Что представляет собой сапфир кабошон? Что такое кабошон и как с ним работать

Камней, они напоминают конфеты.

Только вот сладости эти из глубокой древности. Поэтому, знакомство с кабошонами логично начать с их истории.

История кабошонов

Кабошон – огранка , изначально сводившаяся к полировке камней. Нужно было убрать неровности и придать .

То есть, определенной формы у первых кабошонов не было. Но, за счет скашивания углов, все они, так или иначе, напоминали овалы, круги.

Поэтому и придумали название caboche. Слово французское, переводится как «голова». Изобретение кабошонов тоже приписывают французам, точнее, одному из них – кардиналу Жулю Мазарену.

В 17-ом веке он был первым министром страны. Мазарен прославился не столько политическими победами, сколько своей коллекцией . Их было всего 18, зато, каких.

Все крупные, без сторонних включений. Владельцу хотелось подчеркнуть прозрачность камней, но не срезать с них десятки ради граней. Вот и появились кабошоны из натуральных камней .

Однако, такова история европейских кабошонов. За пределами Старого Света огранка без граней существовала тысячи лет.

Достаточно вспомнить со скарабеями из Древнего Египта. Тельца делали, как правило, каменными.

Чтобы воссоздать формы священного насекомого, минералы полировали, закругляли.

Есть свидетельства, что в Европу первые кабошоны завезли еще до Жуля Мазарена, в 16 веке. Камни поставили из Индии.

Однако, популярности они не приобрели. «Раскручиваться» стал именно после бытности Мазарена.

Пик популярности пришелся на 19-ый век. К этому времени кабошон-камень был у каждой модницы и модника.

В 20-ом столетии огранка стала восприниматься, как моветон, приданье старины глубокой. Кулон-кабошон могла носить древняя старушка, но никак не молодая девушка, идущая в ногу со временем.

Яркие и объемные стали вульгарности. Во главу угла встала фасетная обработка , минимум с 12-ю гранями. В классических круглых вариациях их, и вовсе, 57.

Популярность к округлым вставкам вернулась лишь в 21-ом веке, когда подиумы «захватил» стиль ретро.

Дополнять свои кабошонами стали такие именитые дизайнеры, как Эмилио Пуччи, Оскар де Ла Рента, Фрида.

Тренд актуален по сей день. Доказательство тому – туалеты звезд. Джулия Робертс частенько выходит в свет в ожерелье и с кабошонами из .

Они дополнены фасетными . Кабошоны купить пожелала и Хизер Грэм.

Девушка обзавелась с округлыми . В общем, есть повод тщательнее изучить огранку и ее виды, а их, как минимум, четыре.

Виды кабошонов

Наиболее популярен простой кабошон. Вид огранки предполагает лишь одну выпуклую поверхность. Вторая – плоская.

Если в украшении просматривается с двух сторон, и кабошон делается двухсторонним. Третий вид огранки – полый.

В этом случае камень кабошон выпуклый снаружи и вогнутый изнутри. Обработка позволяет сэкономить минерал, а значит, снизить стоимость изделия с ним.

Кабошон натуральный бывает и низковыпуклым. Выглядит он, как минеральный наплыв на ровной поверхности. Композиция напоминает застывшую каплю.

Хотя, приемлемы и другие округлые формы, к примеру, сердцевидная. Главное условие – отсутствие граней.

Тип обработки во многом диктуют особенности минералов. Рассмотрим . Это темно-красный .

Если придать ему форму двойного, или выпуклого кабошона, цвет минерала будет почти черным. Уйдет искристость, будет не хватать огненных всполохов.

Поэтому, альмандины делают полыми. А вот сапфиры с эффектом астеризма выигрышно смотрятся в двойных кабошонах .

Фото камней с астеризмом запечатляют на них звезды. Они светлее основного тона минералов, сформированы из световых лучей.

Эффект просматривается под определенным углом и только на полностью округлых кабошонах.

Давно составили список самоцветов, которые стоит полировать, избегая граней. В перечень входят и ненатуральные материалы.

Это стеклянные кабошоны и бусины из пластика. Но, следующая глава для ценителей природных камней.

Минералы, обрабатываемые в форме кабошонов

Прозрачный кабошон – редкость. Просвечивающие камни искряться. Способность отражать свет лучше подчеркивает фасетная огранка.

Хотя, в былые времена форму кабошонов придавали даже . Не зря же упоминалось про коллекцию Жуля Мазарену.

В современности прозрачные бусины, как правило, — стекло-кабошон . Из натуральных минералов огранка рекомендована лишь для слегка просвечивающих, или вовсе матовых.

К последним относится, к примеру, . Ее считают живым камнем, поскольку со временем самоцвет разрушается, подобно .

Не просвечивает и . Ему поклоняются в Китае, считая императорским камнем и воплощением красоты.

Купить натуральные кабошоны матового типа можно, так же, из . Он похож на , иногда, выдается за него ради финансовой выгоды.

Однако, у жадеита иной состав и свойства. Основное отличие – меньшая вязкость и . Завершают череду непрозрачных поделочных камней с .

Первый синевато-серый, служит символом независимости. Хризопраз изумрудно-зеленый, признан знаком удачи.

Среди полупрозрачных камней выигрышно смотрятся кабошоны из и . По сути, это один минерал, но у оникса цветовые полосы тонкие и расположены параллельно друг другу.

Совсем иная окраска . Этот самоцвет встречается только на территории России. Месторождение находится в Иркутской области.

Минерал фиолетовый, с темными вкраплениями, эффектно смотрится исключительно в огранке кабошон .

Основой для изделия с полупрозрачным кабошоном могут быть и с . Под последним названием скрывается рубиновый шпат.

Рубиновый он, потому что содержит , который и окрашивает кристаллы в розово-красный цвет.

Рубины , турмалины.

Радужными являются и некоторые разновидности корундов. Оксидами алюминия, выделяются твердостью, лишь на бал уступая 10-бальным алмазам.

Оплетение кабошона из – еще один стандарт ювелирного мастерства. Гидрид диоксида кремния так переливается, что, как говориться, грех гранить.

Красоту способен подчеркнуть лишь кабошон. Еще один камень, обрабатываемый исключительно в округлых формах – лунный.

Его научное название – адуляр. Он относится к группе полевых шпатов, довольно редок. Голубые переливы на поверхности минерала – не что иное, как иризация.

С ней камни похожи не столько на леденцы, сколько на кристаллы. Кажется, что в них сокрыта тайна и особая энергия волшебства.

На сегодняшний день как никогда популярно рукоделие, и весь мир вспомнил, что изделия, созданные своими руками, приносят настоящее, ни с чем не сравнимое удовольствие. Каждый человек занимается тем видом этого направления, которое ему больше по душе. Женщины более склонны к созданию тонких и красивых вещей. Бижутерия, созданная в домашних условиях, дает женщинам не только возможность разнообразить свой облик, но и предоставляет определенный повод для гордости. Приступая к производству бижутерии, многие рукодельницы задаются вопросом: "Кабошон что это?" Они встречают это слово в книгах по рукоделию, на страницах интернет-магазинов, и поэтому следует внимательно осветить этот вопрос.

Требования к обработке кабошонов

Начать следует с того, что само слово "кабошон" происходит от французского слова "caboche", что означает "голова". Сам предмет и вправду похож на макушку. То есть кабошон - это камень, имеющий определенную форму, обусловленную особой обработкой. Как правило, кабошоны имеют форму овала или круга, но есть и другие варианты. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный. Выпуклая часть должна быть абсолютно гладкой, без зазубрин или неровностей. Поэтому понятно, что кабошон - это такой гладенький камушек, который предназначен для использования в изготовлении бижутерии. Он очень приятный на ощупь, поэтому изделия с ним так популярны.

Способ обработки

Кроме того, на вопрос "Кабошон - что это?" есть и такой ответ: одноименное название имеет сам способ шлифовки камней. Надо понимать, что способ подразумевает именно шлифовку, а не огранку. Как правило, кабошоны выполняются из натуральных камней, но также они могут быть из искусственных, полудрагоценных и поделочных, но для их обработки не применяют такую процедуру, как огранка камней. Надо отметить, что на кабошоны идут мутные и неяркие материалы, потому что шлифовка не может довести их до зеркального блеска. Поэтому кабошоны из натуральных камней кажутся немного затертыми, так как у них нет граней, и свет не играет, то есть не преломляется. Внешнюю привлекательность им придают цвет и рисунок используемого камня.

Для кабошонов из натуральных камней выбираются экземпляры, которые имеют красивый рисунок или интересный оптический эффект. Кроме того, приоритет имеют яркие и необычные цвета со всевозможными прожилками и разводами на поверхности. Красивые и необычные эффекты во внешности камней называют астеризм и иризация. Такое понятие, как огранка камней,в создании кабошонов не применяется, используется только метод шлифовки. Также иногда кабошоны бывают с необработанной поверхностью, то есть натурального вида. Обычно для таких кабошонов используют кристаллические минералы или камни с эффектной поверхностью.

Стандарты кабошонов

Надо сказать, что в этом производстве существуют некоторые стандарты, и огранка кабошонпризнается, только если она соответствует определенным формам. Поэтому когда человек задается вопросом "Кабошон - что это?",надо понимать, что этот предмет может быть только в форме круга, овала, сердца, креста и многоугольника. Другие формы не будут соответствовать стандартам. Кроме того, кабошоны разделяют по высоте, она варьируется в зависимости от кривизны обрабатываемой поверхности. Так, если выбранный камень очень хрупкий или имеет склонность к сколам, то ему, как правило, придают овальную форму. А из более крепких камней, которые хорошо поддаются обработке, создают кресты и сердечки.

Материалы для кабошонов

Отдельно надо осветить такой вопрос, как обработка драгоценных камней. Обычно для кабошонов используют драгоценные и полудрагоценные камни только по заказу. На выработку кабошонов идут по большей части самоцветы и камни с ярко выраженным интересным рисунком или необычной цветовой гаммой. Но есть целый ряд драгоценных и полудрагоценных камней, которые проявляют всю свою прелесть именно в кабошонах, например, это рубин, олигоклаз или хризоберилл или кошачий глаз, бирюза и волосатик. Также для производства кабошонов применяют и то есть лазурит, нефрит, агат, малахит, змеевик и Кроме того, удивительно смотрятся кабошоны из и черного агата. Броши и кольца с этими камнями смотрятся крайне эффектно.

Применение кабошонов

Далее, отвечая на вопрос "Кабошон - что это?",следует рассказать о применении этого изделия. Кабошоны вставляют в кольца и кулоны, браслеты и серьги, а также используют для декорации сумок и кошельков. В продаже сегодня имеется большой выбор специальных металлических заготовок для тех же колец и кулонов, а также для серег. У каждой рукодельницы, как правило, есть собственный набор инструментов для выработки ювелирных изделий, с помощью которых можно легко вставить кабошон в имеющуюся заготовку. Например, изготовление броши или кольца при наличии заготовки не отнимет много сил у рукодельницы. Тут главное - внимательно подобрать форму и цвет самого кабошона, и тогда несколько маленьких штрихов в виде стразов или полимерных цветов помогут создать поистине неповторимое изделие.

С чем сочетаются кабошоны

Также очень хорошо смотрятся кабошоны, оплетенные бисером, как правило, такой прием применяется в изготовлении колье. На драповую или другую крепкую тканевую основу нашивают бисер в виде какого-то красивого рисунка или узора. И в некоторые фрагменты этого орнамента вплетают кабошоны различных форм. Иногда мастерицы оплетенные бисером кабошоны используют и для серег, и даже для колец. Для того чтобы качественно оплести кабошон бисером, надо использовать не леску, а нитку, потому что леска имеет склонность растягиваться, и кабошон может выпасть. Также нужно очень внимательно подбирать сам бисер - он должен быть непременно калиброванным, то есть одинакового размера. Это необходимо для того, чтобы кабошон лег ровно и смотрелся дорого.

В целом можно сказать, что разнообразие материалов и цветовых оттенков в производстве кабошонов дают мастерам и мастерицам огромный простор для применения своей фантазии. Поэтому эти изделия из камня настолько востребованы и пользуются большой популярностью.

Что такое кабошон - это вопрос, волнующий большинство девушек, которые любят украшения. Это слово совершенно не является разновидностью минерала, а только способом огранки самоцвета и придания ему интересного внешнего вида. Термин «кабошон» активно используется в ювелирном деле, потому что такая огранка актуальна до сих пор.

Камни, ограненные кабошоном

Обозначение произошло с французского языка, и с ним связана определенная история. В переводе слово «кабошон» означает «голова», это объясняется внешним сходством и формой огранки. Впервые термин появился с легкой руки кардинала Жуля Мазарена: он в XVII веке был первым министром Франции и любил хвастаться своими бриллиантами.

Коллекция состояла из 18 камней лучшего качества. Бриллианты были круглыми, без включений и видимых дефектов, поэтому кардинал приказал обработать камни таким способом. Он потерял много сырья и врезал большое количество граней, зато добился идеальной чистоты минералов. Прозрачность таких бриллиантов восхищала, а способ огранки появился и распространился как раз в то время.

Но за пределами Европы огранка кабошон уже давно была известна. Камни обрабатывали таким способом в Древнем Египте. Например, минералы старались делать похожими на скарабеев - жуков круглой формы, поэтому камни при полировке закругляли. Даже в XVI веке в Европу завезли камни из Индии такой же формы, но тогда огранка не стала популярной. Именно после коллекции Мазарена кабошон вошел в моду.

Пик популярности наступил в XIX веке. Тогда у каждого аристократа или модника был камень с такой огранкой. А вот уже в ХХ веке обработка минерала таким способом вышла из моды и стала считаться моветоном. Она напоминала о старом стиле, считалось, что украшения такого плана носят только старики.

Фасетная обработка кристаллов стала популярной, в отличие от огранки кабошон. Острые углы вошли в моду, и камень с двенадцатью или 57 гранями считался иконой стиля, а вот кабошон - признаком вульгарности.

Так продолжалось до XХI века, пока в моду не вошел стиль ретро. Первыми возрождать камни в форме кабошона стали звезды и дизайнеры, такие, как Пуччи, Оскар де Ля Рента, Фрида. Поэтому огранка актуальна и сегодня, на красных дорожках и в повседневной жизни можно встретить человека с такими минералами.

Для чего используют метод?

Итак, кабошоном принято называть все круглые камни или минералы в виде полукруга, не имеющие острых углов. Поверхность такого экземпляра становится гладкой, а сам камень визуально увеличивается в размере.

Кроме традиционных форм, кабошон может быть представлен в виде сердечка или креста. Это зависит от характеристик минерала и насколько он легко скалывается в тонких местах. Форма камня полностью зависит от возможностей минерала и мастерства ювелира. В виде высокого круга отделываются камни, которые обладают эффектом астеризма, поскольку именно такая огранка разрешает раскрыться этому качеству.

Выбирая обработку кабошон, ювелир обращает внимание на предназначение минерала. Если владельцем украшения будет мужчина, то камень следует сделать квадратным и оставить несколько углов, придать объем. Для сережек подойдет овальная форма огранки, которая также не предусматривает углы.

Самая интересная и сложная форма - огранка фасетами. Поверхность камня визуально округлая, но на самом деле состоит из множества граней. В таком случае лучи солнца попадают на минерал и отражаются от граней снизу. Изменение спектра способствует получению лучей нового оттенка, поэтому такой камень действительно играет на свету.

В способе огранки кабошон оттенок не играет большой роли, поскольку нижняя часть самоцвета чаще всего шлифуется и приобретает плоскую форму. Огранка существует не один век, ювелиры пытаются ее разнообразить, поэтому выделяют несколько видов огранки кабошон:

  • Низко выпуклый вид - плоское основание и не слишком объемный верх, применяют чаще всего.
  • Вогнутый вид - форма камня, в которой одна основа выпуклая, а другая - вогнутая. Такую форму тяжело оправлять в изделие.
  • Двойные кабошоны - имеют практически форму сферы. Но одно полушарие все равно менее выпуклое, чем другое.
  • Одинарные кабошоны имеют форму полукруга, их легко использовать для оправки в изделие.

Виды огранки кабошон

Каким камням придают такую огранку?

Для этого вида обработки подходит большинство материалов. Но все дело в том, что кабошон - затратная методика с точки зрения экономии сырья. Чаще всего так обрабатывают камни с красивым оптическим эффектом или приятным оттенком. Но эти минералы не обладают блеском при огранке.

Кабошон - это такая методика обработки, которая разрешает скрыть недостатки материала. Особенно стараются убрать таким способом примеси, то есть дефекты структуры. Но после придания формы недостатки могут быть хорошими светофильтрами и создавать дополнительные эффекты. В качестве примера можно привести астеризм, который появляется у разновидностей сапфира после огранки кабошоном.

Обработка подчеркивает текстуру таких камней, как агат, яшма, хризоколла. Камень гранат приобретает более насыщенный оттенок. А вот для голубого аквамарина с формой халцедона такая огранка является единственно возможной. Самые красивые экземпляры получаются после обработки:

  • бирюзы;
  • граната;
  • рубина с астеризмом;
  • хризоберилла;
  • солнечного камня;
  • благородного опала;
  • янтаря.

Такие минералы, как лазурит, нефрит, змеевик также ограняют кабошоном и оправляют в бижутерию. Иногда кабошон может получиться из простого стекла. Такой способ используется для изготовления страз и объемных аксессуаров, которые пришиваются к одежде. Красиво выглядит кабошон в комбинации с декупажем.

В ювелирных магазинах кабошон встречается в составе перстней, сережек или кулонов. Иногда можно увидеть минералы такой формы на браслетах или брошках. Используемому способу уже не один век, но аксессуары и украшения с кабошоном по-прежнему актуальны.

01 07

Кабошоны из натуральных камней


Кабошон - это древний способ обработки драгоценных и поделочных камней, после которого поверхность материала становится гладкой и отполированной без выделения граней. Соответственно, камень, обработанный соответствующим образом, носит созвучное название. Как правило, кабошон имеет овальную или округлую форму, но при этом с одной стороны изделие остается плоским. Подобную обработку могут проходить как драгоценные камни (сапфир, аметист, нефрит), так и поделочные варианты (бирюза, яшма). Благодаря такой обработке камни получают особую выразительность, яркость, а за счет оптического эффекта четко прорисовывается цветовая гамма материала.

История появления кабошонов

Где и когда именно появился этот способ обработки камней, сказать весьма трудно. Одни считают, что основоположником его стал владелец шикарной коллекции алмазов французский кардиналМазарини . Другие полагают, что первый кабошон попал в Европу в 16 веке благодаря индийским купцам. Однако тот факт, что своего пика популярности данный вид обработки достиг в 19 веке, является общепринятым. Модницы того времени выстраивались в очереди за невероятно популярными в тот период украшениями с карбункулами, которым подобный вид обработки придавал особый лоск.

Вплоть до 20 века "кабоширование " оставалось чуть ли ни единственным способом обработки камней. Однако впоследствии оно утратило свою популярность, поскольку теперь слишком яркие и объемные камни являлись признаком вульгарности.

Виды кабошонов


Не смотря на пренебрежение подобным видом обработки камня в начале 20 века, сегодня кабошон вновь обрел былую востребованность. В современном мире бижутерии различают следующие виды камней:

Простой (изделие выполнено из цветного непрозрачного камня и имеет форму шара);
- двойной (камень выпуклый с двух сторон; идеально подходит для переливающейся текстуры опала и подобных ему материалов);
- высокий (камень с удлиненной верхней частью);
- полый (изделие похоже по форме на линзу, когда внешняя часть выгнута, а внутренняя вогнута, за счет чего структура прозрачного камня становится более яркой и насыщенной).

Использование различных видов кабошонов в сочетании с фурнитурой позволяет воплотить в жизнь совершенно эксклюзивные идеи мастеров в сфере изготовления бижутерии.

Кабошоны в современном мире




В настоящее время данный вид обработки камней особо популярен. Все большее количество дизайнеров представляет модные коллекции, стильной изюминкой которых является украшение с кабошонами, выполненными из драгоценных камней. Причем традиции остаются неизменными: более яркие камни предназначены для вечерних выходов, а бледные варианты - для утреннего и дневного времени. Особых правил ношения такие аксессуары не имеют, поэтому кабошоны можно надевать с любой одеждой и бижутерией. Из-за своей непритязательности кабошоны встречаются везде: в офисах, на светских мероприятиях, на улицах города, в ночных клубах и ресторанах.

Менее дорогостоящим вариантом являются кабошоны из поделочных камней, которые смотрятся не менее стильно, чем их дорогостоящие аналоги.

Где купить качественные кабошоны?


Любые виды кабошонов можно заказать на сайте , который занимается продажей не только камней, но и всевозможных видов фурнитуры для бижутерии. Здесь можно найти кабошоны из бирюзы, яшмы, агата, аметиста, коралла, гематита, кварца, содалита - и это далеко не полный список наименований. Все камни представлены различными оттенками и формами, что позволит создать совершенно уникальные украшения, полностью соответствующие последним веяниям моды.

В наше время используют древний способ обработки камней который называют огранка кабошон. С помощью этого способа камню придают округлую форму. Слово кабошон произошло от французского слова которое очень похоже на латинское слово cabo которое означает голова. В старые времена когда древним Римом правили императоры этим методом обрабатывали только мягкие камни. Обработанные таким методом камни раньше использовались в основном в медицинских целях, например обработав прозрачный камень в виде полого кабошона получалась как бы линза и с помощью неё некоторые люди лучше видели.
Раньше этим способом обрабатывали изумруды, гранаты, сапфиры и рубины, а в наше время эти камни не обрабатываются этим методом. Сейчас в форме кабошона обрабатывают камни с эффектом кошачьего глаза, звездчатых камней и разных камней имеющие какой-нибудь дефект. Раньше тёмно красный гранат очень часто обрабатывали в форме кабошона и поэтому его обычное название карбункул заменили на красный гранат обработанный кабошоном. Красный гранат кабошон раньше использовался для изготовления брошек которые были очень популярны, а в наше время их почти не делают. На востоке делают кабошоны из натуральных камней в форме бусинок. Эти бусины кабошоны насквозь просверливают, окрашивают это отверстие подходящей краской и просунув в отверстие нить делают из нескольких бусинок бусы или чётки. Формы кабошонов бывают трёх видов с плавным переходом от одного вида к другому.

Выпуклый кабошон

Обработанный камень в виде выпуклого кабошона выглядит выпуклым снизу и сверху причём величина выпуклости сверху может существенно отличаться от величины выпуклости снизу.

Такой выпуклой формы должен быть сапфир кабошон звездчатый

Обрабатывая в выпуклый кабошон лунный камень и звездчатые камни их верхнюю часть нужно делать более выпуклой чем нижнюю. Такой как бы овальный кабошон делается для того чтобы более отчётливо проявлялся оптический эффект камня. Рубин и сапфир обладает более глубоким цветом и поэтому при их обработке в форму выпуклого кабошона их нижнюю часть делают более выпуклой чем верхнюю. Так делают потому, что свет легко проникает в камень с менее выпуклой стороны, а от более выпуклой стороны свет очень хорошо отражается и тем самым усиливается свечение камня. Опал кабошон обычно вставляют в кольца и поэтому они сверху делаются выпуклыми, а снизу они почти не имеют выпуклости.

Простой кабошон

Обработанный камень в виде простого кабошона выглядит выпуклым с верхней стороны и плоской с нижней стороны.


Простой кабошон камень

Обычно обрабатывают в простой кабошон кварц кошачий глаз и карбункулы. Обработанный камень этим способом вставляется в оправу всегда плоской стороной.

Выпукло вогнутый кабошон

Обработанный камень в виде выпукло вогнутого кабошона выглядит выпуклым с верхней стороны и вогнутым с нижней стороны.


Выпукло вогнутые минералы кабошоны

Обработанный таким образом камень вставляется в оправу всегда вогнутой стороной. Таким способом обрабатывают в основном тёмные камни такие как густо окрашенные карбункулы. Чёрный кабошон почти не проявляет цвет и чтобы увеличить цветовой эффект в вогнутую часть камня вставляют кусочек оловянной фольги которая усиливает отражение света попадающего в камень.