Конфликты ребенка-подростка и родителей. Конфликты между родителями и детьми: способы их разрешения

Подростковый возраст – период с 10-ти до 17 лет, который связан с взрослением, половым созреванием и переходом из детства во взрослую жизнь. Изменения в организме и психике, смена приоритетов и жизненных ценностей вызывают трудности и у самого подростка, и у его родителей.

С особенностями подросткового возраста сталкиваются все мальчики и девочки (у девочек этот период начинается на 1-2 года раньше). В зависимости от индивидуальных особенностей и воспитания переходный возраст может протекать относительно гладко или сопровождаться многочисленными конфликтами. В последнем случае говорят, что наступил кризис подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста – сложности и конфликты, возникающие в процессе становления личности подростка и борьбы за независимость. Кризис возникает, когда ребенка ущемляют в семье или коллективе, и ему приходится отвоевывать свою самостоятельность, бороться за статус в группе.

Кризиса «сложного возраста» можно избежать, если вы и ваш ребенок умеете договариваться и идти на компромиссы. Желательно выстроить с ребенком доверительные отношения, воспитывать в нем ответственность за свои поступки, научить способам взрослого поведения еще до наступления подросткового возраста. Но при желании обеих сторон контакт можно наладить в любом возрасте. Для этого родителям необходимо проявлять уважение к подросшему ребенку, быть готовыми идти на уступки, но твердо отстаивать границы, которые ему переходить запрещено.

Воспитывать подростка – нелегкая задача. Методы воспитания, которые хорошо действовали на ребенка, теперь теряют эффективность. Чрезмерная строгость провоцирует конфликты и отдаление, подросток прекращает делиться с родителями своими переживаниями. Попустительство, потакание желанием подростка и отсутствие контроля также влекут за собой проблемы (прогулы в школе, асоциальные компании, потребление алкоголя и наркотиков).

Наилучший вариант – общаться с подростком доброжелательно и спокойно, как со взрослым. Задача родителей любить и поддерживать ребенка в этот сложный для него период. Одновременно вы должны быть готовы проявить терпение и твердость, чтобы категорично сказать «нет» там, где это требуется. Умеренная строгость дает подростку ощущение безопасности.

Особенности поведения подростков, основные проблемы «сложного возраста»

Родители должны знать особенности поведения подростков и понимать проблемы, с которыми сталкиваются их взрослеющие дети. Вооружившись этими знаниями, вы сможете поставить себя на место ребенка и найти правильное решение в сложной ситуации.

Особенности подросткового возраста

Появление чувства «взрослости». Физические и психические изменения, происходящие с подростком, формируют чувство «взрослости» . Оно дает почву для появления новых потребностей. Теперь у подростка возникает серьезная проблема - есть желания и новые потребности, но нет возможности их удовлетворить. Например, подростку нужна свобода, он хочет общаться с друзьями, но не может выйти из под контроля родителей. Он стремиться завязать отношения с противоположным полом, в том числе и сексуальные, но еще не готов к этому или его симпатия не взаимна. Эти противоречия вызывают сильный внутриличностный конфликт, который делает из покладистого ребенка подростка-бунтаря и толкает его на конфликты с окружающими.

Негативизм или упрямство. Подросток игнорирует просьбы и требования родителей или делает все наоборот. Для него такое демонстративное поведение является способом самоутверждения. Некоторые психологи рассматривают подростковый негативизм как одну из форм защиты нервной системы от бурных изменений.

Стремление к самостоятельности . Это основной мотив, который движет подрастающим ребенком. Отделение от родителей – признак того, что он развивается правильно и своевременно. В общении с родителями подросток ежедневно прощупывает грань дозволенного, постепенно продвигаясь все дальше (я сегодня лягу спать поздно, а завтра задержусь с друзьями). Таким образом он узнает, на что готовы родители, где находятся четкие границы дозволенного.

Отстаивание своих прав. Эта подростковая особенность является продолжением предыдущей. Подрастающий ребенок чувствует в себе изменения связанные с взрослением. Это наводит его на мысль, что пришла пора пользоваться привилегиями, доступными взрослым. В большинстве случаев подростки яростно отстаивают свои права – не соглашаются с мнением родителей, стремятся приходить и уходить когда хотят, бывать там, где считают нужным, общаться с кем им нравиться.

Гормональные скачки. Резкие повышения уровня половых гормонов и гормона роста приводят к раздражительности, излишней эмоциональности, головным болям, скачкам давления, приступам головокружения , повышенной потливости .

Стремление к общению со сверстниками . Друзья и знакомые в этот период становятся самыми значимыми людьми, их поведение и манеры воспринимаются, как эталон. Значимую общность людей принято называть референтной группой. Лидеры группы становятся авторитетами, смещая с этого места родителей. Признание статус и уважение в группе – высшая цель всего, что делает подросток. Эти изменения не так плохи, как кажутся на первый взгляд – таким образом, подрастающий ребенок становится частью общества.

Тяга к противоположному полу . Симпатия, влюбленность и интерес к противоположному полу – один из приоритетов переходного возраста. Подростки осваивают социальную роль мужчины или женщины, учатся строить отношения. Они стремятся испытать чувство влюбленности, боятся быть отвергнутыми и опасаются взаимности, поскольку не знают, как вести себя в таком случае. Как правило, первые чувства сопровождаются сильными эмоциями, смущением и стрессом. Половое влечение в этот период связано со значительными скачками половых гормонов и может быть довольно сильным.

Поиск себя и испытание своих возможностей . Подростки изучают, на что они способны в той или иной ситуации. По этой причине они часто рискуют, ведут себя вызывающе со сверстниками и взрослыми.

Внимание к собственной личности – рефлексия. Подросток начинает концентрироваться на своих мыслях и чувствах. Он открывает себя, анализирует свои эмоции и поведение, моральные качества, свою реакцию на события и других людей. На основе этих наблюдений он составляет мнение о себе и сравнивает со своим «идеалом», который сформировался на основе воспитания, книг, фильмов. Если он обнаруживает у себя качества, приписываемые идеалу, то это повышает его самооценку. Проблема в том, что самоанализ не всегда проходит объективно и самооценка переживает резкие скачки, что влияет на поведение подростка.

Повышенное внимание своей внешности . Подростки уделяют большое значение модной одежде, макияжу и прическе. Они всегда видят недостатки в своем теле: «У меня ужасный нос и толстые ноги», «Я слишком худой». В подростковой среде принято судить о человеке по внешности. Поэтому взрослеющий ребенок понимает, что от внешней привлекательности во многом зависит, примут ли его сверстники и какое мнение о нем сложится в группе.

Какие проблемы возникают в подростковом возрасте

Тревога . Подростки имеют множество причин для тревоги. Основная – опасения по поводу того, как они будут приняты значимыми для них сверстниками. Повышенная тревожность может стать причиной неврозоподобного состояния и подростковой депрессии.
Страх и стыд. Подростки стыдятся обычных вещей, растущей груди, ломающегося голоса. Часто подросток боится совершить поступок, за который ему будет стыдно – сказать друзьям, что-то глупое, смешно выглядеть, казаться ребенком, маменькиным сынком.
Агрессия и злость . Они являются побочным действием тестостерона, уровень которого значительно повышается и у мальчиков, и у девочек. Кроме того негативные эмоции по отношению к родителям – это часть процесса отделения о них. Чем ближе отношения с человеком, тем сложнее от него отделяться. Эти эмоции подпитываются внутренними конфликтами, которые бушуют в душе подростка.
Неуверенность в себе. Подрастающий ребенок не нравится сам себе. Его расстраивают внешность, неудачи в учебе, разлад в отношениях с родителями. А их критика и претензии убеждают его в собственной ничтожности. Но больше всего он опасается не понравиться сверстникам и представителям противоположного пола.
Снижение успеваемости и трудоспособности. Во время резкого скачка роста скелет значительно опережает в развитии сердечно-сосудистую систему. Кора головного мозга больше других органов страдает от нарушения кровообращения. Последствиями этого становятся быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания и, как следствие, ухудшение памяти . Также в пубертатном возрасте учащаются жалобы на головокружение, головные боли, случаются обмороки.
Особенности физического и полового развития . Скачок роста и половое созревание может задержаться на 1-2 года. Это является нормой и связано с наследственностью и индивидуальными особенностями организма. В пубертатном возрасте такая «задержка» сильно расстраивает самого ребенка и вызывает насмешки со стороны более развитых сверстников. Проблемы, связанные с опережающим половым созреванием, встречаются реже и, как правило, у девочек.

Физиологические изменения и гормональные всплески делают ребенка непослушным и дерзким. Такое поведение вызывает непонимание и агрессию родителей, которые пытаются «не дать сесть себе на шею» и сохранить роль лидера в семье. Эта тактика наталкивается на естественное и природное стремление ребенка к самостоятельности. На этой почве неизбежно возникают все более сложные конфликты.

Основные причины конфликтов подростков с родителями

Функция подросткового возраста – отделения ребенка от родителей, своего рода, повторное перерезание пуповины. Это непростой процесс, который проходит сложно для обеих сторон и никогда не обходится без конфликтов, разногласий и споров. Не стоит бояться и избегать их, поскольку конфликты играют весомую роль в формировании личности подростка и проявлении новых качеств характера. Конфликты учат его формировать отношения с людьми, отстаивать свою позицию и точку зрения, строить общение с теми, чье мнение кардинально отличается.
В ходе спора подростки могут выбрать одну из линий поведения: сотрудничество, компромисс, уступка или избегание выяснения отношений. В идеале все конфликты между родителями и ребенком должны решаться компромиссом (обе стороны снижают свои требования и идут на уступки) или сотрудничеством (стороны забывают разногласия и вместе решают проблему). Однако на практике добиться взаимопонимания бывает непросто, позиции родителей и детей кардинально расходятся по многим вопросам. Подросшие дети пытаются получить больше прав и свобод, а родители стараются уберечь их от опасностей и неприятностей, которые сопровождают вступление во взрослую жизнь.

Основные причины конфликтов между подростками и родителями

Борьба за свободу. Подросток ощущает себя взрослым, видит происходящие с его телом изменения, перенимает модели поведения старших знакомых. Он считает, что взросление дает ему право делать то, что ранее родители запрещали. Он может начать курить, потреблять алкоголь и возвращаться когда посчитает нужным. Реакция родителей – опасения за ребенка, попытка оградить от опасности и отстоять свой статус. Как следствие – крики, запреты, наказания.

Конструктивное решение этого конфликта – предоставить подростку ту свободу и те права, к которым он готов: опускать, если он приходит во время, позволять приводить друзей в отсутствие родителей, если после их ухода в квартире порядок. Важно спокойно и твердо объяснить ребенку, что он может лишиться этого права, если нарушит договоренность.

Внимание! Прежде чем дать свободу, вы должны быть уверенны, ребенок усвоил запреты (не ходить на стройку, не брать чужое, не идти с незнакомыми людьми, не принимать наркотиков и т.д.) Только в этом случае свобода будет для него безопасна.

Непослушание, грубость и хамство по отношению к родителям. Подростки сознательно пытаются обесценить авторитет родителей, проявляя непослушание. Грубость может иметь несколько объяснений. Первое, подросток понимает, что пришло время отделиться, и ему эмоционально легче держать дистанцию с человеком, с которым у него натянутые отношения. Второе, родители придерживаются строгого стиля воспитания, предоставляют ребенку мало свободы, унижают его, не веря в его силы и таланты. В этом случае агрессия – это естественная попытка защитить свою самооценку, которая в этом возрасте очень уязвима и важна для него. Поясните ребенку, что грубость и хамство по отношению к вам недопустимы. С родителями можно договориться, если проявлять уважение.

Вседозволенность , недостаток внимания со стороны родителей. Подростку важно знать, что он любим и при необходимости ему обеспечена всесторонняя поддержка со стороны родителей. Также для психологического комфорта ему важно знать, где проходит граница между «можно» и «нельзя». Безнаказанность приводит к тому, что непослушание и нарушение норм становится привычным поведением. У подростков с неустойчивой психикой на фоне стрессов и неприятностей, недостаток родительского внимания может спровоцировать попытку суицида.

Требование приобрести что-либо . Вещи «как у других» позволяют подростку влиться в группу и стать своим. В подростковой среде одежда и гаджеты являются признаком статуса или принадлежности к субкультуре. Для многих подростков их наличие определяет принадлежность к касте. Родителям бесполезно переубеждать детей, что внешние атрибуты не играют большой роли. Понимание этого приходит с опытом. Скажите ребенку, что вы понимаете его желания, но пока нет возможности их осуществить. В качестве компромиссного варианта вы можете предложить начать откладывать определенную сумму на покупку.

Общение с «проблемными» друзьями. Значимые и авторитетные для подростка люди далеко не всегда заслуживают одобрения родителей. Вы можете рассказать сыну или дочери о своем отношении к этому человеку, если у вас есть весомые доказательства. Это не означает, что ребенок прислушаются к вашим словам, но он будет знать о недостатках своего кумира. Альтернативный вариант – попытаться изменить круг общения лагерь, спортивные секции, студии, мастер-классы. Создавайте условия, чтобы у подростка появлялись новые знакомые. Чем больше у него будет опыта общения, тем быстрее он научится разбираться в людях.

Алкоголь , сигареты , наркотические вещества. Ваш ребенок должен четко понимать, что прием веществ запрещен и за этим последует наказание. Оно может быть в виде лишения компьютера или других привилегий, вплоть до «домашнего ареста».

Снижение успеваемости. Средняя и старшая школа тяжелый период, не каждому под силу усвоить программу на «отлично». Также необходимо учитывать возрастные особенности (гормональные всплески, ухудшение кровообращения головного мозга, невротическое поведение). Подростки обоих полов страдают от снижения внимания, креативности и ухудшения памяти. У мальчиков-подростков отношения с учителями усугубляются непослушанием, граничащим с вызовом. Улучшить успеваемость можно мотивируя ребенка поступлением в выбранный им ВУЗ. Если мотивации недостаточно, то могут помочь занятия с репетитором.

Неаккуратность и отказ выполнять работу по дому. Внимание подростков сосредоточено на общении с ровесниками и всестороннем оценивании себя. Поддержание порядка их мало интересует, это распространенная проблема. Решить ее можно договорившись с подростком и регулярно напоминая ему о порядке. Со временем поддержание чистоты превратиться в привычку.

Кардинальная смена внешнего вида. Смена имиджа далеко не всегда одобряется родителями. Для подростков пирсинг, смена прически и стиля одежды – это способ самовыражения, самоутверждения, попытка произвести впечатление на окружающих и понравиться самому себе. Относитесь к стремлению ребенка с пониманием, не будьте категоричны.

Чем мотивировать подростка


Правильная мотивация стимулирует подростка лучше учиться, помогать по дому и выполнять другие обязанности. Психологи рекомендуют мотивировать подростка:

Финансово , суммой, которая выделяется на карманные расходы.

Покупкой желаемой вещи, с учетом финансовых возможностей родителей. Например, ноутбук, путевка в лагерь.

Предоставлением новых прав и свобод . Разрешением сходить в клуб, пойти в гости с ночевкой.

Взаимным выполнением обязательств. Договаривайтесь с подростком, что он выполняет свои обязательства (учеба, работа по дому, уважительное отношение к родителям, возвращение домой в установленный час). Вы в свою очередь берете на себя обязательства (отпускать, покупать, разрешать приглашать в дом друзей). Ваша задача взаимно придерживаться данного слова. Если по какой-то причине одной из сторон обязательство не удается выполнить, то об этом необходимо предупредить заранее.

Родители могут использовать эти бонусы и привилегии в качестве положительного подкрепления в награду за хорошее поведение. Или же лишать их в качестве наказания.

Помните, что по отношению к подростку недопустимы физические наказания и моральное унижение, высмеивание. Расскажите где и почему он не прав, объясните, какие чувства вызвал его поступок. Старайтесь быть конструктивным. Длинная воспитательная беседа не воспринимается подростком. Не кричите и не позволяйте ему кричать на вас. Лучше отложить беседу на 5-10 минут, чтобы дать сторонам успокоиться.

Основные причины конфликтов подростков в среде сверстников

Переходный возраст – период, когда человек испытывает жизненную необходимость в сверстниках и друзьях. Подросток проводит с товарищами все свободное время, учится строить отношения, дружить и любить. Эти навыки во многом будут определять его образ жизни в дальнейшем. Однако в это время конфликты со сверстниками случаются наиболее часто. Дело в том, что подростку не достаточно просто общаться. Ему важно получить статус в группе, который будет его удовлетворять. Он стремится занять одну из «должностей»: лидера, авторитета, лучшего друга, специалиста в чем-то, «души компании», первой красавицы и т.д. Чем выше подрастающий ребенок оценивает свои возможности и таланты, тем на более высокий статус он претендует.

Случается, что в группе на одну роль претендуют несколько человек. В этом случае конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Далее события развиваются в зависимости от воспитания, агрессивности, обстановки в семье и темперамента участников. Например, при высоком уровне интеллектуального развития подростки менее конфликтны. Они способны договариваться и идти на компромисс. Тот подросток, который не смог добиться желаемого, может довольствоваться менее высоким статусом, продолжать борьбу или попробовать свои силы в другой группе.

Причины конфликтов подростков в среде сверстников

Подросток становится объектом травли (буллинга). Как правило, жертвами становятся тихие, спокойные дети, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Причины травли могут быть различные, даже самые незначительные, ситуационные. Чаще всего травля связана с непохожестью ребенка на других:

  • Принадлежность к другой расе;
  • Особенности внешности – рыжие волосы, лопоухость;
  • Особенности развития – низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек;
  • Необычные увлечения – игра на старинных музыкальных инструментах;
  • Семейная ситуация – неполная семья, усыновленный ребенок;
  • Социальное положение – дети из малообеспеченных семей;
  • Отставание или отличные успехи в учебе.
Такой тип конфликтов часто сопровождается физическим насилием и не имеет простого решения. Необходимо научить ребенка постоять за себя – повышать его уверенность в себе, помочь освоить навыки самообороны. Конфликт исчезает, если обидчик получает достойный отпор, переключает свое внимание на другой объект или уходит из группы. Как показывает практика, беседы, и наказания по отношению к агрессору, имеют обратный эффект. Если конфликтная ситуация затянулась, то родителям рекомендуют перевести ребенка в другой коллектив.

Конкуренция, борьба за статус в группе . Таким образом чаще взаимодействуют сильные личности. Борьба может вестись за:

Внимание особы противоположного пола;
Расположение учителей или руководителей секций;
За статус в компании.
Конкуренция, как правило, оказывает положительный эффект на формирование личности подростка. Психологи не рекомендуют родителям вмешиваться в отношения между сверстниками.
Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам . Это случается, если:

  • Подросток относит себя к какой-либо субкультуре – готы, эмо, панки, роллеры;
  • Подросток демонстрирует нетрадиционную сексуальную ориентацию;
  • Значительное расхождение интересов;
  • Выраженная религиозность.
Демонстрация своих убеждений и характера заслуживает уважения. Задача родителя пояснить, что демонстрировать свою точку зрения необходимо без враждебности и с уважением к другим членам группы. Хорошо, если у подростка будет возможность больше общаться с единомышленниками.
Влюбленность и общение между полами . При отсутствии опыта при решении таких деликатных проблем, влюбленность часто становится причиной сильных переживаний и конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют всплески половых гормонов.
  • Конкуренция за внимание особы противоположного пола;
  • Ревность;
  • Безответная любовь;
  • Разрыв отношений;
  • Протест родителей против избранника.
Поддерживайте подростка, который ощущает влюбленность. Будьте внимательным слушателем. В своих высказываниях проявляйте тактичность и уважение к его переживаниям. Предостерегайте подростка от последствий ранних сексуальных связей. Поясните, что нежелательная беременность и заболевания, передающиеся половым путем, частые последствия сексуальных контактов. Расскажите сыну или дочке, как их избежать. Родители мальчиков-подростков должны научить их уважению к девушкам, чтобы предотвратить обвинения в попытке изнасилования.
Основные причины конфликтов между подростками и учителями

Ощущая свое взросление, подросток претендует на статус, равный учительскому. Современная школа предоставляет доминирующее положение учителю, а ученики имеют низший статус. Пререкания с учителем, выкрики с места, игнорирование и непослушание – формы протеста подростка против сложившейся системы.

Причинами конфликтов между подростками и учителями становятся:

Отсутствие уважения к учителю. Подросток считает изложение материала скучным, а учитель не является для него авторитетом. Это может произойти по причине низкой квалификации учителя или при высокой подготовке ученика. Если подросток демонстрирует свою позицию на уроке, перед другими учениками, то это неминуемо приведет к конфликту.

Нарушение дисциплины в школе . Подросток ведет себя неподобающим образом на уроке или на перемене, это может быть попыткой укрепить свой статус среди сверстников противостоянием с учителем. Портит школьное имущество, пропускает уроки, ведет себя агрессивно по отношению к другим ученикам – это может быть выражением внутренних конфликтов.

Плохое выполнение домашних заданий, отказ от работы на уроке.

Попытка учителя устранить конфликт между учениками , когда преподаватель принимает позицию одной из сторон.

Несправедливое отношение учителя. Необъективное оценивание знаний и грубость со стороны учителя оскорбляют подростка.

Неподобающий внешний вид ученика . Игнорирование требований, предъявляемых к внешнему виду, школьной форме, яркий макияж – это способы самовыражения, которые считаются неприемлемыми в большинстве школ.
На практике конфликты в школе случаются как по вине подростков, так и учителей. В большинстве случаев подростки и преподаватели называют разные причины конфликта и каждый уверен в своей правоте. Например, учитель возмущен, что ученик срывал урок, а подросток считает, что тот плохо и неинтересно объяснял и проявил грубость.
«Идеальный» учитель должен уметь подать материал и держать дисциплину в классе, быть объективным и уметь гасить конфликты на стадии их зарождения. Однако на практике этого удается не многим. Если школьный конфликт затянулся, поговорите с учителем. Не конфликтуйте, а постарайтесь спокойно выяснить его позицию. Помните, что своим поведением вы показываете ребенку модель конструктивного решения конфликта.

Как родителям помочь подростку в конфликтной ситуации?

Подростки очень тяжело переносят конфликты, будь-то разногласия со сверстниками, преподавателями или родителями. Несмотря на агрессию и колючесть, они очень ранимы. Серьезные конфликты провоцируют стрессы , неврозы , депрессии , а иногда и попытки суицида. Исходя из этого, близкие должны знать, как помочь подростку, который переживает из-за конфликтной ситуации.

Как помочь подростку

Предложите выговориться и молча выслушайте. Уделите сыну или дочери столько времени, сколько понадобиться. Смотрите в глаза, а не слушайте на бегу. Проявляйте уважение, как ко взрослому собеседнику. Если ребенок не получит уважение и признание от вас, то это отдалит вас друг от друга.
Не указывайте ребенку на его ошибки . Скорее всего, он и так понял, что был неправ, и теперь его терзают угрызения совести. Ваша главная задача – облегчить его состояние и укрепить веру в себя. Нравоучения отложите для другой беседы в спокойной обстановке.
Проявляйте навыки активного слушанья . «Я вижу, ты расстроен. Мне жаль»», «Ты сердишься. У тебя есть на это причина. Я бы тоже рассердилась». Не стоит говорить: «Это мелочи. Не принимай близко к сердцу». В этом случае у подростка сложится впечатление, что его не понимают, и он зря тратит время на разговор.
Не используйте информацию, которую вам рассказал ребенок, против него . Не высмеивайте, не припоминайте при следующих конфликтах, не пересказывайте другим людям. В противном случае подросток перестанет раскрывать вам свои секреты.
Спросите, что он думает по этому поводу и что собирается предпринять . Возможно, на этом этапе подросток осознает, что проблема не настолько значима, как казалась изначально. Это поможет найти выход из сложившегося положения.
Предоставляйте право выбора. Ребенок должен чувствовать, что вы с ним советуетесь и он вправе решать. При этом предлагайте такие варианты, которые приемлемы для всех сторон.
Не навязывайте свою помощь . Подросший ребенок не примет непрошенных советов. Вряд ли он сделает по-вашему, даже если вы предложите идеальный вариант. Просто заверьте, что вы в любом случае будете рядом и сын или дочь всегда смогут на вас рассчитывать.
Идите на компромисс, предлагайте взаимовыгодные варианты. Дайте понять, что взаимные уступки помогут найти решение, которое удовлетворит обе стороны конфликта.
Вселяйте подростку веру в собственные силы. Хвалите за успехи, подмечайте достоинства, убеждайте, что он лучший, что бы ни случилось. Не требуйте от него быть идеальным, это еще никому не удавалось. Научите его, что не страшно ошибаться, важно из каждой ошибки вынести урок и сделать вывод, чтобы не допустить ее повторения.
Научите не сравнивать себя с другими . В окружении подростка всегда есть кто-то, превосходящий его по каким-то параметрам. Это не должно загонять его в депрессию. Объясните, что каждый человек уникален и обладает особенным набором качеств. Спросите, что ваш ребенок хочет в себе улучшить. Вместе составьте план, как этого достичь: тренировки, репетиторы, регулярные занятия. Запишите план действий и предложите подростку самостоятельно добиться поставленной цели. Регулярно интересуйтесь, как продвигаются дела.
Предотвращайте самобичевание и самонаказание . Постоянно поддерживайте в подростке веру в себя, убеждайте, что даже если он совершил ошибку, он все равно самый лучший и все наладится.
Будьте приветливы и уважительны к его друзьям. Интересуйтесь об общих интересах, особенностях характера. Поощряйте общение по телефону и в соц.сетях. Позволяйте приводить друзей в гости и не мешайте общению.
Расширьте круг интересов. Поощряйте посещать кружки и секции. Занимаясь спортом или искусством подрастающий ребенок может самовыражаться. У него появляется еще одна сфера, где он может достичь успеха, а значит укрепить самооценку. Кроме того это возможность общаться. Важно, чтобы подросток занимался тем, что ему действительно нравится. Поощряйте занятия спортом и любую физическую активность. Вместе занимайтесь спортом, приобретите абонемент в спортзал.
Мотивируйте хорошее поведение. Хвалите, благодарите, делайте небольшие презенты, чтобы ребенок видел ваше хорошее отношение к нему. Особое внимание обращайте, когда ваш ребенок добровольно выполнил обязанности, которые вы ему не делегировали. Это проявление ответственности и хорошего отношения к вам.
Обнимайте . Подросток нуждается в телесном контакте так же, как и ребенок. Перед тем как обнять, спросите разрешения. Не сюсюкайте и не иронизируйте во время объятий.
В том случае, если все принятые меры не помогли избавить подростка от стресса связанного с конфликтом, то необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью.
Наберитесь терпения. Помните, что подростковый период – явление временное. Скоро ваш ребенок вновь начнет проявлять к вам любовь и уважение. Помогите ему пережить этот сложный этап, будьте рядом и будьте готовы помочь.

Двенадцатилетняя Соня и ее мать спорили по поводу того, кто должен прибирать в комнате Сони. Мать считала, что это обязанность дочери, но та заявила, что не будет убирать свою комнату.

Что же происходит между Соней и ее матерью? Мать хочет, чтобы Соня несла ответственность за свою комнату; однако она говорит об этом таким тоном, что Соня занимает оборонительную позицию. С другой стороны, всякий раз, когда Соня начинает защищаться, мать становится все более и более "глухой". Конфликт углубляется. Как Соне и ее ма­тери решить его? Как разрешать противоречия так, чтобы выигрывали все? Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире постоянных компромиссов и переговоров. Нахождение альтернативы означает возмож­ность разрешить конфликт между родителями и ребенком таким образом, чтобы каждый почувствовал себя лучше и понял суть противоречия. Оно включает в себя достижение взаимного согласия.

Родители прежде всего должны помнить, что поиск аль­тернатив отличается от "дачи" советов и указаний типа "Сделай это", "Я думаю, что ты должен...". Такие советы бесполезны по следующим причинам:

Совет делает ребенка только более зависимым от роди­теля. Он не способствует тому, чтобы ребенок научился ре­шать проблемы и приобрел независимость;

Часто ребенок скептически воспринимает советы взрослого и не любит, когда ему указывают, что и как делать. Напротив, он стремится включиться в обсуждение проблемы;

Возникает вопрос, кто виноват в том случае, если ро­дительский совет не работает, ребенок или родитель?

Научить ребенка находить альтернативу означает помочь ему в выборе наилучшего способа действия и принятии им ответственности за выполнение решения.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

1. Определение противоречия или проблемы.

2. Выработка альтернативных решений.

3. Обдумывание и оценка альтернативных решений.

4. Выбор альтернативы и реализация решения.

5. Определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс.

Хотя, на первый взгляд, все это может показаться очень простым в практическом применении, тем не менее имеется ряд ключевых моментов, которые необходимо уяснить прежде, чем начать пользоваться этой схемой. Сядьте рядом с ребенком и объясните ему процесс поиска альтернативных решений, а также то, как они помогут в разрешении проти­воречий. Необходимо помнить, что каждый участник конф­ликта - человек; следовательно, к каждому нужно отно­ситься достойно и с уважением.

Противоречия успешно разрешаются в том случае, когда каждый понимает, что именно включают в себя все этапы процесса. Используя все указанные этапы решения детско-родительского конфликта, родитель сможет избежать мно­гих других проблем, связанных с конфликтом. Хотя некото­рые противоречия разрешаются сами по себе, а другие легко преодолеваются без прохождения всех стадий, мы все же рекомендуем родителям и ребенку понять, что именно включается в каждый этап.

Этап 1. Определение противоречия или проблемы.

1. Родитель должен быть уверен, что выбранный для по­иска альтернативы момент удачен как для него самого, так и для ребенка. Ребенок, как и все, обижается, если его об­рывают или отвергают.

2. Родитель не должен бояться сказать: "То, что случи­лось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить ее". Нужно придерживаться следующих целей и правил:

а) скажите все, как есть. Если Вы как родитель чувству­ете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы имен­но Вы обратились к ребенку с вопросом;

б) избегайте обвинений, которые лишь вынуждают ре­бенка защищаться и уменьшают шансы на разрешение про­тиворечия;

в) используя совместные действия; родителю следует дать ребенку понять, что они должны объединиться в поис­ке того решения, при котором никто не будет ущемлен и которое требует "встречи" ребенка и родителя. Важно, чтобы ребенок поверил в то, что родитель искренне желает его помощи и с уважением относится к его идеям.

Первый этап поиска альтернатив должен быть успешно завершен прежде, чем будут сделаны попытки реализовать остальные четыре этапа. В некоторых случаях этот этап ока­зывается очень простым, например, при выборе одежды. Проблема ясна: "Какое платье купить?". Менее ясной стано­вится проблема "Нужно ли Соне новое платье?". Здесь воз­можно противоречие: "Нуждается ли она в новом платье больше, чем в новых ботинках?" или "Нуждается ли она больше в новых платьях или в дополнительных учебных за­нятиях, которые стоят денег?"

Этап 2. Поиск и выработка альтернативных решений. Эта стадия потребует от ребенка и родителя анализа различных решений. Для того, чтобы начать "мозговой штурм", роди­тель может предложить: "Что именно мы должны проанали­зировать? Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы?" или "Две головы лучше одной. Я готов держать пари, что у нас с тобой появятся хорошие идеи". Для того, чтобы по­мочь найти решение проблемы, постарайтесь держать в уме следующие ключевые моменты:

Позвольте ребенку первому предложить свои решения. Вы воспользуетесь своей возможностью позже;

Дайте ребенку достаточно времени для обдумывания его предложений, особенно если он еще маленький;

Будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребенком решений;

Избегайте высказываний, создающих у ребенка убеж­дение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им ре­шений;

Поддерживайте ребенка, особенно в тех случаях, когда в поиске альтернатив участвуют несколько детей;

Занимайтесь "мозговым штурмом" до тех пор, пока не убедитесь, что "выжать" новые альтернативы не удастся. Как правило, максимальное количество идей люди генери­руют за первые 5-10 минут.

Этап 3. Исследование, обдумывание, оценка альтерна­тивных решений.

Этот этап включает в себя исследование и оценку тех решений, которые, как кажется, способны разрешить противоречия или проблему. В воображении проигрываются все возможные альтернативы, а также последствия принятого решения.

Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребенка в обдумывание и оценивание различных решений. Родитель может сказать: "Что мы думаем о тех решениях, к которым мы пришли?" или: "Можно ли сказать, что какое-либо решение лучше других?"

Эта фраза может быть названа фразой "отсеивания". Ре­шения отбрасываются, остаются только те, которые прием­лемы для ребенка и родителя. Родитель должен честно выра­зить свои чувства по поводу решения. Это можно сделать при помощи реплик типа "Меня не очень осчастливит этот вари­ант" или "Я не чувствую, что это отвечает моим потребнос­тям", или "Это не кажется мне справедливым".

Этап 4. Выбор альтернативы и реализация решения. Вы­бор альтернативы и реализация решения произойдут легче в том случае, если пройдены остальные стадии исследования альтернатив и между родителем и ребенком произошел от­крытый и честный обмен мнениями. Для того, чтобы выб­рать лучшую альтернативу, помните следующее:

1. Задайте вопросы типа "Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?".

2. Решения не конкретизируются. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим измене­ниям. Родитель мог бы сказать ребенку: "Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши пробле­мы?" или "Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?"

3. Запишите решение на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы ни один не был забыт.

4. Все участвующие должны понимать, что каждый вно­сит свой вклад в поиск решения. Подводя итог, можно ска­зать: "Похоже, что мы достигли согласия" или "Я думаю, мне ясна наша готовность быть...".

Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: "Кто?", "Что?", "Где?", "Как?". Например: "Кто за что отвечает? Когда мы начнем и когда закончим? Где все это будет происходить? Как все это будет осуще­ствляться?".

Противоречия, связанные с работой по дому и рабочими "обязанностями", могут быть урегулированы с помощью таких вопросов, как: "Как часто? В какие дни? Каковы кри­терии оценки". В конфликтах, связанных со сном, родитель и ребенок могут обсудить, кто должен следить за временем, что происходит, если ребенок вовремя не ложится спать, или почему ребенок не хочет идти в постель.

Вопросы реализации должны обсуждаться только после того, как все участники дискуссии окончательно выскажут­ся по поводу решения проблемы. Реализация обычно прохо­дит легче в тех случаях, когда устранены расхождения во мнениях.

Этап 5. Выбор подходящего момента для оценки пра­вильности принятого решения.

Эта стадия, про которую нередко забывают, на самом деле очень важна, поскольку не все решения наилучшим образом отвечают интересам каждого - родителя или ребен­ка. Следовательно, как ребенку, так и родителю необходимо вернуться назад и рассмотреть, как идут дела, насколько выбранное решение удовлетворяет каждого. Ребенок зачас­тую соглашается на решение, которое в дальнейшем оказы­вается трудноосуществимым. Необходимо сверяться друг с другом, спрашивая: "Как идет выполнение решения? Ты по-прежнему считаешь его удовлетворительным?". Иногда на стадии оценки появляется новая информация, требую­щая пересмотра первоначального решения. Оценивание яв­ляется важным звеном процесса поиска альтернатив. Оцени­вание покажет, насколько удачным оказалось найденное ре­шение, необходима ли какая-то коррекция.

Важную роль в процессе поиска альтернатив играют уста­новки. И родитель, и ребенок должны:

Хотеть услышать партнера;

Хотеть разрешить конфликт;

Понимать и, по возможности, принимать чувства свое­го партнера;

Верить, что другой человек тоже может найти хорошее решение;

Смотреть на другого человека как на самостоятельную личность, с особыми чувствами.

Формы поведения, реализующие установку на понима­ние, эмпатию, доверие и принятие, включают в себя:

Зрительный контакт (смотреть на партнера, но не свер­лить его взглядом);

Язык жестов (естественные раскованные открытые же­сты и позы). Сюда входит и Ваша собственная манера дер­жаться, выражающая желание разрешить конфликт;

Внимательное слушание партнера, не столько относя­щееся к тому, что он говорит, сколько поддерживающее его и побуждающее продолжать и пояснять свои мысли и чувства.

Почему метод исследования альтернатив работает? Про­цесс исследования альтернатив оказывается эффективным в разрешении детско-родительских противоречий по следую­щим причинам.

1. У ребенка появляется мотив найти и реализовать ре­шение.

2. Появляется шанс найти наилучшее решение.

3. Развиваются мыслительные способности ребенка.

4. К наилучшему результату приводит демократическая философия родителей.

5. Возникает гармония и любовь среди членов семьи.

6. Ослабевает склонность родителя к принуждению.

7. Устраняется потребность в демонстрации силы как со стороны родителя, так и со стороны ребенка.

8. Исследование альтернатив касается реальных проблем вовлеченных в них людей. Возможно, в некоторых случаях метод исследования альтернатив не будет работать, убеди­тесь, что Вы прошли через все стадии процесса, не упустив ни единого пункта. Если же, вопреки всему, решение так и не будет найдено, полезно иметь в виду следующее.

1. Продолжайте обсуждение, но сделайте перерыв. Иногда после перерыва у людей возникают новые идеи по поводу как самой проблемы, так и путей ее решения.

2. Вернитесь на стадию 2 и поищите другие возможные решения.

3. Подбодрите себя и других участников обсуждения. Можно спросить: "Нашли ли мы все возможные решения?".

4. Поищите скрытую проблему. Вы можете сказать: "Странно, что же не позволяет нам решить проблему?".

Как правило, один или несколько из предложенных пу­тей приводят к выходу из тупика.

Родитель должен иметь в виду, что на первых порах дос­тигнутые соглашения могут нарушаться по следующим при­чинам.

1. Соглашение оказалось трудновыполнимым.

2. Отсутствие опыта, самодисциплины или саморегуля­ции при реализации задуманного.

3. Существующая зависимость одного участника конф­ликта от другого также может стать препятствием на пути его разрешения.

4. Забывчивость.

5. Попытка проверить истинную заинтересованность дру­гого участника.

6. Один из участников обсуждения только делает вид, что согласен с предложенным решением, т. к. стремится заняться чем-то другим.

Если соглашение нарушено, виновному необходимо пря­мо и честно показать, что произошло. Сделать это необходи­мо по возможности быстро. Это является формой логическо­го последствия.

Процесс исследования альтернатив будет работать лишь в том случае, если оба - и родитель, и ребенок - понимают, что от них требуется.

Строя отношения с ребенком, важно обладать умением слушать, отвечать и исследовать альтернативы. Главной це­лью каждого из этих навыков является создание у ребенка ощущения собственной полезности и компетентности. Для этого необходимо проанализировать вопрос "Кому принад­лежит проблема?".

В детско-родительских отношениях, как и в любых дру­гих, не все идет гладко. Порой возникают проблемы и проти­воречия. Нужно быть готовым к тому, что такой момент на­ступит и относиться к нему как к нормальному явлению, с которым родитель и ребенок умеют конструктивно работать.

Первым вопросом, который должен решать родитель при возникновении какой-либо проблемы, является вопрос о том, чья именно это проблема.

Иногда проблема принадлежит только ребенку или толь­ко родителю, в других случаях она разделена между обоими в зависимости от того, чего один из них хочет добиться от другого, либо проблема может касаться семьи в целом.

Для того, чтобы Вам как родителю определить "владель­ца" проблемы, нужно спросить себя:

Чья это проблема?

Кому скем трудно?

Кто не может добиться своей цели?

Что же поможет нам разобраться, является ли ребенок "владельцем" проблемы, либо здесь вообще нет проблемы взаимоотношений, либо "владельцем" является родитель?

1. У ребенка возникает проблема вследствие того, что не удовлетворена имеющаяся у него потребность. Это не роди­тельская проблема, т. к. ребенок своим поведением никоим образом не мешает родителям. Вот примеры проблем, при­надлежащих ребенку: Света чувствует, что ее подруга Аня отвергает ее. У Димы не очень хорошо идут дела в школе. Петя огорчен тем, что ему не удалось собрать футбольную команду.

2. Личные потребности ребенка удовлетворены, но пове­дение ребенка мешает родителю удовлетворить свои соб­ственные потребности. Следовательно, у родителя возникает проблема. Вот примеры родительских проблем: Таня прыгает по дивану; Лида перебивает Вас, когда Вы беседуете с дру­зьями; Боря разбрасывает свои игрушки по всему дому.

Родитель, берегись! Слишком часто родители ошибочно полагают, что все проблемы детей являются и проблемами их, родителей. Это неверно и даже вредно для ребенка. В действительности, действуя в соответствии с подобными представлениями, родитель лишает ребенка возможности пробовать свои силы в решении проблемы.

Помните, что ребенок имеет право находить решения проблем и сам их решать.

Когда родитель решит, кому именно принадлежит про­блема, перед ним откроются несколько путей. Например, если проблема принадлежит ребенку, родитель может выб­рать, что делать:

Внимательно выслушать;

Поискать альтернативы;

Предоставить ребенку возможность самому столкнуться с последствиями его самостоятельности;

Скомбинировать приведенное выше. Если же проблема принадлежит родителю, он может прибегнуть к самостоя­тельному исследованию альтернатив.

Помните, что ответственный родитель должен уметь оп­ределять, кому принадлежит данная проблема; он испыты­вает удовлетворение, выбрав адекватное поведение, ведущее к возникновению взаимного доверия.

Классика психологии

Причины конфликтов между родителями и детьми / Типичные родительские ошибки

Когда-то я с некоторым удивлением прочла в одной психологической книге, что конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, и что дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать. Со временем, присмотревшись к жизни своей и окружающих, я убедилась, что это действительно так.

Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором, в других - невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением». В наше время написано уже много книг о том, как конструктивно разрешать конфликты. Сегодня мы и займемся этой «наукой».

Причины конфликтов между родителями и детьми

Для начала давайте посмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми.

Возьмем один из типичных примеров (знаком ли он вам?): семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын - заядлый болельщик , и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».

Другой пример.

Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...

Что общего в этих историях? Каковы причины конфликтов между родителями и детьми? Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу страстей»?

Очевидно, что дело - в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Пользуясь уже известной нам терминологией, можно сказать, что при столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка, и у родителя.

Что же делать в таких случаях?

Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Пожалуй, намерение хорошее... в принципе. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся. Жизнь слишком сложна, чтобы интересы родителей и детей (да и родителей между собой) всегда совпадали.

Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир.

Так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «Выигрывает только один». Посмотрим, как это случается в жизни.

Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель».

К примеру, в случае конфликта у телевизора мама может в раздражении сказать:

Ничего, подождешь со своим футболом. Попробуй только переключить еще раз!

А во второй ситуации с хлебом слова мамы могут звучать так:

А все-таки ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется. Что это такое, никогда тебя не допросишься?!

Что на это отвечают дети? Напомним, что они эмоционально заряжены, а во фразах мамы звучат приказы, обвинения, угрозы.

Это твое кино дурацкое!

Нет, не пойду! Не пойду - и все, и ничего ты мне не сделаешь!

Родители, склонные использовать первый способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет», «будет делать, что хочет».

Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей, и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».

В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Второй неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает только ребенок».

По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое.

В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение.

В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными. И только тогда наступает прозрение: они не могут простить себе мягкотелость и безответную самоотдачу.

Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком.

По материалам книги «Общаться с ребенком. Как?»

Все без исключения родители ожидают рождения младенца с огромным нетерпением. Они стремятся окутать его лаской и вниманием, уделяют ему все свободное время и кучу сил. Несмотря на это, когда дите взрослеет, в кругу семьи неминуемо происходят разногласия.

Достаточно часто такие ситуации приводят не опытных родителей в оцепенение. Папа и мама, не представляя, каким должно быть правильное поведение в той или иной ситуации с повзрослевшим ребенком, только усложняют размолвку некорректным поведением. В этой статье мы рассмотрим причины появления размолвок между детьми и их родителями в кругу некогда дружной семьи. А также мы найдем пути их решения.

Первопричины разногласий между родителями и их детьми

Совершенно все трения между родными и близкими людьми происходят из-за нежелания или неспособности понять друг друга. Ребенок в возрасте 3 лет уже отчасти считает себя как отдельную персону и всеми способами стремится показать родителям, что он сам в состоянии делать какие-нибудь действия, принимать решения. Несмотря на такой решительный настрой, получается это у ребенка не всегда и достаточно часто становится причиной раздражения родителей.

Такая же трудность появляется и у подростков. Девушкам и парням этой возрастной категории не терпится как можно быстрее стать старше. Они стремятся стать самостоятельными и отгородиться от родителей, которые и до этого возраста воспринимают своего ребенка как малыша. Помимо того родители много работают и вместе проведенное время само собой сокращается. В последствие это становится достаточно распространенное причиной семейных выяснений и скандалов.

Причины конфликтов между родителями и детьми по мнению психологов

  • психологическое напряжение, связанное с переходным возрастом;
  • повышенная опека родителей;
  • повышенная агрессивность, как у детей, так и у родителей;
  • отсутствие желание выслушать и понять собеседника;
  • наличие кардинально разных взглядов на жизнь, что более заметно в подростковом возрасте;
  • накопление чувства усталости у родителей от работы или иных занятий, которые никак не связаны с непосредственно жизнью их ребенка.

Решить подобную проблему зачастую нелегко. Еще сложнее это сделать, если в такой ссоре берут участие не только родители и их ребенок, но и бабушка, дедушка, тетя. В такой ситуации вполне возможно ощутимое снижение влияния мамы и папы на ребенка и становится практически не реально достичь любых воспитательных задач.

В любом случае родителям необходимо стремиться решить конфликтую ситуацию в наиболее краткие сроки. К этому нужно подходить максимально спокойно и взвешенно. Необходимо внимательно выслушать своего ребенка и отнестись к его жизненной позиции, мнению, вкусам с должным уважением.

В трудных случаях, если родители, перепробовав все методы, не смогли загладить конфликт, необходимо воспользоваться услугами профессионального психолога. Он поспособствует выходу из конфликтной ситуации и поможет найти общий язык двум враждующим сторонам. Особое внимание следует уделить и психологической профилактике трений такого рода. Ведь любой скандал или ссору намного проще не допустить, чем потом исправить.

Как снять конфликтную ситуацию

  • стабильное увеличение степени развития родителей;
  • постижение родителями изменений ребенка, вызванных сменой возраста;
  • наличие общих увлечений для всей семьи;
  • распределение обязанностей по домашнему хозяйству между всеми членами семьи в равной степени;
  • соблюдение и мамой и папой одной четкой и взвешенной позиции в воспитании;
  • общение в обязательном порядке между родителями и их детьми на любые, даже простые темы.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.

Руководитель: Назин Константин Иванович, педагог-психолог МОУ СОШ "Веста" города Черноголовка Московской области.

Цель: определить основные причины возникновения конфликтов между подростками и их родителями с точки зрения самих подростков .

Задачи:


  1. Проанализировать научную литературу, связанную с психологическими особенностями подросткового возраста.

  2. Выделить причины конфликтов у ряда авторов, изучающих данную проблему.

  3. Провести анкетирование с 7 по 11 классы МОУ СОШ "Веста".

  4. Сделать анализ и выводы на основе изученного материала и статистики по сформулированной проблеме.
Наш собственный опыт взаимоотношений со своими сверстниками показывает, что конфликты в семьях, на данный момент времени, не такой уж редкий факт. Современные СМИ отмечают, что даже при социальном уровне семьи выше среднего, количество конфликтов не уменьшается, а значит, далеко не экономические причины являются источниками обострения конфликтных ситуаций между родителями и детьми.

Согласно статистическим данным, даже в относительно благополучных семьях конфликты встречаются более чем в 30%.

Конечно, учёными отмечаются многие причины конфликтов, которые стоят за коротким словом "семья", тем не менее, мониторинг научной организации "Гражданское самочувствие молодёжи" показывает устойчивую закономерность: дети очень дорожат родительской справедливостью и их ласковым обращением. Как написал один мальчик: "Как хорошо, когда есть сильные руки папы и добрые глаза матери".

Современная конфликтологическая концепция позволяет утверждать, что конфликты в принципе управляемы, регулируемы, разрешаемы. Вопрос в том, чему мы научимся, решая конфликты? Какой жизненный опыт может вынести подросток из конфликтной ситуации с родителями? Скажется ли это на его самовоспитании и самообучении - ведь не за горами и его собственная семейная жизнь?

Отрочество, согласно психологической периодизации, находится между детством и ранней юностью. Это период от 10 - 11 до 13 - 14 лет. У некоторых авторов этот период продлён до 15 лет. Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются:

Стремление общения со сверстниками;

Появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Независимость, самостоятельность, личностная автономия сама собой не приходит. История всего человечества показывает, что эти качества, чаще всего, завоёвывались если не с оружием, то титаническим трудом просвещения нации, изменения мышления в обществе. Учёные отмечают, что и подростковый период имеет своё центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания.

Этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека или периодам возрастных кризисов. Правда, в этом вопросе также существует несколько точек зрения не совпадающих по этому вопросу. В частности Эльконин Д.Б., Клее М., Раттер М. считают, что этот период протекает "бескризисно" и относительно спокойно. А кризис ими рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом.

Л.С. Выготский подчёркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса путём создания условий для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Именно через столкновения подросток узнаёт себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. В аналитике позитивных сторон конфликта по Л. Козеру отмечается один парадокс. Он называется парадокс Зиммеля. Его смысл состоит в том, что невозможно измерить свой потенциал и силы, а также силы и потенциал другого человека до тех пор, пока он не вступил в конфликт. И наша стратегия поведения и действий будет зависеть от того, как мы себя будем чувствовать в конфликте . Это своего рода проверка роста внутреннего мира. Испытание, которому подвергает себя подросток, должно иметь всё настоящее: протекающие чувства, мысли, эмоции. Подросток бессознательно "докапывается" до глубин своего внутреннего мира. Виртуальные компьютерные игры такой возможности предоставить не могут. В тех же случаях, когда этого не происходит, когда отрочество проходит гладко и бесконфликтно, это может усилить и сделать особенно болезненным кризис 17-18 лет. Одним словом, сама природа закладывает определённый конфликт в развитии человека . Испытание достаточно не простоё. Не всем удаётся пройти путём "гадкого утёнка" и стать лебедем.

В литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. Наиболее распространенный - кризис независимости. Это некоторый рывок вперёд, выход за пределы старых норм, правил. Второй путь - кризис зависимости. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое - варианты самоопределения. В первом случае это - "Я уже не ребёнок", во втором: "Я ребёнок и хочу оставаться им". С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается именно первый вариант.

Мы уже отмечали, что подросток действует самостоятельно, но при этом уверен в поддержке и помощи со стороны взрослых. Бернс Р. и Личко А. отмечали, что для подростка оказывается значимым признание со стороны взрослых, а это, в первую очередь, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры. Специалисты отмечают, что если взрослые не меняют отношения к подростку, не учитывают особенностей проявления у него чувства взрослости , то конфликт между подростком и взрослым углубляется и может приобрести затяжной характер.

Исследователи обращают внимание и на стиль семейного воспитания. Это предаёт конфликту силу, остроту, частоту протекания и возникновения конфликтных ситуаций. Ю.Б. Гиппенрейтер в книги "Общаться с ребёнком... Как?" пытается показать через фундаментальные психологические потребности каждого человека всё значение искусства общения, чтобы, в частности, подростковый кризис смог дать возможность ребёнку встать на новую ступень развития, не раздавил его. Автор изображает внутренний мир человека через образ "сосуда". И на самое дно, где заложены базисные стремления, первым помещает очень короткий, больше похожий на призыв, фундаментальный исток, который звучит - "Я - есмь!" Ещё не дано никакого описания этому явлению, ещё не применены оценочные суждения, есть свершившийся факт, который нельзя не принять. Следующими идут: "Я - могу", "Я - любим", "Я - хороший". Эти базисные стремления направлены в то общество, в ту семью, в которую пришла новая жизнь . На этой основе формируется большой пласт не менее важных потребностей: в любви, внимании, ласке, успехе, понимании, уважении, самоуважении, познании, свободе, независимости, самоопределении, развитии, самосовершенствовании, реализации собственного потенциала. Если всё это не учитывается окружающими, то появляются боль, обида, страх, а эти в свою очередь порождают гнев, злобу, агрессию. Недоучёт столь тончайшей структуры человека ведёт к деструктивному конфликту. Пожалуй, здесь от взрослых требуется особый музыкальный слух, потому что нужно уметь расслышать в поступках и действиях, в словах и крике , в обиде и агрессии, о какой нереализуемой потребности или стремлении, чаще всего бессознательно, говорит ребёнок.

Но было бы несправедливо всю вину в конфликтных ситуациях сваливать только на взрослых. Базисное стремление - "Я есмь" - это ёще не Идеал, пришедший в жизнь. Многими специалистами и наблюдательными родителями отмечается, что часто за элементами воспитания пробивается что-то особенное, и на своё дитя приходится смотреть как на вообще неизвестное создание, словно внутренний мир дитя самостоятельно раскрывается во времени, и мы можем только констатировать ту или иную появившуюся черту. Все современные знания о человеке , как отмечают некоторые мыслители, ещё и не приступили по настоящему к человеку. Пока только идёт примерка сил. Поэтому и во взаимоотношениях с родителями всегда присутствует неизвестность. Причём неизвестность двойная: взрослый далеко не знает себя до конца и ребёнок, который только осваивает свой внутренний мир. Как отмечают физики, неустойчивость двух систем может породить нечто доселе невиданное и великолепное, а может и привести к краху. В общественных законах происходит нечто подобное.

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Выделяют следующие психологические факторы:

Тип внутрисемейных отношений;

Деструктивность семейного воспитания;

Возрастные кризисы детей;

Личностный фактор.

В подростковом возрасте психологи выделяют следующие типы конфликтов с родителями :

Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребёнка);

Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

Нами было проведено анкетирование с 7 по 10 класс, которое позволяет посмотреть на конфликт глазами самого подростка и попытаться определить основные причины конфликтов с его родителями.
Выводы:

Наши данные по оценке подростками обстановки в семье дали следующие показатели :

15% респондентов отметили, что обстановка в семье дружелюбная;

25% респондентов оценили её как конфликтную, терпимую;

35% опрошенных нашли её конфликтной, напряжённой;

25% учащихся считают обстановку в семье невыносимой.

По результатам анкетирования причинами конфликта подростки считают:

25% - плохое знание родителями внутреннего мира своего ребёнка;

25% - отсутствие уважения родителями своего ребёнка как личности;

50% - собственная несдержанность.

Полученные данные показывают, что 60% опрошенных подростков считают обстановку в семье неблагоприятной. Конечно, рамки анкеты не позволяют раскрыть до конца, что понимается подростками под этими описаниями. Однако тенденция к негативной оценке семейных взаимоотношений говорит о том, что место, где формируются самые тонкие состояния растущей души, на данный момент времени (а другого больше не будет) не способствует безопасному формированию внутреннего мира подростка.

Определение причин конфликтов с родителями самими подростками показывают, что последние далеко не склонны обвинять в их возникновении только родителей, в то же время 50% конфликтных ситуаций они относят на свой счёт. В другой половине случаев конфликтные ситуации спровоцированы нежеланием взрослых видеть происходящие изменения в психологическом статусе подростка, своего рода «неумениями», некомпетентностями с их стороны, невниманием к его внутреннему миру, что подтверждается проанализированной выше научной литературой по вопросу конфликтов между родителями и их детьми.

Список литературы:


  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология, учебник для вузов.

  2. Баныкина С.В., Степанов Е.В. Конфликтология в современной школе

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?

  4. Морозов Д.Н. Технология безопасного общения с ребёнком нового времени.