Дидактическая игра одень куклу из бумаги. Дидактическая игра «Одень куклу

Картотека

дидактических игр

по формированию культурно гигиенических навыков

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ

Цель:

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

ВАЛЕОЛОГИЯ

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

3-ий вариант Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор. Или воспитатель предлагает выбрать картинки, которые не понравились им, и попросите объяснить, почему.

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачива ться

Материал: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необхо-
димых для этог
о предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

ВЫМОЕМ КУКЛУ

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умыва-ния, последова тельность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движе-ния при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов пока-зать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

ПОДБЕРИ КАРТИНКИ

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, форми-ровать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

ИГРА "УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ" Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

ИГРА "УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ" Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!

ИГРА "ПАРОВОЗИК" Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Оборудование: паровозик, рельсы.
Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"
Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.
Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

ИГРА "КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ" Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава,
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки,
Вот шнурки, я помогу тебе завязать
Вот, ботиночки надели на ножки
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

ИГРА "ЗНАКОМЬСЯ - КОШКА" Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - кошку.
Оборудование : игрушка-кошка, картинки с изображением домашних животных.
Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за кошкой, обращает внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-кошку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про кошку "Серенькая кошечка", а затем ищете ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: "Вот она - кошечка, умеет мяукать -мяу-мяу".

ИГРА "КРАСИВЫЙ ЦВЕТОЧЕК " Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.
Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
Ход занятия : взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растениемцветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.

ИГРА "ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!" Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ "
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

ИГРА"СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ" Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ" Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

ИГРА "УМЫВАЛОЧКА" Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

ИГРА "ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ "
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

ИГРА "ПОЧИСТИМ ЗУБКИ" Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

ИГРА "ФОНТАНЧИКИ "
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

ИГРА "КУКЛА ЗАБОЛЕЛА" Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

ИГРА "НОСИКИ-КУРНОСИКИ "
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»
Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
Педагог, Давай будем одеваться.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)
Педагог. Пойдем, будем умываться...
Ребенок. Я сама! Я сама! {Умывается.)
Педагог. Ну идем, хоть причешу я.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Причесывается.)
Педагог. Ну давай хоть накормлю я.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)
Вопросы к детям
Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?

ИГРА-ЭТЮД «КУПАНИЕ» Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жеспюв изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе гтсцешруют стихотворение, используя шашку и жесты.
Педагог. Визжит поросенок...
Поросенок (ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты., рот полуоткрыт, резко машет руками.)
Педагог
Купают его в корыте.
Он в луже не прочь помыться,
А мыльной воды боится.
А в кухне купают Олю.
Воды ей нагрели вволю.
Но Оля кричит...
Оля
Уйдите!
Мочалкой меня не трите!
Я голову мыть не стану!
Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)
Педагог
Вот оба они помыты, Надуты, слегка сердиты, С коленок отмыты пятна. Купаться было приятно...
Ребенок. Чего же ты, Оля, кричала?
Педагог. И Оленька отвечала...
Оля.
Кричал поросенок Тошка, А я помогала немножко!
Вопросы к детям
Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А как надо было9 Кто покажет, как надо было поступить?

ИГРА-ЭТЮД «ВКУСНАЯ КАША» Педагог вносит шапочки густ, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» 3. Александровой. "Затем педагог и дети вместе инсценируют его.
Педагог.
Каша из гречки!де варилась? В печке. Сварилась, упрела, Чтоб Оленька ела, Кашу хвалила, На всех разделила. (Добрая улыбка, ласковый взгляд.)
Оля.
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке. (Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)
Педагог
И Оля доела Последние крошки!

ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА» Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.
Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика9 Как вы думаете, почему рубашка стала такой9 Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».
Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.
Педагог. Это Митина рубашка.
Ребенок. На, рубашка, просток-вашку!
Педагог.
Съела маслица она. Съела кашку из пшена И подливку из барашка... (Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их. о свою одежду.)
Ребенок. Ты сыта, моя рубашка? Вопросы к детям
Как надо есть за столом?
Кто покажет Мите, как надо есть?

ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ» Педагог
Мальчик Петя поздно встал -Просыпаться тяжко. Умываться он не стал -Он ведь замарашка. Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.

Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.
(Вьсразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)

ИГРА-ЭТЮД « У Ш И » Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.
1-й ребенок.
Доктор, доктор, Как нам быть: Уши мыть Или не мыть?
2-й ребенок
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже9 Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ.. Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ
Педагог. Отвечает доктор гневно... Доктор
ЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО! (Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.
Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.)

ИГРА-ЭТЮД «ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ» Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.

Педагог
Метлу взяла
И двор подмела.
Девочка
Всюду нос метла совала, Но и я не отставала -От сарая до крыльца Танцевала без конца. Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите. (Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение, улыбка.)

ИГРА-ЭТЮД «ТАНЕЧКА-ХОЗЯЙКА» Педагог вносит мягкую игрушку-зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик, тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и предлагае7п определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.
Педагог
Нынче Танечка - хозяйка
И хлопочет день-деньской.
Отложила в угол зайку
И сказана... Таня. Спи, косой! Педагог
Тянет тряпку из комода, Из кладовки тащит таз. Окуная тряпку в воду, Ненароком облилась.
Таня
Ты не смейся, глупый зайка!
Поджидай себе обед...
Ох и трудно быть хозяйкой,
Если мамы дома нет! (Выразительные движения: 1 - сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация; 2 - сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.)

ИГРА-ЭТЮД «КАК У НАШЕЙ ИРКИ» Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.
Педагог
Как у нашей Ирки
На чулках по дырке!
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
1-й ребенок
Потому что неохота Штопать нашей Ирке. (Нерягиливьш вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное.)
Педагог
Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
2-й ребенок
Потому что неохота Быть неряхой Натке. (Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд.)
Остальные игры-этюды на литературном материале организуются аналогичным образом.
Занятия с детьми в рамках специально организованной образовательной деятельности также организуются на игровой основе.
Необходимо подчеркнуть, что особенность развития современного дошкольника такова, что он стремится сочетать несколько привлекающих его видов деятельности. Это наводит на размышление о возрастающей роли занятий и совместной деятельности с детьми интегрированного характера, где объединяются и разнообразные виды детской деятельности, и специфические виды деятельности, и разнообразные темы, которые представлены в опыте ребенка.

Наталья Веселкова

Одним из главных видов игровой деятельности является дидактическая игра . Именно дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Именно она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Данное дидактическое пособие «Одень куклу девочку , мальчика» формирует у детей представление о человеке, частях тела, различие пола человека. Закрепляет цвета, развивает мелкую моторику, наглядно-действенное мышление. Развивает умение у детей различать и называть предметы одежды, узнавать ее на картинках.

Описание : Две куклы из плотного фетра : мальчик и девочка. Набор предметов одежды по цветам. Элементы игры крепятся с помощью липучек.

1. Игра "Подбери по цвету".

Цель. Учить подбирать одежду одного цвета к силуэту куклы ; закрепить знание основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый, развивать внимание, мышление, мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

2. Игра "Одень мальчика ", "Одень девочку ".

Цель : Развивать умение дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, называть предметы одежды, последовательно одевать куклу .


Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу Машу» Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу Машу». Цель: -способствовать проявлению интереса к труду взрослых, формировать представления о назначении.

Дидактическая игра «Одень дерево» Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Одень дерево». Она очень проста в исполнении. Скачала с.

Дидактическая игра "Оденем куклу" предназначена для детей 2-4 лет. Цель игры:научить ребёнка складывать целое из 3-х частей, познакомить.

Дидактическая игра «Оденем куклу». Возраст детей, для которых предназначена игра 5-7 лет. Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Закрепить уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. 2. Обогащать сюжет детской игры.

Конспект НОД по развитию речи «Одень куклу на прогулку» НОД по развитию речи в младшей группе. Рассматривание одежды куклы Маринки. Одевание куклы на прогулку. Цель: уточнить представления детей.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

НОД по развитию речи в средней группе. Коммуникативная деятельность «Описание одежды. Одень куклу» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цели: учить описывать предметы одежды, подбирать одежду.

Дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку»

Цель : учить последовательно надевать верхнюю одежду на куклу; закрепить название верхней одежды.

Оборудование: кукла Маша; комплект одежды по сезону.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель вносит в группу куклу Машу и сундучок с ее одеждой, от имени Маши обращается к детям.

Воспитатель . Дети, стало холодно. Мне очень хочется с вами пойти гулять, а я не знаю, как мне одеваться. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель достает из сундучка предметы одежды по сезону, предлагает детям их назвать, используя прилагательные (красные колготки, теплые штанишки, резиновые сапожки, пушистая кофточка, желтая курточка, красивая шапочка, мягкий шарф).

Давайте подскажем Машеньке, что сначала нужно надеть. Правильно, сначала нужно надеть колготки. Как мы их будем надевать? Иди, Ирочка, посади Машеньку на коленочки и надень ей красные колготки.

Аналогично надевают штанишки.

А теперь наденем сапожки: этот с правой ножки, этот с левой ножки. Что мы будем дальше надевать на Машеньку? Правильно, Сережа, иди надень кофточку куколке. Расскажи детям, какая у Машеньки кофточка?

Сережа. Пушистая, мягкая, красивая.

Воспитатель . Вспомни, как мы надевали рубашечку Ванечке: сначала на одну ручку, потом — на другую. Застегнем все пуговички, чтобы Маша не простудилась. Но так ещё нельзя гулять. На улице холодно и надо надеть курточку и шапочку.

Алена, иди надень на Машеньку курточку и покажи всем деткам, как правильно надевать курточку. Молодец! Осталось надеть шапочку и завязать шарфик.

Предлагает детям по желанию это сделать. Когда кукла будет одета, воспитатель читает потешку.

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязали Машеньке

Шарфик полосатенький,

Давайте будем одеваться — Я сама, я сама!

Машенька одета и приглашает всех детей на прогулку. Пойдемте одеваться!

Дидактическая игра «Оденем куклу Таню на прогулку»

Задачи : развивать потребность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; учить узнавать себя, членов своей семьи на фото, проявлять интерес к выражению лица сверстников; закрепить названия зимней одежды, ее назначение.

Оборудование : кукла с набором зимней одежды (шубка, шапка, варежки, сапожки, вязаный костюм, шарфик); фотографии детей и членов их семей.

Воспитатель привлекает внимание к фотографиям детей и членов их семей и просит найти фотографии, где люди одеты в зимнюю одежду. Воспитатель просит назвать, кого они видят на фотографии, почему люди одеты в зимнюю одежду?

Раздается стук в дверь, воспитатель вносит плачущую куклу Таню, спрашивает, что случилось? Почему она плачет? Кукла отвечает, что она хочет пойти гулять, но не знает, как одеваться зимой на прогулку.

Воспитатель . Дети, давайте успокоим куклу Таню, поможем ей одеться и возьмем с собой гулять. А во что же нужно ее одеть?

Дети отвечают.

Правильно, Таня принесла нам свою одежду.

Воспитатель раскладывает одежду на стульчик, просит детей назвать вещи.

Что нужно сначала надеть на Таню?

Дети. Сначала надеваем теплые штанишки.

Воспитатель . Штанишки связаны из теплых шерстяных ниток. Это бабушка связала своей внучке штанишки. Что ты надеваешь Тане, Оля?

Ребенок отвечает.

Для чего ты надеваешь ей штанишки?

Ребенок отвечает.

А что надеваем потом?

Дети . Носочки, сапожки.

Аналогично проводится беседа по каждой вещи.

Воспитатель обращает внимание на то, что одевать нужно по одной вещи, аккуратно расправляя их, не торопиться. Когда кукла будет одета, она приглашает детей тоже одеваться и вместе пойти гулять. Кукла выходит с детьми в раздевальную, дети вспоминают последовательность одевания.

Когда дети оденутся, воспитатель от имени куклы Тани предлагает сфотографироваться всем вместе на прогулке.

Дидактическая игра «Застегни и зашнуруй»

Цель: развивать мелкую моторику; закрепить умения застегивать и расстегивать пуговицы; учить правильно шнуровать.

Оборудование: различные застежки с набором мелких атрибутов, застежки можно изготовить самостоятельно. Из плотной ткани вырезают силуэты: любимых зверушек: зайчика, лисички, медведя, ежика (им можно пристегивать бантики, галстуки, фартучки, ежику — плоды яблок, грибы); деревьев (пристегивать листочки, яблочки); корзинки (пристегиваются овощи, фрукты, грибы); новогодней елочки (пристегиваются шарики, игрушки); шнуровки различной формы и конфигурации.

Дидактическая игра «Застегни пуговички»

Дети производят действия с застежками. Воспитатель индивидуально, при необходимости, оказывает помощь, объясняет производимые действия.

Дидактическая игра «Шнуровки»

Дети производят действия со шнуровкой. Воспитатель индивидуально оказывает помощь, объясняет правильность выполнения.

Предметы, которые мы рассматриваем, воздействуют на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость (или мягкость), шероховатость и так далее; издаваемые звуки или слова, воспринимает наше ухо.

Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.

Для того, чтобы развитие восприятия у детей с нарушениями зрения шло успешно, прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные, наглядные и практические методы и проводить не просто в игровой форме, а игровым методом, поэтому мною была разработана дидактическая игра на формирование навыков бисенсорного и полисенсорного восприятия «Одень куклу по сезону».

Актуальностью данной игры для дошкольников с нарушением зрения послужило нарушение их контакта с окружающей действительностью: они не умеют общаться, ориентироваться и знакомится с окружающими их предметами, так как им недоступно огромное количество явлений внешнего мира, такие дети не могут полноценно наблюдать многообразие красок вокруг них, но могут видеть отдельные предметы, подойдя к ним вплотную, взяв их в руки. Они видят только то, что им показывают, наблюдают за тем, на что обращают их внимание. Зрительные возможности детей различны, поэтому включение сохранных анализаторов, в том числе, осязательного, имеет огромное значение в восприятии.

Цель игры заключается в расширение представлений дошкольников о свойствах и назначении предметов сезонной одежды посредством выделения ее осязательных признаков.

Задачи: совершенствовать навыки тактильно-двигательного восприятия при дифференцировке ткани по фактурным признакам; развивать умение выполнять поисковые действия с опорой на слуховую инструкцию педагога и полученные ранее знания о предметах сезонной одежды.

Правила игры:

1 этап. Ребенку предлагается картинка с изображением животного(1) и растения (2), которые он должен назвать при этом тактильно их обследовать.

2 этап. Ребенок с открытыми глазами обследует кусочки ткани сделанные из шерсти животного (1) и растения (2).

3 этап. Ребенок с закрытыми глазами обследует кусочки ткани из овечьей шерсти (1), хлопка (2) и выбирает лишний.

4 этап. Ребенок с открытыми глазами по картинкам с изображением одежды зимней (1), летней (2) называет ее (одежду).

5 этап. Ребенок с открытыми глазами тактильно обследует кусочки ткани с опорой на картинки с изображением зимней одежды (1), летней одежды (2) и называет животного (1), растение (2) из которого сделана эта одежда.

6 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать тактильно кусочек ткани варежек (1), джинсовых брюк (2).

7 этап. Ребенок с открытыми глазами рассматривает картинки с изображением всех времен года и называет их.

8 этап. Ребенок с открытыми глазами выбирает из представленных картинок холодное время года (1), теплое время года (2).

9 этап. Ребенку с открытыми глазами предлагается выбрать картинки с изображением одежды которую носим в холодное(1), теплое (2) время года.

10 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать ткань для холодного (1), теплого (2) времени

11 этап. Ребенку предлагается с открытыми глазами одеть куклу для холодного (1), теплого (2) времени года в одежду из тканей
(картинок с изображением одежды).

Игра рассчитана на старший дошкольный возраст.
где (1) – овечка – шерсть, (2) – хлопок – изделия из хлопковой ткани

Игра проста в применении и будет прекрасным пособием для воспитателей, которая поможет эффективнее развивать возможности личности ребенка.

Ирина Ткаченко

Игра – огромное окно , через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А Сухомлинский

Одним из главных видов игровой деятельности является дидактическая игра . Именно дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Именно она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Цель дидактического пособия : формирование у детей представления о человеке, частях тела; различения пола человека; знакомство с сезонными предметами одежды; обобщить знания детей о всевозможных тканях и их происхождении.

Представленные дидактические игры можно применять с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.

«Ткани на ощупь»

Цель : Развивать тактильные ощущения, грамматический строй речи, память, мышление; формировать знание цвета.

Дидактический материал : Каталог тканей.

Ход игры:

1. Предложить ребёнку потрогать ткани, при этом назвать, какая ткань : (мягкая, гладкая, тонкая и т. д.) . Предложить найти пару к кусочкам ткани (другого цвета, но такого же качества) .

2. Разделить ткань на две кучки : ткань для зимы и для лета. Чем отличаются?

«Магазин тканей»

Цель : Совершенствовать знания детей в различении тканей по качеству и определение, какую одежду из них можно пошить, закрепить знания цветов и их оттенков.

Дидактический материал : лоскуты ткани разного качества и цвета.

Ход : Воспитатель объявляет аукцион по продаже ткани. Объясняет, что каждый участник может купить для своей куклы отрез ткани для любого наряда, если он даст правильное описание качества ткани, цвета и определит, какое изделие из неё можно пошить.

«Одень на прогулку »

Цель : Познакомить с сезонной одеждой; с одеждой, которая подходит мальчику или девочке; развитие мелкой моторики.

Дидактический материал : Куклы из картона : мальчик и девочка, наборы одежды к ним для прогулок в разное время года.

Ход : Воспитатель называет время года, дети одевают своих кукол по сезону и по своему вкусу.

«Магазин одежды»

Цель : закрепить знания детей о профессии продавца, воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд;

Дидактический материал : Плоскостная одежда из различных тканей.

Ход : Воспитатель объявляет, что в продажу поступила одежда для кукол. Можно купить любую одежду, но для этого надо её описать. Например : «Покажите мне, пожалуйста, синий сарафанчик с цветочками» или «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком» . Далее роль продавца исполняет один из детей.

«Модное шоу»

Цель : Развитие чувства вкуса, воспитание уверенности в себе; развитие речи.

Дидактический материал : Картонные куклы , набор одежды из картона с наклеенным различным материалом.

Ход : Ребёнок показывает модели одежды и рассказывает из какой ткани изготовлена эта вещь. Поощряется умелый подбор одежды.