Когда приучать ребенка есть ложкой самостоятельно комаровский. Малыш от года до полутора лет может научиться и уметь. Основные правила обучения

Малыш, который сам с аппетитом кушает ложкой, – умилительное зрелище для родителей, ведь они гордятся первыми признаками самостоятельности ребёнка. Когда стоит ждать такой картины за семейным столом? И надо ли ждать, если можно помочь своему чаду быстрее освоиться с таким простым для нас, но для него непривычным предметом, как ложка?

Когда малыш готов пользоваться ложкой?

По современным схемам прикорм для здорового ребёнка вводится не раньше 6 месяцев. Большинство детей к этому возрасту начинают проявлять интерес к еде и столовым приборам, особенно если присутствуют при семейных трапезах и видят взрослых, принимающих пищу. Сначала мама кормит малыша с ложки и даёт ему мягкие кусочки еды (например, банан). Важные критерии того, что маленький человек готов самостоятельно принимать пищу – способность сидеть без поддержки и появление первых зубов. Обычно дети тянутся к тем предметам, которые используются в быту, поэтому 9–12 месяцев – подходящее время, чтобы не спеша учить малыша самому держать ложку в руке. Тогда к 1,5 годам он будет вполне способен кушать ложкой, а к 2 годам освоит вилку и основные правила поведения за столом дома и в гостях.

Как научить ребёнка есть ложкой: правила для мамы

  1. Главное – терпение и любовь. Рекорды в материнстве не нужны. Рано или поздно у вас обязательно получится приучить ребёнка кушать ложкой, но лучше, если вы будете делать это легко и ласково, с верой в способности своего любознательного и упорного малыша.
  2. Вложите в ручку ребёнка ложку и помогайте доносить её до рта. Скоро юный исследователь или исследовательница захочет повторить ваши движения самостоятельно.
  3. Первое время давайте ребёнку ложку в руки, когда подаёте ему кашу, пюре, творог – еду, не сваливающуюся с ложки по пути ко рту.
  4. Запаситесь второй ложкой на случай, если маленький едок не успел наесться, но устал нести ложку и попадать ей точно в цель, и помогите своему малышу.
  5. Не беда, что сразу получаться будет не всё. Запаситесь терпением не только для процесса обучения, но и для последующей уборки.
  6. Некоторые родители кормят детей под сказку или мультфильмы. Это эффективный способ поместить еду в организм ребёнка, однако учиться пользоваться приборами ему будет некогда, поглощение пищи станет механическим. Поэтому лучше не гнаться за количеством съеденного и сделать приём пищи самостоятельным осознанным процессо
  7. Развитие ребёнка и обучение его новым навыкам часто идут в ритме «два шага вперёд, один – назад». Во время болезни, прорезывания зубов или в моменты усталости, переутомления, стресса малыш может нуждаться в особенной заботе и участии. Не страшно, если иногда мама или папа покормит ребёнка из ложечки, это не повредит развитию умения есть самому.

Что если ложка стала игрушкой?

Стоит ли ограничивать игры ребёнка с едой? С одной стороны, да – ведь еда предназначена для того, чтобы ей питаться, и летящий на пол кусок – повод закончить трапезу. С другой стороны, дети познают предметы окружающего мира и свойства субстанций самыми разными способами. Игры за столом, размазывание пюре, стучание ложкой, надевание тарелки на голову – необходимый этап развития ребёнка до 3 лет, пресекать их на корню нет необходимости.

Полезная мебель и аксессуары

Чтобы научить ребёнка кушать самостоятельно было проще, родители могут воспользоваться такими помощниками в быту:

Теперь ваш малыш умеет есть ложкой! При освоении такого важного умения происходит развитие мелкой моторики рук и пальцев, навыков координации движений. Значит, это не только удобно для родителей, но и полезно для ребёнка.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 14 минут

А А

Каждый кроха взрослеет по-своему и в свое время. Вроде, еще вчера он не выпускал из ладошек бутылочку, а сегодня уже ловко орудует ложкой, и даже ни капли не проливает. Конечно, для каждой мамы этот этап важный и сложный.

И чтобы он прошел с «меньшими потерями», нужно помнить главные моменты уроков по самостоятельному приему пищи.

Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой?

Четко определить возраст, когда малыш готов взять ложку в собственные руки, сложно. Один требовательно хватает ложку уже в 6 месяцев, другой и в 2 года отказывается ее брать. Иногда обучение затягивается и до 3-4 лет — все индивидуально.

Конечно, тянуть с обучением не стоит — чем раньше кроха начнет кушать самостоятельно, тем легче будет маме, и тем проще будет самому ребенку в детском саду.

Убедитесь, что кроха «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение.

Ориентируйтесь на поведение малыша . Если чадо уже хватает кусочки еды и тянет их в рот, отбирает ложку у мамы и пытается засовывать ее в рот, интересуется едой в принципе и имеет хороший аппетит — не упустите момент! Да, мама накормит быстрее, и нет желания 3-4 раза в день убирать кухню, но лучше пройти этот этап сразу (его все равно придется пройти, но потом будет сложнее).

Как научить ребенка кушать самому – действуем по инструкции!

Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент!

Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции.

  • Наберитесь терпения — процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает — на обучение уйдет от месяца до полугода.
  • Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
  • Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
  • Для начала обучения выбирайте такую пищу , которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет — малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша — самое то. И не накладывайте сразу всю порцию — по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
  • Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
  • Если вы начали процесс и решили довести его до конца — то есть, научить чадо есть самостоятельно — то объясните другим членам семьи , что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
  • Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
  • Если ребенок капризничает и отказывается есть сам , не мучайте его — кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
  • Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно — срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
  • Придумывайте веселые игры , чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
  • Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден . Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
  • Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
  • Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.

Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?

  1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
  2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
  3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
  4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
  5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
  6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.
  7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр . Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности

  • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
  • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
  • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
  • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
  • Не забываем про . Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
  • Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

Что необходимо для кормления ребенка до года —

Ребенок отказывается есть самостоятельно – что делать?

Если ваше чадо упрямо отказывается брать ложку, не паникуйте и не настаивайте — всему свое время. Ваше упорство приведет лишь к формированию у чада негативного отношения к процессу приема пищи.

  • Оставьте малыша в покое и продолжите попытки через несколько дней .
  • Если есть возможность, зовите на помощь братьев/сестер или друзей малыша (соседских детишек).
  • Организованный детский праздник может помочь вам в отработке навыков.

Конечно, расслабляться не нужно: данный навык крайне важен, и откладывать обучение надолго не стоит.

Приучаем ребенка от года кушать аккуратно – основные правила аккуратности и безопасности за столом

Понятно, что ждать от ребенка изысканности и аристократизма во время обучения не стоит.

Но если вы хотите научить его кушать аккуратно, то правила безопасности и культуры питания должны действовать с самого начала и постоянно.

  • Личный пример — самое важное. Учите дитя на своем примере — как держать ложку, как кушать, как пользоваться салфеткой и пр.
  • Мойте руки перед едой. Это должно войти в привычку.
  • Не кушайте в комнате — только в кухне (столовой) за общим столом и строго в определенное время. Режим питания крайне важен для здоровья малыша, его аппетита и спокойствия его нервной системы.
  • Никаких ТВ-передач во время обеда. Мультики подождут! Активные игры — тоже. Во время обеда недопустимо отвлекаться, баловаться, хохотать, безобразничать.
  • Полезные ритуалы. Приучайте малыша к ним с самого начала: сначала помытые душистым мылом ручки, потом мама сажает кроху на стульчик, надевает слюнявчик, расставляет на столе посуду, раскладывает салфетки, ставит тарелку с кашей. И, конечно, все эти действия мама сопровождает комментариями, песнями и ласковыми пояснениями.
  • Обязательно украшаем стол. С пеленок приучаем чадо к тому, что кушать нужно не только вкусно, но и красиво. Сервировка и украшение блюд — один из секретов повышения аппетита и настроения. Красивая скатерть, салфеточки в салфетнице, хлеб в корзинке, красиво поданное блюдо.
  • Хорошее настроение. Негоже садиться за стол злыми, рассерженными, капризными. Обед должен проходить в кругу семьи, как добрая традиция.
  • Не поднимаем еду, которая упала. Что упало — то собаке. Или коту. Но никак не обратно в тарелку.
  • По мере взросления и привыкания к самостоятельности расширяйте набор тех приборов и посуды , что вы используете. Если в 10-12 месяцев достаточно тарелки и чашки-непроливайки, то к 2-м годам у малыша должна быть уже и вилка, тарелка под десерт, суп и под второе, обычная чашка (не поилка), чайная и суповая ложка, и пр.
  • Аккуратность. Учите кроху сидеть за чистым столом, аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не баловаться с едой, не качаться на стуле, сидеть ровно и убирать локти со стола, не лазать ложкой в чужую тарелку.

Как не стоит учить ребенка есть – основные табу для родителей

Приступая к урокам по самостоятельности, родители подчас совершают немало ошибок.

Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!

  • Не спешите. Не торопите чадо — «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро — вредно, а во-вторых, процесс приема пищи — это еще общение с мамой.
  • Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке — так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
  • Не заставляйте чадо брать ложку , если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
  • Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался , измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения — он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
  • Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
  • Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
  • Не потакайте . Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку — он не голоден.
  • Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
  • Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот — норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.

Ну, и главное — не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.

По-другому и быть не может.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье!

Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой: советы специалиста. Пошаговая методика обучения, игры для развития умения пользоваться ложкой, в каком возрасте лучше начать учить пользоваться ложкой, важные знания о развитии мелкой моторики детей.

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой?

Дорогие читатели «Родной тропинки»! Эту статью я писала по просьбам мам — участниц моих курсов и читательниц моего сайта. В ней я ответила на многие ваши вопросы.

Хорошо развитая речь ребенка и развитие его мышления, умственное развитие малыша очень тесно связаны с развитием действий ребенка с предметами. Вы узнаете из статьи:

  • Раздел 1. Зачем учить малыша в 1-2 года кушать ложкой? Как связаны речь малыша, его мышление и умение ребенка действовать с предметами?
  • Раздел 2. В каком возрасте лучше начинать учить ребенка пользоваться ложкой?
  • Раздел 4. Последовательность и правила обучения ребенка использованию ложки: это важно знать.
  • Раздел 5. Как подготовить руку ребенка? Игры — занятия для развития мелкой моторики и правильного захвата предметов.
  • Раздел 6. Что может Ваш малыш.

Раздел 1. Зачем учить малыша в 1-2 года кушать ложкой?

Зачем учить пользоваться ложкой маленького ребенка? Это первый вопрос, на который нам с вами, дорогие читатели этой статьи, нужно ответить. Ведь, действительно, нам — взрослым, гораздо проще, да и быстрее – накормить ребенка самим, чем учить его пользоваться ложкой. Да и чище намного будет, намного меньше проблем с уборкой! Может быть не нужно спешить?

Давайте разберемся.

Развитие движений пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие мозга ребенка. Это настоящая «умная гимнастика» для любого малыша. Овладение ложкой – это овладение так называемыми «орудийными действиями», которые способствуют не только развитию самостоятельности ребенка, но и его умственному развитию. Ребенку нужно скоординировать свои действия, правильно взять ложку рукой, под нужным углом наклона донести пищу в ложке до рта. Но и это не всё! Нужно дальше в правильном направлении наклонить ложку чтобы пища попала ему в рот, а не мимо рта. Это очень большой не только физический, но и умственный труд для малыша! Такая задача сродни задаче взрослого научиться с нуля фигурному катанию – придется учиться координировать свои движения, находить равновесие, осваивать рисунок движений. И в этом труде малышу очень нужна наша помощь.

Просто дать ложку и надеяться, что ребенок с удовольствием начнет ей кушать – это ложная надежда. У малыша будет не получаться, он будет расстраиваться и расстраивать вас. И поэтому нам очень важно понять, как помочь ребенку овладеть этим орудийным действием, как пошагово помочь ему овладеть этим непростым для него умением. Ведь даже если самую сложную задачу разделить на маленькие простые шаги — то она станет легкой! Как это сделать — ниже в статье.

А сначала давайте разберемся с тем, а что такое орудийное действие и почему такие действия очень важны для развития детей 1-2 лет.

Пользование ложкой – это орудийное действие ребенк а (т.е. действие с инструментом — помощником ребенка), в котором есть определенный «рисунок». Постепенно рисунок этого действия отрабатывается до автоматизма, и мы уже о нем на задумываемся. Но на начальных этапах умение есть ложкой даётся не просто, и нам очень важно знать, как помогать малышу и в освоении орудийного действия с ложкой, и во всех других случаях его овладения подобными действиями.

Что такое «орудие»? Это предмет, с помощью которого выполняются те действия, которые без него выполнять не удобно, невозможно или не принято. Таким предметом можно:

  • придвинуть к себе игрушку, протолкнуть сюрприз из трубы наружу (в этом случае орудием является палочка),
  • выловить рыбку из тазика (орудие- сачок),
  • забить втулочку в обучающей игрушке (орудие – детский деревянный молоточек),
  • размазать масло по кусочку хлеба (орудие – детский пластмассовый безопасный нож или палочка),
  • пересыпать песок в ведерко (орудие – совочек).

Действия с орудиями – предметами (и с ложкой в том числе, т.к. ложка – это «орудие» действий человека) направлены на развитие мышления ребенка, его мозга! И подготавливают развитие речевого мышления. А также подготавливают появление у ребенка изобразительной деятельности, совершенствуют действия кисти ребенка, его ручную умелость. Действия с орудиями расширяют возможности мышления малыша при выполнении им практических задач в жизни, приучают добиваться цели. Например, такой целью для ребенка может быть достать из таза с водой цветные шарики с помощью орудия – большой ложки – черпачка. Для этого надо научиться пользоваться этой ложкой, правильно держать ее в руке, нести ложку с правильным наклоном.

Орудийными действиями малыш интенсивно овладевает именно в раннем возрасте (с 1 года до 3 лет), и умение есть ложкой — в числе таких очень важных для развития малыша орудийных умений. Если игры — занятия с другими «орудиями» нам нужно специально организовывать и планировать, то еда ложкой — это естественный ежедневно повторяющийся процесс, в котором мы решаем те же развивающие задачи в быту по ходу обычной жизни малыша.

Раздел 2. В каком возрасте лучше начинать учить ребенка пользоваться ложкой

Итак, мы видим, что обычная еда ложкой – это очень полезное для развития ребенка занятие. Когда же стоит начать малыша обучать использованию ложки? Здесь очень важно внимательно наблюдать за малышом, чтобы попасть в его личный пик интереса к данному процессу!

Обычно в возрасте после года (примерно в возрасте 1 года 2 месяцев – 1 года 3 месяцев) во время кормления малыш начинает брать у Вас ложку и пытаться сам есть. Или пытаться как-то ей манипулировать. Или жестом просит дать ему ложку. Очень важно «поймать» этот момент и использовать его. Это означает, что малышу уже пора учиться есть ложкой. У ребенка есть такое желание, и нам важно его подхватить! Если же Вы в это время заберете ложку у ребенка и не дадите ему самостоятельно есть, то малыш уже вскоре перестанет просить у Вас ложку. Момент будет пропущен. Если же сразу же после просьб ребенка дать ему действовать ложкой Вы начнете учить малыша пользоваться ложкой (как это сделать — я описала ниже), то это будет самый лучший период, когда обучение пройдет максимально легко для Вас и для ребенка.

Именно возраст 1-2 лет является самым лучшим периодом для развития навыков самообслуживания малыша и приучения его к умению пользоваться чашкой, ложкой, к опрятности и порядку. Малыш в это время сам с удовольствием помогает взрослым и рвется попробовать всё сам! Этот порыв, это стремление важно нам использовать во благо развития ребенка. В возрасте 3 лет и позже это сделать гораздо сложнее, у малыша будут уже другие интересы. А в 3 года в ответ на нашу просьбу начать «кушать самому, так как ты уже стал большой» ребенок может начать капризничать и откажется от ложки. И процесс пойдет намного труднее чем на втором году жизни.

Раздел 3. Как захватывает ложку малыш 1-2 лет: правильный и неправильный захват. Почему ребенка нельзя заставлять держать ложку как взрослый?

3. 1. О правильном и неправильном захвате ложки ребенком 1-2 лет

Еда ложкой в первые годы жизни ребенка отличается от того, как держит ложку взрослый.

ПРАВИЛЬНО ДЛЯ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: Правильный для ребенка захват ложки – это захват в кулачок. Но правильный – захват. При этом ребенок держит ее за середину черенка (т.е за середину ручки ложки), обхватывая сверху пальчиками. Важно: четыре пальчика находятся сверху черенка, а один пальчик – большой пальчик – держит ложку с другой стороны, снизу. Это правильный «детский» захват ложки для самых маленьких детей, при нем большой пальчик обособлен от других пальчиков руки.

НЕПРАВИЛЬНО ДЛЯ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: Если ребенок держит ложку неправильно – т.е. все его пять пальчиков находятся сверху черенка ложки – то ему трудно ей пользоваться, он не снимает пищу губами с ложки (как это должно быть), а всасывает ее.

3.2. Что важно знать о развитии руки ребенка в первые годы его жизни, или Ода большому пальчику малыша!

Почему не стоит ждать, когда малыш начнет держать ложку по-взрослому (т.е. до 3 лет), а полезнее ее дать на втором году жизни, когда малыш может держать ее только в кулачке?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами нужно знать особенности развития руки ребенка. Давайте с вами вспомним, как растет малыш и как изменяются действия его руки. Это важно для подготовки ручки малыша и его пальчиков к процессу самостоятельной еды ложкой. Итак, совершим небольшое путешествие во времени и вернемся назад к первым месяцам жизни малыша.

Первые месяцы жизни. Первая задача, которую решает любой младенец в первые месяцы своей жизни – это протягивать ручки к предмету и брать их в руки, задачка трудная. Сначала ребенок берет предмет «ладонным захватом» — он накладывает на предмет все свои пальчики и прижимает его к ладошке. Движения пальчиков при этом еще не скоординированы и не подстраиваются под форму предметов. Разные предметы он берет примерно одинаково.

Конец первого года жизни. К 6-9 месяцам малыши начинают хватать предмет пальчиками. При этом детки учатся разным движениям руки при захвате предметов в зависимости от их размера и формы, они по-разному захватывают плоский и объемный предмет. Пальчики начинают участвовать в движении захвата предмета.

С этого возраста постепенно происходит еще одно важное изменение в развитии моторики ребенка. Если ранее младенец захватывал предмет всей ладошкой ближе к мизинцу, то постепенно точка захвата предмета смещается к большому пальцу. И чем старше ребенок и чем лучше развита его ручка – тем активнее работает большой палец руки в захвате и удерживании всех предметов.

Второй год жизни, или ода большому пальчику. Какую роль в пользовании ложкой играет большой пальчик руки и почему ему выделена здесь отдельная глава? Потому что большой палец играет роль особую, важную и незаменимую роль в овладении ребенком ложкой, и не только в этом!

Примерно к 1 году 3 месяцам большой палец начинает играть особую роль в захвате предметов –захват предметов ребенком кардинально меняется! Малыш захватывает ручку предмета так, что четыре пальчика находятся с одной стороны, а большой палец обособлен от них и удерживает ручку (крышку, колечко) с другой стороны. У каждого ребенка это происходит в свой срок, и зависит это и от индивидуальных его особенностей, и от его игрового опыта — была ли у малыша возможность развивать пальчики на первом году его жизни, держал ли он в ручках предметы разной фактуры, разной формы, учился ли он захватывать погремушки с разной формой ручки, помогали ли ему близкие взрослые в его развитии.

Интересное совпадение, которое задумала сама Матушка Природа для естественного развития ребенка! Именно в этом возрасте, когда большой пальчик обособляется от других пальчиков руки ребенка, малыш и начинает просить у мамы ложку! Малыш как бы просит нас дать ему возможность потренироваться в нужном для него умении, просит нас помочь ему развивать его пальчики и его ручки! Также в этом возрасте он по-другому начинает держать мячик: малыш удерживает в руках мячик, обхватив его ладонями и большими пальцами, которые отделены от других пальчиков руки.

Кушая ложкой, малыш помогает себе освоить этот новый для него захват предметов и развивать ловкость своих пальчиков! И это нужно ему именно в этот момент, а не через год и не через два года. Именно поэтому позже малыши и отказываются от ложки, а в этот момент хватают ее у взрослых и хотят ей действовать! Это соответствует их природе! Именно поэтому так важно не пропустить данный момент.

3.3. Почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальчиками как взрослый и почему его рано этому учить?

Умение брать предметы тремя пальчиками – большим, указательным и средним – это следующий этап развития малыша. Малыш растет и чем он старше, тем активнее работает его большой пальчик. И наконец малыш становится способным держать предмет не в кулачке, а 3 пальчиками! Но это не может произойти сразу, ребенку нужно время. Тонкие движения пальцев могут быть сформированы к 2, 5- 3 годам.

Вот почему маленький ребенок в 1-2 года держит ложку в кулачке, не может сам зашнуровать ботинки. И это совершенно нормально!

Развитие мелкой моторики в играх- шнуровках, играх с вкладышами, пирамидками, матрешками, в играх с пуговками – кнопками – застежками помогает развить движения пальчиков и перейти от держания ложки в кулачке к удержанию ложки пальчиками «по-взрослому». Развитие пальчиков происходит не только в играх (а на них сейчас делается акцент), а прежде всего в бытовых процессах – в помощи в одевании – раздевании, в пользовании расческой, салфеткой, ложкой, чашкой. И если на игры нам нужно уделять особое внимание, то бытовые процессы происходят ежедневно. И ежедневно по ходу обычных домашних дел и режимных моментов мы можем помогать пальчикам ребенка стать умелыми.

Итак, теперь мы знаем, зачем учить малыша пользоваться ложкой и почему это лучше делать на втором году жизни ребенка. И дальше мы с вами обсудим, а как лучше это сделать? А я дам пошаговые инструкции, которые помогут Вам сделать процесс обучения для ребенка мягким и естественным.

Раздел 4. Последовательность и правила обучения малыша действиям с ложкой: это важно знать

Расскажу сначала об основных правилах, которые помогут избежать типичных ошибок и сильно облегчат процесс обучения самостоятельной еде с помощью ложки. А после правил я дам несколько игр, которые развивают ручку ребенка и рекомендации по выбору посуды для малыша, который только учится есть ложкой. Итак, правила для облегчения обучения малыша 1-2 лет действиям с ложкой!

Правило 1 . Правило «твердое – жидкое»

Это незыблемое правило гласит: сначала учим малыша есть ложкой густую (твердую) пищу, и только потом – жидкую (суп). Почему? Потому что жидкую пищу трудно удержать в ложке и не пролить.

Твердую/густую пищу пытаться есть ложкой ребенок может уже после года и до полутора лет. И к полутора годам прекрасно справляется с этой задачей. А жидкую пищу малыш учится есть ложкой после 1 года 6 месяцев, т.к. это труднее.

Если Вашему малышу уже больше 2 лет, и он никогда не ел ложкой сам, то с чего начинать процесс обучения? Конечно же, с простого. Вернемся к пропущенному этапу и дадим сначала ему есть густую пищу ложкой (а супом будем кормить сами). А когда эта задача начнет у него хорошо получаться – то будем учить есть жидкую пищу ложкой.

Итак, начинаем учить пользоваться ложкой не с супа, а с густой пищи – то есть с густой каши, пюре, овощей, тушеных блюд.

Правило 2. Правило «двух ложек»

Малышу во время обучения пользования ложкой (обычно это второй год жизни ребенка) очень трудно есть ложкой! Поэтому мы даем в ручки малышу ложечку, сами берем другую ложку и садимся справа от ребенка. И начинаем действовать по очереди: ложку ребенок, ложку – мы.

Едим в две ложки! Но очень важно при этом не забирать у малыша его ложку (даже если он еще больше проливает, чем ест), дать ему возможность ей «орудовать». Иначе малыш откажется от ложки и будет требовать чтобы Вы его кормили – ведь так легче. Если малыш устал — то оставляем у него в ручке ложечку и докармливаем его сами. Но ложку не отбираем — пусть ее держит как хочет.

Это правило действует и для более старших деток, если ранее Вы не давали им в руку ложку и кормили их сами. Начинаем обучение с «двух ложек».

Правило 3. Правило «семейной трапезы», или показ — образец

Малыши любят подражать. Поэтому очень важно чтобы малыш ел вместе со всей семьей и видел, как едят его братья, сестры, взрослые. Малыш ест с семьей, но на своем стульчике, на своем месте. Если малыш что-то нечаянно пролил – то просто уберите за ним, не ругая, а показывая и рассказывая, почему нужно учиться кушать аккуратно, что сейчас придется помыть пол или вытереть стол.

В процессе семейной трапезы можно не только научить есть ложкой, но и объяснять ребенку простейшие причинно – следственные связи: «Видишь, из тарелки бабушки пар идет. Суп горячий. Нужно подождать». Можно знакомить с разными предметами посуды, называя их.

Правило 4. Правило «вместе»

Пользование ложкой имеет определенный «рисунок» движения руки. Этот рисунок очень сложный. Чтобы малыш его понял и научился ему, ребенку нужна Ваша помощь. И самый простой способ помочь ребенку — это способ действия «рука в руке». Давайте пошагово рассмотрим, как это делается.

Шаг 1

Возьмите руку малыша в Вашу руку (это и есть способ «рука в руке», когда ручка малыша находится под вашей ладонью) и действуйте совместно, направляя ласково ручку малыша. Способом «рука в руке» опустите пустую ложку вместе с ручкой малыша в миску (зачерпывающее движение справа налево для правши и слева направо для левши), наполните ее едой, донесите до рта. Ведите руку ребенка ласково, бережно, аккуратно, чтобы ем было приятно.

Именно Ваша рука не позволит малышу сделать ошибку – она поведет ложку до рта в горизонтальном положении и не даст ей перевернуться. Так мы можем показать «рисунок» движения малышу. И обеспечить ему ощущение успеха и радости от того, что у него всё уже получается!

Когда ложка окажется у рта ребенка, подайте ему знак о том, что пора снять пищу с ложки губами. Для этого вытяните губы вперед трубочкой, как будто вы что-то втягиваете в себя. Попросите скушать. Малыш, подражая вам, снимет с ложки пищу. Дайте ему на это время, похвалите малыша за то, что он ест ложкой! Не торопите ребенка.

Повторите еще 4 раза, после этого докормите ребенка. Большее количество движений ложкой за один раз будет, скорее всего, слишком сложным для малыша. Тише едешь –дальше будешь, не будем спешить! Так потихоньку начинаем приучать малыша кушать ложкой.

ИНТЕРЕСНЫЙ ИГРОВОЙ ПРИЕМ: покажите малышу, что ложка должна лететь по воздуху как самолет, не переворачиваясь – вот как! И попросите его сделать самолетик! Скажите рифмовку:

Ложка – ложка – самолет!
Залетает Лене (имя Вашего ребенка) в рот!
Уууууууууу!

Этот игровой прием позволяет малышу уловить рисунок действия – как правильно нести ложку от тарелки ко рту.

Шаг 2

Когда малыш уже неплохо будет вести ложку по ее «маршруту», почувствует ритм и рисунок движения руки с ложкой, можно ослабить свою руку. Вы начинаете действия вместе, а потом аккуратно убираете свою руку, и закончит движение малыш сам. С этого шага мы будем постепенно давать всё больше и больше самостоятельности ребенку.

В какой последовательности лучше усложнять задание:

  • Сначала малыш сам делает самое простое – съесть пищу и вынуть ложку изо рта. То есть все движения от начала мы делаем вместе приемом «рука в руке», а этот заключительный этап малыш делает сам! При этом мы его хвалим, что он кушает ложкой! (хотя пока это и не совсем так, ведь почти всё он делает вместе с нами:)).
  • Далее мы убираем свою руку, когда ложка будет примерно посередине пути от тарелки ко рту (т.е. уже направление задано). Ребенок сам проходит «полмаршрута» ложки и съедает пищу. Первую же половину маршрута мы делаем вместе с ним «рука в руке»!
  • Далее мы еще уменьшаем наше участие в этом процессе. Мы вместе «рука в руке» ведем ложку к тарелки и зачерпываем еду, а дальше ребенок ведет ложку сам!
  • Остается самое сложное – именно поэтому мы постоянно делали это вместе. А самое сложное – это зачерпнуть, а не съесть! Причем зачерпнуть нужное количество пищи так, чтобы ее было и не мало, и не слишком много. Если малыш зачерпывает слишком много – то теряет пищу из ложки «по дороге». Поэтому этот этап мы проходим так: делаем вместе «рука в руке», но при этом ослабляем свою руку. И держим ручку малыша всё менее крепко пока он не научится сам зачерпывать ложкой еду, не проливая ее. Здесь нужно направлять не кисть малыша, а его запястье

Эти шаги рассчитаны не на день, а на недели или даже месяцы.Конечно же, некоторым малышам потребуется меньше времени на его освоение. А для кого-то потребуются все шаги в медленном темпе и большое терпение мамы. Но в любом случае при такой пошаговой помощи ребенку намного легче овладеть ложкой, чем когда ему просто ее дают и требуют из нее есть!

Шаг 3

Малыш частично уже научился кушать ложкой сам. Но часто забывает или ошибается. Покажите ему в очень замедленном темпе, как Вы зачерпываете пюре или суп ложкой, как несете ее ко рту, как наклоняете, как снимаете губами пищу. Нужен именно очень медленный показ того момента, который не получается у малыша. Потом ребенок пробует действовать сам, но с Вашей словесной помощью: «возьми немножко каши, чуть – чуть» и т.д. Прием «рука в руке» уже не нужен, нужно только напоминание и медленный показ, если что-то не получается.

Шаг 4

Когда Вы заметите, что малыш может сам горизонтально нести ложку до рта и снимать с нее пищу губами, то это значит, что обучение «технике» завершено успешно! Дальше дело за практикой. Но поскольку малыш очень сильно устает есть ложкой, то даже на этом шаге Вы докармливаете ребенка, не отбирая у него его ложку! При этом на этапе докармливания ребенок «орудует» своей ложкой как получается.

Если Вы видите, что Вашему малышу слишком трудно пользоваться ложкой, то нужно дополнительно подготовить его пальчики с помощью специальных игр для развития мелкой моторики. Их примеры и идеи для таких игр я описала в следующем разделе.

Раздел 5. Как подготовить ручку ребенка к обучению пользованию ложкой:

идеи игровых занятий

Еда ложкой – это своеобразная гимнастика мозга для малыша. В этом простом бытовом процессе прекрасно развиваются пальчики ребенка и сенсомоторная координация. Ведь нужно не только правильно взять ложку, но еще и нести ее под нужным углом (чтобы не пролить еду) и еще и поднести ее ко рту под нужным углом чтобы пища попала в рот, а не мимо! Это сложно для малыша. Но этот процесс можно облегчить, если дать возможность ребенку хорошо развить свои ручки.

5. 1. Первый этап. Подготовительный. Игры с детьми первого года жизни

Задача: Формируем правильный захват плоских предметов и содействуем обособлению большого пальчика руки ребенка.

На первом году жизни давайте ребенку игрушки, которые развивают его пальчики:

— вкладывайте в ладошки шнуры, тесемки, ленты, кусочки ткани разной толщины и фактуры для ощупывания их ребенком,

— привязывайте к шнурам разные игрушки. Малыш дергает за шнур, и игрушка звенит. Можно привязывать к тесемочкам мелкие игрушки и прятать затем игрушки в коробки так, чтобы из нее выглядывал только кусочек ленточки. Ребенок тянет за ленточку и коробка открывается, а в ней- игрушка!

— давайте ребенку игрушки, которые требуют активной работы пальчиков и меняют свой вид при манипулировании ими – крутятся, звучат, их детали можно перекатывать, сжимать, снимать и надевать, перемещать.

В конце первого года жизни (9-12 месяцев) подберите для малыша игрушки, которые развивают большой пальчик руки. Помните важное значение этого пальчика в правильном захвате черенка ложки, о котором говорилось в начале статьи? Сначала все пять пальчиков действуют как «одна команда близнецов» — совершенно одинаково. Так малыш и захватывает предметы – все пальчики держит сверху ручки предмета. Потом большой пальчик должен отделиться от других пальчиков и начать играть свою отдельную важную роль.

Такое положение большого пальчика формируется, когда малыш:

  • захватывает плоские предметы, например, колечки пирамидок или разбирает и собирает цветные мисочки — вкладыши
  • снимает кольца со стержня,
  • ловит и толкает мячик,
  • разъединяет части дидактической игрушки (например, вытаскивает деревянные грибки из отверстий в панели, вынимает деревянные цветные втулки из столика – панели),
  • снимает плоские крышки с разных банок и коробок, находя внутри них сюрпризы – мелкие игрушки,
  • снимает цветные деревянные шарики со шнура,
  • вкладывает и выкладывает предметы из коробки или из ведерка с крышкой.

5. 2. Второй этап. Игры с ложкой и черпачком для развития мелкой моторики ребенка 1-2 лет

В 1- 2 года можно провести с ребенком специальные обучающие игры, которые помогут ему научиться пользоваться ложкой и развивают мелкую моторику.

В этих играх тренируются такие элементы действия, как: зачерпывание, правильный захват ложки, опускание ложки в тарелку (другую емкость), удерживание содержимого в ложке при ее передвижении. Причем в игре эти действия повторяются много раз и интересны для ребенка, что очень помогает ему быстрее научиться пользоваться ложкой. Поиграем вместе!

Игра- занятие 1. Поймай шары

Вам игрового упражнения Вам понадобятся:

  • большая ложка – «черпачок» (диаметр 4-5 см, ручка длиной примерно 20-25 см),
  • таз с водой,
  • цветные плавающие в воде шарики (размер примерно 3 см) или другие мелкие элементы и игрушки (рыбки и т.д.),
  • ведерко для складывания выловленных шариков.

Налейте в таз воды (таз должен быть наполнен водой наполовину, чтобы она не расплескивалась). Погрузите в нее плавающие шарики. Положите рядом черпачок. Покажите малышу, как с помощью черпачка вылавливать шарики из воды и дайте ему самому попробовать действовать игрушки ложкой- черпачком и собирать их в ведерко.

Перед тем, как дать задание ребенку, попробуйте сами выловить игрушки в воде черпачком. Нужно подобрать размер ложки — черпачка и игрушек так, чтобы их легко можно было взять в ложку и перенести в ведерко.

Игра — занятие 2. Перекладывание шаров

Вам понадобятся:

  • поднос (поднос нужен чтобы то, что просыпал ребенок не падало на пол, а оставалось на подносе),
  • две миски (стоят на подносе),
  • набор разноцветных шаров (или других мелких ярких элементов),
  • большая глубокая ложка.

До того, как предлагать ребенку игру, попробуйте сами с помощью этой ложки перекладывать шары. Подберите ложку так, чтобы это было удобно делать!

Покажите малышу, как можно переложить шары из одной миски (правой) в другую (в левую). Скажите: «Аня! Посмотри! Вот полная миска! Как много шариков! Красивые, яркие! А вот пустая миска. Давай переложим шарики в пустую миску. Зачерпни шарики. Переложи в пустую миску». Возможно, Ваш малыш переложит только один шарик. Или так заинтересуется, что переложит несколько или почти все — это очень зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В любом случае данное занятие делается только по желанию малыша! Если ребенку требуется помощь – то оказываем эту помощь пошагово приемом «рука в руке» (см. правило «вместе»).

Аналогично можно перекладывать из одной миски в другую крупные бусины или орехи, шишечки и другие элементы.

Игра – занятие 3. Просеивание

Вам понадобятся:

  • манка,
  • фасоль (или горох, чечевица),
  • большая деревянная ложка,
  • сито,
  • тазики или большие миски.

Заранее перемешайте манку с фасолью. И покажите ребенку смесь. Возьмите сито. Возьмите большую ложку. Наберите полную ложку смеси, высыпьте ее в сито с помощью ложки, положите ложку на место на поднос. Потрясите сито. Покажите ребенку результат: манка будет в тазике, а фасоль останется в сите. Уберите фасоль из сита в баночку

Фасоли должно быть немного, и можно попросить ребенка помочь Вам переложить ее в банке– это полезно для развития пинцетного захвата мелких предметов.

Дайте возможность ребенку самому просеивать смесь.

Игра – занятие 4. Пересыпание круп

Вам понадобятся:

  • крупа,
  • поднос,
  • совок,
  • щетка (пластмассовые совок на короткой ручке и щетка обычно продаются в наборах для уборки),
  • емкости.

Покажите малышу, как можно пересыпать крупу с помощью большой ложки: зачерпните движением ложки крупу в миске справа налево, поднесите ложку с крупой к емкости (Это может быть ведерко, которое стоит на подносе. Это важно!). Движением «на себя» высыпьте крупу в емкость (например, в ведерко). Послушайте звук падающей крупы. Дайте возможность ребенку повторить ваши движения.

Если малышу интересно пересыпать – то пересыпаем, пока крупа не закончится. Последнюю порцию высыпаем уже без ложки, наклонив миску над ведерком.

Если пересыпание сделано аккуратно – то на подносе почти не будет крупы. Если на подносе крупа есть – то просто берем щетку и совок и собираем крупу с подноса на совок. Наводим порядок. Предлагаем и малышу попробовать собирать крупу щеткой на поднос.

Игра – занятие 5. Мишка за столом

Вам понадобятся:

  • игрушечная кастрюля,
  • тарелка,
  • ложка,
  • игрушка – мишка.

В гости к малышу приходит игрушка, например, мишка. Мишка знакомится с ребенком, рассказывает о себе. Малыш ему показывает свой дом. Мишка говорит малышу, что проголодался и очень хочет поесть. Прочитайте малышу стихотворение З. Александровой

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой,
Повяжу тебе салфетку –
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей.

Возьмите с ребенком игрушечную кастрюлю, зачерпните ложкой из нее кашу. Завяжите нагрудник мишке, помойте ему лапки:).

Дальше мишка садится за стол. Но он не умеет есть кашу и никогда не видел ложки! Малыш показывает мишке, как правильно держать ложку. Мишка путается и у него ничего не получается. Он то берет ложку наоборот (черпачком вверх, а ручкой вниз, и не может набрать на ручку кашки), то переворачивает ее вверх дном и не может зачерпнуть кашу, то наклоняет ложку и роняет кашу. Вы вместе с малышом учите мишку, исправляете его ошибки. Малыш показывает образец мишке – как надо держать ложку и ей кушать. Мишка пробует кушать ложкой и у него начинает получаться. Мишка благодарит за еду и предлагает ребенку поиграть с ним (проводится любая любимая ребенком короткая игра, например, подвижная игра или игра под музыку).

Раздел 6. Какая посуда нужна ребенку чтобы ему было проще научиться пользоваться ложкой

Очень часто неудачи ребенка в использовании ложкой связаны с тем, что посуда неправильно подобрана. Конечно, когда малыш научится есть ложкой — он сможет кушать из любой посуды. Но на первом этапе обучения нам нужно помочь малышу. Как же правильно подобрать посуду для ребенка 1-2 лет?

Посуда должна быть с широким дном – максимально широким, чтобы она была устойчивой. Это относится и к тарелке, и к чашке. Сейчас есть посуда с «прилипающим к столу», «присасывающимся» дном. Она очень хороша для начала обучения ребенка самостоятельной еде.

Тарелка должна быть глубокой, а наполнять ее пищей нужно не полностью. Достаточно наполнить до половины или до ободка, не больше. Это нужно чтобы малыш случайно не пролил или не просыпал еду на стол. Для второго блюда тарелка также должна быть не мелкая, а глубокая с высокими краями.

Чашка должна быть с прямыми стенками чтобы ее удобно было захватывать малышу.

Ложка должна быть десертной, т.е. достаточной глубины. Слишком плоская ложка не подойдет. Также не подойдет и ложка со слишком короткой ручкой – ручка должна быть достаточно длинной, ведь малыш держит ложку в кулачке. Сейчас выпускают замечательные детские глубокие ложечки с удобными ручками.

Лучше всего использовать пластиковую подставку или непромокаемую прочную салфетку под посуду, чтобы разлитый суп или кашу можно было быстро и легко убрать и навести порядок.

Стол должен быть не скользким. Важно проследить, чтобы тарелка или мисочка не скользили по нему. Если столик скользкий и посуда свободно перемещается по нему, ребенок не сможет научиться есть ложкой – это будет слишком сложно для него. Тарелка будет постоянно «убегать» — скользить по столу. Тогда имеет смысл приобрести резиновый фактурный коврик, который уменьшает скольжение по столу, и ставить посуду на коврик, положенный на стол. Или можно положить на стол влажное полотенце или влажную салфетку, и поставить тарелку на такую подставку. Она уменьшит скольжение посуды.

Во время еды на ребенка одевают нагрудник или завязывают салфетку чтобы неудачное движение малыша не привело к пятнам на одежде и не расстроило его.

На столе может быть отдельная хлебница, откуда малыш сам возьмет кусочек хлеба и салфетница, откуда малыш может сам вытащить бумажную салфетку.

Очень важно: для сохранения правильной осанки важно, чтобы малыш при еде имел опору под ногами. Это обеспечивают детские стульчики и креслица для кормления.

Раздел 7. Что может малыш в 1-2 года

В этом разделе я приведу фрагменты примерных норм развития ребенка как из российских источников, так и из зарубежных источников. Естественно, что малыш всё это будет уметь только в том случае, если его научили этому взрослому. Данные нормы — это не требования к малышу, а сигналы для нас — взрослых — что он уже может сделать сам и какие новые задачи мы можем ставить перед малышом.

7.1. Малыш от года до полутора лет может научиться и уметь

Согласно российским программам развития ребенка:

  • Малыш в возрасте полутора лет может самостоятельно есть ложкой густую/ твердую пищу. При этом он держит ложку в кулачке, зажимая ее четырьмя пальчиками с одной стороны и одним (большим) пальчиком с другой стороны в центре ручки (черенка ложки). К полутора годам малыш уже хорошо ест густую пищу ложкой, пытается сам ложкой есть жидкую пищу (суп). Но пока у него не очень хорошо получается есть суп и другую жидкую пищу.
  • Пить из чашки: малыш уверенно берет ее со стола двумя руками, поднимает, фиксируя ее наклон, подносит к губам, пьет и ставит на стол.
  • Замечает непорядок в одежде, если пролил еду на нагрудник, на рукава и выражает отрицательное отношение к этому неудобству. Он чувствует, что нужно вытереть лицо, рот салфеткой, если он их запачкал.

Примечание: дети с некоторыми нарушениями речи часто не чувствуют кожи лица и не чувствуют то, что она загрязнилась.Такие детки могут ходить «чумазые» именно по этой причине. Это не их вина, и это не проявление неаккуратности, а это их проблема. Тогда нужно показать ребенку что после обеда нужно посмотреть на себя в зеркало, и если лицо запачкалось –то вытереть его салфеткой.

Согласно этапам формирования навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор, 2001) ребенок этого возраста может:

  • Самостоятельно есть любую пищу (с 12 месяцев – учится есть ложкой густую пищу, с 16-18 месяцев учится есть ложкой жидкую пищу)
  • Пить из чашки, которую держит двумя руками
  • Пользуется салфеткой с помощью взрослого

7.2. Малыш от полутора до двух лет может научиться и уметь:

Согласно российским программам воспитания детей раннего возраста:

  • Самостоятельно есть ложкой любую пищу (и первые блюда, и вторые),
  • Пользоваться салфеткой во время еды по напоминанию мамы.
  • Брать из хлебницы кусочек хлеба.
  • Стараться быть аккуратным и опрятным (если на это обращается внимание в семье и ребенка приучают к аккуратности).
  • Знать назначение предметов посуды: большая ложка – для супа, а маленькая ложечка для компота.
  • К 2 годам может научиться есть аккуратно без нагрудника.

Согласно нормам развития детей раннего возраста (Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства) дети могут:

С 1 года 8 месяцев до 2 лет:

  • Пить через соломинку.
  • Может развернуть конфету, завернутую в фантик, очистить сам банан.

  • Держать чашку одной рукой, пить из чашки, не проливая содержимого.
  • Есть ложкой, ничего не роняя.
  • Пользоваться салфеткой, если малыша попросить вытереть рот.

Согласно «Руководства по раннему обучению» (Портредж, США) ребенок к 2 годам:

  • Сам ест ложкой обычную пищу.
  • Пьет из чашки, держа ее одной рукой.

Согласно Программе ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки» (Институт общегуманитарных исследований):

Ребенок от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев:

  • Пьет сам из чашки, ничего не проливая.
  • Ест ложкой, ничего не теряя.

Как мы видим, любая программа уделяет этому умению внимание в данном возрасте детей и ставит его на одно из важных мест. И это не случайно. Это не требование к ребенку, это сигнал для нас – взрослых – что пришло время помочь малышу овладеть умением кушать ложкой. И ему нужна в этом наша поддержка.

7.3. Малыш с 2 лет до трех лет может научиться и уметь:

Согласно нормам развития детей раннего возраста (Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства) дети в этом возрасте могут:

  • Есть ложкой без потерь пищи (неважно, как держит ложку),
  • Нанизывать на вилку еду.
  • Сам взять стакан, налить в него воду из кувшина/графина и выпить.
  • К 3 годам малыш пьет из чашки, держа ее одной рукой

Согласно этапам формирования навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор, 2001):

  • Есть не размолотую пищу, аккуратно есть ложкой и вилкой самостоятельно без помощи взрослого.
  • Пить жидкость через соломинку.
  • Самостоятельно пользоваться салфеткой, говорить «спасибо».

В этом возрасте малыш уже может научиться есть опрятно, держать ложку в ведущей руке (для правшей – в правой, для левшей – в левой), знает правило о том, что перед едой мы моем руки. Также он уже знаком с вилкой и знает, что она предназначена для второго блюда (детская вилка должна быть не острой, а с закругленными зубцами).

Малыш 2-3 лет уже может не только есть ложкой, но и активно помогать Вам на кухне. А в детских садах, работающих по методике Марии Монтессори, детки этого возраста готовят сами (!) кулинарные блюда. Ранний возраст – это сензитивный период приучения малыша к порядку, время, когда он с удовольствием помогает взрослым и при этом чувствует себя большим и самостоятельным.

Что еще может Ваш малыш на третьем году жизни: развивающие задания для развития мелкой моторики и сенсомоторной координации в ходе обычных дел на кухне:

  • По Вашей просьбе поставить на стол чашки, тарелки, блюдца, салфетницу, хлебницу, разложить ложки, вилки.
  • Положить хлеб в хлебницу и разложить его красиво в хлебнице.
  • Положить вымытые Вами фрукты в вазу.
  • Принести Вам для приготовления еды одну морковь, много ягод и выполнить другие простейшие математические поручения (дай длинную морковку – эта короткая, а где у нас длинная? Вот она! Посмотри, какая длинная – проводим пальчиком вдоль морковки: дли-и-инная!)
  • Разрезать варёные овощи на кусочки (как получится) безопасным пластиковым ножом. Это может быть вареная картошка или морковь. При этом взрослый беседует с малышом, называя овощ, цвет, вкус, форму, мягкость – твердость, вспоминая, что еще делают из этого овоща и где он растет (на дереве в саду или в земле в огороде). Взрослый может показать малышу, что вареные овощи можно нарезать колечками или кубиками.
  • Переложить из одной большой миски (или кастрюли) в другую ложкой крупу, зеленый горошек.
  • Раскатывать из теста колбаски, делать лепешки, фигурки.
  • Прилеплять печенью в форме зверушек (зайки, рыбки) глазки из изюма,
  • Пальчиком вдавливать в тесто, приготовленное для кекса изюминки.
  • С помощью палочки или вилки украшать печенье перед его выпечкой (разрежьте песочное тесто на квадратики и дайте возможность ребенку «тычком» с помощью палочки или вилки его украсить узором. Вилка или палочка держатся вертикально, ребенок «тыкает» ими в печенье, «рисуя» на нем узор).
  • Положить вымытые и высушенные ложки в ящичек для ложек, не перепутав с ящичком для вилок. Разложить большие ложки в один ящичек, а маленький чайные – в другой.
  • Придумывать фигурки из нарезанных вами овощей на тарелке.
  • Помочь положить в кастрюлю нарезанные Вами овощи или фрукты и угадать, что это за продукты и какое блюдо из них получится.
  • На детской безопасной терке (такие терки для малышей продаются в специализированных отделах детской кулинарии) потереть вареные (важно – не сырые, а именно вареные) овощи для салата.

Помогая Вам, малыш занят полезным делом, он развивается в этом деле, он активен, он чувствует себя умелым – что очень важно для формирования личности ребенка! При этом идет полноценное развитие ребенка- развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики, умения классифицировать предметы, уточнение и обогащение словарного запаса, развитие понимания речи, внимания, памяти и т.д.

Буду рада, если советы из этой статьи помогут Вам научить Вашего малыша пользоваться ложкой! Если у Вас были подобные проблемы и Вы их решили — буду благодарна за комментарии из Вашего опыта.

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Приветствую, дорогие читатели. Наш малыш подрастает и становится все самостоятельнее. Приятно слышать от своего ребенка такие слова как «Я сам». Это значит что он становится самостоятельным: сам держит бутылочку, налазит на стул и спускается с него и так далее. Но как научить ребенка есть ложкой самостоятельно? Многие мамы и папы задаются таким вопросом.

Давайте же попробуем разобраться с этим вопросом и поделимся своим опытом.

Когда нужно начинать учить ребенка есть ложкой самостоятельно?

Конечно все дети развиваются по разному. Кто-то начинает уже сам держать ложку в 10-12 месяцев и ковыряет в тарелке. Некоторые родители только к 3 годам начинают учить детей самостоятельно кушать ложкой.

Очень хорошо этот процесс заметен, когда впервые отдаешь ребенка в садик и видишь, как детишки почти одного возраста кушают. Кто-то аккуратно ест, кто-то раскидывает в разные стороны, некоторые еще не умеют держать ложку.

Не будем даваться в подробности и искать виновных. В любом случае, чем раньше научить ребенка есть ложкой самостоятельно, тем лучше . Это можно сказать один из первых навыков самообслуживания, им не нужно пренебрегать.

Специалисты утверждают, что учить ребенка кушать ложкой самостоятельно следует с 10 месяцев. Тогда уже к 1,5 годам ребенок должен полностью научиться самостоятельно кушать ложкой.

На наш взгляд, самой большой проблемой среди родителей является излишняя опека . Многие делают такую ошибку по разным причинам. Кто-то просто не хочет убираться потом, кто-то просто хочет проявлять больше внимания и заботы, тем самым не давая ребенку ложку в руку, а кормят его сами.

Ребенка нужно учить кушать самостоятельно, тем более если он говорит: «Я сам». Хотя бы потому, что это требование садика.

Какую ложку выбрать для ребенка?


ложечки для малыша

Не мало важным будет выбор ложки для ребенка. Когда подберете ложку, хорошо, если она будет только его. Малыш будет знать где лежит его ложка и будет с радостью и гордостью ее брать и садиться за столик.

Детям можно использовать следующие виды ложечек:

  1. Чайная ложечка — классика. Такими ложечками учили нас родители и бабушки. Они удобные и компактные. К тому же идеально подходят для кормления.
  2. Анатомическая — бывает ложечка и вилочка. Это специально разработанные ложки для детей. Они удобные, ими хорошо зачерпывать еду, хорошо лежат в маленькой ручке. НО есть и минусы: когда малыш привыкает к такой ложке, ему потом трудно кушать обычной ложкой.
  3. Серебряная ложка . Она хороша тем, что обеззараживает пищу. Обычно такие ложки по традиции дарят при крещении, крестный отец или мать.
  4. Резиновая ложка . Она хороша лишь тем, что не травмирует ротик малыша. Но подходит только при введении прикорма, так как ребенок не сможет ей кушать сам, она не удобная для маленьких и нежных ручек.

Советы и правила о том, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.

Вот вашему малышу уже за 10 месяцев, вы ввели прикорм. Каждый по разному. Пора уже научить ребенка есть ложкой самостоятельно. Вы специально приготовились, морально и материальное. То есть купили ложку, тарелочку на присоске и так далее.


Учим малыша кушать самостоятельно

Набираемся терпения и начинаем учиться. Для этого существует несколько правили советов от опытных мам.

  • Следите за ребенком . Как только Ваш ребенок проявит интерес к ложке, даже в 6 месяцев, дайте ее ему в руку. Пусть он просто даже поиграет и раскидает еду по столу, размажет по себе. Ничего страшного.
  • Заинтересуйте малыша . С самого раннего возраста нужно дать понять ребенку, что прием пищи — важное и ответственное мероприятие. Не позволяйте кушать в зале, смотря мультики, не бегайте за ним по комнате с ложкой. Лучше всего, если вы кушаете всей семьей вместе за одним столом. Ребенок должен научиться кушать только за обеденным столом в тишине и спокойствии.
  • Создайте благоприятную атмосферу . Будьте с ним спокойны и ласковы. Пусть трапеза длиться столько, сколько необходимо. Мы, например, можем кушать и полтора часа. А если заинтересовать, то меньше раза в два.
  • Не отказывайте в помощи . Если у малыша что-то не получается, и он расстроился. Помогите ему своей рукой, направьте. Можно показать на своем примере, как нужно кушать.
  • Приучайте играя . Специалисты говорят о том, что хорошо и быстро учатся кушать ложкой дети, которые играют в песочнице. Так как чаще дети играют лопаткой, а она как ложечка для еды. Играя лопаткой, ребенок учится управлять ею так же как и ложечкой для еды.
  • Позволяйте выбирать . Некоторые детишки лучше учатся есть самостоятельно вилкой, нежели ложкой. Так что давайте ребенку выбирать: ложкой он будет есть или вилкой с тупыми концами.
  • Начинайте со вкусного . Приготовьте своему малышу его любимое блюдо. Но оно не должно быть сильно жидким или густым. Лучше подходят каши. Особенно если украсить ягодами или фруктами.
  • Давайте ребенку отдохнуть . Пользование ложкой — это процесс требующий усилий, концентрации и координации движений. Ребенок может уставать. Лучше давать ему немного времени передохнуть, а потом снова продолжить кушать ложечкой самостоятельно.
  • Ложка — не игрушка . Не позволяйте ребенку играть с ложкой как с игрушкой. Малыш должен понимать, что это только для еды. Должно возникнуть понимание: ложка — еда.

Иногда возникает такая ситуация, например ребенок не проявляет самостоятельно интерес к ложке. Тогда некоторые родители не знают как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

Тогда нужно следовать такому плану:

  • Застелить пол и стол вокруг ребенка клеенкой.
  • Лучше, если тарелка будет на присоске, то есть закреплена на столе.
  • Повяжите ребенку слюнявчик. Еще желательно одеть чепчик, чтобы не замарать волосы.
  • Встаньте перед малышом, зачерпните ложкой еду с его тарелки и скушайте сами. Похвалите себя за это. Тем самым Вы подадите пример малышу.
  • Далее вручите ложечку малышу. Если он сам не может, то возьмите его ручку и ложечку в его руку положите. Вместе зачерпните еду с его тарелочки.
  • Помогайте малышу кушать до тех пор, пока он сам не научится держать ложку.

Наберитесь терпения и будьте спокойны. Пока малыш учится, все вокруг и он сам, будет в каше. Дети учатся быстро, скоро он будет кушать нормально.

Важно знать и помнить.


Учите своего ребенку любя, он вас тоже любит и хочет быть на вас похожим

Чтобы научить ребенка есть ложкой самостоятельно, нужно не только набраться терпения . Есть советы, которые облегчают значительно процесс приучения к ложке.

  1. Важно сообщить всем членам семьи о том, что Вы приучаете малыша кушать самостоятельно. Нельзя допускать того , чтобы кто-то кормил его с ложечки.
  2. Если у малыша что-то болит , не стоит малыша заставлять кушать самостоятельно.
  3. Лучше, если прием пищи будет происходить в одно и тоже время .
  4. Некоторые мамы кормят малыша в ванной, чтобы мол легче помыть его и себя. Этого делать нельзя. Ребенок должен кушать за обеденным столом .
  5. Если на улице лето, то можно спокойно раздеть малыша до трусиков с маечкой перед трапезой. Когда Вы покушаете, можно спокойно его помыть и переодеть .
  6. Ни в коем случае не раздражайтесь и не отчаивайтесь , если у малыша не получается что-то. Скоро он научится кушать.
  7. Если малыш устал есть ложкой, то дайте ему передохнуть, если он часто начал уставать, докормите его сами.
  8. Не заставляйте ребенка кушать столовыми приборами. Если малыш хочет есть руками — пожалуйста . В скором времени он захочет быть похожим на родителей и возьмет ложечку.

А теперь самый главный совет, который к многим относится, причем не только к обучению кушать ложкой самостоятельно:

Многие методики воспитания (система Монтессори, методика Домана и др.) основаны именно на предоставлении малышу свободы, поэтому учтите, что навязывание ребенку ложки только увеличит период привыкания к ней.

Этапы привыкания к ложке.


Ложки в виде супер героев помогут ребенку кушать с интересом

Ну вот мы и знаем как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, и наверняка уже начинаем это делать.

Пока Ваш ребенок будет самостоятельно учиться кушать, вы возможно заметите, как проходит несколько этапов в его поведении:

  1. Игровой . Ребенок неумело берет ложку, крутит ее, стучит ей, играет. Пока для него это только игрушка.
  2. Копирование . Малыш пытается быть похожим на Вас — взрослых. Он набирает ложку и пытается попасть в рот, но у него не получается из-за слаборазвитой координации.
  3. Обучение . Тут малыш уж сам берет ложкой пищу, сам кушает неумело. Но не всегда пища доходит до рта, она падает с ложки.
  4. Привыкание . Малыш уже не роняет пищу с ложки и довольно хорошо кушает.
  5. Заключение . Ребенок уверенно и спокойно кушает самостоятельно.

Каждый ребенок хочет кушать самостоятельно, поэтому наберитесь терпения и будьте спокойны, тогда научить ребенка есть ложкой самостоятельно не будет сложно.

На этом у меня все, пишите комментарии, делитесь полезным опытом, всем пока.

Обновлено: Сентябрь 11, 2017 автором: Субботин Павел

Умение самостоятельно принимать пищу – важный этап развития малыша. Пользоваться бутылочкой дети начинают довольно быстро, но чтобы освоить работу ложкой им требуется приложить немало усилий.

Педиатры и детские психологи рекомендуют начинать обучение ребенка в возрасте до года, примерно с десяти месяцев. Если малыш в более раннем возрасте проявляет интерес к столовым приборам, поощряйте его – давайте подержать ложечку в руках, поковыряться в еде. Но не используйте ложечку как игрушку вне обеденного стола – малыш должен выстроить четкую логическую связь между ложкой и едой.

И наоборот, ребенок может отказываться брать ложку в руки даже в возрасте старше года, предпочитая кормление из рук мамы. Заинтересуйте малыша , удобной детской ложечкой ярких цветов. Не стоит заставлять малыша есть самостоятельно, даже если ему предстоит идти в детский садик, где такое умение входит в число требований к ребенку.

Чтобы научить малыша новому навыку создайте благоприятную атмосферу. Психологическое давление и раздражение родителей дети сильно чувствуют и капризничают, противостоят попыткам обучения. Дети в полтора-два года, которые отказываются есть ложкой дома, быстро осваивают этот навык в садике, копируя сверстников.

Если кушать самостоятельно малыш стал пробовать до года, то в полтора года он вполне уверенно справляется с задачей, аккуратно орудуя ложкой и детской вилкой.

Подготовка

Распространенная ошибка родителей – чрезмерная опека детей в возрасте около года или нежелание тратить время и силы на дополнительную уборку после каждого самостоятельного приема пищи малышом. Не бойтесь дать ребенку больше самостоятельности, не подавляйте его инициативу в области освоения столовых приборов.

Родителям стоит подготовиться к новому этапу в жизни ребенка:

  • купите подходящую посуду;
  • проследите, чтобы вблизи места за столом, где сидит малыш, не было предметов, которые трудно очистить от следов пищи;
  • при необходимости застилайте или завешивайте бумажными полотенцами скатерть, обои;
  • надевайте на ребенка головной убор и слюнявчик;
  • в теплое время года сажайте малыша за стол в одних трусиках, а потом ополаскивайте под душем;
  • запаситесь терпением.

Проще научить малыша в возрасте около года действовать ложечкой, если у него есть навык игры в песочнице. Работа совочком при пересыпании песка в ведерко или формочки тренирует подходящие движения, развивает координацию.

Полезна и совместная с мамой игра «в гости». Посадите кукол и мягкие игрушки за столик (или перевернутую коробку подходящего размера), расставьте посудку. Пусть малыш «кормит» ложечкой игрушечный «гостей», подражая действиям мамы.

Покупаем посуду

Позаботьтесь о подходящей посуде для малыша. Рекомендуется использовать тарелку на присоске – ее карапуз не опрокинет неловким движением. Лучше, если на дне тарелки будет привлекательная картинка. Дети охотнее станут кушать, если перед ними поставить цель «поздороваться с зайчиком» или «улыбнуться солнышку».

Столовыми приборами служат небольшая ложечка и специальная детская вилка с широкими тупыми зубчиками. Важно, чтобы столовые приборы хорошо лежали в руке малыша.

При выборе ложечки обратите внимание на форму и особенности материала:

  • Металлическая чайная ложечка. Классический, максимально доступный вариант. Если прибор выполнен из серебра, это еще и полезно для здоровья малыша, так как этот металл обеззараживает пищу.
  • Пластиковая одноразовая ложечка. Она очень легкая, и ребенку будет сложнее координировать свои движения, когда в руки попадет металлический столовый прибор. Обязательно убедитесь, что у ложки нет острых выступов пластмассы.
  • Резиновая ложечка для прикорма. Ребенку неудобно ей самостоятельно есть.
  • Анатомическая ложечка для малышей. Если научить ребенка кушать таким прибором, ему сложнее будет привыкнуть правильно держать нормальную ложку.

Правильная обстановка

Не приучайте малыша есть перед телевизором под просмотр мультиков. Важно, чтобы дети во время приема пищи были сосредоточены на процессе. Спокойная обстановка, окружение взрослых родных людей помогут малышу быстрее научиться правильно держать столовые приборы и самостоятельно кушать.

При каждом приеме пищи усаживайте ребенка на его стульчике на кухне за общим столом или устанавливайте детский столик рядом со своим. Малыш должен видеть, как правильно действовать ложкой, брать пример с окружающих.

Чтобы упростить уборку и иметь возможность в любой момент умыть заляпанного малыша, некоторые родители ставят пластиковый детский стульчик со столиком в ванну и сажают раздетого ребенка. Так не стоит делать, это мешает воспитать в малыше серьезное отношение к трапезе и научить аккуратности.

Основные правила обучения

Приготовьте блюдо, которое входит в число любимых у ребенка. Учтите, что для освоения ложечки подойдет еда с однородной структурой, которую легко зачерпнуть – каша, пюре из овощей, детский творожок. Если малыш хочет попробовать «поработать» вилкой, предложите ему кусочки вареных овощей. Некоторые дети быстрее осваивают манипуляции с вилкой, благодаря тому, что второй рукой можно придержать кусочек и благополучно отправить в рот.

Накладывайте еду в детскую тарелку небольшими порциями, иначе она остынет и станет невкусной. Да и меньше пищи попадет на стол, на пол и на самого ребенка. По мере необходимости доложите еды в тарелку.

Первым делом покажите, как правильно держать ложку. Дети норовят зажать столовый прибор в кулаке, поэтому следует аккуратно их поправлять, чтобы научить. Вложите столовый прибор в ручку ребенка и вместе с ним осторожно наберите немножко кашки и поднесите ее ко рту карапуза.

Научить проще всего на наглядном примере. Поставьте себе тарелку с той же кашкой, сядьте рядом. Отодвиньте тарелку дальше от края, чтобы ребенку было лучше видно, как вы действуете ложечкой. Обязательно комментируйте свои действия и поощряйте попытки малыша самостоятельно есть.

Ребенок должен ощущать вашу поддержку. Дайте ему понять, что всегда готовы помочь, если он не справляется или устал кушать самостоятельно. Не оставляйте малыша один на один с тарелкой, в таких случаях дети быстро начинают скучать и капризничать или баловаться. Наберитесь терпения и сидите рядышком, поправляя карапуза, если он неправильно держит столовый прибор.

Обязательно хвалите малыша за то, что он научился правильно держать ложку и аккуратно подносить пищу ко рту. Не ругайте за неудачи, перепачканные руки и одежду – это неизбежно в процессе обучения есть столовыми приборами.

Еда должна аппетитно выглядеть – кашку можно украсить кусочками фруктов, выложить на ее поверхности рисунок. Овощи красиво разложите на тарелочке. Можно придумать какую-нибудь историю о полезных витаминах, которые попадают на тарелочку, с тарелочки на ложечку, а с ложечки – в животик малыша.

Самостоятельно есть супчик малышу можно доверить только после того, как вы убедитесь, что он уверенно справляется с пюре и кашами. На первых порах ему будет сложно аккуратно справляться с жидкой пищей, но этот навык вырабатывается достаточно быстро. Кстати с рецептами приготовления пюре вы можете ознакомиться по ссылке .

Обязательно предупредите всех членов семьи, что теперь малыш будет есть сам. Объясните, что излишняя опека вредна ребенку старше года, ему нужно предоставить возможность кушать самому. Но если вы заметили, что малыш устал работать ложкой или вилкой, докормите его.

Целый ряд методик воспитания предусматривает предоставление полной свободы ребенку при освоении новых навыков. Дайте малышу в возрасте около года столовые приборы, но не заставляйте ими есть. Объясните и покажите, как правильно держать ложечку и вилку, но не требуйте их использовать – пусть он ест как ему удобнее, в том числе руками. Придет время – и он сам захочет быть «как взрослый» и быстро освоит столовые приборы.

Собираясь научить малыша есть ложкой, наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Сразу настройтесь на то, что в процессе трапезы ваша кухня потеряет идеальный вид, частички пищи попадут на обои и занавески. Не стоит нервничать по этому поводу и срывать раздражение на малыше – правильное развитие ребенка и его душевное равновесие важнее хлопот со стиркой и косметическим ремонтом.

Быстрее научить малыша кушать столовыми приборами помогут регулярные трапезы за столом всей семьей. При этом не стоит заменять общение с родными и близкими просмотром телепередач.