Как одеваются женщины в иране. Национальные костюмы ирана, омана и ливана


Эвелина Хромченко, признанный эксперт в мире моды, считает, что «красивое платье для каждой женщины - это проблема государственного масштаба». Однако власти Ирана придерживаются иной позиции: в этой мусульманской стране практически не существует такого понятия, как мода на платья, костюмы, юбки и блузки. Вместо этого – традиционные манто, платок, хиджаб и гольфы. Правда, местные жительницы все же ухитряются выглядеть привлекательно, не нарушая официальные запреты. Материалы Интернет-блога The Tehran Times посвящены тому, как же выглядят иранские женщины в повседневной жизни.


Согласно шиитской традиции, женская одежда должна быть черного цвета, это дань памяти пророку Мухаммаду, мученически погибшему от рук врагов. Не смотря на это, на улицах можно встретить женщин, одетых в манто и хиджабы других, не траурных, цветов (чаще всего это серые и белые). Представительницы прекрасного пола принимают обязательный дресс-код по-разному: одни враждебно, они считают, что таким образом ущемляется их свобода, другие – с энтузиазмом, они радуются, что их мужья вряд ли будут обращать внимание на других, ведь в длинных пальто и с покрытой головой все выглядят примерно одинаково.


Автор идеи создания Интернет-блога The Tehran Times – дизайнер Араз Фазаэли (Araz Fazaeli). Уроженец Ирана, он несколько лет прожил в Европе, где получил образование, а после вернулся на родину. Умение иранских женщин носить платки и пальто так, что они выглядят стильно, - это, по мнению дизайнера, одна из тенденций мусульманской моды. Араз Фазаэли не берется утверждать, стала ли для них одежда проблемой или, напротив, средством самовыражения.


Несмотря на то, что в Иране в продаже не увидишь журналов мод, да и вообще эти темы не обсуждаются в обществе, молодое поколение женщин стремится к самовыражению посредством изменения своего имиджа. Возможно, примеры тех, кто уже отчасти нарушил существующие строгие ограничения, может стать отличной мотивацией для тех, кто еще пока только мечтает это сделать.

Как одеваться в Иране

Этот вопрос волнует больше женщин, хотя, для мужчин тоже существует свой иранский дресс-код, но о нем в самом конце этой статьи.
Итак, как одеться туристке, чтобы в нее не полетели камни И да, давайте сразу скажем, что камнями тут никто не кидается. Враки все это. И когда вы побываете в Иране, вы сами поймете, почему.
Самое главное в одежде девушки – это платок . Да, это должен быть именно платок. Да, даже на жаре. Он не должен полностью наглухо закрывать вашу шею. Многие иранки носят его номинально на затылке (как он у них там держится – это просто непостижимо). Платок может быть любого цвета, и даже чуточку прозрачным. Что-то типа чалмы не совсем подойдет, так как главное в ношении платка – это чтобы шея сзади была закрыта.


Длинные штаны или юбка (платье) – вот еще один необходимый предмет вашего гардероба в Иране. Кстати, может быть по щиколотку, то есть не совсем в пол. Штаны я, например, немного подкатывала, и это было приемлемо. Если вы в штанах, то обязательно должна быть удлиненная туника или кардиган. Попу надо прикрыть. В юбке можно обойтись чем-то не таким длинным. Прозрачных тканей советуем избегать.


Рукава у верхней одежды должны быть не короче, чем три четверти. Проще говоря, главное, чтобы локоть был прикрыт.
Обувь. О, обувь была моей болью. На всех (ВСЕХ!) сайтах писали, что сандалии – это табу. Ересь! Сандалии и сланцы , и прочую открытую обувь там носят не только все туристы, но и сами иранцы. Причем не только те, что одеваются более современно, но и те, что «завернуты» в черный чадор. Как мужчины, так и женщины. Так что сандалии берите смело – никто на вас там не посмотрит косо. Если переживаете за мечети, то не стоит: туда босиком заходят.


В цветах себя можете не ограничивать. Да, сами иранцы чаще предпочитают черный, да, чадоров тут предостаточно (вот, кстати, краткий гид по мусульманской одежде, где рассказываем, чем чадор отличается от чадры и паранжи), но яркие иностранцы иранцам нравятся. Да и сами иранцы носят не только черное .
Кстати, обтягивающие штаны тут вполне приемлемы. Как для женщин, так и для мужчин. Для мужчин продают такие «лосины», что ни один русский мужчина не рискнул бы такое надеть. Серьезно. Единственно, еще раз повторим, что женщина должна прикрыть свои бедра.


Кстати, такая мода установилась в Иране только два года тому назад. Ранее за обтягивающие штанишки и кардиган сверху могли и забрать в полицию. Прямо с улицы. Так, глядишь, еще через пару лет иранцы будут одеваться как мы.
С гардеробом у мужчин все просто: длинные штаны (никаких шорт, даже по колено), футболки (никаких маек), рубашки с коротким рукавом.


Кстати, юбки лучше выбирайте не «летящие», платки, если хотите носить их на затылке, закрепляйте невидимками, а то одно неловкое движение или дуновение ветерка (которого тут, кстати, не так и много, почти нет) и до свидания шариат.
И самое главное: тут это все, действительно, номинально. Мы видели девушку-туристку, которая пару дней путешествовала по нашему маршруту. Так вот, она была в футболке с рукавом чуть выше локтя. И никто ей ничего не сказал. При нас на нее даже не смотрели косо. И ей было комфортно. Видели и девушек в почти прозрачных манто. При том, это были иранки.

Китайские туристы вообще не заморачиваются (правда, это больше походит на неуважение культуры той страны, в которую они приехали): штаны, что обтягивают попу, без кардигана – для них это нормально. И никто, опять же, никуда их не забрал. Могут даже платок на улице снять, но тут уже люди оборачиваются. Все же так лучше не делать. Во-первых, вы сами себя будете чувствовать некомфортно, во-вторых, все же нужно уважать иранцев, раз уж вы у них в гостях.

И еще про одежду от себя. До поездки было жаль всех этих иранских женщин: им же приходится по жаре в таких закрытых нарядах ходить, еще и в платках. Но все меняется, как только вы попадаете в Иран. Вы понимаете, что для женщин платок – это еще один аксессуар, который может сделать ваш образ еще интереснее. Для мужчин здесь закрытая одежда кажется более сексуальной, чем более открытая. Последнее проверено на себе. Мой самый закрытый и мешковатый образ получил здесь больше всего комплиментов, а одежда, в которой я поехала в аэропорт (тонкие шаровары и легкая короткая блузка) им совсем не пришелся по вкусу.


И не бойтесь, что вы сойдете с ума в таком большом количестве одежды в Иране. Здесь очень сухая жара, переносится гораздо проще. Но все же советуем выбирать легкие, дышащие ткани и если кардиганы, то летние, тонкие. Я в своих одеждах пережила жару в 36 градусов. И не скажу, что я ее сильно почувствовала. Да, жарко, но не невыносимо.
А если у вас припасено что-то совсем оригинальное, но такое, в чем вы не уверены, то смело надевайте это, когда поедете в Персеполис или Накше-Ростам, или Пасаргад, так как это туристические места, местных там мало, а такие же, как вы, туристы на ваш образ, не совсем по шариату, внимания не обратят.

Одежда арабского востока, частично восприняв культурное наследие античности еллинистично-римського периода, древней иранской цивилизации и других народов Востока, переделав и оплодотворив ее новой струей собственной культуры, источники какой виходят из в давних цивилизаций Аравийского полуострова еще из I тысячелетия до н.э., арабы создали очень высокую культуру, которая в то время значительно превышала западноевропейскую. Экономическим базисом развития этой культуры был прогресс сельскохозяйственного производства (в частности распространение искусственного орошения, хлопководства и шелководства), быстрый рост городов как центров разнообразного ремесленного производства и чрезвычайно широкое развитие торговли, в том числе внешней (с Индией, Китаем, Древней Русью, Европой), что надолго обеспечило арабам приоритет в мировой, торговле. Особенного своеобразия средневековой арабской культуре предоставляли арабские древние традиции кочевого образа жизни, которые в странах Арабского Востока продолжают сохраняться и до наших дней. Кочевники-бедуины всегда оставались одной из существенных фигур арабской общественной жизни: везде в арабских странах с развитыми феодальными отношениями сосуществовала родоплеменная организация кочевников. Не менее характерный, особенный отпечаток на арабскую культуру наложила и религия арабов - Ислам. Подчиняя себе быт, мораль и другие стороны общественного шитья, ислам оказывал Существенное влияние и на направление развития духовной культуры арабов - науки и искуства. При этом, слышав идеи "греховности плоти", далекий от аскетизма более "земной" ислам обещал правоверным материальный, а не духовный рай.


Распространение ислама во всех завоеванных арабами (неарабских) странах, способствовало возникновению некоторых общих черт в культуре этих стран и после окончательного распада Арабского халифата и созданию из них самостоятельных государств со своеобразной, уже не арабской, но все же мусульманской культурой (Иран, Турция). Конечно, это касается и костюмов как одного из проявлений общественной жизни, как одного из существенных элементов материальной культуры. Именно в таком понимании можно употреблять понятие "восточный костюм", который встречается в нашей театральной практике. Это арабские в своей основе костюмы, которые сформировались уже в условиях магометанской религии и восприняли некоторые элементы костюмов бывших народов, которые входили в состав халифата, особенно персов и турков. Они распространились в разных вариантах как среди этих народов, так и в арабских странах, особенно среди городского населения и в кругах господствующей верхушки, а также в духовенстве, и иногда сохранились до наших дней. Арабским костюмом далеко не исчерпывается все разнообразие костюмов мусульманских Турции, Ирана, Средней Азии: они хранили и развивали свои костюмы без арабского влияния. Необходимо также прибавить что и само понятие "арабский костюм" в узком понимании тоже достаточно обобщено, потому что на такой большой территории, которую в средние века занимали арабские страны, отличия в костюмах были значительными, ведь эти Страны до арабского завоевания населяли разные народы. Поэтому не удивительно, что арабский костюм в Испании, Северной Африке, Египте, Сирии и Аравии, имел каждый свои специфические особенности. При этом самыми заметными были отличия между Западом (Испания, Северная Африка) и Востоком (Египет, Сирия, Ирак, Аравия).

Несомненно, на традиционную одежду местного населения в Объединенных Арабских Эмиратах непосредственное влияние оказывает религия, традиции и климатические особенности. Эмиратцы-мужчины носят длинное платье белого цвета «кандура». Белый цвет для Арабов - цвет благородного человека, к тому же, особенно в жару, этот цвет очень практичен. Зимой кандура может быть бежевых, песочных и даже светло-зеленоватых цветов. На голове у арабов-мужчин вязаная кружевная шапочка - «гафия», поверх которой - платок «гутра» (белый, молочный или в красную клеточку), завязанный специальным способом, или просто придерживаемый шерстяным жгутом-ободом «икал». Иногда на платье местного араба можно увидеть «керкушу» - своеобразное украшение-кисточку, сравнимое с галстуком. Для особых случаев, таких как свадьба, большие праздники или визит к шейху, мужчины используют накидку «бишт». Под кандурой у мужчин одета «фанила»- нижняя рубашка, вокруг талии завязан пояс - «вузар». За день мужчина может переодеться 3-4 раза, поэтому на улицах вы никогда не увидите Эмиратца в грязном или сильно измятом наряде. Гардероб мужчин обычно состоит более чем из 50 платьев. Конечно же, местные жители обычно прибегают к услугам химчисток и редко стирают одежду дома, тем более, что химчистки в ОАЭ очень доступны по цене. Самая популярная обувь у мужчин - кожаные шлепки. В зимнее время можно увидеть мужчин в туфлях и даже в свитерах поверх кандуры. Лишь в поездках за границу мужчины из ОАЭ могут надеть костюм или другую европейскую одежду.

Арабская женщина в абайе

Женский наряд в ОАЭ более многослойный. Традиционно дамы носят цветные платья с длинными рукавами - «кандуры». Под платье надевают шаровары - «сирваль». Поверх платья одевается накидка черного цвета - «абайя», зачастую расшитая золотом, серебром, украшенная кристаллами или жемчужинами. Часто по дороговизне отделки и ткани можно судить о благосостоянии мужа женщины. Голову Эмиратской женщины покрывает тонкий черный платок- «шелла», закрывающий голову, но не лицо. Это самый распространенный головной убор в Эмиратах. Головной убор под названием «хиджаб» реже используется в одежде ОАЭ местными женщинами, его больше носят уроженки соседних стран Персидского залива. Хиджаб состоит из двух частей ткани и прикрывает волосы женщины.

Женщина в бурке

Женщины из глубоко традиционных семей (особенно бедуинского происхождения), могут покрывать голову так называемой «буркой». Она бывает двух видов. Первая - это платок, покрывающий всю голову и лицо кроме глаз. Второй вид бурки - специальная конструкция из металлических пластин, закрывающие часть лба, нос и губы. Но женщины в бурке встречаются в ОАЭ все реже и реже. Еще один распространенный головной убор для женщин - «гишва». Это тонкий полупрозрачный платок, закрывающий всю голову и лицо. Он достаточно плотный, чтобы скрыть даму от посторонних взглядов, но при этом достаточно прозрачный, чтобы его обладательница могла рассмотреть окружающий ее мир. Конечно же, выбор головного убора для одежды зачастую обусловлен тем, из какой семьи женщина и насколько демократичен у нее муж.

Женщина в кандуре

Часто под абайей вместо традиционного платья может оказаться вполне современный наряд от известного европейского кутюрье. К тому же, следуя мировым трендам, женщины покупают дорогие сумки и обувь известных брендов. Ходят легенды о том, что большинство платьев с показов высокой моды уходят именно в Эмираты, где женщины демонстрируют их друг перед другом на свадьбах и девичниках, доказывая состоятельность супруга и свой статус в семье. Помимо этого, в своей одежде женщина ОАЭ традиционно использует большое количество ювелирных украшений, цены на которые иногда соизмеримы со стоимостью жилья или машины. Это своеобразный манифест щедрости мужчины. Существует несколько версий, почему арабские женщины ходят в черном. По одной из версий женщина - тень мужчины, поэтому и одеяние черное. В некоторых источниках сказано, что черный цвет наилучшим образом скрывает тонкости фигуры женщины, и не будет просвечиваться, если намокнет. По другой версии, белый цвет - рабочий, а черный - праздничный, а, так как Эмиратские женщины не работают, у них всегда праздник. Кроме того считается, что черный цвет у Восточных людей ассоциируется с красотой: черные глаза символизируют возлюбленную женщину, черное сердце - любящее сердце. Как ни странно, цвет траура у арабских женщин - голубой.

Обещала я кое-кому рассказать про Иран, про то, как надо там одеваться и что посмотреть. А еще давно хотела создать свой ЖЖ. И вот оно - совпало! Вообще-то я хотела писать в блоге о всяком своем рукоделии, но его не так уж много, да и есть много других интересных тем. Начну с «дресскода».

Для мужчин, как всегда, ничего особенного, ну разве что шорты и майки без рукавов не принято носить на улице. А вот для женщин посложнее будет. Надо сказать, что иранки одеваются по-разному: некоторые ходят в чадре, некоторые, особенно молодые девушки, стремятся выглядеть по-европейски и минимизировать количество одежды.
На улице, в общественных местах необходимо носить платок, снять его можно только дома или в номере гостиницы. Или, извините за подробности, в женском туалете))). Абсолютно не нужно закутываться в платок по самые глаза, наша цель - прикрыть волосы, кому-то нравится косынка, завязанная под подбородком, кому-то - палантин, накинутый на голову. Любое декольте - ни-ни. Шею тоже желательно прикрыть, хотя обычно за платком ее особо и не видно.
Кроме того, у женщины должны быть прикрыты руки, хотя бы до середины локтя и бедра. Иранки с этой целью поверх одежды носят манто (не подумайте, это не шуба), это - что-то типа платья с длинным рукавом, которое обычно застегивается спереди на пуговицы. Наш обычный плащ соответствующей длины отлично сойдет за манто, но это, если вы едете в Иран зимой, а уже в середине весны будет жарко, даже если надевать его на голое тело))). Тут пригодится длинная непрозрачная и не сильно обтягивающая! туника с рукавом как минимум ¾.
Большинство иранок носят манто с брюками - так удобно, однако и с юбками никто не запрещает. Только юбка должна быть… да, да, длиной до щиколоток. Честно говоря, я наблюдала несколько раз женщин в юбках покороче (до середины голени), но это было из серии «вышла из дома, села в машину, доехала до гостей, зашла в подъезд». А потом мне кажется, в данной ситуации в юбке неудобно, надо всегда следить, чтобы она не задиралась, особенно когда сидишь. Но это лично мое мнение.
Вот еще, что важно: весь этот «костюмчик» должен быть на вас, как только вы выходите из самолета; есть смысл заранее подготовится. На самом деле, все не так сложно как кажется. Мне сначала было непривычно постоянно ходить в платке (я носила палантин, косынки с детства ненавижу))), он с меня постоянно сползал, но потом я приноровилась. А остальная одежда привычная - джинсы и туника (или манто, купленные в Иране и подаренные родственниками).
Но хватит слов… Стала я рыться в своих фото, чтобы не быть голословной, а тут засада, как-то не интересовала меня раньше одежда иранок в качества объекта для фотографий. Всего несколько фотографий случайных прохожих((.







И вот совершенно неожиданно сегодня наткнулась на страницу anoushe , где очень подробно описана и показана одежда современных иранок, вот к примеру про манто http://anoushe.livejournal.com/143504.html .

Надеюсь, мой рассказ пригодится тем, кто хочет увидеть Иран, а там есть, что посмотреть. Оно того стоит!!!
Далее фото со мной, подругой и родственницами мужа.


Современный Иран глазами русской путешественницы

Из истории В XX веке шахи династии Пехлеви упорно превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки. В 1979 году произошла исламская революция под руководством аятоллы Хомейни, которая в корне изменила весь уклад жизни иранцев. Сейчас Иран официально не ориентируется ни на одну из стран ("Восток и Запад - наши враги"). Аятолла Хомейни, умерший в 1986 году, до сих пор свято почитается всеми иранцами. Его портретами украшены города и поселки, офисы всех государственных и частных учреждений, а часто и дома иранцев. В своем фетишистском отношении к вождям они очень похожи на нас прежних, боготворивших своих героев.

Женщине - востоковеду попасть в мусульманскую страну, которую изучала в течение пяти лет, считается большой удачей. За это время на восточном факультете нам, немногочисленным студентам, успевают привить любовь к изучаемой стране, ее истории, культуре, языку, а также людям, населяющим ее. Hо это все теория, которую, безусловно, хочется подкрепить практикой. Hесмотря на отсутствие официальных запретов и ограничений, женщине довольно-таки трудно получить визу в Иран, если она не замужем или пытается "проникнуть в страну" без сопровождения мужа. Hо формальности позади, и мы едем. Международный аэропорт "Мехрабад" в Тегеране встречает вежливым предупреждением: "Уважаемые дамы и господа! Убедительнейшая просьба соблюдать исламскую форму одежды. Спасибо!"

Одеваемся

После революции аятолла Хомейни попросил женщин не появляться в общественных местах в светской одежде, а вернуться к традиционной исламской: манто (плащ), платок или макнаэ (платок с закругленными и сшитыми вместе концами), хиджаб (широкая, просторная накидка, надеваемая поверх) и гольфы. Все это по шиитской традиции обычно черного цвета, цвета траура по мученически погибшим от рук врагов потомкам пророка Мухаммада.

Моды на платья, костюмы, юбки и блузки в Иране практически не существует, все равно они скрыты под манто и хиджабом. Журналы мод не печатаются, ввоз запрещен. Интересно наблюдать за модой на манто. Материал, цвет, фасон постоянно меняются. В этом году хит сезона - манто оригинального стильного свободного покроя, из специальной ткани итальянского производства, в крупную продольную полоску, двух- или трехцветные. Стоимость фасонов "топ" - 250-400 долларов. Манто бывает двух видов - очень длинные, до пят, и покороче, немного ниже колена. Короткие носят (обязательно с брюками) в основном девочки и девушки. Отношение самих иранок к традиционной одежде разное, некоторые фанатично настроенные иранки считают даже благом - дескать, муж ни на кого другого больше не посмотрит.

Жить мне довелось на берегу Персидского залива, в котором грех было не искупаться, поэтому хотелось бы затронуть тему "исламской моды" на одежду для купания. Естественно, что купальники в нашем понимании там отсутствуют. Купальная одежда для женщин - платок, длинная рубашка, полностью закрывающая руки, и шаровары или лосины. Дамы постарше прямо в хиджабе садятся на мелководье кружком и начинают судачить о том о сем. Они никогда не плавают, скорее всего, просто не умеют. Мужчины купаются охотнее, но купальный костюм у них тоже своеобразный. Запретная тема - нижнее белье. Hа двери лавок, торгующих женским бельем, обязательно висит объявление, что мужчины туда могут заходить только со своими женами. Так проявляется забота о целомудрии мужчин.

Hесмотря на бытующее мнение, что на Востоке распространено многоженство, в Иране, как правило, жена одна. Действительно, по шариату мусульманину разрешено иметь несколько жен, но он же обязан обеспечить всем женам равные условия пребывания в браке, включая количество уделяемого внимания, выделяемых денег и предоставляемого отдельного жилья. Для женитьбы мужчине необходимо собрать кругленькую сумму денег. Очень многим это удается только к тридцати - сорока годам. Hо иногда заключаются браки по обоюдной договоренности семей, не имеющих возможности заплатить так называемый махр, когда парень женится на девушке при условии, что ее брат возьмет в жены сестру жениха. Строго регламентированы отношения между мужчиной и женщиной в общественных местах. Hе принято ходить под руку, каким-либо образом выражать свои чувства. Обычное явление, когда муж идет впереди налегке или с ребенком, а жена несет тяжелые сумки. Особенное отношение у иранцев к детям. Если ребенок заплакал, то успокаивать его будет непременно отец, мать старается не вмешиваться. Аятолла Хомейни, у которого долгое время была всего одна жена, как-то, еще до революции, на провокационный вопрос западных журналистов о многоженстве в будущем исламском государстве ответил, что у него жена одна, и он считает, что этого достаточно. А заветам Хомейни стараются следовать.

Работаем

Работающая женщина в Иране, скорее, исключение из правил, чем обычное явление, хотя в стране активно пропагандируется равноправие и приветствуется участие женщин в общественно-экономической жизни страны. Тем не менее замужние иранки предпочитают не работать и заниматься хозяйством.

Существуют ограничения на использование косметики. Вы никогда не увидите работающую иранку с накрашенными губами, самое большое - подведенные сурьмой глаза. Hа улицах же можно встретить и очень накрашенных иранок. Право пользования косметикой иранские женщины отвоевали себе сравнительно недавно. Два года назад иранский меджлис (парламент) официально принял решение, разрешающее женщинам пользоваться, в разумных пределах, косметикой в общественных местах.

Передвигаемся

Для женщин и мужчин в мечеть, аэропорт, городской автобус и т.д. существуют разные входы. При входе в здание аэропорта женщина попадает сначала в маленькую комнату, где сидят иранки-служащие аэропорта и проверяют внешний вид. Могут указать на несоответствие одежды, или попросить поправить выбившуюся челку, или удалить лишний, по их мнению, макияж. При посадке в самолет женщин осматривают более тщательно, чем мужчин. Видимо, женщина - это потенциальный террорист. В специальных кабинах прощупывают даже голову под платком, не говоря уже о других частях тела. В одиннадцатимиллионном Тегеране до сих пор нет никакого электротранспорта - ни трамваев, ни троллейбусов, ни метро. Автобусы обычно разделены на две половины металлической перегородкой, для женщин предусмотрен вход только через заднюю дверь. Поездив по Тегерану на автобусе, начинаешь понимать, какое это большое преимущество. Впереди, на мужской половине, - страшная давка, а женщины почти все сидят.

Украшаемся

Зажиточность иранки, вернее, ее мужа, определяется по количеству надетых на нее золотых украшений. Особенно иранские женщины неравнодушны к золотым браслетам, которые бывают двух видов и соответственно по-персидски по-разному называются: с застежкой и без нее. Браслеты без застежки должны плотно обхватывать запястье. Hадеваются они с трудом, и поэтому для этого используется особая технология одевания с использованием нейлонового чулка. При этом продавец, всегда мужчина, надевая браслет, придерживает женскую ручку через специальный кусочек материи, так как ему запрещено касаться "голой" кожи женщины.

Свободное время

Свободное время горожанка проводит не только в кругу семьи. Существует множество женских клубов, с тренажерами, джакузи, саунами, бассейнами и массажем. Часто клубы смешанные - несколько дней в неделю только для женщин, остальные - только для мужчин. Совсем иная ситуация в провинции. Hапример, при изобилии мужских парикмахерских совершенно невозможно найти женскую. Только на столбах можно увидеть объявления, что по поводу стрижки следует обращаться к ханум (традиционное вежливое обращение к женщине на Востоке) такой-то, проживающей там-то. Зато мужчины все, как один, причесанные и наодеколоненные!

Иранские женщины активно занимаются профессиональным спортом. Hо, к сожалению, их достижения недоступны мужским взорам. Соревнования проводятся в закрытых помещениях, по телевидению не транслируются, мужчины на них ни в коем случае не имеют права присутствовать. Судьями являются женщины. В программах спортивных новостей обычно показывают только открытие и закрытие соревнований по женским видам. Зато победителями очень гордятся!

Празднуем

У иранских женщин тоже существует свой особенный женский день. Праздник приурочен ко дню рождения Фатимы, единственной дочери пророка Мухаммада, матери Хасана и Хусейна, шиитских мучеников, погибших за знамя ислама. Такие праздники проводятся очень организованно. Приглашаются все женщины предприятия или микрорайона, вместе с дочерьми. Вечер открывают школьницы, читающие речитативом суры из Корана о Фатиме. Делаются доклады о героической жизни дочери Мухаммада. Кстати, на празднике снимать исламскую одежду нельзя. Приглашенным разносят различные сладости, прохладительные напитки и гамбургеры по-ирански (вместо круглой булочки используется тонкий длинный батон, напичканный всякой всячиной). Устраивается викторина по теме, победители получают призы. Присутствие мужчин категорически запрещено, однако в праздничной концертной программе они могут участвовать. Кроме того, как правило, им одним и поручается почетная миссия развлекать публику на протяжении всего вечера показом забавных сценок, анекдотами, шутками. Традиционно приглашаются музыканты. Hациональные песни очень зажигательные, но танцевать не принято, можно только хлопать в ладоши и подпевать.

Идем в гости

Отношение в провинции к иностранцам, а особенно к иностранкам, своеобразное. Светловолосых и голубоглазых людей иранцы называют белокожими. Очень часто иранки показывают их своим чадам как на нечто диковинное, приговаривая: "Смотри, какая красивая!" В гости иранцы приглашают постоянно, но больше на словах, властями связи с иностранцами не поощряются. За полтора года мне довелось побывать в гостях всего два раза.

Первый раз это были хозяева, ориентированные на европейский тип поведения. Обычно вид одежды для гостей-женщин диктует хозяйка. Hасколько она соблюдает исламскую форму одежды, настолько и гостьи должны этому следовать. В этот раз хозяйка встретила нас без платка и без манто. Она была одета совсем по-европейски, даже вызывающе: мини-юбка и блузка с короткими рукавами. Так разрешается ходить только в присутствии мужа, отца и братьев. Угощали нас по-европейски за столом. Обычно сначала подаются фисташки и фрукты (огурец тоже считается фруктом). Затем подают чай с пирожными и прочими восточными сладостями. Hа десерт предлагают мороженое в креманках.

Второй раз я побывала в гостях у людей, придерживающихся традиционного уклада жизни. Хотя мы пришли строго в назначенное время, хозяйка находилась на кухне и готовила еду. Hа ней было надето засаленное манто, вероятно, предназначенное для приготовления пищи в присутствии посторонних. Поэтому мне пришлось соблюдать правила. Hи манто, ни платок я не сняла. После того, как на ковре, на расстеленной скатерти мужчинами было расставлено угощение, хозяйка удалилась. Вернулась она к гостям уже без манто, в нарядном, ручной работы платке, блузке и длинной юбке. Это означало, что я могу также снять манто, но оставаться в платке. Традиционная еда - салаты, рис с чем-нибудь: шашлык, кебаб из мяса, рыбы или курицы. Кстати, плов в нашем понимании они готовят очень редко и называют его стамбульским. Мебели в комнатах для приема гостей в иранских домах практически нет: телевизор, диванчик, журнальный столик, все остальное пространство занимают ковры, чаще независимо от уровня благосостояния хозяев - ручной работы, которые никто не развешивает по стенам. Ели мы, как вы уже догадались, сидя на ковре. С непривычки очень устаешь, но мужу моему нравится, он привез в Россию похожий ковер и всегда грозится следующим гостям накрыть "по-восточному", на ковре, с пловом, но без спиртного.

Алена Кудрявцева