Когда новорожденный начинает видеть и слышать: особенности развития. Во сколько месяцев начинают видеть новорожденные

Одни родители уверены, что месяц - слишком короткий срок для того, чтобы их младенец освоил какую-либо иную науку, кроме как есть, какать и кричать круглые сутки. Другие, наоборот, с влажным блеском в глазах, готовы доказывать, что их месячный малыш практически уже готов к зачислению в ВУЗ - ведь он уже так «внимательно слушает», «кивает в ответ», «машет ручкой на прощание» и даже «все-все понимает». В действительности, от правды жизни далеки и те и другие. Что же на самом деле умеет ребенок в 1 месяц, и должен ли он вообще что-либо уметь?

Родиться – это тяжелая работа! Но и период новорожденности (первые 28 дней) для крохи – ничуть не легче: ведь мир вокруг такой большой и сложный... Как происходит развитие ребенка в самом начале жизни, и что уже умеет малыш на рубеже в 1 месяц?

Ребенку 1 месяц: новый мир, новое расписание

Всего за двенадцать месяцев ваш малыш изменится до неузнаваемости, и не только внешне. Он превратится в подвижного и любопытного карапуза, уже начинающего ходить, говорить и показывать первые признаки характера. Но у этого «восхождения» - 12 ступеней, 12 месяцев. Первая ступень - стартовая - заключается в основном в адаптации малыша к новым условиям «бытия». Но это отнюдь не значит, что ребенку в 1 месяц совсем нечем похвастаться!

Развитие ребенка в первый месяц жизни действительно по большей части сводится к тому, что он привыкает к новому, большому, странному миру. А вы привыкаете к тому, что с этого момента должны постоянно и неотлучно находиться рядом с ним и заботиться о нем.

Развитие ребенка в первый месяц жизни: теряем вес, набираем вес

Не стоит беспокоиться, если в первые дни жизни ваш малыш немного теряет вес. Новорождённые появляются на свет с дополнительным количеством жидкости в организме и обычно теряют до 10% своего веса за первую неделю. После этого их организм стабилизируется, и ребенок снова начинает набирать граммы. На исходе второй недели малыши, как правило, весят примерно столько, сколько они весили при рождении.

А вот уже к концу первого месяца жизни детишки, в условиях адекватного ухода и режима питания, начинают стремительно и стабильно набирать вес – в среднем от 15 до 30 грамм каждый день.

Что умеет ребенок в 1 месяц: трогательные рефлексы

Несмотря на то, что в первый месяц жизни ребенка его нервная система еще в процессе развития, он уже многое умеет. Вы увидите, что у вашего малыша есть несколько врожденных рефлексов. Один из таких, к примеру, сосание. Вскоре после появления на свет ваш ребенок способен - пусть и с вашей помощью - захватывать грудь и есть. А если вы прикоснетесь к его ладошке или положите на нее свой палец, он непроизвольно сожмет ее в кулачок.

Этот рефлекс осчастливил ни одно поколение отцов. Редкий папа упустит случай трогательно похвастаться, что у его отпрыска - крепкое мужское рукопожатие или «железная» хватка.

Если младенец вдруг чего-то испугался, например, вспышки яркого света, он разводит в стороны ручки и ножки, а затем поджимает их обратно. Это называется рефлексом Моро, он останется у ребенка до 4-5-го месяца, затем начнет постепенно угасать.

Ребенку 1 месяц: «Я бы взял бы да пошел - пусть меня отпустят!»

К концу первого месяца жизни у вашего ребенка уже формируется инстинкт к хождению. Если вы, придерживая малыша, поставите его ступню на ровную твердую поверхность, он попытается сделать первые шаги. Этот рефлекс называется «автоматическая походка новорожденного». Но не спешите! Всему свое время - не нужно стараться ставить ребенка на пол или стол, поддерживая лишь за ручки. Позвоночник малыша еще слишком слаб и однозначно не готов для такой нагрузки.

Кроме того, несмотря на то, что месячный новорожденный уже способен поворачивать голову, когда лежит на животе, его шея еще не настолько сильна, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Поэтому всегда поддерживайте затылок ребенка, когда берете его на руки.

Спит как младенец?

Первые несколько недель вам может казаться, что единственное, в чем нуждается новорожденный помимо - это . На самом деле, новорожденные и правда очень много спят, по 15-16 часов в день. Эти часы могут быть нерегулярными, поскольку ребенок еще не привык к нормальному режиму смены дня и ночи.

Помните, в первый месяц жизни ребенка его циклы сна и бодрствования сильно отличаются от ваших. В отличие от взрослых, сон младенцев по большей части состоит из фазы быстрого сна. Это значит, что в течение первых недель ваше дитя будет просыпаться так же неожиданно, как и засыпать.

Вы можете помочь своей крохе быстрее привыкнуть к естественным биоритмам, играя и разговаривая с ним в течение дня, и сохраняя порядок вещей однообразным и скучным ночью. В конце концов, малыш «поймет», что днем играют, а ночью спят. И постепенно, как раз к концу первого месяца жизни, малыш станет все больше бодрствовать днем и все крепче спать по ночам.

Развитие ребенка в 1 месяц: что видит, как слышит?

В первый месяц жизни ребенка развитие его зрения еще только начинается, новорождённые близоруки. Малыш видит только те объекты, которые находятся от него не дальше двадцати-тридцати сантиметров. Это значит, что младенец сможет более-менее отчетливо видеть ваше лицо, когда вы его кормите или находитесь рядом. Кстати говоря, он предпочтет смотреть на ваше лицо вместо мордочки какой-нибудь плюшевой игрушки – неонатологи отмечают, что новорожденных естественным образом привлекают в большей степени именно «живые» человеческие лица. Малыш также предпочтет рассматривать высоко-контрастные объекты, ведь их лучше видно (это правда не означает, что нужно заполнить детскую спальню лишь черно-белыми игрушками, пастельные «мягкие» цвета тоже хороши и полезны).

Вполне вероятно, вы заметите, что в первый месяц жизни ребенок будет скашивать глаза, пытаясь сфокусироваться. Это нормально, ведь аппарат зрительного контроля новорождённого еще не сформировался. Однако если ребенок продолжает «косить» вплоть до трех или четырех месяцев, его нужно показать врачу, это может быть признаком косоглазия.

Слух у новорожденного тоже еще не развился, но многие звуки к концу первого месяца жизни он слышит уже отчетливо. Особенно голоса родителей, к которым он привык, пока находился в утробе. Кстати, новорожденным нравятся слушать высокие, пронзительные звуки. Так что не слишком возмущайтесь, когда ваша мама или няня специально разговаривает с ним писклявым детским голоском - до некоторого времени это даже полезно.

Если ваш ребенок в месячном возрасте совсем не реагирует ни на какие звуки, покажите его врачу. Несмотря на то, что в роддоме неонатолог проверяет слух у всех новорожденных, подстраховка не повредит.

Достижение первого месяца - любовь к сладкому

Как и дети постарше (да и многие взрослые) новорожденные любят сладковатый вкус. Все дело в том, что в первый месяц жизни ребенка развитие его вкусовых рецепторов только начинается – младенец пока еще не умеет распознавать горькое и соленое. А вот сладковатый вкус своего питания (который формируется благодаря особому ) месячный малыш распознает уже очень хорошо.

Что касается обоняния, то у месячного малыша оно уже хорошо развито – с первых дней жизни он вполне способен различить запах соска материнской груди и запах грудного молока.

Ребенку 1 месяц: общение сквозь слезы

У ребенка в 1 месяц есть пока еще только единственный способ общения с окружающим миром – плач. Ваш ребенок может плакать до трех часов в день, и это нормально. Не паникуйте – чем старше он будет, тем будет меньше слез. Плач – это способ вашего ребенка сказать «Я голоден – корми меня!», или «У меня мокрый подгузник – поменяй его!», или просто «Я устал». В конце концов, вы научитесь различать этот плач и выбирать .

Достижения не велики, но воля к победе - огромна!

Итак, месячный кроха еще не может похвастаться множеством новых умений и навыков. Пока он еще лишь привыкает к новым условиям жизни, кардинально отличающихся от тех, в которых он пребывал до рождения. Однако, кое-что он уже умеет. А именно:

  • заинтересованно следит за лицом склонившегося к нему человека
  • пытается повторить мимику своего «собеседника»
  • с любопытством случает речь
  • иногда повторяет некоторые звуки «в унисон» говорящему;
  • различает яркие однотонные цвета (красный, черный, белый, желтый);
  • узнает голос, запах и прикосновения того человека, который проводит с ним больше всего времени (чаще всего - это мама);
  • способен сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете;
  • в положении на животе активно пытается поднять и повернуть голову.

По сравнению с тем, что ваш малыш сможет продемонстрировать в год - все перечисленные навыки кажутся незначительными. Но вы оценивайте успехи своего ребенка «с другой стороны» - по сравнению с тем крошечным «вопиющим комочком», каким ваша кроха выглядела при рождении, сегодняшний месячный карапуз - уже невероятный богатырь и герой. Не так ли?

Зрение - исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие.

Говоря о зрении, обычно имеют в виду глаза. Но глаз - это периферическая часть зрительного анализатора , который включает в себя также зрительные нервы и кору головного мозга . Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих зрительного анализатора и дает зрение.

ЧТО И КАК ВИДИТ МЛАДЕНЕЦ?

Глаза закладываются на третьей неделе внутриутробного развития и формируются в течение всей беременности. Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28 неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Кроме того, считается доказанным, что реакция на яркий свет появляется у ребенка до рождения - в утробе матери. Рождается ребенок с еще не зрелым зрительным анализатором (его формирование завершается лишь к 10-11 годам).

Бытует мнение, что новорожденный видит мир перевернутым, - так ли это? Если отказаться от домыслов и оперировать только фактами, дело обстоит следующим образом. Как и у взрослого, на сетчатке младенца изображение действительно отображается в перевернутом виде (это объективный оптический закон). Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку. Рождается ли человек с этим навыком или приобретает его со временем, сказать невозможно: ведь младенец не пожалуется на несолидное поведение мамы, зачем-то перевернувшейся вниз головой. Поэтому все рассуждения на эту тему, вызванные вполне понятным желанием воссоздать картину мира, видимую только что пришедшим в него человеком, не представляют никакого научного или практического интереса.

Сразу после родов на ребенка в буквальном смысле обрушивается огромное количество зрительных стимулов, ведь он попадает из темной матки в яркий окружающий мир.

Новорожденный имеет очень слабое зрение: он видит только крупные предметы, расположенные в непосредственной близости от него. В этом кроется глубокий смысл. Природа как бы оберегает малыша от чрезмерной зрительной стимуляции, позволяя выделить из огромного многообразного мира самое главное: мамино лицо. И действительно, лучше всего он видит на расстоянии примерно 40-50 см - как раз настолько удалено от малыша лицо мамы во время кормления. Не ближе 40-50 см от лица новорожденного рекомендуется размещать и игрушки.

Если новорожденному показать яркую игрушку, он не остановится на ней взглядом. Но уже со второй недели жизни появляется фиксация взора - его кратковременная задержка на предметах. Однако сосредоточиться надолго малышу пока не под силу. Когда его взгляд не зафиксирован на каком-либо объекте, у него может наблюдаться кажущееся косоглазие - раскоординированность движений глаз. На самом деле ничего общего с истинным косоглазием это явление не имеет, представляя собой нормальное проявление функциональной незрелости зрительного анализатора. Это, впрочем, не означает, что у новорожденных не встречается истинное косоглазие - правильно оценить состояние зрительного аппарата ребенка может лишь окулист.

Бинокулярная фиксация взора (предмет фиксируется двумя глазами) появляется на 2-3 месяце жизни. В этом возрасте движения глаз становятся координированными и «косоглазие», если оно было кажущимся, а не истинным, исчезает. С 2-3 месяцев ребенок начинает узнавать мать, а потом и других близких людей, реагируя на их появление в поле своего зрения улыбкой и общей двигательной активностью. Острота зрения в течение первого года жизни значительно возрастает. К шестому-восьмому месяцам дети начинают выделять взглядом на общем фоне простые геометрические фигуры, а с 1 года - и более сложные рисунки.

Восприятие цвета . Помимо мифа о «перевернутом мире», есть еще одна довольно прочно укоренившаяся в сознании многих легенда, касающаяся зрения младенца. Очень часто можно услышать, что новорожденный младенец обладает черно-белым зрением и лишь со временем мир окрашивается для него разными красками. Это не так, хотя доля истины в этом заблуждении - как и в большинстве других - есть. Как мы уже говорили, на сетчатке новорожденного отображается та же «картинка», что и на сетчатке взрослого человека. Однако фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета. Гете писал: «Желтый цвет радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух, и мы сразу ощущаем тепло. Синий цвет, наоборот, представляет все в печальном виде». Интуиция не подвела автора «Фауста» - действительно, раньше всего малыши начинают задерживать взгляд на предметах желто-зеленой гаммы, но очень скоро к ней присоединяются и другие цвета.

ЧТО ЗАВИСИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ?

Мамы и папы должны помнить, что от них зависит очень и очень многое - в том числе и становление зрительных функций ребенка. Хотелось бы привести несколько практических рекомендаций:

1. Глаз - орган, очень чувствительный к воздействию факторов внутренней и внешней среды. Задача родителей - позаботиться об общем здоровье и правильном питании малыша.

2. Ребенок обязательно должен находиться в хорошо освещенном помещении - учтите это при выборе комнаты для детской.

3. Для правильного развития зрительного аппарата ребенку необходимо достаточное количество зрительных впечатлений. Малыша должны окружать яркие предметы разной формы и разного размера. Это могут быть не только дорогие игрушки, купленные в магазине, но и самодельные гирлянды или шары из бумаги или ткани разных цветов - плод вашей фантазии. Необходимо помнить, что в раннем возрасте они должны располагаться на значительном расстоянии от ребенка (40-50 см). И еще одно: игрушки, окружающие ребенка, желательно периодически менять.

ВИЗИТ К ОФТАЛЬМОЛОГУ

К сожалению, у грудных детишек могут встречаться различные заболевания глаз. Наиболее частыми причинами врожденных заболеваний являются:

  • неблагоприятное влияние окружающей среды;
  • заболевания матери во время беременности:
                  • перенесенная краснуха
                  • туберкулез
                  • вирусные заболевания;
  • генетические факторы.

Патологические изменения органа зрения могут наблюдаться у новорожденных с врожденным токсоплазмозом. Иногда заподозрить ту или иную патологию глаз могут родители - по внешнему виду ребенка. Например, они могут заметить птоз (опущение) верхнего века; микрофтальм (уменьшение глаза); макрофтальм (увеличение глаза), встречающийся при врожденной глаукоме; помутнение роговицы (так называемое «бельмо») и хрусталика («белый зрачок») - при врожденной катаракте. Покраснение глаз и век также свидетельствует о неблагополучии. Внимательная мама не пропустит косоглазие у своего ребенка (о физиологическом и истинном косоглазии мы писали выше). Иногда у новорожденных на коже лица и век видны синюшно-красные пятна. Это телеангиэктазия (неравномерное расширение мелких сосудов). Как правило, в течение нескольких месяцев пятна самостоятельно исчезают. Однако если количество таких пятен со временем не уменьшается, а увеличивается, следует обратиться к врачу для исключения доброкачественной опухоли сосудов (гемангиомы).

И все же было бы глубочайшим заблуждением со стороны родителей считать, что внимательное отношение к ребенку - гарантия выявления любого заболевания глаз. Возьмем, к примеру, наиболее агрессивное и тяжелое из этих заболеваний, представляющее угрозу жизни ребенка, - ретинобластому, врожденную злокачественную опухоль сетчатки. Как правило, эту опухоль окулист может заподозрить еще в родильном доме или при первом осмотре ребенка в поликлинике. Родители же, не вооруженные специальными знаниями и инструментарием, могут заметить изменения в виде белого или зеленоватого свечения зрачка только на поздних стадиях болезни. Мы остановились на этом грозном заболевании вовсе не с тем, чтобы напугать, а именно потому, что при его ранней диагностике и правильном лечении можно сохранить не только жизнь ребенка, но и в некоторых случаях глаз с остаточным зрением. Кроме того, по виду и состоянию глаз и отдельных его структур врач может с большой достоверностью судить о состоянии организма в целом. Например, застойные диски зрительных нервов появляются при повышении внутричерепного давления. Это состояние требует немедленной консультации невропатолога. Окулист нередко является первым специалистом, который может заподозрить обменные нарушения, патологию почек, сердечно-сосудистой системы, врожденные инфекции (например краснуху, сифилис, туберкулез, токсоплазмоз). Вывод напрашивается - визитом к офтальмологу в первые месяцы жизни ребенка пренебрегать ни в коем случае нельзя! Провести обследование ребенка, правильно поставить диагноз и назначить лечение может только врач-офтальмолог. Он может прибегнуть к консервативной терапии, а может и порекомендовать операцию. Например, врожденная катаракта и глаукома лечатся только оперативным путем. Тактику лечения врач определяет в каждом конкретном случае индивидуально.

В первый раз следует показать ребенка окулисту в трехмесячном возрасте, второй раз - в 6 месяцев, третий раз - в 1 год. Какие же обследования проводит врач-офтальмолог?

  • Общий осмотр (врач оценивает, как двигаются глаза и закрываются веки малыша).
  • Предварительная оценка зрения (реагирует ли малыш на свет, на каком расстоянии он видит предметы).
  • Определение (с помощью специальных скиаскопических линеек) рефракции - преломляющей силы оптической системы глаза (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Необходимо отметить, что для детей до трех лет нормальной рефракцией является дальнозоркость. Окулист определяет степень рефракции. Например, при высокой степени дальнозоркости необходима коррекция очками для профилактики косоглазия и амблиопии (низкого зрения вследствие функционального недоразвития органа зрения). При необходимости очки назначают и детишкам до года.
  • И, наконец, исследование глубоких сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы.

Хотелось бы обратить внимание на то, что обследование малышей непременно проводится с широким зрачком (для расширения зрачка используют специальные препараты, которые закапывают в глаз ребенку). Если перед обследованием вашему ребенку не закапали в глаза средства для расширения зрачка 1 , стоит выяснить у врача причину этого.

Желаю вам, чтобы ваш малыш смотрел на мир здоровыми и счастливыми глазами, - это в очень большой степени зависит от вас!

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Наивно полагать, что сразу после рождения ребёнок будет слышать и видеть так же, как взрослый человек. Процессы развития, заложенные природой, никто не отменял и отменить не может. Существует множество научных фактов, описывающих этапы внеутробной жизни, когда новорождённый начинает видеть и слышать.

Однако стоит помнить, что каждый младенец уникален, поэтому определяют временные промежутки, в которые входят те или иные зрительные либо слуховые реакции, помогающие организму выйти на новый уровень ориентации в окружающем пространстве.

Врач-офтальмолог

В нашем организме, полностью адаптированному к привычному миру, всё проходит слаженно. Поэтому видим мы не так, как видят новорождённые. Строение глаза сходно со строением коры головного мозга, да и развитие их идёт практически одновременно.

При рождении у малыша существует ряд безусловных рефлексов, включая реакцию зрачков на свет, как прямую, так и содружественную, а также множество защитных реакций и даже генерализованный ответ на яркое освещение.

Многих интересует, видят ли новорождённые людей, их лица, предметы. Острота зрения детей настолько низка, что они могут определить только силуэт, а реагировать на движения объекта осознанно начинают только в возрасте 1 месяца.

Однако по отношению к остальным органам чувств, работа которых проявляется ещё внутриутробно, структуры глаза включаются в работу очень активно. Это особо заметно уже к 3 месяцам, когда ребёнок начинает видеть и узнавать приход мамы или других близких людей, проводящих с ним время бодрствования.

Проведённые исследования показали, что ночники с регулируемым мягким светом в комнате, где спит грудничок, позволяют не только проводить профилактику возникновения синдрома внезапной смерти младенца, но и стимулируют развитие зрительной системы, это объясняется опосредованным влиянием на чувствительные фоторецепторы.

Со слухом всё проходит немного по-другому, так как ребёнок слышит с 16-й недели беременности. Стоит учитывать, что, когда малыш рождается, один привычно приглушённый мамин голос исчезает, и на его место приходят много звуков, тонов и полутонов.

Стоит напомнить, что мозг не может ещё пока переносить столь высокую нагрузку, поэтому единственно верным становится решение поспать, чтобы, грубо говоря, «перезагрузить систему».

Ухо взрослого не способно воспринимать абсолютно все звуки, которые могут услышать новорождённые дети. Причина кроется не только в том, что с возрастом острота слуха снижается. Просто мозг глушит фоновые шумы для более чёткого звучания человеческой речи.

В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос. С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей.

Ещё одна полезная статья, рассказывающая о том, видеть и ощущать запахи. Автор, врач-неонатолог, описывает также способы проверки слуха у новорождённого и факторы, которые способствуют тугоухости.

Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных. Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.

К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.

Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.

Бинокулярное или, как говорят, «пространственное» зрение оценивают у ребёнка только к 10 годам. Тогда он начинает видеть и точно может определить глубину пространства — некую картинку, полученную благодаря правильному слиянию изображений двух глаз.

В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорождённого?

Оценка реакций на свет, шорох, шелестение, движение объекта или луча света – это основные способы проверки зрения и слуха в первые дни жизни. Но так можно выявить лишь тяжёлую врождённую патологию.

Для выявления нарушений остроты зрения, слуха и цветоощущения ребёнок должен начать не только говорить, но и мыслить. А для этого нужно время.

Родители должны сразу обратиться к офтальмологу или ЛОР-врачу за помощью и советом, если:

  • по окончании первого месяца не появляется кратковременная заинтересованность в движении крупного объекта, малыш не реагирует на слишком яркий источник света или громкий шум;
  • к 4 месяцам ребёнок не узнаёт человека, который обеспечивает уход за ним, а также не начинает повторять отдельные звуки, реагировать на шум;
  • к 4 — 5 месяцам не пытается потянуться за игрушкой, а, держа её в руках, не пытается рассмотреть, не гулит, не лепечет;
  • к 7 месяцам малыш не сказал первого слога, не хочет играть игрушкой, не показал заинтересованности в окружающем мире;
  • в 1 год у ребёнка нет даже очень маленького словарного запаса, он не пытается сориентироваться в пространстве, не интересуется источником шума или света, не играет с игрушками.

Мама при уходе за ребёнком может заметить видимый дефект (горизонтальные или вертикальные движения глаз, косоглазие), который может становиться более выраженным. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться за консультацией к офтальмологу.

Долгожданное рождение крохотного младенца только добавляет мамам и папам вопросов по развитию новорожденных детей. Один из самых распространенных – когда ребенок начинает видеть? В первые дни веки у грудничка опухшие из-за прохождения его головки сквозь родовые пути и потому полузакрыты. Неудивительно, что некоторые родители уверены в том, что маленькие дети еще не могут видеть. Однако младенец уже с момента появления на свет способен рассмотреть некоторые предметы, просто его зрение обладает рядом существенных особенностей, о которых мы и расскажем подробнее.

Когда новорожденный ребенок начинает видеть?

Оказывается, малыш в мамином животе уже отличает утро от темного времени суток. Если женщина, находящаяся на восьмом месяце беременности, посреди ночи включит яркий свет, то ребенок это почувствует и зажмурится. На последних неделях многие дети поворачивают головку к источнику света, направленному на материнский живот.

Когда ребенок начинает видеть после рождения? Ответ очевиден: с первых дней жизни, хотя его зрительные способности существенно отличаются от зрения взрослого человека. Младенец видит только размытую картинку и реагирует на яркое освещение.

Однако у многих молодых мамочек создается ошибочное впечатление, что кроха ничего не видит и не слышит. Груднички первые две-три недели спят круглыми сутками и просыпаются, чтобы покушать и напомнить матери о мокрой пеленке. Неудивительно, что в этот момент детям не до изучения окружающего мира. Покушали – пора и спать!

Во сколько недель младенцы начинают хорошо видеть

Восемь недель – умеют задерживать взгляд на больших предметах (не более 10 секунд);

16 недель – способны сфокусировать зрение на объекте, отследить движения проходящих мимо взрослых. Это возраст, когда ребенок начинает узнавать маму, реагируя на ее появление улыбкой и гулением;

Шестой месяц жизни – узнают не только родителей, но и других значимых взрослых, с интересом разглядывают игрушки, предметы интерьера.

{reklama2}

Итак, младенец начинает изучать окружающий мир с помощью зрения с рождения. Однако он видит совершенно по-другому, не так, как взрослые. Каковы особенности зрения грудничка?

1.​ Лучше всего малыши видят большие объекты, удаленные от них на 20-25 сантиметров. Именно на таком удалении расположено от крохи материнское лицо во время кормления грудью. Поэтому новорожденный узнает маму раньше, чем других родственников.

2.​ Самый привлекательный объект для разглядывания – человеческое лицо. Ребенок с удовольствием рассматривает мать и отца, прочих домочадцев, стараясь запечатлеть их образы. С особым любопытством новорожденный смотрит на папу, потому что у мужчин черты лица более четкие.

3.​ До трех месяцев дети не различают цвета, все предметы вокруг них черно-белые. Поэтому не стоит развешивать над детской кроваткой карусель с цветными игрушками. Лучший вариант – мобиль из черных и белых фигурок. Кроме того, новорожденные предпочитают рассматривать геометрические фигуры и узоры из клеток и полосок.

4.​ В трехмесячном возрасте младенец уже умеет различать красный и желтый цвет. Другие оттенки ему пока не доступны из-за строения органов зрения. Теперь можно поменять черно-белые игрушки и изображения на яркие, цветные предметы. Когда новорожденный начинает видеть игрушки и различать цвета, его зрение настраивается и приобретать взрослые, «совершенные» черты. Подобный процесс специалисты называют визуальной памятью. Она чрезвычайно важна для ребенка, потому что является основой для формирования личности. Младенец запоминает свои вещи и формирует относительно них особую точку зрения.

Почему груднички косят глазами?

Некоторые мамы очень пугаются, замечая у новорожденных косоглазие. Между тем непостоянное скашивание глаз – нормальный процесс для детей младше шести месяцев.

Причина этого явления – слабые глазные мышцы. Младенцам достаточно сложно разглядывать предмет или родителей сразу двумя глазами, что вызывает расфокусировку взгляда. В полугодовалом возрасте косоглазость проходит. Если же малыш косит постоянно или после полугода эта особенность не прошла, обязательно обратитесь к специалисту.

Чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения, вооружитесь неярким фонариком. Подсветите им в глаза малышу и проследите за отблесками. Если они размещаются по центру зрачков, с детским зрением все хорошо. Если отблески удалены от зрачков, нужно показать ребенка офтальмологу.

Развитие зрительных способностей

В первые дни младенцы не способны долго рассматривать человека или предмет, их глазки как бы скользят по объекту внимания. Постепенно это время увеличивается, но только к четырехмесячному возрасту ребенок способен осознанно задерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете. Если вы хотите создать для своего карапуза идеальные условия для изучения окружающего мира, соблюдайте следующие правила:

Размещайте объект для разглядывания (игрушку, картинку) на расстояние до 25 см от детского лица. Этот принцип действует и для человеческого лица – наклоняйтесь к малышу, улыбайтесь в ответ на детскую улыбку;

Грудничку проще фокусировать взгляд, если он расположен вертикально. Чтобы поиграть в «гляделки» или показать ему что-то интересное, возьмите малыша на ручки, поставив «столбиком» и придерживая головку;

Развесьте над кроваткой погремушки или установите мобиль. Размещать их нужно не напротив малыша, а чуть-чуть сбоку или поближе к ногам. Такое положение помогает сфокусировать взгляд, не создавая нагрузки на детскую шею;

Отслеживайте, как у младенца растут реснички. Часто они отрастают неровно, попадая на роговицу, что при моргании вызывает ее повреждение;

Следите за правильным освещением, однако не оберегайте детские глаза от света. Постоянный полумрак не позволяет развиваться глазным мышцам малыша.

Итак, на распространенный вопрос, когда новорожденный ребенок начинает видеть, специалисты отвечают просто: с момента появления на свет. Однако для полноценного развития этого умения должно пройти несколько месяцев. Лишь в четырехмесячном возрасте малыш начнет различать цвета, узнавать маму и на некоторое время задерживать взгляд на предметах.

Чтобы не переживать о развитии зрительных способностей младенца, посещайте офтальмолога не реже одного раза в квартал. Доктор проследит, как совершенствуется детское зрение, и расскажет, как ухаживать за глазами новорожденного ребенка.

Время чтения: 7 минут

Малыш рождается с полностью сформированным еще в утробе матери зрительным аппаратом. В течение первых дней после рождения на свет грудничку окружающий его новый мир представляется с расплывчатыми контурами. По мере роста малыша развиваются и зрительные функции. Будущим родителям интересно будет узнать, как видят новорожденные, и с какого возраста младенцы начинают различать отчетливо маму, папу и все, что их окружает.

Когда ребенок начинает видеть

Молодых родителей часто волнует вопрос: «Видят ли новорожденные дети и насколько сформировано их зрение сразу после рождения?». Глаза и зрительная система у детей полностью формируется ближе к 28 неделе беременности. Это значит, что новорожденный появляется на свет с полноценно развитыми глазками. За восприятие зрительных образов отвечает специально предназначенный отдел мозга. Поэтому ребенок начинает видеть с рождения, но сначала размытые очертания людей и предметов.

Что видит новорожденный ребенок в первый месяц

В месячном возрасте ребенку интересны черно-белые фигуры, узоры, картинки или фотографии. Больше всего младенцам нравится рассматривать лицо мамы, а особенно папы, если он имеет брутальный облик с бородой и усами. Кроха отчетливо различает родителей и крупные предметы на близком расстоянии не дальше 60 см от своих глаз. Если взрослые будут находиться приблизительно на этом расстоянии, то их чадо будет реагировать на них мимикой, жестами и издавать звуки.

Перечень того, как видят новорожденные первого месяца жизни:

  • Из размытой картины месячный ребенок выделяет большие яркие предметы. Потому что центр обработки визуальной информации мозгом у грудничка еще не сформирован полностью.
  • Малыш начинает следить за перемещением крупных объектов. Постепенно у ребенка появляется способность фиксировать взгляд, сначала в течение нескольких секунд, а впоследствии дольше.
  • Дитя уже может различать приближающихся к нему либо проходящих поблизости родителей. Чаще он их узнает по звукам и запахам, но очертания лиц месячный кроха тоже запоминает.
  • Новорожденный в месяц видит яркую игрушку и с интересом рассматривает разноцветные погремушки, подвешенные у него над кроваткой или в коляске. Месячный малыш красочные оттенки еще не различает, его привлекает яркий облик предмета, находящегося поблизости.

Наличие или отсутствие света

Учеными доказано как видят свет новорожденные, малыши начинают реагировать на яркое освещение, находясь в утробе матери. В условиях эксперимента исследователи направляли луч света на живот беременной, 8-месячный эмбрион при этом морщился и отворачивался. После появления на свет, вплоть до двухмесячного возраста, яркие световые объекты наряду с крупными предметами, являются единственными зрительными элементами, которые воспринимает младенец.

Очертания предметов

Чтобы понять, как видят новорожденные, необходимо обратить внимание, что дети первых дней жизни не могут фиксировать взгляд. Младенцы различают лишь очертания крупных предметов, но только с расстояния 20–30 см. Им все вокруг представляется нечетким, размытым, лишенным контрастности. В первые недели после рождения острота зрения варьируется в пределах от 0,005 до 0,015 единицы.

Когда ребенок начинает фокусировать взгляд

На 7 месяце беременности зрение плода практически полностью сформировано. Остается дело за развитием мозгового центра, отвечающего за зрительное восприятие, который начинает обрабатывать картинки с 4-месячного возраста после появления на свет ребенка. Поэтому до четырех месяцев малыши могут видеть мир только в двухмерном изображении. С этого возраста карапуз способен фокусировать взгляд на неподвижных и перемещающихся объектах.

О том, как видят предметы новорожденные известно с давних пор, все дети развиваются по стандартному сценарию. После родов из-за сдавливания черепной коробки, отечности и припухлости век, грудничок воспринимает окружающее пространство расплывчато. Ближе к месячному возрасту, малыш видит предметы черно-белыми. По мере роста, арсенал зрительных восприятий пополняется разнообразными цветами, сначала красным и желтым в возрасте около 3 месяцев, позже зеленым, синим и другими тонами.

Как видят дети в 1 месяц

Родителей часто интересует, как видят новорожденные месячного возраста, как понять, что развитие зрительного восприятия формируется нормально? В 1 месяц главными объектами, которые различает малыш, являются источники яркого света и лицо мамы. Младенец блуждает глазками по комнате, потому что ему пока трудно фокусировать взгляд на окружающих объектах.

Какие цвета различает ребенок в 2-3 месяца

В возрасте двух месяцев ребенок, кроме белого и черного, начинает различать красные, оранжевые и желтые цвета. Трехмесячный карапуз уже следит взглядом за движущимися объектами, воспринимает отсутствие и наличие света. Но улавливать зрительную картинку широкоформатно пока не может. Все окружающие предметы грудничок 2-3 месяцев от роду видит в двухмерном пространстве. Ребенок новорожденный начинает видеть нормально примерно с пятимесячного возраста.

Совершенствование зрительной функции с 4 по 6 месяцы

По истечении трех месяцев, начиная с четвертого в палитру цветов, которые различают младенцы, добавляется зеленый и синий. Зрительные отделы мозга и центральная зона сетчатки ребенка в 4–6 месяцев обеспечивает возможность видеть объемное изображение с множеством оттенков цветов. Груднички в этом возрасте активно изучают окружающий их мир, рассматривая предметы. Карапузы поворачивают голову во все стороны и могут фиксировать взгляд как на неподвижных, так и на перемещающихся объектах.

Когда ребенок начинает узнавать родителей

Ребенок новорожденный начинает видеть маму отчетливо приблизительно с 3 месяцев. В этом возрасте у крохи начинает функционировать бинокулярное зрение, то есть способность видеть синхронно обоими глазами. Чтобы малыш мог четко рассматривать черты лица родителей, его лучше держать в вертикальном положении на расстоянии не дальше 30 сантиметров. Можно использовать мимику для общения со своим малышом.

Посещение офтальмолога

В месячном возрасте мама с грудничком впервые может прийти в поликлинику на прием к педиатру. При контрольных осмотрах специалисты проверяют физические и психические показатели формирования ребенка. О правильном развитии месячного малыша свидетельствуют определенные рефлексы. На нормальный речевой прогресс, указывает умение ребенка сообщать о дискомфорте посредством рефлекторного крика. Зрительные навыки в месячном возрасте ограничиваются наблюдением за крупными ярко освещенными объектами.

Рефлексы, соответствующие месячному возрасту ребенка:

  1. Хватательный, ― приложив к ладошке свой палец, карапуз схватится за него.
  2. Поисковый, ― едва коснувшись щечки, кроха повернет голову в поисках «раздражителя».
  3. Сосательный, ― проведя пальцем возле губ, малыш сразу начнет причмокивать ртом.
  4. Защитный, ― положив младенца на животик, он должен сразу повернуть голову в сторону.
  5. Рефлекс Моро, ― хлопнув по поверхности, где лежит грудничок, он тут же раскинет в стороны ручки и ножки.
  6. Рефлекс «автоматической походки», ― если поставить ребенка в вертикальную позицию, придерживая за подмышечные впадины, дитя начинает уверенно передвигать ножками, имитируя шаги.

Анализатор зрения у годовалого дитя, включающий главный орган визуализации (глаза) и воспринимающие участки коры головного мозга, полностью сформирован. Кроме полноценного зрительного восприятия, которое может подтвердить офтальмолог, ребенок в 12 месяцев должен ползать на четвереньках, уверенно сидеть, активно осваивать навыки ходьбы, знать 10–15 слов, удерживать в руках игрушки.

Для чего нужен профессиональный осмотр специалиста в полгода

По прошествии первых шести месяцев жизни малыша обязательно нужно показать опытному офтальмологу. Профессиональный врач проверит глазки ребенка, здоровы ли они, одинаково хорошо видят, остроту зрения, симметричны ли движения глаз. Посещение клиники поможет удостовериться, что формирование глаз идет согласно возрастному периоду, и нет никаких факторов, мешающих развитию зрительного аппарата у крохи.

На какие признаки стоит обращать внимание родителям новорожденного

Ребенок, умеющий говорить, если его что-то тревожит, обязательно сообщит об этом родителям. Но когда дело касается новорожденного, взрослым предстоит внимательно наблюдать за поведением своего чада, только так можно вовремя заметить подозрительные симптомы начинающегося заболевания глаз или нарушения зрительных функций. Патологию можно заподозрить потому, что кроха щурится, трет глазки, часто моргает. Дефекты формирования зрительного аппарата дают о себе знать, когда ребенок натыкается на предметы интерьера, не реагирует на яркие объекты перед глазами и т.д.

Тревожные признаки неправильного развития или заболевания глаз крохи:

  • Размеры глазных яблок должны быть соответствующими возрасту. Любые отклонения от нормы, например, выпирание одного или обоих глаз, требуют незамедлительного обращения к специалисту.
  • Если младенец скашивает глазки, это может грозить серьезными проблемами в будущем. При обнаружении малейших признаков косоглазия, требуется немедленно показать малыша доктору.
  • Несогласованные движения левого и правого глазика свидетельствуют о неправильном развитии зрительных функций или врожденной аномалии.
  • Красные, слезящиеся глазки у крохи могут указывать на аллергию, инфекцию либо иное заболевание. При подобном патологическом состоянии ребенку нужно будет, кроме осмотра офтальмолога, сдать анализы.
  • Радужная оболочка в идеале должна быть одинакового цвета. В природе бывают случаи, когда правый глаз одного цвета, а левый другого, и при этом человек прекрасно видит. Если у ребенка отличаются по цвету глаза, такой случай лучше обсудить с врачом.
  • Зрачки обязаны быть идеально круглой формы и диаметра. При направлении света на глазки малыша, нормальной реакцией будет сужение зениц.
  • В обязательном порядке надо с первых недель жизни наблюдать за тем, как видят предметы новорожденные, могут ли фокусировать взгляд на неподвижных и перемещающихся объектах.

Видео