Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Познание»Тема: «Осень золото роняет. Конспект НОД «Путешествие в осеннюю сказку». Средняя группа

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе.

Тема: « Наступила осень».

Программное содержание:

    Закреплять знания детей об осенних приметах.Расширять представления детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы);

    Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

    Активизировать словарь: осень, страна, приметы, листопад, компост.

    Познакомить с осенними работами человека (уборка листьев). Сформировать предпосылки положительного отношения к труду.

    Активизировать познавательную деятельность детей

    Воспитывать любовь, внимательное, бережное отношение к родной природе. Формировать умения всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.

Оборудование:

Макет дерева, игрушка Совунья, фланелеграф, игрушечные машины – грузовики, детские грабли и лопаты, ваза, разноцветные листья, картины осеннего леса, кукла Сентябринка в осеннем сарафане с венком из осенних листьев, разноцветные листья (сухие или вырезанные из картона).

Предварительная работа:

    чтение стихов и рассказов об осени

    художественно – продуктивная деятельность на тему «Падают листья»

    дидактические игры на тему «Осенние хлопоты человека», «Какие бывают деревья» и т.д.

    наблюдение за трудом взрослых

    рассматривание картины В. Левитана «Золотая осень»

    рассматривание детских журналов

    беседы из личного опыта детей

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на макет дерева в группе:

Что изменилось? Почему так произошло? (на дереве появились разноцветные листочки; ответы детей)

А куда же подевалась наша Совунья?

Игрушка Совунья перенесена за дерево. Дети вместе с воспитателем ищут Совунью, находят её в ворохе разноцветных листьев, а вместе с ней и куколку-девочку Сентябринку с венком из осенних листьев.

Что же это за гостья пришла к нам ребята? Давайте посмотрим в дупле у Совуньи ожет подсказка есть?

Дети достают листок с запиской. Воспитатель зачитывает записку:

Имя моей гостьи вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Дождик с неба кап-кап-кап,
Листья желтые кружат.
Как известно, детворе,
Пора в школу в... (Сентябре)

Ребята, кто догадался как зовут нашу гостью? (ответы детей)

- Сентябрь – первый осенний месяц, а куколку зовут Сентябринка

Дети предлагают свои варианты ответов, в зависимости от времени проведения занятия, куклу могут звать Октябринка, Ноябринка

Предлагаю вместе с Сентябринкой отправиться в лес. Как вы думаете в какой лес осенью мы с вами попадём (ответы детей).

Полон загадок и тайн осенний лес. Пойдем мы по дорожке, где шагали чьи – то ножки. Но будьте внимательны. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.

(Дети вместе с воспитателем и куклой идут по дорожке, выполняя движения)

Маленькие ножки идут по дорожке,

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Маленькие ножки скок – скок по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

- Вышли на полянку, и присели отдохнуть.

- У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы с вами вспомним приметы Осени.

(Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя)

Это что за невидимка

Хлопает в саду калиткой,

На столе листает книжку,

Шорохом пугает мышку,

Сорвал с бабушки косынку,

Покачал в коляске Димку,

Поиграл листвой, поверьте!

Ну, конечно, это… (ветер)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит. (лужа)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

Осенью цветут цветы? Дети: Нет

Осенью растут грибы? Да

Тучки солнце закрывают? Да

Колючий ветер прилетает? Да

Ну а птицы гнезда вьют? Нет

А букашки прилетают? Нет

Звери норки закрывают? Да

Урожай все собирают? Да

Птичьи стаи улетают? Да

Часто – часто льют дожди? Да

Достаем ли сапоги? Да

Солнце светит очень жарко? Нет

Можно детям загорать? Нет

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? Да

- Вы хорошо знаете приметы Осени, значит, можно идти дальше.

Как много у Осени и Сентябринки работы! Все листики надо позолотить, никого не пропустить.

На опушке Осень краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Давайте и мы с вами попробуем нарядить деревья в красивый наряд. В какой цвет наряжает осень деревья? (ответы детей)

(Дети подходят к фланелеграфу и выкладывают на ветках дерева разноцветные листья

Долго Сентябринка наряжала деревья, устала очень и уснула. А мимо ветер пролетал, подул на красивые деревья, листики оторвались от веточек и упали на землю красивым осенним дождем. Покажите куда упадут листья? Как называется это явление природы?

(ответы детей)

Предлагаю поиграть с листьями

(Дети берут в руки листья и встают в круг)

Динамическая пауза:

Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и

Дождь и ветер принесла. Идут по кругу .

Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и

С веточек листы сдувает. качают из стороны в сторону.

Листья по ветру кружатся Ребята разбегаются в разные

И под ноги нам ложатся стороны, кружатся и приседают.

Ну, а мы гулять пойдем Ребята опять собираются в

И листочки соберем. Кружок, кладут листья на пол.

- Увидели деревья, что упали красивые разноцветные листья с веточек и загрустили.

Опустили свои ветки. Ребята, стоит ли грустить деревьям?(ответы детей)

- Ведь через некоторое время дерево вновь будет радовать нас молодыми,

зелеными листочками. Чтобы порадовать дерево мы с вами позаботимся о его упавших листьях.

Соберем сухие листья и укроем ими корни деревьев для чего?(ответы детей)

(Дети собирают листья и кладут их под дерево)

Можно насобирать листья в красивые букеты для чего? (ответы детей)

Дети ставят букеты в красивую вазу для украшения в группе

Ребята, мы с вами можем еще другим способом помочь дереву. Собрать сухие листья, отнести их в определенное место на нашем участке, выкопать ямку, засыпать в

нее собранные листья и закопать землей. Когда листья перегниют, мы получим удобрение «компост». Это удобрение будет очень нужно деревьям весной, чтобы набраться новых сил и радовать нас своей красотой.

(Дети собирают листья в игрушечные грузовики, отвозят их в определенное место и

высыпают в кучу)

Ребята, мы с вами вместе с Сентябринкой совершили путешествие в Осенний лес, но пара возвращаться в дет.сад

Мы увидели красоту Осеннего леса. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

В природе все взаимосвязано. Мы должны помогать природе и она поможет нам.

Посмотрите, Сентябринка оставляет нам в подарок грабли и лопатки и хочет остаться погостить в нашей группе. Давайте скажем спасибо Совунье, что познакомила нас с замечательной Сентябринкой.

На прогулке мы все вместе будем убирать сухие листья на нашем участке, укроем корни деревьев, насобираем красивые осенние букеты, приготовим удобрение «компост» и посмотрим, каким чистым и красивым станет наш участок.

Я очень надеюсь, что в уборке участка нам помогут и родители.

(В дальнейшем, работа по сбору листьев проводится с детьми на прогулке, в совместной деятельности с родителями и детьми).

Описание работы: Предлагаю Вам конспект интегрированного занятия "Здравствуй, Осень Золотая" для детей среднего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с возрастной категорией 4-5 лет

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Образовательные задачи:
1. Формировать представление о признаках Осени;
2. Формировать умение составлять рассказ об Осени.
Развивающие задачи:
1. Развитие у дошкольников воображения, мыслительной деятельности, кругозора, памяти, речи.
2. Развитие интереса у детей к сезонным изменениям в окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание познавать природу.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Оборудование: Картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, мячик
Действующие герои: Старичок-Лесовичок
Место проведения: групповая комната

Конспект НОД «Здравствуй, Осень золотая» для среднего дошкольного возраста

Ход занятия:
Воспитатель:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Ребята, какое это время года?
Дети: Осень
(Стук в дверь. Появляется печальный Старичок – Лесовичок.)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!
Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно) ?
Дети: В детский сад.
Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню!
Дети: Подскажем, сейчас у нас Осень!
Лесовичок: Правильно, Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают Зимой, а сейчас Осень!

Лесовичок: Да, так и есть. И это теперь я вспомнил! Ребята, а вы мне поможете вспомнить про Осень, какая она бывает?
Воспитатель: Конечно, Лесовичок, ребята тебе расскажут всё про красавицу Осень! Ребятки, а давайте мы сейчас встанем все в большой, большой хоровод и поиграем в замечательную игру! Для начала мы выберем водящего при помощи считалочки! (проводится считалочка и выбирается водящий) . А теперь Полиночка (водящая) кидает мячик каждому из вас, и вы отвечаете на вопрос «Какая Осень?» Например: Осень золотая! Начинаем!
Дети: Теплая, холодная, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная, удивительная и т.д.
Лесовичок: Какие вы молодцы, столько прилагательных знаете об Осени! (у Лесовичка выпадает из кармана письмо)
Лесовичок: Ой, а что это у меня? Письмо? (удивлено) Точно, вспомнил, письмо! Его мне для вас передали лесные жители! А что бы узнать, какие это животные, отгадайте про них загадки!
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это …
Дети: Белка
Лесовичок: Ну конечно, это Белка!
Лесовичок: А сейчас мы узнаем, кто хочет вам задать ещё вопрос!
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его...
Дети: Медведь
Лесовичок: Ой, от кого же следующий вопрос?
Вот иголки и булавки
Выползают из - под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят!
Дети: Ёжик
Лесовичок: Правильно, Ёжик.
Лесовичок: Ребята, а вы хотите узнать, какие вопросы вам задали в этом письме белка, медведь и ёж?
Дети: Да
Лесовичок: Для того, чтобы помочь нашим белке, медведю и ёжику, нам необходимо разделится на три подгруппы. (Разделение на подгруппы) .
Так как белка совершенно не готова к зиме, для первой подгруппы детишек, она задала интересующий её вопрос «Какие ей надо сделать запасы на зиму?» На столе перед вами лежат картинки с изображением шишек, колбаски, орешек, сыра, ягод, грибочек и молочка. Вы выбираете только те картинки, на которых изображено то, что белка собирает на зиму!
Наш забывчивый Мишка, для второй подгруппы, задает такой вопрос «Что он делает зимой?» Перед вами лежат картинки с изображением сна, прогулки, приёма пищи, купания. Ребята, а вам нужно выбрать картинку, на которой изображено, что делает Мишка зимой?
А для вас ребята, ёжик задал вот такой интересный и очень важный для него вопрос «Что ему нужно спрятать у себя в норке на зиму?» Перед вами картинки с изображением грибов, хлеба, пирожков, фруктов, котлет и ягод. Вы выбираете, что нужно ёжику!
Первая подгруппа детишек: Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибочки.
Вторая подгруппа детишек: Мишка зимой спит.
Третья подгруппа детишек: Ёж прячет у себя в норке грибы, фрукты и ягоды.
Лесовичок: Ребята, а у меня тоже есть для вас вопросы!
- Для чего звери делают запасы на зиму?
Дети: Чтобы не остаться голодными, так как зимой под снегом не будет ни грибов, ни ягод, ни колосков.
Лесовичок: Хорошо, а какого цвета осенью трава и листики?
Дети: Листья разноцветные: оранжевые, жёлтые, красные, коричневые;
Трава жёлтая, коричневая.
Воспитатель: Лесовичок, а говорят ты немного волшебник?
Лесовичок: Да, ребята, волшебство я люблю и колдую понемножку!
Воспитатель: А можешь сейчас сделать для нас что - нибудь волшебное?
Лесовичок: Ребята, старенький я совсем стал, но заклинания волшебные ещё помню. Сейчас я скажу волшебные слова и все ребята превратятся в осенние листочки. Хотите?
Дети: Да
Лесовичок: А вы мне поможете произнести волшебные слова?
Дети: Да
Лесовичок: Повторяйте за мной: Раз, Два, Три, мы закружились и в листочки превратились!
Мы - осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой
Друг за другом полетели. (Бегаем на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
Лесовичок: Молодцы, ребята! А теперь: Раз, Два, Три, мы закружились и в ребят мы превратились! Ой – ё – ёй, ребята, у меня случилось беда, на моём волшебном дереве (дерево изображено на ватмане) , листики потеряли цвет. Что ж мне делать?
Воспитатель: Лесовичок, не расстраивайся, мы тебе с ребятами поможем!
Ребята, давайте поможем Лесовичку, и раскрасим листики на его волшебном деревце?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Перед вами лежат листики, выбирайте себе понравившейся, возьмите в руку кисть и выберете себе краску: красного, желтого или золотистого цвета! Теперь раскрашиваем наши листики (Раскрашивают гуашью листики) . А сейчас мы с вами при помощи клея приклеим наши разноцветные, красивые листики на волшебное дерево Лесовичка! (Приклеивают листики)
Лесовичок: Ребята, какие вы умнички и умники! Теперь моё волшебное деревце ожило разноцветными листочками!
Лесовичок: Я предлагаю вам встать в большой, красивый хоровод и спеть песню «Осень наступила». (Поют песню и выполняют соответствующие движения)
Лесовичок: Молодцы, ребята! Очень мне понравилось, как вы хорошо отвечаете на вопросы, с интересом и задорно играете, весело поёте! Спасибо вам, что помогли мне и лесным жителям вспомнить, какое сейчас время года! Мне пора возвращаться к себе в лес, к моим лесным жителям! До свидания, до новых встреч!
Дети: До Свидания!
Воспитатель: Ребята, какие вы у меня уже взрослые, смышленые, помогли Лесовичку всё вспомнить, ответили на все его вопросы! Вам понравилось помогать Лесовичку?
Дети: Да
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Воспитатель: А чем мы занимались?
Дети: мы рассказывали про Осень, разгадывали загадки, играли, рисовали и приклеивали листики.

Воспитатель: Делать хорошие дела, всегда приятно!

Цель : обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи :

Образовательная :

Расширять представления об образе жизни диких животных осенью , о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь.

Развивающая :

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитательная :

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.

Области интеграции :

«Познавательное развитие» :

1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени , учить самостоятельно находить их;

2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений , птиц и животных;

«Развитие речи»

1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.

2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Учить соблюдать правила безопасности на природе;

2. Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;

3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

4. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;

«Физическое развитие»

1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;

2. Создать бодрое и радостное настроение;

3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.

2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.

3. Выполнять в соответствии с текстом песни;

4. Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыки.

Предварительная работа :

Беседы об осени .

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года» .

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Рассматривание репродукций художников.

Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.

Оборудование :

Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев « автобус», «письмо от зверей» на листике клёна.

Раздаточный : корзина с муляжами овощей и фруктов – 1 штука, маленькие корзинки – 2 штуки, карточки «Съедобное -Несъедобное» .

Музыкальное сопровождение : «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень («Сентябрь» , «Октябрь» , «Ноябрь» )

Ход деятельности:

Воспитатель

Организационный момент.

Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном?(Осень )

По каким приметам вы догадались, что это осень ?

«Проблемная ситуация»

Кто это к нам спешит? (ёжик)

«Здравствуйте ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»

Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?

Этюд : «Собираемся на прогулку»

А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Значит надо одеться потеплее.

Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)

Правильно!

Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)

Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия .

А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)

Все сели? Тогда в путь!

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом) .

Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)

2 часть :

Раз, два, три, четыре, пять-

И окажемся в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотистый

Осень разноцветной кистью.

Дидактическая игра

«Что перепутал ветер?»

Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)

- Молодцы, всё правильно : вот она какая настоящая осень !

«Логоритмика»

Осень , осень - листопад (руки вверх)

Листья желтые летят (руки вниз)

Ветер дует, задувает (разводят руки)

Туча солнце закрывает (закрывают глаза)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки)

Осень – грустная пора (разводят руки в стороны)

А кто это нас в лесу встречает?

Я кого-то уже вижу.

Заяц:

«Я любитель погрызть морковку,

Ем капусту очень ловко,

Прыгаю то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, я такой?»

«Здравствуйте! Ребята, я совсем запутался никак не могу рассортировать овощи и фрукты, помогите мне, пожалуйста».

Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень ) (Дети работают в парах)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Кто ещё нас встречает в лесу?

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу».

Кто это? (Белка)

Мультимедийная игра

Игра: « Съедобное- Несъедобное »

Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.

Гимнастика для глаз: «Дождик»

Дождик, дождик,

Пуще лей (смотрят вверх.)

Капель, капель

Не жалей (смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

Дидактические карточки: «Помоги найти нам дом» (ИКТ)

(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень

Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.

Любят зайцы в поле жить,

Гнезда под кустом мостить.

Где зимой медведь ночует,

Или по лесу кочует?

Спит в берлоге до весны,

Видит радужные сны.

Дуб стоит, а в нем дупло,

Угадай, живет в нем кто?

Белка рыжая живет,

Что-то целый день грызет.

Где же ты ночуешь мышка,

У тебя, что нет домишка?

За оврагом моя норка,

Там храню зерно, морковку».

Лиса живет в своей норе,

Гуляет утром на заре.

Серый, грозный с виду, волк

Не такой ужасный,

Очень любит он волчат. Разорвёт любого,

Кто посмеет заглянуть в логово родное.

Каких животных мы не увидим в лесу зимой?

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.

3 часть (заключительная)

Игра «Да – нет»

Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут ?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»

«Рефлексия»

Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Понравилось вам наше путешествие ?

А что больше всего запомнилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 155»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 12 по познавательно-речевому развитию с использованием образовательных областей

(речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие)

«Путешествие в осенний лес»

Провела воспитатель

Белгородцева О.Ю.

МДОБУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Хрущево»

Конспект НОД

По познавательному и художественно-эстетическомуразвитию

в средней группе по теме:

«Золотая осень»

Воспитатель: Ситникова Н.П.

Тула 2014

Тема: «Золотая осень»

НОД по содержанию - интегрированная.

Цели :

1) обобщить и систематизировать знания детей об осени; закрепить умение четко отвечать на вопросы, описывать сюжетные картины; научить нетрадиционной технике рисования – печатание на бумаге половинкой яблока;

2) развивать связную речь детей, логическое мышление, память; развивать творческое воображение при изготовлении коллективной поделки;

3) воспитывать наблюдательность, аккуратность, любовь к природе родного края.

Программное обеспечение:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Оборудование :

Ветка дерева; репродукции картин, посвященные осени; картонные листья клена с загадками; большой конверт с письмом; муляжи овощей и фруктов; две корзинки; «банка» из картона; гуашь (красная, желтая, черная); кисти; тряпочки; баночка с водой; кусочек ткани; ленточка; DVD диск с мультфильмом Уолта Диснея «Фантазия», 1940 год; музыкальное сопровождение; костюм зайчика; яблоки.

Предварительная работа :

изучение темы «Осенние явления в природе» по познавательному развитию; наблюдения за изменениями в природе на прогулках и экскурсиях по участку; наблюдения за деятельностью человека осенью; рассматривание и обсуждение иллюстраций и репродукций картин художников, посвященных ранней и поздней осени; словарная работа с определением «золотая осень»; разучивание стихотворений и игры «Зайка».

Методы и приемы:

Словесные (беседа, чтение стихотворений, загадки);

Наглядный;

Игровой;

Практический.

Формы организации:

Фронтальная;

Групповая;

Индивидуальная.

Ход НОД

I . Мотивация деятельности.

Дети сидят на стульях полукругом. Рядом стоит ветка дерева. Неожиданно открывается дверь, воспитатель, исполняющий роль почтальона, приносит большой конверт , в котором лежит письмо и картонные листья клена с загадками.

Ребята, интересно, от кого этот конверт. Посмотрим (вскрывает конверт). Тут написано: «От зайцев из леса детям средней группы». В конверте письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в лесу время золотой осени. Как красиво кругом! Но у нас в лесу возник спор. Подскажите нам, пожалуйста, какое время года придет на смену осени: лето или зима. Заранее спасибо. Зайцы».

II. Основная часть.

Что же нам ответить зайчикам? Какое время года придёт на смену осени? (Скоро наступит зима, на улице станет очень холодно и голодно, ударят морозы, землю укроет снег).

Правильно, так мы и напишем.(Берет конверт, из него выпадают листья из картона с загадками). Ой, что это? Да это же кленовые листочки с загадками. Это, наверно, зайцы напоминают нам об уходящей осени. Давайте отгадаем эти загадки .

1. Листья желтые кругом.

Все промокло под дождем.

Заскучала детвора,

Что за скучная пора? (Осень)

2. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

3. Белка я, живу в лесу.

У меня пушистый мех.

Я грибок в дупло несу,

Шишку и лесной … (Орех)

4. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)

5. Серый зайчик ликовал,

Сам себя нахваливал:

Вот какой я ловкий,

Раздобыл … (Морковку)

Молодцы, умеете разгадывать загадки. Давайте украсим это деревце яркими листочками (5 детей выходят и вешают листочки).

Посмотрите, как красиво получилось. Настоящая золотая осень! Интересно, почему раннюю осень так называют? (листья красные, желтые, оранжевые, коричневые – похоже на золото).

Да, верно. Посмотрите на осенние картины (показ иллюстраций об осени).

О золотой осени написано много стихотворений. Кто из вас может рассказать стихотворение? (Ребенок рассказывает стихотворение.)

Осень

Осень на опушке краски разводила.

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены.

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лето,

Посмотрите, роща золотом одета!

Молодец!

Ребята, а хорошо ли вы знаете приметы осени? Чтобы это узнать, мы поиграем в игру «Да или нет». На мои вопросы вам надо отвечать «да» или «нет».

Игра «Да или Нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер задувает?

А листочки опадают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А насекомые летают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки доставать!

Верно, значит, деревья к зиме подготовились: листву сбросили и заснули до весны. А вот есть деревья, которые и зимой стоят зеленые. Какие это деревья? (Это елка и сосна). Птицы улетели на юг. А все ли из них улетели? (Только перелетные: ласточки, стрижи, гуси, лебеди, журавли). А какие птицы остались? (Зимующие: вороны, галки, сороки, воробьи. Они прилетели поближе к человеческому жилью).

А что же осенью делют звери в лесу? (Готовятся к зиме) Как к зиме готовится белочка? (Подготовила теплое дупло, запасла орехи, шишки, грибы. Поменяла рыжую шубку на более густую серую).

Кто из вас помнит стишок про белочку? (Ребенок рассказывает стихотворение).

Белочка

Рыжая белочка с рыжим хвостом

Маленький рыжик нашла под кустом.

Маленький рыжик она засолила:

В банку большую его положила.

Белке теперь не страшны холода:

Есть у нее на всю зиму еда.

Умница! А что осенью делают ежик и медведь? (Ложатся спать до весны).

Правильно. А волк и лиса тоже спят? (Нет, они ходят по лесу и ищут еду).

Верно. А зайцы как-нибудь готовятся к зиме? (Они меняют серую шубку на белую, чтобы их не было видно на снегу.)

III. Динамическая пауза.

Молодцы. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так (сидят в круге, шевелят пальцами).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так (хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать.

Вот так, вот так (скачут на месте).

Зайку волк напугал, зайка тут же убежал. (Побежали на места).

Итак, природа подготовилась к долгой зиме. А что же осенью делали люди? (Собирали урожай хлеба, овощей и фруктов. Собирали грибы, орехи. Делали заготовки: варенья, компоты, соленья и т. п.)

А умеете ли вы различать овощи и фрукты? А может, кто-то будет варить щи из яблок, а варенье из капусты?

Нет? Вот мы сейчас это и проверим с помощью игры!

Игра «Две корзины»

Вам нужно быстро и правильно разложить овощи и фрукты в две корзины. Один из вас собирает овощи, а другой фрукты. Начали.

Молодцы, справились с заданием. Я предлагаю вам самим сделать заготовку на зиму - приготовить «яблочный компот».

IV. Самостоятельная деятельность.

«Яблочный компот»

Нам понадобится «банка» из картона; красная, желтая, черная гуашь; кисточка; половина яблока; кусочек ткани и ленточка. Намазываем половинку яблока красной и желтой красками и делаем на «банке» отпечатки. Затем подрисуем зернышки. Горлышко нашей банки обмотаем тканью и завяжем ленточкой. «Яблочный компот» готов! Красота!

V. Сюрпризный момент. Подведение итогов. Анализ деятельности.

(В группу вбегает мальчик в костюме зайца и раздает детям яблоки – лесное угощение. Говорит: «Это вам от нас, зайцев, в благодарность за ответ на наше письмо. А вот еще и подарок-сюрприз – мультфильм»).

Спасибо, зайчик. Давайте посмотрим. (Просмотр фрагмента мультфильма )

О чем этот мультфильм? (Мультфильм о том, как зима незаметно пришла на смену осени.) Скажем ей: «Здравствуй, зимушка-зима!».

Молодцы! Так мы зайцам и напишем в письме.