Фгос дошкольного образования применение социо игровых технологий. Семинар для педагогов доу "социоигровые технологии в образовательной деятельности доу". И показать дорогу им в мир знаний и открытий

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.

Думрауф Наталья Михайловна

МБДОУ д/сад №20 "Дельфин"

"Главная забота воспитателей-

не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь

недидактическая вещь как дружба".Е.Е.Шулешко

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М.Букатов).

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не бурчать;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социо-игровых технологий - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста :

  1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
  2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
  3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
  4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
  5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

  • Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

  • Игры с правилами.
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации.
  • Режиссёрские игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Сказкотерапия.
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
  • Тренинги.
  • Самопрезентация.

1. Игры-задания для рабочего настроя . Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле) , выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
  • Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
  • У детей нет чувства страха за ошибку.

Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста:

  • 1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

Кто на каком этаже живет;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.

  • 2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

  • 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

  • 4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

  • 5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

  • 6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

На самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения

(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,

Развивается собственная речь);

На втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,

Как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

Учебную задачу;

На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через

Общение я обучаю дошкольников.

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Список литературы

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.


Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.

"Главная забота воспитателей-

не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь

недидактическая вещь как дружба".Е.Е.Шулешко

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М.Букатов).

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не бурчать;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социо-игровых технологий - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:

    Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

    Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.

    Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

    Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

    Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

    Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

    Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

    Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

    Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

    Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

    Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

    Движение и активность.

    Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

    Игры с правилами.

    Игры-соревнования.

    Игры-драматизации.

    Режиссёрские игры.

    Сюжетно-ролевые игры.

    Сказкотерапия.

    Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

    Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

    Тренинги.

    1. Игры-задания для рабочего настроя . Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

    2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

    3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

    4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

    5. Игры вольные (на воле) , выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

    Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

      У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

      Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.

      Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.

      Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.

      У детей нет чувства страха за ошибку.

    Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста:

      1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

    По цвету волос, глаз, одежды;

    Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

    Кто на каком этаже живет;

    Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.

      2 правило: «смена лидерства».

    Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

      3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

    Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

      4 правило: смена темпа и ритма.

    Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

      5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

    Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

      6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

    Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

    Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

    На самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения

    (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,

    развивается собственная речь);

    На втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,

    как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

    учебную задачу;

    На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через

    общение я обучаю дошкольников.

    Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

    Список литературы

    1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

    2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад»Светлячок»

    Картотека игр по социо-игровой технологии.

    Старший дошкольный возраст.

    Подготовила: Карнаухова Г. Н.

    Тулун 2016год

    Картотека игр

    по социо–игровой технологии

    • Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
    • Игры разминки – Физминутки, пальчиковые игры, «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.
    • Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
    • Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
    • Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.

    Снежная королева

    Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

    Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

    Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого

    Волшебная палочка

    Дети стоят в кругу, «Волшебная палочка» передается слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.

    * на что похож предмет

    * какая бывает (зима, весна, природа, …),

    * ласковые слова

    *домашний адрес

    * имя, отчество мамы (папы, свое…)

    * и т.д.

    При передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза; при необходимости называть имя рядом стоящего ребенка

    Пирамида любви

    Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

    Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

    «Радио».

    Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

    Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

    Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

    «Чемодан».

    Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

    Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

    Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

    Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

    «Подарки».

    Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

    Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.

    «Телеграф»

    Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

    Ход: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?

    Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.

    «Магазин игрушек»

    Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

    Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.

    «Мост дружбы»

    Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.

    Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер.

    «Буквы-загадки»

    1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.

    2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.

    3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)

    «Эхо»

    Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)

    Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

    «Волшебная палочка»

    «Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

    Варианты:

    Передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;

    Передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

    Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:

    Глядеть друг другу в глаза

    Вставать, если согласны с высказыванием принимающего

    Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

    «Неиспорченный телефон»

    Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.

    Варианты :

    Слово, трудное слово, словосочетание, Ф.И.О., скороговорка (считалка), иностранное слово

    Две телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон.

    «Летает – не летает»

    Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения

    (самолёт – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, муха, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух.

    Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.

    «Эхо»

    Воспитатель (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.). Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

    Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух.

    «Спор предлогами»

    Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.

    «Рассказ-рисунок о том, что вижу»

    Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

    «Составь слово»

    Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.

    Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.

    «Пишущая машинка»

    Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

    Хлопают перед собой в ладоши

    Двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)

    Выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами

    Выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами

    Вариант :

    Изменять темп движений,

    Вводить речевое сопровождение,

    «Знаки препинания»

    Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ёлочка: !, ?, .).

    Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).

    «Руки-ноги»

    Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

    Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

    «Заводные человечки»

    Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.

    Вариант:

    Выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

    Изменение темпа выполнения,

    Выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

    «На 5 органов чувств»

    Дети задумывают ситуацию, изображают по заданному «билетику»: нарисованному (нос, глаз, рот, ухо, пальцы) или написанному. Воспитатель во время игры обращает внимание на работу каждого их органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, которые проявляются в поведении человека. На первом этапе играть по одному органу чувств, на втором – по 2, по 3, на третьем – все 5 (сценка-история про персонаж в обстоятельствах).

    Варианты:

    Прожить кусочек выдуманной истории с персонажем и обстоятельствами,

    Усложнение – сравнение персонажей (карлик - великан, Дюймовочка – Карабас Барабас, мышка – медведь).

    «Слова на одну букву (звук)»

    Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя

    «Ловить зверюшку»

    Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике».

    Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.

    «Стихи по ролям»

    Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

    «Заданные слова»

    Воспитатель предлагает детям текст, которому нужно найти оправдание (сконструировать ситуацию, в которой текст произносится, выдумать персонажи, участвующих в ситуации, определить поведение самого говорящего и слушающих, понять характер произнесения слов). Начинать игру с бытовых распространённых фраз (Не делай этого, пожалуйста!), переходить к литературным (репликам из сказок, стихов, пьес-сказок и т.п.).

    Вариант:

    Играющий должен произнести «заданное слово (слова)», найдя подходящую цель, мотив, выбрав, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано (ОГОНЬ, НЕТ, ДЕНЬ ПРОШЁЛ и т.п.),

    Один и тот же играющий выполняет задание разными способами, оправдывая произнесение заданных слов

    «Тело в деле»

    Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

    Вариант:

    Дополнить «фотографию» своим пониманием

    Показать «фотографии» до и после задуманного

    Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок. Смысл игры – установление

    «Фраза с заданными словами»

    Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

    «Собрать диалог»

    Воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .

    «Воробьи-вороны»

    Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель

    (ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

    Вариант:

    Вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)

    «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

    Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

    Вариант:

    Использование любых движений «День наступает – всё оживает»

    Использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

    «Слова на одну букву (звук)»

    Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

    «Люблю – не люблю»

    Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся» , следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

    «Встань по пальцам»

    Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

    «Зеркало»

    Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

    другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

    Варианты:

    воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие

    -«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный)

    «Изобрази профессию»

    Играющие изображают действия, характерные определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию.

    Варианты: дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль)


    Цель : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного командного взаимодействия.

    I.Теоретическая часть.

    Так как в образовательный процесс ДОУ происходит внедрение ФГОС и содержание образования со временем усложняется, то закономерно на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.

    Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.

    Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов.

    Изучая данное направление, мы определили основную цель своей работы – показать роль и значение социо-игровой технологии в социально-личностном развитии детей, а также организовать деятельность детей в атмосфере взаимопонимания.

    1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучаемого вопроса, уточнить сущность понятия «социально-личностное развитие» и «социо-игровая технология»;

    2) В процессе изучения литературы определить состояние и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к ДОУ;

    3) Выявить влияние социо-игровых технологий на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

    Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социоигрового стиля обучения.

    Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором . Подобное происходит, когда на занятии . Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях.

    Отсюда термин: Что же такое социо-игровая педагогика?

    Педагогическое искусство, позволяющее соединить движение, вариативность и работу в малых группах.

    Отсутствия ДВИЖЕНИЙ – раз !

    Если дети на занятии были малоподвижны, то социо - игрового стиля на таком занятии скорее всего не было.

    , ВАРИАТИВНОСТИ – два !

    Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен в ролях, и в видах деятельности детей, то смело можно утверждать, что «режиссура занятия» была не вполне социо - игровой.

    Отсутствия работы в МАЛЫХ ГРУППАХ – три !

    Если про ходу занятия дошкольники (а только с воспитателем), то социо - игровая педагогика на таком занятии и «близко не лежала».

    Если социо-игровая технология способствует: движению (на занятиях дети подвижны); смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях и видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми, то из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

    1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер

    2. Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки

    3. Свобода и самостоятельность детей в выборе ЗУНов

    4. Смена мизансцен, т.е. обстановки

    5. Ориентация на индивидуальные открытия

    6. То, что трудно – интересно.

    7. Движение или активность.

    8. Жизнь детей в малых группах

    9. Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток

    1. Игра для рабочего настроя.
    2. Игры разминки.


    5. Игры вольные, требующие передвижения.

    Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.

    II. Практическая часть.

    Игры для рабочего настроя.

    А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии. Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.

    Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй

    Справа друг и слева друг

    Дружно за руки возмемся и друг другу улыбнемся.

    Вам приятно, когда вам говорят добрые, приятные слова? У меня в руках «Волшебная» шкатулка. Я вам предлагаю поочереди передавать шкатулку по кругу при этом говорить друг другу комплименты. Постенно наша шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.

    А чтобы наша работа была слаженной я вам предлагаю поиграть в игру «Поиграем в оркестре». Данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание. Выберите по музыкальному инструменту. Сейчас я буду делать хлопки или топать ногой. Когда хлопну, те, кто одет в брюки играют на своих музыкалных инструментах. А когда топну играют те, кто одет в юбки или платья. Причем это тужно делать всем одновременно. (игра повторяется несколько раз, пока все играющеи не сделают одновременно).

    Игры –разминки (объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха)

    А сейчас выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним. Через некоторое время нужно поменяться местами.

    Данная игра способствует рабочемк настрою, развивает наблюдательность и коммуникативные способноси.

    После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к распределению на команды. Предлагаю распределиться на команды по сезону рождения (кто родился летом –одна команда, осенью- другая и т.д.)

    Далее используются игры на взаимодействие. Я вам предлагаю игру «Сочини стихотворение, используя 4 слова» - направленную на совместную творческую деятельность в микрогруппе, на развитие воображение: Вам необходимо в течении 1-2 минут микрогруппой составить стихотворение по следующей схеме: 1-2 и 3-4 строчки должны рифмоваться между собой. (Как пример можно предложить рифмы к разным частям речи – Существительные: рак – мак, цветок – лепесток, шутка – минутка и т.д. Глаголы: прыгали – скакали, играли – танцевали и т.д. Прилагательные: чудесный – прелестный, яичный – пшеничный и т.д. Наречия: широко – далеко, глубоко – высоко). Пример: Я пришёл сегодня в сад, Очень Слава был мне рад. Я ему принёс лошадку, Ну а он мне дал лопатку.

    А сейчас я вам предлагаю игру «Разрезная картинка» - направленную на объединение детей в микрогруппы: Каждый из участников должен взять на столе один фрагмент картинки и найти свою команду (объединиться с теми, кому достались части, которые необходимы для составления целой картинки). Затем нужно сесть на места по командам.

    Итак, вы объединились в микрогруппы. Предлагаю каждой микрогруппе нарисовать какой-либо пейзаж, соответстующий картинке, которая у вас получилась. Причем рисовать нужно будет всем членам микрогруппы на одном листе. Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.


    Рефлексия. – сейчас давайте откроем нашу «волшебную» шкатулку и все добрые слова, которые мы говорили друг другу вначале подарим каждому из нас.

    Поблагодарить за работу.

    III. Заключительная часть.

    Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:



    у них не будет чувства страха за ошибку.

    Практикум для педагогов ДОУ.

    1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

    2. Обучить приемам социоигровой технологии;

    3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

    4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

    Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.

    Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая педагогика.

    Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.

    Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная активность и коммуникативные умения и навыки.

    Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

    Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию

    коммуникативных навыков у дошкольников.

    Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры.

    Основные условия

    Движение - под любым предлогом. Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить

    каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям, слушающего (других людей, действующего (вместе с другими) .

    Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.

    Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений.

    Принципы руководства в социоигровых технологиях:

    Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

    Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

    Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

    Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

    Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

    Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

    Движение и активность.

    Социигровая методика предполагает интеграцию областей.

    Это дает положительный результат в области коммуникации, познании,

    эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные

    способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует

    речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

    Развитие взаимодействия в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок – педагог» для обеспечения эмоционального благополучия;

    Коррекция агрессивного, импульсивного поведения;

    Создание условий для развития личностных качеств;

    Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;

    Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя.

    А для практической применимости социо – игровой технологии, я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.

    Последовательность введения игр:

    1. Игры-задания для рабочего настроя:

    Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)

    Можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение

    - «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».

    Дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.

    «Волшебная палочка»

    «Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

    Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.

    2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.

    Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

    Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.

    3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

    «Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».

    Особо нравятся детям следующие игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

    «Руки-ноги»

    Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) .

    Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

    «Слова на одну букву (звук) »

    Игра начинается со слов «Я вижу… »

    4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

    Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».

    Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

    Сочинение сказки, общей истории

    Игра «Изображение предметов».

    Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

    Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

    «Тело в деле»

    Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

    Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

    Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

    Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

    Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

    Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

    Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер–класс для педагогов МАУДО «Детский сад №2» на тему

    «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

    Севастьянова Людмила Миониновна, заместитель директора МАУДО «Детский сад №2»

    Цель : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного командного взаимодействия.

    Задачи:

    I.Теоретическая часть.

    Так как в образовательный процесс ДОУ происходит внедрение ФГОС и содержание образования со временем усложняется, то закономерно на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.

    Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.

    Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов.

    Изучая данное направление, мы определили основную цель своей работы – показать роль и значение социо-игровой технологии в социально-личностном развитии детей, а также организовать деятельность детей в атмосфере взаимопонимания.

    Для достижения поставленной цели выделили следующие задачи:

    1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучаемого вопроса, уточнить сущность понятия «социально-личностное развитие» и «социо-игровая технология»;

    2) В процессе изучения литературы определить состояние и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к ДОУ;

    3) Выявить влияние социо-игровых технологий на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

    Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социоигрового стиля обучения.

    Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности . Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей . Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях.

    Отсюда термин: Что же такое социо-игровая педагогика?

    Социо- игровая педагогика это - педагогическое искусство, позволяющее соединить движение, вариативность и работу в малых группах.

    Если на занятии одного из них в наличии не будет, то технологическая конструкция занятия может оказаться шаткой и ненадежной.

    Отсутствия ДВИЖЕНИЙ – раз !

    Если дети на занятии были малоподвижны, то социо - игрового стиля на таком занятии скорее всего не было.

    Отсутствия смены, разнообразия , ВАРИАТИВНОСТИ – два !

    Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен в ролях, и в видах деятельности детей, то смело можно утверждать, что «режиссура занятия» была не вполне социо - игровой.

    Отсутствия работы в МАЛЫХ ГРУППАХ – три !

    Если про ходу занятия дошкольники не объединялись в малые групки, или эти групки между собой не вступали в общение (а только с воспитателем), то социо - игровая педагогика на таком занятии и «близко не лежала».

    Если социо-игровая технология способствует: движению (на занятиях дети подвижны); смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях и видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми, то из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

    9 ПРАВИЛ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИКЕ

    1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер

    2. Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки

    3. Свобода и самостоятельность детей в выборе ЗУНов

    4. Смена мизансцен, т.е. обстановки

    5. Ориентация на индивидуальные открытия

    6. То, что трудно – интересно.

    7. Движение или активность.

    8. Жизнь детей в малых группах

    9. Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток

    Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

    1. Игра для рабочего настроя.
    2. Игры разминки.
    3. Игры социо-игрового характера.
    4. Игры творческого самоутверждения.
    5. Игры вольные, требующие передвижения.

    Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.

    II. Практическая часть.

    Игры для рабочего настроя.

    А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии. Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.

    Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй

    Справа друг и слева друг

    Дружно за руки возмемся и друг другу улыбнемся.

    Вам приятно, когда вам говорят добрые, приятные слова? У меня в руках «Волшебная» шкатулка. Я вам предлагаю поочереди передавать шкатулку по кругу при этом говорить друг другу комплименты. Постенно наша шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.

    А чтобы наша работа была слаженной я вам предлагаю поиграть в игру «Поиграем в оркестре». Данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание. Выберите по музыкальному инструменту. Сейчас я буду делать хлопки или топать ногой. Когда хлопну, те, кто одет в брюки играют на своих музыкалных инструментах. А когда топну играют те, кто одет в юбки или платья. Причем это тужно делать всем одновременно. (игра повторяется несколько раз, пока все играющеи не сделают одновременно).

    Игры –разминки (объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха)

    А сейчас выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним. Через некоторое время нужно поменяться местами.

    Данная игра способствует рабочемк настрою, развивает наблюдательность и коммуникативные способноси.

    Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).

    После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к распределению на команды. Предлагаю распределиться на команды по сезону рождения (кто родился летом –одна команда, осенью- другая и т.д.)

    Далее используются игры на взаимодействие. Я вам предлагаю игру «Сочини стихотворение, используя 4 слова» - направленную на совместную творческую деятельность в микрогруппе, на развитие воображение: Вам необходимо в течении 1-2 минут микрогруппой составить стихотворение по следующей схеме: 1-2 и 3-4 строчки должны рифмоваться между собой. (Как пример можно предложить рифмы к разным частям речи – Существительные: рак – мак, цветок – лепесток, шутка – минутка и т.д. Глаголы: прыгали – скакали, играли – танцевали и т.д. Прилагательные: чудесный – прелестный, яичный – пшеничный и т.д. Наречия: широко – далеко, глубоко – высоко). Пример: Я пришёл сегодня в сад, Очень Слава был мне рад. Я ему принёс лошадку, Ну а он мне дал лопатку.

    Игры вольные, требующие передвижения.

    А сейчас я вам предлагаю игру «Разрезная картинка» - направленную на объединение детей в микрогруппы: Каждый из участников должен взять на столе один фрагмент картинки и найти свою команду (объединиться с теми, кому достались части, которые необходимы для составления целой картинки). Затем нужно сесть на места по командам.

    Игры творческого самоутверждения.

    Итак, вы объединились в микрогруппы. Предлагаю каждой микрогруппе нарисовать какой-либо пейзаж, соответстующий картинке, которая у вас получилась. Причем рисовать нужно будет всем членам микрогруппы на одном листе. Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.

    Выполнение задания командами. Представление результатов.(каждаый член микрогруппы рассказывает что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).
    Рефлексия. – сейчас давайте откроем нашу «волшебную» шкатулку и все добрые слова, которые мы говорили друг другу вначале подарим каждому из нас.

    Поблагодарить за работу.

    III. Заключительная часть.

    Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:

    Дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
    у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
    дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
    у них не будет чувства страха за ошибку.

    Практикум для педагогов ДОУ.

    Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника.

    Задачи:

    1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

    2. Обучить приемам социоигровой технологии;

    3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

    4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

    Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.

    Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая педагогика.

    Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.

    Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная активность и коммуникативные умения и навыки.

    Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

    Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию

    коммуникативных навыков у дошкольников.

    Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры.

    Основные условия

    Движение - под любым предлогом. Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить

    каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям, слушающего (других людей, действующего (вместе с другими) .

    Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.

    Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений.

    Принципы руководства в социоигровых технологиях:

    Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

    Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

    Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

    Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

    Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

    Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

    Движение и активность.

    Социигровая методика предполагает интеграцию областей.

    Это дает положительный результат в области коммуникации, познании,

    эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные

    способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует

    речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

    Задачи:

    Развитие взаимодействия в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок – педагог» для обеспечения эмоционального благополучия;

    Коррекция агрессивного, импульсивного поведения;

    Создание условий для развития личностных качеств;

    Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;

    Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя.

    А для практической применимости социо – игровой технологии, я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.

    Последовательность введения игр:

    1. Игры-задания для рабочего настроя:

    Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)

    Пример

    Можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение

    - «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».

    Дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.

    «Волшебная палочка»

    «Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

    Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.

    2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.

    Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

    Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.

    3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

    «Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».

    Особо нравятся детям следующие игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

    «Руки-ноги»

    Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) .

    Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

    «Слова на одну букву (звук) »

    Игра начинается со слов «Я вижу… »

    4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

    Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».

    Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

    Сочинение сказки, общей истории

    Игра «Изображение предметов».

    Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

    Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

    «Тело в деле»

    Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

    Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

    Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

    Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

    Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

    Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

    Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.