у елки?

Дети: колючие.

Воспитатель: какого цвета шарики появились на елочке?

Дети: красного, синего, зеленого, желтого.

Воспитатель: какого размера шарики на елке?

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель: ребята, посмотрите, наша лесная гостья больше не грустит. Она улыбается, сияет и хочет с нами потанцевать. Потанцуем с елочкой?

Музыкальная динамическая пауза «Ёлочка». Дети водят хоровод вокруг елочки (поют и танцуют под музыку).

Воспитатель: Ребята, а елочка вам подарок приготовила. Хотите посмотреть, какой?

Воспитатель вместе с детьми открывают подарок, который лежит под елочкой. Внутри маленькие елочки из фетра на палочках.

Итог занятия:

Дети, ёлочка шепчет мне, что ей все очень понравилось и она желает остаться у нас в гостях и вместе с нами встретить новый год. Оставим елочку в гостях?

Дети: оставим.

Воспитатель: оставайся, елочка, у нас, а ребята тебе расскажут новогодние стихи и споют песенки.

Воспитатель: А нам, ребята, пришло время попрощаться с нашими гостями, давайте скажем «до свидания, приходите к нам еще».

Дети говорят до свидания и уходят.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация»

на тему «Наряжаем Новогоднюю елку»

во второй младшей группе №5

Образовательные задачи:

Расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Зима».

— Учить составлять рассказ при помощи воспитателя.

Развивающие задачи:

— Развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать любовь к природе родного края.

Воспитатель: Дети! Идите скорее сюда. Сегодня мы побываем в волшебном лесу. Закрывайте глаза вот так (показывает руками). Послушайте звуки зимнего леса и представьте себе, что мы с вами оказались в волшебном лесу.

Дети закрывают глаза руками. Звучат «Звуки природы: метель»

Воспитатель: Глаза открывайте. Представили себе волшебный лес? Мы попали в лес. Стало холодно, морозно. Одела зима деревья серебром, завалила сугробами леса, покрыла реки льдом. Дует ветер. Летит снег. Завывает вьюга. Но затих ветер. Опустились снежинки. Вьюга укрыла елочки пушистым снежком. Выглянуло из-за туч солнце. Небо над головой голубое-голубое. Хорошо в лесу. Снег переливается на солнце.

Вы представили себе зимний лес, послушали какой он. Теперь мы можем его увидеть: смотрите.

На экране зимний пейзаж.

Я иду по тропинке лесной,

По дороге любуюсь красой.

Словно в шубах деревья стоят,

Как перина пушист их наряд.

Под ногами снежинки скрипят,

Редко птицы вверху пролетят.

Так прекрасно и тихо зимой

И ничто не нарушит покой…

На экране новый пейзаж, на котором изображен снегопад на фоне леса

Посмотрите и скажите: какое время года на картине? (Зима)

А почему вы решили, что это зима? (Снег падает, лежит на земле и на деревьях)

А что можно делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Договори словечко»:

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью снеговою.
На деревья, на лужок
Все снижается … (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью снежной.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад).

Вы мне говорили слова: снег, снежинки, снежок, снегопад. Давайте вместе скажем: снег. Попробуем сказать очень тихо: снег. Кажется, он заскрипел у нас под ногами. А теперь громко: снег. А теперь назовем его ласково: снежок. Скажем быстро: снежок. Как будто его кто-то кинул и он быстро полетел. А теперь медленно: сне-ежо-ок. А когда с неба падает снег-снежок – это снегопад. Повторите: сне-го-пад. Все эти слова о зиме. Значит мы можем сказать, что это зимние слова.

Физкультминутка

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки. (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга — (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

Дети и старушки.

Мы с вами рассказывали о зиме, рассматривали зимние картины, а сейчас мы споем зимнюю песенку:

Маленькой елочке холодно зимой.

Из лесу елочку взяли мы домой.

Бусы повесили, встали в хоровод
Весело, весело встретим Новый год!

О чем мы пели? (О маленькой елочке)

Какая она? (Маленькая – показать руками)

У нее много-много иголок. Какая она? (Колючая)

Колючек на елочке много, они торчат во все стороны и похожи на пушинки. Значит, какая она? (Пушистая)

Елочка в лесу вся покрылась снегом. Какая она? (Заснеженная, белая)

На нее повесили бусы и она стала какая? (нарядная, красивая)

Скоро елочка из леса попадет и к нам на праздник.

Какой скоро будет праздник? (Новый год)

Что делают с елкой к празднику? (Наряжают)

Мы с вами сегодня тоже будем украшать елку.

Поиграем в игру: «Расскажи, где что лежит?»

Смотрите (показываю коробку): в красной коробке лежат … (красные шары), а синие шары лежат в … (синей коробке).

В желтой коробке лежат… (золотые шишки), а зеленые флажки лежат в … (зеленой коробке).

Пора наряжать елку:

(Дидактическая игра «Наряжаем елку»)

Слушайте внимательно: когда я зазвоню в колокольчик (или другой сигнал), вы возьмете красные шары и повесите их на нижние ветки елки. Все знают, где нижние ветки? Покажите (кто-то из детей показывает)

Куда мы повесили красные шары? (На нижние ветки елки)

Какие шары мы повесили внизу? (Красные)

Теперь новое задание: по сигналу все возьмут синие шары и повесят их на верхние ветки елки как можно выше. Все поняли? Покажи, …, где верхние ветки?

(Сигнал. Дети выполняют задание)

Куда мы повесили синие шары? (На верхние ветки елки)

Какие шары мы повесили вверху ? (Синие)

А теперь самое интересное задание: Между красными и синими шарами в середине елки повесим шишки и флажки.

(Сигнал. Дети выполняют задание)

Куда мы повесили шишки и флажки? (В середину между красными и синими шарами)

Какие украшения мы повесили в середине елки ? (шишки (какие?) золотые и флажки (какие?) зеленые)

Чего не хватает на нашей елке? (Звезды) Куда бы ее повесить? На нижние ветки? (Нет) На верхние ветки? (Нет) В середину? (Нет) А куда? (На самый верх, на макушку). Давайте повторим новое слово: макушка – верхушка елки.

Красиво получилось? (Да)

У нас сегодня гости. Давайте им расскажем, как мы украшали елку.

Сначала мы взяли что? (шары) какие? (красные) и повесили их куда? (на нижние ветки). Потом мы взяли что? (шары синего цвета) и повесили их где? (наверху). После этого мы… (взяли шишки и флажки) и … (повесили их в середине) между… (красными и синими шарами). А в самом конце мы взяли …(звезду) и украсили ею… (верхушку елки).

Как вы думаете, наша елочка волшебная? (Да)

Смотрите:

Вот она, ёлочка наша,
В блеске лучистых огней!
Кажется всех она краше,
Всех зеленей и пышней.

Зажигаются огоньки на елке и включается мелодия «Серебристые снежинки». Раздаются султанчики и дети танцуют танец снежинок с произвольными движениями.

Снегопад:

Зимний пейзаж:



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Возраст детей: с 4 - 5 лет

Тип занятия: на тему по замыслу.

Вид: познавательно-эстетическое.

Тема: "Маленькой ёлочке хорошо в лесу"

Цель: содействие становлению субъективно - ценностного отношения к животному и растительному миру леса.

Задачи:

Познавательные

Учить строить аргументированные (элементарные высказывания причинно-следственного характера;

Развивать конструктивное, вербальное, пространственно-образное мышление; воображение;

Изобразительные

Совершенствовать умение создавать изображение способом конструктивной аппликации;

Развивать чувства формы, соразмерности композиции

Технические

Продолжать учить приклеивать детали легким мазком;

Создавать полуобъёмную аппликацию, вносить дорисованные детали;

Творческие

Предложить самостоятельно передавать образ нарядной ёлочки средствами аппликации;

Учить любоваться результатами своего труда;

Воспитательные

Вызывать чувство сопереживания к обитателям леса;

Вызывать желание сохранности ели.

Приоритетные средства обеспечения задач занятия:

Создание ситуации, опосредующей необходимость продуктивной деятельности (аппликации ели),

Фрагменты музыки, художественной литературы,

Иллюстрации, репродукции пейзажей,

Вариативные художественные материалы,

Обеспечение ситуации выбора создания художественного образа.

Предполагаемый результат:

Активизация познавательного интереса к жизни зимнего леса; обогащение представлений о ели, умение создавать изображение ели способом конструктивной аппликации. Переживание чувства радости от процесса создания образа ели и возможности её сохранения (ради ели, обитателей леса, и людей).

Предварительная работа: проблемно-поисковая беседа "Кто, где живёт?", экскурсия в лес, наблюдение за зимними деревьями, рассматривание картин о лесе и о зверях, интегрированное занятие "Кто в лесу таится - что за зверь, какая птица?", заучивание стихов, рисование "Зимний лес", комплексное занятие "В зимнем лесу - следы на снегу".

Материалы: картина Артюшенко "Кто как зимует", иллюстрации зимнего леса, искусственная ель, цветные листы (фон) на каждого ребёнка, клей, кисти, фломастеры, аппликативные формы - заготовки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в лес. А что такое лес? (ответы детей: это - деревья, кусты, трава, ягоды, грибы)

(Под музыку дети с воспитателем заходят в группу и рассматривают картины зимнего леса)

Тихо в лесу. Намела метель сугробы высокие. Припорошил снегопад веточки берёзок, рябинок, сосен и ёлочек. Выглядывает декабрьское солнышко, искрится снежок.

Какой в лесу свежий воздух (упражнение на дыхание)

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(отрывок из стих. Сурикова "Зима")

(Переход на рассматривание картины "Кто как зимует")

Беседа по принципу "Закончи предложение"

Но, что это? Падает снег с еловой ветки. Сорвала шишку и лакомится шустрая+(белка). Как называется дом у белки?... (дупло) Вдалеке промелькнула рыжая и пушистая+(лиса). Она торопится в свою тёплую +(норку). А под ёлкой, в сугробе спрятался+(заяц). Он поменял свою шубку, но зачем он это сделал?...(чтобы быть незаметным, невидимым). А где дом у зайца? +(под кустом). Что ест заяц зимой?...(кору с деревьев). Ходят, рыщут, что-то ищут серые+(волки). Как называется дом у волка?...(логово). Крадётся по деревьям осторожная +(рысь). Нашёл вкусную веточку и хочет её достать, большой и рогатый +(лось). Стучит по дереву своим крепким клювом + (дятел). Зачем он это делает?... (ищет жуков и личинок). Как называется дом у дятла?... (дупло). Спит под сугробом крепким сном косолапый +(медведь). Почему он спит? +(нет еды).

У всех зверей есть свой дом. А зачем нужен дом?... (чтобы жить, прятаться от непогоды, отдыхать).

Заключение: значит лес для зверей - это родной и любимый дом.

А как вы думаете, лес нужен только зверям и птицам? А людям лес нужен? Зачем?

(собирать грибы, ягоды, отдыхать, кататься на санках, на лыжах, дышать свежим воздухом и любоваться красотой леса)

2. Вот и я гуляла по нашему лесу, дышала свежим воздухом и любовалась деревьями, какие они красивые зимой, в снежных шапках и шубках.

А больше всего мне понравилось одно дерево. А какое, отгадайте:

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ёлка)

Правильно, это ёлочка. Как вы отгадали, что это ёлка? (ответы)

А я ещё одну загадку про ёлочку знаю:

Меня всегда в лесу найдёшь,

Пойдёшь гулять и встретишь:

Стою колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Почему она колючая, как ёж? (много иголок)

А почему у неё зимой летнее платье? (она всегда зелёная, не сбрасывает своих иголок)

Любование (технология эстетического познания окружающего мира)

Вам нравится ёлочка? Почему? (красивая, стройная, пушистая, зелёная и др.)

У ёлочки есть макушка. Верхние ветки у неё короткие, а книзу становятся всё длиннее и длиннее. Веточки мохнатые, раскидистые.

А ещё какие? (ответы детей)

Упражнение-имитация "Превращение в ёлочку"

Как мне сразу захотелось превратиться в маленькую ёлочку.

А вы хотите превратиться? ("превращение")

Как много ёлочек. У нас получился красивый +(лес)

Когда к нам в гости приходит ёлочка? (в Новый год)

Да, да, знаю, знаю:

На Новый год ей каждый рад,

Хотя колюч её наряд!

А вы знаете, что ёлочку на Новый год стали украшать очень-очень-очень давно. Сначала её украшали прямо в лесу. Водили хороводы, пели песенки и радовались. У неё просили счастья, хорошего настроения и здоровья. Ведь из хвои ёлочек делают лекарство от простуды. А сейчас ёлочку приносят домой.

А если все люди придут в лес и срубят по ёлочке, что будет с лесом? (ответы детей)

Что будет с птицами и зверушками? (ответы детей)

Что можно придумать, чтобы ёлочку не рубить и праздник с ёлочкой встретить? (варианты ответов детей)

Правильно, молодцы.

3. Конструктивная аппликация (показ моделирования ёлки)

Сделаем красивые ёлочки сами. Для наших родных и близких, для друзей и соседей.

Из готовых ёлочек составляем красивый праздничный лес.

4. Рефлексия

Полюбуемся нашими ёлочками. Нарядные получились?

Нравятся? (ответы детей)

- Ёлочки все разные +(краткое обоснование)

Для кого мы делали ёлочки? (ответы детей)

Вот мы и сделали ёлочки для праздника, чтобы сохранить настоящие в лесу.

Вот так чудо! Вот так диво!

Перед нами целый лес

Полон сказок и чудес!