Истерики после дневного сна. Как бороться с истерикой у ребенка после сна. Как помочь малышу

Сегодня мы поговорим о худшем кошмаре любого родителя – когда ребенок просыпается ночью с истерикой, и успокоить его никак не удается. Многим такая ситуация не кажется чем-то сверхъестественным – бывает, что малыши ночью просыпаются от плача, но затем спокойно спят дальше.

Большинство советов от докторов и других родителей о том, как успокоить ребенка, рассчитано именно на такую ситуацию. Они предусматривают установление и строгое соблюдение распорядка дня и вечерних процедур перед сном, долгие прогулки на свежем воздухе, массаж, расслабляющие ванны. Все эти рекомендации действительно работают, но не в том случае, когда малыш ночью проснулся и плачет, заходится в крике, не на что не реагирует и сам не знает, чего хочет. К сожаленью, некоторые сталкиваются с такой ситуацией довольно часто – иногда даже каждую ночь. Что же это такое – детские ночные страхи? В чем причина их появления и как с ними бороться?

Плач во сне у ребенка может означать, что малышу приснился кошмар

Источник ночных кошмаров

Нет таких детей, которые бы вообще ничего не боялись. Вместе с тем, сохраняющиеся в течение долгого времени страхи должны привлечь внимание родителей. Их появление всегда обусловлено определенными факторами и редко бывает на пустом месте. Среди наиболее часто встречающихся можно отметить:

  • наследственность;
  • тяжелое протекание беременности у мамы;
  • патологические ситуации при родах;
  • наличие серьезных заболеваний;
  • перенесенные операции (особенно под наркозом);
  • недостаток общения с матерью;
  • разнообразные психологические травмы;
  • обилие впечатлений и перегрузка нервной системы;
  • напряженная атмосфера в семье – ссоры между родителями, физическая агрессия с их стороны, стрессы и конфликты.

Поводы для возникновения страхов обычно берутся из:

  • повседневной жизни малыша – смена места жительства, школы, садика, изменения в окружении, конфликтные ситуации;
  • обстановки внутри семьи – появление нового члена семьи, в том числе рождение младшего братика или сестрички, смерть родственников, развод родителей;
  • средств массовой информации – телевидение, радио и интернет содержат много негативной информации: сюжеты и передачи о преступлениях, катастрофах и терактах, журналистские расследования, документальные фильмы.


Дети быстро усваивают любую, а особенно негативную, информацию. Поэтому просмотр недетского кино может сказаться на сне ребенка

Как определить страхи?

Ночные страхи у детей обычно появляются еще до года, начиная с 6 месяцев, и связаны с особенностями развития малыша. В 2 – 3 года дети бояться остаться одни, в 4 – 6 их пугают темнота и различные монстры и чудовища, что и отражается в их сновиденьях. Характерными особенностями кошмаров являются:

  • они начинаются обычно через 2 – 2,5 часа после засыпания, обычно в промежутке между 1 и 3 часами;
  • продолжительность – от 5 до 20 минут, с внезапным началом и окончанием истерики;
  • повторяемость по нескольку раз в течение ночи;
  • ребенок резко просыпается, кричит и плачет, распахивает глаза, но он ничего вокруг не замечает и ни на что не реагирует (рекомендуем прочитать: );
  • во время приступа наблюдается повышенное потоотделение и затрудненное дыхание;
  • ребенок просыпается в истерике, но никак не реагирует на появление родителей, поскольку не осознает ни их присутствие, ни самого себя;
  • не удается успокоить истерику малыша или переключить его внимание на что-либо другое;
  • не осознанные агрессия по отношению к родителям и попытки разгромить помещение, в котором находится.

Обнаружив перечисленные выше моменты в поведении собственного малыша, не отчаивайтесь. Любому родителю тяжело наблюдать за кошмарами и истериками собственного ребенка и быть не в состоянии помочь ему, но исправить ситуацию возможно. Вы можете обратиться за помощью к психологу или подождать, когда малыш повзрослеет, и кошмары пройдут сами собой.



Детское воображение довольно яркое. Поэтому малыш может придумать множество прячущихся в его комнате монстров. Родителям же необходимо развеять страхи ребенка, показав, что под кроватью и в шкафу абсолютно пусто

Как бороться с ночными страхами?

Истерики и кошмарные сны по ночам с возрастом проходят сами по себе, но выполнение некоторых простых рекомендаций способно облегчить период их протекания. Вам следует:

  • оставаться спокойными – такие проблемы достаточно часто встречаются у малышей в возрасте 3 – 5 лет и являются не столь ужасными, как вам кажутся;
  • постоянно быть рядом с малышом – ваша задача не позволить ему в таком состоянии причинить вред себе и окружающим;
  • не напоминать ребенку о случившемся, чтобы не усиливать его переживания;
  • попробовать предупредить появление кошмаров, разбудив малыша примерно через 30 минут после засыпания – так вы избежите очередного приступа;
  • дать ребенку возможность высыпаться, увеличив отведенное на сон время и организовав дневной отдых, что особенно важно детям до 3 лет;
  • не позволяйте малышу переутомляться – следите за его нагрузками в течение дня, для детей 7 – 10 лет при отказе от ночного сна измените время подъема или отбоя;
  • показывайте ребенку вашу заботу – тесные доверительные отношения помогут спокойно обсудить ситуацию и попытаться найти источник ее появления.

Обращаться ли к врачу?

В большинстве ситуаций для преодоления кошмаров достаточно помощи родителей, но в ряде случаев требуется обращение к специалистам. Родителей должны насторожить следующие симптомы:

  • продолжительность приступа составляет более 30 минут;
  • кошмары приходят ближе к утру;
  • во время приступа нарушается речь, поведение становится неадекватным;
  • малыш своими действиями во время истерики может причинить себе вред;
  • страхи не проходят и днем;
  • причиной кошмаров является обстановка в семье – конфликты, развод родителей, домашнее насилие;
  • с течением времени приступы становятся все сильнее и продолжаются более года;
  • кошмары и истерики отражаются на поведении малыша днем;
  • во время кошмаров и истерики у малыша случаются приступы недержания мочи.


Если ребенку приснился кошмар, то родители должны помочь ему успокоиться. Как вариант, можно полежать с ним, почитать книгу, главное, чтобы малыш чувствовал себя защищенным

Особое внимание протеканию ночных приступов следует уделять при наличии у детей судорожной готовности, выражающейся в:

  • резких движениях головой;
  • подергивании плечами;
  • и закатывании глаз;
  • высовывании языка;
  • заикании;
  • приступах энуреза, повторяющихся по нескольку раз за ночь;
  • удушье;
  • ложном крупе;
  • бронхиальной астме.

Все перечисленные симптомы только усугубляют ситуацию с детскими истериками и кошмарами. Поводами для незамедлительного обращения к врачу являются приступы, сопровождающиеся:

  • криками;
  • двигательным возбуждением;
  • потерей сознания.

При появлении таких симптомов проводится диагностика состояния малыша и, исходя из ее результатов, назначается медикаментозное лечение. Для преодоления проблем может потребоваться и помощь психолога.

Профилактика и лечение



В процессе лечения страхов ребенка, возможно, придется прибегнуть к помощи психолога

Сами кошмары редко лечатся с использованием медицинских препаратов, устранить пытаются обычно причину их появления. В случаях, когда источником их возникновения является физическое или психическое заболевание – ведется его лечение. Если же кошмары стали результатом стресса или переживаний у малыша – необходима консультация у детского психолога или психиатра. Иногда могут быть назначены препараты, направленные на сокращение фазы быстрого движения глаз или предотвращения ночных пробуждений – это делается только при серьезных нарушениях сна у ребенка.

Выяснением обстоятельств появления детских страхов должен заниматься психолог. Во время общения с малышом он определяет источник кошмаров, степень их опасности и меры для борьбы с ними. Основными приемами диагностики являются рисунки, ролевые игры и постановки сценок – в них на примере героев можно узнать и проанализировать причины возникновения страхов, обсудить их последствия.

Поведение детей лучше всего показывает, какая в семье атмосфера, как ведут себя родители. Именно они своим примером формируют модели поведения ребенка, что может привести к чрезмерной боязливости или недоверию к окружающим.

Спокойная, ровная обстановка в семье, отсутствие напряженности и конфликтов помогут малышу преодолеть страх темноты и избавиться от кошмарных снов. Хорошим подспорьем в борьбе с кошмарами могут стать и активные занятия спортом. Плавание, прыжки с вышки или через планку, боевые искусства – все это придаст уверенности в собственных силах и избавит от боязни темноты, воды, высоты и так далее.

Работа с детскими кошмарами предполагает устранение непосредственной причины появления страха. Следует объяснить малышу, что бояться – это абсолютно нормально и естественно, поскольку страх позволяет избегать опасных ситуаций. Родителям следует чаще говорить ему, что в страхах нет ничего постыдного, их нужно принять и научиться жить с ними.



Рисунки ребенка могут отражать все его страхи и проблемы. Опытный психолог поможет разобраться с причинами возникновения проблемы плохого сна

Как вырастить смелого малыша?

Для того, чтобы ребенку вырасти смелым и активным необходимо приложить определенные усилия, и помочь в достижении этого способны такие рекомендации:

  • не унижайте, но и не делайте ребенка и его желания главным;
  • относитесь к нему как к равному, уважайте его личность;
  • не пугайте малыша и не наказывайте его без серьезных оснований;
  • следите, чтобы у него было достаточно общения с разными людьми – родственниками, ровесниками, друзьями;
  • делайте вместе с ребенком различные поделки, занимайтесь с ним творчеством – так вы сможете следить за его психическим состоянием и нейтрализовать вовремя появляющиеся страхи;
  • чаще обнимайте и целуйте малыша – телесный контакт с родителями поможет почувствовать ему вашу заботу и защиту;
  • следите за атмосферой в семье – доверие, уважение и любовь помогут уменьшить, а то и полностью избавиться от страхов.

Как вести себя родителям?

Преодолеть детские страхи можно, придерживаясь следующих принципов:

  • Уважайте ребенка и его страхи, не смейтесь над ними и не отрицайте их. Выше участие и внимание к проблеме дадут больший эффект, чем высказывания из серии «Ты уже большой, чтобы бояться темноты (подробнее в статье: )!», «Хватит себе придумывать!» и им подобные.
  • Не стыдите и не упрекайте ребенка за его переживания – так вы только усилите тревогу и приведете к появлению чувства вины. Пусть он знает, что право бояться есть даже у «настоящих мужчин».
  • Не пытайтесь заставить ребенка напрямую преодолеть страх, например, оставив его одного в темной комнате. Предлагайте ему свою помощь и поддержку: осмотрите вместе все «страшные» места, где ему мерещатся различные опасности, загляните в шкафы, под кровать, в темные углы. Никого там не обнаружив, ребенок быстрее поверит в необоснованность своих переживаний и успокоится.
  • Когда ребенок плохо себя ведет, не пугайте его разными чудищами и злодеями и не грозитесь отдать кому-либо.


Понимание, забота и любовь родителей – вот важные составляющие для устойчивой психики малыша

Детское воображение – источник ночной тревоги

Все дети не похожи друг на друга – у каждого из них есть свои фантазии и собственное мнение обо всем. Они могут сами создать для себя объект ночных кошмаров, а развитее воображение только придаст им большую реалистичность. Использовать эти способности ребенка можно и для преодоления страхов.

Наладьте контакт с ребенком, чтобы выяснить источник страха. Помогите ребенку отделить свои переживания от себя и преодолеть их, научившись изменять и контролировать свои чувства. Попробуйте для этого:

  • вместе с малышом сочинить историю с хорошим концом, где рассказывается о способе победы над страхом;
  • сделать рисунок, где был бы изображен страх, а затем разорвать его – одновременно уничтожая и картинку, и помогая малышу взять под контроль свои эмоции.

Помещение для сна

Постарайтесь обеспечить ребенка персональной комнатой, если вам позволяют сделать это ваши возможности. Обстановка в детской должна создавать уютную и успокаивающую атмосферу:

  • Обеспечьте в детской хорошую шумоизоляцию, чтобы ничего не нарушало сон малыша.
  • Выдерживайте в помещении оптимальный микроклимат – доктор Комаровский рекомендует для детских температуру в 18 – 20 °С и влажность порядка 50 – 70%.
  • Регулярно проветривайте комнату и делайте в ней влажную уборку.
  • Используйте постельное белье только из натуральных тканей. Оно всегда должно быть свежим и чистым, спокойной расцветки в светлых тонах. Можно также использовать постельное белье с любимыми персонажами малыша.
  • Позаботьтесь о безопасности спального места, проверьте отсутствие острых выступов.
  • Использование радио- или видео-няни позволит вам своевременно узнавать о беспокойном сне малыша, если у него есть собственная комната.
  • Специальный ночник или любимая игрушка, взятая с собой в кровать, защитят от чудовищ и прогонят страхи.

Несколько советов, которые помогут справиться с истерикой у ребенка с расстройством аутистического спектра

Перевод: Юлия Донькина

Редактор: Марина Лелюхина

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

«Что я могу сделать, для того чтобы успокоить своего 6-летнего сына, высокофункционального аутиста, когда у него начинается истерика? Как правило, во время истерики он может причинить себе вред или что-то сломать/испортить в доме. Он учится в первом классе, и его учитель уже выражает беспокойство в связи с его поведением».

Чтобы понять, как можно успокоить ребенка, нужно знать, что его расстроило, по возможности определить ситуации, в которых ребенок начинает впадать в истерику, или вообще отключается.

1. Убедитесь, что ребенок знает, чего от него ждут. Не пытайтесь повлиять на него, когда он уже расстроен.
2. Попытайтесь переключить его на другую деятельность, которая ему нравится.
3. Если истерика не прекращается, скажите ему коротко и спокойно «ОСТАНОВИСЬ».
4. Если ваша просьба осталась без внимания, ребенка следует на какое-то время оставить в одиночестве. Отведите для этой цели специальное помещение, его можно назвать «безопасным местом». В этой комнате можно поставить мягкое кресло-пуфик, в котором можно посидеть. Но оттуда стоит убрать игрушки и другие отвлекающие вещи. Если ребенок упирается, придется приложить усилия.
5. Скажите ему, что, прежде чем выйти из этой комнаты, он должен в течение 5 минут успокоиться.

Приведенные выше рекомендации — простой способ справиться с нежелательным поведением. Ключ к успеху в последовательном поведении. Ребенок должен всегда знать последствия своих поступков. Если он ходит в школу, или на другие занятия, все, кто с ним работает, должны действовать согласно общей стратегии.

Удивительно, но многие дети с расстройствами аутистического спектра вполне в состоянии самостоятельно брать тайм-аут, чтобы успокоиться в одиночестве. Нам нужно только научить их следить за своим состоянием, а для этого нужно дать им понять, что они МОГУТ успокоить себя сами.

К сожалению, нет легких и быстрых способов уменьшить или предотвратить тяжелые проблемы с поведением (самоповреждение, агрессию, тяжелые истерики, деструктивное поведение). Однако есть несколько приемов, использовать которые можно без особых усилий.

1. Одной из возможных причин нежелательного поведения могут быть трудности с пониманием речи. Аутичные дети очень часто имеют трудности со слуховым восприятием (прим. пер. — фонетическим и фонематическим). Они часто не понимают того, что им говорят (слышат, но не понимают значения услышанного). Непонимание может вызвать расстройство и замешательство, что, в свою очередь, станет причиной нежелательного поведения. В этом случае вам помогут приемы визуальной поддержки. Если вы используете картинки и карточки, ребенок легче поймет, что его ждет.

2. Проблемы с поведением могут быть также вызваны недоразвитием (отсутствием) экспрессивной речи. И действительно, большинство исследователей признает, что именно отсутствие возможности выразить себя через речь является причиной большинства истерик у аутичных детей. В таких случаях можно использовать систему PECS (Picture Exchange Communication System) или смешанный метод Simultaneous Communication (речь, сопровождаемая языком жестов).

3. Часто и пищевые аллергии могут быть причиной нежелательного поведения. Проявлениями пищевой аллергии могут быть покрасневшие уши, щеки, темные круги под глазами. Самыми распространенными аллергенами являются молочные продукты и продукты из пшеничной муки, а также консерванты и красители. Часто пищевые аллергии сопровождаются головными болями, нервозным состоянием, чувством тошноты, болями в животе, в результате чего ребенок становится менее терпимым к окружающей его среде и часто срывается. По причине того, что часто ребенок не может сказать, что же его беспокоит, ни родители, ни учителя не понимают причин недомогания ребенка, и вообще не всегда могут распознать это недомогание. При подозрении на пищевые аллергии, ребенку необходимо сделать соответствующие анализы. При подтверждении аллергии на тот или иной продукт, он должен быть абсолютно исключен из рациона ребенка.

4. Если поведение ребенка в школе отличается от его поведения дома в худшую сторону, причиной может быть то, что в школе отсутствует структурированная среда. Однако истерики могут быть вызваны ухудшением общего самочувствия из-за внешних воздействий. Например, из-за запаха бытовой химии, применяемой при уборке помещений, а также из-за флуоресцентных ламп в школьных комнатах. Хотя запах может выветриться уже на следующий день, частицы средств для уборки остаются на поверхности столов и пола, оказываясь сначала на руках учеников, а затем и попадая в рот. Попадание этих веществ в организм может негативно влиять на состояние чувствительных детей. Часто учителя протирают парты и полы чистой водой перед началом каждого учебного дня, и многие из них сообщают о том, что это снижает количество случаев нежелательного поведения учеников. Флуоресцентные лампы, которые, как правило, используются для освещения классных комнат, могут также влиять на поведение детей. Исследователи из университета UCLA в своей работе показали, что нахождение в комнате с флуоресцентными лампами увеличивает количество случаев стереотипного поведения и самостимуляций, по сравнению с тем же периодом пребывания аутичных детей в комнате с обычными лампами накаливания. Чтобы проверить это, учителя могут принять решение не использовать флуоресцентные лампы в течение нескольких дней и заменить их лампами накаливания, или просто используя естественное освещение, а затем сравнить поведение учеников за исследуемый период.

5. Во многих случаях проблемное поведение (истерика) – это реакция на просьбу или требование, предъявляемое ребенку. Возможно, когда-то ребенок усвоил, что таким поведением, можно избежать выполнения просьбы/требования. Функциональный анализ поведения (выяснение того, что предшествует поведению, выяснение последствий и контекста поведения) может помочь выявить связь между поведением и функцией, которую оно выполняет. Если функцией является противодействие выполнению просьбы/требования, то, все без исключения, кто работает или просто находится с ребенком, должны добиваться выполнения требований, предъявляемых ребенку. В противном случае, истерики будут повторяться.

6. Очень важно учитывать уровень «накала» истерики ребенка, прежде чем начинать выстраивать работу, направленную на устранение или предотвращение такого поведения. Иногда истерики начинаются, потому что ребенок перевозбужден. Это может произойти в случае чрезмерной стимуляции ребенка, или просто после длительного нахождения в насыщенной сенсорной среде. В таких случаях необходимо устранить причину перевозбуждения ребенка. Наиболее популярными техниками является выполнение интенсивных упражнений (занятие на велотренажере), вестибулярная стимуляция (медленное раскачивание), или глубокие объятия (техника Темпл Грандин — «удержания» ребенка в крепких объятиях). Другими причинами нервного срыва может стать недостаточная вовлеченность ребенка в деятельность, отсутствие интереса к происходящему. Скучающий ребенок может начать кричать, портить предметы вокруг себя – ведь это так занимательно и так будоражит! В этом случае необходимо постоянно подпитывать интерес ребенку к происходящему вокруг или к целенаправленной деятельности.

7. Многие дети принимают безопасные биодобавки, такие как витамин В6 или Диметилглицин (DMG). Почти у половины принимающих их детей наблюдаются улучшения в поведении и в общем состоянии организма. Однако же иногда для коррекции нежелательного поведения доктора прописывают сильнодействующие медикаменты, такие как Риталин. Исследование, проведенное Autism Research Institute в Сан-Диего, показало, что 45% из опрошенных 2 788 родителей сообщали об ухудшении поведения ребенка, 20% родителей сообщали об улучшении, при этом 27% не увидели вообще никакого изменения.

8. Иногда бывает так, что истерики случаются только в школе, а дома их не бывает, или наоборот. Возможно, это происходит, потому что родители уже выработали стратегию предотвращения или прекращения этого поведения, а учитель не знает о ней. В этом случае, очень важно, чтобы родители и педагоги были в постоянном контакте для выработки единого подхода в работе с нежелательным поведением.

Выборочные комментарии на сайте:

Часто я говорю своему восьмилетнему сыну просто: «Остановись». И продолжаю повторять это слово до тех пор, пока он не остановится. Это работает лучше, нежели пытаться сообщить ему о последствиях такого поведения. Август 16, 2012 at 6:53 AM

В течение последнего года мы успешно применяли некоторые из этих техник с моим семилетним сыном, однако мне кажется, что сильные истерики возвращаются. Он неожиданно может стать злым, начать бросать вещи, кричать. Это очень истощает и его, и меня. К сожалению, испытанные ранее приемы успокоения перестали действовать. Мне кажется, что причиной этому может быть новый учитель и новые требования, предъявляемые к сыну. Когда сын возвращается домой из школы, истерики прекращаются. Наверное, воспитывая «аспергера», приходится постоянно изобретать все новые и новые способы. Спасибо, что дали почву для размышлений. Август 16, 2012 at 8:42 AM

У меня в 8-ом классе есть ученица, которая постоянно заворачивает уголки тетради или просто отрывает их, несмотря на то, что у нее есть достаточно обычных листов бумаги, чтобы делать это. Мы пытались давать ей мячики, которые она могла бы сжимать в ладони, но это не работает. Есть какие-нибудь другие способы помочь в этой ситуации? Август 16, 2012 at 12:11 PM

Не думаю, что просто сказать ему «успокойся» может помочь. Аутичные дети не помнят, что такое «быть спокойным». Мы используем визуализацию – на большой лист бумаги прикрепляем фотографии сына в уравновешенном состоянии, которые помогают ему понять, что это значит «быть спокойным» и, собственно, успокоиться. Август 16, 2012 at 12:21 PM

Да уж, я знаю, как тяжело порой этой бывает. Попытайтесь отвлечь его! Своему пятилетнему сыну я давала потрогать ткани различных текстур или просто смотрели на разные цвета. Это, как правило, успокаивало его. Или же просто выведите его из комнаты, в которой он впадает в истерику или отключается. Смена сенсорных ощущений работает лучше всего! August 16, 2012 at 12:22 PM
Мы с сыном просто ходим, в школе он ходит вокруг школьного здания, дома мы просто наматываем круги вокруг дома, до тех пор, пока он не успокоится… Это, правда, работало только с моим старшим «аспи»… Август 17, 2012 at 6:36 AM
Мой внук и племянник имеют диагноз «синдром Аспергера». Мой муж, вышедший на пенсию директор начальной школы, предлагает использовать кресло-боб. Оно очень успокаивает, так как обволакивает ребенка и тем самым действует расслабляюще.Август 18, 2012 at 8:25 AM

Детские истерики способны осложнить жизнь любых, даже очень терпеливых взрослых. Еще вчера малыш был «душечкой», а уже сегодня его как подменили - он кричит по любому поводу, визжит, падает на пол, бьется головой о стены и палас и никакие увещевания не помогают. Такие неприятные сцены практически не бывают разовыми акциями протеста. Часто истерики у ребенка повторяются систематически, порой по нескольку раз на дню.

Это не может не тревожить и не озадачивать родителей, которые задаются вопросами, что же они сделали не так, все ли в порядке с малышом и как прекратить эти выходки. Авторитетный известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает мамам и папам, как следует реагировать на детские истерики.

О проблеме

Детские истерики - явление повсеместное. И даже если родители карапуза говорят, что у них самый спокойный кроха в мире, это не означает, что и он никогда не устраивает сцен на ровном месте. Еще недавно признаваться в истериках у собственного чада было как-то стыдно, родители стеснялись, вдруг окружающие подумают, что они плохо воспитывают карапуза, а иной раз и вовсе опасались, будто их ненаглядное чадо окружающие будут считать психически «не таким». Вот и боролись, как умели, в кругу семьи.

В последние годы о проблеме начали говорить со специалистами, детскими психологами, психиатрами, неврологами и педиатрами. И пришло озарение: истерящих детей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. По статистике, которой располагают детские психологи в одной из крупных клиник Москвы, у 80% детей в возрасте до 6 лет истерики случаются периодически, а 55% таких малышей истерики носят характер регулярных. В среднем, детки могут впадать в такие приступы от 1 раза в неделю до 3-5 раз в день.

У детской истерики есть определенные основные симптомы. Как правило, приступу предшествуют какие-то одинаковые события и ситуации.

Во время истерики ребенок может истошно кричать, дрожать, захлебываться, при этом слез будет не так уж и много. Могут наблюдаться сбои в дыхании, учащается сердцебиение, многие дети пытаются навредить сами себе, царапая лицо, кусая свои руки, ударяясь о стены или о пол. Приступы у детей достаточно длительные, после них они долго не могут успокоиться, всхлипывают.

В определенные возрастные периоды истерики приобретают более сильные проявления, на таких «критических» этапах взросления эмоциональные выбросы меняют свой окрас. Они могут неожиданно появиться, а могут столь же внезапно исчезнуть. Но истерики ни в коем случае нельзя игнорировать, как нельзя допустить, чтобы ребенок с помощью крика и топанья ногами начал манипулировать взрослыми членами семьи.

Мнение доктора Комаровского

В первую очередь, считает Евгений Комаровский, родителям следует запомнить, что ребенку в состоянии истерики обязательно требуется зритель. Малыши никогда не устраивают скандалов перед телевизором или стиральной машинкой, они выбирают живого человека, причем из членов семьи на роль зрителя подходит именно того, кто наиболее чувствителен к его поведению.

Если папа начинает переживать и нервничать, то именно он будет выбран ребенком для эффектной истерики. А если мама игнорирует поведение чада, то перед ней закатывать истерику попросту неинтересно.

Как отучить реебенка от истерик расскажет доктор Комаровской в следующем видео.

Это мнение несколько противоречит общепринятому мнению детских психологов, которые утверждают, что ребенок в состоянии истерики себя совершенно не контролирует. Комаровский уверен, что малыш прекрасно осознает обстановку и расстановку сил, и все, что делает в этот момент, делает вполне произвольно.

Поэтому главный совет от Комаровского - ни в коей мере не показывать, что родителей детский «концерт» хоть каким-то образом трогает. Какими бы сильными ни были при этом слезы, крики и топанье ногами.

Если ребенок хоть раз добьется своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Комаровский предостерегает родителей задабривать малыша во время истерики.

Уступить - значит стать жертвой манипуляции, которая будет в той или иной мере, постоянно совершенствуясь, продолжаться всю оставшуюся жизнь.

Желательно, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да» или бабушкино «может быть». Тогда ребенок довольно быстро поймет, что истерика - это вообще не метод, и прекратит испытывать нервы взрослых на крепость.

Если бабушка начнет проявлять мягкость, жалеть обиженного родительским отказом ребенка, то она рискует стать единственным зрителем детских истерик. Проблема, говорит Комаровский, в отсутствии физической безопасности с такими бабушками. Ведь обычно внук или внучка постепенно перестают слушаться их и могут попасть в неприятную ситуацию, в которой могут травмироваться на прогулке, обжечься кипятком на кухне, сунуть что-нибудь в розетку и т. д., ведь на оклики бабушки малыш никак не будет реагировать.

Что делать?

Если ребенку 1-2 года, он довольно быстро способен сформировать правильное поведение на уровне рефлекса. Комаровский советует поставить малыша в манеж, где у него будет безопасное пространство. Как только началась истерика - покидать комнату, но дать ребенку понять, что его слышат. Как только карапуз замолчит, можно заходить к нему в комнату. Если крик повторяется - снова выходить.

По мнению Евгения Олеговича, на выработку устойчивого рефлекса - «мама рядом, если я не ору» ребенку полутора-двух лет вполне хватает двух дней.

Для такой «тренировки» родителям потребуются воистину железные нервы, подчеркивает доктор. Однако их старания обязательно будут вознаграждены тем, что через короткое время у них в семье будет расти адекватный, спокойный и послушный ребенок. И еще один важный момент - чем раньше родители применят эти знания на практике, тем для всех будет лучше. Если ребенку уже перевалило за 3 года, одним только этим методом не обойтись. Потребуется более кропотливая работа над ошибками. В первую очередь над родительскими ошибками в воспитании собственного чада.

Ребенок не слушается и истерит

Непослушными могут быть абсолютно любые детки, говорит Комаровский. Многое зависит от характера, темперамента, воспитания, норм поведения, которые приняты в семье, от отношений между членами этой семьи.

Не стоит забывать и о «переходном» возрасте - 3 года, 6-7 лет, подростковый период.

3 года

В возрасте около трех лет у ребенка происходит понимание и осознание самого себя в этом большом мире, и, естественно, он хочет попробовать этот мир на прочность. К тому же детки в этом возрасте еще не все и далеко не всегда способны выразить словами свои чувства, эмоции и переживания по какому-либо поводу. Вот и показывают их в форме истерики.

Довольно часто на этом возрастном этапе начинаются ночные истерики. Они носят спонтанный характер, ребенок просто просыпается ночью и сходу практикует пронзительный крик, выгибается дугой, иногда старается вырываться от взрослых и пытаться убежать. Обычно ночные истерики продолжаются не так долго, и ребенок «перерастает» их, они прекращаются так же внезапно, как и начались.

6-7 лет

В 6-7 лет происходит новый этап взросления. Малыш уже созрел для того, чтобы отправиться в школу, и от него начинают требовать больше, чем ранее. Он очень боится не соответствовать этим требованиям, боится «подвести», стресс накапливается и порой выливается наружу опять же в форме истерики.

Евгений Комаровский подчеркивает, что чаще всего к врачам с этой проблемой родители обращаются, когда ребенку уже исполнилось 4-5 лет, когда истерики происходят «по привычке».

Если в более раннем возрасте родители не сумели пресечь такое поведение и невольно стали участниками жесткого спектакля, который малыш разыгрывает перед ними изо дня в день, стремясь добиться чего-то своего.

Родителей обычно пугают некоторые внешние проявление истерики, такие как полуобморочное состояние ребенка, судороги, «истерический мост» (выгибание спины дугой), глубокие всхлипы и нарушение дыхания. Аффективно-респираторные расстройства, именно так называет Евгений Олегович это явление, свойственны в основном детям раннего возраста - до 3 лет. При сильном плаче ребенок выдыхает почти весь объем воздуха из легких, и это приводит к побледнению, задержке дыхания.

Такие приступы свойственны детям капризным, возбудимым, говорит Комаровский. Многие чада используют другие приемы вымещения гнева, разочарования или обиды - они сублимируют эмоцию в движение - падают, стучат ногами и руками, бьются головой о предметы, стены, пол.

При длительном и тяжелом истерическом аффективно-респираторном приступе могут начаться непроизвольные судороги, если у ребенка начнет страдать сознание. Иногда в этом состоянии малыш может описаться, даже если он давно прекрасно ходит на горшок, и казусов не случается. Обычно после судорог (тонических - с напряжением мышц или клонических - с расслаблением, «обмяканием») дыхание восстанавливается, кожные покровы перестают быть «синюшными», малыш начинает успокаиваться.

При таких проявлениях истерики все-таки лучше проконсультироваться с детским неврологом, так как такие же симптомы свойственные некоторым нервным расстройствам.

  • Научите ребенка выражать эмоции словами. Совсем не гневаться и не раздражаться, как любой другой нормальный человек, ваш ребенок не может. Нужно просто научить его правильно излагать свой гнев или раздражение.
  • Ребенка, склонного к истерическим приступам, не стоит чрезмерно опекать, холить и лелеять, лучше всего как можно раньше отдать его в детский сад. Там, говорит Комаровский, приступы обычно не происходят вообще по причине отсутствия постоянных и впечатлительных зрителей истерик - мамы и папы.
  • Истерические приступы можно научиться предвидеть и контролировать. Для этого родителям нужно внимательно понаблюдать, когда обычно начинается истерика. Ребенок может быть невыспавшимся, голодным или он не терпит, когда его начинают торопить. Старайтесь обходить потенциальные «конфликтные» ситуации стороной.
  • При первых признаках начинающейся истерики нужно постараться отвлечь ребенка. Обычно, говорит Комаровский, такое довольно успешно «срабатывает» с детьми до трех лет. С ребятами постарше это будет более сложно.
  • Если ваш ребенок склонен задерживать дыхание при истерике, ничего особо страшного в этом нет. Комаровский говорит, что для того, чтобы наладить дыхание, нужно всего лишь дунуть в лицо малышу, и он обязательно рефлекторно сделает вдох.
  • Как бы ни было сложно родителям бороться с истериками ребенка, Комаровский настоятельно рекомендует дойти в этом до конца. Если дать малышу победить вас истерикой, потом будет еще труднее. Ведь из истерящего трехлетки однажды вырастет истеричный и совершенно несносный подросток лет 15-16. Он испортит жизнь не только родителям. Он сильно осложнит ее самому себе.

  • Доктор Комаровский

Часто родители приходят в недоумение, почему малыш после сна заходится в громком и долгом плаче. Истерика после сна у ребенка чаще всего возникает днем, хотя возникает плач и после ночного сна. К 3-4 годам, а порой и раньше, истерики проходят сами собой.

Причины истерик у детей 1-4 лет

Истерика проявляется в громком неестественном плаче, переходящем в визг. При этом малыш выгибает тело, не реагирует на слова и действия взрослых. У грудничков обычно бывают не истерики, а плач, который служит призывом. Родителю лишь остается удовлетворить потребность новорожденного: накормить, согреть, поменять пеленки.

Истерики возникают в более осознанном возрасте - от 1-1,5 до 3-4 лет. В этом возрасте дошкольник активно познает окружающий мир, законы социума, знакомится с новыми людьми. Иногда психика детей не выдерживает перегрузок и снять стресс можно криком.

Неврологи считают истеричный плач нормальной реакцией неокрепшей детской психики на раздражители. Во сне малыш может повторно проживать травмирующую ситуацию или увидеть сюжет, которого не было в реальности.

Малыш еще слишком мал, чтобы отличить явь от нереальности. Поэтому если ему снится, что родители поставили в угол - обида и агрессия будет направлена на родителей, если снится, что обидел сверстник - такая ситуация также будет восприниматься как вполне реальная.

  1. Истерики могут возникать и после резких перемен в жизни. Например, малыш пошел в детский сад или был отучен от бутылочки. С помощью крика малыш пытается снять возникшее напряжение. При этом днем травмирующая ситуация забывается, ребенок увлеченно играет игрушками. Но после пробуждения первым делом рождаются тревожные мысли.
  2. Падать настроение после сна может и по причине позднего просыпания. Если ребенок спит во второй половине дня, то после пробуждения чувствует себя вялым и разбитым, также как и взрослый человек.
  3. Причина может быть и в некачественном сне. Если малыш спит в шумном помещении или звуки проникают с улицы, он может чувствовать себя не выспавшимся.
  4. Основные причины истеричного пробуждения могут быть отнесены к перевозбуждению нервной системы. К 4 годам нервная система укрепляется, дошкольник не так остро реагирует на дневные события.

Провоцируют истерики стрессовые ситуации в семье, например, ссоры родителей. Домашние скандалы малыш 1-4 лет воспринимает очень остро, реагирует дневными и ночными истериками. При этом ребенок может вскочить среди ночи, начать кричать, а наутро ничего не помнить.

Как помочь малышу

Детям раннего возраста необходимо спать в комфортных условиях. Засыпание следует организовать в тихом помещении со свежим воздухом.

Детей желательно ограждать от явно стрессовых ситуаций. К новым условиям лучше приучать постепенно. С няней и родственниками лучше оставлять сначала на полчаса-час, постепенно увеличивая время своего отсутствия.

Если малыш после пробуждения истерит, лучше дать ему возможность покричать. На все истерики лучше реагировать внешним спокойствием. Это обескуражит малыша и заставит его успокоиться.

Можно взять дошкольника на руки, уложить и слегла покачать, спеть успокаивающую колыбельную. Если вы думаете, что малышу снился кошмар, лучше не заострять внимание на сновидении. Не нужно расспрашивать, что он увидел во сне. Детям раннего возраста трудно сконцентрироваться и пересказать картинки, рожденные подсознанием. Лучше увести малыша от ситуации, занять играми или кормлением.

Если ребенок стал тревожным и днем во время бодрствования, покажите его неврологу. Возможно, потребуются легкие успокоительные средства. Консультация врача необходима и для родителей гиперактивных деток.

Необходимо исключить и болезнь, поэтому стоит обратить внимание и на дополнительные симптомы. Если их нет, причина истерик в возрастных изменениях.

Особенности четырехлетних детей

Внутренний мир 4-летнего человека уже достаточно сформирован. Он неплохо знает окружающий мир, начинает понимать процессы, происходящие в окружающей среде. В четырехлетнем возрасте ребенок впервые осознает, что жизнь конечна. Информация о смерти немалое потрясение для психики. Смириться с мыслью, что его когда-то не станет, ребенок не хочет. Из-за мыслей о смерти он тихонько плачет ночами в подушку.

Оградить малыша от информации о смерти невозможно. Так или иначе ему предстоит пережить это знание. Можно рассказать сыну или дочери, что материальным миром жизнь не ограничивается. Не важно, верите ли вы сами в жизнь после смерти. Такая информация поможет снять тревожность, а повзрослев, малыш сам разберется, что к чему.

Истерика у ребенка после сна может возникать в любом возрасте. Это явление достаточно распространенное и зачастую связано с какими-то особенными событиями, которые ребенок пережил и запомнил за текущий день. Именно поэтому родителям нужно относиться к чаду с пониманием, а к проблеме - с терпением.

Рассмотрим несколько вариантов, при которых имеет место истерика у ребенка после сна.

Истерика после дневного сна у ребенка до 1 года

Возможные причины: вероятно, малыш был просто не вовремя разбужен, что повлияло на его настроение. Также может случиться так, что некоторые предметы, звуки или явления на улице попросту напугали ребенка, таким образом, его сон был прерван, а пробуждение связано с неприятными эмоции.

Как быть? Если у ребенка в возрасте до года случилась истерика после сна во время прогулки, советуем взять малыша на руки и попробовать его укачать. Отвлечь от неприятных эмоций сможет спокойный мамин голос, вовремя поданная игрушка или бутылочка с соком.

Если подобные истерики случаются у детей до года после сна дома, есть смысл задуматься об улучшении звукоизоляции стен. Возможно, уличные звуки или действия других обитателей квартиры будят малыша, так и не дав ему сполна насладиться дневным сном. В таком случае необходимо не только успокоить ребенка, но и позаботиться о предупреждающих мерах такого спонтанного пробуждения в будущем.

Истерика после сна ночью у годовалого ребенка

Если малыш просыпается ночью с истерикой, но при этом никаких лишних шумов и раздражающих факторов не наблюдается, вероятными причинами неспокойного поведения можно назвать голод и боли. В первом случае достаточно организовать кормление, во втором - показать малыша педиатру.

Истерика после сна у ребенка старшего возраста

Потребности грудничков чаще всего сводятся к нужде поспать и поесть, а вот детки 2-4 лет уже более сознательны в своих желаниях и нуждах. Именно в этом возрасте истерики после сна, как ни странно, считаются более регулярным явлением. Это связано с более активным функционированием мозга, который может посылать малышу сигналы в виде как приятных снов, так и кошмаров.

Если истерика у ребенка после сна случается постоянно, то ее причины состоят, скорее всего, в следующем.

Банальный недосып

Также истерика может возникнуть у ребенка, который не хотел ложиться спать, но в итоге уснул. Часто пробуждение после нежелательного сна может быть встречено бурной истериков.

Мучащие малыша кошмары

Чтобы сон ребенка был спокойным, рекомендуем на ночь дать малышу стакан теплого молока с медом. Помочь с проблемой может также засыпание с родителем либо просто уделенные 20-30 минут ребенку со стороны мамы или папы перед сном. Вы можете просто полежать рядом с малышом, поговорить с ним, поиграть в спокойные игры или почитать книгу.

Истерика, связанная с бурными играми накануне

Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут определенным образом сказываться на ребенке в период сна. Постарайтесь, чтобы за 2-3 часа до сна малыш прекратил слишком бурную активность. Нежелательно принимать в этот период гостей, играть в активные игры и чрезмерно веселиться.

Стрессовая ситуация

Так, многие мамочки замечают, что регулярные истерики у малышей возникают после начала посещения детского сада. Еще бы, эмоции, общение, непривычная обстановка не могут не сказаться на психоэмоциональном состоянии малыша. Отсюда возникают и истерики. Подобные проявления очень скоро исчезнут, как только малыш привыкнет к новой обстановке и коллективу. До тех пор от родителей требуется активная поддержка ребенка, частые беседы и возможность уделить повышенное внимание.