Генеалогическое древо моей семьи кубановедение 3. Родословная моей семьи. Чтение и анализ стихотворения
Еще в начале ХХ века герб семьи не был диковинкой и воспринимался, как часть культуры общества. Сегодня в России мало кто может похвастаться фамильным гербом. Но это не значит, что геральдика совсем ушла из нашей жизни. Герб семьи - эмблему с определенными символическими фигурами создали ребята нашего класса.
В интереснейшей работе над гербом пришлось вспомнить свою родословную, заслуги предков и историю духа всего рода.
Проект "Моя родословная" завершился представлением творческих работ по теме "Герб семьи"! Ребята изготовили и представили генеалогическое древо и герб своей семьи. Работы получились разные, но творческие и интересные. Дети с гордостью рассказывали о своей семье, о традициях и увлечениях.
Михайлина Маша выполнила макет герба в форме тюльпана - ее дедушка и бабушка занимаются выращиванием цветов!
Верстов Родион рассказал о происхождении своей фамилии.
Верста - одна из основных русских мер длины в 18 - начале 20 веков. 1 верста = 500 сажень = 1500 аршин = 3500 фут = 1,06680 километров. На макете Родион показал верстовой столб и старинные меры длины!
Свой макет герба семьи Велиляева Эльвира изготовила в технике витража. В центре герба - вензель - начальная буква фамилии. В рисунках, которые использовала Эльвира заключены профессии ее предков, увлечения!
Водопьянова Соня изобразила макет герба в цветке - лилии. Ее дедушка подарил этот цветок своей будущей супруге, свою дочь - маму Сони тоже назвали Лилией. На макете герба есть книга - символ знаний и планета Земля, которая символизирует любовь всей семьи к путешествиям!
Герб семьи представила и Вероника Бородулина: в символах, которые она изобразила зашифрованы профессии ее предков! Дедушка и бабушка были педагогами, а мама и папа - врачи!
Цели: углубление представлений о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины.
Оборудование : аудиозаписи песен о Родине; карта современной России; пословицы и поговорки о Родине.
Ход мероприятия
Вначале закрепляется понятие «история» и счет лет в истории. По закреплении звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина...» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Учитель. Ребята, какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится?
Ответы детей.
Учитель. Что же объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране? (Мы все —россияне, наша Родина — Россия)
Учитель. Но в песне говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное — Родина начинается с отчего дома.
Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам подобрать однокоренные слова к слову «Отечество».
Учитель. С древних времен летописцы излагали происходившие события, описывали, как жили наши предки. Иначе говоря, они писали историю нашей Родины. Но не только о крупных событиях рассказывали летописцы, но и об истории семей русских князей. В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и т. д. Но не только княжеские семьи имели свою историю, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество. Как на Руси возникали имена и фамилии, вы сейчас сможете прочитать в учебнике.
Демонстрируется выставка семейных фотографий — от прапрабабушек и прапрадедушек до братьев и сестер. Затем учащиеся рассказывают, откуда возникли имена и фамилии (из прозвищ, названий зверей, мест рождения, названий рек, профессий, занятий и др.).
Ученик 1.
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!
Ученик 2.
В фамилиях различных лиц,
Порою вам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Ученик 3.
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
Ученик 4.
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов —
Умишко комариный.
Ученик 5.
Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится.
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков — лисицей.
Ученик 6.
А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится, как рак,
А все вперед стремится!
Ученик 7.
Плевков фамилию сменил,
Жемчужным назвался,
Но в основном ослом он был,
Ослом он и остался!
Ученик 8.
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
А вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!
С. Михалков
Учитель . Фамилия — это переход от старших к младшим. Старшее поколение передает свою фамилию младшим. И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?
Составление родословной своей семьи.
Учитель . Мы только начали составлять историю вашей семьи, дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий.
— Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.
— Отметьте на схеме звездочкой своих родителей, фотографии которых хранятся у вас дома.
— Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник).
Выполнение заданий.
Учитель.
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Ученик 1.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
Ученик 2.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Ученик 3.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
Ученик 4.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Ученик 5.
А вот Октябрьский был рожден
Совсем в другую пору:
Матросом Зимний помнит он
И грозную «Аврору».
Ученик 6.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.
Г. Граубин
Учитель . Родина и родословная очень тесно связаны между собой. Мы уже говорили, что есть большая и малая Родина. Малая родина — это наш родной край, где мы родились и выросли. Это может быть маленькое село с речкой и многолюдный город.
И люди — те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, животный и растительный мир, свои города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. А как называется наша малая родина, где мы живем? Откуда произошло это название?
Ответы детей, учитель поправляет и дополняет их.
Учитель . Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край.
Выполнение задания.
Учитель. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название Россия. Об этом хорошо сказано в песне.
Звучит песня «Россия — Родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).
Учитель . О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона — мать, а чужая — мачеха»; «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» и т. д. А какие вы знаете?
Ответы детей.
Учитель . Многие поэты и писатели посвящали свои произведения старинным русским городам и селениям. Вот одно из стихотворений Любови Вагановой.
Чтец 1.
Перебираю старые названья
Моей родной сибирской стороны:
Ирбит, Тавда, Туринск — что за преданья
В словах таинственно заключены?
Моя деревня Малая Кочевка,
А в просторечьи Малая Орда, —
Каких времен далеких остановка,
Каких племен, ушедших без следа?
Все заросло, затоптано, забыто,
Растет в прогаре пыльная трава,
Да отпечаток конского копыта,
Да странные названья и слова...
Учитель вместе с учениками обращается к карте современной России. Учащиеся делают вывод о том, что Россия — очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учениками показывает границу России и называет государства, моря, по которым она проходит.
Учитель. Не обошли поэты и названия рек.
Чтец 2.
Ах, до чего ж надсадно
Звучат слова надо мной, —
Везлома, Линда, Санда
Этому виной.
Что обозначено в слове?
Керженская старина.
Ученые спорят солидно,
Я ж слышу — звучит окрест:
Везлома, Санда, Линда —
Музыка этих мест.
Л. Озеров
Учитель . А вы знаете, какие реки протекают в нашей местности? Откуда произошло их название?
Ответы детей.
Дополнительный материал
Для закрепления изученного материала при наличии времени можно провести несколько игр.
Задание 1 . Разгадать кроссворд.
1. Старое название свидетельства о рождении. (Метрика)
2. Записи о семье, предках. (Родословная)
3. Запись событий по летам. (Летопись)
4. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах. (Археология)
5. Место, где родился и вырос человек. (Родина)
6. Наследственное семейное наименование. Иногда это слово употребляется как синоним слова «семья». (Фамилия)
7. То, что дается при рождении. (Имя)
Выделенное слово: История.
Задание 2. Каждому ряду дается чистый листок. Ученики по очереди записывают фамилии, которые произошли от профессий. Выигрывает ряд, который быстрее и лучше это сделает. (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)
Задание 3 . Написать десять имен, составив их из разбросанных здесь слогов и букв. (Миша, Игорь, Маша, Лена, Оля, Коля, Уля, Дима, Галя, Саша и др.)
Задание 4 . Написать как можно больше имен на букву А. (Андрей, Артур, Анна, Антон и др.)
Муниципальное образование Темрюкский район ст. Тамань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28 муниципального образования Темрюкский район
Моя родословная
Проектная работа для начальных классов школьного курса
«Кубановедение»
Крыжановская Светлана Николаевна
учитель начальных классов
2015 года
станица Тамань
Введение……………………………………………………… стр. 3. - 4
Глава 1. Пояснительная записка… стр.5 - 6
Заключение……………………………………………………… стр. 7
Список литературы……………………………………
Электронные ресурсы……………………………………………
Приложение……………………………………………………стр. 8 - 12
Введение
Актуальность. Чтобы любить свою Родину, знать ее историю, надо любить свою семью, знать историю жизни своих предков, чем интересуются члены семьи и какую пользу могут оказать для окружающих людей.
Проблема . Многие ученики плохо знают историю семьи, свою станицу, профессию родственников, интересы членов семьи.
Тема. Изучение истории семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице.
Объект исследования . Жизнь семьи и влияние ее на историю жизни станицы.
Цель проекта . Прививать любовь и уважение к членам своей семьи, развивать заинтересованность историей семьи и станицы, учить работать со словарями.
Гипотеза . Если изучить литературу по истории Тамани, узнать об истории жизни семьи, увлечениях и профессиях, то легче будет понимать окружающих людей.
Задачи проекта:
1.Изучить историю своей семьи, культуру (языки), наследие.
2.Создать условия для развития интереса к учебной и внеурочной деятельности. 3. Воспитывать толерантное отношение к людям разной национальности, уважать их обычаи и не забывать обычаи своего народа.
4. Развивать творческие способности ребенка.
5. Изучать историю семьи в видах деятельности: игровой, бытовой, интеллектуальной, творческой, двигательной.
6. Проанализировать результаты исследований и сделать выводы.
7. Материал своих работ использовать на уроках окружающего мира, классных часах об истории семьи, на родительских собраниях.
Методы:
1.Анализ, синтез, сравнение.
2.Наблюдения.
3.Беседы, анкетирование.
4.Обобщение полученных данных.
Структура исследования. Наблюдение за членами своей семьи, знакомство с их профессией.
Практическая значимость. Выявленные знания помогут лучше узнать семью, понимать интересы, помогать друг другу.
Краткий анализ литературы. Книги помогут узнать об истории Тамани и любить свой край.
Основная часть
Пояснительная записка
Проектная работа «Моя родословная» разработана на основе программы курса «Кубановедение». В проект включены темы программы «Кубановедение». Проект разработан на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
На занятиях планируется изучить историю семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице. Это даст возможность воспринимать материал не только со слов учителя, но и со слов детей, родителей, увеличит заинтересованность в изучении истории Кубани, семьи, привьет любовь и уважение к членам своей семьи.
№ п/п | Формы работы | ||
Что обозначает твое имя | Беседа | Познакомить с работой со словарями, узнать происхождение имен, какие имена встречаются в семье, почему так назвали |
|
Что обозначает твоя фамилия | Посиделки с друзьями | Профессия предков (по фамилии), использование поговорок, сказок, работа со словарями, подбор родственных слов |
|
Игры в семье | Подвижные игры | Занятие проводится на стадионе, используются мячи, скакалки, палочки, платок. Узнать, в какие игры играли бабушки и дедушки, родители в детстве. Какие игры интересуют детей сейчас |
|
Мои обязанности в семье | Ролевая игра «Моя семья» | Показать роль женщины и мужчины в семье, как надо заботиться о ближних. |
В работе использовать поговорки, считалки, загадки, сказки, книжки - малышки. |
|||
Реликвии моей семьи | Экскурсия в музей казачества | Знакомятся с историей вещей, документов, фотографий, газет и т.д. |
|
При солнышке тепло, при матери - добро | Концертная программа для мам | Используются сказки, песни, поговорки. Показать роль матери в семье и уважительное отношение к ней, заботу о маме. |
|
Народные обычаи и традиции | Экскурсия в музей «Атамань» | Знакомятся с бытом людей 19 - 20 века, рассказывают о традициях своей семьи. Какие традиции и праздники отмечаются в классе. Создание м/фильмов |
|
Кубанские умельцы | Выставка работ родителей, бабушек, дедушек, детей | Встреча с родителями, узнать об их увлечениях. Чему могут научить нас наши близкие. |
|
Моя семья, хозяйство семьи | Конкурс рисунков «Наше семейное хозяйство» | Прививать любовь к труду, узнать, какую помощь могут оказать дети родителям. Какую помощь оказывают родители нам всем. |
|
Твоя родословная | Выставка проектов «Генеалогическое древо» | Задание задано с первого урока, дети узнают о своих родственниках, увлечениях семьи, собирают фотографии, документы, вырезки из газет |
Заключение
В ходе проектной работы дети узнают много нового из истории своей семьи, находят своих близких и дальних родственников в кругу своих одноклассников, выясняют, что класс - это школьная семья, в которой тоже надо заботиться друг о друге. Вся работа направлена на то, чтобы сплотить членов семьи, расширить кругозор. Дети начинают больше уважать родителей за их вклад в историю станицы, т. е. малой родины. Родители тоже начинают интересоваться жизнью своих детей. Совместные праздники сплачивают классный коллектив и родителей.
Список литературы
«Кубановедение» - программа курса для 1 - 4 классов. Краснодар. Перспективы образования.
Электронные ресурсы
- Сайт «Инфоурок»
- Сайт «Первое сентября»
- Сайт «Педсовет»
- Сайт «Мультиурок»
Приложение
Роль матери в семье
Экскурсия по Тамани
Игры наших родителей
Наши родители нас защищают
Изучаем профессии людей
Обычаи и традиции
Родословная
Светлана Югова
Проект по окружающему миру «Моя родословная» («Школа России»). 3 класс
МКОУ Уйско-Чебаркульская СОШ
проект выполнили учащиеся 3 класса
под руководством
учителя начальных классов
Юговой Светланы Васильевны.
Аннотация :
Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную . Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Очень важно донести до каждого ребёнка, что появились мы на свет благодаря людям старших поколений, которых мы не помним, не знаем.
Узнать о своих родных, узнать свою родословную и изобразить её виде дерева – это основная задача проекта . Ребята с огромной заинтересованностью и очень творчески подошли к созданию своих проектов . Много нового и интересного узнали они о жизни своих предков. Необыкновенные истории, рассказанные родителями, бабушками и дедушками, надолго останутся в памяти детей, которые будут гордиться своим родом .
Вступительное слово
… «Малая родина» – это не только природа в деревне, но ещё и
человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и
мечты, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её
солью. Это «родимые» пятна каждого человека…»
Валентин Распутин
Вы замечали сходство в словах «родные» , Родственники», «родня» ? Все они произошли от слова «род» . От него произошло и слово родословная – история семьи в нескольких поколениях.
Что делает нашу жизнь счастливей? Уважение к старшим, забота друг о друге!
А где мы получаем столько заботы?
Конечно в семье. Семья – самое близкое окружение человека . В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.
Ни одно дерево не может существовать без корней. Чем крепче и мощней корень, тем дерево могущественнее и выносливей, тем более красива и величественна его крона, которая дает добрые плоды, защищает от зноя, кормит, дает тепло и приют певчим птицам. Так и мы без корней наших не сможем жить в здравии, в защите и радости.
Еще не так давно на Руси считалось за правило знать свою родословную до седьмого колена : сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое древо рода являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб и родословную книгу . Бывало, что родословное древо красовалось на стене на самом видном и знатном месте дома. Была украшена красивой рамкой и мини-портретами.
Наш РОД - это наша ОПОРА! Наш РОД - это наша СИЛА! Мы для своих предков - это их плоды. И, конечно, все они всегда готовы прийти нам на помощь. А знаем ли мы, к кому нам обращаться? Кого просить? Кого благодарить?
И помните, что даже у пеньков есть корни.
Давайте не будем хуже пней)
Чтобы ваше родословное древо не стало липой, нужно сейчас, пока есть те, у кого можно узнать, начинать его поливать.