Диагностика мышления. Методики по определению уровня мышления детей дошкольного возраста

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление. Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей предложено по три разные методики по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 1 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей.

Методика №1 "Нелепицы"

(Методика для диагностирования образно-логического мышления)

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: "Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть".

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов:

10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Ребенок получает 4 и выше балла в этом задании только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Методика №2 "Обведи контур"

(

Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценки результатов даются в баллах в зависимости от скорости, качества и точности выполнения данного задания:

10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 секунд, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 секунд. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов - на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 секунд. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов - на выполнение задания затрачено от 120 до 135 секунд. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены, не вполне точно.

2-3 балла - на выполнение задания ушло от 135 до 150 секунд. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл - на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития ребенка дошкольного возраста следующие:

10 баллов - очень высокий результат; 8-9 баллов - высокий результат; 4-7 баллов - средний результат; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий.

Методика №3 "Лабиринт"

(Методика для оценивания наглядно-действенного мышления)

Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой (см. Приложение №1)

Вводные задачи состоят из двух задач - задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 - характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 - сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 - одновременно ориентиры и направления поворотов.

Инструкция:

Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10.

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

"Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону".

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в "письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

"В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 3:

"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4:

"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

К задачам 5-6:

"Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".

К задачам 7-10:

"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

Оценка результатов:

При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи (см. Приложение №3). В месте пересечения их координат указана оценка. Номер выбранного домика и оценка заносятся в протокол (см. Приложение №2). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков - 44.

Интерпретация полученных результатов:

38-44 балла - дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

31-38 - дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

24-31 балл - дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

18-24 - для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов - дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А. А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного , или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок.

На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников работают картинки-пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.

Как пишет детский психолог В. С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и т. д.

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление , которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Так, детские рисунки в большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание и крыша, при этом расположение, форма окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.

Например, с пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.

Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их "задачи на сохранение количества вещества".

Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.

При решении подобных задач ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий.


Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Уже к трем годам ребенок начинает понимать, что предмет можно обозначать при помощи другого предмета (кубик - как будто стаканчик, из которого можно пить), рисунка, слова. Выполняя разные действия, ребенок часто сопровождает их словами, и может показаться, что он мыслит вслух. Но фактически на этом этапе ребенок пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет вспомогательную роль. Так, дошкольники четырех-пяти лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случаях правильно определяли причину поломки и устраняли ее. Но рассказать, почему они так делали, не смогли, указывая на какие-то второстепенные признаки игрушки (по В. С. Мухиной).

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово "цветок" может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим.

Спросим детей трех - шести лет, что такое кошка. Трехлетний ребенок может ответить: "Я знаю кошку, она живет у нас во дворе". Пятилетний: "Кошка мышей ловит, она еще молочко любит", "Кошка - это голова, туловище, хвостик и лапки, на них - царапки. Еще на голове есть ушки". Шестилетний: "Кошка - это животное. Она дома живет, но я знаю, есть и дикие кошки. Они мышей ловят". (По материалам Я. Л. Коломинского и Е.А. Панько)

К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако и специально организованные занятия со старшими дошкольниками позволяют им освоить некоторые понятия.

Например, при формировании понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей детей учат пользоваться таким средством, как мера. Скажем, с помощью цветной веревочки определенной длины, используемой в качестве меры, ребенок вместе с взрослым измеряет предметы разного размера, сопоставляя их между собой. При помощи меры величина определяется объективно, независимо от внешнего вида. Ребенок может убедиться, что высокий шкаф и низкий стол могут быть одинаковой длины. Позднее уже без внешней опоры меры (цветной веревочки) ребенок в уме может делать правильные выводы о величине объектов.

В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.

Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название "формализм мышления". Сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.

Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматизация и другие детские продуктивные виды деятельности.

На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение. В детской психологии долгое время шли дискуссии относительно способности детей к этим формам мышления. Нет оснований приравнивать детские суждения и умозаключения к взрослым. Но и говорить об отсутствии у детей логики нельзя. Ребенок пытается объяснить наблюдаемое, но не может сделать верный вывод из-за ограниченности опыта.

Взрослый спрашивает: "Откуда звезды на небе?" Шестилетний Гоша отвечает: "Из золотых бумаг. Их туда космонавты бросили". - "Звезды движутся?" - "Движутся". - "Почему?" - "Потому что ветер раздувает по разным местам". (По материалам Л. Ф. Обуховой)

Дошкольный возраст - это пора бесконечных детских вопросов. Как отмечают Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько, у детей младшего дошкольного возраста преобладают вопросы, вызванные любопытством ("Где он?", "Чье это?", "Что это?", "Кто это?"). В четыре-пять лет ребенок начинает проявлять интерес к более "далекой" действительности (вопросы о школе, профессиях), возникают вопросы по поводу своего появления на свет. В пять-шесть лет все чаще звучат вопросы, вызванные любознательностью, выражающие причинное отношение в форме "Почему?" ("Почему гусь не тонет в воде?", "Почему курица не плавает?" и т. п.). Вопросы шести-семилетнего ребенка вызываются уже не столько любопытством, сколько потребностью убедиться в истине ("А как кровь течет?", "Если поселить у нас дома обезьянку, она превратится в человека?").

С точки зрения Д. Б. Эльконина, изучение детских вопросов показывает, что детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения.

Первым исследовал содержание представлений о мире и о физической причинности знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он выделил три больших периода становления причинности. От рождения до четырех лет ребенок чаще всего использует магические объяснения причин происходящего вокруг него - объясняет происходящее волшебством. С пяти до девяти лет на первый план выходят анимистические объяснения. Ребенок одушевляет окружающий мир. Он вполне может представить себе шагающий шкаф, поющий будильник, разговаривающую собаку и т. п. На анимизме детского мышления строятся сказки и анимационные фильмы. И лишь с десяти лет постепенно исчезают эти детские формы объяснения причинности, и им на смену приходят рационалистические обоснования внешнего мира.

Ж. Пиаже считал центральной характеристикой детского мышления его эгоцентризм . При решении любых задач точкой отсчета для ребенка является он сам. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира.

Шестилетней девочке задают вопрос:
- Ты ведь видела, как движутся облака? Что заставляет их двигаться?
Она отвечает:
- Когда мы двигаемся, они тоже движутся.
- А ты, например, можешь заставить их двигаться?
- Любой может, если будет ходить.
- А если я хожу, а ты нет, то облака движутся?
-Да.
- А ночью, когда все спят, они движутся?
-Да.
- Но ты же говоришь, что они движутся, когда кто-нибудь ходит.
- Они движутся всегда. Кошки, когда они ходят, и потом собаки - они заставляют тучи двигаться.
(По материалам Ж. Пиаже)

Одним из следствий эгоцентризма мышления Ж. Пиаже считал его синкретизм : когда вместо объяснения ребенок связывает "все со всем" и дает не аргументы, а описание ситуации.

Шестилетнего Антона спрашивают:
- Почему ветер дует?
Он отвечает:
- Потому что ведь надо помогать людям на парусниках и в спорте, он дует и помогает людям.
(По материалам Л. Ф. Обуховой)

Как развивать мышление в дошкольном возрасте? Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

В ходе занятий, специального обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение , обобщение , анализ , синтез , классификацию .

Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого, как указывает А. А. Люблинская, требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных и разных. Надо сравнивать форму с формой, назначение предмета с таким же качеством другого предмета, внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными сторонами другого предмета.

Доктор психологии И. В. Вачков предлагает дошкольникам такие упражнения:

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

"Пусть мама или папа положат перед тобой 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ты должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет".

2. Для развития анализа и синтеза.

"По очереди с мамой или папой берите картинки из детского лото и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет".

3. Для развития анализа и сравнения.

"Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.
Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

4. Для развития анализа и обобщения.

"Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

Чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень".

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Кесова Эллина, гр. О-13

Мышление

1) Название методики: Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

2) Возрастной диапазон: 7-10 лет

3) Цель методики: исследование развития логического мышления, способности к обобщению.

4) Оборудование: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:

а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;

б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

5) Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности событий картинок;

2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось.

Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

6) Обучающая помощь: Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

7) Анализ результатов: Анализируются такие показатели как правильность выполнения задания, скорость, характер выполнения задания, отношение к полученному результату.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.

Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

По найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

Составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;

Каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;

На каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

1) Название методики: "Невербальная классификация". Т.Д. Марцинковской

2) Возрастной диапазон: 5-7 лет

3) Цель методики: изучение словесно-логического мышления

4) Оборудование: 20 картинок предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п.

5) Инструкция: "Посмотри внимательно, что я буду делать" - после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: "А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я".

Данная классификация называется невербальной, так как взрослый по­казывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две возьмите из разных групп (например, волк и корова), а третья кладется под первой карточкой правильной группы, например карточка овцы - под коровой. Передав картинки ребенку, вы молча наблюдаете за его деятельностью. Если ребенок ошибся, вы без комментариев перекладываете карточку в нужное место, под правильную картинку.

Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным. Вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать "Не вертись" или "Будь внимательнее". После того как ребенок закончит работу, его надо спросить, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется в выполнении задания, следует задать наводящие вопросы. Возможно введение вербальной помощи "А зачем же ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут волк, тигр, лев, то есть только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь - животное домашнее, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, осел".

7) Анализ результатов: Главное внимание обращают на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок сам понимает систему раскладывания картинок, затрачивает малое количество времени на выполнение задания, не требует обучающей помощи, выполняет задание практически безошибочно

Средний – ребенку нужно время и дополнительная помощь, чтобы понять задание, После обучения продолжает допускать некоторые ошибки, затрачивает много времени на выполнение задания.

Низкий – ребенок не понимает задания. Обучающая помощь не способствует принятию задания, ребенок раскладывает картинки наугад.

Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. –– Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.

1) Название методики: Методика Выготского - Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)

2) Возрастной диапазон: В случае использования стандартного объемного варианта (деревянные цветные фигурки, которыми ребенок может манипулировать в перцептивно-действенном плане) методика может быть предложена для работы уже детям 2,5-3-летнего возраста. Верхняя граница применения в работе с детьми с условно-нормативным развитием - 6 лет. Наглядно-образный вариант методики можно начинать использовать с детьми старше 3,5-4 лет.

3) Цель методики: Оценка и исследование понятийного развития ребенка - уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака.

4) Оборудование: Объемный вариант методики.фигуры Выготского-Сахарова: 25 объемных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота

Наглядно-образный вариант методики. 25 реалистических изображений объемных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота

5) Инструкция : Объемный вариант методики.

Психолог должен обратить внимание ребенка на фигуры.

Инструкция 1. «Посмотри, здесь лежат фигурки. Все они разные. Теперь посмотри на эту фигурку. (В этот момент психолог обращает внимание ребенка на первую фигуру-эталон и берет ее в руку (удобнее начинать работать с любой фигуры круглой формы, например, можно взять большой синий или маленький синий плоские круги). Поищи среди всех фигур (рукой обводятся все фигуры, оставшиеся на столе) подходящие к этой (показывается фигура-эталон). Выбери их (как вариант) - Покажи их».

О.П. Если ребенок не понимает инструкции, дается разъяснение: «Надо выбрать такие фигурки, которые к ней подходят»

Инструкция должна быть адаптирована в соответствии с возрастом ребенка. Психолог на первом этапе не должен называть ни одного из признаков фигуры-эталона (то есть цвет, форму, величину, высоту) и обсуждать с ребенком причину выбора тех или иных фигур как подходящих к фигуре-эталону.

Все выборы ребенка, его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола, а выбранные и отложенные ребенком фигуры возвращаются к остальным фигурам, лежащим на столе. Важно, что бы те фигуры, которые выбрал (отложил в сторону в отдельную кучку) ребенок, при возвращении к остальным фигурам не оказались бы рядом как бы в отдельной группе, а в случайном порядке были «распределены» среди других лежащих на столе фигур.

Специалист берет из фигур, лежащих на столе, вторую фигуру-эталон и обращает на нее внимание ребенка. Вторая выбираемая фигура должна быть иной по цвету и по форме, чтобы не провоцировать инертный выбор признака ребенком. Такой фигурой может быть, например, красный маленький высокий треугольник.

Инструкция 2. «А теперь подбери подходящие к этой фигурке. Выбери и покажи фигурки, которые к ней подходят». И на этом этапе также не обсуждается стратегия выбора ребенка, но все его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола. Вся процедура аналогична первому этапу.

Психолог выбирает и показывает ребенку третью фигуру-эталон, принцип ее выбора психологом остается прежним - это должна быть фигура, отличающаяся от предыдущих и по форме, и по цвету.

После выбора ребенком подходящих, по его мнению, фигур к третьему эталону, психолог может спросить у него, почему он считает выбранные фигуры подходящими к эталону. При этом, каковы бы ни были выборы ребенка на первом, втором или третьем этапах, дается положительная оценка его работы (например, «молодец», «умница», «все было хорошо»). Для себя же специалист делает вывод, какой из абстрактных признаков является для ребенка обобщающим (системообразующим).

О.П. Если ребенок инертно фиксируется на каком-либо признаке, например цвете, а по возрасту ему «положено» уже подбирать фигуры, опираясь на признак формы, то можно предложить некоторую помощь. Для этого необходимо, не меняя фигуры-эталона, вернуть все выбранные ребенком на предыдущем этапе фигуры в случайном порядке на стол, вновь обратить внимание ребенка на фигуру-эталон и попросить его подобрать подходящие фигуры, но «по-другому, не так как раньше». При этом ни в коем случае не называть признаки (цвет, форму, высоту) фигур, которые были для ребенка классификационными (в нашем примере - цвет) или которые ожидаются как классификационные. Такой вид помощи, по сути, не является обучающим, но может «сбить» инертность выборов ребенка.

Этап проводится лишь в случае, когда необходимо уточнить, какой же все-таки абстрактный признак является для ребенка ведущим (обобщающим). Соответственно, он предлагается в том случае, если на предыдущих этапах не выявился какой-либо четко очерченный признак, используемый ребенком для операций обобщения. В качестве фигуры-стимула на четвертом этапе может использоваться любая из фигур методики, в зависимости от тех результатов, которые предъявлял ребенок в процессе работы с материалами.

Проведение четвертого этапа полностью аналогично проведению предыдущих.

Наглядно-образный вариант методики.

Процедура проведения и регистрации результатов.

Психолог должен обратить внимание ребенка на правую часть листа.

Инструкция 1. «Посмотри, здесь нарисованы фигурки. Все они разные. Теперь посмотри на эту фигурку. (В этот момент внимание ребенка обращается на первое (верхнее) эталонное изображение, нижнее эталонное изображение в левой части листа должно быть закрыто от ребенка ладонью или листком бумаги и т. п.) Поищи среди всех фигур (рукой обводится правая часть листа с изображениями фигур) подходящие к этой (показывается фигура-эталон). Покажи их»

О.П. Если ребенок не понимает инструкции, дается разъяснение: «Надо выбрать такие Фигурки, которые к ней подходят».

Инструкция должна быть адаптирована в соответствии с возрастом ребенка. Психолог на первом этапе не должен называть ни одного из лонного изображения (то есть цвет, форму величину, высоту) обсуждать с ребенком причину выбора тех или иных изображений как подходящих к эталону.

Все выборы ребенка (которые он делает, показывая пальцем, каким-либо иным способом выбирая подходящие к эталону), его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола.

Внимание ребенка обращается на второе (нижнее) эталонное изображение. Верхнее изображение слева при этом должно быть закрыто от ребенка (ладонью, листком бумаги и т. п.).

Инструкция 2. «А теперь подбери подходящие к этой фигурке. Покажи, какие к ней подходят».

И на этом этапе также не обсуждается стратегия выбора ребенка. Все выборы ребенка, его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола, относящихся к данному эталону.

Перед ребенком помещается другой тестовый лист. Указывая на верхний эталон в левой части листа, психолог повторяет инструкцию второго этапа. Точно также нижнее эталонное изображение в этот момент должно быть закрыто от ребенка (ладонью, листком бумаги и т. п.).

После выбора ребенком подходящих, по его мнению, фигур психолог может спросить у него, почему эти фигуры он считает подходящими к эталону. При этом, каковы бы ни были выборы ребенка на первом, втором или третьем этапах, дается положительная оценка его работы (например, «молодец», «умница», «все было хорошо»).

Как и при работе с объемным вариантом этот этап проводится лишь в случае, когда необходимо уточнить, какой же абстрактный признак является для ребенка ведущим (обобщающим). Проведение четвертого этапа полностью аналогично проведению третьего этапа, с той лишь разницей, что при этом от ребенка закрывается верхнее эталонное изображение слева.

6) Обучающая помощь: в процессе проведения методики

7) Анализ результатов:

Анализируемые показатели:

Характер деятельности ребенка;

Характеристика ведущего признака обобщения;

Объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.

При анализе результатов, в первую очередь, необходимо обратить внимание на отношение ребенка к заданию, понимание и удержание инструкций, следование им. Также необходимо оценить степень заинтересованности ребенка в выполнении нового для него вида деятельности.

Оценивается и анализируется соответствие актуального для ребенка обобщающего (классификационного) признака нормативному для его возраста. При анализе результатов крайне важным представляется не только и не столько выявление специфических особенностей обобщающей функции, сколько установление соответствия уровня актуального развития обобщающих операций возрастным нормативам.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок с легкостью обобщает фигуры, называет признаки, по которым он производит обобщение, проявляет заинтересованность, не требуется обучающая помощь и много времени

Средний – ребенок не всегда может обобщить фигуры и назвать признаки, по которым он производит обобщение, иногда требуется обучающая помощь, заинтересованность в задании слабая, требуется время

Низкий – ребенок не обобщает фигуры по правильным признакам, не может объяснить свой выбор, не проявляет заинтересованности к заданию, после обучающей помощи нет прогресса, требуется много времени

1) Название методики: Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок

2) Возрастной диапазон: Понимание метафор можно исследовать не ранее 6-7-летнего возраста. Понимание переносного смысла пословиц и поговорок может оцениваться с 8-летнего возраста.

3) Цель методики: исследования особенностей мышления - целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста

4) Оборудование: тексты метафор, пословиц и поговорок

5) Инструкция : «Сейчас я буду зачитывать тебе предложения, а тебе нужно будет объяснить, как ты их понимаешь»

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется сам объяснить смысл пословиц и поговорок, можно задать наводящие вопросы, пробовать рассуждать вместе с ребенком.

7) Анализ результатов:

Характер деятельности ребенка, доступность задания;

Уровень трактовки предлагаемых метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания переносного смысла);

Возможность принятия и объем необходимой помощи со стороны взрослого;

Критичность ребенка к результатам своей деятельности.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок достаточно полно и правильно объясняет смысл пословиц и поговорок, в случае затруднения рассуждает, принимает свои ошибки, исправляется, если не прав

Средний – ребенок затрудняется объяснить некоторые высказывания, ему требуется помощь, тяжело принимает свои ошибки, не исправляется при указании на неправильное истолкование пословицы

Низкий – ребенок не может объяснить смысл пословиц и поговорок, обучающая помощь не помогает, ребенок не принимает указания на ошибку

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с, илл.

1) Название методики: Выбор простых аналогий

2) Возрастной диапазон: начиная с возраста 7-7,5 лет.

3) Цель методики: Выявление возможности установления логической связи между словами и понятиями.

4) Оборудование: бланк, состоящий из двух колонок текста, на котором слева располагаются пары слов - образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху (над чертой) указано слово искомой пары, и задача ребенка - только выделить одно из пяти (реже четырех) представленных справа (под чертой) слов.

5) Инструкция:

«Посмотри. Здесь написаны два слова (при этом пальцем или карандашом указывается на текст). Ложка (указывается слово над чертой) - каша (указывается слово под чертой), между ними существует определенная связь: Ложкой мы едим кашу. Здесь сверху (показывается слово над чертой в правой части листа) написано слово вилка. Тебе нужно подобрать подходящее слово из вот этих (показываются все слова под чертой в правой части листа). Смотри: ложкой мы едим кашу, а вилкой (делается интонационная пауза). Какое слово из представленных ниже (снова показываются все слова под чертой в правой части листа) самое подходящее?»

Детям более старшего возраста (9-11 лет) может быть предъявлена инструкция более «взрослого» вида, в которой его просят подобрать такое слово из пяти нижних справа (показываются слова справа под чертой), которое будет относиться к верхнему справа (показываются слова справа над чертой) так же (по аналогии), как нижнее слово слева к своему верхнему.

6) Обучающая помощь: Если ребенок называет неправильный ответ или не знает, какой ответ дать - предлагается более подробная инструкция-обучение. Инструкция-обучение. «Ложкой мы едим кашу (ребенку показывается слово вначале над чертой, потом под чертой в левой части листа), а вилкой мы едим -мясо (показывается соответствующее слово под чертой в правой части листа). Получается: ложка (интонационная пауза; - каша, вилка (интонационная пауза,) - мясо. А теперь сделай сам следующее задание».

При трудностях выполнения второго задания также дается развернутое обучение в той же логике. Инструкция несколько длинна и этот факт необходимо учитывать, особенно при проблемах мнестического характера у ребенка, поскольку необходимо, чтобы ребенок ее усвоил.

7) Анализ результатов:

Возможность удержания инструкции и логики задания;

Доступная сложность выполняемого задания;

Критичность ребенка к результатам своей деятельности.

Доступность операций установления логических связей по аналогии в целом;

Стратегия выделения ребенком логических связей и отношений между понятиями;

Возможность зрительного анализа большого объема печатного материала;

Наличие ответов импульсивного характера;

Инертность в выборе связей;

Оценка объема и характера необходимой помощи при обучении.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок понимает инструкцию, самостоятельно справляется с заданием, в случае ошибки сам исправляется, принимает критику, затрачивает немного времени

Средний – ребенку требуется более понятная инструкция, обращение к обучающей помощи, исправляется, при указании на ошибку, но не всегда легко ее принимает, затрачивает достаточное количество времени

Низкий - ребенок не понимает инструкции, требуется обучающая помощь, не принимает указаний на ошибку, не исправляется, затрачивает много времени

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с, илл.

1) Название методики: Методика соотношения пословиц, метафор и фраз

2) Возрастной диапазон: старше 14 лет

3) Цель методики: исследование мышления подростков, выявление понимания переносного смысла, умение вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, целенаправленность суждений испытуемых.

4) Оборудование: набор метафор, пословиц и поговорок с вариантами их толкования

5) Инструкция : Слева написаны фразы, которые мы часто используем в речи. Их называют метафорами. Подбери из правого столбика фразы, которые имеют такой же смысл. Начни с первой. Когда говорят: "Золотая голова"- что имеют в виду?"

Испытуемому предлагают подобрать фразы, по смыслу подходящие к метафорам и пословицам.

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется, следует задать ему наводящие вопросы, рассуждать вместе с ним, истолковать самостоятельно несколько фраз с объяснением.

7) Анализ результатов:

Для метафор.

4 балла - Выполняет все задания правильно

3 балла - Выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора

2 балла - Выполняет 4 задания с направляющей и программирующей помощью экспериментатора -

1 балл - Выполняет до 4 заданий, отвечает не по существу

Для пословиц и поговорок

4 балла - Выполняет все задания, легко понимает переносный смысл

3 балла - Выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора -

2 балла - Выполняет 3-4 задания с направляющей и программирующей помощью экспериментатора -

1 балл - Не выполняет заданий, отвечает не по существу, помощь неэффективна-

8) Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно объясняет смысл, принимает критику, пытается исправить ошибку самостоятельно

Средний уровень – ребенок затрудняется в истолковании пословиц, требуется обучающая помощь, при указании на ошибку не стремится ее исправить

Низкий уровень – ребенок не может объяснить смысл фраз, обучающая помощь не помогает, при указании на ошибку не предпринимает никаких действий

Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.

7

1) Название методики: Тест на мышление Когана

2) Возрастной диапазон: 4-6 лет

3) Цель методики: исследования схематического мышления

4) Оборудование: Матрица (таблица) с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов спектра и отдельные карточки с теми же фигурами разного цвета, или штриховкой. Карточек должно быть всего 25 (5 кругов разного цвета, 5 квадратов, 5 треугольников, 5 овалов и 5 трапеций).

5) Инструкция: 1. Разложи карточки по цвету.

2. Разложи карточки по форме.

3. Посмотри внимательно на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

Проведение теста

На первых этапах детям дают все 25 карточек, но не показывают большую таблицу. Отмечают время, за которое они разложат карточки на группы по цвету. В процессе выполнения задания ошибки не исправляют, а только отмечают правильность ответа. На втором этапе дети должны разложить карточки на группы по форме. Необходимые исправления и объяснения даются только после проведения классификации. Затем детям показывают большую таблицу, дают новую инструкцию и отмечают время, за которое дети систематизируют карточки по форме и цвету одновременно. Помощь взрослого при этом исключается, объяснение способа решения задания, так же как и исправление ошибок, возможно только после окончания работы или отказа ребенка ее делать.

6) Обучающая помощь: При непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не производится.

Если ребенок не понял, как раскладывать фигурки, специалист повторяет инструкцию и помещает одну-две фигурки на нужные места, рассуждая вслух (обучающая помощь). После этого все фигурки вновь собираются в случайном порядке и ребенка просят разложить их самостоятельно. Если и в этом случае ребенок не понял, как раскладывать фигурки, можно повторить обучение. При недоступности выполнения задания ребенком и после повторного подобного разъяснения работа на этом прекращается, делается соответствующая запись в протоколе

7) Анализ результатов: С помощью этого теста можно определить уровень схематического мышления ребенка, поэтому анализируют, главным образом, результаты, а не процесс решения задачи. Исследуют также и характер ошибок, допущенных детьми при выполнении задания. В норме дети этого возраста должны безошибочно разделять фигурки по цвету и форме, то есть выполнять первые два задания этого теста. Если допускаются ошибки, их надо объяснить детям после окончания диагностики, но сам тест больше не повторяют. Ошибки, допущенные ребенком при выполнении этого задания, могут указывать на наличие отклонений в его интеллектуальном развитии. Особенно важно провести диагностику интеллекта таких детей по другим тестам (матрицы Равена, перцептивное моделирование), с помощью которых можно определить причины допущенных ребенком ошибок.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок понимает инструкцию, самостоятельно раскладывает картинки, исправляет ошибки самостоятельно, принимает критику спокойно, затрачивает немного времени

Средний – ребенок затрудняется в раскладывании картинок, требуется обучающая помощь, после которой самостоятельно справляется дальше, после указания на ошибку не всегда может исправиться

Низкий – ребенок не понимает инструкцию, не может разложить картинки, требуется обучающая помощь, при указании на ошибку не может ее исправить самостоятельно, затрачивает много времени

1) Название методики: Тест "самое непохожее" Л.А. Венгера

2) Возрастной диапазон: 4,5-7 лет

3) Цель методики: выявление уровня развития способностей в области логического мышления и определение способности ребенка выделять признаки объектов и сравнивать по этим признакам их между собой.

4) Оборудование: 8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький), 2 красных круга (большой и маленький), 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький).

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.

1. Методика "Нелепицы".

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

Инструкция испытуемому.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая . Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь"",

- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?",

- Обучающая . Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Еще примеры заданий подобного типа:

2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:

3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация):

8. Наглядно – действенное мышление. Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Методика предъявляется детям, начиная с 1,5-2 лет.

Стимулъный материал: 6 пар одинаковых предметных картинок.

Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках психолога. Психолог со­относит их между собой, показывая, что у него и у ребенка кар­тинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои кар­тинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. После того как ребенок подал одну картинку, психолог кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет вы­бор из двух картинок, психолог убирает их и на их место кладет четыре другие.

Нормативы:

выбор из двух картинок - в 2 года;

выбор из четырех картинок - в 3 года.

Детям старше 4-х лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

9. Наглядно – действенное мышление. Методика «Вкладыши».

Стимулъный материал: 7 цилиндрических или квадрат­ных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Ход исследования:

Ребенку предлагают ровно собрать «вкладку», вставить формы одна в другую с учетом величины.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вклады­ша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и вели­чины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу);

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основа­нии только зрительного анализа).

Нормативы:

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3-м годам формиру­ется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5 - 3 годам свидетельствуют о снижении ин­теллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уров­ня психического развития ребенка. Если ребенок достигает ре­зультатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического разви­тия. Высокая обучаемость, т.е. быстрый переход от низкого способа к более высокому свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат может быть связано с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.


10. Наглядно – действенное мышление. Методика «Почтовый ящик».

(А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард).

Стимулъный материал: деревянный ящик или пластмас­совая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Проведение обследования:

Экспериментатор берет одну из фигур и бросает в соответ­ствующую прорезь. Предлагает ребенку бросить остальные. Допускается предъявление помощи.

Анализ результатов:

До 3-х лет допускается силовая проба. Ребенок действует силой, т.е. толкает фигуру в первую по­павшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил преды­дущую фигуру.

В 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Пробы:

· ребенок переходит от отверстия к отвер­стию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру;

· примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладыва­ется к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольнику, и наоборот. При этом способе быва­ют также затруднения с разворотом треугольника и полукруга.

· Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь;

разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.