Фокус жидкость меняет цвет. Опыты для детей с цветом

В этой статье мы поговорим об экспериментах с разными жидкостями .

Чтобы вы могли попробовать некоторые опыты с жидкостями в домашних условиях, вам понадобится несколько простых ингредиентов , которые можно найти дома или купить в любом магазине.

На подготовку этих экспериментов вам не понадобится много времени, но результаты вас поразят.

Вот эти эксперименты:


(Детальное описание нужных ингредиентов и опытов после видео)

1. Эксперимент в домашних условиях: замедленный шар


Вам понадобится:

Металлический шарик

Пластиковый контейнер в виде шарика.

1. Положите металлический шарик в пластиковый круглый контейнер.

2. Налейте в контейнер немного меда.

3. Закройте контейнер и пустите его с горки.

Глядите, как шарик медленно опускается, будто в замедленном действии.

2. Простой эксперимент: огонь с помощью воды.


Вам понадобится:

Черный маркер

Лист бумаги

Бутылка округлой формы.

1. Сложите лист бумаги пополам, и еще раз пополам.

2. Нарисуйте на сложенном листке бумаги черный прямоугольник.

3. Налейте в бутылку воды.

4. При солнечном свете наведите бутылку с водой на черный прямоугольник так, чтобы она действовала как лупа, и вы заметите, как бумага быстро поджигается.

3. Эксперимент с водой: волшебный не рвущийся пакет


Вам понадобится:

Заточенные карандаши

Плотный полиэтиленовый пакет (желательно с застежкой)

1. Налейте в пакет воды и закройте его.

2. Держа пакет с водой, начните протыкать его карандашами, и вы заметите, что из пакета не выливается вода.

4. Домашние опыты: радуга из жидкостей


Вам понадобится:

Пустая ровная бутылка

Жидкость для мытья посуды (в данном примере синего цвета)

Растительное масло

Темный кукурузный сироп

Изопропиловый спирт

2 пищевых красителей (желтый и красный).

Начните наливать жидкости в бутылку в следующей последовательности: 1. темный кукурузный сироп, 2. жидкость для мытья посуды, 3. Вода, покрашенная в желтый цвет, 4. Растительное масло, 5. Покрашенный в красный цвет изопропиловый спирт.

У вас получится радуга из жидкостей, налитых в одну емкость. Из-за разной плотности жидкости не сливаются.

5. Опыт в домашних условиях: невидимая бутылка


Вам понадобится:

Стеклянная емкость

Глицерин

Маленькая стеклянная бутылка.

1. Наполните стеклянную емкость глицерином.

2. Вставьте в нее бутылку, и вы заметите, как она исчезает.

Все это связанно со светом и детальное объяснение данного феномена вы найдете в видео:

6. Физический опыт: танцующая жидкость


Вам понадобится:

Кукурузный крахмал

Динамик (колонка)

Полиэтиленовый пакет

1. Насыпьте в миску 1/2 стакана кукурузного крахмала.

2. Добавьте 1/4 стакана воды и размешайте.

3. Постелите полиэтиленовую пленку на динамик.

4. Налейте в пакет содержимое миски.

5. Включите музыку, чтобы динамик заработал, и смотрите, как "танцует" ваша смесь.

7. Простой эксперимент: волшебное препятствие для воды


Вам понадобится:

Горячая и холодная вода

Два пищевых красителя (в данном примере синий и желтый)

2 маленьких стакана

Пластмассовая доска или карточка.


1. Налейте в оба стакана холодную воду.

2. В одном стакане окрасьте воду в синий цвет, а в другом в желтый.

3. Поставьте пластмассовую доску на один стакан, переверните его и поставьте поверх другого стакана.

4. Аккуратно уберите пластмассовый барьер и наблюдайте, как смешиваются жидкости, становясь одной зеленой водой.

Но если в один стакан налить горячую воду и проделать шаги 1-4 , то жидкости не будут смешиваться, оставаясь каждая своего цвета.

8. Эффект Лейденфроста


Вам понадобится:

Кастрюля

Горячая плита.

1. Поставьте кастрюлю на холодную плиту и налейте воду - ничего не происходит.

2. Нагрейте плиту до средней температуры и добавьте холодную воду - вода начинает бурлить.

3. Нагрейте плиту до максимальной температуры и добавьте немного холодной воды - вы заметите, как капли воды скользят по дну кастрюли, соединяясь в одну большую каплю, которая не бурлит, а спокойно скользит по кастрюле.

9. Простой опыт с водой: обратная иллюзия


Вам понадобится:

Рисунок или надпись на бумаге

1. посмотрите на рисунок или надпись на бумаге через стакан.

2. теперь добавьте воду в стакан и снова посмотрите - изображение перевернулось.

10. Интересный эксперимент дома: возвращение жидкости


Вам понадобится:

3 пипетки

Широкая стеклянная емкость

Узкая стеклянная емкость

3 стакана

Кукурузный сироп

Пищевые красители

Офисные зажимы.


1. Наполните широкую и узкую стеклянную емкость кукурузным сиропом.

2. Вставьте узкую емкость внутрь широкой.

3. Прикрепите несколько офисных зажимов к краю широкой стеклянной емкости, чтобы они придерживали узкую емкость.

4. Налейте на дно каждого из трех маленьких стаканов кукурузный сироп, и окрасьте жидкость в каждом из них разными пищевыми красителями.

5. Возьмите 3 пипетки и наберите в каждую из них по одной окрашенной жидкости.

6. Из каждой пипетки выдавите по 1 капле жидкости внутрь кукурузного сиропа, находящегося в широкой стеклянной емкости.

7. Начните медленно поворачивать узкую емкость по часовой стрелке и следите за тем, как ведут себя капли раскрашенной жидкости - кажется, что они смешались и теперь образовывают размытые линии.

8. Теперь начните поворачивать узкую емкость в обратном направлении и следите за цветными полосками.

Описание данного феномена:

Некоторые считают жидкости нестабильными, и если их перемешать, то их больше невозможно вернуть в прежнее состояние.

Но если мы говорим о ламинарном течении , то все иначе. Если созданы определенные условия , то жидкости в одной емкости не перемешиваются, двигаясь параллельно, имея возможность

наталья величкина

Цель : Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Закрепить знания о цвете . Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.

Оборудование : Краски разных цветов , кисточки, баночки с прозрачной водой, камушки.

Ход : Капелька приносит детям краски.

Капелька : Здравствуйте, ребята. Ребята, посмотрите что я сегодня вам принесла.

Дети : Краски.

Капелька : Для чего нам нужны краски?

Дети : Чтобы рисовать.

Капелька : А хотите поиграть с красками?

Дети : Да.

Капелька : Сегодня мы с вами будем экспериментировать с красками и водой. Чтобы начать эксперимент, надо надеть фартуки. Ребята для чего нужно надеть фартуки?

Дети : Чтобы не испачкаться.

Капелька : Правильно, ребята. Посмотрите, на столах стоят стаканчики. Что налито в стаканчиках?

Дети : Вода .

Капелька : Какой цвет имеет вода ?

Дети : Вода прозрачная .

Капелька : Как можно окрасить воду?

Дети : Добавить краски.

Капелька : Давайте возьмем кисточки и с их помощью поместим краску в воду.

Дети набирают кисточкой краску, опускают кисточку в воду, размешивают и наблюдают, как вода меняет окраску .

Капелька : Ваня, скажи пожалуйста какой цвет стал у воды в твоем стаканчике?

Полина : Желтый.

Капелька : А у Матвея какого цвета стала вода ?

Кирилл : Синий.

Капелька : Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем в игру «Спрячем камушки» .

Игра «Спрячем камушки» - дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой.

Капелька : Где камушки?

Дети : В воде.

Капелька : Почему их не видно?

Дети : Камушек не видно, потому что вода окрашена .

Капелька : Молодцы, ребята. Сделаем вывод : вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.

Капелька : Молодцы, а теперь мне пора возвращаться домой. До видания.

Приложение.





Публикации по теме:

Цель:Развивать познавательный интерес, мышление и физические качества. Формировать бережное отношение к природе. Оборудование: маски,верёвка.

Новый год-сказка в которую верят взрослые и дети. Подготовка к Новому году -время волшебства,творчества. Родители,педагоги,малыши с увлечением.

Наступила зима, снег покрыл землю пушистым одеялом. Дети с радостью катаются на санках, ледянках, лыжах, коньках. И каждый из них с нетерпением.

Конспект занятия по Социально-коммуникативному развитию «Мамочка-мамуля, как тебя люблю я!» вторая младшая группа. Ход занятия: Воспитатель звонит в колокольчик со словами: Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева.

Проект «Как по улице шагать, всем ребятам надо знать» (вторая младшая группа) Выполнила: Барсукова С. Н. Провели: Барсукова С. Н. Вид проекта: краткосрочный (неделя). Тип проекта: познавательно-игровой. Участники.

Заставьте воду менять цвет!

Сложность:

Опасность:

Сделайте этот эксперимент дома

Реагенты

Безопасность

  • Перед началом опыта наденьте защитные перчатки и очки.
  • Проводите эксперимент на подносе.

Общие правила безопасности

  • Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
  • Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
  • Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 12 лет.
  • Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
  • Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
  • Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
  • Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
  • Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.

Информация о первой помощи

  • В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае проглатывания промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
  • В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
  • В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
  • В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
  • Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
  • Данный набор опытов предназначен только для детей 12 лет и старше.
  • Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
  • Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
  • Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
  • Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.

Часто задаваемые вопросы

Не получилось сделать пять разных цветов.

В этом опыте очень важно соблюдать пропорции. Если переборщить с веществом или, наоборот, «пожадничать», цвет раствора получится немного другим. Возьмите новый стаканчик и повторите эксперимент, тщательно отмеряя раствор и сухой реагент согласно инструкции. Затем налейте в стеклянный стакан 50 мл воды и добавьте 3 капли раствора тимолового синего. Перемешайте. Теперь налейте раствор из стеклянного стакана в пластиковый.

Кроме этого, попробуйте использовать негазированную бутилированную воду без добавок. Вода из-под крана, газированная вода и вода с добавками чаще всего имеет pH, который существенно отличается от нейтрального (pH = 7).

Жидкость в третьем стакане шипит! Что это?

При смешивании лимонной кислоты и карбоната натрия Na 2 CO 3 образуется углекислый газ CO 2 . Именно он образует пузырьки в растворе.

Другие эксперименты

Пошаговая инструкция

Подготовим раствор pH-индикатора тимолового синего.

Подготовим образцы веществ, по-разному влияющих на pH раствора.

Добавим ко всем образцам раствор pH-индикатора .

pH-индикаторы - это вещества, меняющие цвет в зависимости от величины pH раствора, в который их добавили. По цвету индикатора можно определить значение pH раствора.

Такие цвета приобретает pH-индикатор тимоловый синий :

Ожидаемый результат

Краситель тимоловый синий придаёт жидкости различную окраску в зависимости от уровня её кислотности.

Утилизация

Твердые отходы эксперимента утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте ее водой.

Что произошло

Что такое pH раствора?

В водных растворах кроме молекул воды H 2 O есть и другие частицы - молекулы и ионы. Важная характеристика раствора - pH - определяется концентрациями ионов водорода H + и гидроксид-ионов OH – ions.

Если в растворе находится избыток гидроксид-ионов OH – , его pH будет больше 7. Такие растворы называются основными или щелочными .

Ионы H + и OH – вместе образуют воду H 2 O . Поэтому, если избытка ионов H + или OH – нет, pH раствора будет как у воды, т.е. 7. Такие растворы называются нейтральными .

Если в растворе присутствует избыток ионов H + , его pH будет меньше 7. Такие растворы называются кислыми .

Как разные вещества влияют на pH?

Многие вещества не оказывают влияния на pH раствора, в котором они находятся. Например, сахар C 12 H 22 O 11 или поваренная соль NaCl не делают воду более кислой или щелочной. То есть их добавление не изменяет концентрации ионов H + или OH – в растворе.

Есть вещества, которые, растворяясь, напрямую добавляют в раствор ионы H + или OH – . Например, лимонная кислота H 3 C 6 H 5 O 7 изнашего опыта распадается на ионы C 6 H 5 O 7 3– и H + . Последние понижают pH раствора.

Другие вещества отбирают ионы H + или OH – у воды. Например, Na 2 CO 3 в растворе распадается на ионы Na + и CO 3 2– . Ионы CO 3 2– отбирают H + у воды, образуя ионы HCO 3 – . В результате в растворе появляются «лишние» ионы OH – , и pH повышается .

Где какой pH?

В повседневной жизни нам встречаются вещества с очень разным значением pH .

Очень высокое значение pH можно встретить в средстве для прочистки труб. В сильнощелочной среде вещества, из которых состоят органические отходы, становятся неустойчивыми и разрушаются.

Растворенные карбонаты (аналогичные NaHCO 3 и Na 2 CO 3 в опыте) делают pH вод Мирового океана немногим больше 8.

Очень многие напитки имеют pH ниже 7. Даже те, которые вовсе не кажутся кислыми.

У желудочного сока весьма низкое значение pH. Именно такая среда нужна особым веществам - ферментам желудочного сока, чтобы эффективно переваривать пищу.

Почему жидкость меняет цвет?

Раствор тимолового синего мы добавляли в стаканчики с различными веществами. В результате получились растворы разного цвета, а молекулы тимолового синего, попав в различное окружение, стали вести себя стали по-разному.

Что же произошло в каждом стаканчике? Обозначим тимоловый синий как «Ind» (Indicator).

NaHSO 4 → Na + + H + + SO 4 2-

В результате в растворе становится много протонов (ионов водорода H +). Из-за большого количества протонов H + повышается кислотность раствора, а весь тимоловый синий (Ind 2− - синий) становится красным H 2 Ind.

Лимонная кислота C 6 H 8 O 7 из второго стаканчика тоже распадается в воде, образуя протоны H + . Более того, одна ее молекула может образовать целых три H + ! Но, в отличие от NaHSO 4 , лимонная кислота делает это так неохотно, что в растворе оказывается значительно меньше H + , чем в первом стаканчике. Поэтому часть тимолового синего становится красной H 2 Ind, а часть - желтой HInd − . Смесь желтого и красного цветов, как и в обычных красках для рисования, дает нам оранжевый.

В третьем стаканчике смесь лимонной кислоты C 6 H 8 O 7 и карбоната натрия Na 2 CO 3 образует еще меньше протонов H + . Поэтому весь тимоловый синий в таком окружении становится желтым HInd − . Среда раствора становится близкой к нейтральной. Казалось бы, такой же среды можно было бы добиться просто оставить воду как есть. Однако даже чистая питьевая вода содержит небольшое количество углекислого газа CO 2 , который делает ее слегка кислой. Именно поэтому мы используем смесь лимонной кислоты и карбоната натрия. Кстати, когда эти два вещества смешиваются, образуется углекислый газ, из-за которого смесь пузырится.

А вот в четвертом стаканчике гидрокарбонат натрия NaHCO 3 распадается на Na + , H + и CO 3 2- . Раствор этой соли слегка щелочной. Поэтому мы получаем зеленоватый цвет раствора из желтого HInd − и синего Ind 2− .

В пятом стаканчике тимоловый синий присутствует в виде Ind 2- и имеет, в соответствии со своим названием, синюю окраску, которая указывает на щелочную среду раствора. При взаимодействии карбоната натрия Na 2 CO 3 с водой образуются гидроксид-ионы, ответственные за создание щелочной среды:

Na 2 CO 3 + H 2 O → 2Na + + HCO 3 − + OH −

Развитие эксперимента

А вы знали, что жидкости в некоторых стаканчиках можно «перекрасить», просто продувая через них воздух?

С воздухом мы выдыхаем значительное количество углекислого газа. Когда он растворятся в воде, образуется слабая угольная кислота. Несмотря на низкую концентрацию, эта кислота может нейтрализовать щелочную среду в растворе. Поэтому если в течение двух минут продувать воздух через жидкость в четвертом стаканчике, она из зеленой превратится в желтую. Изменение окраски указывает на то, что раствор стал более кислым. Таким же методом можно «перекрасить» синий раствор в последнем стаканчике. Только в этом случае понадобится больше углекислого газа, поэтому и продувать придется дольше.

Проводить эту часть опыта удобнее всего с трубочкой для напитков. Но будьте осторожны: чтобы случайно не проглотить реагенты, воздух из трубочки нужно выдыхать, а не вдыхать.

Почему нейтральная среда - это рН=7, а не 0?

Это значение появляется из формулы для расчета pH воды. В чистой воде (· или H 2 O) при комнатной температуре концентрации ионов водорода (H +) и гидроксид-ионов (OH −) одинаковы и равны 10 7 частиц в 1 литре воды. А если на каждый отрицательно заряженный ион приходится положительный, то вместе они дают нейтральную реакцию. Это как смешать черную и белую краску, и в итоге получить нейтральный серый цвет.

Когда мы добавляем в воду кислоту, она отдает в раствор дополнительные ионы водорода H + . В результате ионов водорода H + оказывается больше, чем OH − , и раствор становится кислым. Но почему значение рН падает, если в растворе больше ионов водорода? Всё дело в формуле: значение рН обратно концентрации H + . Поэтому чем больше ионов водорода, тем ниже будет цифра значения рН. Получается, что рН=7 - точка отсчета для кислотно-основных реакций. Это значение может меняться в обе стороны (уменьшаться когда среда становится кислой и увеличиваться, если она становится щелочной).

Картотека экспериментов с цветом

Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей .

Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме. А учитывая то, что в дошкольном возрасте дети не усидчивы, часто переключают своё внимание с одного вида деятельности на другой, то экспериментирование - это наиболее эффективный метод работы в данном проекте, так как детям объяснить то или иное явление намного проще не с помощью фактов из литературы или наших жизненных наблюдений, а именно посредством наглядного примера.

Опыт 1: Получение нового цвета

Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.

Понадобится : Три стакана, пищевые красители, две салфетки

Ход: возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

Опыт 2. Крашеные цветы

Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители.

Ход: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого. Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки. Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет?


Опыт 3: «Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.

Понадобится : салфетка, фломастеры, стакан с водой

Ход : в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение: Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

Опыт 4: «Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Понадобится : стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

Ход : на стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.

Опыт №5. Лава-лампа

Понадобится : Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход : стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина. Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена. Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?

Опыт №6. Цветные капли

Понадобится : емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.

Ход : клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду. Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки. Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.

Опыт 5: «Дождевые облака»

Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

Понадобится : пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.
Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.

Опыт 6: Волны в бутылке

Понадобится : подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход : в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море. Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

Опыт 7: Цветной лед
Понадобится : Цветные кубики льда, стакан, растительное масло

Ход: нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.

Опыт 8: Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Опыт 9: Сладкий и цветной

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц

Ход : в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.


Опыт 10: Лед и соль

Понадобится: лед, поднос, соль, гуашь

Ход: раскладываем лед на подносе, затем посыпаем его солью и смотрим. Буквально на глазах поверхность становится не гладкой, а ребристой. Крупинки соли прожигают лед насквозь. Мы чуть не забыли про краски! Чтобы усилить эффект, красим лед обычной гуашью, и краска начинает струиться внутри льдинок. Это очень красиво!

Опыт 11: Радуга

Понадобится: лист белой бумаги, зеркало, фонарик, емкость с водой

Ход: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

Опыт 12: Радужный апельсин

Понадобится: 2 апельсина, пищевые красители и желе в пакетиках.

Ход : вначале разрезаем апельсины пополам, очищаем от мякоти, делать это надо аккуратно, чтобы не повредить кожуру. Из мякоти выдавливаем сок, получившийся сок разлить по стаканам и добавить пищевые красители. Потом этот разноцветный сок вскипятить и добавить желе. Получившуюся смесь немного остудить, разлить в апельсиновые половинки и убрать в холодильник до полного застывания. Когда все застынет, достать апельсиновые половинки с желейной начинкой и разрезать ножом на дольки. Получились вот такие разноцветные дольки, они выглядят ярко, красочно и необычно.


Опыт 13: Цветные льдинки

Понадобится: разные емкости: стаканчики, тарелочки, гуашь, стаканчики с водой, нитки

Ход: предложить детям закрасить воду гуашью в заранее приготовленных стаканчиках. Разлить в разные формы (можно использовать тарелочки детской посудки, формы из-под конфет, контейнеры для яиц и прочие небольшие емкости). Разложить в каждую залитую форму ниточку сложенную вдвое, концы притопить в воде.

На разделочной доске или подносе вынести на холод.
Когда вода замерзнет, вытащить из емкостей. Делаем это аккуратно, так как тонкий лед хрупкий, может сломаться. А если уронить, льдинка от удара разобьется на мелкие ледышки.
Исследуем цветные льдинки- холодные, гладкие, скользкие, приняли форму емкости
Почему держатся ниточки? (примерзли)
Предложить украсить участок цветными льдинками.



Химия – это не только формулы и ожидание звонка с урока, но еще и занимательная наука, поражающая своими возможностями. Привить ребенку интерес и любовь к предмету можно при помощи простых, но от этого не менее впечатляющих домашних экспериментов.

Средство для удаления чернил

Иногда ручки протекают в карманах, на тетрадках появляются помарки, а белоснежная скатерть пачкается чернилами. Все это можно исправить, а заодно и показать ребенку увлекательный эксперимент.
Понадобиться:

  • Уксус;
  • Марганцовка;
  • Таблетка гидроперита (продается в аптеке);

В два стаканчика нужно налить немного воды, в одном растворит немного марганцовки, в другом – таблетку гидроперита. Сначала чернила промакиваются раствором марганцовки, а затем разводы убираются раствором воды и гидроперита. Получается совершенно чистая поверхность без следов чернил.

Дым в стакане

Сделать собственный дым в стакане, да еще и без огня, можно при помощи всего 2 ингредиентов:

  • Раствора аммиака 25%
  • Соляной кислоты.

Достаточно налить немного соляной кислоты в стакан и накрыть сверху крышкой или чашкой Петри, на котором будет несколько капель аммиака.

Роза и аммиак

Т.к. аммиак остался с прошлого опыта, можно использовать его в другом эксперименте, при помощи которого можно покрасить цветок.
Для него понадобится:

  • Светлая или белая роза;
  • Аммиак:
  • Банка или аквариум.

Розу нужно поставить в вазу или стакан, а саму емкость – в чашку Петри, крышку или блюдце, на котором будет разлито немного аммиака. После чего все это нужно накрыть сверху банкой или аквариумом и дать постоять не менее часа. Лепестки розы, в данном опыте, служат химическим индикатором, похожей на лакмусовую бумагу. Пары аммиака, имеющие щелочную реакцию, вызывают изменение цвета лепестков цветка.

Горящие деньги

Для этого химического опыта понадобится:

  • Зажигалка;
  • Этиловый спирт;
  • Пинцет;
  • Вода.

Немного этилового спирта наливается в стакан, во второй стакан наливается такое же кол-во воды и потом смешивается. В полученном растворе нужно тщательно обмокнуть купюру, чтобы она полностью пропиталась и затем дать жидкости стечь.
После этого можно поджигать купюру, которая точно не сгорит.

Пенный вулкан

Для создания домашнего вулкана понадобится:

  • Перекись;
  • Марганцовка;
  • Пластилин;
  • Заготовка для вулкана;
  • Жидкое мыло.

Первым делом заготовка для вулкана покрывается пластилином. Сделать е можно из картона или любого другого материала, которому можно придать форму конуса. Покрыв внешнюю часть, нужно поставить конус на плоскую поверхность, например тарелку или подставку, и налить внутрь жидкое мыло. После чего добавить марганцовки и влить перекись. Реакция перекиси и марганцовки вспенит мыло и из вулкана польется пенная лава.

Фараонова змея

Ингредиенты:

  • Сухое горючее;
  • Кальция гюконат (продается в аптеке);
  • Зажигалка.

Опыт лучше всего проводить на улице и использовать поверхность, устойчивую к температуре горения сухого горючего. Необходимо положить несколько таблеток глюконата кальция на пластинку с горючим и поджечь его. Глюконат кальция начинает реагировать на температуру и вверх из пламени растут пористые «змеи».

Фото chrdk.ru

Фиолетовое молоко

Чтобы провести этот опыт нужны:

  • Крахмал картофельный;
  • Вода.

Сначала нужно размешать картофельный крахмал и молоко. Жидкость станет белой, очень похожей на молоко. После этого нужно добавить несколько капель йода и размешать. Код вступит в реакцию с крахмалом и даст жидкости насыщенный фиолетовый оттенок. Правда пить его категорически нельзя.

Разноцветные краски в одном стакане

Чтобы сделать стакан с многослойными красками, которые бы не перемешивались, понадобится:

  • 3-4 цвета краски;
  • Сахар;
  • Вода.

Сначала нужно развести краски в отдельных стаканах с водой и добавить в каждый стакан разное кол-во сахара: 1 ложку, 2 ложки, 3 ложки, ни одной ложки. Потом постепенно вливать через пипетку каждый цвет. За счет плотности, которую придает сахар, слои не будут перемешиваться и поучится многоцветная жидкость.

Возгорание глицерина и марганцовки

Для опыта понадобится:

  • Марганцовка;
  • Глицерин чистый;
  • Салфетка.

На салфетку насыпать марганцовки и сверху полить глицерином. Завернуть в комок и обождать некоторое время. Произойдет реакция самовозгорания и образуется дым.

Взрывная бумага

Для опыта понадобятся:

  • Аммиак;
  • Бумага.

В разные стаканы налить в равных пропорциях йод и аммиак. Затем аммиак аккуратно вливается в стакан с йодом и оставляется до момента расслоения. После этого раствор смешивается и пропускается через бумагу, желательно чтобы она была сложена в форме конуса. На дне бумажного «конуса» останется осадок йодистого азота и если ударить по нему, то произойдет небольшой взрыв.