Деловая игра на родительском собрании вмл группе. Родительское собрание в форме деловой игры. Структура деловой игры

Сам себе РЕЖИССЁР → Родительское собрание → yчительская ПОДСОБКА → Четыре игровых приёма «от Букатова»

_________________________________________________________________

Как родительское собрание
превратить в собрание родителей

или

Четыре игровых приёма «от Букатова»

Интересно, есть ли среди наших посетителей, уже вкусивших прелести « режиссуры урока» (смену мизансцен, двигательную активность, работу в малых группах) и убедившихся в том, что детям-таки есть чему поучиться друг у друга, а учителю у детей, такие, кто рискнул по-новому взглянуть и на родительские собрания, столь напоминающие скучный урок? В самом деле, ну не твердить же опять про отметки, сменку, опоздания, ответственность и все такое, видя, как родители позевывают, поддакивая с умным видом.

А посади нас на их место, чего бы нам с вами не хватало? Наверное, возможности поговорить – о детях, классе, школе, о своих родительских проблемах. Но таким разговорам, увы, не часто находится место на обычном собрании – родители сидят как воды в рот набрали. А если кого и прорвет, то потоком требований, жалоб или негодований. Вот и приходится учителю заранее пускаться в риторику, а родителям – поглядывать на часы…

Стоп! Ведь лучшее спасение от негативизма – дать возможность пообщаться друг с другом. Но может быть, не каждый из нас заинтересован в том, чтобы родители разговорились, и не абы о чем, а по существу?.. Готовы ли мы быть благодарны за искренность: ведь их искренность может добавить нам головной боли. Но вся штука в том, что им-то, родителям, это очень нужно. А стало быть, нужно и нам.

И предлагаемые четыре приёма возможно подскажут вам, как организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно брать советы, решения, оптимизм – и не от нас, а друг от друга (со-брание). И чем больше они унесут с собой, тем богаче станем и мы с вами, уважаемые посетители сайта ОТКРЫТЫЙ УРОК // сайт

Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Перечень приёмов (каждый открывается в новом окне)

Родительское собрание в ДОУ

Нетрадиционное родительское собрание в форме деловой игры «Счастливый случай» на тему «Роль этикета в воспитании детей».

Бикбаева Эльмира Ханафиевна, воспитатель МБДОУ ДС "Золотой петушок", г. Оса, Пермский край
Задачи : показать родителям, что этическое воспитание одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности, способствовать созданию положительного микроклимата в группе.
Ход собрания:
- Добрый вечер уважаемые дети и родители! Нашу встречу хотелось бы начать со слов Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни». Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию наших детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема сегодняшней встречи «Роль этикета в воспитании детей».
- Что же такое этикет? (ответы родителей)
- Этикет – это французское слово, которое обозначает «свод правил поведения, обхождения, принятых в определенном обществе».
- Обсуждение этого вопроса будет проходить во время игры «Счастливый случай». У нас две команды «Метеорчики» и «Дельфинчики». Команды проходите занимайте свои места.
- Оценивать нас будут жюри, в состав которых входят…
- Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.

- Итак, гейм первый «Разминка» .
Каждая команда отвечает на 10 вопросов за две минуты. За каждый правильный ответ 1 балл. Чтобы определить, какая команда начинает детям нужно отгадать загадку.
1) 4 сестрицы под одной фамилией.
2) Ножек 4, шляпок 1, нужен, коль станет обедать семья.
- первой отвечает команда…
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из корзины?
2. Чем едят макароны?
3. Чем размельчают овощи?
4. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
5. Какие фрукты едят руками?
6. Когда приборы кладут параллельно друг другу?
7. В какой руке держат нож?

8. Как нужно наклонять тарелку с супом?
9. Что нужно делать, если вилка упала?
10. Как нужно разговаривать за столом?
Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. Как приборы кладутся, прервав есть?
7. В какой руке держать вилку?
8. Как нужно вести ложку с супом?
9. Куда класть использованную бумажную салфетку?
10. Что едят десертной ложкой?

- Гейм второй «Заморочки из бочки»
Нужно разыграть ситуацию, описанную на экране. Чтобы определить номер ситуации, нужно достать бочонок из бочки. Жюри оценивает по 5-ти бальной системе.
Ситуация 1:
Ребёнок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась.
Ситуация 2:
Девочка хочет узнать у незнакомого человека время.
Ситуация 3:
На остановке в автобус входит старенькая бабушка.
Ситуация 4:
Девочке хочется купить шоколадку. Как нужно говорить с продавцом.
- А сейчас жюри посчитают итоги двух конкурсов, а мы поиграем.
Музыкальная игра «Если дети утром умываются»
- Слово жюри.

- Гейм третий «Ты - мне, я – тебе»
- Одна команда читает начало предложения, а вторая должна его продолжить. Жюри оценивает правильность, за каждый верный ответ – 1 балл.
1. Выбирая фрукты, лежащие в вазе, берите…
2. Не следует пить вино, когда…
3. Птицу едят…
4. Второе блюдо с гарниром и без нужно есть…
5. Арбуз едят…
6. Чашку с ручкой берут…

- 4 гейм «Тёмная лошадка»
- команда выбирает лошадку, вторая достаётся второй команде. Каждая лошадка предлагает вам задания: 1.Сервировка праздничного стола 2. Сервировка обеденного стола.
- Этот конкур жюри оценивает в 5 баллов.
- пока жюри подводит итоги, игра с телезрителями «Это я, это я, это все мои друзья».

- 5 гейм «Гонка за лидером»
Перед вами телефон доверия. Нужно прослушать вопрос и ответить на него.
Оценивается 5 баллов.
- пока жюри подводить итоги - Музыкальная пауза.
- слово жюри.

Родительское собрание в форме деловой игры

«Папа, мама, я – читающая семья»

Куратор: Соболева Г.В.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

Оформление: приглашение, оформление доски (цитаты, выставка книг, плакат для отзывов), оформление класса (парты расставлены для работы в группах).

План проведения собрания

    1. Подготовительная работа.

      Вводное слово.

      Игра «Волшебный мяч».

      Работа в группах.

      Рефлексия.

      Решение родительского собрания.

    Подготовительная работа.

На уроке проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:

    Что ты больше любишь?

Б) Слушать чтение взрослых.

    Как ведут себя родители во время твоего чтения?

А) Хвалят тебя.

Б) Ругают тебя.

    Читают ли в вашей семье книги вслух?

А) Читают.

Б) Не читают.

    Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

А) Конечно, да.

Б) Нет.

На аналогичную анкету отвечают родители.

Ход собрания

2. Я очень рада приветствовать вас: и пап, и мам. Благодарю, что вы все откликнулись на наше приглашение и готовы принять участие в родительском собрании «Папа, мама, я – читающая семья», которое призвано помочь нам увидеть огромное значение чтения в жизни ребенка.

Открыть наше собрание я хочу словами Л.Н. Толстого. «Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времен…»

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеюсь, что вот теперь – то отдохнут. А ведь это неверно. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Недавно я провела в нашем классе анкетирование. Обработка анкет показала, что многие дети любят читать сами. Однако, у них сохранилась привязанность к совместному чтению. Они с радостью готовы слушать чтение взрослых. И это замечательно. Во-первых, дети слушают правильную речь. Во-вторых, многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуаций, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Это послужит закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, а также для развития мышления.

3. Большинство родителей смогли назвать книгу, которую читает их ребенок. Давайте немножко поиграем. У меня есть волшебный мяч, кто его поймает, тот должен назвать фамилию и имя детского поэта или писателя.

4. Мы с вами замечательно поиграли. Вспомнили много выдающихся поэтов и писателей. Сейчас вам не составит труда посоветоваться в группах и определить круг чтения своих детей по трем направлениям: 1 гр. – нравственное, 2 гр. – эстетическое, 3 гр. – патриотическое.

Прогнозируемые ответы:

1 гр.: М. Зощенко, Н. Носов, В. Осеева, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, К. Чуковский.

2 гр.: М. Пришвин, Е. Чарушин, В. Бианки, Г. Снегирев.

3 гр.: Баруздин.

Итог работы в группах.

Чтение вслух – важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребенка, обучает его умению формировать мысль и говорить, правильно ставить ударение. Оно развивает речевые данные, учит культуре речи. Всем нам понятно, что чтение вслух требует усилий от взрослых, их желания потратить время на собственных детей и осознания, что эффект воспитания складывается из таких вот «мелочей», которые оставляют неизгладимое впечатление в жизни ребенка.

В анкетах ваших детей меня порадовал тот факт, что родители чаще хвалят своих детей, чем ругают. Что родители выступают в роли доброжелательных помощников в овладении их детьми навыками чтения. Но у некоторых бывает и так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь умеешь читать. Неужели тебе не хочется почитать книжку?». И тогда в ход идет принуждение.

Прогнозируемые предложения:

Предлагать ребенку, по возможности, для чтения ту литературу, которая его интересует.

Определить режим «щадящего» чтения. (Ребенок читает 1 – 2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре слайдов, чтении книг с большими яркими картинками).

Сделать так, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения. Надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом, занося прочитанное количество слов в таблицу.

Можно прочесть ребенку книгу не до конца, а до того места, где главному герою надо сделать выбор.

Вести переписку с понравившимся главным героем. Это будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, и чтение станет действительно добровольным.

Познакомить детей с любимыми книгами своего детства.

Учить ребенка ценить и любить книгу. Навести порядок в домашней библиотеке. Отремонтировать старые книги.

С учетом предложений родителей составляется памятка, как научить ребенка чтению без принуждения.

5. Сегодня мы много говорили о неоценимом значении чтения в жизни ребенка. Определили необходимые условия для успешного овладения чтения без принуждения. У вас на столе лежат книжки-малышки. Напишите в них что вам понравилось, чем вы сможете воспользоваться дома, что может быть осталось непонятным, что хотели бы еще узнать по данной теме.

Родители по желанию зачитывают свои отклики и прикрепляют их к заранее приготовленному на доске плакату. (Инициативная группа выносит решение родительского собрания).

Спасибо за ваши отзывы. Вы совершенно правы, если ребенок на первом году обучения не научится хорошо читать, то его интерес к учению значительно упадет. Плохо читающие ученики обречены на не успеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

Если ребенок будет расти и развиваться в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.

6. Зачитывается решение родительского собрания:

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи:

Обсуждать с ним прочитанное;

Помогать ему составлять по иллюстрации рассказы.

В каждой семье найти время для организации семейного чтения.

Для успешного овладения навыками чтения без принуждения, руководствоваться советами опытных родителей, учителей и психологов.

Завести читательские дневники.

Когда мы читаем детям

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, являются одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Как правило, прежде всего, родителей интересует то, что же в конце концов понял ребенок, что он усвоил из прочитанного. Однако не менее важно узнать, как ребенок приходит к этому пониманию. Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенных ребенком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведет к открытию чего-то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать воедино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – все это показатели сформированности у ребенка логического, рассуждающего мышления. Как развитие воображения, так и развитие логического мышления происходит при столкновении ребенка с новыми для себя проблемными ситуациями. Многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуаций, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Начинать подобные обсуждения полезно уже с детьми 4 – 5 лет, а для старших дошкольников совместное решение проблемных ситуаций должно стать существенной частью бесед по содержанию прочитанного.

Прежде всего, о том, какие произведения лучше использовать для этой цели. Для чтения со старшими дошкольниками уже недостаточно тех книг, сюжет которых построен прямолинейно: каждое последующее событие в них однозначно вытекает из предыдущих и может быть ими полностью объяснено. Понимание подобных текстов часто может сводиться к воспроизведению уже усвоенных ребенком образцов: достаточно легко определяется, кто из героев «хороший», а кто «плохой», и дальнейшее течение событий можно предсказать, «став на место» соответствующего персонажа. Такие произведения могут послужить закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, но для развития мышления они не вполне подходят. Постарайтесь подобрать для чтения с ребенком такие произведения, где описываются события неоднозначные и противоречивые, смысл которых можно понять, только исходя из общего контекста. Подобные тексты можно найти среди рассказов М. Зощенко, Н. Носова, В. Осеевой и других детских писателей.

Теперь о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в самом ходе обсуждения прочитанного. Сначала еще раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами и, если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребенка, чтобы он вынес из текста одну-единственную «мораль». Может быть, ребенок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, - не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришел самостоятельно. Однако пусть ребенок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий. Помните при этом, что подлинное понимание – процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребенка радости «сотворчества».

Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести содержание к набору готовых схем и оценок, - помогите ему проявлять воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного «экспериментирования». Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребенок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же «экспериментировать» с текстом?

Предложите ребенку поиграть в игру «А если…». Вы заменяете какого-либо героя произведения или какое-либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребенок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесенные вами изменения. Вы же в свою очередь указываете ребенку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит слишком далеко от исходного сюжета. Вот, например, вы обсуждаете с ребенком рассказ В. Осеевой «Отомстила»:

А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?

Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет ее краски трогать.

А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алешу бросалась. Могла бы она его сразу простить? И т.д.

«Экспериментируя» с содержанием текста, ребенок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Все это формирует у детей новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.

Е.В. Бодрова, кандидат психологических наук

Памятка для родителей

    Читайте вслух с ребенком не менее 10 – 15 минут в день.

    Если ребенок устал, проведите физкульминутку.

    Хвалите ребенка за чтение.

    До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

    Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.

    Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

    Какие слова или выражения запомнились ему?

    Чему учит эта книга?

    Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Родительское собрание – деловая игра

совместно с учащимися

«В дружбе наша сила»

Цели:

Выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

На основе примеров и жизненого опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;

Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и дружного, сплоченного коллектива.

Воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Участники: учащиеся 3-го класса, родители, психолог и классный руководитель.

Оборудование: магннитофон, фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», рассказы В.Сухомлинский «Как на свете жить», И.Туричин «Дружба», Н. Чабаевский «Одинаковые», В.Осеева «Три товарища», выставка фотографий «Наши праздники и будни», пословицы о дружбе, выставка коллективных творческих работ учеников и их родителей.

Оформление: класс украшен шарами,парты расставленыдля четырех микрогрупп, на столах лежат тексты для коллективного обсуждения, пословицы, цветная бумага, ножницы, клей, листы фатмана. На доске - слова В.И.Даля «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», выставка фотографий,

Подготовка:

За две-три недели до собрания классный руководитель совместно с родительским комитетом обсуждает замысел собрания, проводится анкетирование родителей и детей, оформляется выставка творческих работ и фотографий.

Анкета для родителей

1. Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?

2. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

3. Как вы встречаете друзей своего ребенка?

Всегда доброжелательно, приветливо;

В зависимости от настроения;

Сухо, с недовольным видом.

4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка?

Только отличника;

Хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;

Вам все равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.

6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?

7. Дружите ли вы семьями?

8. Замечаете ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9. Как вы считаете, ваш ребенок – хороший друг? Почему? Как вы поступите, если между детьми возникает конфликт?

Анкета для детей

1. Есть ли у тебя в классе друг?

2. Что ты больше всего ценишь в своем друге?

3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

4. Что значит дружить хорошо?

5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?

6. Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?

7. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?

8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?

Отличника;

Хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всем подчиняться;

Тебе все равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.

9. Приходит ли друг к тебе домой? Как его встречают твои родители?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом

10. Бываешь ли ты в гостях у друга?

11. Как тебя там встречают?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом.

12. Ты считаешь себя хорошим другом?

13. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?

Пословицы:

    Без беды друга не узнаешь.

    Друг познается в несчастии.

    С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

    Недруг поддакивает, а друг спорит.

    Дружба дружбе рознь, а иную брось.

6. Нет друга ищи, а нашел- береги.

Ход проведения собрания:

Родители и их дети занимают отведенные места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входят три родителя и четыре ученика. Один из родителей выполняет роль организатора работы группы.

Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, а затем предоставляет слово классному руководителю. Звучит песня «Когда мои друзья со мной».

1. Выступление классного руководителя.

Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? (Ответы детей и родителей). Послушайте стихотворение «Что такое дружба?». Ученики читают стихотворение по ролям.

Что такое дружба?- Это что-то огромное,

Спросила я у птицы. Радостное и большое!

Это когда коршун Это когда ребята все сразу,

Летает вместе с синицей. Все вместе играют,

Спросила я у зверя: Это когда мальчишки

Что такое дружба?- Девчонок не задирают.

Это кода зайцу Дружить должны все на свете:

Лисицы бояться не нужно. И звери, и птицы, и дети!

А после спросила у девочки:

Дружба- что такое?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив…

Дружба начинается в семье. Семья- начало нашей жизни, мы в ней растем и взрослеем. Недаром пословица гласит «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Как вы считаете, могут ли родители быть вашими друзьями? (Ответы детей).

Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы, в этом вам помогут ваши родители.

2. Работа в микрогруппах . Каждая группа получает один текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывается на листе ватмана.

Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:

«Как на светае жить?» В.Сухомлинского; «Дружба» И.Туричина; «Одинаковые» Н.Чабаевского, В. Осеева «Три товарища» .

Тексты для работы микрогрупп

В.Сухомлинский

КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, нечего не сказав, побежали гонять в мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».

Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Вопрос для коллективного обсуждения:

Почему заплакала Катя? Как бы вы поступили?

ДРУЖБА.

И. Туричин

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.

Давай, - согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята.

Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

Я – Васин друг! И я одни буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

Я- твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

И меня примите.

Не примем, - сказал Сережа.

Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

То вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы для коллективного обсуждения:

    Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

    Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

ОДИНАКОВЫЕ.

Н. Чабаевский.

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по арифметике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

Да, ты уже хуже стала…

Я? – удивилась Соня. - Но ведь тройку получила не я!..

Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты…

Вопросы для коллективного обсуждения :

    За что мама осудила Соню?

    Что бы вы сказали Соне?

    Какие качества характера проявились в поступке девочки?

    Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

3. Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, дает на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.

1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.

4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаваться и исправиться.

Правило еще раз читается хором всеми участниками собрания.

А теперь среди пословиц найдите ту, которая подходит к данному правилу, и объясните ее смысл.

(Классный руководитель зачитывает подходящие к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей, а председатель родительского комитета - ответы родителей. Идет сапостАвление ответов).

Ответы на вопросы анкет детей и родителей в основном совпадают. Это говорит о том, что родители и дети понимают что такое дружба и кто может быть настоящим другом.

А вы сами умеете дружить? Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу? (Высказывание мнений детей и родителей).

Молодцы! Я вижу, что и у вас, и у ваших родителей много друзей, что многие из вас умеют дружить. Но всегда ли все гладко и хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить? (Ответы детей и взрослых).

Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие друзья никогда не будут ссориться по пустякам, а серьезные проблемы решат сообща, вместе. Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите своим другом, вы сумеете найти способ помириться.

Сегодня у нас в гостях педагог- психолог нашей школы Наталья Викторовна. Она проведет с вами тренинг по сплочению нашего коллектива.

    Тренинг по сплочению коллектива.

Сегодня я хочу провести с вами тренинг по сплочению вашего коллектива. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные мои задания. Вы сможете выполнить эти упражнения, если будете держаться вместе, помогать друг другу и поддерживать.

Упражнение «Акула» Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.

Мы в открытом море, я предлагаю вам окунуться в воду.Вы ходите по классу, как будто плаваете. По команде «Акула»- вы должны быстро запрыгнуть на островок (лист бумаги), чтобы все оказались в безопасности.

Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных островках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

Почему вам удалось спастись от акулы? Что понравилось в этой игре? (Ответы детей и родителей)

\6. Коллективное творческое дело.

Что может помочь в сплочению нашего коллектива? Конечно же, разные совместные мероприятия, конкурсы, игры, экскурсии, совместная работа. Мы свами часто проводим такие мероприятия, где участвуюете не только вы, ребята, но и ваши родители. Этому свидетельствует выставка фотографий с разных мероприятий.

Сейчас каждая микрогруппа постарается сделать свой цветок дружбы. Середина цветка – это вы, а лепестки - ваши друзья. Вырежьте лепестки из бумаги, напишите на лепестках имена своих друзей.

(Используя цветную бумагу, дети вместе с родителями выполняют задание под песню «Улыбка». Выставка работ «Вот как много у нас друзей»).

    Итог родительского собрания.

Что вам сегодгя понравилось на собрание? Какой выод вы сделаете для себя? Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?

Потерять друга легко, а найти- очень сложно. Некоторые люди не находят друзей за всю свою жизнь. Им живется очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом. А когда у вас будет много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.

В заключении все вместе давайте споем песню «Вместе весело шагать»).

    Решение родительского собрания.

Председатель родительского комитета зачитывает решение собрания:

Ежедневно жить по правилам дружбы, которые вывели сегодня.

Принимать активное участие вместе с детьми во всех мероприятиях.

Строить отношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Литература.

    Е.Н. Степенов «Калейдоскоп родительских собраний».

    И.А. Каиров «Азбука нравственного воспитания».

    СЛ.С. Бескоровайная «Настольная книга учителя начальных классов».

    Газета «Начальная школа» № 13, 2008 г.

Елена Константинова
Родительское собрание в форме деловой игры

Методическая разработка родительского собрания на тему :

в форме деловой игры

Родительское собрание в форме деловой игры .

Цель : дать родителям знания , которые помогут им «повернуться лицом к ребенку» , заложить умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребенка; показать родителям на примерах актуальность и значимость целей.

Материалы и оборудование : мольберт, шапки-маски, столы для родителей , лепестки цветика - самоцветика, кукла, средства ТСО – мультимедийное оснащение.

Участники : родители и воспитатель .

Ход деловой игры:

На мольберте изображение грустного лица ребенка

Воспитатель : Уважаемые родители , сегодня мы собрались с вами для того , чтобы обсудить проблему на тему : «Ребенок – непризнанный гений средь буднично-серых дней» . Я предлагаю провести это собрание в форме деловой игры .

Гениальность – это работа природы или дар, доступный каждому? Говорят, что возможности человека безграничны. В некоторых людях потенциал спит всю жизнь, и человек уходит, так и не раскрыв его. Задача родителей в свое время разглядеть потенциал, открыть способности дитя, направить в нужное русло. Многие из нас задаются вопросом о том, как это сделать – выявить талант, создать условия для его развития и творчества, а иногда проявить настойчивость.

Посадить дерево, построить дом или воспитать сына или дочь. А еще лучше – обоих. Причем воспитать так, чтобы каждый из них стал человеком с большой буквы. Потому что дерево через какое-то время засохнет, дом разрушится, а человек будет жить в настоящем и будущем, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Все мы знаем, что дети – цветы жизни, и лишь от осознанного труда родителя – садовника зависит , какими они вырастут.

Дети – цветы жизни и сегодня на деловой игре я предлагаю вам создать условия, чтобы ребенок стал счастливым, радостным – гениальным!

Сейчас я предлагаю вам разделиться на микрогруппы.

Воспитатель раздает карточки – лепестки с заданием

1 лепесток – «Забота»

Воспитатель : Ребенок рождается на свет маленьким и беззащитным и в первую очередь мы должны окружить его заботой.

Инсценировка стихотворения «Заболел сынок»

Простудился Ваня –

Заболел сынок

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонёк

За окном метели

Снег несут упрямо,

От его постели

Не уходит мама.

Потеплей накрыла

И дала напиться.

О сыночке милом

Станет мать молиться.

Прикрепляется 1 лепесток «Забота» к рисунку на мольберте

Воспитатель : а теперь посмотрим на ситуацию №2.

Второй микрогруппой разыгрывается сценка «Родители за все в ответе »

Воспитатель : Товарищи взрослые! Вы в ответе за то, что делают ваши дети. Два ребенка под окном повстречались вечерком.

1 ребенок : А у нас в квартире газ. А у вас?

2 ребенок : А у нас сегодня кошка родила вчера котят . Котята выросли немножко, есть из блюдца не хотят.

1 ребенок : А у нас сегодня папа пришел на веселе. Кошку выбросил в окошко, вместо кошки стало две.

2 ребенок : А мой папа бегемот. Его мама так зовет.

1 ребенок : Бегемотом удивили! Я у папы – крокодил. Брат – осел, сестра – свинья. Зоопарк, а не семья.

2 ребенок : А у нас сосед соседа бил вчера велосипедом.

1 ребенок : Велосипедом? Ерунда! Мотоциклом – это да!

2 ребенок : Замолчи! Как дам по шее!

1 ребенок : Ах, ты драться? Получи!

Ведущий : Вова Петю укусил. Петя Вову зацепил, всю одежду изорвали, два забора поломали, час каталися в пыли, а потом домой пошли. Да… Что с ребенком улица сделала, но ведь улица – дело пятое , ведь не улица виноватая. Товарищи взрослые! Вы в ответе за то, что делают ваши дети!

Воспитатель прикрепляет лепестки №2 «Внимание» и №3 «Ответственность» к рисунку на мольберте

Воспитатель : Теперь ситуация № 3. Сценка «Первоклассник» . Рано утром мама Квочка в класс отправила сыночка.

Мама Квочка : Не дерись, не сердись, не вертись. Ну, пора. Ни пуха, ни пера!

Прощаются

Мама Квочка : Ой, наверное, мой сыночек учится, слушает учителя, занимается, старается!

Ведущий : Вот проходит, час, другой. Петушок идет домой. Он шагает еле-еле со школьного двора.

Мама Квочка : А на нем самом деле – нет ни пуха, ни пера!

Воспитатель : Кто кого любит – тот того голубит.

Воспитатель прикрепляет лепесток №4 «Любовь»

Воспитатель : Ситуация №4

Инсценировка отрывка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Мальчик сидит на лавке с костылем, а девочка бегает с цветком вокруг него

Девочка : Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Мальчик : Витя, а тебя как?

Девочка : Женя, давай играть в салки.

Мальчик : Я не могу, я больной.

Девочка : Как жалко! Ты мне мне очень нравишься, и я бы с большим удовольствием побегала бы с тобой.

Мальчик : Ты мне тоже нравишься, но к сожалению это не возможно.

Девочка : Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик. Гляди :

Лети-лети, лепесток через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели…

Вели, чтобы Витя был здоров.

Воспитатель : Доброе слово – лечит.

Воспитатель прикрепляет лепестки №5 «Доброта» №6 «Чуткость»

Воспитатель : Ситуация №7. Сценка «Любимая игрушка»

Девочка держит игрушку Мишку

Девочка : Мишка, Мишка, до свиданья, как же я тебя люблю!

Но теперь на воспитанье новой маме отдаю

Обращаясь к маленькой девочке :

Любит мишка чай с малиной,

К чаю сладкий пирожок,

Спать ложится на перину

И всегда на правый бок.

Маленькая девочка : Ну, иди ко мне, мой мишка. Что боишься, не идешь? Ничего, что я малышка, ты со мной не пропадешь…

Воспитатель : Доверяйте своему ребенку.

Воспитатель прикрепляет лепесток №7 «Доверие»

На мольберте воспитатель меняет изображение лица грустного ребенка на веселое

Воспитатель : Ну, вот уважаемые родители , мы и окружили нашего ребенка добротой, чуткостью, любовью, доверием, вниманием, заботой, ответственностью и теплом. Но наш ребенок так же хочет поделится своим теплом с нами.

Воспитатель зажигает свечу и передает ее родителям – участникам деловой игры .

Воспитатель : Чего бы вы хотели пожелать всем родителям , чтобы их ребенок стал самым счастливым?

Свеча передается из рук в руки. В это время участники озвучивают свои пожелания.

На мультимедийной установке появляется слайд и музыка «Аве Мария»

Воспитатель : Быть родителем – это счастье ? Это награда или наказание? Тяжелый и нудный труд? К сожалению, еще многие люди желают «Завести ребенка» - именно «завести» , как щенка или котенка. «Ребенок – непризнанный гений средь буднично-серых дней» , - писал поэт Максимиллиан Волошин, и это убеждение должно определить позицию осознанного родительства . Не «ты – мой ребенок» , а «я – твой родитель » , и поэтому ты имеешь право требовать от меня внимания, заботы, любви, доброты, доверия, согласия.

Если наш ребенок будет счастливым, то он будет и гениальным! Уважаемые родители , спасибо вам за участие в нашей деловой игре .