Что делать если машинка шьет. Почему швейная машина делает пропуски при строчке. Женщина и использование швейной машины

Когда машинная строчка обрывается на видном месте, это не только портит вид изделия и вынуждает перестрачивать шов, но и утомляет необходимостью постоянных переделок, если проблема повторяется. Такой дефект возникает, когда швейная машина не захватывает нижнюю нить.

Причиной нарушения захвата могут стать несоответствия ниток и иголок по отношению к плотности ткани, нарушение в регулировке работы устройств, натягивающих нить и удерживающих иглу, конструктивные неисправности швейного оборудования.

Общая информация о проблеме

Чтобы на поверхности ткани при прострачивании получился стежок, игла с верхней ниткой опускается к челноку. Носик челночного устройства подходит вплотную к игле, поддевает петлю и обводит нить вокруг себя. При прокручивании челнока надетая на носик петля подхватывает нижнюю нитку, стежок завершается с изнанки ткани. Чтобы носик челнока мог образовать петлю, зазор между ним и игольным лезвием не должен превышать 0,3 мм.


Если взаимодействие между челночным носиком и игольным острием нарушено из-за неправильного зазора, то нить не подхватится, получится пропуск стежка. Причиной увеличения зазора становится попытка шить слишком плотные ткани (прострачивать подгиб у джинсов, сложенный в несколько слоев). Бытовая машина для подобных перегрузок не предназначена.

У современных моделей швейных устройств, таких как Brother, Janome или Juki hzl g 220, челнок соединен с верхним и нижним валом при помощи ремня с зубчиками. На валах тоже есть зубцы, ремень цепляется за них и приводит в движение электропривод. При перегрузке зубцы плохо сцепляются, настройки швейного устройства сбиваются, возникает зазор между иглой и челночным носиком.

Плохой захват нижней нити может быть связан не только с перегрузками электропривода. Более часто встречающимися причинами бывают нарушения калибровки иглы или небольшие дефекты челночного устройства, возникшие в процессе работы.

Причины неисправности

Причины, вызванные конструктивными особенностями машины. Проблемы подхватывания нитки и качественной строчки могут быть связаны с нарушением работы челночного механизма или возникновением в нем дефектов:

  • затупление челночного носика;
  • сбой в настройках челнока;
  • нарушение пространственной ориентации челночного устройства;
  • заусенец на шпульном колпачке;
  • плохая калибровка игловодителя;
  • игловодитель установлен слишком высоко или очень низко.
  • перекос винта, на котором закрепляется шпулька;
  • нарушение синхронности в движениях нижнего отсека и игловодителя.

Некоторые из перечисленных недостатков легко устраняются за счет коррекции настроек машины. Для исправления положения челнока лучше пригласить мастера.

Неисправности, связанные с иглой и иглодержателем. Нижняя нитка не подхватывается, если возникли проблемы из-за иголки:

  • игла не соответствует плотности ткани, которая прострачивается – слишком тонкая или толстая;
  • колба иглы не соответствует иглодержателю – такое случается, если выбрана промышленная игла для бытовой машины либо иголка с меньшим, чем надо, диаметром колбы;
  • изогнутость или затупленность иглы;
  • нитка выбрана толще, чем иголка – при этом нить цепляется за ушко и тормозит формирование петли в челночном устройстве.

Ткань двигается неравномерно. Если отверстие в игольной пластине сильно разбито, то в него вместе с иголкой при шитье втягивается ткань. Ее неравномерное продвижение мешает нитке свободно проходить в ушко. Нити не подхватываются, петля не формируется, возникают пропуски стежков.

Причиной неравномерного движения ткани бывает сбой в настройках зубцов рейки. Когда иголка опускается или поднимается, рейка движется одновременно с ней, зубцами продвигая ткань. Если их взаимодействие плохо отрегулировано, ткань собирается, нижняя нитка не подхватывается, а верхняя рвется.

Что ещё может стать причиной. Причиной строчек могут быть нитки. Случается, что в процессе шитья нижняя нитка обрывается и просто наматывается вокруг шпульки, прокручиваясь вхолостую. Вот почему она не подхватывается носиком челнока, и петляние с изнанки материала прекращается.

Обрывы нитки, пропуски стежков возникают и в том случае, если нижняя нитка толще верхней. В этой ситуации ее трудно захватить, шов получается с дефектами. Для получения качественной строчки и бесперебойной работы швейного устройства нужно, чтобы нижняя нить была чуть тоньше верхней и эластичной.

Использование крученых верхних ниток провоцирует дефекты шва, поскольку такой тип нитей формирует то маленькие, то большие петли, и они не могут захватываться челночным носиком.

Способы устранения неполадок

Если машина не хочет цеплять нижнюю нитку из-за разбалансировки, необходимо вернуть баланс за счет регулировки расстояния между иглой и челночным носиком. Для этого выставляют режим прямой строчки, снимают игольную пластину, опускают иглу в крайнее нижнее положение. Затем ее поднимают, следя за тем, чтобы носик прошел на 1-2 мм выше игольного ушка, а между лезвием иглы и носиком оставалось 0,15-0,20 мм. Нужный зазор регулируют при помощи винта возле челнока.


У швейных машин старых марок типа «ПМЗ», «Подольск 142» и моделей «Чаек» настройка производится в режиме строчки зигзагом. Параметры те же, что и для современных машин. Но ориентиром для них служит расстояние между носиком челнока и ушком иглы в момент левого и правого проколов ткани иголкой.

Для устранения неполадки есть несколько общих правил, которые помогут разобраться с ситуацией независимо от марки машины. Что необходимо проверить и исправить, приведено ниже в таблице.

Неполадка Устранение
Слишком ослаблена или чрезмерно натянута нитка, заправленная в шпульку – проверяют рукой или пробным прострачиванием Проверить корректность заправки шпульки. Отрегулировать натяжение при помощи шурупа рядом с челноком или внутри него
Смещение игловодителя в сторону при шитье Отрегулировать натяжение для верхней нитки
Тяжелый ход челнока, пропуски стежков, нарушенный захват нитки Вычистить накопившиеся в челноке ворсинки и очесы, которые мешают ходу механизма
Ткань во время прострачивания затягивается под панель, нарушая работу челночного устройства Заменить иголку. Из-за ее искривления или затупления машина может затягивать в челнок материал
Нитка наматывается вокруг стежка, слабо затягивается Отремонтировать челнок. Захват нитки может быть нарушен из-за зазубрин, трещин, ржавчины

Подготовка к работе и другие важные моменты для предотвращения проблемы

Один из самых простых шагов, помогающих исключить проблемы с захватом нити – это правильная подготовка швейного устройства к работе. Для этого необходимо:

  1. Проверить, чтобы машина была установлена ровно и устойчиво.
  2. Вставить в иглодержатель нужную иглу, закрепить ее винтом и проверить надежность крепежа.
  3. Установить катушку или бобину с нитками на стояк и провести верхнюю нить через все держатели и направители в соответствии со схемой, прилагающейся к швейному устройству.
  4. Вдеть нить в ушко иглы и вытянуть конец назад на 10-15 см.
  5. Шпульку с нижней нитью установить в челноке и вывести конец нитки наружу, рядом с концом верхней нити.
  6. Подключить устройство к сети.
  7. Сделать пробную строчку на запасном лоскутке.

Если машина правильно подготовлена к работе, риск нарушения подхвата нижней нити и ее обрыва существенно уменьшается.


Чтобы предотвратить проблему с захватом петли челноком, надо тщательно подбирать нитки. Они должны быть гладкими, эластичными и не закрученными. Их толщину выбирают в строгом соответствии с номером иголки и плотностью ткани.

Случается, что все усилия по ручной регулировке машины не дали нужного результата. В этой ситуации надо пригласить мастера, который проведет диагностику и выяснит причину неполадки, устранит ее с применением специальных инструментов и не допустит более существенных неисправностей.

Что делать если швейная машина не захватывает нижнюю нить, смотрите в видео ниже:

Этим машинкам по 40-50 лет, а они еще шьют, чего не скажешь о современном импортном ширпотребе. Купил - выкинул, а бабушкин раритет хранится бережно, во многих семьях, как память и как шедевр советской промышленности.

Подольский ордена Трудового Красного Знамени механический завод имени М.И. Калинина выпускал вот такие швейные машины класса 2-М.

Неприхотлива, надежна, проста в эксплуатации, всегда выручала в трудную минуту, а многим позволяла заработать на хлеб. Жалко смотреть, как молодежь сейчас избавляется от старых вещей, которые могут еще долго послужить своим хозяевам. Большая часть этих машин сейчас покоится на свалке. А раньше швейную машинку ласково называли кормилица, она и кормила и обшивала семью.

Пора приниматься за дело.
Первым делом срезаем ткань, которую женщины так любят пришивать на "талию" машинки. Пользы от нее поверьте - никакой, втыкают в нее отработанные иглы, гнутые, тупые, а потом эти же иглы пытаются использовать повторно. И не могут понять, почему это машинка не шьет. К тому же после таких втыканий портится покрытие и остаются вот такие шрамы. Отработанные иглы нужно выбрасывать в помойное ведро, там их место.

Разбираем машинку, снимаем все крышки, игольную пластину, разбираем челнок, как показано на фото.




Видно что на корпусе хода челнока скопился ворс от ткани и ниток, есть даже куски нитки и все это перемешано с загустевшим маслом.

А здесь тоже пыль и загустевшее масло.

А это то место куда ни одна швея, за все время эксплуатации машинки ни разу не заглядывает. Здесь скапливается и ворс и пыль и песок, в общем все что попадает в отверстия игольной пластины.

Всю эту бяку убираем иголкой и пинцетом.

Во ее сколько здесь.



Зубчатую рейку тоже нужно почистить, лучше всего это делать большой иглой.



И естественно очищаем челночной устройство, хорошо для этих целей использовать керосин, если его нет, то можно загустевшее масло удалить ножом или отверткой.



Всю грязь и старое масло удалили, теперь приступаем к смазке машинки.
Для этих целей лучше всего использовать обычный одноразовый шприц, с максимально толстой иглой. Масленкой смазывать не советую, она переливает масло, и машинку испачкаете, и сами испачкаетесь. Масло можно купить в любом хозяйственном магазине Подойдет Масло Смазочное Бытовое.

Здесь стрелками указаны технологические отверстия для смазки, в каждое отверстие закапываем по 3-4 капли, больше не надо.

И здесь обязательно закапать в оба отверстия, одно отверстие иглаводителя а второе прижима лапки.

В этих местах вообще редко смазывают иглаводитель, трение здесь бешенное и металл вырабатывается, образуется люфт, в результате чего игла бьет в игольную пластину или в челнок.

И соответственно лапка тоже должна у нас свободно ходить вверх и вниз. Без торможений, иначе будет неравномерно прижиматься ткань, попросту она будет гулять под лапкой и стежки будут разной длинны.

И еще одно место которое обязательно смазываем.

Намотка шпульки, капаем три капли масла.



А теперь кладем машинку набок. Стрелками указаны все места которые необходимо смазать.



После полной смазки, проворачиваем ручку в течении пары минут, что бы масло затекло во все стыки и щели механизма машинки. Почувствуйте разницу, совсем по другому стала работать, мягко и тихо.

Особое внимание обратите на установку фрикционного устройства.
Здесь видно как не надо делать, обычно так устанавливают фрикционную шайбу мастера любители, в результате у них не включается рабочий ход. После чего они начинают включать свою фантазию, вырезают шайбы из картона, накручивают проволоку, в общем кто на что горазд.

Вот так должна стоять шайба, выступы должны быть наружу.



После этого закручиваем фрикционный винт, и остановочный винт.



Результат нашего труда.



Не храните швейную машину возле нагревательных приборов и в холодных влажных помещениях.

Даже самая дорогая, надёжная и высококачественная швейная машинка, как и всякая техника, может начать работать неправильно или вовсе остановится. Тем более поломкам подвержена китайская однониточная машинка. Разберемся, почему не шьет швейная машина и как это исправить.

Распространённые проблемы

Швейная машина перестала шить. Будь это ручная или моторизованная, вы можете столкнуться со следующими проявлениями данной поломки .

  1. Нижняя или верхняя нить не подаётся. Строчка «куцая» – в шве не хватает ниток. Шитьё зигзагом вообще не идёт.
  2. Ткань не движется по мере выполнения стежков. Те, в свою очередь, наслаиваются друг на друга, вместо шва образуется запутанный клубок, нитки расходуются впустую.
  3. Лапка не работает: невозможно её поднять/спустить.
  4. Мотор работает, ведущий вал прокручивается, но игловодитель не движется или перестал работать. Шитьё остановлено.
  5. Машинка не подаёт признаков жизни – не срабатывает двигатель, не светится и не выводит информацию о режиме работы дисплей. Работа не начинается.
  6. Хруст, треск, сбои в работе механизмов, внезапное «дёрганье» ровного и плавного хода машинки. Снижение скорости прострачивания ткани, что удлиняет время, затраченное на сами по себе быстрые и чёткие действия.
  7. Машинка работает, но периодически останавливается ближе к середине шва или сразу после начала его прокладки по слоям ткани.
  8. Машинка пытается развить заявленную скорость даже при полном нажатии на ножную педаль, но продвигается с трудом.

Некоторые неисправности объединены в группу по общей причине их появления. Другие, наоборот, имеют разнообразные причины.

Причины

Некоторые причины зависят от отличий конкретной модели от других – даже, на первый взгляд, совместимых. Так, нитка не подхватывается с челнока иглой, шов не идёт из-за:

  • износа кончика челнока, неверной его настройки (или расстройки);
  • сбоя пространственного хода челнока;
  • наличия зазубрин на колпачке шпульки;
  • неверной настройкой иглофрикционного механизма (излишне завышен или занижен);
  • скошенного винта, держащего шпульку;
  • рассинхронизации работы нижней секции машины и игловодителя.

Скорее всего, сбоит сам механизм. Для его обслуживания рекомендуется обратиться в сервис-центр по ремонту швейной техники.

Сбои в работе узла, ответственного за ведение иглы, заключаются в следующем:

  • игла и ткань несовместимы (тонкая игла для толстой ткани и наоборот);
  • выбор иглы со срезанной колбой для промышленной машины с иглодержателем без среза (и наоборот);
  • слишком мелкий размер колбы (невозможно зажать иглу, она выскальзывает);
  • кривая или тупая игла;
  • нитка толще иголки, затруднён ход (нитка рвётся, игла гнётся и в итоге ломается).

Рывковое движение ткани обусловлено следующим. Когда зазор в игольной пластинке неестественно расширен, изношен, вместе с иглой внутрь затягивается и вся зона прокола ткани. Это не даёт челноку корректно срабатывать, и шов в итоге содержит не все стежки.

Необходимо проверить и при необходимости повторно выставить правильное положение зубьев планки сшивателя.

При рассинхронизации рейки и иглы ткань сморщивается, нижняя нитка не проталкивается в стежки – верхняя же может излишне натягиваться и рваться. В некоторых случаях нижняя нитка может порваться и перестать поступать в сшиватель, в итоге шов получается однониточным, упрощённым, легко распускается и не держит слои ткани. Использование разных по толщине ниток недопустимо. Более толстая нитка труднее схватывается, отчего шов имеет изъян – пропуск нижних петель.

В идеале нижняя нить должна быть чуть тоньше, а не толще верхней и более растягивающейся. Чрезмерно скрученные нити также спровоцирует пропуск стежков и петель – они плохо схватываются челноком.

Способы устранения

В случае когда швейная машинка не захватывает нижнюю нить вследствие дисбаланса – настройте механизм, выставив верное расстояние между иглой и кончиком челнока. Сделайте следующее.

  1. Включите прямое прострачивание.
  2. Снимите игольную пластинку.
  3. Выставьте крайнюю нижнюю позицию иглы.
  4. Постепенно поднимите иглу, крутя привод. При этом кончик челнока должен пройти на 1,5 мм выше отверстия в игле. Между остриём иглы и кончиком челнока расстояние должно быть в среднем 0,175 мм. Эти настройки выставляются с помощью околочелночного винта.

На старых устройствах – «ПМЗ», «Подольск» и «Чайке» эта же калибровка выполняется в режиме зигзагообразной строчки. Расстояние между игольным отверстием и челночным кончиком при этом выявляется при левом и правом прохождении иглы сквозь ткань.

Точнее поможет сориентироваться следующая методичка устранения этой же неисправности.

Неисправность

Что нужно сделать

Чрезмерно слабая или перетянутая нить, намотанная на шпульке. Натяжение стоит проверить вручную или посредством тестового шва.

Удостоверьтесь, что шпулька вставлена правильно. Перенастройте натяжение с помощью винта возле челночного механизма или в его пределах.

Игловодитель ушёл в сторону при выполнении строчки.

Проверьте, что верхняя нить не перетянута чрезмерно.

Челнок движется с заметным усилием, некоторые стежки на шве отсутствуют, нить снизу прихватывается не всегда.

Прочистить челнок от соскобов нитки, затрудняющих его ход.

Ткань вовлекается внутрь пространства (под панелью), приводя челнок к частым застреваниям.

Смените затупленную и/или искривлённую иглу. Она не может быстро пробить материю.

Слабые, провисающие петли с обратной стороны стежка. Челнок работает нечётко.

Замените неисправные детали челнока. Он часто застревает из-за заусенцев, окисления и микротрещин.

Профилактика неисправностей

  1. Поставьте машинку на устойчивый стол, консоль или иную опору, где выдержана устойчивость и горизонталь плоскости.
  2. Подберите иглу и нитки, соответствующие сшиваемой материи. Вставьте и надёжно зафиксируйте иглу.
  3. Заправьте катушки с нитками согласно инструкции. Не нарушайте последовательность протяжки нитей. Например, вначале верхняя нить проходит через натяжитель, а затем через нижний направитель (к игловодителю) – а не наоборот. Также верно установите шпульку в челночный отсек.
  4. Оставьте 15-сантиметровый «хвост» обеих нитей, отведите их вбок. Это необходимо для качественно начала и продолжения шва.
  5. Включите машинку в сеть, вставьте тестовый лоскут и попробуйте сделать шов. Он должен быть ровным и без провисаний петель с обратной стороны.
  6. Используйте гладкие и эластичные нитки. Слишком ворсистые и перекрученные со временем попросту сточат игольное ушко, сделают его более «разбитым», а игла быстрее сломается.
  7. У машинки есть выработка (выбег) механизма до очередной смазки. В инструкции указан, например, интервал в 5000 часов. Электронные машинки могут комплектоваться «таймерной» функцией, отслеживающей общее время работы мотора и привода. Она заменяет электромеханический аналог моточасов (или прототип магнитофонного роликового счётчика), который мог бы использоваться в старых машинках XX века. Не игнорируйте указанную регулярность чистки и смазки – уделите этому внимание.

Соблюдение этих мер предосторожности – залог долговечности и безотказной работы изделия.

О том, что делать, если швейная машинка пропускает стежки, смотрите далее.

Под плохой строчкой подразумевается слабая или слишком тугая строчка с неравномерными или косыми стежками, с петлянием сверху или снизу, некрасивая или грязная.

Причины образования плохой строчки:

неправильное натяжение ниток;

неодинаковая толщина верхней и нижней ниток;

слабый нажим лапки на ткань;

шитье кривой или тупой иглой;

плохое качество рейки;

плохая работа рейки;

несогласованность в работе двигателя ткани и челнока;

шитье на давно не чищенной или только что смазанной и не вытертой машине.

Слабой строчкой считают такую, нитки которой видны между сшитыми полотнищами.

Если строчка получается слабой, нужно усилить натяжение обеих ниток (верхней и нижней) и отрегулировать его до нормального, причем раньше надо немного усилить натяжение нижней нитки, а затем во время шитья понемногу усиливать натяжение верхней нитки до одинакового для обеих ниток.

Тугой строчкой считается такая, при которой тонкая мягкая ткань стягивается, сосбаривается, а на толстой, плотной ткани строчка получается непрочной, т. е. при небольшом растягивании ткани вдоль строчки нитки рвутся.

Рис. 2. ПМЗ (подольская швейная машина)

Если строчка получается тугой, надо сначала немного ослабить нижнюю нитку, а затем во время шиться отрегулировать по ней натяжение верхней нитки. Если такого ослабления недостаточно, надо еще немного ослабить нижнюю нитку, а потом и верхнюю, регулируя до тех пор, пока натяжение ниток не станет нормальным (не очень тугим и не слабым) и одинаковым у обеих ниток. «Петляние» машины сверху или снизу сшиваемых тканей означает неодинаковое натяжение ниток. Чтобы устранить эту неисправность, надо определить, какая нитка петляет - верхняя или нижняя.

Петли 5 (см. рис. 28, а) на нижней стороне ткани делает верхняя нитка, если она натянута значительно слабее нижней. В этом случае надо усилить натяжение верхней нитки и прострочить. Если петли 5 снизу исчезли, а петли 6 наверху появились (рис. 28, в), значит, верхняя нитка теперь натянута сильнее нижней. Регулировку натяжения ниток надо проводить до исчезновения петель с обеих сторон сшиваемых тканей.

Если петли не исчезают, то причиной петляния может быть несогласованность работы двигателя ткани с челноком, что может быть устранено в мастерской.

Если плохая строчка происходит из-за «качки» рейки, надо сильнее затянуть винты, крепящие рейку к реечной вилке (см. рис. 46, а).

Если же качка рейки происходит из-за качки реечной вилки вследствие ослабления винтов, которыми соединены детали механизма двигателя ткани, нужно обратиться в мастерскую. Если косые стежки получаются из-за разницы в толщине верхней и нижней ниток, надо заправить в машину одинаковые нитки.

Косые стежки может делать кривая игла, которую следуете заменить.

Косые стежки могут получаться и от качки рейки вправо - влево, вдоль платформы, когда вследствие смещения рейки передвигается и ткань. В таком случае укрепляют винты рейки.

Если строчка получается с неравномерными по длине стежками, необходимо проверить силу нажима лапки на ткань, крепление лапки и состояние ее подошвы. Как изменить силу нажима лапки на ткань и затянуть винт крепления, было сказано выше. Если на подошве лапки есть неровности, лапку надо сменить.

Рис. 28. Петляние ниток при стачивающей строчке: я - вид строчки сверху; б - петляние верхней нитки; в - петляние нижней нитки

Неравномерная строчка, с частыми и редкими стежками, может получаться от качки рейки вперед и назад (от работающего и к работающему). Во избежание этого надо затянуть винты, крепящие рейку.

Если же требуется затянуть и винты соединения других деталей механизма двигателя ткани, то надо обратиться к помощи мастерской.

Причиной неравномерной длины стежков может явиться износ зубьев рейки, когда часть их уже ступилась. Способ устранения - смена рейки.

При пошиве изделий из очень тонких, но не прозрачных тканей даже тонкими нитками почти всегда (если ткань недостаточно мягкая) на лицевой стороне заметно переплетение верхней и нижней ниток.

Чтобы это переплетение было видно только с изнаночной стороны, следует немного ослабить натяжение верхней нитки.

Некрасивая строчка получается, когда шьют толстыми нитками тонкую ткань, если же, наоборот, очень тонкими нитками шьют толстую ткань, то строчка будет непрочной.

Грязная строчка получается на давно не чищенной машине. В таком случае в машине ПМЗ (подольская швейная машина) надо разобрать челночный комплект и протереть каждую его деталь.

Чаще всего грязная строчка получается из-за того, что шьют сразу после смазки, не протерев машину, и не на лоскутке, а сразу на ткани для изделия.

Кроме неполадок, относящихся к основным шести группам, бывают и другие, например, когда машина очень громко стучит или у нее тяжелый ход. Машина не включается после намотки шпульки потому, что маховое колесо 1 (см. рис. 2) не соединяется с главным валом 2 или не выключается перед намоткой шпульки. В швейных машинах, делающих зигзагообразную строчку, бывают неполадки с рычагами управления, а в имеющих копировальное устройство (автоматику)- со звездами или рычагами автоматики.

Машина громко стучит, если ее давно не чистили, не смазывали или смазывали несвежим, загустевшим маслом.

Машину надо своевременно и тщательно чистить, смазывать свежим машинным маслом, а если ее давно не чистили, даже промывать керосином.

Громкий стук машины и даже ее останов могут происходить от застревания нитки в челночном комплекте.

Причинами попадания нитки в челночный комплект являются: поворот махового колеса от себя, когда в иглу заправлена нитка, или вращение махового колеса при поднятой лапке и заправленной в иглу нитке.

Не во всех случаях и не во всех машинах при попадании нитки в челночный комплект надо его разбирать, чтобы вынуть застрявшую в нем нитку, но всегда для этого нужно вынуть из машины шпульный колпачок. Если игла находится в верхнем положении, то шпульный колпачок можно вынуть сразу. Если же она опущена, т. е. находится в челночном комплекте, прежде нужно снять с машины иглу.

Когда из машины вынут шпульный колпачок, а из иглы нитка, нужно попробовать силой повернуть маховое колесо на пол-оборота от себя, а потом на столько же на себя. Если этого сделать не удается, надо пустить масло на дорожку челнока и после этого попробовать немного повернуть маховое колесо от себя. Если же колесо не поворачивается или не устраняется громкий стук машины, то в машине ПМЗ (подольская швейная машина) можно разобрать челночный комплект, достать застрявшую нитку и, протерев все детали, вновь собрать комплект.

В челночном комплекте машины «Тула» нитка не застревает, и он доступен для чистки без разборки.

Рис. 46. Работа с лапкой для штопки: а - лапка для штопки и вышивки, установка вышивальной пластинки; 6, в, г, д и е - последовательность операций при установке вышивальной пластинки на игольную пластинку; ж и з - установка на машине лапки для штопки (с наружным расположением пружинки); и и к -лапки для штопки (с внутренним расположением пружинки)

В машине. «Веритас» при застревании нитки в челночном комплекте его не надо ни снимать, ни разбирать. Нужно лишь, сняв иглу и вынув из машины шпульный колпачок, попробовать силой повернуть маховое колесо на одну треть оборота от себя и сделать несколько качательных движений. Если в результате этого застрявшая в челночном комплекте нитка не перетрется или не выпадет из него, то можно ослабить винты только одной съемной пластинки 5 (рис. 83, а) челночного комплекта, огибающей его почти наполовину и имеющей форму узкой полоски. Один конец 6 (рис. 83, б, в) у нее острый и обращен к носику 7 челнока, другой конец 8 (рис. 83, а, г) - ровный и вплотную прилегает к несъемной пластинке 9. Нитка может застрять только под пластинкой 5, которую можно снимать самим. Она прикреплена к комплекту тремя последовательно расположенными один за другим винтами 10, 11 и 12 (рис. 83, а). Если после ослабления этих винтов нитку из-под пластинки 5 вытянуть не удается (она обрывается), то винты 10, 11 и 12 полностью вывинчивают, снимают пластинку 5 и достают застрявшую нитку.

Винты же 13 (рис. 83, г), 14, 15 и 16 несъемной пластинки 24 ослаблять и вывинчивать не нужно, поэтому их шляпки зашлифованы вровень с поверхностью несъемной пластинки.

Не следует для чистки челночного комплекта отвертывать винты 17 (рис 83, а), 18 и 19 (рис. 83, г), крепящие челночный комплект к челночному валу. Если же из-за плохой работы челнока требуется ослабить или вынуть эти винты, это можно сделать только в мастерской, потому что требуется глубокое знание устройства машины с ротационным челноком и опыт его установки, чтобы точно определить расстояние от носика челнока до иглы и время подхода к ней. Малейшая неточность установки челночного комплекта в машине может привести не только к пропуску стежков и поломке игл, но и к затуплению об иглу носика челнока и даже к его поломке, тогда потребуется заменить несъемную пластинку или весь челночный комплект.

Громкий стук, пропуск стежков, плохая строчка и поломка игл могут происходить при ослаблении винта 20 (рис. 83, г) пальца 21. Надо проверить силу крепления винта 20 в пазу 23 крепления и, если он ослаб, подтянуть. Для этого надо установить палец 21, так, чтобы его конец 22 не касался ни одной из стенок паза 23, через который проходит нитка (между ними должно оставаться небольшое расстояние). Тогда во время работы машины нитка свободно будет проходить через паз.

Рис. 83. Челночный комплект машины «Веритас: а -положение съемной пластинки, обеспечивающее доступ ко всем трем ее винтам; б - то же, к двум винтам; в - то же, к одному; г - положение несъемной пластинки, прикрепляемой четырьмя винтами

Тяжелый ход машины наблюдается при очень сильном натяжении приводного ремня в машинах с ножным приводом. В таком случае нужно купить более длинный приводной ремень и надеть его более свободно на маховое колесо машины и приводное колесо станка.

Другой причиной тяжелого хода машины «Тула» с ручным приводом может быть работа на ней без отключения электродвигателя.

Кроме того, тяжелый, «тугой» ход имеют несмазанные и давно не чищенные машины.

Если поворотом на себя фрикционного винта 5 (рис. 84, а, б) не удается машину отключить, т. е. разъединить маховое колесо с главным валом, и игла продолжает работать во время намотки" нитки на шпульку, то причинами этого могут быть: сухость втулки 6 (рис. 84, б), неправильное положение фрикционной шайбы 7, показанной на рис. 84, б, в, г, или неправильный поворот фрикционного винта 5 (рис. 84, б).

Если причиной неотключения машины является сухость втулки, нужно пустить масло в отверстие 8 на маховом колесе.

Рис. 84. Съем и установка фрикционной шайбы: а - съем фрикционного винта; б - съем фрикционной шайбы (шайба и винт показаны отдельно); в и г - фрикционная шайба в различных рабочих положениях

Если игла продолжает работать и после смазки, необходимо проверить состояние винтов 5 и 9.

Если ограничительный винт 9 и фрикционный винт 5 завернуты правильно, причиной неразъединения махового колеса с главным валом является неправильное положение фрикционной шайбы 7 (рис. 84, б, в, г).

Чтобы проверить положение этой шайбы, надо вывернуть ограничительный винт 9 (рис. 84, а, б) фрикционного винта 5 и снять фрикционную шайбу 7 (рис. 84, б, в, г), которая имеет три рожка 10 (рис. 84, в, г), 11, 12 и два выступа 13 и 14. Во втулке 6 (рис. 84, б) махового колеса, в которую вставлена фрикционная шайба, имеются две выемки - пазы 15 и 16. Выступы 13 и 14 (рис. 84, в, г) шайбы должны, во-первых, войти в выемку втулки и, во-вторых, своими отогнутыми концами быть обращены наружу, так как именно они служат упором при вращении фрикционного винта для отключения или включения механизма иглы. Эту фрикционную шайбу вставить на место до-

вольно трудно, она съезжает с места установки при ввинчивании фрикционного винта.

Если машину держать маховым колесом вверх (головкой вниз), легко будет положить фрикционную шайбу 7 и ввинтить фрикционный винт 5, а затем ограничительный винт 9 (рис. 84, б). Если же при намотке нитки на шпульку игла продолжает работать, надо вновь достать фрикционную шайбу 7 (рис. 84, в), но не перевертывать, а только повернуть по кругу на 180° (рис. 84, г), чтобы только рожки 10, 11, 12 поменялись местами, завернуть фрикционный винт 5 (рис. 84, а), ввернуть в него ограничительный винт 9.

При включении или отключении машины фрикционный винт 5 можно поворачивать не более чем на 7з оборота, т. е. от одного выступа 13 (рис. 84, в) шайбы до другого 14 или, наоборот, от рожка 11 до выступа 13. Если перевести через них внутренний конец 17 (рис. 84, б) ограничительного винта 9, то шайба 7 может повернуться, но не разъединит маховое колесо с главным валом или не включит машину, т. е. не присоединит маховое колесо к главному валу, тогда оно будет вращаться на так называемом холостом ходу.

В машине «Веритас» разъединение и присоединение махового колеса к главному валу происходит точно так же, как в машине ПМЗ (подольская швейная машина). В машине «Тула» при намотке шпульки с помощью электродвигателя маховое колесо не вращается, ибо оно механически отключается вместе с главным валом. Наматывание нитки на шпульку происходит при помощи специального приспособления на валу электродвигателя.

Неполадки, связанные с работой электродвигателя, могут устранить электромонтеры мастерских бытового обслуживания.

Бытовая швейная машина - незаменимый помощник для домашней хозяйки. Этой маленькой помощнице все по плечу. Подшить брюки или юбку, обметать края штор и даже вышивать - все это возможно для домохозяйки, если она умеет пользоваться швейной машиной. Но, в отличие от других бытовых приборов, швейная машина - очень капризный агрегат, иногда просто оказывающийся шить. Для того чтобы устройство было вам надежным помощником, полезно знать, почему не шьет швейная машинка. В этой статье мы разберем все главные неисправности подобных приборов и дадим советы по их устранению.

Основные неисправности швейных машин:

  • механизм лапки не подает или плохо подает материал;
  • обрыв нити;
  • ломается игла;
  • не двигается ткань;
  • неисправности челнока;
  • ослаблен приводной ремень.

Машинка плохо подает ткань

Такая неисправность очень часто встречается. При правильной работе машинки ткань должна двигаться без рывков, равномерно, с одной и той же скоростью. Если же это не так, то, скорее всего, неисправен механизм подачи ткани. Бывает, что в причине такой поломки виновата сама хозяйка, которая для быстроты шитья вытягивает ткань, помогая машинке руками. В результате могут быть сбои в работе подающего транспортера. Кроме того, вытягивая ткань с силой, можно согнуть или даже сломать иглу.

Если неисправен механизм подачи ткани, то вам потребуется его регулировка. Подающая рейка механизма подачи недостаточно плотно прилегает к нажимной лапке, в результате чего ткань проскальзывает. Настройка рейки - это довольно хлопотное дело, и в этом случае лучше обратиться к профессиональному наладчику. Бывает, что после длительной эксплуатации зубья подающей рейки становятся тупыми. Чтобы избежать этого, не допускается работа швейной машины вхолостую, без ткани.

Обрыв нитки

Есть целый ряд причин, почему швейная машинка не шьет строчку и рвет нить. Одной из них является неправильная регулировка натяжения верхней нити. Нить просто перетянута и при подаче рвется, не успевая следовать за иглой. Чтобы добиться правильной работы, нужно сначала до конца ослабить регулятор верхней нити, а затем, постепенно увеличивая натяжение, добиться правильной работы машинки, при которой нить не рвется.

Другой причиной является кривая игла. В процессе работы она может погнуться и задевать за игольную пластину или за лапку, которая прижимает ткань. В результате этого нить цепляется за края и рвется. Особенно этому подвержена швейная машинка "Чайка". Почему не шьют другие машинки, рассмотрим далее.

Часто нить может порваться, как ни странно, из-за ее качества. Нитки для швейных машин и для ручного шитья или вышивания заметно отличаются. Для ручного шитья - хлопчатобумажные, имеют неровную структуру и при работе бархотятся. Если такие нитки поставить в швейную машинку, то они быстро разлохматятся и будут рваться. Важно выбирать качественные нитки для швейных машин. Они бывают тонкие и эластичные.

Ломается игла

Это тоже серьезная неисправность, из-за которой не шьет швейная машинка. Почему ломается игла? Причин тоже может быть несколько. Первая из них - это неправильная установка самой иглы в игловодитель. Если она вставлена не до упора, то в процессе работы может ударяться о челнок и неизбежно сломается. Положение иглы нужно постоянно проверять. Если ее крепление в игловодителе ослабло, то нужно его подтянуть, предварительно вставив иглу вверх до упора.

Часто поломка иглы случается из-за неправильного ее подбора. Если вы после шитья тонких тканей решили этой же иглой прошить джинсовую, то это неизбежно приведет к поломке. Иглу нужно подбирать в соответствии с толщиной и типом ткани. Для более грубых тканей существуют специальные иглы, которые отличаются по толщине и заточке. Есть и универсальные иглы, подходящие под все виды тканей. Кроме того, иглы могут ломаться из-за некачественного материала, из которого они изготовлены. Не покупайте дешевые иглы у неизвестных продавцов, и вы сможете избежать напрасных трат.

Неисправен челнок или нарушилась его регулировка

Почему не шьет ручная швейная машинка "Подольск"? Скорее всего, это связано с работой челнока. Качественная работа этих машинок нередко зависит от его состояния. Какие могут быть неисправности? В челнок может набиться грязь или попасть влага, тогда он может туго проворачиваться, а в некоторых случаях даже заклинить. Из-за этого не шьет ручная швейная машинка. Почему так происходит?

Длительный простой машинки

Если вы не пользовались швейной машинкой длительное время, то в челнок может попасть влага, что неизбежно приведет к коррозии. Чтобы избежать этого, нужно периодически смазывать машинку, даже если длительное время она была в простое. Как это правильно сделать, написано в инструкции к вашей швейной машине.

Другое дело, если в челнок набьется грязь. Такое может быть, наоборот, от длительной и непрерывной эксплуатации машинки. Нитки, которыми вы шьете, не идеально чисты: на них может быть грязь или скопиться пыль. Вместе со смазкой все это образует вязкую массу, которая и забивает челнок. Чтобы избежать этого, периодически челнок нужно разбирать и чистить, добавляя новую смазку.

Ослаблен приводной ремень

Еще одной из причин того, почему не шьет швейная машинка, может быть ослабленный приводной ремень. Это можно заметить сразу, после того как вы включили машинку и нажали на педаль привода. Мотор может крутиться вхолостую, а машинка шить не будет. Это легко исправить, не вызывая мастера. Нужно ослабить пару болтов на креплении двигателя и немного подать его вниз, рукой проверяя натяжение ремня. Как только он натянулся, закрепить двигатель в этом положении. Не забудьте только обесточить машинку перед этой операцией.

Если у вас старая машина с ножным приводом, то вышеуказанное действие не пройдет. У таких устройств нет натяжителя ремня. В этом случае ремень нужно снять и укоротить приблизительно на один сантиметр. Затем скрепить скобкой и установить обратно. Нужно помнить, что перетягивать ремень тоже нельзя. Это может вызвать тяжелый ход машинки и привести к поломке шкивов.

В этой статье были даны основные ответы на вопрос, почему не шьет швейная машинка. Большинство поломок можно устранить самостоятельно. А вот при таких, как точная настройка, лучше всего обратиться к мастеру или в сервисный центр. Не нужно экономить там, где можно потерять больше.