Когда 40 утренников в году. Православный праздник сороки

22 марта Православная церковь поминает Сорок Мучеников Севастийских, пострадавших за веру Христову. Предание свидетельствует, что все они были воинами, отличались силою и храбростью и приняли мученическую смерть за христианские свои убеждения в Севастии Армянской при императоре Лицинии (IV век). Их поставили раздетыми в покрытое льдом озеро, а, чтобы страдания воинов были еще тяжелее, на берегу озера для соблазна была построена теплая баня. Один из горемычных, не выдержав пытки, попытался было до нее добраться, да не добежал, умер.

Ночью свет озарил мучеников, пали на их головы 39 венцов, а вода в озере чудесным образом согрелась. Пораженный мужеством и стойкостью воинов, один из стражников, Аглай, уверовал во Христа и, сойдя в воду, присоединился к страдальцам. На следующее утро оставшимся в живых разбили молотами голени, тела сожгли, а кости в озеро бросили.

Сердобольный русский народ, почитая 22 марта погибших в страданиях воинов севастийских (Сороков), в их честь и в память о подвиге, ими совершенном, возвел в Москве сорок сороков церквей.

А в народе 22 марта связывали с приходом весны, прилетом певчих птиц и в их числе жаворонков. Считались они чистыми Божьими птицами, потому что, согласно народному поверью, вместе с ласточками вынимали колючие тернии из тела Христа, распятого на кресте. Говорят, на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением.

Впрочем, некоторые считали, что вовсе не в мышиной норе жаворонки зиму пережидают, а высоко в поднебесье, уютно пристроившись на руках у ангелов, которые их нежили и ласкали. А приходила весенняя пора, вспарывала первая молния небесный полог, и вылетали из него жаворонки, возвращаясь к людям и неся на своих маленьких крылышках солнечную теплую погоду.

Календарь праздников. Народный праздник 22 марта. Радовались прилету звонких пичуг и стар и млад, ведь следом за жаворонками не только тепло по земле разливалось, но и сорок птиц домой возвращались. К их прилету готовили кормушки и скворечники, вырезали из дерева забавные птичьи фигурки, выпекали из теста жаворонков, голубков, ласточек, запекали сладкие колобки. «Сороки святые, колобаны золотые», - говорили в народе. А настоящим гимном весне можно было считать обрядовый пирог «Лира с жаворонками».

Не было дома, в котором хозяйка не пыталась такие птичьи фигурки испечь, каких никто еще не видывал. Им золотили крылышки и головки, их украшали сухими ягодами, маком и конопляными семечками. Самых красивых пичуг посылали в подарок родным и близким, а остальных раздавали деревенским ребятишкам, которые бегали по улицам, привязав «жаворонков» к шесту и напевая: «Жаворонки, жаворонки, к нам прилетите, принесите нам весну-красну. Зима надоела, весь хлеб поела»

Затем «сладких птичек» крошили и раскидывали крошки на все четыре стороны.

Народные приметы на 22 марта

  1. Говорили: «Что 22 марта на Сороки, то и 12 июля на Петровки»
  2. Если сам день теплый, то сорок дней после него также будут теплыми. Холодный ветер – жди 40 дней заморозков
  3. Теплый ветер дует – примета того, что лето ненастное наступит
  4. Ранняя весна предвещает неурожайный год
  5. Ласточки прилетели раньше – жди богатого урожая
  6. Если в этот день испечь 40 шариков-колобков и каждый день выбрасывать за окно один из них, можно защитить от морозов свои посевы
  7. По примете 22 марта, какая погода, такой она и будет в период сенокоса
  8. Много сорок и галок в День жаворонка – теплые дни вскоре наступят
  9. Чайки кружатся – жди ледохода в ближайшее время
  10. Теплый ветер подул – лето будет дождливым
  11. Листва еще не распустилась, но слышен первый гром – год будет голодным
  12. После 40 утренников можно гречиху сеять
  13. В этот день нужно молиться мученикам Севастийским, чтобы родные люди невредимыми вернулись с военной службы
  14. Сильный мороз – примета того, что просо хорошо уродится

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому православным разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный язычник. Под его началом был отряд из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, вышедших победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Ночью они услышали глас: “Претерпевший до конца, тот спасен будет”. Когда их на следующее утро привели к Агриколаю, тот стал льстиво восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа. Снова услышав отказ, он велел заковать воинов. Но старший их, Кирион, сказал: “Император не давал тебе права налагать на нас оковы”. Через неделю состоялся суд над воинами; для этого в Севастию прибыл знатный сановник Лисий. Святые твердо отвечали: “Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога”. Лисий велел побить их камнями, но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых окружает какая-то невидимая сила. В темнице воины вновь услышали ночью голос Господа: “Верующий в меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримете венцы нетленные”.

На следующий день суд перед мучителями и допрос повторился, воины же остались непреклонны. Стояла зима, был сильный мороз. Воинов раздели, повели к озеру, неподалеку от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, недалеко на берегу затопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Один из стражников, Аглаий, увидал, взглянув на озеро, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Он насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду и, сказав: “И я – христианин!” – присоединился к мученикам. Наутро воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Тела святых сожгли на костре, а обуглившиеся кости бросили в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севас-тийскому и повелели предать погребению их останки. Ночью он с несколькими приближенными собрал и с честью похоронил их. Смотрите также все и полезный календарь, где распределены по месяцам. Удобно смотреть какой церковный праздник в Марте вас ждет завтра и что в него можно делать.

Что надо делать на «Сороки»:

  • Следует пригласить в гости родню – чем больше, тем лучше
  • Также рекомендуется сделать выпечку в форме жаворонков и смазать ее медом

Что нельзя делать в этот день:

  • Не стоит заниматься никакими полевыми работами даже простейшими

  • Сороки день с ночью меряются.
  • Сорок мучеников – сорок утренников.
  • С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.
  • Если на сорок святых пал мороз, то урожай на просо.
  • Гречу следует сеять пропустя сорок морозов после сорока мучеников.
  • Во что Сороки, в то и Петровки (в день недели).
  • Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок. Те, что прилетали раньше, считались “непутящими”.
  • На Сороки обычно пекут фигурки жаворонков. В некоторых местах с их помощью выбирали семейного засевалыцика. Мужчины вытаскивали жаворонков, и тот, кому попадалась птичка с запеченной в ней монетой, первым начинал весною посев.

22 марта Православная Церковь отмечает праздник 40 мучеников, пострадавших в армянской Севастии. События, относящиеся к этому дню, происходили в четвертом веке, во время гонений на христиан, которые организовал нечестивый император Ликиний. У армянского военачальника Агриколая в полку было 40 воинов, которые веровали в Христа, которым военачальник предложил поклониться языческим богам, а когда они отказались, он приказал посадить их в темницу и стеречь там.


Однако, даже после этого, воины не изменили своих намерений, и остались верными Христу. Тогда Агриколай предал воинов на истязание, а затем, видя, что их дух сломить невозможно, решил подвергнуть их более изощренной пытке.
Около города Севастии было огромное озеро, вода в котором не замерзала зимой. В тот день была сильная метель и холод, и воевода, связав воинов, столкнул их в это озеро. На берегу же, для обольщения, была поставлена баня, которая топилась на глазах у страдальцев.

Агриколай предлагал воинам погреться в этой бане, при условии, если они отрекутся от Христа.
Ночью, когда мороз достиг крайней лютости, один из воинов, не выдержав мучений, выбежал из озера, и побежал к бане. Но едва он ступил на порог бани, как упал мертвым.
При этом оставшиеся в озере воины, молились Богу, и Он послал им подкрепление
– в три часа ночи на небе взошло солнце, растопило лед и согрело воинов. Все стражники, охранявшие воинов, к этому времени спали крепким сном, и только один не мог заснуть. Когда ночью взошло солнце, он увидел спускавшиеся с неба 39 венцов, которые сияли над головами мучеников. Тогда он, разбудив своих товарищей, разделся донага, и исповедовав себя христианином, бросился в воды озера. На следующее утро, воевода, придя, и увидев мучеников живых и невредимых, приказал их казнить на площади, после чего тела их были сожжены, а кости брошены в реку.
На следующий день христианский епископ той местности, придя к реке вместе с другими христианами, увидел кости мучеников, лежащие в воде и святящиеся дивным светом. Христиане собрали останки страдальцев и с честью погребли их.
С праздником 40 мучеников связано народное поверье, о том, что после этого дня нужно ожидать еще 40 «утренников», то есть 40 утренних заморозков, прежде чем наступит настоящая весна.
27 марта, в воскресенье, чествуется икона Божьей Матери Федоровская. Это знаменитая икона, которая является покровительницей царской семьи, празднуется 14 марта по старому стилю, в день избрания на царство царя Михаила Федоровича, начинателя династии Романовых.
Сохранившиеся сведения об этой иконе, повествуют о том, что она была обретена в начале Х11 века в чесовне, стоявшей около города Кидекша. Псковский князь Григорий Всеволодович хотел перенести эту чудотворную икону в город, но не мог сдвинуть ее с места. Поняв, что икона желает остаться в этом месте, он велел основать здесь обитель, которая получила название Федоровской, в честь Федора Стратилата, так как часовня, где была обретена икона, носила имя этого святого.
Во время нашествия хана Батыя, монастырь был полностью сожжен, и считалось, что икона также погибла в огне. Однако, в 1239 году князь Василий Квашня, будучи на охоте в лесу, увидел стоявшую на сосне икону Богоматери. Он протянул к ней руки, но икона поднялась в воздух. Тогда князь поехал в город Кострому, созвал священство и народ, и перед чудотворной иконой был совершен молебен, после чего, она сама опустилась в руки князю. Обретенная икона была поставлена в храме великомученика Федора Стратилата, а позже жители Кидекши, приехавшие в Кострому на поклонение, узнали в ней чудотворную Федоровскую икону. Этот образ стал одним из самых почитаемых в Костроме, и от него было немало чудес. Именно с иконой Федоровской Богоматери встретило костромское духовенство московских послов в 1613 году, которые пришли просить юного Михаила Романова встать на царство. Известно, что мать Михаила, инокиня Марфа, не хотела отпускать сына на престол, да и сам он отказывался от царского трона. Тогда Костромской архиепископ, подняв Федоровскую икону, обратился к ним со словами: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то ради этого чудотворного образа Богоматери, исполните повеление Бога»! После этих слов инокиня Марфа благословила сына на царство.
Сама чудотворная Федоровская икона хранится в Костроме, в Богоявленско-Анастасиином соборе, а старинный список с этой иконы находится в Ярославле в Никольской церкви, расположенной рядом с Федоровским собором. В субботу-воскресенье, в честь Федоровской иконы Божьей Матери состоятся торжественные службы в Федоровском соборе Ярославля. Вечером – Всенощное бдение с акафистом, а утром праздничная Литургия с молебном, которую отслужит архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Кстати говоря, Федоровская икона, помимо покровительства царской семье, считается помощницей в родах. Ей молятся беременные женщины и мужья рожениц. А 25 марта ярославские православные христиане отмечают день памяти митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна Ведланда. Он был девяностым архиереем епархии, и управлял с 1967 – по 1984. Преставился владыка в 1989 году.

Подготовила Елена БАТУЕВА.

Сороки, Сорок Сороков, Сорок Мучеников. Сороки – встреча весны. День с ночью меряются, равняются. В этот день весне вторая встреча. Сорок разных птиц (пичуг) прилетают, и первая из них - жаворонок. Пекут колобаны золотые (булочки) в форме птиц (жаворонков) – "птички", обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья. День прилёта жаворонков. На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора). Если на Сороки будет тепло, то оно простоит еще сорок дней, а холодно – жди сорок холодных утренников-морозов. Если сороки и галки прилетели на Сорока – к теплу. Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт. "Жаворонок – к теплу. Зяблик – к стуже".
С 22 марта и до Зосима-пчельника (30 апреля) считается 40 утренних морозов - утренников. Если утренники с этого дня идут постоянно, то лето будет тёплое. Тёплый ветер – к дождливому лету.
По древнему обычаю - во второй раз начинают закликать Весну - Живу:
Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
Если после зазывания весны продолжались заморозки – пекли обрядовые колобки.

Сороки (Жаворонки)

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Сорок сороков. Вторая встреча весны. День массового прилета - "сорока сороков" - птиц. Если сороки теплые - сорок дней будут теплыми, если холодные - жди сорок холодных утренников.
По народному календарю считается, что предстоит еще сорок морозов.
Воробьи чирикают особенно старательно перед потеплением.
Медицинские пиявки присасываются к стенкам аквариума или банки, в которой они содержатся, выше уровня воды - к буре.
Созвездие Орион заметно выпрямляется - к осадкам через 1-2 суток.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Сорок сороков.- Окличка весны

На Сороки - сорок утренников.-Во что Сороки, во то и Петровки.-На Сороки прилетает кулик из-за моря, приносит воду из неволья.-На Сороки прилетают жаворонки.
По замечаниям стариков, с 9 марта начинаются утренники - утренние морозы - и продолжаются ровно сорок дней. Если эти утренники будут продолжаться постоянно, тогда они говорят: лето будет теплое.
Исстари ведется обычай на Руси на день сорока мучеников печь из хлебенного теста жаворонки. Затейливые старушки пекут эти жаворонки с особенными вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают их по родным, в гостинцы детям. С раннего утра торговки продают хлебные жаворонки на торгах и около церквей.
По замечанию поселян будто с 9 марта наступает весна. Поселяне Смоленской губернии выходят на этот день окликать весну, как делают первого марта. Предвестниками весны, по их словам, бывает полет жаворонков. Это поверие встречать весну по прилетанию птиц перешло к нам от греков, с тою только разницею, что они встречали весну при появлении соловьев (Вест. Европы 1827 г., № 5, стр. 64). Эта ранняя встреча весны, вероятно, есть только предание, занесенное к нам из южных стран. Москвичи говорят: «Одна ласточка весны не делает».

Для славян 9 марта (22 числа по старому стилю) всегда был непростым днем. Считалось, что именно на зима теряла свою силу и начиналась настоящая весна. Называли эту дату по-разному – Жаворонками, Тетерочным днем, Именинами жаворонка, Куликами, Сороками. Последнее наименование никак не связано с орнитологией, а имеет свою интересную историю, связанную с православием.

Как возник православный праздник Сорока?

Правильнее назвать данную дату днем памяти Сорока Севастийских мучников, именно так она записана в календаре православной церкви. Сам город Севастия располагался в Малой Азии, где тогда была основана римская провинция Армения. К 313-му году Константином I были запрещены гонения на христиан, но языческие верования еще имели большую силу. Многие военачальники и политики почитали старую религию и при любой возможности старались причинять почитателям истинного Бога всякие неприятности.

Командующий гарнизоном Севастии также был ярым идолопоклонником, и в 320-м году он решил совершить в зимнее время пышные обряды с жертвоприношениями. Среди его подчиненных нашлось сорок человек, которые не согласились принимать участие в языческих ритуалах, несмотря на сильное давление, угрозы и уговоры начальства. Римский чиновник Агриколай вначале даже обещал денежное вознаграждение и немалое повышение строптивцам, но богатые посулы воздействия на верующих не имели. Затем пошли яростные проклятия с угрозами жесточайшей расправы, которые переросли в реальные наказания. Сорок мужественных мужчин были заключены в узилище, где стали ожидать казни. Поддержку мученики нашли в религии. После усердных молитв посреди ночи прозвучал божественный голос: «Претерпевший до конца спасется». Ободренные таким высоким напутствием они уже не боялись никакого жуткого наказания и пыток.

По легенде, казнью руководил сановник Лисий, приказавший бить мучеников камнями. Неожиданно жестокое убийство не удалось. Все камни пролетали мимо, а один вообще разбил лицо злодею Агриколаю. Устрашенные мучители вернули узников в застенки и стали придумывать другие пытки. Ночью мученики опять услышали глас Господний, призывающий не страшиться наказания за истинную веру. Наутро всех повели к берегу замерзшего озера и бросили в холодную воду. Тем, кто желал обратно стать язычником, обещали прощение. Лишь один поверил посулам и бежал из воды, но только он попал в горячую баню, как упал бездыханным.

Ночью стали свершаться в озере чудеса, которые заметил воин Аглаий. Мужчина увидел, как над молящимися мучениками загорелся свет, а вокруг разлилось тепло, растопившее льдины. Светящиеся венцы горели над головами 39-и стойких узников. Аглаий сбросил доспехи и присоединился к ним, уверовав при виде такого чуда в Господа. Утром их увидели Лисий с Агриколаем и сильно разъярились, что так долго не могут уничтожить христиан. Молотами мучители вначале крошили голени верующих, а затем сожгли их останки в костре, выбросив кости в воду.

Спустя трое суток сорок святых явились к епископу города Севастии и дали ему повеление забрать кости из озера. Изумленные верующие, выполнявшие поручение, увидели, как останки засияли божественным огнем словно звезды. Затем они с почестями предали их земле, произнеся все причитающиеся молитвы. В честь такого чудесного доказательства божественной силы и для того, чтобы увековечить подвиг Севастийский мучеников, был основан праздник, ставший моментально популярным в народе.

Приметы и обычаи на православный праздник Сороки

На Руси появился обычай лепить в этот день особой формы булки, напоминающие жаворонков. Крестьяне верили в способность красивых птиц петь славу Господу. Даже в манере их летать, когда жаворонки сменяют периодически стремление ввысь на резкое падение вниз, люди видели благоговение пернатых существ перед величием Бога. Детям приказывалось бегать с птичками из теста по улице и призывать настоящих жаворонков специальными песнями. В конце ребята съедали булочки, оставляя только голову, которую следовало возвращать матери.

Неудивительно, что на праздник Сороки существуют свои приметы. Например, если утром на Сорок святых будет мороз, то далее также возможны еще сорок морозов. Когда на Сороки шел дождь, то крестьяне ожидали еще сорок дождливых дней. Морозное утро на этот праздник обещало урожай на гречку. Прилет галок и сорок домой означал наступление теплой погоды. Если праздничный день холодный и на крышах полно снега, то на также можно было с большой вероятностью ожидать холода и нараставший снежный покров.