Конспект занятий на тему загадки. Конспект занятия по развитию речи «Учимся отгадывать загадки». Старшая группа. Тема: «Обучение детей умению отгадывать загадки»

В МИРЕ ЗАГАДОК

Задачи:

1. Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.

2. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.

В конкурсе участвуют две команды: мальчики и девочки. Они придумывают себе названия, оформляют их в виде загадок, выбирают капитанов.

Под вальс входит команда девочек, под марш – команда мальчиков.

Ведущий (воспитатель). Внимание! Внимание! Сегодня мы проводим конкурс загадок.Он начинается с представления команд.

1-й конкурс «Узнай название команд»

1. Команда девочек (говорят хором)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки.

Белые… (снежинки).

Ответы дают мальчики.

2. Команда мальчиков (говорят хором)

Погляди на молодцов –

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…(муравей)

Ответы дают девочки.

2-й конкурс «Из чего же сделаны наши мальчишки?

Из чего же сделаны наши девчонки?»

Девочки загадывают загадки мальчикам (о ягодах, конфетах, цветах)

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

И питается бензином

(Автобус).

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?

(Самолет)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут (Поезд)

Два колеса подряд,

Их ногами вертят,

А поверх торчком –

Сам хозяин крючком

(Велосипед)

Мальчики загадывают загадки девочкам (о машинах, оружии, самолетах).

Колосится в поле рожь,

Там во ржи, цветок найдешь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый(Василек).

Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок, белые реснички (Ромашка).

Бусы красные висят

Из кустовна нас глядят,

Очень любят бусы эти,

Дети, птицы и медведи

(Малина).

Голова на ножке,

Вголове горошки.

Солнце жжет макушку,

Сделать хочет погремушку (Мак).

3-й конкурс «Узнай меня»

Команды показывают пантомиму. Команда – соперник должна назвать и загадку и отгадку. Задание подготавливают дома.

Девочки

Маленького роста я,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой.)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Ведь они сидят друг в дружке,

А всего одна подружка.

(Матрешка.)

Мальчики

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что – ни будь прибьет. (Молоток и гвозди.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(Поезд.)

4-й конкурс «Нарисуй отгадку»

Детямдают бумагу и фломастеры. Ведущий зачитывает загадки, нужно нарисовать отгадки. ПОБЕЖДАЕТ КОМАНДА, КОТОРАЯ СДЕЛАЕТ ЭТО БЫСТРЕЕ И ЛУЧШЕ.

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка.)

Три глаза – три приказа,

Красный самый опасный.

(Светофор.)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь.)

5-й конкурс «Какое имя лишнее»

Для мальчиков – Ира, Оля, Наташа, Сережа, Катя.

Для девочек – Витя, Виталик, Стасик, Оксана, Артем.

Дидактическая игра «Защитники девочек»

Цель: формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек. Воспитывать желание заботливо относиться к девочкам.

Педагог рассматривает картинки с ситуациями общения мальчиков и девочек. Беседует, чем похожи и различаются они, почему мальчики сильнее девочек. Что значит защищать? Не драться, а помочь, если девочка упала, донести тяжёлое, пропустить в дверях, уступить место и т.п. Упражнение на закрепление. Выходят мальчики и девочки и показывают действия, изображённые на картинках.

Мальчики и девочки – все у нас равны.

Только помнить мальчики об одном должны:

Девочки слабее их, могут и пищать,

И должны их мальчики храбро защищать.

Подвижная игра «Защитим девочку»

Воспитатель: Защищать – не значит с кем-то драться, надо просто быть к девочкам более внимательными. Как могут мальчики защищать девочек?

Дети: Поднять, если она упала. Пропустить вперед. Помочь нести вещи.

Воспитатель: Давайте покажем, как это надо делать.

(Дети разыгрывают сценки.)

Воспитатель: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы поняли, чем мальчики отличаются от девочек. Задание: «Угадай слово, которое стоит в конце строчки».

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только... (девочки)

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у…(мальчики)

Болтали час без передышки в цветастых платьицах... (девочки)

При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь… (мальчики).

Боятся темноты, трусишки, все как один они... (девочки)

Подвижная игра «Не скучай и попляши»

В ходе игры девочки приглашают потанцевать только мальчиков, а мальчики – только девочек.

Жюри подводит итоги, награждает участников сувенирами, сделанными данными руками детей.

( до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари)

(для детей средней группы)

Задачи :

1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности.

2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.

3. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении, помогать ребёнку почувствовать себя более уверенно.

Материал: По числу детей в подгруппе: игрушки – разные виды транспорта; набор фруктов, ранее рассматриваемых детьми: игровой персонаж – заяц Степашка, Чебурашка.

Организация . С подгруппой детей. Дети вместе с воспитателем переходят от одной игровой ситуации к другой, заранее подготовленной воспитателем (выбор транспорта, гараж, магазин фруктов, елка с игрушками).

Ход занятия.

В гости к детям приходит Степашка.

Степашка. Здравствуйте дети, как у вас красиво в детском саду. К какому же празднику вы готовитесь? А я пришёл к вам из страны Загадок, где все умеют отгадывать и сочинять загадки, и где есть много разных игрушек, почти столько же, как и у вас в группе. А вы, дети, умеете отгадывать загадки? Давайте я проверю. Отгадайте кто это?

Мохнатенька, усатенька

Молочко пьет,

песенки поет

Кто рано встает,

Громко песни поет?

Ку-ка-ре-ку

Степашка. Отлично! Умеете отгадывать загадки. Тогда давайте отправимся в страну Загадок. А на чём же можно путешествовать?

Дети называют разные виды транспорта.

Воспитатель достает игрушки – различные машины, дети называют их.

Воспитатель. Дети, а теперь каждый «выбирает глазами» какую-то из машин и загадывает загадку о ней.

Первую машину выберу я. (дает образец рассказа-загадки)

Я поеду на грузовой машине, у которой четыре черных колеса, красная кабина и синий кузов. В кузов можно будет загрузить много разных полезных вещей. Отгадайте, на какой машине я поеду? А как вы догадались? Да я рассказала, что моя машина грузовая, я сказала, какого цвета у неё кабина, какого цвета кузов и что на ней можно перевозить.

Степашка. А я поеду на специальной машине. У неё красная кабина, длинная лестница, бачок с водой, шланг. Если вдруг во время пути где-то случится пожар, то я смогу помочь его потушить. Дети отгадывают загадку Степашки. Каждый ребенок также выбирает себе машину и загадывает о ней загадку.Затем дети берут свои машины и «едут на ней» в игровой уголок, где построены гаражи.

Воспитатель. Посмотрите, дети, все гаражи разные, они разной длины и ширины. Поставьте свою машину в тот гараж, который для неё подходит. Каждый ребенок ставит свою машину в соответствующий гараж.

Степашка . А давайте, дети, пойдем в магазин и купим в дорогу фруктов. Дети подходят к столу с фруктами. Называют их, вспоминают их качества. выбирают считалкой продавца.

Воспитатель. Каждый ребенок может купить себе фрукт, но для этого он должен загадать о нем загадку. Воспитатель выставляет перед детьми уже знакомую им схему описательного рассказа о фруктах.

Степашка. Отгадайте, какой фрукт я хочу купить. Мой фрукт желтого цвета, длинный, сладкий, без косточек, с толстой кожурой. Его надо сначала очистить, а потом есть. Из него можно сделать сладкий салат. Затем каждый ребенок описывает свой фрукт, «покупает его», складывает в пакет.

Степашка. Ну, теперь до страны загадок чуть-чуть осталось, поедем на автобусе. Дети строят из стульчиков автобус, впереди садится водитель.

На автобус пересели,

Еле-еле мы успели.

За билетик заплатили,

Старым место уступили,

Не толкались и не дрались,

Тихо говорить старались.

В заднюю дверь мы входили,

Из передней выходили.

Мальчики помочь сойти

Девочкам не позабыли.

Воспитатель. А кто же нас встречает в стране загадок. Да это же Чебурашка, самый загадочный зверь. А вы знаете, почему его зовут Чебурашкой?

Чебурашка. Здравствуйте дети, здравствуй Степашка. Степашка, что ты больше всего любишь?

Степашка. Конечно морковку.

Чебурашка. Дети, давайте все вместе составим загадку о морковке

Например, загадка о морковке может включать следующие изображения: треугольник, лиса, снеговик, заяц, сок, суп, лейка, лопата, салат.

Чебурашка . Морковка похожа на треугольник, рыжая, как лиса, нужна снеговику и зайке, её можно найти в салате и супе. Кто-нибудь из детей помогает наклеивать картинки.

Чебурашка. Вот какая загадка у нас получилась: Её из лейки поливают, Потом лопатою копают,Затем в салаты отправляютИ даже зайку угощают.Для детей она нужна,Для снеговика – важна.Что за рыжая плутовка?А зовут её…

Чебурашка. А теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на моей елочке.

Спереди - пятачок,

сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спинке – щетинка.

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Висит она вниз головой,

Не летом висит, а зимой.

Но солнце её припечет,

Растает она и умрет.

Маленький Антошка

На одной ножке,

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

Скоро в ночь на Новый год

Странный гость к тебе придет –

Кто-то с белой бородой.

В красной шапке меховой,

С длинным посохом в руке

И с подарками в мешке.

Чебурашка. Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.

Воспитатель. До свиданья Чебурашка. А нам ребята пора возвращаться в детский сад.

Мы сейчас вымоем фрукты и приготовим вкусный, сладкий фруктовый салат.

2.06.2017г . Конспект по развитию познавательных способностей

детей

Тема: «День загадок»

Цель : развивать логическое мышление с помощью загадок.

Программное содержание :

учить детей отгадывать загадки по определенной теме;

развивать память, внимание, речь, воображение, мышление;

развивать интеллектуальные способности посредством художественного слова;

закреплять практические навыки детей: в штриховке, в ориентировании на листе бумаги, в рисовании ластиком, в нахождении закономерностей и продолжении узора;

воспитывать интерес к природе, к окружающему миру.

Ход занятия .

I .Оргмомент. «Отгадай загадку»

1).Дети стоят полукругом, воспитатель предлагает отгадать загадки, тому, кто поймает мяч:

    Выросла сосулька за ночь у окна,

Ручеек забулькал. Что это?

    Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

    Пришла, улыбнулась, утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

II . Работа над развитием логического мышления.

1).Беседа «Летние месяцы».

Воспитатель предлагает детям узнать весенние месяцы по приметам, которые они услышали в загадках:

Назовите, какому месяцу соответствуют приметы из первой загадки.

Скажите, а когда в лесах распускаются подснежники?

Вы узнали по приметам первый летний месяц?

2).Словесная игра «Угадай, кто сказал».

Вы правильно отгадали загадки об одном из самых замечательных времен года и ответили на мои вопросы. А теперь мы вместе составим небольшой рассказ о лете. Помогайте мне. Отвечать можно хором.

Наступило…

Появились первые …

Солнышко не только светит, но и …

День становится длиннее, а ночь…

Из теплых стран прилетели…

На деревьях выросли…, и появились первые…

3). Игра на внимание, развитие памяти.

Молодцы! А теперь из предложенных карточек выберите те, в которых по приметам вы узнали лето, которые имеют отношение к лету.

III . Физкультминутка.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу,

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер срывает росу,

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,

Как они сели покажем – крылья сложили назад.

IV .Практическая часть: выполнение заданий за столами.

1).А теперь займите свои места за столами. И я объясню, что надо сделать. Дети выполняют штриховку, графические упражнения, соединяют цифры по порядку, рисуют ластиком вербу.

2).Воспитатель читает стихи о весне, загадывает загадки, и дети у кого данная отгадка выходят и показывают ее остальным.

    У нее почки – пушистые комочки.

По весне она цветет праздник

Пасхи к нам зовет.

    Весит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

    С неба падает слезами,

По земле бежит ручьями.

    Мы сделали домик,

Прибили на столбик,

Прилетел жилец –

Говорливый скворец.

Дети отгадывают загадки и показывают свои работы. Рассматриваются все работы.

V . Итог. Игра на развитие воображения.

Воспитатель предлагает детям представить Лето (в образе кого?) – маленькой девочки, девушки, женщины, бабушки. И предлагает подумать, какое обычно летом бывает настроение.

И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного летнего настроения.

Составила Вирясова И.М.

Умственное развитие дошкольников занимает главное место в учебном процессе детских садов. Выдающиеся педагоги и психологи (И.Н.Андреева, П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и другие) исследовали и продолжают делать это в настоящий момент в плане поиска самых оптимальных путей умственного развития детей.

Умственное воспитание − это систематическое целеустремленное влияние взрослых на умственное развитие ребёнка с целью развития познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию. Оно осуществляется с целью всестороннего развития детей и тесно связано с моральным, физическим и эстетичным воспитанием. Целью умственного воспитания является повышение уровня общего развития дошкольников. В дошкольном возрасте ребёнок усваивает знание об окружающем мире, взаимоотношениях людей, внешних качествах, внутренних, существенных взаимосвязей предметов.

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.

Развиваем речь дошкольников:

1) Загадки-описания:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. (Мышь)

Пара длинных ушек,

Серенькая шубка.

Быстрый побегайчик

А зовётся. (Зайчик)

2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)

«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)

3) Загадки – метафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята )

«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)

«Железная птица по небу летает» (Самолёт)

«Едет домик на колесах» (Автобус) .

Развиваем мышление и память дошкольников:

I. Игры

1) «Тренируем нашу память».

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:

− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц) .

− Хитрая, рыжая. (Лиса) .

− Злой, голодный. (Волк).

Рыжая, веселая. (Белка).

2) «Самый умный».

Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.

1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка) ;

2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук) ;

3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц) ;

4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха) ;

5) Въётся верёвка – на конце головка. (Змея) .

II. Изучение загадок напамять .

Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их напамять.

1) Не зверь, а воет. (Буря).

2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).

3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).

4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).

5) Въёться молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).

III. Загадки – шутки.

Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.

Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать? (Своей тени). Какой косой нельзя косить? (Девичьей). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).

IV. Загадки – вопросы

Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.

Что у человека быстрее всего? (Мысль). Что мудрее всего в мире? (Правда). В какую бочку нельзя налить воду? (В полную). С какой бочкой за водой едут? (С пустой).

Развиваем воображение дошкольников:

I. Театрализованная игра «Загадки без слов»

Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.

II. Творческое задание «Изображения отгадок».

Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).

1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).

2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).

3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).

4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).

5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).

Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).

Развиваем внимание дошкольников:

І. Загадки – шутки.

1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).

2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).

3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал).

II. Загадки – обманки.

Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.

1) Очень медленно и тихо

По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).

2) Из пальмы вниз, на пальму снова,

Шустро прыгает «корова». (Мартышка).

3) Кто грызет на ветке шишку

Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).

4) На сосне, как в барабан

Громко стал стучать «баран». (Дятел).

III. Игра «Отгадай».

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых объектов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все дети должны отгадать объект за описанием.

− Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).

Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).

Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).

Белое, мягкое, холодное. (Снег).

Во время учения умению разгадывать загадки воспитателям необходимо учитывать некоторые методические рекомендации : загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.

1. Значение загадок для решения задач словарной работы.

Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно- образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Загадка в словаре Ушакова Д.Н. понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Загадка – это своего рода игра.

Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.
Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Существует несколько видов загадок: загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается; загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;
сюжетные загадки – это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками–сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.
Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.
Загадки, сравнение предметов целесообразнее применять в старшем дошкольном возрасте. Много таких эффективных приёмов было разработано Е.И. Тихеевой.

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительную деятельность, но и помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Требования к применению загадок в целях развития словаря:

  • загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
  • загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дет, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает»);
  • обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом;
  • отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
  • придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;
  • загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Работа с загадками также применяется для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной организации словарной работы, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для объяснения или уточнения лексического значения слова.

Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме).

В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов, они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы. Загадки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей описательных рассказов.

2. Причины ошибок детей при отгадывании загадок и способы отгадывания загадок.

Чтобы обосновать приемы отгадывания, нужно знать причины ошибок детей при отгадывании загадок:

Часто дети, торопясь с ответом, не дослушивают загадку до конца, не запоминают ее во всех подробностях. Их внимание останавливает какая-то одна деталь текста, один признак, обычно наиболее яркий, понятный. И отгадку они строят именно на этом единственном признаке, не принимая во внимание все остальные.

Услышав знакомое выражение, словосочетание, дети вспоминают связанную с ним отгадку и торопятся ее произнести, не вдумываясь в смысл новой загадки, не обращая внимания на то, что знакомое выражение употреблено в иной ситуации, в новых связях и отношениях.

Дети выделяют несколько признаков загадываемого предмета (два-три), объединяют их, устанавливая между ними связь, но один очень важный для отгадки признак все же остается неучтенным и загадка неразгаданной.

Например, дети дают неверные ответы на загадку «Что вниз вершиной растет?» (Сосулька). Они отвечают: «Дерево, потому что растет и у него есть вершина». Два признака («растет», «вершина») выделены и объединены логической связью. Но не замечен третий признак: «вниз вершиной».

Иногда дети сознательно опускают один из названных в загадке признаков, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его другим, своим, соответствующим кажущейся отгадке. При этом происходит подмена текста загадки, искажение его, «подгонка» его под ответ.

Например, загадку «Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет» (Грамота, письмо) ребенок отгадывает так: «Это подсолнух, потому что семя черное и круг такой желтый». Взрослый возражает: «Но ведь в загадке говорится про белое поле». «Ну, все равно – желтое, белое…», - говорит ребенок в ответ.

Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

Невнимательно слушают текст загадки;

Не запоминают полностью содержание загадки;

Полностью или частично не понимают текст загадки;

При отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

Не имеют достаточных знаний о загаданном;

Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

Дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;

В поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

Ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

Дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

В случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

Дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, при целенаправленной работе с детьми дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

3. Методы обучения детей умению отгадывать загадки.

Загадки могут иметь подсказку. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными. У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой. Согласно программе воспитания в детском саду, дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорта.

Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения. Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы. В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками.

Разнообразны цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Загадки широко используют на занятиях, в бытовой и игровой деятельности. Использование загадок на занятиях – один из важных приемов обучения. Загадки входят во все занятия по различным разделам программы.

Как правило, широко используются загадки на занятиях по развитию речи, во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, во время дидактических игр. Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений.

Загадки используют не только в начале, но и в процессе наблюдений. Их можно использовать как окончание и обобщение процесса наблюдения.
Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок.

Нужны не только одноразовые наблюдения в естественных условиях, но и специально организованная система наблюдений, помогающая детям увидеть явления в разные периоды, в развитии.

Подавляющее большинство загадок построены на знании таких свойств предметов, которые дети постигают в процессе действия с ними:

Пляшет крошка, а всего одна ножка (волчок)

Упадет – поскачет, ударишь – не плачет (мяч).

Всестороннее обследование детьми предметов в процессе многократных действий с ними, наблюдение явлений в разных условиях обогащают опыт детей, дают фактические знания о мире. Загадка служит при этом художественным завершением и обобщением процесса наблюдения, рассматривания, сравнения. Отличительные признаки грибов, отмеченные ребенком при их рассматривании и после этого сформулированные в виде художественного описания в загадке, осознаются глубже и поэтому прочнее усваиваются.

В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:

Не зверь, а с ногами,

Не птица, а с перьями,

Не человек, а в одежде. (Кровать с подушкой и одеялом)

Широко можно использовать загадки в беседах, на занятиях по рассматриванию картин, предметов. В беседе с детьми об орудиях труда и механизмах, облегчающих домашний труд, также можно использовать загадки. Сначала дети рассказывают, какую работу дома выполняют взрослые и сами дети, какими орудиями труда пользуются. Затем проводится игра с загадками: «Что нам нужно для работы?» Дети отгадывают загадки и определяют, для какого вида труда необходимы эти предметы. В приведенных примерах занятий загадки используются во второй части занятия, как закрепление знаний.

Можно провести занятие, все построенное на загадках: «Едем, плаваем, летаем» (о видах транспорта). Воспитатель предлагает отгадать загадки о разных видах транспорта. В случае правильного ответа ребенок берет картинку и ставит ее рядом с изображением, обозначающим среду предвижения указанного транспорта (дорога, вода, небо). Дети в ходе игры классифицируют транспорт на наземный, водный, воздушный.
Загадки активно используются также по на занятиях изобразительной деятельности. Очень часто занятия по рисованию, лепке овощей, фруктов, игрушек начинаются с загадок. Это повышает интерес к деятельности, упражняет детей в речевых навыках.

Увлекательность и необычность придают загадки вечерам – развлечениям: «В гостях у Лесовичка», «Загадки сказочных героев»», «Во саду ли, в огороде». Эти праздники полны загадок, сопровождаются песнями, играми, танцами, появлением сказочных персонажей.

В старшем дошкольном возрасте проводятся специальные занятия на загадывание и отгадывание загадок. Их может быть несколько видов, различных по своей структуре, чаще всего такие занятия проводятся в виде дидактических игр: «Назови цветок», «Кто здесь живет?», «Магазин», «Соберем посылку», «Отгадай».

Например, игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, а на небольших полосках бумаги - отгадки. Это может быть оформлено в рисунках. Дети читают (или спрашивает воспитатель) и подбирают для загадки отгадку.

С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя ее, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.

Загадки широко используются для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал. Например, загадываются загадки об овощах: о луке, моркови, капусте, т. д. Потом задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи).

Овладение навыками описательной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на специальных коррекционных занятиях. Цель их – формирование умений владеть речью-описанием. Важную роль при этом играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а также на те речевые средства, которыми эти признаки обычно бывают выражены. Если хотим, чтобы дети называли движения, действия объекта, то при рассматривании картинки следует обращать внимание на эти признаки.

Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем.
Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов.

Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей правильно решать логическую задачу. Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:

  • Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. провести анализ.
  • Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. провести синтез.
  • На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.

Рассмотрим способы доказательства отгадки.

Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки, и поэтому является завершающим этапом общего процесса отгадывания. Без доказательства процесс отгадывания неполон. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: «как догадался», «почему так решил», «объясни, как ты думал». Такие вопросы заставляют ребенка рассуждать, объяснять, доказывать.

Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет собой само доказательство.

Последовательность установления связей между основаниями (признаками) и отгадкой называется способом доказательства. Способ доказательства – это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу. Порядок связей должен быть найден самим отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства.

Существуют два способа доказательства отгадок.

Первый способ дедуктивный способ, второй – индуктивный способ.

Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. К первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом.

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед, вьюга завывает (доводы).

Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса. Само построение загадки зовет к постепенному и последовательному накоплению доводов. В этом случае отгадывающий, рассуждая, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке. «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика. Зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик (вывод)».

Одну и ту же загадку можно доказать и тем и другим способом:

«За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая». Первый способ: «Это морковка: лиса рыжая и морковка рыжая как лиса. И у лисы, и у морковки есть хвостик, только у морковки он кудрявый, зеленый, а у лисы – рыжий, пушистый». Второй способ: «У морковки есть хвостик, и у лисы хвост, только у лисы оранжевый, а у морковки – зеленый. Морковка очень сладкая, гладенькая. Это загадка про морковку».

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, т.к. приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.

Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли. Загадки действительно являются средством развития познавательной активности дошкольников, обогащают их личный опыт и все стороны речи при условии организации систематической работы с дошкольниками по специальному формированию умений отгадывать и составлять загадки.

4. Подбор загадок по темам «Ознакомление с окружающим», по всем возрастным группам.

Рассмотрим загадки по теме «Ознакомление с окружающим» по всем возрастным группам в ДОО.

Младшая группа.

1. Загадка

В этом доме все для нас –

Сказки, песня и рассказ,

Шумный пляс, тихий час,

В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом!

В нем растем мы с каждым днем,

А когда подрастем,

Вместе в школу пойдем. (Детский сад).

2. Загадка

Кто научит рисовать,

Лепить, строить и играть,

Усадив ребят в кружок,

Прочитает им стишок?

Кто сейчас же разберется

Почему Антон дерется?

Очень любит всех ребят,

Кто же это?…» (Воспитатели).

3. Загадка

Кто же нам на стол накроет,

Подметет, пропылесосит?

Вымоет окна, стены, пол?

Протрёт от пыли стол?

Проследит, чтоб тут и там

Всё стояло по местам?…» (Няня).

4. Загадка

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывет

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (Дождь)

5. Загадка

В сером небе низко

Тучи ходят близко

Закрывают горизонт

Будет дождь, мы взяли …(Зонт)

Средняя группа

1. Загадка

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - ... (Дождь)

2. Загадка

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно... (Листопад)

3. Загадка

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

4. Загадка

Насупится, нахмурится,

В слезы ударится -

Ничего не останется. (Туча)

5. Загадка

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает:

Одним проходу не дает,

других он подгоняет. (Ветер)

Старшая группа

1. Загадка

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я - большой, красивый... (Шкаф)

2. Загадка

Яростно река ревет и разламывает лед,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел (Апрель)

3. Загадка

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

4. Загадка

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

5. Загадка

Я под мышкой посижу,

И что делать, укажу.

Или разрешить гулять,

Или уложить в кровать. (Градусник)

Подготовительная группа

1. Загадка

Сама в земле - коса на улице. (Морковь.)

2. Загадка

Кругла, а не луна,

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

3. Загадка

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

4. Загадка

Вырос в поле дом -

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом. (Колосок)

5. Загадка

Хоть прячется Алёна

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека (Яблоко)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009–2010.
  2. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009–2010.
  3. Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей младшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей подготовительной к школе группы. – М: ТЦ «Сфера», 2005.
  5. Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей среднего дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  6. Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей старшей возрастной группы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  7. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
  8. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
  9. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  10. Логинова В. И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста // Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 224 с.
  11. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников.//Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
  12. Садовников Д. Н. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. – М., 1995.
  13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: 1994. – 344 с.
  14. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 2011.
  15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего возраста) // Под ред. Ф.А. Сохина – изд. 5-е, испр. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  16. Усова А. П. Обучение в детском саду. – М.: 2011.
  17. Худяков И. А. Великорусские загадки. – СПб.: 2011.