Гульназ Мияссарова: Из истории семейных отношений татар

История татарской семьи: жена старше мужа, нешекспировские страсти и первые фамилии

Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали пьющих жён в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч»

Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали пьющих жен в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч».

Лекция Салаховой называлась «Татарская семья на страницах метрических книг: браки, разводы и дети». По её словам, в современной исторической науке ещё только продолжается процесс раскрытия информационного потенциала такого исторического источника, как метрические книги.

Лектор изучила метрику Казанской, Уфимской губернии и татарских сёл нынешней Астраханской области. Она рассказывает, что впервые мусульманское население Российской империи начали записывать в метрику после указа Сената 1828 года («О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому Духовному Магометанскому управлению»). Поэтому нынешние функции ЗАГСов - запись рождения, смерти, брака и разводов - поручили имамам в мечетях.

Старший научный сотрудник института имени Марджани Эльмира Салахова Ι Фото: Facebook

Подробная запись главнейших событий в татарской семье велась мусульманским духовенством практически до 1930-х годов. С приходом к власти большевиков весной 1918 года, естественно, был издан декрет, по которому функция ведения метрических книг изымалась у имамов и передавалась в местные органы Советов.

Однако во время гражданской войны властям было не до этого - надо было воевать с белыми. Поэтому мусульманское духовенство продолжало вести учет родившихся, умерших и так далее в границах каждой отдельной махалли - мусульманской округи вокруг одной мечети.

Фамилии и имена

Традицию носить фамилии татары переняли у русских. Впервые сведения, сообщает Салахова, о необходимости упорядочения фамилий среди татар появляются в 1916 году (разгар Первой мировой войны). Соответствующая запись об этом есть в специальном журнале Оренбургского Духовного управления. И татарам фамилии нужны для определения в рекруты. Если родовой не было, то рекомендовалось её образовать от имени отца или деда.

Необязательность фамилий среди татар была массовой и распространялась в основном среди крестьян. Купцы, мещане, знатные рода, конечно же, фамилии носили. Для этого был свой резон - передача собственности по наследству, заключение долгосрочных торговых договоров и другой документооборот.

В семье обычно имя давал отец, в некоторых случаях - дед. К началу XX века среди казанских и уфимских татар в основном преобладали мусульманские имена. Они были двухкомпонентными и имели предлоги, связанные с исламом «Абдул-», «Мухамед-», «Ахмед-». Хотя, например, в одной из деревень нынешнего Сармановского района РТ были обнаружены имена с тюркскими компонентами - Асылкош, Бахетгарай, Гульжимешь, Гюлистан. У астраханских татар в начале имени мусульманского компонента почти не наблюдается. Салахова это объясняет тем, что татары Астрахани отошли от кочевого образа жизни лишь в середине XIX века, поэтому ислам ещё не успел пустить глубокие корни.

Местные татары своих детей часто называли именами, в которых имеется предлог «Хажи-»(Хаҗи), чего нет в метрических книгах других губерний. Например, мужские имена Хажисмагиль, Хажисултан, Хажинияз, Хажимахмуд, Хажиахмад и женские имена Хажибиба, Хажиханым, - перечисляла лектор.

Популярность такого компонента объясняется просто - народ помнил времена Астраханского ханства, когда город носил название Хажитархан. Для астраханских татар считалась нормой частица «Ак-», что также не было распространено среди казанских и уфимских татар.

Например, Акбиба, Актази(Актаҗи), Акгульсум, Акбаба и другие. Наличие имени Акбаба скорее результат огузского влияния. («Баба» в данном случае носит содержание «отец»). Также компонент имени «-хан» у казанских татар употребляется только в мужских именах (Тимерхан, Миннехан), а у астраханских татар он использовался и в женских именах - Аминахан, Бэбэхан (не Бибихан).

Рождение и смерть

Детская смертность, по словам лектора, в татарских деревнях Российской империи была несравнимо высокой относительно сегодняшнего дня. Например, в астраханских метрических документах часто встречается обозначение возраста умершего ребенка - «1 җомалык». «Җома» – это сокращенный в просторечии вариант слова «җомга», которое в дословном переводе означает «пятница». У мусульманских народов неделя заканчивается именно этим днем. Поэтому ребенок, умерший в возрасте «1 җомалык» (у казанских татар это было бы написано как «1 атналык»), прожил одну неделю.

Среди родившихся девочек и мальчиков преобладают представители мужского пола, но и большее количество смертей приходится на их долю. Салахова во время изучения метрик практически не сталкивалась с записями о «незаконнорожденных детях».

Также по метрическим данным одной из деревень в Астрахани, за 1905 год родились 10 девочек и 18 мальчиков, а умерли 27 женщин и 12 мужчин. И такие цифры - обычное явление в татарских деревнях.

В основном люди, по данным метрик, умирали в младенчестве от инфекционных болезней или женщины - при родах. У астраханских татар была особенность - из-за высокой климатической жары быстро портились продукты.

Особенности местной кухни - рыбная пища, употребление плодов в большом количестве и питье некачественной холодной воды в жаркое время - провоцировали развитие желудочных расстройств и отравлений. При разливе Волги и до того времени, пока река не входила в свои берега, в Астрахани и по всей губернии свирепствовала перемещающаяся лихорадка, - добавила Эльмира Салахова. - В астраханских степях несколько комфортнее себя чувствовали народы, всё ещё сохраняющие кочевой образ жизни, - калмыки и юртовые татары. Но и их одолевали «желчные горячки» и «натуральная оспа».

Определение причин смерти в метриках, продолжает эксперт, было делом относительно субъективным. Тогда не существовало квалифицированных врачей, поэтому причину смерти определяли либо родственники, либо местный мулла. В перечне названий болезней, от которых скончался человек, есть и любопытный момент. О татарине, умершем в возрасте 55-60 лет, писали, что он скончался «от старости».

Брак и развод

Анализ метрических книг татар показал, рассказывала лектор, что мужчинам разрешалось вступать в брак с 18 до 80 лет, девушкам - с 16 лет при наличии обязательной специальной выписки из метрической книги. При этом фактически самый ранний возраст у девушек - с 17 лет, в Астрахани - с 16 лет.

Определенный интерес представляет то, что встречающиеся в художественной литературе сюжеты о выдаче татарок замуж в очень раннем возрасте в метрических книгах не находят подтверждения. Проанализировав ряд метрических записей, можно констатировать: не зафиксировано ни одного случая тайного брака, - утверждает Салахова.

В современном обществе очень прочно укоренился стереотип, что жена должна быть младше мужа. Однако метрические книги говорят об обратном - приветствовалась жена старше возрастом.

Во-первых, в крестьянских семьях женщина воспринималась прежде всего как рабочая сила, поэтому брать в жены очень молодую - не так предусмотрительно и лишний голодный рот. Во-вторых, при большой смертности среди мужчин среднего возраста возникала проблема вдов. Случаи, когда муж намного старше своей жены, наблюдаются лишь в некоторых семьях духовных лиц и мещан, но их доля очень мала, - рассказывает лектор.

Из-за высокой смертности мужчин среди татарок были нередки случаи, когда никахи проводились несколько раз, а то и три-четыре раза.

Ученая также изучила метрику татар, которые буквально вчера переехали из деревень в Казань, например, чтобы устроиться на работу в мыловаренный завод. В записях Азимовской мечети встречаются случаи, когда одни и те же мужчины и женщины заключали никах повторно. Основная причина - мужчины перевоспитывали жен, которые злоупотребляли алкоголем и вели «непорядочный образ жизни». По словам лектора, при повторном никахе обговаривалось условие: если жена будет вести себя аморально, то она лишается при разводе махра. Это имущество, которое муж дарит жене при заключении брака и которое обычно остается с ней после развода.

Как правило, махр состоял из двух частей: одна часть выплачивалась во время никаха (бракосочетания), остальная часть называлась «ожидаемой» и выплачивалась постепенно. Сумма махра была немалой и в основном выплачивалась деньгами или имуществом и доходила в среднем до 150-200 рублей. Для примера: в середине XIX века одна лошадь стоила 60 рублей, корова - 30.

По метрическим книгам татар многоженство не фиксируется. Скорее надо говорить о «двоежёнстве». Как правило, вторую жену муж брал, если первая болела или была бесплодна и при условии обязательного её согласия. Также вторую жену брали, если погиб старший брат. Тогда младший через брак на себя брал обязательство содержать семью старшего.

Разводы среди татар встречались редко. Обычно на 10 никахов - один талака. Бракоразводным процессом занимались муж и отец женщины или же ее представитель, но это отнюдь не указывало на ее бесправие. Объясняется это следующим образом: по канонам ислама женщина должна всячески оберегаться от стрессовых ситуаций, к которым относится и развод. Она была вправе потребовать через отца все, что ей полагается.

Среди причин разводов в метрических книгах встречаются формулировки, которые можно отнести к современным «не сошлись характерами», часто встречалось понятие «остывание чувств друг к другу». Хотя есть и курьезные случаи. Салаховой встретилась история, когда бывшая жена долго не называла имаму настоящей причины развода. Тогда он записал в метрике в графе причина - «очень долго плакала».

Муфтият обычно убедительно просил имамов по возможности указывать действительную причину, - говорила Салахова.

В то же время если при разводе у семьи был малолетний ребенок, то обычно он оставался у мужа или его родни. Мать совершала такой морально непростой поступок, чтобы лишь обеспечить хорошие условия жизни своему ребенку. Сама она в тогдашних условиях не смогла бы прокормить его, говорила лектор.

Интересно!

ОТВЕТИТЬ

Интересно, честно, только было бы еще больше информации.

ОТВЕТИТЬ

Впервые начали записывать не с 1821 года, а еще раньше с 1716 года с первыми ревизскими сказками, издававшимися по инициативе императора Петра 1 и его отца, тогда и начали появлятся фамилии! Это очень интересно, какой только информации можно найти в такого рода исторических документах! Чего только я не нашел по своей деревушке! Например: до революции мы почему-то назывались некими «тептярями», о которых никто и никогда не слыхал…

ОТВЕТИТЬ

Денис а где можно найти эти «метрические книги»?

Типтяре — это безземельнные башкиры. Которые потеряли свои вотчинника права по какой либо причине.

Казан кешесе

Кызык материал. Рәхмәт. Тарихи бранч форматы да кызыклы күренеш.

ОТВЕТИТЬ

Ильнур Ярхамов

Всем спасибо за внимание к материалу.

ОТВЕТИТЬ

Отличный материал Ильнур! То редкое что можно читать на данном сайте.

ОТВЕТИТЬ

Татар xатыннарынкң xәмер белән мавыкканнарын беренче ишетәм, сүз чынлапмы татар кешеләре турында бара?! Бәлки эчүче xатыннар башка дин вәкилләре булгандыр?

ОТВЕТИТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


В Казани представили концепцию первого веломаршрута стоимостью 600 млн рублей - с двумя велопарками в овраге и возле театра «Экият»

Второй проект с гораздо более скромным финансированием подразумевает обустройство велодорожек за счет уменьшения ширины проезжей части

Кристина Иванова - Казань

В Казани прошла итоговая презентация работ по обустройству веломаршрутов в центральной части города. На суд публике представили два проекта. Реализация одного оценена почти в 650 млн рублей, другого - всего в 8 млн рублей за счет уменьшения ширины проезжей части для обустройства велодорожек. Заказчиком выступил комитет внешнего благоустройства Казани. По словам властей, проекты утверждены, чего не скажешь об источниках финансирования. Велоактивисты остались недовольны одним из проектов, назвав его непродуманным - горожанам придется подниматься самую высокую гору Казани возле Суворовского училища или лететь с нее вниз, рискуя жизнью.

Проект стоимостью 643 млн подразумевает два велопарка и тоннель через ЖД-насыпь

Проектная артель Анжелики Мелентьевой представила эскизный проект обустройства велосипедных дорожек в центральной части Казани с учетом маршрута до Деревни Универсиады. Протяженность от Деревни до Ленинского садика составит 12 км через Карбышева, Оренбургский тракт, Павлюхина, Петербургскую, парк Тысячелетия, два корпуса КФУ (по Кремлевской и Татарстану) и завершится в Ленинском садике.

По техзаданию разработчики должны были обязательно включить в маршрут зоопарк, Центр гребных видов спорта, Парк тысячелетия, Ленинский садик и два корпуса Казанского университета

________________________________________________________

Расчетная стоимость реализации проекта превысит 643 млн рублей. В эти расходы заложено строительство тоннеля через железнодорожную насыпь по улице Павлюхина, двух велопарков - детского возле театра кукол «Экият» и взрослого в овраге площадью 5 га «Старые горки».

Взрослый велопарк

Детский велопарк

«В городе образовался коллапс - дети не ходят пешком, многих родители развозят до школ и садиков на машинах. Многие обрадованные нашим проектом мамочки готовы возить своих детей так же, как делается в нашей семье, - на велосипедах», - говорит Анжелика Мелентьева. К тому же если на велодорожках Казани с каждым днем будет становиться все больше пользователей, это поможет некоторым автомобилистам пересесть на велосипед, надеется она.

Анжелика Мелентьева

По словам Мелентьевой, проект может быть реализован в два этапа, стоимость первого, без капитальных затрат, уложится в 60 млн рублей. В эти расходы войдет приспособление пешеходных переходов, обустройство дорожек, нанесение разметки. Ширина велодорожек составит три метра - по полтора в каждую сторону, каждые два километра будут устанавливать велосветофоры, наносить дорожную разметку по краям велополос.

Велодорожки станут по максимуму идти параллельно пешеходным маршрутам, при этом будут изолированы, что не создаст конфликтов с пешеходами и автомобилями. Маршрут на 80% подразумевает изолированные велополосы.

По словам начальника отдела комитета внешнего благоустройства Казани Дамира Шайхутдинова , пока бюджетные средства не заложены даже в реализацию первого этапа в 60 млн рублей, не определен и источник финансирования. Возможно, на реализацию проекта удастся привлечь средства инвесторов. Уже в течение одного-двух месяцев с начала финансирования первый этап можно будет реализовать. «Пока нет ясности, будет ли первый этап реализован уже в этом году. В идеале - чем раньше, тем лучше. Но учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, никто не может гарантировать финансирования», - сетует он.

Шайхутдинов говорит, что проект важен для создания комфортных и безопасных передвижений для велосипедистов в Казани, улучшения экологической обстановки в городе, популяризации велосипедного движения, развития туристической составляющей.

________________________________________________________

Ожидается, что прямое сокращение выбросов парниковых газов в результате реализации проекта за 2017-2022 годы составит 14 460 тонн СО 2 . По эффекту сокращения выбросов парниковых газов реализация проекта будет эквивалентна посадке порядка 25 000 деревьев, или 62 га леса. Снижение расхода моторного топлива за счет реализации проекта за пять лет эксплуатации составит 6,5 млн литров

________________________________________________________

Предложена также реконструкция ненормативных пешеходных связей, которые были обозначены на маршруте, говорит Мелентьева. Например, подземные переходы на Пушкина и Назарбаева не приспособлены для велосипедистов и маломобильных людей. Надземный переход на Павлюхина, где маломобильные вынуждены преодолевать препятствие по проезжей части, спикер называет основным сложным участком в связи с высокой стоимостью реализации задумки. Транспортная развязка на Танковом кольце также представляет большие трудности для велосипедистов - нужно пройти девять пешеходных переходов, чтобы попасть с Танковой у Деревни Универсиады до Оренбургского тракта со стороны Казанской ярмарки.

«Наш веломаршрут - первый и должен по максимуму привлечь обычных жителей, которые бы поняли, как это удобно, экологично и безопасно ездить на велосипеде, - резюмирует Мелентьева. - Мы сделали такой уютный веломаршрут, который, надеюсь, появится очень скоро, и мы все сможем по нему прокатиться».

Этот проект разрабатывался почти полгода вместо положенных двух месяцев, работу артели оценили в 900 000 рублей.

Обустроить велодорожки за счет уменьшения проезжей части

Еще один утвержденный проект представил Олег Шипилов , исполнительный директор проектного центра «Град». В задачи этой организации входила разработка концепта второго участка веломаршрута протяженностью 8 км. По сути, этот маршрут схож с «Удивительной Казанью» (кольцевой веломаршрут по исторической части города - по Кремлевской, Дзержинского, Театральной и Батурина, по Ленинскому саду и набережной Казанки), с помпой открытой президентом РТ Рустамом Миннихановым и главой российского Минкульта Владимиром Мединским . С той лишь разницей, что проект «Града» подразумевает соединение центральной части Казани с молодежной - парком Горького.

Олег Шипилов

Реализация этого проекта потребует довольно скромной суммы - 8 млн рублей. Концепция получилась максимально дешевой за счет следующего подхода - планируется уменьшить ширину проезжей части с 3,5 до 2,75 метра. Это допускается по новым нормативам и активно применяется в Европе, говорит Шипилов. Да и ГИБДД Казани, как оказалось, не возражает против такого решения.

Воспитание детей на татарских традициях

2. Особенности воспитания мальчиков и девочек в татарских традициях

Представления татарского народа о семье, воспитании детей находят отражение в комплексе правил, нормах поведения, советах, рекомендациях, в устном народном творчестве. Воспитание детей всегда являлось наиглавнейшей задачей татарской семьи.

В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили быть покорной мужу: «повиновение ему равно повиновению Аллаху», а мальчика - «господствовать над женой», при этом у мужчин внимательное, доброе отношение к женам. Дети нужны для продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтал иметь сына. Сын - продолжатель фамилии. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости. В татарских семьях престарелых родителей должны опекать и содержать взрослые дети. Об этом говорит такая поговорка: «Кияве? т?ренн?н - улы?ны? ишек т?беартык» (зять лучше сына не бывает).

Отмечается, что дочки эмоционально ближе к родителям: «Уллы кеше - урта бай, кызы кеше -кызыл бай». В современных семьях любовь к детям является важной педагогической проблемой, так как родители допускают много непоправимых ошибок. В татарской семье ребёнка всегда окружали теплом, любовью, называли источником радости: «Бу д?ньяда бал татлы, балдан да бала татлы» (в жизни мёд сладкий, а с ребёнком ещё слаще), но тем не менее культа ребёнка в татарских семьях никогда не было. Народом осуждалась слепая любовь матерей к детям, вседозволенность, неразумные требования, потакание детским капризам. Это отражается в поговорке: «Бала?аена торса?, балабулырсы?» (ребёнка слушаться, сам ребёнком станешь). Народ всегда был за разумное проявление любви к детям, чтобы родители были ответственны за воспитание своих детей, помнили, что иметь ребёнка - не только радость, но и большая ответственность, а его правильное воспитание - это долг родителя перед обществом: «Баланы?стерс??, буен гына т?гел, акылын да?стер» (нужно не просто ребёнка вырастить, нужно ещё и умным вырастить).

Воспитание эффективно, когда оно начинается с ранних лет и ведётся постоянно:«Баланыкараватта аркылы ятканда ты?лата алмаса?, буй яткач ты?латырмын дим?» (Пока ребёнок лежит поперёк кровати, надо его уму разуму учить, когда он лежит вдоль кровати, учить уму разуму поздно).

Как и у других народов, в татарской народной педагогике признаётся особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. «Ана камчысы - мамыктан, ата с?зе - тимерд?н» (материнское наказание мягкое, как вата, а отцовские слова твёрдые, как железо). Но авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось. Мать старалась поддержать авторитет отца, никогда не отменяла его требований, одна не принимала серьёзных решений. Таким образом, реализовывался принцип единства требований. Если есть авторитет отца в семье, то конфликтные ситуации легче решаются при приглашении в школу отцов.

Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в татарских семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь. Не только родители, но и дети ответственны перед ними за своё поведение, за свою судьбу.

Таким образом, основными нормами, правилами воспитания детей в татарских семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье.

2.2 Наука 3.Основные тенденции в литературе и искусстве 3.1 Литература 3.2 Кино 3.3 Театр 3.4 Музыка 3.5 Скульптура и живопись 3.6 Архитектура 3.7 Контркультура Выводы Заключение Список используемой литературы и ссылок Введение Актуальность...

Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

Жизнь современных девочек

2.1 Самые популярные куклы Совсем недавно мы знали только одну куклу-иностранку -Барби. С ней знакомы все мои сверстницы. Стройную, успешную, оптимистичную, модную молодую женщину, у которой есть дом, машина...

Исследование концепта пространства фильма

"…a work of art is first of all itself something, which possesses its own reality" "Произведение искусства, прежде всего, это нечто, что обладает своей собственной реальностью".. Gernot Bцhme...

Историко-патриотическое воспитание населения средствами музейной деятельности

Констатируя печальные итоги развития страны на рубеже XX - XXI веков, Правительство Российской Федерации в своем постановлении отмечало, что "экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества...

Культура, традиции и обряды Кореи

В Корее, как впрочем и в других странах Дальнего Востока, подаркам придается чрезвычайно большое значение. Подарок, тщательно и красиво упакованный, в обязательном порядке нужно брать с собой, отправляясь в гости...

Культурное строительство после Великой Отечественной войны

В послевоенный период Коммунистическая партия уделяла большое внимание идеологической работе, развитию всех средств коммунистического воспитания. Огромный размах приняла пропаганда марксизма-ленинизма: в 1951 г...

Культурные традиции дворянства

В терминологии юридических документов XVIII века дворянство - благородное, «авантажное» (от французского «avatage» - благоприятное положение), т.е. наделенное особыми правами сословие. На деле дворянство было главным служилым сословием...

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

· Учебный художественный музей им. И.В...

Социально-культурная деятельность Малоохтинской библиотеки "Семейного чтения"

Социализация - процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений...

Специфика актерского искусства

В основу профессионального (сценического) воспитания актера положена, как известно, система К.С. Станиславского, однако этой системой надо уметь пользоваться. Начетническое...

Спортивно-культурные центры

Основными направлениями создания новой национальной системы культурно-спортивного воспитания населения являются: 1) разработка и формирование организационной основы управления развитием культуры и спорта; 2) совершенствование системы...

Театр как средство воспитания

Одна из первых художественно-образовательных задач -- это формирование эстетического восприятия, художественного мышления человека, другая задача...

Ценности японской культуры. Самураи и их вклад в культуру Японии

Двумя основными ведущими религиями в Японии являются буддизм и синтоизм. Буддизм - древнейшая мировая религия, роль которой и до настоящего времени остаётся велика в ряде стран Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Европе и Америке...

Экологическая культура нравственных отношений

Дадим определение понятию экологическое воспитание. Экологическое воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования...

Издавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и Шариата. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Вера всегда была объединяющим звеном, служила, помогала быть единым духом и телом перед многими тяготами, выпадавшими на долю народа. И по сей день именно вероисповедание не дает раствориться татарам среди русскоязычного населения. Религия удерживает от размывания нравственных ценностей, что является необходимой нормой существования общества.

Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается естественной необходимостью. В прошлом семья являлась единственной возможной формой полнокровного функционирования любого хозяйства, также гарантией обеспеченной старости. Среди татар, как и среди других народов, исповедающих ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком». «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». В прошлом на выбор брачного партнера у татар влияло экономическое соображение: семье нужна невестка – работница, способная к деторождению. Основной формой заключения брака был брак по сватовству. Основные требования, согласно традициям, предъявляемые к невесте, сохраняются поныне. Она должна обладать добрым характером и трудолюбием, а также с глубоким почтением относиться к родителям мужа. При выборе невесты обязательно обращали внимание на её трудовые навыки, за которыми наблюдали во время участия девушки в сезонных работах. На этом основании судили о трудолюбии потенциальной невестки. Иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству считалось недостойным для свекрови. Недопустимым считалось, если невестка вставала утром позднее свекрови. Она не могла сидеть без дела, в то время как свекровь занималась хозяйством. Главной заботой свекрови было соблюдение обычаев и традиций в семье, а также присмотр за детьми.

Свободное общение молодежи у татар было несколько стеснено нормами шариата. Несмотря на это, юноши и девушки всегда находили возможность встретиться – во время уборки урожая или сенокоса, у родника, куда девушки ходили за водой. Юноши, решившиеся жениться, специально ездили в поисках невесты в соседние деревни, к родственникам или друзьям. Существовал даже особый термин для таких поездок (высмотреть девушку). В честь приезжего юноши собирались на девичьи или молодежные игры на околице или устраивали «аулак», т.е. молодежные посиделки. Такие посиделки были порою единственной легальной формой молодежных встреч. Строгие нормы Шариата запрещали вольности между влюбленными. К тому же воспитание самих девушек закрепляло в их сознании нежелательность излишне бойкого общения с молодыми людьми. Это могло сойти за легкомысленность. И речи не было о разрешении интимных отношений, ведь даже лишняя улыбка девушки могла нанести вред её репутации.

«Брачный возраст» для девушек был 16–17, иногда 14–15 лет или даже 12–13 лег. Для юношей нормальным возрастом для брака считались 16–18 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3–5 лет.

Среди критериев брачного выбора немаловажное (если не первостепенное) значение имела и имеет социальная и национальная принадлежность жениха и невесты. При заключении брака обязательно обращали внимание на происхождение и родословную будущего семейного партнера. Такое же значение придавали здоровью: нет ли в роду хронических заболеваний. Жена должна была иметь чистое, хорошее происхождение – не была бы незаконнорожденной и дурного поведения; чтобы исполняла обряды мусульманской веры, девственность; если вдова и не разведенная жена, чтобы была в состоянии иметь детей. При рассмотрении всех сторон родословной двигало стремление сохранить и укрепить будущее поколение, поэтому не удивительна щепетильность в вопросах здоровья рода, с которым собирались породниться. У татар, как у многих других народов, существует обычай соблюдения старшинства среди братьев и сестер при вступлении в брак, который сохраняется за редким исключением до сих пор. Поселение молодых у мужа или у его родителей было характерным явлением, отступление от нормы считалось позором. В народе недаром говорили: «Йортка кергенче – утка кер» (дословно: «Лучше войти в огонь, чем зятем в дом»).

Традиционная татарская семья моногамна и основана на патриархальных принципах; для женщин существовал обычай избегать мужчин. Главной особенностью патриархальной семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально – психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах.

Брак в Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной. С самых истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.

Брак в патриархальной семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.

Была еще одна мрачная сторона брака, порождавшая нередко истинные традиции. Браки между приверженцами разной веры, запрещались, один из них должен был сменить вероисповедание. Были случаи добровольного ухода, когда одна из родственных сторон не соглашалась с выбором сына или дочери. Молодые уходили к родителям принявшим их сторону, порывая все связи с другой стороной. По истечению года или по случаю рождения первенца родители с обеих сторон должны были встретиться и признать родственников, а брак детей считать действительным. Также в случае насильственного похищения невесты, родители невесты должны были признать родню и брак детей после рождения ребенка.

После заключения брака жена переходила не только во власть, но и на иждивение своего супруга. Родители невесты не вмешивались во взаимоотношения молодых, более того, они ориентировали дочерей на покорность мужьям даже в тех случаях, когда взаимоотношения в семье бывали сложными. Женщина не могла по своему усмотрению покинуть дом мужа и уйти к родителям или родственникам. Разводы у татар случались крайне редко, инициатива исходила обычно от мужчины. При разводе он возвращал ту часть калыма, которая предназначалась на ее содержание. Женщина могла забрать с собой свои личные вещи.

Тезис о приниженном положении женщин, при тщательном анализе этого вопроса, мог бы стать поводом для дискуссии. Фактически роль женщины в семье часто оказывалась совсем не такой, как можно себе представить, рассматривая внешнюю сторону семейного мусульманского права. Это проявлялось в отсутствии права выбора жениха в выдаче замуж несовершеннолетних, в тяжелом положении в семье жены, снохи, в меньшей доле при разделе имущества, в запрете ходить с открытым лицом на улице. Об этом свидетельствует роль и место старейшей женщины в большой семье или матери главы семьи в малой. И, наконец, власть старшей жены над младшими, если мужчина имел несколько жен. В конце XIX века случаи многоженства у татар были довольно редким явлением. В отдельных случаях мужчина мог позволить себе иметь двух жен. Чаще всего это делали зажиточные крестьяне и богатые горожане.

Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи, обычно им был старший мужчина – дед, отец, брат. Он определял внутренний распорядок жизни семьи, мог вмешаться в личные дела и отношения взрослых членов семьи, имел решающее слово при выборе жениха или невесты. Обязанности, как правило, справедливо разделены между членами семьи. В принципе по-разному конечно бывает, но в современных татарских семьях действительно муж и жена играют скорее роль равноправных партнёров, что зачастую нехарактерно для многих других народов.

Вплоть до конца XIX в. общинные и семейные, родственные отношения в ос­новном регулировались народными обычаями (гадат) в сочетании с нормами брачно-семейного права или свода мусульманских законов (шариата). Действовали характерные для всех татар правила родственной помощи, а также соседского права, по которому сосед приравнивался к родственнику. Татарам и по сей день свойственно сохранение родственных и соседских связей. В условиях социально-экономических и финансовых затруднений, которые испытывает основная масса населения в современности, поддержание таких связей становится актуальным.

Мусульманское право окружено предрассудками, в Исламе разрешена полигамия, женщина носит одежду, полностью скрывающую наиболее привлекательные места ее тела, некоторые лимиты в ее поведении вызывают волну непонимания и даже осуждения со стороны немусульман, ведь все это так контрастирует с нравами и правилами нашей современной, повседневной жизни. Чтобы понять эти особенности мусульманского брачно-семейного права, надо заглянуть «за ширму» мусульманской семьи, и тогда можно увидеть, что она из себя представляет в действительности.

Моральные и этические нормы шариата запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице или руках, на которые нельзя ни просто взглянуть, ни, конечно полюбоваться. Причем мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины священного писания» (христианки или иудейки), но, не нарушая законы шариата, он не может видеть другие части тела христианки или иудейки. А от мусульманок шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого». (В шариате часто употребляется это выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. При этом имеются в виду мальчики, уже что-то знающие об интимных отношениях полов).

При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится на девушке, и если выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть брак. Если мужчина за неимением жены нарушил запрет ислама, т.е. имел интимные отношения с женщиной, шариат требует, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требование шариата не создает никаких хлопот для мужчины. Однако с точки зрения мусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия как для мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним, а именно общественное порицание, которое может повлечь отказ от вступления в брак с таким человеком. Источники: tatar-media.ru welcome-kazan.ru tatarins.ru tatarplanet.ru www.tatar-rifs.ru

2.2. Традиционные семейные отношения татар

Огромные сдвиги в татарском обществе, происшедшие после Октябрьской социалистической революции, по-настоящему можно понять и оценить только в сравнении с прошлым.

Крепостнические отношения у татар не были развиты. К моменту присоединения к Русскому государству, кроме небольшого числа куллар (холопов), полностью зависевших от феодалов, основное население состояло из лично свободных людей, живших общинами, которые платили правительству и феодалам определенные подати (ясак) и несли некоторые другие повинности. Внутренними делами общины ведали старшины (аксакалы и абызы). Общины были относительно самостоятельны. В качестве ясачных они вошли и в состав Русского государства, платя ясак царскому правительству. В начале XVIII в. население ясачных общин было занесено в разряд государственных крестьян.

Положение татарских трудовых масс было таким же, как и у соседних нерусских народностей, но феодальная верхушка татар была более сильной. Потеряв свое официально господствующее положение, значительное число феодалов переселилось в татарские деревни, стараясь сохранить.свои права на эксплуатацию масс .

Родовые отношения у татар исчезли еще в период их формирования в народность, общины у них были типично соседскими, но некоторые пережитки родовых отношений все же проявлялись, например, в стремлении родственников селиться в отдельных концах деревни. У многих групп татар в качестве пережитка, сохранявшегося до Октябрьской революции, существовал особый праздник родственных деревень — щиен. Этот праздник был как бы отголоском существовавших у многих тюркских народов родовых советов (курултаи, джиены), собиравшихся для обсуждения вопросов, касающихся всего рода. У татар этот обычай сильно трансформировался. Никаких общественных дел во время джиенов не решалось, но ими поддерживались отношения между ранее родственными деревнями. Древность джиенов подтверждается и тем, что во время их празднования соблюдались некоторые обычаи, позднее исчезнувшие под давлением ислама. Например, в играх принимала участие молодежь обоего пола, чего вне джиена никогда не допускалось. Мусульманское духовенство к этому празднику относилось крайне отрицательно. Джиены сохранялись лишь в старых местах поселения татар, поэтому, например, в Закамье, которое.заселялось позднее отдельными группами татар из Предкамья, джиенов не было. Не было их и у мишарей, тогда как у так называемых тептярей, живущих в Башкирии, они сохранялись очень долго, возможно под влиянием джиенов башкир .

Капиталистические отношения у татар также проявлялись несколько по-иному, чем у соседей. С ростом расслоения татарского крестьянства выделилось большое количество бедноты, которая практически оторвалась от сельского хозяйства. Татарские же богатеи и кулачество, опираясь на поддержку мусульманского духовенства, всячески препятствовали уходу бедноты из деревень, чтобы исключить общение татар с другими народами и иметь больше возможностей эксплуатировать трудовое крестьянство. При этом татарские кулаки меньше, чем кулачество других народов края, занимались концентрацией земли в своих руках. Они не стремились к организации крупных хозяйств с многочисленными батраками, а занимались больше эксплуатацией кустарей, организацией в деревнях мелких промышленных предприятий и скупкой у крестьян их продукции, часто в обмен на промышленные товары. Это не облегчало кабалу, но придавало ей иной характер.

Татарские общины и в капиталистический период оставались формально такими же, как и прежде, но в них стала резче выступать социальная дифференциация; кулаки более открыто эксплуатировали трудящихся крестьян .

Сложное переплетение капиталистических, феодальных и еще не изжитых полностью родовых отношений тормозило развитие татарского общества в первые годы Советской власти. Партийному и советскому активу пришлось вести героическую борьбу за ликвидацию пережитков, мешавших татарской деревне приобщаться к новой жизни.

Если в городах татары-рабочие, еще до Октябрьской революции находившиеся в известной степени под воздействием большевиков, сразу разгадали замыслы разбитых эксплуататорских классов, то в деревне проповедь последних имела некоторый успех. Только после проведения сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса татарское крестьянство встало полностью на путь социалистического строительства.

В процессе социалистического строительства создавались новые отношения между людьми, новое отношение к труду, формировались другие взгляды на личную и общественную собственность. Уничтожение национальной замкнутости способствовало развитию дружбы между народами, населяющими край, их взаимной помощи в труде и строительстве социализма. Этому во многом содействовал совместный труд в промышленности и сельском хозяйстве представителей разных народов, их общие интересы и цели. В. деревнях большую роль сыграло укрупнение колхозов; это при наличии чересполосного поселения отдельных народностей привело к тому, что в составе многих колхозов оказались представители двух-трех народов. Совместный труд в таких колхозах еще более укрепил дружбу народов, успешно строящих коммунистическое общество.

Семейно-родственные отношения у татар в прошлом регулировались народными обычаями, складывавшимися в течение веков и освященными религией. Тщательно соблюдались они и в народных массах, и в среде феодальной аристократии. Что же касается буржуазии, то разбогатевший кулак или купец не склонен был признавать бедных родственников, а если и признавал, то только с целью их эксплуатации, используя обычай родственной помощи. Если родственники из среды трудящихся всегда считали необходимым помогать друг другу, то кулак стремился получать помощь от них, ничего не давая взамен .

В настоящее время родственные отношения у татар, как и прежде, имеют большое значение. Татары хорошо помнят свои родословные. Нередко в деревнях можно встретить хранителей шэщэрэ — родословных целой группы родственных семей, которые ведутся несколькими поколениями. Такие родословные обычно начинаются за семь поколений от ныне живущего и представляют собой сложно ветвящееся дерево или как бы кисть в виде кружков с именами, соединенных линиями родственных связей. Даже с дальними родственниками сохраняются близкие отношения, и они являются обязательными участниками всех семейных торжеств и событий. Выехавшие из деревни татары обычно долго сохраняют родственные отношения с оставшимися на селе. Это особенно проявляется теперь, когда многие крестьяне окончательно переехали на работу в города. Они обычно приезжают на семейные праздники в деревню и сами приглашают родственников к себе при важных семейных событиях .

В условиях феодального и капиталистического общества татарская семья почти всех социальных слоев была основана на патриархальном принципе, связанном с всемерным подавлением самостоятельности отдельных ее членов; этот принцип поддерживался духовенством и закреплялся предписаниями шариата. Характерной чертой семейного быта являлось неравноправное положение женщин; она считалась неполноценным существом. Нередки были случаи грубого обращения с женами, снохами и дочерьми. Строго соблюдалась взаимная изоляция мужской и женской частей молодежи, якобы в целях охранения нравственности.

Подобная изоляция полов и неуважительное отношение к женщине наиболее резко проявлялись у богатых татар и более обеспеченных групп. Среди трудового, особенно сельского, населения это было менее заметно, так как трудовая деятельность таких семей требовала совместного участия всех ее членов, в том числе женщин и девушек. Поэтому, внешне соблюдая изоляцию полов, крестьяне не возражали против встречи молодежи на реке, у ключа, на девичьих вечерках. Таким образом, если в среде господствующих классов молодые люди, вступая в брак, нередко не были знакомы, то в трудовой среде будущие супруги в какой- то мере уже знали друг друга.

Духовенство, желая поддержать запрет в отношении общения молодежи разных полов и в деревне, всячески поощряли экзогамию: брать- невесту в своей деревне не рекомендовалось якобы из соображений родственности всех семей даже большого населенного пункта.

Теперь это уже изжито. Юноши и девушки свободно встречаются на- совместной работе, собраниях, в клубах, на уличных гуляньях. Однако, чтобы добиться этого, приходилось вести упорную борьбу со сторонниками старины, с установившимися традициями старших, воспитанных на догмах ислама. Еще 10—15 лет назад девушки в клубе держались отдельной группой в стороне от юношей, танцевали только друг с другом, во время гуляний ходили по улице особняком.

Заключение браков в прошлом начиналось длинной процедурой сватовства, в котором принимали участие многочисленные родственники: обеих сторон. При этом зачастую желания жениха и невесты не учитывались; все переговоры велись вокруг размера калыма (мэкер) со стороны, семьи жениха и приданого невесты. Нередко свадьба расстраивалась, из-за каких-нибудь деталей в размере калыма и приданого. Калым у татар, как правило, шел в пользу новой семьи, но нередко отец-бедняк продавал свою дочь богатому старику ради присвоения полученных от будущего зятя средств. Обычай сватовства и торговля из-за калыма особенно соблюдались в обеспеченных семьях. Трудовые семьи стремились упростить эту процедуру.

Кроме обычного заключения брака, практиковался и брак убегом, с согласия девушки, а иногда и уводом без ее согласия. Если родители, особенно девушки, не соглашались выдать ее за любимого человека, она убегала из дому со своим нареченным, тайно вступала с ним в брак, а позднее молодая пара стремилась восстановить добрые отношения с родителями, что иногда достигалось лишь после долгих мытарств. Браки умыканием, хотя бы и с согласия девушки, чаще встречались среди обеспеченных классов. У трудового крестьянства они нередко только инсценировались. При браке умыканием отпадали калым и дорогостоящие свадебные пиршества, поэтому средние и бедные крестьяне, чтобы избежать, непосильных расходов на свадьбу по сватовству, договаривались об умыкании, при котором после примирения с «беглецами» можно было ограничиться лишь небольшой вечеринкой. В большинстве случаев браки умыканием заканчивались примирением сторон, но иногда беглецов догоняли и жестоко избивали.

Как у всех мусульман, у татар допускалось многоженство, но в трудовых семьях оно встречалось редко. Лишь некоторые брали вторую жену в случае бездетности или болезненности первой жены. Богачи и представители духовенства и без подобного повода заводили по нескольку жен. Отношение основной массы к многоженству отражено в поговорке: «Буран на улице можно терпеть, а буран в избе — нельзя».

Празднование свадьбы (туй) проходило в доме невесты, без участия молодых. Мулла совершал религиозный обряд бракосочетания (никях), затем устраивалось угощение для мужчин и женщин отдельно. Далее следовали* торжества в доме жениха, затем у ближайших родственников жениха и. невесты. Свадебные торжества иногда продолжались по нескольку дней, стоили немалых денег, поэтому во время сватовства строго предусматривали не только количество и место проведения пиршеств, но и состав приглашаемых лиц.

Встреча новобрачных происходила в доме молодой, причем новобрачный шел к своей жене как бы тайно, избегая встречи с ее родителями. После окончания свадебных торжеств у трудового населения невестка сразу переходила в семью мужа, приступала к работе, а у обеспеченных этот переход задерживался, часто довольно надолго, пока не будет полностью выплачен калым, который до заключения брака можно было внести в половинном размере. Переход в семью мужа обычно также сопровождался пиршеством родственников, причем в это время выполняли ряд обрядов, унижающих молодую женщину.

В настоящее время браки, как правило, заключаются по инициативе - самой молодёжи, и родители обычно дают свое согласие. Совершенно не практикуются совещания родственников и почти исчез обычай сватовства через третьих лиц. Нет речи о калыме. Приданое получило тоже своеобразный характер. Девушка, имеющая свой заработок, старается заготовить то, что необходимо для ее будущей семейной жизни. Если новобрачные предполагают жить в семье мужа, будущая сноха перед свадьбой привозит сюда свое приданое и с помощью родственниц мужа оборудует помещение, в котором они будут жить. Свадьба теперь чаще происходит в доме родителей жениха, причем на ней присутствуют родственники обоего пола и молодежь. Торжество сопровождается музыкой и танцами, чего раньше никогда не допускалось. Муллу для совершения брачного обряда, как правило, теперь не приглашают. Правда, некоторые родители новобрачных иногда считают необходимым религиозное освящение брака, но проводят это после свадьбы, обычно тайно, украдкой от новобрачных, благо религиозный ритуал мусульманской свадьбы не только не требует, но даже исключает присутствие самих вступающих в брак. Однако такое явление наблюдается все реже .

В наше время складывается новый ритуал свадьбы, без религиозных обрядов, с отказом от всех обычаев прошлого, унижавших девушку. Это так называемая красная свадьба (кызыл туй). Часто проводятся и комсомольские свадьбы с участием не только родных и друзей жениха и невесты, но и представителей общественных организаций. Процедура регистрации брака в загсе принимает все более торжественный характер; в частности, входит в традицию после регистрации тут же в специально оборудованном буфете поздравлять новобрачных, их родные и гости поднимают бокалы с шампанским в ознаменование торжественного события - создания новой советской семьи. Эти новые обычаи успешно вытесняют старый мусульманский ритуал никяха -

бракосочетания с участием муллы.

В качестве общественного и в то же время семейного праздника в некоторых городах Татарии периодически проводятся вечера молодоженов, вступивших в брак в течение последнего года. С приветствиями к молодоженам обращаются супруги, отпраздновавшие в текущем году золотую свадьбу. В некоторых случаях здесь же работники загса регистрируют вновь заключаемые браки. В непринужденной обстановке проходят игры, танцы, шуточные конкурсы «молодых отцов» и «молодых хозяек». Начинает входить в быт ежегодный День молодоженов, одним из элементов этого праздника является посадка каждой молодой супружеской парой нескольких деревьев в «аллеях молодоженов».

В корне изменились по сравнению с дореволюционным временем самые основы семейного быта татарского населения. Прежнее положение, когда девушка, выходя замуж, переходила от рабства в родительском доме к рабству в доме мужа, безвозвратно ушло в прошлое. Женщина в семье теперь равноправна, и если изредка встречаются некоторые пережитки старого в жизни современной семьи, то они резко осуждаются общественностью.

Главой семьи в настоящее время, как и прежде, считается мужчина, но в это вкладывается теперь другое содержание. В прошлом женщина даже формально не могла возглавлять семью. Вдова всегда попадала под опеку кого-либо из родственников умершего мужа. Мужчина являлся владельцем всего имущества, а жена имела право распоряжаться только своим приданым и по традиции, особенно в трудовых семьях, продуктами молочного хозяйства, яйцами и холстами. Теперь глава семьи обычно пользуется большим уважением ее членов, но он не может единовластно распоряжаться имуществом семьи, а также судьбой жены и детей. Современные татарские семьи держатся на взаимном уважении и любви .

В прошлом развод по мусульманскому обычному праву (шариату) проводился очень легко по инициативе мужчины, но очень трудно по желанию женщины. Хотя мужчина при разводе должен был отдать жене все ее приданое, но практически мог выгнать ее из дому без всяких средств. Дети, как правило, всегда оставались у отца. Несчастная женщина, претерпев всяческие издевательства от мужа, принуждена была скитаться без средств, так как родная семья не всегда принимала разведенную дочь. Общественное мнение осуждало уход от мужа. Все это делало положение женщины невыносимым.

Советские законы установили полное равенство в отношении разводов, но практически они встречаются редко. Женщина по традиции оказывает большое почтение мужу, но семьи строятся на взаимном согласии обоих супругов.

Положение снохи в семье мужа в прежнее время было очень тяжелым. Она должна была беспрекословно подчиняться мужу, свекру, свекрови, да и вообще всем старшим в семье. На нее возлагались главные работы по хозяйству, так как золовки-девушки принимали в них малое участие, в основном только приносили воду для питья. Сноха должна была прятаться от свекра и взрослых братьев мужа. Чтобы избежать семейных неприятностей, крестьяне старались скорее выделить взрослых сыновей, но богатые семьи, не желая раздела хозяйства и нуждаясь в рабочих руках, стремились держать в одном хозяйстве всех женатых сыновей. Зять также старался меньше общаться с родственниками жены, особенно с тещей, а положение зятя, вошедшего в семью примаком, было близким к положению невестки.

Теперь все это ушло в прошлое. Хотя иногда невестка чувствует себя несколько стесненной в доме родителей мужа, но это уже пережиток старой традиции, так как реальных оснований для этого нет. Обычно невестка имеет самостоятельный заработок и нередко играет видную роль в общественном производстве; она оказывает свекру и свекрови почтение, но уже совершенно не зависит от них. В городских семьях чаще всего молодожены не живут с родителями и сразу начинают строить свою жизнь отдельно. До некоторой степени это объясняется тем, что теперь вступают в брак несколько позднее. Если прежде татарин, особенно зажиточный, старался как можно раньше женить сына, чтобы получить в дом лишнюю работницу, то теперь женятся обычно тогда, когда молодые люди становятся самостоятельными и могут жить без опеки старших.

Советская власть открыла татарке широкую дорогу. Освободившись от гнета установлений шариата, получив равные с мужчиной права, ныне она активно участвует в производственной и общественной жизни и нередко занимает руководящие посты на предприятиях, в государственных учреждениях и общественных организациях .

Раскрепощению татарской женщины от тягот домашнего быта во многом способствует организация детских садов и ясель, число которых в республике с каждым годом растет. Детские учреждения организуются не только при уже существующих промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах, но и на новостройках.

Изменился весь строй повседневной жизни современных татар, в основной массе полностью отказавшихся от подчинения религиозно-бытовым установлениям ислама. Пятикратный намаз и омовение, например, выполняются теперь немногими, Как правило, лишь стариками. Выше уже говорилось о том, что утратили значение пищевые запреты и пост.

Тем не менее пережитки мусульманских религиозных традиций в быту еще дают себя чувствовать. Держится обряд обрезания. Похороны умерших в сельских местностях еще во многих случаях проводятся с соблюдением предписаний ислама, в городах же процент таких похорон значительна меньше. Это объясняется, помимо других причин, и тем, что город обладает пока большими, чем деревня, возможностями в организации торжественных гражданских похорон: оркестр, специальные автобусы и т. д.

Мусина, Р.Н. Этнокультурные ориентации и межнациональные отношения: анализ ситуации в Республике Татарстан //Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып. 2. - Казань, 1994. - С. 46-58.

И здавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и Сунны. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Религия удерживала от размывания нравственных ценностей татар, что является необходимой нормой существования общества. Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается естественной необходимостью. Среди татар, как и среди других народов, исповедующих Ислам , вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом больше заслуг, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком ».

Традиционная татаро-мусульманская семья моногамна, потому что уже к началу XIX века случаи многоженства у татар стали крайне редким явлением. Несмотря на безусловно патриархальный характер татаро-мусульманской семьи, в традиции татарского народа роль женщины всегда была высока, как в семейной так и общественной жизни социума.

Основные принципы традиционного семейного этикета, строившегося на безупречном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми, трудолюбии сохраняются в большинстве татарских семей. Особым уважением пользуются родители и прародители мужа. Также Ислам предписывает мужчинам заботиться о своих матерях, сестрах, дочерях и женах. Татары проявляют особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов сказано, что «рай находится под ногами матери » (Ан-Насаи), а значит, отношение к ней определяет благополучие мужчины в этой и последующей жизни.

Общие положения о браке в Исламе

Ислам уделяет особое внимание браку и всячески поощряет вступление в него человека при достижении им совершеннолетия, если он готов к этому физически, морально и материально. Всевышний создал мужчину - праотца человечества Адама - и создал для него из его же плоти супругу - Хаву с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Творец всего сущего сказал:

О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый богобоязненный. Поистине, Аллах - знающий, сведущий!

Священный Коран, 49:13

Семья является знамением Всевышнего:

Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!

Священный Коран, 30:21

Также бракосочетание является Сунной и качеством, присущим пророкам и праведникам, безосновательный отказ от создания семьи неприемлем и порицаем Исламом. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня » (Ибн-Маджа).

Существует множество божественных и пророческих изречений, в которых однозначно рекомендуется заключать брак не только во избежание вступления на путь заблуждений, разврата и прелюбодеяния, но и с целью обретение благ этой и последующей жизни.

Единственно правильный способ создать семью в Исламе - это заключение законного брака, т. е. НИКАХ а. Согласно канонам исламского права, брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной и только по их обоюдному согласию. Говоря о бракосочетании в Исламе , стоит отметить, что это не просто способ законным образом удовлетворить свои физиологические желания, но гораздо больше: это лучшее, что можно иметь из мирских благ в этой жизни.

Семья ‒ это единственный вид поклонения,

который может продолжаться в мире вечном.

Богослов Ибн Абидин сказал: «Нет поклонения, которое было бы установ- ено со времен Адама и существовало бы по сей день, а потом имело продолжение в последующей жизни, кроме брака ».

Под мусульманским бракосочетанием подразумевается союз, заключенный между мужчиной и женщиной в соответствии с законами исламского права. Эти законы реализуются татарами через призму ханафитской правовой школы, которая является источником семейного права большинства мусульманских стран мира. В связи с этим шариатские нормы или богословские заключения (фетвы), касающиеся семейно-брачных отношений и производимые на территории духовных управлений центральной России должны производиться в соответствии с ханафитской правовой школой.

Исламское бракосочетание (никах ) в нашей стране не имеет никакой юридической силы, т.е. по законам РФ оно не считается действительным, поэтому с целью защиты прав членов семьи молодоженам необходимо зарегистрировать брак в органах ЗАГСа. Всевышний Аллах сказал:

Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и об ладателям власти среди вас .

Священный Коран, 4:59

Исходя из этого аята некоторые богословы делают заключение, что для мусульман законы региона их проживания, не противоречащие шариату, являются такими же обязательными к исполнению, как и другие законы шариата.

Стоит отметить, что брак, который был заключен только в органах ЗАГСа, часто соответствует правилам заключения исламского бракосочетания (никаха). И поэтому не совсем правильно полагать, что какое-то количество этнических мусульман, заключивших брак в ЗАГСе и не совершивших при этом исламский ритуал бракосочетания, считается прелюбодеями.

Также следует обратить внимание на то, что расторжение брака в органах ЗАГСа часто соответствует исламским правилам расторжения брака и поэтому разрывает исламский брак, т.е. происходит талак .

Расторжение брака (талак)

Согласно канонам исламского права расторжение брака происходит только в результате добровольного или принудительного волеизъявления мужа. Принудительное волеизъявление - это результат работы казыятов, которые вправе расторгать мусульманские браки, основываясь на законы исламского права.

Так как в Исламе расторжение брака не приветствуется, что подтверждается изречением Пророка Мухаммада (с.а.в.) «Самое ненавистное из дозво ленных деяний пред Всевышним - развод » (Ибн-Маджа, Абу-Давуд), супруги-мусульмане и мусульманская община должны приложить максимум усилий для сохранения семьи.

А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи; если они пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах - знающий, ведающий!

Священный Коран, 4:35

Данное откровение указывает на необходимость существования определенного органа, который бы выполнял функции миротворца, разрешал бы общебытовые семейные проблемы и пр. В качестве модели может быть использована система казыятов, функционирующая в ряде ДУМ, в частности, в Татарстане.

Решение расторгнуть брак не приходит одномоментно, часто этому предшествует ряд факторов. Часть из них образуются во время брака, а часть наличествуют у супругов до брака. Для сохранения и укрепления семьи необходимо исследование и профилактика этих факторов. В этом крайне важном процессе профилактики должна быть задействована вся мусульманская община: родители, закладывающие в будущих мужа и жену правильные жизненные принципы и ориентиры; духовные лидеры мусульман; главы приходов и преподаватели исламских учебных заведений.

Главы регионов и муниципальных образований также заинтересованы в сохранении брака. Данные органы ведут профилактическую работу среди населения в следующих вопросах:

- правильное выстраивание приоритетов нравственных качеств будущих супругов;

В этом вопросе Ислам нас призывает делать акцент именно на религиозность будущего спутника жизни. Пророк (с.а.в.) сказал: «Женщину берут в жены по четырем причинам: за ее богатство, за ее статус, за ее красоту и ее набожность. Так добивайся же набожной! » (Бухари). Изречение Пророка Мухаммада (с.а.в.) не исключает такие качества как богатство, социальный статус и красоту, более того, любые другие благие качества могут способствовать заключения брака.

- отношение к межнациональным бракам;

Согласно канонам исламского права межнациональные браки не являются запрещенными или порицаемыми. Это подтверждается тем, что Пророк (с.а.в.) выдавал мусульманок своего племени за мусульман неарабского происхождения.

Вмести с тем, нужно видеть разницу между дозволенностью межнациональных браков и хаотичного смешения народов и рас. Учитывая шариатскую допустимость таких браков, мусульманину следует не забывать о принадлежности себя и своих будущих детей к одному определенному народу, так как национальная идентичность и преданность традициям, которые соответствуют Шариату, есть проявление набожности. Слабое по достоверности, но правильное по смыслу изречение нашего благословенного Пророка Мухаммада (с.а.в.) гласит: «Любовь к родине есть проявление веры » (Ас-Сахави. Аль-макасид аль-хусна).

Подобный смысл пытались донести до нас богословы ханафитского мазхаба, которые считали, что жених, принявший Ислам и не имеющий предков мусульман, не соответствует мусульманке, отец и деды которой являются мусульманами. Это положение указывает на то, что различие культурно-религиозных ценностей мужа и жены впоследствии могут сказаться на крепости брачных уз.

Жена, выходящая замуж за представителя другой национальности, должна изначально знать и понимать, что ее дети следуют национальности мужа, а муж, уважая национальность и традиции своей жены, тем не менее, должен привить детям чувство принадлежности к его роду.

Во избежание расторжения брака стоит относиться крайне предусмотрительно к вероятностям заключения браков между чрезвычайно несхожими народами и расами. Родитель, главным образом отец невесты, несет ответственность за правильный выбор будущего супруга, он же имеет полное право не допустить брак, если потенциальный супруг не подходит невесте по критериям соответствия.

- пропаганда традиционных семейных устоев;

Статья 19 конституции РФ гласит о том, что мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации, тем самым пропаганда эгалитарной семьи подкрепляется законом, что в определенной мере усложняет профилактику патриархальных семейных устоев.

Однако теория часто расходится с практикой, ведь несмотря на подобную демократизацию общества, супруг часто является единственным кормильцем в семье, а женщина, по традиции должна отдавать все свое свободное время домашним хлопотам и уходу за детьми.

Гендерный принцип взаимоотношений между мужчинами и женщинами прописывается в следующем кораническом аяте:

Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах.

Священный Коран, 4:34

Следует заметить, что Всевышний условием главенство мужа над женой связал с тем, что муж берет на себя все материальные затраты связанные с содержанием семьи. Но нынешнее экономическое положение среднестатистической мусульманской семьи вынуждает работать обоих супругов, при этом нужно иметь в виду, что такое положение дел даёт женщине моральное право принимать решения в одностороннем порядке в той мере в какой она материально участвует в формировании семейного бюджета.

В тоже время полная женская занятость выводит ребенка из семейного воспитательного процесса в воспитательный процесс, регулируемый государственной системой, которая отдалена от исламских религиозно-нравственных семейных принципов.

По данным Казанского мусульманского суда (казыята), главной причиной расторжения брака считается полное или частичное финансовое необеспечение мужем жены. Во избежание разводов необходимо по возможности предотвращать заключение браков, в которых материальное участие мужа будет заметно меньше участия его жены.

Поэтому богословы ханафитской правовой школы вверили контролирование данного вопроса отцу невесты и назвали это «контролирование соответствие мужа жене (кафа’а)». В случае, если материальный вклад мужа будет меньше вклада жены, но при этом он будет покрывать все основные нужды семьи, то в такой расстановке финансовых ролей нет ничего предосудительного с условием, что материальный достаток жены не будет обременен никакими обязательствами.

- профилактика здорового образа жизни;

По мнению психологов, самыми частыми причинами расторжения брака являются проблемы интимного характера, супружеские измены, алкоголизм, наркомания и материальная несостоятельность мужчины. Большинство этих причин, так или иначе, связанны с нездоровым образом жизни супругов. Наш благословенный Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Сильный (здоровый) мусульманин лучше слабого (больного) мусульманина, хотя в обоих из них есть благо » (Муслим).

Ислам всячески побуждает вести здоровый образ жизни, при этом запрещает употреблять разного рода алкогольные и наркотические вещества. Огромное количество разводов, преступлений и смертей происходит по причине наркомании и алкоголизма, борьба с которыми становится чуть ли не главной задачей всего мусульманского сообщества. Пророк Мухаммад (с.а.в) сказал: «Сторонитесь вина (всего, что лишает вас разума), поистине вино мать всех пороков » (Ан-Насаи).

В связи с этим налаживание систематической работы по информированию населения о губительных последствиях алкоголя и наркомании, организация духовно-медицинских реабилитационных центров, благотворительных (вакуфных) фондов, поддерживающие реабилитацию алко- и наркозависимых лиц, а также их семей, пропаганда идей социальной ответственности граждан за судьбы будущих поколений мусульман является весьма актуальным.

- контроль за соблюдением прав и обязанностей супругов;

После бракосочетания за мужем и женой закрепляется ряд прав и обязанностей, неисполнение которых недопустимо и греховно.

Жена в отношении своего мужа имеет ряд прав, часть из них имущественные как, например, брачный выкуп (махр ), содержание (нафака) , а часть неимущественные: как, например, защищенность от физических и моральных травм со стороны мужа.

Муж в отношении своей жены имеет только два права, они оба неимущественные, это послушание жены и право заниматься ее религиозно-нравственным воспитанием. Право на получение наследства друг от друга и право на супружескую близость - это права, которыми супруги обладают в одинаковой мере.

Для решения этих вопросов предлагается вводить в практику заключение брачных договоров во время или после государственной регистрации. В брачных договорах четко прописывать: порядок несения семейных расходов, как во время брака, так и после него; режим раздельной собственности на все имущество и другие имущественные права, усиливающие и укрепляющие семейные узы.

Также необходимо усилить роль института казыятов, который будет вести консультативно-просветительскую работу среди мусульманского населения. Рекомендуется усилить работу по предотвращению формирования нестабильных семейных отношений посредством проведения лекций, семинаров и круглых столов на тему исламской модели семьи.

Мусульманская семья и государство

Основополагающие семейные принципы, проповедуемые в Исламе , не всегда соответствует правовым нормам РФ, однако, в общем и целом, обе правовые системы преследуют одинаковые цели и задачи в вопросах семьи и брака.

Например, политика РФ по решению демографической проблемы России, которая предусматривает возрождение духовно-нравственных традиций семьи, полностью соответствует исламской стратегии увеличения численности мусульман. Идейная основа такой стратегии коррелирует со следующим изречением Пророка Мухаммада (с.а.в.): «Берите в жены способных рожать, любящих свои мужей, ведь я буду гордиться вашей многочисленностью в Судный день » (Ахмад, Абу Давуд).

Между тем, ежегодно в России около 8 миллионов детей рождаются вне брака, из года в год растет количество дел о лишении родительских прав, в связи с этим закон о поддержке патронатных семьей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает общечеловеческие и исламские семейные принципы. Всевышний сказал:

И спрашивают они тебя о сиротах. Скажи: совершение благого им - хорошо.

Священный Коран, 2:220

Также Творец всего сущего сказал:

Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные.

Священный Коран, 2:177