Камень – смерть, отдохновение. Дышит мой Иерусалим

В иерусалимском храме Гроба Господня, неподалеку от входа, находится единственное в мире место, где каждый христианин может самостоятельно, не прибегая к услугам священнослужителя освятить крестик, иконку или другой предмет религиозного или домашнего обихода. Место это – Камень Помазания, который также называют Камнем Миропомазания, Камнем Умащения или даже совсем просто - Доской Господней.

Для паломников, прибывших в Иерусалим, чтобы пройти по Виа Долороса (Скорбному Пути), Камень Миропомазания - одна из остановок, этого, возможно, самого главного для всех христианских пилигримов маршрута. И всё же лучше всего прийти к Камню особо - рано утром, когда в храме еще почти нет паломников - чтобы на всю жизнь сохранить в памяти ощущения, которые оставляет это удивительное место.

Строго говоря, сам Камень Помазания находится под спудом мраморной плиты, положенной сверху в целях сохранности. Но благодать, присущая ему, без труда проникает сквозь толщу мрамора, незримо распространяясь вокруг. Как и миро, микроскопическими каплями которого которым чудесным образом покрывается поверхность плиты.

Чтобы лучше понять, это за место, обратимся для начала к Священной истории Нового Завета. Согласно Евангелию, один из тайных учеников Христа, богатый и родовитый член Синедриона Иосиф Аримафейский попросил у Понтия Пилата позволения снять с креста тело Спасителя, подготовить его нужным образом к погребению и затем предать земле. Пилат не мог отказать одному из иудейских старшин. Иосиф вместе с другим последователем Христа, также тайным, по имени Никодим, кладут тело Спасителя на камень, умащают его драгоценным миром и алоэ, а затем оборачивают в саван - в полном соответствии с иудейской погребальной традицией. При совершении ритуала рядом находятся Пресвятая Богородица и жены галилейские, которые оплакивают Христа.

Вот как о помазании и последовавшем затем погребении тела Иисуса Христа говорит любимый ученик Господа, евангелист Иоанн: «После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19: 38–42).

Как известно, построенный несколько веков спустя по указанию матери императора Константина Великого, царицы Елены, иерусалимский храм Гроба Господня объединил в единый архитектурный ансамбль места, связанные с крестной смертью, погребением и воскресением Спасителя. Камень Миропомазания также оказался в числе этих мест.

В византийский период над Камнем Миропомазания стояла часовня Святой Марии, входившая в комплекс храма. Во времена Иерусалимского королевства крестоносцы кардинально реконструировали застройку: вместо архитектурного ансамбля, состоявшего из многих отдельных объектов, здесь появилось монументальное сооружение, объединившее под одной крышей все здешние святыни, включая и Камень.

Вплоть до начала позапрошлого века Камень Миропомазания был в собственности у католических монахов из ордена Францисканцев. Только в 1810 году католики, православные, а также древние апостольские церкви - Армянская и Коптская - пришли к соглашению о совместном владении Камнем. За святыней была построена стена, которую затем украсила искусная мозаика. Она представляет собой величественный триптих, выполненный мастером Власисом Цоцонисом. Первая его сцена изображает снятие с креста, вторая - помазание миром, а третья - погребение. Иосиф Аримафейский на мозаике предстает седобородым старцем в одеяниях красного цвета.

Все прошлые века, в которые Иерусалим был доступен для паломников-христиан, к храму Гроба Господня тек нескончаемый поток пилигримов. Каждый из них стремился прикоснуться к Камню - а то и отколоть от него хоть самую малую часть, чтобы затем благоговейно увезти её с собой. Для защиты от такого разрушительного благочестия Камень покрыли черным мрамором. Позже эту облицовку сняли - сегодня святыню покрывает плита бледно-розового цвета, также мраморная. Длина защитной плиты - 2,7 метра, ширина - 1,3 метра, толщина - 30 сантиметров. На особой перекладине над камнем висят восемь лампад, пламя в которых поддерживают служители шести церквей, представленных в Храме Гроба Господня: греческой православной, католической, армянской, коптской, эфиопской и сирийско-маронитской.

Слева от Камня Помазания, на полу, отмечен - также мрамором - круг. Согласно Преданию, именно на этом месте стояла Пресвятая Дева Мария, когда тело Её Сына приготовляли к погребению.

Как уже было сказано, у Камня за исключением разве что самых ранних часов утра, всегда много верующих. Камень источает микроскопические частицы мира - и верующие спешат прикоснуться к покрытой им плите губами, лбом, руками и даже прикладывают к ней платки и края одежды. Крестики, нательные образки, свечи - чего только не освящают здесь. Как верят христиане, живущие в разных концах земли, положенные на короткое время на Камень предметы с этого момента обладают особой, ни с чем не сравнимой благодатной силой, освящая не только сами объекты, но и того, кто ими владеет. Именно поэтому , освященные на Камне Миропомазания, для верующих, принадлежащих к преемственным христианским церквям - всегда долгожданный подарок.

Сомневаться в реальности действия здесь особой божественной силы не приходится: каждый, кто хоть однажды преклонил колена у Камня Миропомазания, подтвердит, что всё обстоит именно так. А мы в заключение нашего короткого рассказа о Камне Миропомазания приведем короткий отзыв одного из многих и многих тысяч побывавших здесь паломников, опубликованный в «Живом журнале» пользователем под ником chugoj – даже не весь отзыв, а наиболее яркий его фрагмент.

«Приблизившись к камню, я склонился, коснулся лбом поверхности и явственно, чуть ли не резко ощутил источаемый камнем запах, в котором угадывались звуки розового масла, еще чего-то пряного и хвойного. Приложив и отняв руки, ощутил, что запах идет теперь и от них – явственно, чуть ли не резко чувствовалось, что и лоб мой горящий источает его.
Ощущение было почти шоковым – по необычному соединению простоты и незатейливости чуда и настоятельного голоса бытовой рациональности, услужливо подсовывающей “разоблачения” в духе примитивных атеистических агиток сталинских или хрущевских времен… Если плиту служители Храма умащивают благовониями – то когда? Ведь на ночь храм запирают и ключи у потомственных хранителей-мусульман. Если это делают в открытом Храме – то как это возможно? Недоверчиво всю дорогу назад в машине я то и дело подносил руки к лицу и ловил удивительное ощущение, когда невидимые поля этого запаха, исходящего от рук и ото лба будто объединялись, сливались в целое, щеки начинали гореть и мыли возвращались туда, к камню, на котором когда-то лежало тело Его.

Мне казалось, что жизнь послала мне внешне простую, но почти неразрешимую задачу, перед которой я просто робел. Н очью я несколько раз просыпался, подносил ладони к лицу и ощущал их жар и этот запах - неразделимо - розы, пряной хвои, еще чего-то…
Сознание и память человека как-бы “культурного”, а посему – отличающего “Фаренгейт” от “Кензо”, а “Тед Лапидус” от “Красной Москвы” внятно, если не назойливо требовало дальнейшей идентификации запаха, его составляющих, а что-то иное – останавливало, заставляя сконцентрироваться, вслушаться в то внутреннее, что исподволь формировалось и потребностью прийти в храм, и всем прочувствованным в нем, и этим запахом, будто унесенным мной от камня на лбу и на ладонях.»

Две тысячи лет назад люди, жившие на Святой Земле, достигли огромных для своего времени успехов в создании оригинальных благовоний и ароматических веществ - об этом свидетельствуют многие исторические источники. Но, конечно же, ни одной из созданных ими субстанций, даже самой стойкой, не под силу благоухать почти два тысячелетия подряд. Возможно подобное лишь под действием благодатной силы, которая незримо распространяется вокруг Камня, на котором готовили к погребению тело Спасителя мира. Объяснить этого рационально нельзя - но, возможно, своего рода ключом к пониманию этого феномена могут стать слова любимого многими поэта: «Бог сохраняет всё…»

Летними вечерами погода в Иерусалиме меняется. Жар, от которого птицы прячутся в тень, перегреваются моторы машин и мучительно потеют одетые в черное ортодоксальные евреи, сменяется ветром, сухим и прохладным. Солнце убегает на запад, садясь и затухая в волнах Средиземного моря.

И источают томный жар в вечернюю темноту желтые, золотистые и розовые иерусалимские камни, из которых сложено все в городе – от древнейших иевусейских стен в долине Иосафата до современных домов района Рамат-Рахель, от Стены Плача до базарной лавочки, от забора до мостовой и лестницы, убегающей по склону холма среди домов. Разными оттенками золота сияет в это время город, и каменная плоть его источает накопленное тепло. И кажется в эти моменты, что живет Иерусалим своей, особенной, отличной от нашей, жизнью, и дома его сами вырастают из под земли.

Лев ВИЛЕНСКИЙ
Фото автора

Камень, называемый в народе «иерусалимским», является ничем иным как обычным известняком. Эта распространенная скальная порода, состоящая из карбоната кальция, известна как удобный строительный материал, как камень, который вода точит легко и неравномерно, образуя в нем пещеры, как источник окаменелых раковин.

В Иерусалиме есть несколько разновидностей известняка. Наиболее твердый из них, желто-золотистый, арабы называют «Мизи аль-Яхуд» или «Мизи аль-Ахмар» – «Еврейский» или «Ослиный» камень, так как он, наиболее прочный из всех разновидностей известняка в нашем районе, обрабатывается с наибольшим трудом. Упрямство этого камня, тем не менее, сослужило ему хорошую службу – именно из него возводили в Иерусалиме наиболее прочные здания, наиболее важные постройки. Там, где «еврейского камня» не хватало, использовали его более мягкий аналог с восточных склонов иудейских гор, дешевый и легкий в обработке. Арабские строители предпочитали третью разновидность иерусалимского камня, так называемый «малик» – царский камень, мягкий и удобный для обработки и твердеющий на воздухе, либо «Мизи Хилу» («Красивый» или «Сладкий» камень), белый и блестящий на солнце известняк, добываемый в районе Бейт-Лехема.

Особо красив красноватый «еврейский камень», которого много в тех же иудейских горах рядом с Бейт-Лехемом. Кроме строительных работ, он идет на поделки и украшения. Красные прожилки в бело-розовом теле камня делают его фактуру живой, под разными углами оттенок красного цвета меняется.

Долговечность и прочность каменной иерусалимской истории уникальна. Высочайшего мастерства достигло искусство обработки камня во времена Второго Храма (V в. До н.э – I в. Н.э), когда еврейские каменотесы обрабатывали каменные глыбы чудовищного размера и веса. Из этих исполинских блоков построена охватывающая Храмовую Гору опорная стена, частью которой является Стена Плача. Часть еврейских «иродианских» блоков (с более грубо обработанной «рамкой» и аккуратно вытесанной центральной частью») можно встретить сегодня и в стенах Иерусалима (построенных турками в XVI веке), и в руинах дворцов и домов, построенных в византийский и раннеарабский период, и в развалинах построек крестоносцев. Строительный материал, вырубленный из долговечного иерусалимского известняка, переходил из эпохи в эпоху. Вышеупомянутая иерусалимская стена является великолепным примером использования блоков разных эпох – от иудейских, римских и византийских до раннеарабских и турецких.

Арабы переняли у византийцев умение работать с иерусалимским камнем. Поэтому в Иерусалиме приняты арабские названия строительного материала и способа его обработки. Так различают следующие способы обработки облицовочного материала:

  1. Тильяни – просто грубые и необработанные камни разных форм. По-видимому, происходит от слова «Италия», искаженного арабами до малой узнаваемости. Этот тип облицовки чаще всего можно встретить в опорных стенах по сторонам улиц.
  2. Тубзе – прямоугольный каменный блок с грубо обработанной поверхностью. Такими блоками облицовывали дома до 70-ых годов прошлого века.
  3. Тальтиш – прямоугольный блок, поверхность которого обработана молотком и зубилом так, что остаются многочисленные следы зубила в виде запятых и клиньев.
  4. Мусэймсам – похож на тальтиш, но зубило берется особое, с тремя-четырьмя зазубринами, узор получается более ровный и приятный.
  5. Мусэймсам Тафджир или просто Тафджир – удары зазубренным зубилом наносятся с разных углов, поэтому узор более прихотлив.
  6. Мутба – ровная поверхность четырехугольного блока обрабатывается ударами специального молотка с зазубринами, подобного тем, которыми отбивают мясо для шницелей. У каждого молотка 16 или 32 зуба («грубый» или «нежный» тип обработки). Блоки такого типа идут на облицовку дверных косяков и оконных проемов.

Те же арабы – а они любят упрощать работу насколько это возможно – стремятся выдавать за иерусалимский камень еще две породы известняка, которые не имеют той крепости и золотистого оттенка, хотя сами по себе являются достаточно добротным материалом. Это «хеврони» – известняк из окрестностей Хеврона и камень из Бир-Зейт, что к северу от Иерусалима.

Облицовка иерусалимских домов камнем стала обязательной благодаря первому английскому губернатору города, принявшему бразды правления в 1918 году, сэру Роналду Сторсу. Он дал добро на план генерального развития Иерусалима, созданный известным архитектором того времени Вильямом Маклином. Строс – интеллектуал, знаток истории искусств и музыки Вагнера, антисемит и проарабски настроенный английский чиновник, лишь подтвердил древнюю иерусалимскую традицию строительства из местного камня. Надо отдать ему должное – благодаря этому Иерусалим сегодня выглядит достаточно внушительно.

В 1948 году, после разделения города на две части, основная масса каменотесов-арабов и крупные каменоломни в районе Бейт-Лехема остались на иорданской территории. И тогда евреи придумали выход, позволивший им соблюдать градостроительный план. Облицовочный иерусалимский камень начали делать из бетона, который заливали в формы с фактурой, напоминающей блок, обработанный по способу «тальтиш». Такими бетонными «камнями» облицованы несколько домов на улице Гиллель, построенных в 50-е годы прошлого века, отдельные дома в старых районах города Бейт А-Керем и Рехавия. После воссоединения Иерусалима в 1967 году проблема облицовочного материала потеряла свою актуальность. Тем не менее, архитекторы продолжали экспериментировать с иерусалимским камнем, введя более простой вид облицовки – «эвен несура», пиленный камень, с ровной поверхностью. С годами выяснились все недостатки этого материала. На нем легко появлялись лишайники, его поверхность легче покрывалась копотью от выхлопных газов, да и выглядел он уныло. И до сих пор в центре Иерусалима есть несколько десятков домов, где пиленный камень облицовывает фасады. Коренные горожане их не любят – и в этом они правы.

А камень, который сегодня добывают в каменоломнях на севере и востоке города, продолжает покрывать прочной кожей стены, лестницы и дома Города. И каждым летним вечером, когда становится немного прохладно, можно прислониться к нему и согреться впитанным за день теплом.

Много столетий назад, задолго до основания Иерусалима, на эту землю для жертвоприношения пришел праотец Авраам со своим сыном Исааком.

Здесь, несколько веков спустя, царь Давид основал свою столицу. Царь Соломон построил в Иерусалиме храм, где проповедовали ветхозаветные пророки. В Иерусалимский храм был принесен младенец Иисус.

На иерусалимской земле, на горе Голгофе, Христа жестоко распяли. Тут Он преодолел смерть и, восстав из Гроба, явился ученикам, дабы убедить их в истинности Своего Воскресения. Эти события, глубоко изменившие историю человечества, произошли в Иерусалиме. Отсюда началась проповедь Евангелия по всему миру.

Иерусалим привлекателен не только библейским прошлым. Удивительный город, который строили тысячелетиями, славится уникальной архитектурой. Если подняться в небо над Иерусалимом, то с высоты он кажется сотканным из света. Секрет такого свечения - в материале, из которого создан весь ансамбль его строений. Этот строительный материал - разновидность известняка, который добывают на территории Израиля и Палестины. И название ему - Иерусалимский камень.

Этот вид камня встречается только в окрестностях Иерусалима и называется - иерусалимский известняк - очень редкая разновидность. Создан самой природой, рожден в святых местах - он несет положительную энергию и обладает вековой прочностью. Даже не прикасаясь к нему, можно почувствовать теплоту солнца, которую он излучает. В Иерусалиме одноименный камень по сей день является основным отделочным и строительным материалом. Все просто, в городе этого добра богатейшие залежи. А высокое качество камня обусловлено специальной технологией добычи без взрывных работ. Но, не одному Иерусалиму тешиться, ведь слава - штука с крыльями! О потрясающих свойствах и изысканности иерусалимского камня знает весь мир!!!

Прочность и долговечность Иерусалимского камня не вызывают сомнений. Ведь в Иерусалиме из него строят уже не одну тысячу лет. Причем, время для этого камня не минус, а плюс. Материал не теряет свойств и выглядит благородно.

Благодаря примесям горных пород, камень имеет разные цвета и оттенки. Цветовая палитра Иерусалимского камня зависит от преобладающего оттенка в общем спектре. Основные цвета: кремовый, желтый, серый и белый. Такие варианты позволяют легко создать контраст, обозначить фон, который изящно подчеркнет достоинства окружающей обстановки.

Структура камня неоднородна по составу, и это придает ему особое очарование. Тонкая сеть прожилок черного цвета, который постепенно переходит в стальной и плавно приобретает темно-вишневый оттенок, смотрится интересно. Вкрапления гематита, и остаточные следы окаменелостей складываются в уникальный рисунок.

Текстура Иерусалимского камня имеет ряд особенностей, благодаря разнокалиберным размерам зерен.

Крупные плиты иерусалимского камня используют в качестве строительного материала, обломки поменьше идут на изготовление облицовочной плитки, а совсем маленькие куски - на мозаику.

Характеристики Иерусалимского камня:

Иерусалимский камень приносит в Ваш дом теплоту и изящество.

Иерусалимский камень на протяжении веков всегда в моде.

Иерусалимский камень привносит в Ваш дом ощущение связи с природой и традициями.

Иерусалимский камень обогащает интерьер и фасады зданий и улучшает дизайн любого помещения, любого сувенира.

Иерусалимский камень замечательно сочетается с другими материалами, такими как дерево, керамика, метал, стекло и другими, улучшая и дополняя их.

Разнообразие оттенков и поверхностной обработки Иерусалимского камня позволяет использовать бесконечное число комбинаций для реализации самых необычных дизайнерских проектов.

Долговечность и прочность Иерусалимского камня была не один раз проверена на практике в течении последних 3000 лет. Естественное внешнее воздействие лишь облагораживает его вид.

Иерусалимский камень отлично сохраняет температуру - держит тепло в прохладную погоду и приятную прохладу в жаркие дни.

Основные святыни, в строительстве которых используется Иерусалимский камень:

Храм Гроба Господнего – главная святыня христиан, выполнен из известняка, известного как иерусалимский камень.

Церковь св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме.

Весь город Иерусалим выстроен из Иерусалимского камня.

Стена Плача (Западная стена Храма, Котель Маарави)

Еще немного заметок об Иерусалиме, и пора перейти к другим темам.
Наверное, каждый, кто видел фотографии или смотрел вживую на Иерусалим, дивился цвету и фактуре довольно редкого камня, из которого построена большая часть города. Он так и называется - иерусалимский камень, особый микс известняка, донных отложений, образовавшихся примерно 100-150 милл.лет назад на этом месте, и включений мрамора и кварца. Известняковая часть делает камень светлым и удобным для обработки, кристаллы кварца придают ему золотистый оттенок. Поскольку Иерусалим находится в горах (собственно, горы вокруг тоже сложены из этого камня, и потому он является естественным строительным материалом), то солнечных дней в году - большинство, и в лучах солнца мрамор и кристаллы кварцита играют лучами солнца, создавая впечатления нестерпимого блеска. Отчего Иерусалим в древности называли "золотым городом", что нашло свое отражение в библейских книгах, псалмах, религиозных сочинениях и всевозможных песнях.
В составе иерусалимского камня легко найти, если приглядеться, всякие посторонние, но занимательные примеси в виде ракушек, окаменелых рачков и моллюсков и прочих ископаемых древностей. Идешь по улицам Иерусалима, смотришь по сторонам и вдруг видишь на стене, или на брусчатке мостовой явный отпечаток витой раковины или трилобита, тут это в порядке вещей, никто не бежит за учеными, чтобы изъять находку, наоборот, это намеренно выставлется, как украшение, сродни мозаике или барельефу. По цветам Иерусалимский камень - Jerusalem stone - тоже не сравнится с другими известняками. Есть цвета от бело-розовсго, кремового, желто-золотого, до темных почти коричневых тонов, есть даже серые и темно-серые тона. В еврейских сказаниях, Агаде, есть повествование, которое укоренилось в верованиях некоторых иудейских ортодоксальных школ: любой дом в Израиле и за его пределами, при сооружении которого были использованы хотя бы два камня со святой земли, во время пришествия Мессии чудесным образом перенесется вместе с домочадцами в Иерусалим.
Масштаб использования этого камня просто не поддается воображению. Практически все, что можно из него построить: несущие конструкции, фасады, напольное покрытие, стены, столешницы, лестницы, перила, балясины, печи, камины, мебель, раковины, ванны, душевые кабины, бары и рестораны, журнальные столики и обеденные столы, вазы и подоконники, дно и стенки бассейнов, украшения и сувениры, садовые дорожки и тротуары, заборы и изгороди, садовые элементы и скамейки, балюстрады и беседки. Шиком считается весь дом со всеми без исключения элементами, кроме бытовых вещей и одежды, построенный из этого камня разных оттенков. Надо ли говорить о том, что недвижимость в Иерусалиме очень дорогая, а в таких домах вообще запредельной стоимости?!

Н а закате, каменные стены Иерусалима сияют розовато-золотистыми и рыжеватыми оттенками, и он светится, как город из золота. Во время британского мандата существовал закон, запрещающий строительство с использованием любого другого камня, кроме Иерусалимского камня, в целях сохранения наследия прекрасного города.

Знаете ли вы геологический состав этого знаменитого «Иерусалимского камня»? Это известняк и доломит; эти камни формировались на протяжении многих лет под большим давлением из морских ракушек и кораллов — морских существ прошлого, уплотненных и спрессованных в камень и окаменелости. Как камни Иерусалима изобилуют жизнью, так и мы призваны быть живыми камнями.

Сегодня старый Иерусалим все еще окружен стенами, главным образом со времен Ирода и Османской империи, но все же можно увидеть части стен, построенных во времена Неемии, в дни Второго Храма.

Стены Иерусалима действительно важны для Бога

Это довольно интересно — посмотреть на все библейские ссылки о стенах. Один отрывок дает нам представление о чувствах Бога по этому вопросу:

А Сион говорил: ‘оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!’

Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]; стены твои всегда предо Мною. (Исаия 49:14-16)

Другое место, где мы видим важность физических стен Иерусалима, находится в Ездре и Неемии. Когда Неемия слышит о состоянии Иерусалима, он приходит в опустошение:

«И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, [находятся] там, в стране [своей], в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным» (Неемия 1:3-4)

И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем. (Неемия 2:13)

Мы видим последующую огромную духовную битву, которая имела место после того, как Бог чудесным образом обеспечил всю власть, свободу для возвращения и даже финансирование восстановления стен (с помощью персидского царя Кира). И насколько важно было Богу, чтобы все бреши в стенах были устранены. Враги же Израиля были полны решимости остановить строительство стен.

«Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно» (Неемия 4:7)

Они были в ярости — они возбуждали бедствия и клеветали на израильтян, лгали царю, что Израиль начал восстание. Но, несмотря на это, хотя задача многократно казалась слишком большой и трудной, Бог даровал им успех. Стены были завершены, как и пророчествовал Даниил за много лет до этого.

Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. (Даниил 9:25)

Библейский символизм для нас сегодня

Стены очень важны и символичны в Библии, особенно стены Иерусалима. Ворота также имеют серьезное значение, но это уже другая история. Но, более того, стены, камни и бреши также обладают духовным смыслом для нас. Мы можем увидеть в миссии Неемии по строительству и восстановлению брешей в стенах символ того, как мы, как верующие, должны стремиться созидаться в единстве, без каких-либо разногласий и брешей между нами, чтобы мы были использованы как живые камни для построения Царства Божьего.

Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

…Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. (1 Петра 2:4-6, 9-10)

И вновь чудо Божьей благодати распространилось на все народы. Мы — его живые камни, избранные и драгоценные. Но, подобно Израилю и Иерусалиму, мы избраны для конкретной цели — чтобы возвещать совершенства Бога. Возможно, вам захочется молитвенно поразмышлять над этим образом стены… работы по ее строительству… опасности брешей и проломов, и важности краеугольного камня. Интересно также то, насколько были расстроены враги, когда проломы в стене были восстановлены во времена Неемии. Пища для размышлений. Наши правильные отношения с другими верующими имеют решающее значение — мы первым делом должны стремиться к миру и исцелению разногласий среди нас. Давайте будем трудиться вместе с Богом в том, чтобы отремонтировать каждую брешь и каждое разделение, и заставить врага отчаяться.

Подписывайтесь:

Мы также знаем, что непрощение, горечь и неправильные отношения препятствуют нашим молитвам (Матфея 6:7-15, 1 Петра 3:7). Неудивительно, что враг злится, когда всё восстанавливается, и наши молитвы безотлагательно возносятся к Богу!

Наконец, есть образ «сторожей на стенах», который появляется в Писании, как метафора молитвенных воинов, следящих за Божьими целями и усердно молящихся за безопасность, защиту и победу. Стоять «в проломе» за тех, кто нуждается в нас, чтобы помолиться от их имени. Могли бы вы помолиться словами Исайи, глава 62 от имени Израиля? Присоединяйтесь к нам в единстве, молясь за землю и ее народ, за спасение и восстановление Израиля!