Конспект нод в средней группе с использованием элементов технологии триз. Конспект нод для детей средней группы с использованием методов и приёмов триз Конспект нод с использованием триз круги венна

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии
Раздел: «Познавательное развитие»
Тема: «Детский сад со всех сторон»
Цели:
Систематизация представлений о детском саде, о профессиях людей работающих в нём;
развитие навыков компонентного и функционального подхода через «системный оператор»;
развитие символической функции мышления;
воспитание любви к детскому саду и навыков безопасного поведения.

Ход НОД:
Организационный момент. Упражнение «Знакомство».
- Здравствуйте, ребята. Давайте с вами познакомимся. Вы шепните своё имя в кулачок и бросьте его мне, а я поймаю.

Ой, что это? Подул ветер. Имена сейчас разлетятся. Нет, я их не упустила. А теперь ловите ваши имена обратно. (Перечислить все имена детей).

Как называется ваш детский сад?
? На чём можно добраться до детского сада?
? Автобус, машина, велосипед, троллейбус – как назвать одним словом?

Ребята, давайте покатаемся на «музыкальном автобусе»

Музыкальная игра «Автобус»
Вот мы и опять вернулись в группу. Ребята, расскажите мне, что у вас есть в группе. (Дети показывают и неожиданно находят диктофон).
Что это? (Выслушать предположения детей, потом сказать, что это – диктофон и объяснить для
чего он нужен). Включить воспроизведение записи:
Здравствуйте, мальчики и девочки! Меня зовут Антошка! Я никогда не ходил в детский сад. Расскажите мне о нём.

Расскажем Антошке про ваш детский сад? Наш рассказ мы запишем на диктофон.
(Звучит мелодия, подходим к «Волшебному экрану»).
Ребята, это волшебный экран. Он нам поможет рассказать про детский сад.

3.Наглядный материал и вопросы к пособию «Системный оператор»

ПРОШЛАЯ НАДСИСТЕМА:
Расположение строительной площадки.

Вопросы: Где располагалась строительная площадка? Закрепить адрес детского сада.

НАДСИСТЕМА: изображение улицы, на которой находится детский сад.

Вопросы: Где находится детский сад – улица, город, республика, страна, планета.

ПРОШЛАЯ СИСТЕМА:
Строительство детского сада

Вопросы: Как появился детский сад? У детского сада, как у людей есть возраст. Сколько лет саду? Сравнить кому больше?
СИСТЕМА: изображение детского сада

Вопросы: Что такое детский сад? На что похож?
ВЫВОД: детский сад- это большое, красивое, уютное, тёплое здание, где много детей.

ПРОШЛАЯ ПОДСИСТЕМА:
Изображение стройки детского сада: блоки, панели, кирпичи, двери, окна и т.д.

Вопросы: Из чего строили детский сад? Кто строил?
ПОДСИСТЕМА: графическое изображение групповой комнаты, спортивного зала, музыкального зала, медицинского кабинета, кухни, прачечной

Вопросы: Кто ходит в группу? Что они делают? Кто работает в группе? Чем занимаются в музыкальном зале? Какие есть музыкальные инструменты? Зачем нужен спортивный зал в детском саду? Для чего надо заниматься физкультурой? Что делают на кухне? Кто готовит пищу? Для чего нужна пища? Что полезно кушать? Что делают в медкабинете? Кто всё это делает? Зачем нужно делать прививки? Что делают в прачечной? Кто работает в прачечной?

Ребята, как много мы рассказали Антошке про детский сад. А теперь покажите, как вы живёте в детском саду?

4.Физкультминутка «Как живёте?» Педагог задаёт вопросы, а дети показывают движения со словами «Вот так».
Как живёте?
Как идёте?
Как бежите?
Как спите?
Как играете?
Как кричите?
Как молчите?

Ребята, мы ведь не рассказали Антону, как надо вести себя в детском саду. Что же делать? А давайте поиграем в игру и расскажем, что можно делать в детском саду, что нельзя.

5. Игра «Перебежки».
Ребята, присаживайтесь. У нас есть один свободный стул. Я задам вопрос, кто на него отвечает, тот перебегает на свободный стул.
ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ? ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?
Можно здороваться нельзя говорить плохие слова
Говорить вежливые слова обижать других
Уважать старших перебивать старших
Защищать малышей прыгать с лестницы.
6. Итог занятия:
Что узнает Антон про детский сад?
Что нам надо узнать?


Приложенные файлы

Мозговая Валентина Владимировна
МБДОУ детский сад №40 "Пчелка", п.Щепкин
воспитатель

Конспект НОД по развитию речи

с использованием технологии ТРИЗ

в старшей группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»

СКАЧАТЬ (презентация)

Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе.

Ход занятия:

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка - это неживой предмет.

Игра «Данетка»

Д: Это книга?

В.: Нет

Д: Это игрушка?

В. : Да

Д.: Может кукла?

В. : Нет.

Варианты ответов детей…

Д: Это домик?

В.: Да

Воспитатель снимает ткань.

В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.

В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

Ответы детей. (Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»

В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Д.: Да.

В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Кто пугливей всех зверей?

Уши у кого - длинней?

В огороде ест морковку и капустную листву,

удирать умеет ловко,

Если встретит вдруг лису...

Сильно глазками косит,

всех боится и дрожит...

Д.: Заяц

В.: Правильно. Молодцы ребята. Как в сказках называют зайца? (косой, трусишка, зайка-попрыгайка) А теперь давайте попытаемся описать зайку. Что вы можете сказать о его шерстке? (мягкая, пушистая, серая). Расскажите мне о хвосте зайца? (короткий, мягкий, пушистый). А что можно сказать о характере зайца? Какой он в сказках? (трусливый)

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде

В. : Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
В. : Что хорошего в дожде?
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
В. : А что плохого в дожде?
Д.: Можно заболеть

В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …

В.: А солнце какое, хорошее или плохое?
В. : Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
В. : А что плохого может быть в солнце?
Д.: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

В.: Как мы можем помочь зайцу?

Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.

В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?

Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.

В. : А, что у нас еще есть в сундучке? плакат «Сказочная путаница».

В: Посмотрите, что здесь изображенно.

В: А какие сказки перепутались? Назовите их.

В : Верно. А что перепутано на картине?

В.: Вот и еще одно окошко открылось. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Слово наоборот»

— Весёлый — грустный,

— добрый — злой,

— Смелый — трусливый,

Старый — молодой,

Сильный — слабый,

Здоровый — больной,

Умный — глупый,

— Вежливый — грубый,

— Сытый — голодный,

— Могучий — слабый,

— Озорной — послушный,

— Ленивый — трудолюбивый.

В: Молодцы, теперь посмотрите на доску - «тени» сказочных персонажей, нам необходимо их разгадать.
Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

В: Всех героев вы узнали молодцы.

Физминутка «Волшебные растения»

Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т.д).

В : Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

Д.: Хорошее.

В.: Ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на кофте, в душе и т.д.)

В.: Посмотрите, еще одно окошко открылось.

В.: Что у нас еще осталось в сундучке.

А здесь сказка «Красная шапочка». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

Не Желтая, а Красная

Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

Да нет же, не папа, а мама.

Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.

Не площадь, а лес.

И встретила она медведя.

Не медведя, а волка.

В.: Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта(Золушка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
Айболит

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

Ему надоело

Сидеть на окошке

И он покатился

В лес по дорожке.

(Колобок.)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же девочку ту звали?(Снегурочка)

Эту как зовут старушку?

Просит бабушка избушку:

«Разверни-ка свой фасад:

Ко мне — перед, к лесу — зад!»

Топнет костяной ногой.

Звать бабулечку.... (Яга)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? — Вот вопрос.(Буратино)

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)

В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса очень благодарна вам за помощь, за старание, за любовь к русским народным сказкам и дарит вам подарки, предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома.

На этом наша сказка закончилась. Спасибо Вам за внимание! Приходите к нам еще!

Цели:

Образовательные: Дать представления о злаках (пшеница, рожь, ячмень). Закрепить знания о том, откуда берётся хлеб и хлебобулочные изделия (сажают зерно, вырастают колосья, убирают урожай, из зерна мелят муку, из муки делают тесто, пекут хлеб). Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе, опираясь на модели. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание). Закреплять умение работать с солёным тестом.

Развивающие: Развивать любознательность детей, внимание, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Развивать умение координировать речь с движением. Развивать общую моторику рук и моторику пальцев.

Воспитательные: Способствовать уважительному отношению к хлебу. Воспитывать уважение к труженикам полей.

Материал к НОД:

Колоски пшеницы, иллюстрации «Как хлеб на стол пришёл», «Хлебобулочные изделия», системный оператор, стакан с водой, соломина пшеницы, карточки — модели поговорок о хлебе, прозрачные мешочки с зерном, мукой, тестом, кусочком хлеба, гренками (по 2). Диск с записью «Расти, колосок» (муз. Ю. Чичкова), тарелки с цифрами 1-5 (2 комплекта). Солёное тесто, стеки, салфетки.

Ребята, сегодня девочки хотели поиграть на нашей кухне и обнаружили, что оттуда исчезли все хлебобулочные изделия. Давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия были у нас на кухне и чего не стало. А поможет нам это сделать наш мячик. Я буду бросать вам мяч и тот, у кого он окажется, назовёт хлебобулочное изделие и скажет о том, что его не стало. Например, был хлеб — не стало хлеба.

Игра с мячом «Чего не стало»

(хлеб, батон, булочки, рогалик, крендель, пирог, печенье, сушки).

— Вот таких хлебобулочных изделий у нас не стало. Как же нам решить эту проблему? (поискать, куда они могли деться, купить, сделать самим).

Сегодня мы будем делать хлебобулочные изделия для нашей кухни сами, но сначала давайте вспомним, какой путь они проходят, прежде чем попадают к нам на стол. А поможет нам это сделать наш волшебный экран (системный оператор) и вот этот букет (колоски).

Посмотрите, что вы видите в букете? (пшеничные колоски)

Выберите из набора картинок картинку с пшеничным колоском. (дети выбирают из набора картинок картинку с пшеничным колосом)

О пшеничном колоске мы будем сегодня говорить, поэтому положим эту картинку в центральный кармашек.

Давайте посмотрим, что есть у нашего колоска.

Колосок держится на стебле, который называется соломина.

Стебель соломина отличается от стеблей других растений тем, что он внутри пустой. Подумайте, как мы можем доказать, что соломина внутри пустая? (подуть в неё).

Предлагаю одному из детей подуть через соломину в стакан с водой.

Что вы видите? (пузырьки). Это через соломину выходит воздух, который мы выдыхаем. Значит, соломина пустая.

В колоске много зёрен (предлагаю найти картинки: колосок с соломиной, зёрна пшеницы. Выставляем под рассматриваемым колоском)

— Растения, у которых есть стебель-соломина и зёрна, называются злаками. Злаки бывают разные. Давайте посмотрим, колоски каких злаков есть ещё на наших картинках. (Дети выбирают картинки с ржаным и ячменным колосом, рассматриваем, ставим в кармашек над пшеничным колоском).

А теперь поговорим о том, как наш колосок вырос. И помогут нам в этом картинки. Как вы думаете, из чего появился колосок? (из зернышка).

Поставьте картинку с зерном слева от колоска. (Дети выставляют картинку)

Ребята, а где сеют зёрна? (на поле)

Найдите картинку, на которой изображено незасеянное поле.

Что изображено на этой картинке? (поле)

(Ставим картинку с полем в кармашек под зерном)

А какой транспорт помогает хлеборобам сеять зёрна? (трактор)

Что делает трактор? (пашет землю)

Правильно, трактор пашет и боронует землю, чтобы не было комочков и она стала рыхлой. В рыхлую землю сеют зёрна.

(Ставим картинку с трактором рядом с полем)

Ребята, а что нужно для того, чтобы зерна проросли? (тепло, вода, свет).

Тепло и свет даёт солнце, а воду — дожди. Светит солнышко, идут дожди, и зёрна начинают прорастать.

Давайте с вами представим, что мы — маленькие зёрнышки и покажем, как прорастают зёрнышки.

Физминутка:

Мы маленькие зёрна (присели)

Сидим пока в земле (коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает (встаём)

И мы растём в тепле (тянемся руками вверх)

Боимся непогоды:

Грозы, дождя и вьюг (наклоны)

Из зёрен вырастают (тянемся на носочках)

Колосья там и тут.

Вот и выросли из зёрнышек колоски. Когда колоски созревают, на поле выезжают комбайны. (Ставим картинку с комбайном справа от колоска)

Что делают комбайны? (Комбайн срезает колосья и выколачивает из них зёрна).

Зерно сушат, а потом из него получают муку. (Картинку с мукой ставим под комбайн)

Из муки делают тесто, а из теста выпекают разные хлебобулочные изделия (выставляем картинки).

— А теперь давайте попробуем рассказать о нашем колоске.

(составляем рассказ с использованием системного оператора):

«Ранней весной выходят в поле трактора. Они пашут и рыхлят землю. Потом в землю сеют зёрна. Зёрна прорастают и появляются колоски. Выезжают в поле комбайны. Они срезают колоски и выколачивают из них зёрна. Из зёрен мелят муку. Из муки делают тесто и пекут из него хлеб и хлебобулочные изделия».

А сейчас мы поиграем в игру «Что сначала, что потом» . У нас будет 2 команды. Каждой команде надо разложить по тарелочкам то, что лежит в пакетиках, по порядку.

(у каждой команды по 5 прозрачных пакетиков, в которых лежат зёрна, мука, тесто, кусочек хлеба, гренки. На столе – тарелочки с цифрами от 1 до 5)

Проверяем выполнение задания каждой командой.

Русские люди всегда с уважением относились к хлебу. Про хлеб придумано много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

«Хлеб – всему голова»

«Нет хлеба – нет обеда»

«Много света — много хлеба»

Мы с вами заранее сделали солёное тесто. Давайте покажем, как мы это делали.

Игра – имитация «Месим тесто»

Воду наливали,

Муку засыпали,

Потом посолили,

Тесто замесили.

А сейчас посмотрите на картинки. Что на них изображено? (хлебобулочные изделия). Подумайте, какие хлебобулочные изделия из теста вы будете лепить.

Напоминаю различные приёмы лепки.

Дети выполняют работы под муз. Ю. Чичкова «Расти, колосок»

В конце рассматриваем с детьми изделия и оставляем сушиться, чтобы на следующем занятии раскрасить изделия.

Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Автор; заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников.
Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей.

Задачи.
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Оборудование.
Игрушка кот Баюн;
схемы для придумывания загадок;
картинки: подсолнух, стиральная машинка, помидор;
фигуры разного цвета и формы;
листья клена разного цвета;
фотографии детей и фото кота;
коробочка;
листы для индивидуальной деятельности, карандаши.

Ход НОД.
Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.

Дети. Это птица?
Воспитатель. Нет, это не птица
Дети. Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети. Может это какой-то зверек?
Воспитатель. Да, но это необычный зверь, а сказочный. (Воспитатель загадывает загадку про кота Баюна)
Персидский Князь
Не любит грязь.
С ног до головы оближется
И уткнётся в книжицу.
В полосатой пижаме
Лежит он на диване.
(Котик)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это кот Баюн. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?
Дети. Пришел.
Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас?
Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если кот Баюн прилетел, то на чем он мог это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель. Кот Баюн говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве король организовывает конкурс загадок. Условия конкурса очень сложные: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Кот Баюн слышал, что вы умеете придумывать загадки. Ребята, вы готовы помочь ему?
Дети. Да!
Составить загадки помогут вам картинки с изображениями предметов, о которых нужно придумать загадку (стиральная машина, подсолнух, помидор) и схемы.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели-схемы составления рассказов и предлагает детям составить загадку. Например, о подсолнухе.
Все значения признаков воспитатель записывает в левой части таблицы с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовывает объект. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Что это? Подсолнух

Подсолнух

Желтый

Большой

Сладкий

Летний

Корень
Стебель
Листья
Цветок

Полевой
Модель
Что это?
Какой он по цвету?
Что бывает таким же?
Какой он по размеру?
Что бывает таким же?
Какой у него вкус?
Что бывает таким же?
Какой он, если цветет летом?
Что бывает таким же?
Назовите части подсолнуха.
Что имеет такие же части?
Какой он, если растет на поле?
Что бывает таким же?
Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите коту Баюну запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не как».

Пример рассказа.
Это цветок. Он желтый как яркое солнышко. Он большой и высокий, но не как гора. У него сладкий запах, как у духов. Он летний, но не как легкий сарафан для девочек и шорты для мальчиков. У него есть корень, стебель, листья и цветок, как и у дерева. Он полевой как пшеница, рожь, ячмень.
Воспитатель. Кот Баюн очень доволен. Послушайте, как он мурлычет (Включает запись с мурлыканием кошки). Теперь, нужно помочь коту Баюну составить загадку про одну из чудо-вещей, стиральную машинку. (Воспитатель выставляет схему для составления рассказа о предметах быта). Поможет вам в этом это схема. (Разъяснение схемы)
Перед вами листы, разделенные пополам. Слева на листе схема, справа пока ничего нет. Сейчас каждый из вас будет рисовать загадку про стиральную машинку. Подобно тому, как мы это делали при составлении загадки о подсолнухе. Помните, вы рисуете справа перед каждой картинкой схемы.

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не как».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Воспитатель. Ребята, кот Баюн наблюдал за вами и шепчет мне, что ваши пальчики немного устали. Давайте их разомнем.
Воспитатель читает стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их названия, перебирая и поглаживая их по содержанию стишка.

Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Воспитатель. Ребята, кто расскажет по рисунку свою загадку коту Баюну? (2-3 рассказа)
Воспитатель. Баюну очень понравились ваши загадки. Но у него к вам есть еще одна просьба. Он принес множество предметов, а должен забрать с собой только три предмета. Чтобы помочь ему, нужно среди предметов, найти лишний и оставить его для Кота. Как вы относитесь к просьбе? Только, чтобы выполнить его, нужно разделиться на две команды. В первой команде будут все, у кого в одежде есть синий цвет; во второй – все остальные.
Первая команда подходит к синему обручу (внутри обруча задание №1), вторая - к красному (внутри обруча задание №2). Третье задание находится внутри желтого обруча.
1 задание для детей, в чьей одежде есть синий цвет. Возьми лист, который похож на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - кленовые листья желтого, красного, зеленого цвета и разного размера и один березовый лист). Березовый лист должен остаться.
2 задание для детей, в чьей одежде нет синего цвета. Возьми фигуру похожую на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - квадраты, треугольники, прямоугольники разного размера, но одинакового красного цвета и один синий квадрат). Синий квадрат должен остаться.
Воспитатель. Ребята, у нас еще одно задание. Какая команда будет его выполнять? Кот Баюн ничего об этом не говорит. Что будем делать? Воспитатель подводит детей к совместному выполнению 3-его задания.
3 задание. Найди лишнее изображение (Фото всех детей и одно фото КОТА)
Воспитатель. Ребята, что Кот Баюн унесет с собой? (березовый лист, синий квадрат, фото КОТА). Я положу их ему в коробочку.

Рефлексия. Баюн благодарит вас за помощь и в знак благодарности, хочет рассказать вам сказку. Хотите послушать? Тогда усаживайтесь удобнее.
Просмотр видеозаписи мультфильма-сказки «Три котенка».
Во время просмотра мультфильма, воспитатель незаметно прячет гостя.
Воспитатель. Ребята, Баюн исчез, так же незаметно, как и появился, но в подарок он оставил свои сказки. Интересно, что он хотел сказать нам этой сказкой? Только это уже другая история и о ней мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель заканчивает занятие открытым итогом, который мотивирует детей к познавательному интересу, формирует воображение, стимулирует исследовательские качества детей, такие как пытливость ума, любознательность.

Литература:
1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
2. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с
3. Анна Валерьевна Корзун, «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. 2000 2.

4. Сидорчук Т.А. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста./ В сб. «Дошкольник. Образование. Инновации» – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008

5. Сидорчук Т., Хоменко Н., Лелюх С. Развитие творческого воображения и мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. //ж. «Ребенок в детском саду» № 2 (стр. 2 – 8), № 3 (стр. 8 – 13), № 4 (стр.22 – 27), № 5 (стр. 10 – 15), № 6 (стр. 6-12) 2006



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Загадочный гость» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Разработала:Батршина В.Р. Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного-эвристического мышления; памяти, воображения детей.Задачи.Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Развивать творческое мышление, память, внимание.Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками. Загадка Персидский КнязьНе любит грязь.С ног до головы оближетсяИ уткнётся в книжицу.В полосатой пижамеЛежит он на диване. Предметы Схемы Подсолнух Желтый Большой Сладкий Летний КореньСтебель Листья Цветок Полевой Что это? Какой он по размеру?Что бывает таким же? Какой у него запах?Что бывает таким же? Какой он, если цветет летом?Что бывает таким же? Назовите части подсолнуха.Что имеет такие же части? Какой он, если растет на поле?Что бывает таким же? Какой он по цвету?Что бывает таким же? Расскажите загадку, опираясь на зарисовки, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не как…». Зарисуй и расскажи Зарисуй и расскажи Пальчиковая гимнастика

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современной образовательной технологии ТРИЗ в старшей группе на тему: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи: развивать познавательный интерес, логическое мышление; систематизировать знания детей о явлениях природы; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь; формировать умения выделять отличительные признаки путем сравнения; закреплять умения отгадывать название сказки по короткому отрывку; развивать чувство эмпатии, умение видеть красоту окружающего мира

Оборудование и материалы: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к), домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель.

Предварительная работа: чтение

Ход НОД:

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

Воспитатель: заглядывает за домик и говорит: Ребята, вам интересно, что там может находиться, тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать, что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или «да» или « нет». Подсказка – это неживой предмет.

Игра «Да-Нет-ка»

Дети: Это книга?

Воспитатель: Нет

Дети: Это игрушка?

Воспитатель: Да

Дети: Может машинка?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это домик?

Воспитатель: Да

(если дети долго не угадывают воспитатель дает еще одну подсказку загадку:

Воспитатель снимает ткань.

Воспитатель: В одном сказочном доме жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Ребята, чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, колдунья оставила письмо: «…вы сможете помочь принцессе, если выполните все мои задания, только тогда мое колдовство отступит». Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Дети: Да.

Воспитатель: первое задание это загадка:

Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису...
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит...

Дети: Это заяц.

Воспитатель: Правильно. (достает из-за домика мокрую игрушку зайца) Бедный зайчик, как он оказался возле домика, наверное хотел помочь принцессе. Но я вижу, ему самому нужна помощь, какой он мокрый и грустный. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в домике.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Воспитатель: Да, наверное, зайчик так промок под дождем. Ребята, а как вы думаете, это хорошо или плохо, когда идет дождь.

Ответы детей: Хорошо, потому, что дождь поливает все растения и др.
Плохо, потому, что можно простудиться и заболеть, если промочишь ноги и др.

В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь - это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …

В.: А солнце какое, хорошее или плохое?
В. : Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
В. : А что плохого может быть в солнце?
Д.: Когда жарко - голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

В.: Как мы можем помочь зайцу?

Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.

В.: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?

Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и, к сожалению, ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.

В: Давайте поспешим выполнить еще одно задание, в конверте лежат буквы, из которых нужно составить название одной известной всем сказки, но они все перемешались. Что бы поставить их по-порядку надо отгадать загадки о каждой букве.

На одной стоит ноге. На крыше дома буква …(Т)

Моет, полоскает, и домой таскает.

Наплескается в ручье. Превратится в букву…(Е)

У малыша Володи эта буква не выходит

И конечно, очень странно, но выходит у Полкана.

Как рычит он… (Р)

Целый день енотка Рая в ручейке белье стирает

Моет, полоскает и домой таскает.

Наплескается в ручье – превратится в букву …(Е)

Видим здание метро, а над входом букву …(М)

В старом дереве дупло – ну совсем как буква…(О)

Половинку от жука, составляет буква (К)

Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по порядку. Получается слово – теремок.

В: Ребята, с заданием мы справились и вот еще одно окошко открылось.

ИГРА: с проблемной ситуацией

В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

Д.: Хорошее.

В.: Ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на губах, в душе и т.д.)

В: Посмотрите, еще одно окошко открылось.

В: Достаем следующее задание (показывает книжку)

А здесь сказка и нам предлагают отгадать ее название Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, я начну читать, а вы поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

В:- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

Д:- Не Желтая, а Красная

В:- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и …

Д:- Да нет же, не папа, а мама.

В:- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

Д:- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

В:- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.

Д:- Не площадь, а лес.

В:- И встретила она медведя.

Д:-Не медведя, а волка. А сказка называется «Красная шапочка».

В.: Молодцы, ребята. Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси –лебеди)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? - Вот вопрос.(Приключения Буратино)

Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка)

Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Загадка о спящей красавице

В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили домик и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.

Принцесса «благодарит» детей.

В: Ребята, вот мы и справились с задачей, освободили от чар колдуньи принцессу. Давайте вспомним, что же нам пришлось для этого сделать?

Ответы детей (мы выполнили все задания: помогли зайцу найти свою сказку, разгадали все загадки, составили слово «теремок»)

В: Правильно, а самое главное, мы все выполнили дружно, помогали друг другу в выполнении заданий, а сейчас также дружно можно приступить к занятиям, которые вам интересны.