Картотека сюжетно- ролевых игр в первой младшей группе картотека (младшая группа) на тему. Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Младшая группа Сюжетная игра в 1 мл гр

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»

Цель:

Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обогащение жизненного опыта детей.
Обогащение игрового опыта детей.
Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязные игровые задачи.
Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.
Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Развивать познавательные способности детей.

План проекта:

Перед тем, как проводить сюжетно-ролевую игру дети обучаются игровым ситуациям. Игровые ситуации: «Кукла хочет кушать», «Машенька проснулась», «Выздоровление Машеньки», «Кукла Оля испачкала платье».

Вид проекта:

Долгосрочный (сентябрь-февраль).

Участники проекта:

Дети первой младшей группы «Карапуз», воспитатели, родители.

Основные результаты, которые предполагается получить:

Развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; продолжать действие, начатое партнером.

Педагогическая актуальность

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Работа с родителями:

Проведение консультация для родителей, анкетирование; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.

Игровая ситуация: «Кукла хочет есть»

1 вариант

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду и моют ее.

2-й вариант

Повар стоит у плиты, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает куклу, беседует о том, что она делает, какая ей нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны повару. После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть. В дальнейших играх в чаепитии принимают участие и сами дети.

Угощаем куклу чаем. Чаепитие.

Прежде чем сварить обед, надо поймать рыбку.
Поели, попили, надо помыть посуду.
Повар готовит обед и кормит деток.

Игровая ситуация «Машенька проснулась»

На кроватке спит кукла. Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель:

«Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. Воспитатель обращается к кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно. Вы видите одежду? Принесите платье. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди и последовательно надевают одежду на куклу Катю.

По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за пляску.

При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно.
Педагог должен обращаться с куклами, как с живыми существами. Так, если куклу роняют, воспитатель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть куклу.
На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы кукле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккуратно поправляет ее шапочку или шарфик, заботливо смотрит, не дует ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу.

Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят.

Кукла проснулась, ей надо помочь одеться. Расчешем куклу, заплетем косички. С куклой надо погулять.

Игровая ситуация: «Выздоровление Машеньки»

Цель:

Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, включить детей в обсуждение проблемы и поиск конкретных путей оказания помощи. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением.

Предварительная работа:

Беседа с медсестрой, чтение худ. литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций.

Атрибуты:

Халат детский, комплект игры «Доктор Айболит», заболевшие куклы.

Игровое задание:

Вылечить больную куклу.

Правила игры:

Облегчать страдания больного, чутко относиться к нему.

Игра:

Воспитатель:

Что-то наша Машенька невесёлая. Давайте спросим: что с тобой?

Дети спрашивают. Кукла сообщает, что она заболела.

Воспитатель:

Спросите Машу, что у нее болит, где у нее болит?

Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит.

Воспитатель:

Что болит у Маши?

Дети:

Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит ушко, горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!

Воспитатель:

Что же нам делать? Как помочь Маше? Чем помочь? Давайте вместе решать.

Дети начинают предлагать: измерить температуру, положить в кровать, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне. Измерим температуру, посмотрим горлышко, назначим лечение. Уложим нашу больную в постель.

Дети готовят постель, раздевают и укладывают куклу.

Воспитатель:

У нее болит горлышко, значит, дадим ей теплого чая.

Дети ставят на плиту чайник, затем поят куклу чаем. Приносят лекарство – таблетки. Закутывают горло тёплым шарфиком. Кукла «засыпает». Вместе с воспитателем дети, чтобы не нарушить сон куклы, уходят.

Заболевшая кукла на приеме у врача. Куклу надо тепло укутать и напоить горячим чаем. Больную уложили в постель и прочитали сказку. После выздоровления куклу надо помыть и одеть в чистую одежду. В дальнейших играх в роли и больного и врача могут выступать дети.

Игровая ситуация: «Кукла Оля испачкала платье»

Программное содержание:

1. Дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметах необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
2. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
3. Упражнять в названии предметов одежды.
Оборудование: стол, платье, таз, предмет-заместитель мыла – деревянный брусок.

Ход игры:

Дети садятся полукругом около стола, на котором будут стирать белье. Воспитатель говорит, что кукла Катя гуляла на улице и у нее запачкались платье. Надо его выстирать, чтобы кукла была чисто одета. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно для того, чтобы постирать белье? По мере того, как дети называют предметы (таз, вода, мыло), воспитатель приносит все на стол. Он предлагает одному ребенку снять с куклы платье.
Далее воспитатель говорит: «А теперь пусть наша кукла отдохнет, она гуляла и устала». Просит одного ребенка отнести куклу Катю на кроватку в кукольный уголок.

Здесь воспитатель дает возможность потрогать воду в тазу и определить, что она теплая. Грязное белье лежит на стульчике рядом с тазиком. Воспитатель берет кофту, стирая, приговаривает: «Возьму мыло и кофточку выстираю». Намыливает так, чтобы было много пены. Вопрос к детям: «А это, что?». Ответ детей – пена.

Выстиранное белье кладется в другой таз. Воспитатель говорит: «А теперь нам нужно прополоскать белье. Наливаем в таз чистой воды и полощем белье». Вот теперь все чисто. Повесим платье на батарею и посушим. Воспитатель берет чистое платье, спрашивает детей: «Что это?». Ответ детей: «Платье». Воспитатель предлагает повесить платье на батарею. Воспитатель говорит: «Вот и все, дети. Мы все вместе выстирали одежду нашей куклы Кати». Когда белье высохнет, мы с вами погладим его и оденем на нашу куклу Катю.

Сюжетно-ролевая игра «Увлекательное путешествие в волшебный городок»

Проводится по средам в течении 4 недель: 1 неделя – «Магазин», 2-я «Парикмахерская», 3-я «Больница», 4-я «Прачечная».

Программное содержание:

1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
3. Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, прачки, парикмахера.
5. Познакомить детей с новой игровой ситуацией «Лошадки».
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Предварительная работа:

Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;
Беседы с поваром, с медицинской сестрой, работником прачечной;
Чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Айболит», «Мойдодыр» К.Чуковского;
Рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании.

Работа с родителями:

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.

Ход игры:

Небольшая беседа в раздевалке.
Давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?

Дети предлагают (один из трёх вариантов выбирают дети):

«На поезде»

Чтобы поезд поехал, постучите по колесам. Завертелись круглые колеса (движение руками, согнутыми в локтях), погудели у-у-у, пошипели, пар выходит ш-ш-ш. Паровоз говорит «убегу», а вагоны отвечают «догоню».

Стихотворение:

Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят.
Чух-чух-чух – гудит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.

В группе ставятся стулья друг за другом. Дети садятся в поезд и «едут» в волшебный городок.

Воспитатель:

Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.

«Поварята»

Я с пеленок поваренок
Я лишь только появился,
Сразу с кухней подружился.
Вы поверьте, я могу
Приготовить в миг еду!

Замелькают вилки, ложки,
Ножики и поварешки,
Будет множество еды,
Приходите к нам и вы!

Поймали рыбку на обед.

Поварята готовят и подают рыбку к столу.

А вот здесь у нас «Парикмахерская».

«Парикмахерская»

Мастер сделает прическу,
Феном, щеткой и расческой,
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Он изменит внешний вид!

Посмотрите, а это больница.

Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач
Ведь тебе поможет врач!
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки,
Ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.

«Лошадки»

Но! - сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!

Цель:

Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал:

Предметы-заместители, игрушки, картинки, иллюстрации.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лошадки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лошадку и жеребят.

Игровые роли:

Лошадка, всадник.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль цирковой лошадки: «Я цирковая лошадка. У меня есть копыта. Вот они. Посмотрите, как я ими бью. А это мой пышный хвост (показывает воображаемый хвост). Вот грива. Вам стригут волосы? Мне тоже стригут гриву и хвост, чтобы они были красивые. Посмотрите, какие красивые лошадки в цирке (показывает картинку). В цирке меня учат красиво скакать (воспитатель показывает). Больше всего я люблю выступать перед маленькими ребятишками, они хорошо умеют хлопать. А когда все уйдут из цирка, я остаюсь, потому что живу в цирке. Ем травку (сено), хлебушек и отдыхаю после выступления. Жаль, что у меня нет деток - маленьких жеребят. Если бы у меня были жеребятки, я бы научила их выступать в цирке. Кто хочет быть моим жеребенком?». Ребята берут на себя роли жеребят. Педагог продолжает дальше: «А где у тебя, жеребеночек, копыта? Покажи, как ты умеешь бить копытами. А хвост есть у тебя? Тебе стригли хвостик, жеребеночек? Ты хочешь выступать в цирке?».

Дети выбирают роли лошадки или наездника. Игра проводится с использованием обручей.

«Прачечная»

Постираем в ванночке
Рубашечку для Анночки,
Платьице для Олечки,
Трусики для Колечки,
Кофточку Мариночке,
Платочек для Ириночки.

После каждой сюжетно-ролевой игры воспитатель поощряет детей и спрашивает у участников кем они сегодня были, и какие действия производили.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Разделы: Работа с дошкольниками

Игра 1. “Кукла Маша у нас в гостях”.

Программное содержание:

  • закрепить знание детей о чайной посуде;
  • активизировать их речь;
  • формировать навыки поведения за столом, общение с гостем;
  • воспитывать приветливость, заботливость.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления – чаепитие куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, придвинуть стул.

Ход игры

Игра проводится в игровом уголке. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает, что кукла Маш обещала сегодня прийти в гости.

Воспитатель: Как мы встретим Машу?

Саша: скажем: “Здравствуй!”

Воспитатель: Да, скажем: “Здравствуй, Маша!” и сделаем поклон головой (показывает). А как мы предложим Маше стул? Педагог ставит стул и говорит: “Садись, Маша, пожалуйста”.

Раздается тук в дверь. Няня вводит большую куклу Машу. Маша здоровается. Дети отвечают так, как показывает воспитатель.

Воспитатель: Сашенька, предложи, пожалуйста, Маше стул.

Сашас готовностью несет стул и говорит: “Садись, Маша, пожалуйста!”

Воспитатель: Мы рады, Маша, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Машу чаем!

Саша: Маша, пей чай!

Воспитатель: нужно сказать: “Садись, Маша, чай пить”.

Саша повторяет приглашение, Маша благодарит.

Воспитатель: Катя, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку, блюдце, ложечку. Коля, расставь, пожалуйста, посуду на столе. Налей кукле Маше чай из чайника. (Коля наливает) . А чем мы будем угощать куклу? Конфетами и печеньем. (Катя ставит тарелку с угощением перед куклой.)

Кукла Маша пробует чай, и он ей кажется невкусным.

Воспитатель: Маша почему тебе не нравится наш чай?

Маша: Он несладкий.

Воспитатель: Дети, а что мы забыли поставит на стол? Правильно, сахарницу. Коля, положи кусочек сахара в чашку Маши. (Коля выполняет просьбу воспитателя.) Молодец, Маша, а сейчас вкусный чай?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в чайный сервиз входит и сахарница – посуда для сахара.

Кукла Маша благодарит детей за угощенье и приглашает тоже попить чай с конфетами и печеньем. Все дети садятся за стол и пьют чай. За столом воспитатель напоминает, какую посуду необходимо приготовить для чая. После чаепития Маша прощается с детьми и уходит.

Игра 2. “Кукла Лена обедает”.

Программное содержание:

  • закрепить знание детей о столовой посуде;
  • активизировать их речь;
  • воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые действия. Отобрать предметы, относящиеся к столовой посуде. Накрыть стол к обеду.

Ход игры

Игра проводится в игровом уголке. На столе, поставленном в стороне, стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Лена сидит за столом.

– Дети! Лену надо покормить обедом, – говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла. – А здесь стоит посуда, – указывает на другой стол. – Будем играть так: на стол нужно ставить лишь, то для обеда.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки – грозят пальчиком.

– Вова, что ты поставишь Лене на стол?
– Я ставлю вот это.
– Как это называется?
– Тарелка для супа, глубокая.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Вова ставит перед куклой тарелку. По просьбе воспитателя другие дети находят таким же образом все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелку глубокую и мелкую, ложку, вилку и чашку. Правильно их называют и расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками.

В конце игры воспитатель просит детей пожелать кукле Лене приятного аппетита, а после обеда предлагает одному из детей убрать все со стола.

Игра 3: “Увлекательное путешествие”.

Программное содержание:

  • закрепить знание о столовой посуде;
  • активизировать их речь;
  • воспитывать культуру поведения за столом, заинтересовать всех детей.

Игровые действия. Развивать сюжет путешествия по станциям.

Ход игры

Игра проводится на коврике. Построена машина из стульев, лежит руль. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие, во время которого мы будем заезжать на станцию “Кафе” (где нас ждет кукла Катя).

Воспитатель: Ребята посмотрите на картину, что вы видите? (Автобус.) Правильно это автобус. Скажите мне, пожалуйста, что есть у автобуса? (Правильно, дверь, колеса, окна.) А для чего автобусу нужны колеса? (Правильно чтоб он ехал.)

Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие, давайте займем места и отправимся. А водителем буду я. А еще мы вами заедем, в гости к кукле Кате она нас ждет.

Здравствуй Катя! Как твои дела? (Садимся за стол, идет закрепление посуды – кружка, блюдце, чайник, сахарница.) Попили чай. Спасибо Катя напоила нас чаем. До свидания! Ребята занимаем свои места и отправляемся в сад.

Ребята вам понравилось наше с вами путешествие? Скажите мне на каком мы с вами ездили транспорте? (Автобус.) К кому мы с вами ездили в гости? (Кукле Кате.) Ну все мои хорошие теперь мы с вами пойдем к деткам они нас уже ждут.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 18 «Колокольчик» Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.
В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Играя, ребенок примеряет на себя разные роли.
Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.

Значение игры для развития ребенка
Развивающие функции игры
Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами.
Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий.

Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.
Цель педагогических воздействий
Формирование игровых умений,
обеспечивающих самостоятельную
творческую игру детей,
в которой они по собственному
желанию реализуют разнообразные
содержания, свободно вступая во
взаимодействие со сверстниками.
Принципы организации сюжетной игры
Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства
На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Средство формирования игровых умений
Условия активизации самостоятельной игры
Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми.
Создание условий для самостоятельной детской игры.

Организация игры в первой младшей группе
Формирование сюжетной игры
осуществляется на фоне постоянной
организации условий для
элементарного предметного
взаимодействия детей друг с другом.

Использование предметов
стимулирующих к зеркальным,
взаимоподражательным действиям,
направленным друг на друга.
(мяч, машинка, кубики)

РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ
РЕБЕНОК РЕБЕНОК

Формирование условного игрового действия
Что делает ребенок фактически
Что данное действие означает
Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи.
Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем.
Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом
Задача педагога
Приемы руководства игрой
Игры – инсценировки
«Игра рядом»
Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Резюме
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Салон красоты
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

Больница
Мы пока еще ребята, Не умеем мы считать, Может знаний маловато, Но ведь можно помечтать! Я врачом, наверно, буду, Стану я лечить людей! Буду ездить я повсюду
И спасать больных детей!

Детское кафе
Семья
Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно!

Фруктовый рай
Покупатель поспеши, Мой товар скорей возьми, Рассмотри его получше, Не найдешь товара круче!
Пароход
Пароход построим сами!Простынь будет парусами.Две метелки - две трубыСразу встанут на дыбы.Будет корпусом кровать.Но сейчас нельза нам спать,Возьмем компас и тетрадь -Курс нам надо расчитать!
Благодарим за внимание

Екатерина Подковенко
Значение сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе

Сюжетно -ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей,

самостоятельность, активность, творчество.

Основным источником, питающим сюжетно -ролевую игру ребенка,- является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно -ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей . Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры . Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает , что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.) . Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий : оперативные и изобразительные - «как будто» . Наиболее общий мотив сюжетно -ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно -ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра имеет значение личности

людьми : во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни : свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания. Сюжетно -ролевая игра - занятие в значительной мере умственное . Дети используют память : они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.

В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях. В процессе сюжетно -ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей . Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше» , «шире - уже» , «тяжелее - легче» . Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий. Сюжетно -ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.

Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине) . Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры . Игровые замыслы начинают адресоваться группе детей .

Основное содержание игры -действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами. Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды сказок. Бытовые сюжеты преобладают , но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок

В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом . Дети часто

разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносится

на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов – заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм .

К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами-

заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели» ). Им становится доступна условность игры («это понарошку» ). Дети переходят к обобщенным действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого, к 3-му году появляются первые подлинно коллективные игры.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто» , «понарошку» .

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме» ).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности : принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми : во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

КАРТОТЕКА

сюжетно – ролевых игр

для первой младшей группы

Игра «Детский сад»

Цель. Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители

Подготовка к игре. Экскурсия по детскому саду (в группы, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухню). Экскурсия к месту получения няней готовой продукции для детей (по подгруппам). Систематические наблюдения за трудом няни. Наблюдения за работой воспитателя, медсестры, музыкального работника. Наблюдения за играми старших детей. Рассматривание картин «Детский сад», «Ясли» (серия «Наша Таня»). Игра-занятие «Повар детского сада готовит детям обед», «Праздник в детском саду». Беседа «Кто заботится о нас в детском саду». Чтение рассказа Н. Забилы «Ясочкин садик», А. Барто «Игрушки», Н. Кашниной «Первый день в детском саду». Лепка угощений для кукол; конструирование песочного ящика, веранды, коллективная постройка «Площадка нашей группы». Слушание музыкального произведения А. Филиппенко «Детский сад».

Игровые роли. Повар, врач, няня, воспитатель, музыкальный работник.

Ход игры. Воспитатель может начать игру с экскурсии по детскому саду. Во время экскурсии он обращает внимание детей на то, что в саду много групп и много детей. Всем детям в саду живется весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними.

После экскурсии воспитатель спрашивает детей, что они видели, и предлагает каждому попробовать побыть поваром, няней, воспитателем, музыкальным работником.

Педагог может сначала сам показать действия с предметами. Например, играя роль повара, воспитатель готовит необходимые предметы для приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы мешать суп, морковь, картофель и т. д. При этом воспитатель использует предметы-заместители. После этого предлагает одному из детей сварить суп.

Так, педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру. Например, две девочки играют с куклами, поднимают их с постели, одевают их, разговаривают между собой, поодаль от них другая девочка организует детскую столовую, она сажает за стол трех кукол и расставляет перед ними столовые приборы. Данную ситуацию воспитатель может использовать следующим образом: он подсказывает двум девочкам, что мамам уже пора идти на работу, а детям - в детский сад, там уже начинается завтрак. Таким образом, педагог способствует естественному объединению двух играющих группировок в одну. Игра уже продолжается на более высоком уровне. А воспитатель тем временем может уже «звонить в автопарк» и узнавать, почему в детский сад еще не направили машину - детскому саду нужны продукты и т. д.

Игра «Угощение»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает

Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены игровые действия.

1-й вариант. Действия педагога направлены на детей.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки - буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала - желтыми или красными полусферами. «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюше (берет из коробки одну деталь, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все.

Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что эти вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Опрашивает детей, понравились ли им булочки. Сетует и то, что булочки получились слишком большими и;разу всю не съесть. После этого педагог предлагает тем, сто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом.

Затем воспитатель говорит: «А сейчас давайте поиграем в прятки. Вы будете хитренькими ребятками. Спрячетесь кто за стул, кто за шкаф, а кто-то даже, может быть, под стол спрячется. Вы спрячетесь, а я буду вас искать. Хотите так поиграть? Сейчас я закрою глаза руками и буду считать, а вы прячьтесь. Раз – два – три – четы - пять, я иду искать».

Воспитатель ищет ребят, при этом, радуясь, когда кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза.

Затем педагог приглашает детей снова покушать булочки, а то все наигрались и уже снова есть захотели. «Хотите кушать булочки?» - раздает детям булочки и говорит: «Вот сейчас доедите булочки - молочка дам вам попить. Кто наелся - кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка вам налью». Каждому воспитатель дает чашечку и наливает воображаемое молоко. Можно предложить детям добавки - вторую чашечку молочка.

В заключение воспитатель переключает детей на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите играть с игрушками».

2-й вариант. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, с Виталиком...». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым. Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (показывает зеленый шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?». детям не более одного - двух игровых действий по приготовлению еды.

Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой Объедение! Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей, игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обогатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы - меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под музыку).

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному принятию игровой цели: «Ой! Что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Алеша. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу». Педагог может предложить детям заняться другим видом деятельности, дает им, например, карандаши и бумагу и т. п.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к нам прибежал». Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними, погладить. «Слышите, как они скулят. Давайте спросим у собачек, может быть, они хотят есть». Оказывается, что они действительно голодны.

После этого педагог «успокаивает» собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и даже компот... и яичницу умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду?».

Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой». Собачка в знак согласия лает.

Так, по очереди, каждому ребенку педагог дает по собачке и способствует принятию индивидуальной игровой цели.

Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями. Во время того, как ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: «Как себя ведет щенок. Он слушается тебя, Нина, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар?». «Шарик, ты рад, что тебе Витя варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься - плита горячая». «Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?».

Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ребятки, послушайте, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их накормили». «Собачки говорят, что теперь они захотели спать, что спать они любят на ковриках в тихом уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам коврики». Дети укладывают собачек.

После этого воспитатель может познакомить детей с новой игровой целью - игрой в цирк. Шепотом подзывает детей к себе и говорит, чтобы они шли потихоньку, а то вдруг собачки проснутся. Сообщает, что в группу прибежала «мама» собачек. Она хочет показать детям собачий цирк. Спрашивает детей, видели ли они по телевизору, как выступают собаки в цирке. Рассказывает, как хорошо умеет выступать «мама» собачек. Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и посмотреть собачий цирк. Педагог показывает два-три игровых действия с цирковой собачкой. Собака может прыгать через палочку, залезать на башню из кубиков, кувыркаться, считать ребят и т. п. Дети хлопают собачке. Для того, чтобы собачка стала цирковой, наденьте ей на шею красивый «пушистый» воротник.

После выступления «мама» собачек просит разбудить ее щенят и принести их. Воспитатель складывает щенят в коробку. Уносит ее. Собака «прощается» с детьми и «уходит». Воспитатель приглашает ее почаще приходить к детям.

Игра "Семья"

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.

Затем дети играют с куклой самостоятельно.

Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

После этого воспитатель может внести еще одну Куклу - подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.

Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. Уже в последующем, когда дети уже несколько раз поиграют в эту игру, воспитателю бывает достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра: «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности.

Игра «Куклы»

Цель. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли. Мама, повар, няня.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).

После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?...» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу».

Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, - уговаривает куклу девочка в белом фартуке. - Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит...».

Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.

1-й вариант. Кукла Катя обедает.

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

2-й вариант. Подбери посуду для кукол.

Воспитатель ставит на стол три куклы: повар стоит у плиты, кукла-няня в халате готовит к обеду посуду, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны и повару, и няне.

После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром, няней или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть.

3-й вариант. «Кукла хочет спать».

Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.

Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на кукольный стул. Так, один ребенок снимает фартук, другой - платье и т. д. Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая, как надо правильно это сделать. Когда кукла совсем разделась (осталась лишь в рубашке), ей надевают тапочки и ведут ее к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее набок, кладет ее руки под щеку, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит: «Спи!» Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит их вести себя тихо и, приложив палец к губам, на цыпочках, вместе с детьми покидает групповую, где спит кукла.

4-й вариант. Куклы проснулись.

На кроватках спят 2 куклы: большая и маленькая. На полочках шкафа лежит одежда. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: «Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Это кукла Таня». Воспитатель обращается к одной кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? Принесите платье. Примеряем платье, если маленькое, складываем у кроватки Тани. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди надевают одежду на куклу Катю, затем одевают Таню.По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь.При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно. Педагог должен обращаться с куклами, как с живыми существами.

Игра «Шоферы»

Цель. Познакомит ь детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Игровой материал. Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, автогаражу. Рассматривание картины «Автобус». Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик». Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чтение и рассматривание иллюстраций: «Наша улица», рассматривание фотографий из серии «Маленькие шоферы». Постройка гаража из строительного материала.

Игровые роли. Шофер, механик, бензозаправщик.

Ход игры. Воспитатель может начать игру с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе наблюдений внимание детей педагог обращает на разнообразие машин, на то, что перевозят машины.

После прогулки в беседе с детьми воспитатель задает им следующие вопросы: «Какие машины вы видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики - «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки - «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора.

В последующей работе педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.

При последующем проведении игры воспитатель может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило - никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым - любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно в игру «Как будто шоферы уходят в рейс».

В следующий раз игру можно начать с прочтения рассказа «Как машина зверят катала».

«Стоит на дороге машина. Сама синяя, кузов желтый, колеса красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Аи, да машина! Хороша машина!

Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а машина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип!

Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип-бип-бип!

Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады!

Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура!

Накатались малыши, устали.

Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней..? - зайчик. Потом вылез..? - медвежонок. А ежик - он ведь прыгать не умеет - никак не может слезть. Расстроился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протянул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда помогают друг другу.

Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» - закричали ей вслед зверята».

После прочтения рассказа воспитатель может предложить детям самостоятельно