Как сделать белый грим для лица в домашних условиях. История макияжа от белил до BB-крема Мышиный мех для искусственных бровей

Каждой женщине хотелось бы иметь красивую кожу без несовершенств, пигментных пятен, пост-акне, шрамов и других несовершенств. Конечно, это не обошло стороной и азиатских леди.

Более того: это стало настоящей манией.

В западных странах нет четких определений понятия "красивая кожа". Есть несколько критериев: она должна быть чистой, без воспалений и высыпаний, рельеф - максимально гладким... Все, что здесь можно было бы перечислить, не сложно объединить в одно понятие: здоровая. Главное, чтобы кожа выглядела здоровой. В современном мире нет определенных понятий о том, какого она должна быть тона и все идет к тому, чтобы для большинства людей и ее цвет имел все меньшее значение.

Это еще одно значительное различие между Азией и западом.

Наверняка каждая из нас неоднократно видела фотографии и изображения индийских леди высоких кровей, членов японских императорских семей или гейш, знатных китаянок... и современных азиатских девушек.

Что, казалось бы, объединяет их всех? Однозначно, "белая" кожа. Максимально светлый тон и отсутствие несовершенств. Никаких других вариантов.

Понятие "Аристократичная бледность" не прозвучит новым ни для кого, но если на западе новые веяния моды постепенно расширили границы понятия "красивая кожа", в Азии все произошло с точностью до наоборот. И сейчас, в век инноваций и технологий, азиатский рынок переполнен средствами, направленными на отбеливание кожи.

Ее осветление и некий стереотип о "правильном цвете кожи" - это целая глава истории, это большое количество научных исследований, технологий и разработок, это большое количество действительно весомых аргументов "за". Поговорим же об этом!

Сегодня можно с уверенностью сказать, что попыткам сделать свою кожу светлее вопреки природе уже тысячи лет.

Достоверно известно, что одна из первых стран, где это начало происходить – Индия. История сложилась так, что цвет кожи представителей высших каст, как правило, был светлее, и что вполне естественно для человека, это отличие старались подчеркнуть, приумножить… или приобрести. Возможно, это связано с понятием чистоты, которое всегда было присуще аристократам всего мира. Не стали исключением и такие страны, как Китай, Япония и Корея, где светлая кожа была и остается одним из главных символов красоты женщины.

Способы и опасные компоненты: красота – страшная сила!

Когда речь заходит о женской красоте, зачастую невольно вспоминается всем известная фраза: «красота требует жертв». К сожалению, в нашей истории это действительно стоит воспринимать буквально.

Для достижения максимального светлого тона лица и не только все средства были хороши. Поиски этих средств велись непрерывно и вне зависимости от того, чем это грозило, что именно это были за способы, люди к ним прибегали. И не всегда это заканчивалось хорошо.

Очень часто средства или методы были действительно опасными, и не просто для кожи, но и для здоровья и даже жизни. Почему, спрашивается, отбеливание кожи не теряло своей актуальности? Ответ прост: время.

Во-первых, зачастую в то время у людей просто не было возможности знать, что способ или вещество опасны.

Во-вторых, разница между представителями высших и нижних слоев общества была колоссальна и имела такое значение, что проще было не задумываться, чем выделяться на фоне семьи темным цветом кожи, присущим представителям народа, рабочего класса, низших каст и тд. Светлая кожа для представителей аристократии была так же естественна, как вышитые золотом шелка и платья сложного кроя.

Для осветления кожи в западных странах использовались такие компоненты, как гидрохинон, ртуть, свинец, мышьяк… и это не полный список. Звучит ужасно, не правда ли? Несмотря на то, что в азиатских странах эти компоненты почти не использовались, рассмотрим некоторые из этих веществ:

Гидрохинон.

Очень долгое время гидрохинон считался одним из лучших отбеливающих средств, пока не был запрещен во всем мире по причине высокой токсичности. Кроме того, была установлена связь между использования гидрохинона с возникновением лейкоза.

Увы, несмотря на это, данный компонент очень редко, но все еще можно встретить в отбеливающих средствах. Как правило, такие кремы производятся в Бразилии и России.

В азиатской косметике присутствие компонента исключено.

Ртуть.

В древности отбеливающие кремы на основе ртути в свое время получили широкое распространение и пользовались большой популярностью, так как губящее воздействие ртути на организм человека было выявлено намного позже. Результатом частого использования зачастую становилась смерть.

К сожалению, ртуть добавляется в составы некоторых косметических средств и в наше время. Впрочем, Вы не найдете ртути ни в одном корейском косметическом средстве: в этой стране осуществляется строгий контроль и проверки всей производимой и поставляемой продукции, делается упор на безопасность и использование опасных веществ в производстве косметики исключено.

Мышьяк и свинец.

Нет человека, который не знает о том, насколько опасны эти вещества… Но это не всегда было так. В 17 веке красавицы начали использовали средства со свинцовыми солями и мышьяком. Вызвано это было тем, что модная в те времена рисовая пудра очень плохо держалась на коже и требовала добавления вяжущих веществ… которыми и стали мышьяк и свинец.

Сначала использовались свинцовые жидкие белила, из-за консистенции которых яды легко попадали в организм человека, отравляя его, но к тому моменту врачи взялись за исследование косметических средств и большую популярность приобрели «свинцовые пудры», которые якобы должны были служить безопасной альтернативой, так как сухая пудра не впитывалась, а оставалась на поверхности кожных покровов.

Впрочем, это не сильно спасало ситуацию, так как для человеческой кожи нормально выделять пот, который и помогал свинцу попадать в организм, даже не смотря на измененную форму выпуска.

Мышьяк высоко токсичен и может привести к раку многих органов. О летальном исходе так же не сложно догадаться, ведь это один из самых известных в наше время ядов.

Страшно даже подумать об этом, но в те времена доля этих ядовитых веществ в косметике доходила до 50%.

Несмотря на то, что благодаря исследованиям медиков опасность мышьяка и свинца перестала быть тайной, в погоне за прибылью, производители не желали прекращать выпуск косметики с этими составляющими. Как только то или иное средство «уличалось» в содержании мышьяка или свинца, оно просто перевыпускалось под иным названием. К сожалению, эффективных способов борьбы с такой косметикой не появилось и в следующем, 18 веке, потому известно множество случаев и примеров страшнейших последствий подобных попыток отбелить кожу.

Современные отбеливающие средства.

К счастью, что касается корейской косметики, вся производимая продукция подвергается строжайшему контролю качества. Все новые компоненты, разрабатываемые той или иной компанией, обязательно патентуются и проходят клинические исследования перед тем, как добавляются в те или иные косметические средства: благодаря этому, Вы можете быть спокойны за состояние своей кожи.

Но вернемся к истории и причинам.

Почему же и в наше время только «белая кожа» в Азии считается красивой?

Нельзя сказать, что первоначальные причины сильно изменились: белая кожа ассоциировалась и продолжает ассоциироваться с аристократией. Но что более важно для современного Китая, Японии и Южной Кореи, белая кожа - чистая кожа. Совершенная кожа. Здоровая кожа. Нет ни единой девушки, которая представляла бы возможным отбеливание без комплексного ухода. Чистота и здоровье – главные критерии красоты.

Не секрет, что большая часть населения азиатских стран никогда не пренебрегает защитой от солнца. Дело не только в возможном покраснении и неприятных ощущениях: эта простая мера помогает избежать появления пигментации, предотвращает преждевременное старение кожи и вообще минимизирует вредное воздействие ультрафиолета, которое способно вызвать страшную болезнь: рак.

К слову, несмотря на то, что жителей азиатских стран эта болезнь отнюдь не обошла стороной, можно отметить, что рак кожи не входит в десятку наиболее распространенных видов рака в Японии и Корее, тогда как в Великобритании и США он занимает 4 и 5 место соответственно.

Светлая кожа как главный символ естественной красоты и здоровья оставалась и остается своеобразной «визитной карточкой» азиатских красавиц, и, как мы видим, неспроста. Это одна из сохранившихся традиций и даже восточных мудростей, которая скрывает в себе один из главных секретов утонченной азиатской красоты. И ее главным отличием от древних западных понятий и способов является стремление к сохранению главной человеческой ценности, которую нельзя купить и так трудно вернуть: забота о здоровье.

Забота о здоровье и безопасность это те аспекты, которые стали неотъемлемой частью и огромным преимуществом корейской и японской косметологии и в наше время.

Думая об этом, невольно задумываешься: даже если существенной проблемы пигментных пятен или потемнений некоторых участков кожи нет, почему бы не защитить ее от солнца, потратив пару минут на нанесение солнцезащитного крема?

Последнее время стало популярным увлечение карнавалами, и на таких мероприятиях, как правило, используется яркий грим, особенно на празднике Хэллоуин. Белый грим обычно используют как основу, так как на белом фоне любой другой цвет смотрится ярче и насыщеннее.

Для чего нужен белый грим?

После нанесения на лицо белого грима можно креативить по полной программе – изобразить совершенно любой образ – от бледного вампира до старой, древней ведьмы. Но это не все возможности белого грима. На сцене, например, он тоже используется – все мы помним и легендарных «Киссов», и Мерилина Мэнсона – они используют белый грим, чтобы он оттенял основной рисунок на лице – у них это уже своеобразная торговая марка.

После этих первопроходцев многие рок-исполнители взяли себе на вооружение белый грим и стали его применять на своих выступлениях.

Если ты еще не профессиональный рок-певец, то школа рок вокала – то, что тебе нужно. Там научат и самим основам вокала, сделают голосовые связки более подвижными, научат пользоваться голосом, управлять им. Разовьют и координацию слуха и голоса, что очень важно для любого вокалиста, будь то рок исполнитель, поп певец или певец в стиле кантри.

Но это не все, что ты получишь, на таких уроках ты постепенно сможешь собрать воедино образ, который будешь потом использовать на сцене, в процессе обучения найдешь именно тебе подходящие вокальные фишки, а то и сценический макияж подберешь с педагогом.

Поскольку не у всех есть возможность приобрести в магазине профессиональный белый грим, но выступать на сцене все-таки хочется в образе, расскажем, как сделать белый грим в домашних условиях.

  • Вам понадобится акварельная белая сухая краска, толкушка, которой вы истолчете ее в муку, и пара ложек топленого сала.
  • Тщательно перемешать между собой ингредиенты, и – вуаля, классический белый грим, практически соответствующий общепринятой, рецептуре готов. Храниться только он будет недолго, так как в нем нет консервантов, но даже профессиональный белый грим готовится примерно так же – жировая основа, сухой пигмент и добавки – отдушка, консервант и т. д.

Но не только рок исполнители могут использовать белый грим. Уроки эстрадно джазового вокала дадут вам море информации о становлении джаза и использовании грима на выступлениях джазовых исполнителей. Белый грим в джазе тоже часто используют, чтобы подчеркнуть яркость губ и глаз, так как в тени под шляпой – а шляпа необходима – черты лица плохо различимы, особенно из зрительного зала.

Теперь вы знаете, как сделать белый грим самостоятельно, удачных вам выступлений и благодарной публики!

Многочисленные веснушки и пигментные пятна - вечная проблема многих женщин. Вечная в самом буквальном смысле: активную борьбу за белизну кожи прекрасные дамы вели еще до Рождества Христова, применяя разнообразные средства для отбеливания кожи.

Отбеливание кожи до нашей эры

Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко. Изготавливали ее, как правило, жрецы, и доступна она была только состоятельным людям. Одной из самых популярных процедур было отбеливание кожи. Стремилась сохранить белизну лица и великая Клеопатра, прославившаяся своей красотой. С именем царицы связывают рецепты медово-молочных и глиняных отбеливающих масок. История гласит, что царица также использовала для отбеливания кожи мазь, приготовленную из смеси белил и измельченного помета крокодила.

Мода на отбеливание кожи дошла и до Древнего Рима. Поппея, супруга императора Нерона, брала с собой в путешествия не только свиту из слуг, но и стадо ослиц. Она ежедневно принимала ванны из их молока, для сохранения белизны кожи. Вера в силу этого средства была настолько велика, что, как утверждает историк Плиний, некоторые римлянки умывались молоком до 70! раз в день.

Рецепты осветляющих кожу масок появлялись во многих уголках мира. Но с развитием цивилизации, для отбеливания кожи все чаще стали применять декоративные средства - пусть и самые примитивные. Например, уже в середине 1в. н.э. все римские прелестницы отбеливали кожу обычным мелом.

Римские матроны наносили белила на грудь, руки и даже спину. В Греции женщины тоже пудрили не только лицо, но и руки - мукой из риса, толченых бобов либо ромашки. А девушки в Древней Руси обходились обычной пшеничной мукой и рассолом из кислой капусты.

Косметическое производство развивалось уже в 1-9 вв н.э. в Италии. В городе Капуя возле Неаполя изготовлялись разнообразные гримировальные средства, в том числе для отбеливания кожи.

Из Италии баночки с отбеливающими снадобьями перекочевали во Францию. Там, в 1190, король Филипп-Август даже предоставил поощрительные привилегии тем, кто изготовляет и продает пудры и мази для очищения и отбеливания кожи. Этими средствами, наряду с помадами и благовониями, пользовались даже совсем юные девушки - так велела мода.

Отбеливание кожи от средневековья до серебряного века

В средневековье бледная кожа оказалась на пике моды. Ее считали признаком аристократичности, а румянец был популярен разве что среди девушек легкого поведения. Мода на тотальную бледность продержалась вплоть до 18 века. Уже в эпоху Людовика XVI дамы наряду с белилами стали не менее активно пользоваться румянами. Для контраста с нарумяненными щеками лицо покрывали светлой пудрой настолько плотно, что она осыпалась, словно слой штукатурки, и не снимали ее по несколько дней кряду. Чтобы подчеркнуть изысканную белизну лица, на висках даже подрисовывали голубые жилки.

Но отбеливающая косметика тех времен была небезопасна для здоровья. Белила, которыми женщины натирали лицо, шею и грудь, содержали соли свинца и сулемы. Тогда еще не знали, что накапливаясь в почках, эти вещества отравляют организм, а кожа после таких белил старела раза в 3 быстрее.

А в состав отбеливающей пудры, которую изобрела сеньора Тофана, входил мышьяк - сильнодействующий яд, который, впрочем, в малых дозах не приводит к смерти. Причем каждую свою покупательницу сеньора заботливо предупреждала, что пользоваться ее пудрой нужно лишь в самом крайнем случае - например, при соблазнении любовника.

История развивается по спирали - отбеливание кожи становится культом в Европе начала 19 века. Вред белил со свинцом уже был доказан медиками, но об опасности ртути в отбеливающих средствах еще не знали. В погоне за аристократической бледностью женщины также принялись прятать лицо под вуалью, держать под мышками камфору, глотать уксус, лимонный сок и даже катышки белой бумаги. Томные дамы не спали по ночам, а днем ограничивали себя в еде и безвыходно сидели в помещениях, скрываясь от лучей солнца.

Зачем отбеливать кожу, если в моде загар?

Только в 1920-х появилась мода на загар, который десятки веков до этого неизменно считался признаком тяжелого труда под открытым небом. Но и сейчас женщины тратят кучу времени на то, чтобы избавиться от веснушек и пигментных пятен на лице и теле. Хорошо, что современные осветляющие средства в большинстве своем безвредны и гораздо эффективней уксусной эссенции или пшеничной муки. К тому же в наше время их выбор в десятки раз больше, чем за всю историю человечества. Отбеливающие средства предлагает практически каждая уважающая себя косметическая марка - это и пилинги, и молочко, разнообразные маски, кремы, тоники, концентраты. Главное - подобрать подходящее именно вам при помощи специалиста.

В любой книге о парфюмерии и косметике можно найти упоминания о том, что вплоть до XIX века в состав пудры неизменно входили различные токсичные соединения. А всего столетие назад самый популярный среди отравителей всех времен и народов мышьяк использовали для улучшения цвета кожи. Женщины отбеливали лица составами, содержавшими ядовитые соли свинца, румянились, втирая в кожу смертельно опасные соединения ртути, осветляли волосы азотной кислотой, рисовали на лице модные голубые прожилки разрушавшими гемоглобин красками. А темные пятна с кожи и вовсе удаляли цианистым калием.

Царская отрава

Несколько лет назад отечественные химики получили возможность исследовать на содержание токсичных соединений останки русских княгинь и цариц, умерших несколько столетий назад. Многие из них окончили свои дни при странных обстоятельствах. Одни ушли из жизни сравнительно молодыми, другие — получив большое влияние на супруга или оказавшись фактическими правительницами Руси при малолетнем сыне. Подобные истории обязательно рождали массу слухов об отравлении, и вот наконец-то ученым представился шанс подтвердить или опровергнуть версии о злокозненных убийствах, выяснив содержание тяжелых металлов (они входили в состав наиболее распространенных в середине прошлого тысячелетия ядов) в костях знатных особ.
Исследования показали, что кости княгинь и цариц буквально пропитаны тяжелыми металлами. У бабки Ивана Грозного Софьи Палеолог содержание свинца превышало норму более чем в 30 раз (58,6 мг/кг вместо 1,9 мг/кг), цинка — почти вдвое (27 вместо 14), а меди — почти вчетверо (7,1 вместо 1,8). Но абсолютной рекордсменкой по просвинцованности стала казненная вместе с сыном в 1569 году княгиня-заговорщица Евфросиния Андреевна Старицкая, у которой норма была превышена в 124 раза. Лидировала она и по мышьяку — 12,9 мг/кг при норме 0,1 мг/кг. А вот по содержанию ртути ее превзошла жена Михаила Федоровича Романова царица Евдокия Лукьяновна, в чьих костях содержание этого ядовитого металла превышало норму в 3,5 раза.
Не менее интересные результаты были получены при исследовании останков и гробниц матери и жены Ивана Грозного. Мать самого известного Рюриковича Елена Глинская, правившая вместо малолетнего сына, скоропостижно скончалась в разгар весьма непопулярных среди бояр реформ, и на ее рыжих волосах и тех частях одежды, с которыми они соприкасались, обнаружили немало соединений ртути. Столь же много солей этого популярного среди отравителей металла нашли и на волосах, и на саване, и в гробнице первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны, умершей в 1560 году. Она принадлежала к многочисленному и возвысившемуся в результате ее замужества боярскому роду Захарьиных и потому была бельмом на глазу у прочих боярских семей. Обстоятельства жизни и смерти этих цариц вкупе с наличием ртути на волосах позволили ученым сделать вывод, что обе царицы были отравлены. Но можно ли утверждать это с абсолютной уверенностью?
Существуют свидетельства, что самая распространенная соль ртути — сернистая ртуть (или киноварь, известная с древнейших времен красная краска) не только использовалась в старину в качестве румян, но и входила в состав красителей для волос. И не исключено, что именно так оказалась ртуть на рыжеватого цвета волосах Елены Глинской и точно так же, с подкрашенных волос, попала на саван Анастасии Захарьиной. В кости цариц и княгинь ртуть, свинец, цинк и мышьяк тоже наверняка попадали в результате косметических процедур.

Сулему (двухлористую ртуть — один из эффективных ядов) использовали для приготовления жидкостей, смягчающих кожу. Мышьяк принимали малыми дозами для того, чтобы приучить к нему организм и предотвратить отравление, а мышьяковистый ангидрид употребляли, чтобы сделать цвет кожи более живым, чтобы тело выглядело пышущим здоровьем. А цинк мог попасть в организм из цинковых белил. Ведь прежде чем наложить румяна из киновари и начернить брови ядовитой сурьмой, лицо выбеливали цинковыми, а чаще более ядовитыми свинцовыми белилами. И если Софья Палеолог, считавшаяся в молодости достаточно привлекательной, пользовалась косметикой в пределах, очерченных этикетом и модой, то Евфросиния Старицкая, красотой, мягко говоря, не отличавшаяся, была вынуждена злоупотреблять белилами, отчего, по всей видимости, и стала рекордсменкой по костному усвоению свинца.
Следствием неумеренного пользования свинцовыми соединениями была в том числе "свинцовая колика" — боли и схватки в животе, сопровождавшиеся рвотой, высокой температурой и длившиеся две-три недели. Но на косметику никто не грешил, объясняя недомогание несвежестью пищи. Позднее хроническое отравление приводило к поражению печени, сердечным заболеваниям и общей болезненности в связи с ослаблением иммунной системы. Так что упорное самоотравление, которому подвергали себя знатные дамы в погоне за уходящей или никогда не приходившей красотой, вполне можно было принять за козни врагов-отравителей.
Впрочем, русские боярыни, княгини и царицы были не первыми и не последними, кто рисковал жизнью ради красоты.

Спаржа против свинца

Споры о том, где и когда впервые женщины начали применять косметику для поддержания красоты и приведения своей внешности в соответствие с принятым стандартом, ведутся не одно столетие. Большинство исследователей считали и считают колыбелью косметической и парфюмерной индустрии Египет, где во времена фараонов расцвело искусство извлечения из трав, корней и цветов разнообразных пахучих и красящих веществ. Многие рецепты древних косметологов не раскрыты до сих пор, однако точно известно: соединения сурьмы, вызывающие разного рода заболевания кожи и конъюнктивиты, использовались для окрашивания ресниц и бровей еще в ветхозаветные времена. Библейский Иов, к примеру, называл свою дочь, которая очень хотела нравиться мужчинам, сосудом для сурьмы. Можно также упомянуть пророка Иезекииля, обличавшего растленные нравы евреев: "И вот они приходили, и ты для них умывалась и сурьмила глаза твои".
А древнегреческие женщины считаются основоположницами применения средств для отбеливания лица на основе свинцовых белил. Они же ввели в косметический оборот киноварь, которую впоследствии из-за дороговизны стали заменять в румянах свинцовым суриком, отравлявшим организм модниц вместе со свинцовыми белилами.

Из Греции традиции отбеливания лиц с помощью свинца перекочевали в Рим. Правда, римлянки применяли еще и обыкновенный мел, но он плохо держался на коже и требовал добавления связующих веществ (в этом качестве, к примеру, использовалось ослиное молоко). Большой популярностью среди патрицианок и плебеек пользовались и другие экзотические на современный взгляд средства. Плиний писал, что для окраски бровей применялись муравьиные яйца. А для выведения волос с ног и рук использовались мозг и кровь летучей мыши, а также зола от ежа. Римлянки были новаторами в области окрашивания волос — применялись самые разные цвета, включая голубой, а также использовали корни различных растений в качестве губной помады. Естественно, не все корни были безвредными. И далеко не все краски для волос не имели побочного действия.
В Средние века практика применения опасных косметических средств если и изменилась, то не слишком значительно. Во многих странах обильно нарумяненное лицо стало считаться признаком женщины легкого поведения, и потому большинство дам старались использовать румяна умеренно. Однако свинцовые белила продолжали пользоваться неизменно высоким спросом у женщин из всех слоев общества. А вниманию дам высшего света в эпоху Возрождения была предложена баснословно дорогая венецианская паста для отбеливания лица. Правда, ее состав мало чем отличался от других подобных средств — все те же свинцовые белила смешивали с уксусом.
В XVII веке в моду вошла рисовая пудра, которой щедро посыпали не только прически, но и лица, шеи, плечи и руки. Появились даже особые шкафы для напудривания. Платье уже одетой для выхода в свет дамы прикрывали специальным чехлом, после чего она входила в шкаф и сыпала на себя пудру. Однако чистый рисовый крахмал упорно не желал держаться на коже, и потому хитроумные косметологи стали добавлять в пудру вещества, повышающие ее вязкость. Прежде всего проверенные временем свинцовые белила и соли висмута с примесью мышьяка. Причем доля ядовитых и нейтральных примесей в рисовой пудре доходила до 50%.
Единственным отличием от античного периода оказалось то, что врачи научились диагностировать свинцовые отравления и даже пытались использовать различные противоядия, самым распространенным из которых была маска из молока и корней спаржи. Этой смесью пропитывали хлебный мякиш и накладывали его на лицо. Однако помогали такие маски далеко не всегда, в большинстве случаев врачи были не в силах спасти отравленных косметикой.

Кожная химия

Только в эпоху прогресса и наук, как именовалась когда-то вторая половина XIX века, химики и медики всерьез взялись за анализ косметических средств. Прежде всего исследованиям подверглись средства для ухода за кожей, и результаты превзошли самые пасмурные ожидания.

Популярнейшая "чистая рисовая пудра" включала от трети до половины ядовитых и нейтральных веществ

Производители косметики уверяли, что сухие пудры с примесью свинца не могут причинять такой же вред, как жидкие свинцовые белила. Однако врачи доказали, что кожа человека вместе с потом выделяет кислоты, вступающие в реакцию с солями свинца, содержащимися в сухой пудре, тем самым помогая зловредному металлу проникать в организм. Впрочем, сколько-нибудь существенных результатов атака на косметологов не дала. Как только та или иная пудра или крем для лица изобличались в наличии свинца, это средство тут же начинали выпускать под новым названием. Особенно преуспели в такой коммерции французы. Дошло до того, что в Германии категорически запретили ввозить французскую косметику. А в России каждая партия зарубежного косметического товара подвергалась химическому анализу. Но, несмотря на это, ядовитые препараты продолжали поступать в продажу по всей Европе.
Единственным способом сберечь свое здоровье оказывались навыки проведения химических анализов на дому. Польские специалисты К. Венда и В. Виорогурский, к примеру, в 1888 году учили дам распознавать пудру и белила, содержащие вредные примеси — производные опасных металлов: "Если при взбалтывании пробной порции белил с аммиаком получим черное окрашивание, то имеем полное право допустить присутствие в ней ртути; если такая реакция не наступит, то новую пробу подкисляем обыкновенным уксусом и прибавляем кусочек йодистого калия: желтое окрашивание даст свинец; оранжево-желтое, переходящее вскоре в бронзово-красное, произойдет от висмута; проба останется без перемены белой от чистой пудры, примеси талька и т. д., а также от цинковых белил, которые мы считаем за подмесь безвредную".
Анализируя состав румян, химики также выяснили, что человеческий пот делает весьма опасной и плохо растворяющуюся в воде киноварь. Однако самым интересным в исследовании этого вида косметики оказалось то, что замена киновари на более ядовитый, но дешевый свинцовый сурик стала массовым явлением. На этом фоне добавка в жидкие румяна вредных для кожи щавелевой кислоты и квасцов была просто невинной детской забавой.
Еще одну опасность для здоровья дам химики и врачи XIX века обнаружили в последнем писке моды того времени. Для того чтобы выглядеть аристократичными и утонченными, многие пышущие здоровьем дамы выбеливали лица и рисовали на коже голубые прожилки. Ученые настоятельно советовали пользоваться для этого натуральными растительными красками вроде индиго, а только что появившихся в продаже и широко рекламировавшихся анилиновых красок советовали на всякий случай избегать. Рекомендация давалась, по существу, интуитивно. Но в последующие годы было доказано, что анилин способен разрушать гемоглобин крови.
Без голубых узоров на лице можно было обойтись, но как дама будет мириться с волосами на лице? Скрепя сердце ученые соглашались, что действенной альтернативы опасным средствам для выведения волос не существует. Использование бритвы, как писали специалисты, делает волосы жесткими и ускоряет их рост. И потому, страшно рискуя, женщины мазали лица и ноги смесями, главными ингредиентами которых были едкая известь и соединения мышьяка.
Но еще более опасными были тогда средства для выведения веснушек. Как оказалось, в состав большинства этих препаратов с красивыми названиями входили эмульсия из горького миндаля и страшнейший яд — сулема. Некоторые химики утверждали, что при хранении таких средств их составные части вступают в реакцию и образуют синеродистую ртуть, еще более ядовитую, чем сулема. Поэтому специалисты настоятельно советовали юным особам, считающим, что веснушки мешают их счастью, обращаться за советом к дерматологам или прибегать к народным средствам. К примеру, в труде "Секреты дамского туалета" о борьбе с веснушками говорилось: "Есть много средств и шарлатанских снадобий для согнания их, но всего лучше во избежание дурных следствий не употреблять этих средств. Лучшее и безвредное есть — натирание лица свежим творогом".
Однако синеродистой ртутью производители косметики не ограничились. Анализ некоторых средств для выведения на лице темных пятен, в том числе следов краски для волос, показал, что они имеют в составе цианистый калий, убивающий мгновенно, или в лучшем случае другие цианистые соединения, которые при попадании в невидимую глазом ранку действуют хоть и не так быстро, но так же неотвратимо.

Ядовитые цвета

Изменение цвета волос, в том числе борьба с сединой, было связано с опасностью для жизни в той же степени, что и уход за кожей. В 1870-х годах подверглась исследованию производившаяся в Париже "вода доктора Сакса", изобретатели которой обещали дамам надежный заслон от седины и столь же действенную защиту кожи головы от всяческих вредных влияний. Однако в отчете об исследовании говорилось: "Иногда секретные косметические средства бывают совершенно безвредны и не имеют никакого действия; но иногда они содержат вещества вредные или ядовитые. К последним принадлежит и вода доктора Сакса, которая на вид желтая, спиртуозная, а на вкус очень горькая жидкость. По мнению Гагера и Шахта, эта вода есть раствор пикротоксина и касторового (клещевинного) масла в спирте. Пикротоксин — один из сильнейших ядов, содержится в зернах кукольвана. Если раствором пикротоксина намазать голову ребенка, то он произведет воспаление кожи и даже настоящий столбняк. Вода эта после трехдневного употребления произвела у одного пациента сильную сыпь на голове и сильное воспаление глаз".
Не лучше обстояло дело с красителями для волос. На большинстве таких средств, обещавших эффективную окраску в различные оттенки коричневого, было написано, что их основа — ореховый экстракт. Однако на деле роль экстракта исполняли ядовитые соли свинца. А чтобы кожа головы не слишком страдала от воздействия красителя, предлагалась мазь из топленого свиного сала с серой и все теми же солями свинца.

Свинцовая основа была и у красителей, дававших, как тогда говорили, цвет "пепельный блонд". Медики считали этот способ окраски особенно опасным, поскольку для превращения в блондинку нужно было долго сидеть с подсыхающей свинцовой кашицей на голове, а отрава в это время неизбежно попадала в легкие посредством дыхания.
Для получения черного цвета волос использовали весьма вредное для здоровья, как предупреждали врачи, азотнокислое серебро, устраивая на голове химический опыт с непредсказуемым результатом. Правда, вину за неудачную окраску всегда можно было переложить на потребителя. Ведь попытка окрасить плохо вымытые волосы действительно приводила к появлению зеленоватого оттенка (здесь можно вспомнить Ипполита Воробьянинова, пытавшегося перекраситься в "радикально черный цвет"). Так что любые вариации цвета легко можно было списать на неловкость и неумелость дам, желающих сменить окрас.
Но самые большие страдания приходилось переносить модницам, решившим приобрести цвет "желтый блонд". Осветления волос добивались, рискуя сжечь кожу головы, раствором марганцовки, крепким нашатырным спиртом или разведенной азотной кислотой. Блондинки считались эталоном красоты и в те времена, так что красота требовала если не жертв, то готовности к ним.
Косметическая индустрия в XIX веке предлагала молодым мужчинам многочисленные средства для ращения усов и бороды, без которых никто из них в то время не мог чувствовать себя солидным человеком. Правда, в большинстве случаев в состав препарата входили просто-напросто краски, окрашивавшие юношеский пушок в черный цвет, прежде всего признанное в те годы опасным упомянутое азотнокислое серебро. Также мужчинам предлагалась окраска усов и бороды в русый цвет, но и в этом случае "особые" мужские средства по составу, а значит, и по степени вредности не отличались от дамских красок для волос. А состоятельным персонам, чья молодость давно перешла в категорию воспоминаний, косметологи рекомендовали разнообразные средства для восстановления и сохранения естественного цвета волос.

Одним из наиболее известных снадобий такого рода была "растительная красильная помада Калломерин, изобретенная доктором Эрнстом Гикишом и Карлом Руссом в Вене". В рекламе средства говорилось: "Помада Калломерин отличается от всех других средств для окраски волос в особенности тем, что она не окрашивает ни кожу, ни ногти. Она придает волосам приятную гладкость и мягкость, предохраняет их от выпадения, способствует их росту и нисколько не вредна для здоровья".
Последнее утверждение вызвало обостренный интерес у химиков, которые провели исследование чудо-средства, почему-то пахнувшего прогорклым салом. Анализ позволил установить, что свиное сало действительно является главным компонентом помады. В список важнейших ингредиентов входили также свинцовые белила. Кроме того, в составе "Калломерина" обнаружилось едкое вещество, которое идентифицировали как порошок из шпанских мушек. Ученые того времени считали, что выделявшийся из них кантаридин относится к самым сильным ядам. А еще это соединение даже в мизерных количествах обладает сильным раздражающим действием на кожу — вплоть до появления пузырей.

Крем из мухоморов

Никаких серьезных способов борьбы с ядовитой косметикой в XIX веке так и не появилось. Во многих странах вводили запрет на реализацию средств наведения красоты, не прошедших проверку на медицинских факультетах университетов. Но, как правило, любой фабрикант и даже владелец маленькой лаборатории находил способ заинтересовать какое-нибудь малозаметное в научном мире учебное заведение с громким названием (императорский или королевский институт, к примеру; особенно много их было в Австро-Венгрии и многочисленных германских государствах) и получить требуемую бумагу. А после разоблачения, если оно все-таки происходило, менял название средства и начинал все с начала.

Самые строгие законы относительно ввоза косметики были в России. При этом представители высших сословий редко пользовались непроверенными средствами, а подавляющее большинство населения Российской империи не имело привычки к импортной (да и к отечественной тоже) косметике, не говоря уже о средствах на ее приобретение. До первой мировой войны потребление мыла в России составляло 2,8 фунта на душу населения в год. В городах потребление, понятно, было больше, чем в сельской местности: 8-10 фунтов в год измыливал средний горожанин, 1,5-2 фунта на человека уходило в деревне (для сравнения: в Европе до 1914 года этот показатель доходил до 25 фунтов, а в США был и того больше — 28 фунтов мыла на душу населения в год). Довоенного уровня производства мыла (12 млн пудов в год) Россия достигла лишь в 1926 году.
В советское время качественная косметика долгое время считалась предметом роскоши и практически отсутствовала в продаже, так что ее место на рынке занимала продукция кустарей-частников, выпускавших пудру из мела и проверенных веками свинцовых белил. А при изготовлении помады использовались не только краски, содержавшие ртуть, но нередко и сало больных животных. И только после ликвидации кустарных производств и введения стандартов на все виды косметики ее использование в нашей стране вслед за остальным миром стало сравнительно безопасным.
Исследователи, не удовлетворяясь достигнутым, тестируют теперь на предмет токсичности используемые в косметике консерванты, а также время от времени объявляют потенциально канцерогенными или просто ядовитыми отдельные входящие в их состав вещества. В частности, их внимание привлекает модный ботокс — очищенный и ослабленный нейротоксин ботулина типа А, который в пластической хирургии применяют для борьбы с морщинами. Не дремлют и энтузиасты-косметологи, время от времени объявляющие о создании косметических средств на основе волшебных веществ растительного происхождения. Например, используются мухоморы, якобы отдающие свою колдовскую силу на пользу красоте.
СВЕТЛАНА КУЗНЕЦОВА

Мышьяк, свинец и ртуть для цвета лица, кокаин, цианид и топленый жир для создания прически и, как вишенка на торте, - мышиный мех для идеальной формы бровей. Ведь ты этого достойна?

Решение было найдено в жире. Женщины того времени закрепляли массивные конструкции из волос с помощью огромного количества топленого жира, тщательно разминая его в руках и оставляя в волосах на несколько дней, а иногда на неделю.

На первый взгляд, кажется, что жир совершенно безвреден и не таит в себе никаких скрытых опасностей. Кроме одной. Он создает идеальную среду обитания для жуков и даже животных, которые охотно селились в волосах модниц.

2. Мышьяк для отбеливания кожи лица



История мышьяка поражает. С самых давних времен он нередко встречался в составе разнообразных косметических средств и продуктов. В то время как «мышьячный лосьон» родом из XIX века использовался для отбеливания лица путем втирания в кожу, другие его аналоги предназначались для потребления внутрь.

Например, один такой препарат на основе мышьяка обещал помочь «даже самой грубой и омерзительной коже лица». По-видимому, мышьяк отлично влияет на кожу. К сожалению, роз без шипов не бывает, особенно когда эти розы пропитаны неорганическими канцерогенами.

Отмечалось, что использование мышьяка в малых дозах приводило к появлению головных болей, спутанности сознания, диареи и головокружениям. При постоянном применении препарата с его содержанием проявление симптомов усиливалось, иногда вплоть до летального исхода.

3. Свинец для фарфорового цвета лица



Свинцовые белила были одним из самых популярных ингредиентов косметической пудры и использовались долгие годы, прежде чем женщины наконец не узнали об опасных побочных эффектах этого вещества. Бледность и фарфоровый цвет лица были признаком высокого происхождения и хорошего воспитания на протяжении большей части европейской истории.

В начале XVII века опасность отравления свинцом стала очевидна для всех: королева Елизавета I умерла от этого заболевания в 1603 году. Процесс использования свинцовых белил был по сути своей ужасным: чем больше белил накладывалось на кожу для достижения того самого «идеального» вида, тем интенсивней они поглощались ее порами.

В результате, слои концентрата становились гуще и гуще. На первый взгляд, в Англии времен Елизаветы все были прекрасными и бледными, но внутри, под слоем белил, кожа медленно увядала и погибала.

4. Мышиный мех для искусственных бровей



Свинцовые белила не только изнашивали кожу, но и приводили к выпадению волос. Болезненно бледным модницам прошлого приходилось бороться с редеющими бровями и шевелюрой. Конечно, они прибегали к своим маленьким женским хитростям.

В ход шли мышеловки. Попавший в ловушку грызун был желанной добычей для молодой модницы XVI-XVII веков, ведь уже на следующий день у нее появлялась возможность слегка «загустить» себе брови.

Как правило, из мышиного меха делали маленькие комочки и прикрепляли их на место бровей с помощью клея. Правда, клей в XVIII веке держался некрепко, и фальшивые мохнатые брови часто отваливались, иногда прямо посреди вечера.



На протяжении многих веков, несмотря на обширный список ужасающих последствий, ртуть использовалась в разных косметических целях. В Эпоху Возрождения, когда белая, бледная кожа была признаком непорочности и высокого происхождения, именно ртуть позволяла женщине получить тот самый чудесный цвет лица, «как будто ей только что пустили кровь».

Кроме того, она удаляла веснушки и пигментные пятна на коже лица, которые во времена елизаветинской Англии свидетельствовали о принадлежности к низкому классу общества, а также стирала шрамы от оспы. Всем было плевать, что она медленно отравляла и приводила к преждевременному, ускоренному старению кожи. Зато девушки были модными и бледными.

6. Сурьма для подводки глаз



Говорят, что египетская королева Нефертити, которая в свое время поразила Фивы своей неземной красотой, также использовала сурьму для того, чтобы подвести и подчеркнуть свои и без того прекрасные глаза. Да, древняя королева, чье имя переводится как «к нам пришла красота», украшала себя подводкой для глаз из сурьмы.

Такая подводка представляла собой специальную пасту, в которую входили сажа, жир и металл (свинец, марганец или медь). Побочных эффектов у этого концентрата было не счесть, в частности, раздражимость, бессонница и низкая концентрация внимания. Были и летальные исходы.

7. Радий для рук и лица



В 20-30-х годах прошлого века радий использовался повсюду, и косметика – не исключение. Так как фантастическая Мария Кюри, открывшая в свое время радий, стала знаменитым ученым во Франции, многие содержащие радий продукты были особенно популярны в Европе.