Какое влияние оказывает семья. Гендерные различия поведения. Дошкольное воспитание внутри семьи

Недаром говорят: дети - зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?

Пятилетний Саша, встречаясь с соседями по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. Он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа: сказать «здравствуйте» - значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание, значит, и произносить его надо доброжелательно, вежливо.

Встретившись возле лифта с взрослыми, Саша старается пропустить их вперед себя. Так он поступает тоже по примеру папы.

Но, к сожалению, дети видят и другие примеры.

Пожилая женщина с мальчиком лет шести вошла в вагон метро. Пассажиры, потеснившись, освободили место и... мальчуган тут же сел. Его бабушка, поставив сумку внуку на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику:

- Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала.

- Ничего, я постою,- сказала пожилая женщина,- Какой же он большой? Это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет.

- Конечно, большой, должен уметь уступать место в транспорте. И не только своей бабушке... В вагоне народу немного, и мальчик может постоять.

Бабушка недовольно поджимает губы. Обращаясь к внуку, который уже намеревался было встать, говорит:

- Сиди, сиди, всем не науступаешься!

Поглаживает его по спине, затем бросает в пространство:

- Ишь, сколько учителей нашлось! Своих бы лучше воспитывали!

Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом. Между внутренней культурой и внешними формами ее проявления существует тесная связь. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют на их внутренний мир.

Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности; симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.

Вольными или невольными воспитателями маленького ребенка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди - члены его семьи. Те, кто уделяет малышу наибольшее внимание, ласку.

И в этом случае огромное счастье для них, особенно для мальчика, когда один из таких близких, любящих его людей - отец.

О роли мамы в воспитании детей (особенно маленьких) сказано много. И столько же раз можно повторить, что малышу для его здорового и нормального развития совершенно необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь. Спокойно и радостно засыпает малыш под добрую, ласковую мамину колыбельную песню... Во время болезни лекарство в маминых руках кажется не таким уж и горьким. Та же легкая рука, кажется, снимает боль... И совсем-совсем не страшно войти в темную комнату, если рядышком мама.

Очевидно, бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном» возрасте самый близкий и понятный для них мужчина - отец.

Быть папой - дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права (как это, к сожалению, еще до сей поры случается!) перекладывать все проблемы воспитания детей на материнские плечи, обедняя, таким образом, и собственную свою душу, и душу своего ребенка. Воспитание детей в такой же степени мужское (отцовское) дело, в какой и женское (материнское). Потому, когда мы утверждаем, что всякое воспитание, прежде всего, начинается с обязательного самовоспитания воспитателя, - мы, конечно же, утверждаем этим и отцовскую ответственность перед ребенком. Тем более перед сыном, мальчиком, для которого, особенно в раннем возрасте, отец - идеал мужества.

Именно папа своим поведением, добрым внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защитить, помогать им.Поведение маленького сына - чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения... Вот почему нашим папам совершенно необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать (прежде всего, перед своими детьми) того, что они - сильная половина Рода человеческого.

Если мальчик видит, что его папа всегда уступает в общественном транспорте место женщинам, - сын очень скоро начнет вести себя точно так же. Если ребенок замечает, как постоянно сдержанно и воспитанно ведет себя его папа: никогда не повысит голоса, не покажет своего раздражения, какой бы усталый ни вернулся он с работы, - сын тоже станет сдерживать свои эмоции. Если мальчик систематически наблюдает, как ласково и бережно относится его папа к маме и бабушке, как часто старается он разгрузить их от бесконечных домашних «женских» забот...

Когда мама торопится, больна или устала, папа без всяких ее просьб и упреков охотно берется за эту «женскую» работу: моет пол, ходит в магазин за продуктами, моет посуду и даже при случае отлично готовит обед... В подобной семье сыновья рано начинают приобщаться к работе по дому, они охотно помогают маме и бабушке. И тут стараясь как можно больше походить на папу.

Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у детей. Уважая окружающих его людей, он с уважением относится к сыну или к дочке. Никогда не оскорбит их человеческое достоинство. Не повысит на них голоса, и тем более в присутствии посторонних. Тем резче ощущает малыш отцовское недовольство, когда он (сын) совершит вдруг какой-нибудь плохой поступок: обманет, обидит слабого, нечестно обойдется с товарищем... Впрочем, хорошо воспитанный отец и тут поведет себя сдержанно и разумно. Он серьезно и строго поговорит с сыном (или с дочкой). Выскажет свое мнение относительно совершенного им проступка. А при случае даже и накажет: не возьмет мальчика с собой на прогулку, на рыбалку, отстранит его в этот вечер от любимого «мужского» домашнего дела. (Уверяю вас, дорогие папы, что подобные наказания действуют гораздо сильнее окриков, к которым - при всей их оскорбительности - дети привыкают. И хуже того, человек, который постоянно оскорбляет достоинство ребенка, скоро теряет его доверие и уважение. И очередной окрик или какое-либо другое грубое наказание со стороны этого человека лишь ожесточает малыша, укрепляет в нем обиду, недоверие и неуважение к такому взрослому. Даже если это отец или мать.)

Очень полезно для мальчика, когда у него - помимо общих каждодневных домашних дел и обязанностей - есть еще общее с папой (дедушкой или со старшим братом) «мужское» дело или увлечение. Таким делом может стать сооружение шведской стенки в детской комнате, или спортплощадки во дворе. Неплохо также вместе с сыном смастерить скамейку для бабушки, чтобы у нее не отекали ноги.

Весной можно смастерить скворечник или дуплянку и повесить их под окошком или в ближнем лесу. Зимой сделать кормушку для птиц. Мало ли дел у настоящих мужчин! И каждое такое дело постепенно и естественно приучает маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к большому взрослому миру людей.

Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый и умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так как наши девочки, естественно, в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким прежде всего равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна, видимо, быть человеком чрезвычайно требовательным к самой себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, опрятной, женственной. (Впрочем имеет ли право чья бы то ни было мама быть другой?) Именно мама должна терпеливо и умело приучать маленькую дочку к обязанностям по дому. У мамы и у дочки в семье должны быть свои, «женские» общие дела. И начинаются такие дела с самого незатейливого и простого: каждый вечер дочь, перед тем как лечь спать, обязательно должна навести уют и порядок в кукольном уголке, днем - выстирать платья и фартуки своих кукол... Позднее, годам к 5 - 7 эти заботы станут более взрослыми, более серьезными. Но уже привыкшая к домашнему труду девочка будет исполнять их радостно и охотно.

В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически и не задумываемся, что именно они обозначают. Эти благие пожелания стали формальностью - для кого-то Дежурные улыбки и любезности даже составная часть профессии. И детей мы учим хорошим манерам также поверхностно, как пользуемся ими сами. Ну, кому же не хочется продемонстрировать знакомым своего развитого трехлетку, освоившего весь набор традиционных «вежливостей»? Между тем Бенджамин Спок, чьи книги есть в каждом доме, но чьи идеи, к сожалению, так и не овладели массами, пишет: «Обучение ребенка таким словам как «здравствуйте» и «спасибо» должно быть не первым шагом, а последним. Главное - это научить его любить людей».

В самом деле, почему на многих из нас выражение «хорошие манеры» нагоняет тоску? Не потому ли, что мы с детства чувствовали во всем этом неуловимую фальшь? Совсем другой отклик в душе вызывает настоящая доброжелательность. Поэтому, может быть, есть смысл начать обучение ребенка этикету с рассказов о том, как знакомые ему люди милы и симпатичны, как они его любят... Проникаясь искренней симпатией к окружающим, ребенок сам захочет радовать их добрыми словами.

Конечно, далеко не все люди на свете вписываются в эту идиллию и вызывают расположение к себе. И все же в окружении ребенка люди, как правило, «положительные». Пусть со своими недостатками, но ведь не отпетые негодяи, каких обычно подразумевают под людьми, не заслуживающими искренних симпатий. Когда-нибудь, возможно, ваш ребенок столкнется и с такими. И может быть, даже будет вынужден с ними «расшаркиваться», поняв, что не всегда вежливые слова приходится говорить по велению сердца. Но пусть это станет для него исключением, а не правилом.

Ирина Ржевская
Консультация «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»

Описание материала : материал будет полезен педагогам, родителям , старшим воспитателям, студентам педагогических факультетов.

«Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка

тогда, когда с ним разговариваете, или

поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.»

Слагаемые родительского авторитета-это поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей , их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу , взаимном уважении, возвышении личности каждого .

Отношения в семье требует взаимопонимания, ответственности, уважения умения организовать их на принципах равенства.

Стиль внутрисемейных отношений в семье вырабатывается не сразу, а сформировывается постепенно. Каждая семья накапливает собственный опыт воспитания, и создает культуру отношений, общения.

Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи.

А. С. Макаренко называл его «общим тоном семьи» , который действует на ребенка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские» , одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, к своим родителям , детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.

Хотя большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, распространенной ошибкой семейного воспитания в последние годы стало неумение воспитывать уважение к старшим. Обстановка доверия и эмоционального комфорта без поощрения и поддержки взрослых, постоянного упражнения детей в положительных поступках не воспитывает уважительного отношения к окружающим людям, в том числе и к самим родителям . Это подтверждается множеством примеров.

В практике семейного воспитания часто допускается такая ошибка, когда родители , осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет » . Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей , но в подростковом возрасте оценке подвергается все поведение родителей , что не проходит бесследно.

Одной из самых распространенных моделей семейного воспитания считается авторитет любви . Родители в таких семьях захваливают ребенка , демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери способствует воспитанию в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другая модель семейного воспитания - ложный авторитет доброты . В семьях такого типа родители разрешают ребенку все . Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти и каприза. Дети командуют родителями , капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате в семье вырастает избалованный ребенок предъявляющий непомерные претензии, требования, мало дающий обществу и семье, не признающий запретов. Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.

Противоположная модель семейного воспитания -ложный авторитет подавления , при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, часто исходящим от отца, и если молодая семья живет с родителями , то от представителей старшего поколения. При непослушании отец или бабушка раздражаются кричат,часто наказывают ребенка . Естественно что ребенок вырастает безвольным,замкнутым, забитым или наоборот деспотом.

Педагогический такт заключается в том чтобы найти взаимопонимание с ребенком , установить с ним эмоциональный контакт, соблюдать чувство меры.

В последние годы распространен тип ложного авторитета в семье – авторитет чванства

Родители в такой семье кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим.

Здесь царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. Дети в таких семьях вырастают хвастунами,белоручками, расчетливыми дельцами, бездельниками.

Авторитет подкупа –очень часто встречается в наших семьях. Поведение детей, хорошие оценки, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков , бесконечных обещаний. «Будешь себя хорошо вести, тогда куплю…» часто слышится в разговоре матери с ребенком . В такой семье растет ребенок который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя, он из всего постарается извлечь пользу.

Проводя анализ к каждой конкретной семье позволит педагогу установить вид семейного воспитания, и строить свою работу с ними. Чтобы конечный результат был благоприятный важно соблюдать следующие рекомендации :

2. Требовательное отношение к себе. У взрослых не должны слова расходиться с делом.

3. Благоприятная обстановка в семье, где родители с уважением относятся к проблемам своих детей.

4. Провождение совместных, интересных, семейных досугов.

5. Духовное общение с детьми : чтение книг, совместные занятия и игры, приобщение ребёнка к полезным увлечениям отца или матери, (занятие спортом или рукоделием) .

6. Проявлять терпение и такта, отвечая на интересующие вопросы детей.

7. Доверительные отношения между детьми и взрослыми устанавливаются в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

8. Данные детям обещания нужно выполнять. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

9. Детям нельзя говорить неправду!

Но чтобы конечный результат ваших воспитательных воздействий был действительно желаем, вам надо образно представить, чем «наполнен» ваш ребенок его стремление и просьбы, поступки, чувства и мечты.

«Переварите» жизнь ребенка и посмотрите на него со стороны, его глазами и с его позиции.

Поймите своего ребенка . Ему дается все с большим трудом.

Вы – не судья, не вам подвластен приговор. Не увлекайтесь так рьяно процессом «управления» ребенком и не вступайте с ним в бесплодные дебаты. Выбирайте самые удачные моменты для воспитательных бесед наедине.

Итак, поймите своего ребенка , и помогите, если можете ему.

Старайтесь стать ему таким родителем , какого ВЫ мечтали иметь в детстве!

Библиографический список :

1. Калугина В. А., Тавберидзе Е. А. «Организация и содержание работы с родителями . Москва Школьная пресса 2008

2. А. Баркан «Практическая психология для родителей , или как научиться понимать своего ребенка . Москва «Аст-пресс» 2000.

3. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьёй. – М.: Просвещение 1989.- 190 с.

Родители на формирование личности ребенка оказывают существенное влияние с момента рождения малыша.

Трудно сказать, в какой мере впоследствии возможно будет скорректировать первые впечатления, которые будут у новорожденного при встрече с образами отца и матери. Роль родителей в формировании личности ребенка трудно переоценить - эти люди непосредственно участвуют в воспитании нового человека.

Но насколько велика не была бы роль родителей в жизни ребенка, существуют и другие взрослые люди, которые могут вмешиваться в процесс становления. В этом материале поговорим о том, как родители влияют на формирование личности ребенка, каким образом можно усовершенствовать этот процесс.

Когда ребенок рождается, он ничего не знает об окружающем мире - первоначально ограничивается для малыша семьей. От отношения родителей зависит дальнейшее развитие, будущее восприятие.

Связь между мамой: как он ее воспринимает

Каждый ребенок воспринимает своих родителей по-своему. Самый близкий для малыша человек - это его мама. Естественная связь мамы и ребенка может быть очень сильной и длиться на протяжении десятилетий. Младенец в состоянии узнать ее среди других женщин, если мама возьмет его на руки. Но как такое маленькое существо может отличить маму? Во-первых, ребенок узнает ее сердечный ритм, во-вторых, запах, внешние признаки его пока не интересуют. До 2-летнего возраста малыши имеют довольно сильную психологическую и физическую связь с мамой. Подобная привязанность возникает из-за того, что она первоначально дает ему пищу (грудное молоко). Поэтому ребенок так чутко реагирует на ее психологическое и физическое состояние. Он воспринимает мать как единственное средство для своего существования.

До окончательного формирования личности малыша мама будет для него самым значимым человеком, потому как она не только кормит его, но и является надежной защитой от окружающих его опасностей. Даже черты поведения большинство детей перенимают у мамы, считая себя с ней одним целым. Связь между мамой и ребенком может сохраняться даже на определенном расстоянии.

Образ отца

Формирование отношений «родитель и ребенок» происходит значительно позже: знакомство и контакт с папой идет постепенно. Для того, чтобы малыш признал его как члена семьи, должно пройти определенное время, он должен сначала привыкнуть к нему. Изначально у ребенка отсутствует ощущение кровного родства по отношению к отцу. В основном выполнение отцовских обязанностей и формирование образа отца начинается, когда малыш выходит из грудного возраста, привязанность к матери ослабевает.

Основная задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить потребность ребенка в защите и безопасности. Поначалу большая часть этой задачи возлагается на мать, и лишь с течением времени в нее вовлекается отец. В дальнейшем всю ответственность за безопасность и защиту малыша должен взять на себя папа как глава семьи. От того, как он исполняет эту обязанность, во многом зависит формирование представления ребенка о правильности семейного устройства, а также его психическое развитие. Ребенок воспринимает отца как опору и защиту от негативных внешних обстоятельств.

Малыш и мама должны видеть в отце и муже надежную опору и защиту, ощущать его силу. В тех семьях, где мама играет главенствующую роль, все равно детям нужно позиционировать отца лишь с лучшей стороны, иначе любви и уважения они к нему испытывать не смогут. Таким образом, нарушится их восприятие семейных ролей, что в дальнейшей жизни может привести к негативным последствиям.

Каждый из родителей должен приложить все усилия для того, чтобы малыш понял и почувствовал, что мама и папа его любят. Одной фразы «Я тебя люблю» недостаточно, так как ребенок, особенно маленький, еще не может мыслить абстрактными понятиями, он еще не воспринимает словесную формулировку.

Любовь - самая надежная основа гармоничного развития личности и счастливого детства. Малыши, воспитанные в атмосфере родительской любви друг к другу и к нему, имеют более высокую самооценку, уверенность в собственных силах, растут добрыми и щедрыми.

Замечали ли вы, какие изменения претерпела роль отца в развитии ребенка в современном обществе? Во многих семьях нарушился традиционный уклад семейной жизни, когда отец уже не глава семьи, а дополнение к ней. Конечно, в этом виноваты и сами мужчины, но во многом и мамы, которые в процессе воспитания формируют у ребенка неправильное представление о роли мужчины в семье. Ни первые, ни вторые не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные семейные отношения.

Еще в древности, когда институт семьи только зарождался, мужчина был добытчиком и главой. С течением времени, когда понятие «добытчик» стало носить не прямой, а косвенный характер, образ отца в восприятии ребенка был неотделимо связан с какой-нибудь профессией, которая зачастую передавалась по родству. Дети начинали рано интересоваться тем, чем занимается отец, подражали ему, учились профессиональным навыкам.

Несмотря ни на что, в подсознании современных малышей все еще существует взаимосвязь: «отец - глава семьи - профессия». Поэтому даже если в вашей семье мама зарабатывает больше или каждый день ходит на работу, а папа работает дома, постарайтесь не стирать в сознании ребенка этот ассоциативный ряд. Это может навредить не только ребенку, но и отцу, а во многих случаях и всей семье, просто поставив под удар ее существование. Если ребенок перестает воспринимать папу как главу семьи, то и само понятие «отец» для него обесценивается.

Папа для зарабатывания денег

Если акцентировать внимание ребенка на сумме зарабатываемых папой денег, это приведет к ухудшению отношения. Папа перестает быть интересным как личность, становится объектом для зарабатывания денег. Отец приобретает функцию неодушевленного предмета. Деньги необходимы людям для удовлетворения своих потребностей, ребенку, соответственно, тоже. Со временем его отношение к отцу становится попросту потребительским. В современном мире взрослые часто сталкиваются с этой проблемой.

Зачастую рассказы родителей о том, что деньги достаются нелегко, не вызывают у детей сочувствия, они, наоборот, только раздражаются. Понятно, что родителям в какой-то момент становится обидно, что дети воспринимают их подобным образом. И если мама может любить своего малыша, то папе сделать это труднее. С течением времени потребительское отношение ребенка может привести к тому, что семья распадается.

Восприятие семьи и отношений

Некоторые мамы сами подливают масла в огонь, не понимая восприятие ребенком семьи, говоря о том, что раз папа не играет и не занимается с ребенком, то и малыш проявляет к нему лишь равнодушие. Папа воспринимает данную ситуацию по-своему, считая, что им в семье не интересуются, он как человек никому не нужен, у него накапливаются обиды. Если родители начнут перекладывать вину друг на друга, то итогом все равно станет уход отца из семьи. Стоит ли снова говорить о том, что гармоничного развития личности в неполноценной семье не получится ?

Как избежать подобной ситуации? Помните о том, что отношения в семье между родителями создают условия комфорта или дискомфорта для малыша. Просто постарайтесь разговаривать с ребенком о работе отца почаще и проявляйте уважение к тому, чем он занимается (даже если вам это не нравится). Не стоит делать акцент на материальных благах, расскажите лучше о том, что папа делает на работе. Поскольку для малыша пока все ново, то интересной и важной ему покажется абсолютно любая деятельность. Помните, что даже самую скучную работу можно преподнести так, что ребенка увлечет эта тема на долгое время.

Еще совсем недавно специально формировать у ребенка положительный образ отца никому не приходило в голову, именно он был кормильцем в семье. Сегодня, когда социальные роли женщины и мужчины не имеют четких границ, когда маме одной по силам поставить на ноги малыша, встает вопрос о правильном формировании образа отца в сознании ребенка. В такой ситуации многое зависит от матери, ребенок в первую очередь прислушивается к словам, мнению, именно ее отношение к отцу он перенимает.

Но как маме понять, какие качества нужно подчеркивать, чтобы сформировать у ребенка положительное и уважительное восприятие отца, если у нее прежде не было подобного опыта? Для этого нужно просто вспомнить, какие качества ценятся в представителях сильного пола.

В нашей традиции всегда ценились такие качества как доброта, благородство, мужество, бескорыстность, ум, верность, готовность прийти на помощь другим, неприхотливость, трудолюбие, хозяйственность и др.

Довольно трудно найти идеал, который бы обладал всеми перечисленными качествами, но несколько из них есть в каждом муже, просто с годами мы перестаем их замечать. Затрагивая в разговорах папины достоинства, стоит делать акцент, что это не его личные особенности, а качества, которыми обладают настоящие мужчины. У детей будут формироваться представления, помогут им в собственной жизни.

Семейное воспитание

Родители и их роль в семейном воспитании очень важны. Мамы и папы должны помнить, что самое главное для полноценного развития личности не то, сколько они зарабатывают, кто чаще играет с ребенком или гуляет с ним, кто покупает лучшие подарки, а то, какой авторитет у родителя формируется с самых первых дней жизни ребенка.

От того, как ребенок воспринимает родителей, зависит его будущая судьба и успешность в жизни. Если малыш не уважает маму или папу, один из них настраивает ребенка против другого, то это не принесет ничего хорошего для семьи и характера ребенка. Неуважение к матери или отцу в дальнейшем перерастет в неуважение к окружающим, к своей жене или мужу, детям.

Гендерные различия поведения

Когда ребенок начинает осознавать гендерные различия детей, отождествлять себя с представителем того или иного пола, его восприятие родителей также приобретает еще и половой характер. Именно поэтому мальчики и девочки по-разному видят своих родителей. Различие поведения детей создает условие для полноценного развития личности уже в дошкольном возрасте.

Девочки

Для них образ матери очень важен, когда они сами становятся женщинами, в их подсознании все равно остается образ маленькой беззащитной девочки, которая хочет быть рядом с мамой.

Гендерные различия мальчиков и девочек заключаются в том, что материнские повадки передаются и дочери. Надевая туфли на каблуке, примеряя мамины платья и бусы, девочка с малых лет хочет быть похожей на свою любимую маму. Не надо бороться с желанием быть красивой, как мама, не нужно ругать ее и наказывать за то, что она испортила дорогую помаду или порвала платье. Наоборот, постарайтесь поддержать подобное стремление собственной дочери, купите ей, например, детскую косметику или новое платье, красивый ободок для волос или туфельки. В восприятии ребенка мама является идеалом для подражания, пусть так и будет. Это лучше, чем то, если у нее появится другой образец, и не всегда хороший.

Поначалу девочки воспринимают папу как нечто необычное и интересное, ведут себя кокетливо по отношению к отцу. Видя силу, начинают уважительно относиться к нему. Наблюдая как папа ведет себя с мамой, девочка учится строить отношения с противоположным полом.

Мальчики

Для сына матерь играет более скромную роль. Главное, чему должен научиться сын от мамы - правильное отношение к противоположному полу. Всему остальному должен научить папа, используя при этом не метод рассказа, а наглядный пример того, как должен вести себя мужчина. Если девочки подражают мамам, то мальчики хотят быть похожими на папу. Наблюдая за его поведением и действиями, малыш на подсознательном уровне формирует для себя принципы своего будущего поведения.

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

Функция воспроизводства;

Первичный социальный и сексуальный контроль;

Экономическая поддержка детей;

Поддержка нетрудоспособных;

Защита прав ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

Удовлетворение потребности в любви;

Функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

Функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;

Психотерапевтическая функция семьи;

Функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

Функция формирования позитивных отношений;

Функция формирования культурной общности.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В.К. Лосева выделяет следующие:

«Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

«Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

«Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.

«Ты - эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки - мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова выделяет некоторые из них:

Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);

Ловушка нормальности или «все как у людей» - отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;

Ловушка правоты силы или «против лома нет приема» -ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;

Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);

Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») -игнорирование личностного общения;

Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских, способов решения жизненных задач;

Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя;

Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

Уверенность в своих силах и самодостаточность;

Умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

Способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.


Личность ребёнка – это ещё не окрепшая конструкция, которая формируется в детстве. Автор затрагивает проблему влияния взрослых на становление личности ребенка, так как именно за счёт их дети пытаются набрать жизненный опыт.

Чтобы привлечь внимание читателя, писатель замечает, что небрежно брошенная фраза, которую услышал ребенок от матери, может обернуться психологической травмой на всю жизнь.

(Предложения 4-5). Также, доказывая то, что для детей, фразы взрослых «представляются полными скрытого смысла», приводит пример из жизни, в котором, будучи ребенком, он совместил два абсолютно бессвязных факта.(предложения 15-20) Вернее это его детское сознание и воображение раскрутило и закрепило эту неверную аналогию. Но всё же, заканчивая рассуждения, А. Моруа делает вывод, что невозможно уберечь детей от таких мыслей, но можно попытаться не давать ребенку «острую пищу для воображения».

Я согласен с мнением автора и тоже считаю, что от того, каким было детство, зависит вся дальнейшая жизнь и эмоциональная составляющая личности, так как те, у кого было счастливое детство легче переносят все трудности взрослой жизни. Но важно не перестараться, а не то все усилия окажутся в вред.

В литературе есть немало примеров, доказывающих мою точку зрения, например вспомним произведение Л.Н.Толстого «Война и Мир» Наташа Ростова с детства была окружена любовью и заботой, в родительском доме царила атмосфера любви и доверия. Именно поэтому она стойко переносит такие потрясения, как смерть брата, обман Анатоля Курагина, смерь Андрея Болконского. Даже когда приходит война, она остается отзывчивым человеком и помогает раненым солдатам. Только благодаря родителям Наташа выросла такой личностью.

Также, размышляя над данной проблемой, вспоминается произведения Гончарова «Обломов». Да, его детство было абсолютно беззаботным, наполнено приятными эмоциями, о чем говорит сон Ильи Ильича, Но нельзя сказать, что от этого он лучше переносит невзгоды, такие как, например, разворовывание старостой родительской деревни или расставание с Ольгой. По моему мнению, он уже не способен к таким эмоциям, как разочарование, потому что произошла полная деградация личности. И на это повлияли взрослые- его родители.

Таким образом, проанализировав два аргумента, можно сделать вывод, что взрослые, в частности родители, серьезно влияют на формирование личностных качеств ребёнка.

Обновлено: 2018-01-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.