Что делать, если ребенок не хочет садиться на горшок. Что делать, если ребенок не хочет садиться на горшок Ребенок совершенно не хочет ходить на горшок

Ребенок не хочет садится на горшок, что делать? Как приучить ребенка к горшку? Дорогие мамочки, сегодня стала свидетелем душераздирающей горшочной истории. Десятимесячный малыш, несмотря на все усилия заботливых родителей, никак не желает ходить на горшок, видя в нем лишь емкость для своих драгоценных сосок, мячиков, бутылочек и прочей атрибутикой детства.

— Как же так? — искренне возмущалась мамочка малыша – соседский Вася на месяц младше, а уже давно сам просится на горшок! Что же это получается — мой сынуля отстает в развитии? Необходимо срочно наверстать упущенное!

С одной стороны это хорошо, — подумала я, — налицо большая любовь и забота о малыше. Разве будет так беспокоиться какой-нибудь черствый родитель о сухости своего малютки? И, что самое главное, освоение горшка в раннем возрасте — это подтверждение того, что малыш умный и развит не по годам! Разве сможет смолчать и не похвастаться такими яркими достижениями своего любимца любящий родитель? Конечно, нет. Нам постоянно нужны доказательства того, что наше сокровище если уж не лучше, то точно не хуже других.

Но с другой стороны, мне стало искренне жаль малыша, как только представила себе такую картину: мама десятимесячного крохи, решив, что уже пора осваивать новшества и становиться взрослым, каждые 30–40 минут высаживает малыша на горшочек, умоляя сходить по маленькому и мучая тем самым себя и сынулю! А сынуля и рад бы помочь и порадовать мамочку, да вот понять не может — чего от него хотят! И все это плавно превращается в слезы, крики, расстройства и недоуменные вопросы мамы на форуме для родителей. А вот понять, что соседскому Васе просто повезло (сделал дело в нужный момент) — она не может, как и принять то, что всему свое время и никто еще не видел здорового ребенка, идущего в первый класс в подгузнике!

Так вот, юные мамочки, призываю вас не мучить себя и своих детишек, а вместе разобраться в столь щепетильном вопросе, как приучение ребенка к горшку!

Для начала давайте забудем раз и навсегда о сравнении своих детишек с соседскими отпрысками или с детьми друзей. Это наши крохи и именно они самые лучшие, смышленые и разумные на всей планете Земля. Отказавшись от подобных сопоставлений, вы враз избавитесь от многих проблем и лишней головной боли. Гораздо лучше сравнивать достижения своего чада с существующими и общепринятыми мерками развития детей во всем мире, а именно — что должен понимать, уметь и мочь делать, например, годовалый малыш. Сколько раз спать, есть, гулять, держать ложечку и т.д. Конечно, вы можете принять участие в обсуждении успехов других малышей — но только для того, чтоб порадовать себя в душе и потешить свое самолюбие!

Далее – только вам решать, когда начнется этот тяжелый и тернистый путь освоения горшка. Имеется в виду, что ваша готовность к частым высаживаниям и стиркам оплошностей в штанишки должна быть на 100 процентов. Не говоря о готовности малютки, как физиологической, так и психологической. Конечно, если ваш бюджет не позволяет тратиться на подгузники, у вас излишек свободного времени, нервов и сил, а также нравоучения и опыт бабушек подталкивают к ранней дружбе с горшком – дерзайте, выбор ваш. Но приготовьтесь к разочарованиям – природу не обмануть и физиологию тоже. Конечно, можно выдрессировать пи-пиканьем на ушко малютки и мочеиспускание, но это не будет срабатывать осознанно и в последовательности существующих рефлексов в организме человека. Следовательно, погрешности, мокрые дела и трусики будут все равно продолжаться, как бы рано вы не начали уроки дрессировки.

Так уж задумано природой, что естественное формирование пикантных процессов происходит к 2–3 годам жизни малютки. Поэтому делаем вывод: не получается – ждем своего времени! Кроха сам покажет, когда готов осваивать новые и неопознанные, цветные и такие красивые объекты, куда, оказывается, надо делать «а–а».

Запомните: естественное контролирование выделений у деток начинается с годика и заканчивается к двум – трем годам. А стойкость в этих рефлексах достигается вообще к трем годам.

Вот нехитрые подсказки родителям о готовности малыша к дружбе с «ночной вазой»:

— стремление самостоятельно раздеваться и одеваться;

— перерыв между дефекацией составляет 1,5 – 2 часа;

— понимание слов «пописал» и «покакал»;

— знание частей тела;

— негодование в сторону мокрого подгузника, желание его сменить, снять;

— способность как–то донести до родителей желание сходить на горшочек;

— после дневного сна подгузник сух или почти сух;

— требует смены подгузника сразу после того, как в него сделает мокрые делишки;

— интересуется выбором горшка;

— хочет как мама или папа носить трусики.

Несколько слов о выборе горшка. Не стоит гнаться за экзотикой — музыкальный горшок конечно оригинален, но все-таки самое важное качество горшка – это его форма и качество. Выберите горшок со спинкой, чтоб кроха правильно сидел и не искривлял осанку — малютке должно быть комфортно и удобно. И запомните – никогда нельзя заставлять сидеть кроху на горшке больше 15 минут!

Итак – половина дела сделана. Горшок куплен. И вы с торжественным видом отправляетесь в ванную, для водных антимикробных процедур. Разрешите крошке поучаствовать в процессе, потрогать, поиграть с водичкой и горшком. Пусть он познакомится с ним и воспримет как нечто позитивное и доброе. Что бы у него сформировались ассоциации «друга», который совсем не посягает на его территорию и свободу.

После первого тактильного знакомства, после первой куклы, так долго сидящей на горшке, наступило время первого знакомства, как говорится, по назначению предмета. Выбирайте самые подходящие периоды для высаживания — до и после сна, до и после обеда, до и после прогулки. В это время вероятность успеха максимальна. Если получилось – очень–очень сильно хвалим кроху и радуемся! После бурных аплодисментов отправляемся обязательно вместе опустошать и мыть горшок!

Фиксируем внимание ребенка на всевозможных манипуляциях с «другом»: где найти, как достать, как сесть, как снять крышку и т.п. Лучше, если он будет находиться постоянно на видном и доступном месте в комнате, где больше всего находится ребенок, а не где-нибудь в дальнем углу ванной комнаты.

Все это позволит превратить процесс в игру, что расположит малыша к процессу освоения горшка. Никогда не заставляйте сидеть кроху больше, чем он сможет высидеть на «вазе». Не кричите и не ругайтесь, тем более не наказывайте за оплошности. Малыш сам поймет и придет к горшку или унитазу (некоторые детки не воспринимают горшочек, зато на унитаз ходят с удовольствием, копируя тем самым маму или папу). Ваша задача познакомить, помочь и поддержать малютку в его начинаниях!

Параллельно с приучением к горшку следует постепенно отказываться от подгузников. Идеальным сезоном для освоения горшка является лето, когда про подгузники можно забыть почти сразу, и это не повлечет за собой никаких последствий. В другие времена отказываемся на дневной сон, на время препровождения в помещении. На улицу, в гости и на ночь – попка подстрахована памперсом.

Если малыш все чаще просыпается сухим после дневного сна – это знак отказа от ночного подгузника. Аварии не исключены, но через месяц другой – малютка будет проситься на горшочек даже ночью!

Подобные несложные манипуляции, хороший и позитивный настрой позволят превратить такой трудоемкий процесс знакомства и освоения горшка в веселую и забавную игру, принесет удовольствие вам и малышу. Поверьте, вы и не заметите, как кроха все чаще и чаще будет оставаться сухим, чтобы порадовать маму и увидеть в ее глазах гордость за очередную порцию в горшке! Не огорчайтесь возможным неудачам – цените каждое мгновение, даже мокрое! Знакомьтесь, учитесь и дружите с горшком!

Стоит ли волноваться, если ребенок в 2 года не ходит на горшок? Что делать, если попытки научить кроху неуспешны? Если малыш достиг этого возрастного порога, но все так же продолжает пачкать штанишки, вероятнее всего, родители начинают сравнивать его с детьми своих знакомых, которые уже научились проситься в туалет. Как реагировать, если кроха упрямо делает свои дела в трусики? Как нельзя себя вести родителям в таком случае? Давайте обсудим на этой странице «Популярно о здоровье» это сейчас.

Ребенок (2 года) не ходит на горшок – причины

По мнению доктора Комаровского, малышей нет смысла приучать к горшку раньше двух лет. В этом возрасте большинство детишек только начинают чувствовать потребность опорожниться и учатся управлять мышцами, отвечающими за выделения. После года малыш начинает ощущать позывы к дефекации и может сигнализировать об этом маме какими-то действиями. Однако с позывами к мочеиспусканию дело обстоит сложнее – некоторые детки не умеют их контролировать вплоть до 2,5 лет.

Получается, что ребенок в 2 года не умеет ходить на горшок лишь потому, что его центральная нервная система еще недоразвилась до определенного уровня. Как только малыш научится контролировать собственные позывы к дефекации и мочеиспусканию, имеет смысл начать приучать его к туалетным делам.

Почему другие дети ходят на горшок с более раннего возраста ?

Вы, наверное, спрашиваете, - а почему дочка моей подруги научилась опорожняться, когда ее высаживают на горшочек, а ведь ей всего годик! А у Светки мальчик с 9 месяцев мочится по команде! Ответ прост – некоторые дети, еще не осознавая позывов, все же приучены опорожняться по «команде» мамы. Но означает ли это, что они научились контролировать свой организм? У них просто выработался условный рефлекс, который выглядит как цепочка событий: звуковой сигнал родителей (пись-пись) – наполнение мочевого пузыря – мочеиспускание.

Причем первая составляющая этой цепочки может иметь продолжительность более получаса, то есть, малыша усадили и непрестанно повторяют свое «пи-пи», пока его мочевой пузырь не наполнится. Несомненно, после длительного пребывания на горшке кроха все же сделает свое дело, но означает ли это, что он научился сам контролировать свои позывы? Нет, это не имеет отношения к осознанному контролю над выделениями. Приучение к горшку с помощью условных рефлексов впоследствии, когда ребенок «дозреет», может привести к обратному результату – бунту против высаживания. Чтобы процесс приучения происходил по схеме: наполнение мочевого пузыря – высаживание – мочеиспускание, нужно начинать его только когда нервная система ребенка уже достаточно зрелая. Так что если ребенок не ходит на свой горшок до этого момента – это не страшно. Как же определить степень готовности?

Как знать – пора или не пора ?

По каким признакам можно определить, что ребенок психологически и физически готов познать туалетную науку? Их несколько, давайте их обсудим.

1. Если у крохи установился четкий режим опорожнения кишечника.
2. Если он может оставаться сухим около полутора часов.
3. Малыш всячески показывает недовольство, будучи мокрым или грязным.
4. Понимает значение слов «писать» и «какать».
5. Делает попытки самостоятельно снимать трусики, колготки.
6. Показывает любым способом маме и папе, что хочет в туалет.

Если ребенок в 2 года на горшок пока не ходит, но хотя бы три пункта из перечисленных имеют место, можно попробовать выработать у него туалетные навыки. Что нужно делать?

Приучаем к горшку ребенка в 2 года

Родителям важно понимать, что приучение к горшочку малыша потребует от них дополнительных затрат времени – теперь каждые два часа нужно будет находиться рядом с сыном или дочкой и ждать результата. Причем делать это нужно постоянно, каждый день, не расслабляясь. Лучше всего начинать «обучение» летом и когда малыш здоров. Высаживайте чадо в обязательном порядке после сна, после приема пищи и перед сном, после прогулки. В случае удачной попытки кроху нужно сильно хвалить. В случае неудачи оставаться спокойным, не ругать. На ночь можно использовать подгузники первое время, однако, проснувшись сухими, сразу ведем кроху в туалет.

Что делать, если ничего не получается ?

Комаровский высказывается по этому поводу так - если старания родителей совершенно ни к чему не приводят, или малыш всячески сопротивляется обучению, оставьте эту затею на пару месяцев. Возможно, ребенок еще не готов, даже если ему уже два года. Средний возрастной порог формирования устойчивых навыков осознанного контроля за выделениями у детей колеблется в пределах 22-30 месяцев. Это означает, что возраст 2 года – не критический, а самый подходящий, чтобы начать знакомство с туалетом. Более ранние попытки высаживания сформируют лишь условный рефлекс в связке с командой родителей, а после двух лет детишки учатся осознанному контролю своих позывов. А ведь именно этого вам и нужно достичь, не так ли? Знайте твердо, ваш ребенок на горшок сядет. Вы этого дождётесь!

Заключение

Если кроха в 2 года не ходит на горшок, не нужно паниковать. Этот возраст считается самым подходящим, чтобы только начать вырабатывать у малыша устойчивые осознанные навыки посещения туалета. Начните высаживать чадо в то время, когда вероятность опорожнения достаточно велика, делайте это постоянно, последовательно, сохраняйте спокойствие. Хвалите за успехи. Если обучение не дает результатов, отложите его на пару месяцев. И в заключение хочется сказать – не сравнивайте своего отпрыска с другими детками, зачастую их успехи сильно преувеличены родителями.

Приучение малыша к горшку – болезненная тема для многих родителей. Для некоторых – этот вопрос решается сам собой, а для других – становиться целой проблемой. И вот, а все дела продолжает делать в штанишки. Переучить ребенка бывает сложнее, чем начать действовать с нуля. В воспитании чада неопытным родителям не избежать ошибок. Поэтому так важно их предупредить.

1. Слишком рано

Порой новоиспеченные родители слишком требовательны к своему ребенку, пытаясь усадить малыша на горшок, когда тот еще не готов к этому ни морально, ни физически. Для осознанного хождения на горшок требуется определенная зрелость ребенка. Высаживание на горшок в неосознанном возрасте до года с осмысленным хождением в туалет не имеет ничего общего. Ребенок, который едва может сидеть, скорее всего, просто не поймет, что от него хотят. Победные улавливания момента будут радовать родителей, но для ребенка не будут что-то значить.

Малыш должен быть физически готов к горшку: уверенно стоять, ходить, спокойно сидеть около 10 минут, более двух часов оставаться сухим. Нервная система малыша также обязана быть готова. Ребенок должен начать контролировать позывы в туалет, вырабатывать рефлексы расслабления и терпения.

Не думайте, что ваш ребенок отстает в развитии, если сверстники уже просятся на горшок, а ваш малыш никак не хочет этого делать. Всему – свое время. Насильные действия могут только причинить вред нервной системе малыша. Наберитесь терпения и пробуйте.

2. Не тот момент

Бывает и такое, что все шло хорошо, малыш делал первые успехи в приучении, но внезапно все изменилось. Возможно, родители выбрали неподходящий момент. Психика малыша очень нежная, она резко реагирует на изменения в режиме и привычной жизни. Не стоит приучение к горшку совмещать с другими обучениями, сменой режима. Стоит повременить с горшком на период болезни ребенка, или . Любой стресс или волнительное событие может прервать привыкание или и вовсе вызвать отторжение к горшку.

Важно выбрать подходящий момент и оградить малыша от серьезных эмоциональных всплесков.

3. Подгузник всегда и везде

Зачастую применение всевозможных подгузников превращается для родителей в маниакальную идею. Потом с ребенка резко снимают то, что всегда помогало ему оставаться в комфорте, и требуют резко сменить привычки. Так не бывает. Ребенок, привыкший постоянно справлять нужду в подгузник, дольше приучается к горшку. Чтобы осознать, что подгузника больше нет, ребенку иногда требуется до полугода. Поэтому чаще снимайте подгузники, а если вы беспокоитесь о коврах, ламинате и мебели, сшейте чехлы, застелите клеенкой. В идеале малыш должен оставаться сухим даже в ночное время, использование подгузников, конечно, препятствует этому приучению.

4. Мания горшка

Существует категория родителей, которая заражается идеей приучить чадо ходить на горшок. Маниакальное высаживание через каждые полчаса, не позволение встать с горшка, пока не сделаешь свои дела, способность пристыдить и сравнить с другими. Такие методы не приведут к желаемому, а напротив, могут вызвать отрицание и явно негативное восприятие малышом.

Всегда верьте, что ваш ребенок индивидуален, он умен и сообразителен, придет время – и у него все получиться.

5. Давление

Излишняя строгость родителей, порицание и даже наказание за неумение малыша справлять нужду, куда положено, травмирует психику ребенка. Малыш замыкается в себе, начинает бояться последствий. Возможно и такое, что ребенок начинает терпеть, задерживая естественные процессы организма, что чревато и других проблем с кишечником.

Помните, что ни один малыш не садится на горшок одномоментно, от вас потребуется усердие и терпение. Контролируйте свой гнев и раздражение. Используйте технику счета до десяти. Здоровье малыша важнее, чем ваши предубеждения.

6. Мама поможет

Контролировать процесс очистки кишечника и мочевого ребенок должен научиться сам. Ошибкой будет постоянно пытаться помочь ему в этом. Позвольте малышу самому снимать штанишки, усаживаться на горшок, дайте проявить самостоятельность. Выберете подходящую одежду ребенку. Малышу в комбинезочике труднее снять его, чем штанишки на резинке. Если ребенок не успел на горшок, или сделал дела на пол, поговорите с ним, вместе возьмите тряпку, погрузите вещи в стиральную машину. Пусть малыш учиться ответственности за поступки.

7. Здесь горшок, там горшок

Обратите внимание на тот факт, не кочует ли горшок по всему дому. Любой ребенок очень . Поэтому если малыш не найдет предмета туалета на привычном месте, не стоит удивляться, что он просто пописает в штаны. Определите вместе с ребенком место горшка, будь то в ванной комнате, туалете или другом подходящем месте, убедитесь в свободном доступе туда.

8. Сделал дело молча

Часто родители, сажая дитя на горшок, начинают заниматься своими делами, или просто молча ждут, когда ребенок закончит процесс. Такое поведение подойдет, когда ваше чадо будет свободно, рефлекторно бежать к горшку по каждому требованию организма. Пока же идет процесс приучения, создайте игровую атмосферу. Пусть с сидением на горшке будет связано что-то приятное и увлекательное. Но не перестарайтесь, ребенок должен не забыть, зачем он здесь. Не нужно поощрять ребенка в форме конфет, других угощений, подарочков и мультиков. Ваше одобрение должно быть устным, но очень честным и откровенным. Не стоит также приобретать горшок-игрушку, ребенок должен воспринимать предмет в соответствии с его предназначением, а не ассоциировать с развлечением. Иначе приучение сильно затянется.

9. Прочь стеснениям

Ни в коем случае нельзя делать вид, что хождение в туалет что-то неприличное и постыдное. Не нужно «фукать», кривиться и бегом бежать выливать все в унитаз. Психологи уверяют, что дети зачастую свои выделения рассматривают как часть себя. Поэтому их расстраивает такое поведение родителей. Пусть малыш посмотрит на содержимое горшка, а потом вместе с вами пойдет его выносить.

10. Бессистемность

Высаживание малыша бессистемно может не увенчаться успехами. Присмотритесь к ребенку. Дети, так или иначе, выражают свое желание сходить в туалет. Это может быть кряхнение, определенные звуки, «зависание», натуживание. Если малыш уже говорит, научите его проситься на горшок. Понятно, что родители не могут целыми днями, не отводя глаз, наблюдать за реакцией малыша, но ваши старания точно дадут результаты после ночного сна, перед ним и после длительной прогулки. Привлекайте для инструктажа игрушки, пусть они в процессе игры тоже бегут на горшок.

Не слушайте сказок, как другие дети просятся «пи-пи» с полугода, не поддавайтесь манипуляциям других людей, учащих вас, как жить и воспитывать вашего ребенка. Помните, что только ваша огромная любовь, трепетное отношение к малышу и безграничное терпение помогут малышу преодолеть все ступени развития успешно.

Подошло время, когда носить памперсы становится уже неприлично. Скоро идти в садик, малыш уже уверенно ходит, даже бегает, потихоньку говорит. Пора знакомить его с «ночной вазой». Однако странный предмет не слишком понятен крохе, он то капризничает, пытается вставать, призывы «пи-пи» не слишком вдохновляют. Видно, что, не понимая, зачем это, ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года.

Как приучать к горшку?

Для каждого человека это индивидуальный процесс. Китайцы сажают детей на унитаз рано, американцы напротив, не торопятся. По мнению многих детских специалистов, «горшечный» период начинать к 1- 1,5 году, иначе он будет просто не готов к таким перипетиям судьбы.

Как определить моральную и физическую готовность крохи?

  • он должен ходить сухим с 2 часов и больше;
  • просыпаться по утрам или после дневного сна с сухими штанишками;
  • давать маме знать о желании сходить в туалет. Одни дети ерзают, мычат, другие наоборот, устраиваются на корточки, третьи хлопают ручками между ног – перемена в поведении будет заметна;
  • малыш начинает проявлять интерес к «взрослым» туалетным делам. Отличная вещь – подать личный пример. Возьмите кроху в туалет с собой, объясняйте пошагово, что делаете и зачем. Скажите, что унитаз большой и ему рано садиться туда. Его унитаз – это горшочек;
  • дитё начнет проявлять чистоплотность – он тянет грязный подгузник за край, нервничает, давая понять маме, что пора сменить.

Что делать, если ребенок не хочет садиться на горшок?

Сначала дайте понять, что теперь эта вещь в его жизни будет постоянно, в определенные часы. Сажайте его перед сном или после сна (если встал с сухими штанишками), перед прогулкой. Так выработается рефлекс.

Если ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года, не пытайтесь удержать насильно, отвлекая игрушками, лучше успокаивайте, проговаривая все совершаемые действия. Пойте песенки, читайте сказки, ведь сидеть крохе до 3 минут на нем.

Хвалите малыша за проявленные успехи в «горшечной эпопее», но не сильно. Ведь люди посещают туалет как необходимость. Если он описался, не сделав «свои дела» где надо, не ругайте. Нельзя заставить силой. Также не мешайте ему вставать раньше 3 минут. Не понравилось сейчас, может потом получится. Малыш не проявляет капризы, ему просто не понятно, зачем бросать все дела и сидеть, где показывают родители, причем долго. Поэтому детки проявляют нетерпение, возмущенно кричат. Мамочке надо показывать горшок не как наказание или провинность (насильно удерживая, так и выходит в глазах малыша), как что-то новое, часть повседневной жизни. Не более.

Постоянные ненавязчивые попытки не увенчались успехом, и ребенок с истерикой убегает? Лучше переждать неделю, заодно проверить, может ему просто не нравится сам горшок, неудобно сидеть на нем.

Как приучить к горшку?

Доктор Комаровский советует не спешить. Он подчеркивает, что у маленьких детей мозг еще недостаточно сформирован, не в состоянии контролировать мочеиспускание. Поэтому попытки малыша пользоваться им слишком рано принесут только разочарование и потерю нервов для обеих сторон.

Если ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года, Комаровский советует не ругать малыша как за провинности. Лучшее время тренировок – лето, когда кроха щеголяет по дому в трусиках и маечке. Нового помощника лучше предлагать в «горячие» моменты – после еды, после пробуждения. Сначала обстоятельно познакомить малыша с новым предметом – вот горшок, как пользоваться. Можно показать наглядно с помощью любимых кукол, сажая их правильно на него, комментируя происходящее.

С удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног. Он вызывает у родителей умиление и восторг: "Вот как вырос наш малыш, уже и подгузник с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз — вот время летит." Однако сам малыш может быть иного мнения о том, садиться ли ему "по делу" на горшок или делать свои "дела" в более "интересных" местах.

Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и Интернете на тему "Как приучить ребенка к горшку". Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически "созреет" к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более — менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься, снять штанишки и сесть на горшок, то после двух лет мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и на сайтах!), что "пора!".

Хорошо, когда все получается "как по писаному" — показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что "дела" нужно делать на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы "ходить" в горшочек. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому — все это может приучить ребенка рано или поздно пользоваться специально отведенным для этого местом.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает за собой— все бесполезно.

У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки умения (желания) пользоваться специально отведенным для этого местом, даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят, и как это делать, он знает. Но он не хочет пользоваться горшком и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно, это упорство, очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина. Почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс пользоваться специально отведенным для этого местом?

Возможно, ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс. И эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не пачкают одежду. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема — не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис. Который, кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

Что делать?

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!

Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: "Я на стороне своего ребенка!", но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. "Быть на стороне ребенка" — означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!

Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди. И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком ( , воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим.

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.

Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть "этому" и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться... Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом...

Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.

Привлечь знающих людей.

Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как "плохо", то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.

Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.

Через запрет

Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители — это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют "война за горшок". Как известно, если начинаются любые военные действия, проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов. Но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате "войны за горшок".

Родители могут формировать запрет через навязывание ребенку чувства стыда за то, что он не делает "дела" там, где ему говорят взрослые. Чувство стыда формирует травму мазохиста, которая, в свою очередь, отображается на теле в виде большого количества жира. Подробно об этом можно почитать в книге Лиз Бурбо "Пять травм...".

Через разрешение

Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители — это разрешить ему "делать дела" так, как он хочет, но при этом активно показывать ему, как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так, как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда это делаю, где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие, игрушки, книжки и тогда что-то придется стирать, а что-то даже выбрасывать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в "хорошем" обывательском смысле — знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями — но и в "плохом" смысле (в частности, не пользоваться на горшком), то у ребенка не возникает фиксация на этом "плохом", не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ "разрешение" труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости: почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем вроде "все обязательно получится" или "все просто, надо лишь правильно сделать", но не пишется что-то у меня такое... Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно "заряжена" стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой у своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко, и перед людьми стыдно. Да еще посторонние "подливают масла в огонь": мол, это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало. Часто она противоречива и не дает "работающих" педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.