Конспект НОД "Детский сад второй наш дом" в старшей группе. Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Сказки Нод русские народные сказки в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме "Путешествие в сказку"


Данная методическая разработка будет полезна воспитателям старшей группы. Это конспект занятия по социально-личностному развитию детей, направленный на воспитание социальных качеств дошкольников через игровую деятельность.
Цель: обогащение опыта социальных навыков через игровую деятельность. Воспитание таких качеств как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, гости дорогие! А вы меня узнали? Я сказочница. Как давно мы не видались осень кончилась, зима и теперь я собралась в гости к вам прийти сама. Мы с вами сегодня совершим необычное путешествие в сказочный мир. , А в сказку мы с вами отправимся на …волшебном Книголете. Мы побываем в городе Сказкограде, (дети садятся на ковер в центре комнаты, по кругу)
На волшебном Книголете
В Сказкоград попасть легко
Закрывай глаза покрепче,
Мы взлетаем высоко!
Приземленье будет мягким -
Вот уж город виден наш.
Попадает в город-сказку
Славный, дружный экипаж.
А теперь, экипаж, давайте знакомиться. (У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.(звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Я передаю волшебный клубочек и называю свое имя, затем ребенок передает дальше волшебный клубочек и называет свое имя и т.д. пока волшебный клубочек не вернется ко мне) Вот мы с вами и познакомились. А зтот клубочек хочет с вами поиграть в игру
«Дрозд»
Я дрозд -ты дрозд
У меня нос и у тебя нос
У меня щечки гладкие и у тебя щечки гладкие
У меня губки алые и у тебя губки алые
Мы с тобой два друга (берутся за руки)
Любим мы друг друга.(обнимаются)
Ну что игра понравилась? Поиграем еще раз?

Покатился наш клубочек…..(клубочек катится, а мы за ним)
1 Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
Все преграды преодолеваем.
Преодолеваем кочки,корявые пенечки, все преграды мы прошли
Елку с детками нашли.
Какая красивая елочка, письмо какое то на ней.(Открывают и читают)(письмо от Бабулички- ягулички)
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее. Сказки: Гуси-лебеди, Царевна-лягушка),. Воспитатель в это время читает стихотворение:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!)
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!(клубок катаем)

Отправляемся дальше в путь
2 Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
В другую сказку попадаем.
(кукла Аленушка) -Ой, ребята, помогите, Ваню от гусей спасите. Я в дороге заблудилась в лабиринте очутилась.
Ребята, Давайте поможем Аленушке выйти из лабиринта, разделимся на 3 команды по 2 человека. У вас на столах лежат фломастеры нарисуем путь Аленушке.
Кукла Иванушка: А вот и я, здравствуй Аленушка, здравствуйте ребята! спасибо что помогли встретится мне с сестрой.
А мы отправляемся дальше.
Отправляемся дальше
3.Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
Снова в сказку попадаем.

Ой, ребята, смотрите какой интересный мешочек, да он волшебный. Хотите узнать, что в нем? Сейчас каждый из вас по очереди достанет по одному предмету из мешочка. Договорились. (раз, два, три в мышку Ваня превратись; раз, два, три в деда Костя превратись и т.д.) ой, а из какой же сказки вы пришли? (из репки) Ребята, вы теперь герои этой сказки. Сейчас поиграем в поиграть в игру, которая так и называется «репка». «дед» должен добежать до репки, оббежать репку и добежать до «бабки».
Теперь уже вдвоем «дедка» берет за руку «бабку» бегут до репки, оббегают ее и бегут назад.

И так, забирая всех сказочных героев, они бегают вокруг репки.
Последний участник «мышка», когда будет оббегать репку, возьмешь за руку «репка» и бежит к своей команде.
А где же наш волшебный мешочек?
Раз, два, три повернись и в ребяток превратись! (снимают маски)
Путешествуем дальше
4 Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
Снова в сказку попадаем. Куда наш клубок закатился? что это? (под деревом дети находят теремок)
Что за сказка такая, ребята, кто помнит? (дети отвечают)
Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь)
давайте, как мышка испугаемся,
как лягушка похохочем,
как зайчик потрясемся под кустиком,
как лисичка смотрит по сторонам, озирается, чтоб ее плутовку никто не увидел,
как медведь нахмуримся.
Чему учит сказка? (жить дружно, помогать друг-другу)

Всякой сказке приходит конец. И наше путешествие заканчивается, а где же наш волшебный книголет (встаем на ковер)
Мы на миг закроем глазки
1 2 3 и мы не в сказке.
Вот мы с вами в своей группе
А что вам понравилось в путешествие? Героев каких сказок встретили на своем пути? Какие главные качества их объединяют?(доброта, отзывчивость, дружелюбие). Ребята и мы должны быть добрыми, смелыми, дружными, помогать друг-другу, ведь это огромная радость быть рядом с друзьями как герои наших сказок.
Смотрите, а волшебный мешок остался, давайте посмотрим что там?
Мне было очень приятно с вами путешествовать, а вам? Спасибо.

Конспект НОД по развитию речи для детей 5-6 лет «Страна сказок»

Образовательная область: речевое развитие.
Тема: «Страна сказок»
Возраст: старшая группа
Цель: обобщить представления детей о сказках.
Задачи:
углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.
упражнять в словообразовании и словоизменении.
формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.
развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.
развивать мелкую моторику рук и движений.
развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.
воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.
воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, «письмо», слайды по сказкам, тарелки с горохом и фасолью, макеты деревьев, игрушки Колобок и Лиса, разрезные картинки, иллюстрации сказок, пазлы на тему «Сказки».
Предварительная работа:
чтение детям сказок;
обсуждение прочитанного материала;
отгадывание загадок,
собирание пазлов к сказкам,
раскрашивание изображений к сказкам.
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (пазлы, разрезные картинки, крупа).1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)
- Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? (ответы детей)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.
- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
1 задание «Помоги Золушке»
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем? (1 слайд)
«Дорогие ребята! Злой волшебник проник в нашу страну сказок и принёс нам много бед. Помогите нам пожалуйста. Он перепутал все сказки и всех сказочных героев. И мы не знаем, как нам избавиться от его злых поступков»
(2 слайд)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто прислал нам письмо? (Золушка)
-Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь).
Давайте мы ей поможем. Но как мы сможем попасть в сказку? Какие волшебные слова или заклинания вы знаете? (ответы детей, выбираются одни слова, например: Крибле-крабле-бумс).
(Звучит музыка)
(3 слайд)
Воспитатель: Вот мы и в сказке. Давайте поможем Золушке перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох).
Дети перебирают фасоль и горох и на дне тарелок находят загадки.
2 задание «Загадки – отгадки»
После каждой отгаданной загадки воспитатель включает слайд с изображением сказочного героя.
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка (4 слайд)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга (5 слайд)
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди (6 слайд)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка (7 слайд)
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка (8 слайд)
6.Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята (9 слайд)
7.На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок (10 слайд)
Воспитатель:
- Ребята, подскажите, а куда укатился Колобок в сказке? (ответы детей)
- Хотите отправиться за Колобком в Волшебный лес? (ответы детей)
Звучит аудиозапись. Воспитатель катит Колобка в лес, все идут за Колобком.
3 задание «Лисичкины сказки»
Воспитатель:
- Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете, в волшебном лесу какие звери живут? (ответы детей)
Воспитатель: - Загадаю вам загадку
Кто в лесу свои следы
Ловко заметает?
Огоньком среди листвы
И кустов мелькает?
Это грозный враг мышей,
Зайцев и полёвок,
Всех зверей лесных хитрей,
Быстр он и ловок.
(Ответы детей) Воспитатель показывает игрушку Лису
- Какой в сказках бывает лисица?
(Ответы детей)
- Помогите Колобку не попасть Лисичке в лапы. Назовите сказки, в которых лиса является главным героем? Тогда Лиса отпустит Колобка (ответы детей)
(Варианты ответов:
- Лисичка - сестричка и серый волк
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
- Лисичка со скалочкой
- Лиса и журавль и др.)
Воспитатель: - Молодцы! Лисичка довольна вашими ответами. Колобок спасён!
Физминутка «Колобок»
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
Воспитатель: - Отправляемся дальше в путешествие по сказкам.
4 задание. Викторина «Хорошо ли ты знаешь сказки».
1. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)
2. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
3. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)
4. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)
5. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка - ряба»)
6. В какой сказке птицы на своих крыльях унесли мальчика? («Гуси-лебеди»)
7. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Как вы догадались?(ответы детей)
- А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)
- А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).
Игра: “Забавные медведи”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».
5 задание «Сказочные пазлы»
Воспитатель.
- Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок Кощея Бессмертного.
Пазлы вы должны собрать
И сказку назвать!
(Дети делятся на 3 команды и собирают пазлы)
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: - Молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь все герои на своих местах. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам.
- Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?
- Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.
- Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».

Презентация на тему: Страна сказок

Конспект НОД в старшей группе по сказкам

Автор: Борисова Елена Александровна воспитатель МБДОУ «Детского сада «Алёнушка» поселка Апраксино» Костромского муниципального района Костромской области
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, реализующим программу «Детство». Конспект направлен на развитие у детей интеллектуальных способностей. Конспект НОД можно использовать при развитии у детей математических представлений, при формировании знаний о ценности природы.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку»

Образовательная область: Познание
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных способностей.
Задачи:
1. Активизировать освоенные детьми умения классифицировать по цвету, форме, размеру.
2. Активно включать в коллективные познавательные игры, общение со сверстниками по поводу поиска рациональных способов выполнения задания
3. Развивать логическое мышление, память, умение пользоваться кодовыми карточками.
4. Воспитывать культуру общения, доброжелательность к взрослым и сверстникам, стремление к активной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.
5. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении.
6. Снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образовательной деятельности.
7. Снижать утомление, статическое напряжение, зрительное напряжение при выполнении заданий.
8. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.

Методы: Словесный, практический, наглядный.

Приёмы:
1. Словесные (беседа, чтение художественной литературы, вопросы, уточнения, педагогическая оценка).
2. Наглядные (демонстрация презентаций).
3. Практические (моделирование игровой ситуации).

Материалы и оборудование: Блоки Дьенеша, счётные палочки, кодовые карточки, книга «Гуси- лебеди», картинка с гусями, лягушкой, цаплей, игра «Поясок», «Квадрат Воскобовича» , «Змейка» , «Колумбова яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Математический планшет», гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа

Чтение сказки «Гуси- лебеди», наблюдение за деревьями на участке, дидактические игры с блоками Дьенеша, счётными палочками, квадратами Воскобовича, с головоломками «Змейка», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», беседа «Контакты с незнакомыми людьми» (безопасность).

Интеграция:
Ф (формировать осознанную потребность в двигательной активности)
З (способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения)
Б (развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе)
С (развивать умение выражать доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению и сотрудничеству)
П (формировать знания о ценности природы- эстетическая, практическая)
К (развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности),
(поддерживать интерес к литературе),
М (стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев).

Приветствие «Общий круг»

Воспитатель говорит:
«Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас».

Дети прини­мают решение, что надо образовать круг. За­тем взрослый предлагает каждому поздоро­ваться глазами со всеми по кругу. «Я поздо­роваюсь первая». Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребёнку, слегка кивает голо­вой и дотрагивается до его плеча. Дети по­очерёдно продолжают приветствие.

Цель: повышение общего эмоционального фона, улучшение психологического климата в группе, развитие дружеских взаимоотношений между детьми.

Нам сегодня в группу пришла посылка с книгой, а как она называется, вы узнаете, отгадав загадку.

Как за темными лесами да за горными долами
Жили стаи лебедей - злобных хищников гусей.
Гуси деток воровали, что из дому убегали.
Уносили за леса, да неведомо куда.

(Воспитатель достаёт книгу)

Сколько звуков в названии сказки (10)
Сколько гласных (5)
Сколько согласных (5)
О чём эта сказка? Что случилось в этой сказке? Почему это произошло? Можно оставлять младших братьев без присмотра?
Как мы можем помочь девочке? (Отправиться вместе с ней на выручку братца)

Давайте скажем волшебные слова и окажемся в этой сказке.

Вправо, влево повернись,
Быстро в сказке очутись.

В Алёнушку у нас превратится Катя, а мы будем её помощниками.
Сколько гусей налетело?

Дидактическая игра «Счёт парами»

Цель: закрепить умение считать парами.

На иллюстрации нарисованы гуси, но у них видны только лапы.

Задание: сосчитай, сколько гусей нарисовано.

Прибежала девочка, посмотрела- нет братца и побежала его искать. Видит, Яблонька стоит в диких яблочках лесных. (слайд)

Посмотрите, какая яблонька?
-Дети, у кого дома растёт яблоня? А ещё где вы видели яблоню, когда идёте в детский сад? Полюбуйтесь, какие бывают яблони. (На экран проецируются изображения яблонь)
Посчитайте, сколько яблок? Чем она полезна? Что можно приготовить из яблок? (На экран проецируются изображения продуктов питания, приготовленных из яблок). Как надо заботиться о плодовых деревьях? (Ответы детей)

«Яблонька, скажи, куда гуси лебеди полетели»
«Выполни моё задание- тогда укажу путь»

Дидактическая игра «Развесь яблоки»

(на магнитной доске – изображение яблони, вырезанные яблоки из цветного картона 3-х цветов)

Цель:

Задание: развесь яблоки на яблоне так, чтобы рядом не было яблок, одинаковых по цвету.

Показала яблонька дорогу.
Вот, бежит, куда не знает, а пред нею Печь стоит.
«Печка, печка, куда гуси- лебеди полетели?»
«Скажу, когда достанешь мои пирожки и разложишь в коробочки».

Пальчиковая гимнастика.

Дидактическая игра «Разложи пирожки» с блоками Дьенеша

Цель: закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Задание: разложи фигуры по соответствующим ячейкам (по цвету и форме)

А Аленка повернула, прямо к Речке побежала.
- Речка, Реченька! Скажи, гуси-лебеди куда
Понесли еще вчера братца? Путь мне укажи!

«Покажу, если выполните моё задание»

Дидактическая игра «Где живёт лягушонок?»

Цель: закрепление навыков порядкового счёта.

Сюжет
На речке жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка- домик. Цапля жила между четвёртой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.

Вопросы: Где живёт лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?

Варианты ответов:
1. Лягушонок живёт на пятой кочке, если считать слева направо.
2. лягушонок живёт на любой кочке, где нет цапли.
3. Лягушонок живёт на пятой кочке, если считать справа налево.
Вывод:
Место предмета зависит от порядка и направления счёта.

Игры-головоломки со счётными палочками

Цель: развивать логическое мышление.

Задание1. Из 5-ти палочек постройте 2 треугольника.
Задание 2. Из 7 палочек постройте 2 квадрата.
Гимнастика для глаз «Кот Леопольд»
(компьютерная гимнастика для глаз)

Физминутка
Показала речка дорогу. Бежала девочка, бежала и прибежала к избушке Бабы- Яги. Посадила она девочку шить, а сама пошла баню топить, чтобы девочку вымыть, зажарить и съесть. Испугалась девочка, вдруг из- под печки выскочил мышонок и говорит:
«Девочка, дай мне угощения, я тебе добренькое скажу».
Давайте поможем девочке напечь угощения для мышонка.

Игры- головоломки
1. «Квадрат Воскобовича» , «Змейка»
Задание: выложи мышку, которая пришла к девочке.

2. «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм»
Задание: выложи по образцу «угощения» для мышки.

3. «Математический планшет»(стр. 18) Б.Б. Финкельштейн
Цель: развитие мелкой моторики.
Задание: выложи с помощью резинок на планшете яблоко.

Обрадовался мышонок угощенью: «Девочка, бери братца, и беги, а я за тебя буду шить».

Подхватила Алёнушка братца и побежала домой. И больше она братца одного не оставляла и слушалась папу и маму.

В благодарность нам за помощь Алёнушка даёт подарок.

И нам с вами пришла пора возвращаться в детский сад.
Но это не так просто сделать, Баба- Яга не выпустит нас из сказки, пока мы не выполним её задание.

Игра « Чего не стало»

«Волшебный поясок» Б.Б. Финкельштейн
Цель: развивать память, внимание.
Задание: поясок с картинками одевается на ведущего, дети встают в круг вокруг него, рассматривают 1- 2 минуты, закрывают глаза, ведущий вынимает из «пояска» картинку и прячет её. Дети должны угадать, какой именно картинки не стало.

Вправо, влево повернись,
В группу ты свою вернись.
Дети, где вы сегодня побывали? Что расскажете дома? Что получилось? Что вызвало затруднения? Покажите, как вы оцениваете свою работу с помощью цветной шкалы. Карточки с двумя цветами- красным и зелёным.
Задание: если вы считаете, что у вас всё получилось, покажите зелёный цвет, если что- то вызвало затруднения- красный.

Используемая литература

1. «Математика до школы». Ч.1:А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт. Ч.2:Игры- головоломки/ составители З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая изд. «Детство- Пресс» Санкт – Петербург 2003 г.
2. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» изд. «Детство- Пресс» Санкт – Петербург 2004 г.
3. Е. Н. Панова «Дидактические игры- занятия в ДОУ» (младший возраст, старший возраст) (как работать с блоками Дьенеша) ТЦ «Учитель» Воронеж 2000 г.

Тема : Эти мудрые русские сказки!

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Ход занятия

Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей)

Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)

Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают... (дети называют сказки)

А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила, (ответы детей)

В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса, (ответы детей)

Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси-лебеди». (ответы детей)

А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку... За свое милосердие потом он получил большую награду - помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки...

Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное - смысл сказки и чему она учит.

Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т.д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку... И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису Премудрую и т.д.)

Есть еще интересная игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят с нами заговорить, тихо шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (Потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка-норушка, Илья Муромец, Русалочка, Баба-яга...)

Ребята, вам нравятся сказки про Бабу-ягу? А почему? А какая Баба- яга в сказках?

Баба-яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба- яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.) А теперь вспомните, где Баба-яга была справедливая, гостеприимная. («Финист - Ясный Сокол») Вот какая разная Баба-яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу- ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба-яга выходит в центр с метлой.)

Дети ее дразнят:

Баба-яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба-яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого - тот замирает.)

Самая добрая Баба-яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает советы, защищает, дает различные добрые волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

Ребята, а вы смогли бы придумать умную сказку? (Воспитатель предлагает детям схемы-карточки к разным сказкам, дети выбирают себе по желанию персонажи, зарисовывают схематично сюжет, придумывают и рассказывают сказки.)

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА №1

Ребята, обратите внимание, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.

Скажите вы любите сказки?

Какие сказки вы знаете?

Как называются люди, которые играют в театральных постановках?

А вы хотели-бы стать актерами?

Для того, чтобы стать хорошим актёром, нужно много знать и уметь. И сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну, в которой живут знания и умения, которыми должны обладать актёры. - Эта страна СКАЗОК И ФАНТАЗИИ!

Чтобы попасть в эту страну, нужно взять с собой фантазию, воображение и произнести волшебные слова:

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА №2

Появляется чудо-дерево

Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались в волшебной стране. Смотрите, какое- то дерево перед нами появилось.

(Показывает на макет дерева с прикреплёнными воздушными шарами)

Это дерево не простое, это чудо- дерево! На нём растут волшебные плоды с интересными заданиями. И если мы их выполним, станем настоящими актёрами.

Начнём. Катя, срывай первый плод.

Задание: «Покажи мимикой и жестами».

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Ой-ой-ой! Как мне страшно!

Ой-ой-ой! Как ужасно!

Я боюсь, боюсь, боюсь,

Лучше я притаюсь!

Какой чудесный день!

Работать мне не лень!

Со мной мои друзья

И песенка моя!

Молодцы, вы всё правильно показали.

А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю».

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! А значит, мы можем подойти к чудо-дереву и сорвать второй плод.

Задание: «Произнеси чистоговорку»

-«От топота копыт, пыль по полю летит».

Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить.

А теперь произнесём её то быстро, то медленно.

Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания?

Предлагаю вам сорвать третий плод.

Задание: «Волшебные превращения»

Мы с вами будем изображать лесных животных. А какие животные живут в лесу?

Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить.

ВКЛЮЧИТЬ МИНУСОВКИ ЖИВОТНЫХ №3, 4, 5.

Вы правильно изобразили животных. Я даже поверила, что попала в настоящий лес.

Предлагаю вам сорвать четвёртый плод. Что же за задание в нём?

Задание: «Живой оркестр»

Ребята, как вы думаете, какие звуки могут издавать наши руки и ноги?

Правильно. И я вам, сейчас предлагаю изобразить «Живой оркестр». Артём будет хлопать в ладоши, Оля будет хлопать по коленкам. Кто будет топать ногами?

Приготовились, как только зазвучит музыка, начинаем выполнять движения.

ФОНОГРАММА№6 «Живой оркестр».

Молодцы! Какой замечательный у нас получился «Живой оркестр».

Срываем последний плод.

Задание: «Покажи сказку».

Слушайте загадку!

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите. Как зовут ее?

Покажем драматизацию сказки про

«Красную шапочку на новый лад».

Ребята, а что значит на новый лад?

Кто хочет сыграть роль Красной шапочки? А кто сыграет роль волка, белочки, лягушки? Ну вот, роли мы распределили, актёры пойдут в гримерную переодеваться.

А остальных ребят я приглашаю в наш уголок театра, проходите занимайте места.

Инсценировка сказки.

Молодцы актёры, А вам зрители понравилась сказка?

Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну. Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.

Вот мы и вернулись в детский сад!

Ребята, а где мы сегодня с вами были?

Какую сказку драматизировали?

Сложно быть артистами?

Сложно изображать животных?

Сложно проговаривать чистоговорки?

У вас всё получилось,молодцы!