Чем заняться с 5 месячным ребенком. Игры с детьми пяти месяцев. Движение – не ограничивать

Если раньше он был пассивным наблюдателем окружающей действительности, то теперь, с развитием двигательных навыков, он становится активным ее исследователем. Играть с ребенком в 5 месяцев, как с трехмесячным, уже не получится. Теперь, умея доставать и хватать предметы, малыш настойчиво ищет любую возможность использовать приобретенные навыки для познания мира.

На что же способен ребенок 5 месяцев?

Выбирая игры для подросшего ребенка, нужно учитывать следующие возрастные способности:

К 5 месяцам малыш крепнет физически. Он уже хорошо переворачивается со спины на живот, а иногда и обратно. В положении на животике приподнимается на ладонях, а также принимает позу «самолетика» Лежа на спине, кроха способен подтянуться, если мама вложит в его ручки свои пальцы. Некоторые дети пытаются сесть. Они осознано тянутся к интересующему их предмету, пытаясь его схватить;

Речевое развитие характеризуется появлением простых слогов - «ма», «па», «ба». Гуление уже начинает переходить в лепет. Ребенок может неосознанно копировать звуки, произносимые взрослым;

В эмоциональном развитии тоже наблюдается прогресс: малыш обожает общаться с родителями и знакомыми родственниками, радостно реагирует на них, улыбается и даже заливисто хохочет в ответ на обращенные к нему реплики. К незнакомцам же относится настороженно и предпочитает ретироваться на руки к маме;

Развиваются возможности памяти и внимания ребенка. Малыш хорошо знает лица своих родных. А мамин запах, прическу и одежду он не перепутает с другими. Если она вдруг сменит внешний вид, потребуется некоторое время, чтобы малыш ее узнал. Он уже может в отсутствие взрослого 10-15 минут заниматься с игрушками, способен запомнить несколько предметов в доме (часы, лампа, любимая игрушка).


Ни минуты впустую

Пятимесячный малыш развивается, когда узнает что-то новое. Поэтому каждое мгновение, даже во время повседневных хлопот, можно провести с пользой. В кроватке пришло время опустить мобили и игрушки, висящие высоко, вниз, чтобы малыш мог да них дотянуться. Наблюдение - уже не для него. Крохе хочется взять игрушку к руку, рассмотреть вблизи, повертеть, потрясти… Можно подвесить игрушки на боковые стенки кроватки с обеих сторон, стимулируя таким образом малыша тянуться к ним. Купая, переодевая ребенка, не уставайте называть свои действия, части тела, предметы («моем ножки», «надеваем маечку», «сейчас пойдем кушать»). Особенно это важно перед сменой обстановки. Конечно, малыш еще не понимает речь, но он уже угадывает и психологически готовится к изменению ситуации.

Всюду, где возможно, берите ребенка с собой. Усаживайте его в шезлонг, разговаривайте, комментируйте свои действия, даже если просто чистите картошку. Возможно, малышу понравится передвигаться по дому и по улице в детском рюкзачке, одновременно впитывая информацию из окружающего мира и ощущая себя спокойно рядом с мамой. Готовясь взять кроху на руки, протягивайте к нему свои руки и говорите «Оп» или «Иди-иди». Скоро малыш запомнит это и начнет сам тянуться навстречу. Во время кормления дайте ему вторую ложку - пусть изучает ее. Налейте в пластиковую кружку совсем немного напитка и дайте ему подержать ее. Если он попробует попить и разольет содержимое - не страшно. То, что он попытался - уже большое достижение для этого возраста.


Играем и развиваемся

Игрушек у пятимесячного малыша должно быть много! Лучше, если это будут небольшие и не перегруженные деталями предметы: мячик, заяц, котенок, детский молоток, колокольчик, простая машинка. Используйте разнообразные развивающие игры для 5 месячного ребенка, как современные, так и те, которые знали еще наши бабушки. Позвольте ребенку самому выбрать игрушку из нескольких. Чтобы поддерживать интерес, предлагайте ему новый предмет каждые 3-4 дня. Попробуйте вкладывать игрушку поочередно то в правую, то в левую руку. Скоро это научит малыша самостоятельно перекладывать предмет из руки в руку. Не стоит забывать про старые добрые погремушки. Пусть малыш хватает их, рассматривает, трясет, прислушивается к звуку, бросает. Давайте ему погремушки разного веса, цвета, фактуры, с разным звучанием.


Речевое развитие крохи стимулируют потешки, пестушки, простые детские стихи и песенки. Не ленитесь играть с ним в «Сороку-белобоку» - это отличный тренажер для речевых центров, расположенных на пальчиках. Способствует развитию речи и слуха и игра «Пальчики». Взрослый проговаривает потешку, одновременно загибая пальцы ребенка по одному:

Пальчик-пальчик, где ты был?

Этот пальчик в лес ходил,

Этот пальчик щи варил,

Этот пальчик рисовал,

Этот пальчик танцевал,

Ну а этот пальчик (мизинец), маленький лентяйчик

Спрятался в чуланчик!

Ребенок уже может запоминать некоторые игры, например, в игре «Ехали-ехали» на фразе «В ямку бух!» он радостно визжит и попрыгивает на коленях у мамы. В возрасте 5 месяцев более активно познакомьте малыша с зеркалом. Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите, где он, где мама. Пусть малыш внимательно рассмотрит свое отражение. Ребенку уже нравятся книжки с крупными, яркими изображениями. Показывая картинку, не спешите переворачивать страницу, объясните малышу, что на ней нарисовано. Можно предлагать ему и развивающие книжки с разными фактурами (меховые, тканевые, тисненые) и отверстиями для пальчиков.


Кроха 5 месяцев уже способен следить за предметами. Развивать это умение помогут игры с перемещением игрушки. Например, прокатите мяч по полу или «прошагайте» зайчиком по кровати. Пусть зайчик спрячется за подушку. Заметил ли малыш это исчезновение? Хорошо тренирует память игра «Где у нас…». Выберите крупный предмет, который всегда находится на одном и том же месте в доме (часы, большая мягкая игрушка). Сначала назовите предмет, дайте малышу его потрогать, затем верните на место и снова назовите, указывая на него. Постепенно малыш запомнит его, и при вопросе: «А где у нас…?» будет находить его глазами и издавать радостный звук. Позже, когда ребенок хорошо запомнит название и внешний вид предмета, можно переставить его в другое место комнаты и снова спросить малыша о нем.


Игры для физического развития ребенка

Для физического развития важны игры на развитие навыка хватания, который помогает совершенствовать координацию глаз и рук. Позвольте ребенку хватать игрушки столько, сколько он захочет. В положении на животе положите игрушку чуть дальше, чем малыш может дотянуться. Это стимулирует его на следующий важный этап физического развития - ползание. Но не расстраивайте кроху - если в течение нескольких секунд он не справится, подтолкните игрушку к его руке. В 5 месяцев малыш может начать бросать игрушки, пока неосознанно, а не из вредности. Для него это еще один способ познания окружающего мира, поэтому не препятствуйте и ругайте его за это.


Поиграть с ребенком 5 месяцев можно и вовремя ежедневной гимнастики. Наденьте ему на ножки и запястья малыша мягкие резиночки с бубенцами. Звон, раздающийся при движении, заинтересует кроху, вызовет радость и будет стимулировать на новые движения. Полезно прикрепить к бортикам кровати деревянную палочку на веревках или небольшие кольца. Подтягиваясь на них, ребенок развивает не только силу, но и согласованность движений разных частей тела, что в будущем поможет ему боле успешно осваивать ползание и ходьбу.

Итак, в пятимесячном возрасте продолжается активное развитие ребенка и познание им окружающего мира. Родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы это время прошло с пользой для их подрастающего малыша.

Игрушки для детей любого возраста должны быть не только красивыми и привлекающими внимание, а и полезными, оказывающими развивающий эффект. Заботиться о развитии ребенка нужно начинать с самого раннего возраста, а лучше «сразу с пеленок».

Для детей пяти месяцев полезными для развития будут такие игрушки как резиновое кольцо-прорезыватель, большой мяч, зеркальца и игрушки с зеркальным покрытием, всевозможные музыкальные игрушки (барабан, ксилофон, колокольчики, дудочки), различные трубы-тубусы с блестящими и разноцветными наполнителями, пересыпающимися при встряхивании, игрушки с прозрачными поверхностями и движущимися внутри предметами (шариками, капельками и т.д.), игрушки с цветными секторами.

Глядя на эти игрушки, играя ими, у ребенка развивается звуковое, зрительное восприятие и другие психические процессы.

Полезно играть с ребенком этого возраста в такие давно известные игры как «Ладушки», «Сорока-ворона». Эти игры способствуют развитию моторики, речи, тактильных ощущений. Для формирования тактильного опыта малыша полезным будет предоставлять ему возможность ощупывания предметов с различной поверхностью (шершавых, гладких, холодных, теплых, скользких и т.д.).

Для этих целей подойдут не только игрушки, а и предметы быта: чашки, ложки, полотенца, одежда, кусочек льда из холодильника, тканевые мешочки, наполненные различными сыпучими материалами. Тактильные ощущения ребенка необходимо сопровождать словами, комментировать. Можно организовать изучение движения воздуха от вентилятора – включить, выключить несколько раз его, посмотреть на ветерок, дующий от вентилятора на платочек, листик бумаги.

Полезными будут игры по изучению частей своего собственного тела и близких окружающих ребенка людей.

Помимо тактильных ощущений в этом возрасте необходимо формировать зрительный опыт. Для ребенка представляют интерес не только близкорасположенные предметы, а и удаленные.

О тех предметах, которые привлекли внимание ребенка, необходимо рассказывать ему, дать возможность их пощупать, рассмотреть. В этом возрасте наиболее часто внимание ребенка привлекают яркие контрастные игрушки.

Из всего многообразия игрушек он обязательно выберет те, которые характеризуются этими свойствами.

С 5-6 месяцев у детей значительно повышается активность и подвижность. Малыш начинает ползать , игрушки, подвешенные на держателе, теряют свою актуальность, привлекают малыша больше игрушки на дне манежа.

В этом возрасте необходимо активизировать работу по развитию понимания малышом речи и умений повторять слоги. До 5-6 месяцев для ребенка большую роль играет интонация в речи взрослых, после полугода актуальность приобретает смысловое значение слов.

Взрослые должны называть окружающие ребенка предметы, комментировать производимые действия. Словесное обозначение взрослыми предметов и действий способствует формированию пассивного, а позже и активного словаря ребенка.

Комментировать необходимо все действия: процесс кормления, подготовки ко сну, умывания: «Машенька сейчас будет кушать. Кушать кашку», «Вымоем Артемке ручки», а также окружающие ребенка предметы. На вопрос, «Где кукла?» ребенок должен повернуть голову в сторону куклы и отыскать ее взглядом.

В этом возрасте необходимо поддерживать интерес и способность ребенка к целенаправленному манипулированию предметами. Организовывать игры ребенка с мячом, шарами, игрушками по принципу вкладывания и вынимания составляющих ее предметов (матрешки, пирамидки, наборы различных мисочек).

Игры с ребенком пяти месяцев

«Футболист»

Ребенок – в положении лежа на спинке. Надувной мячик большого диаметра — под ножками ребенка. Придерживая и поворачивая мячик, взрослый предоставляет ребенку возможность побить его ножками.

Можно поучить ребенка отбивать мячик. Бросать (избегая попадания в лицо), пока не получится у ребенка отбить его или пока у него не пропадет интерес к игре.

Данные подвижные игры развивают мускулатуру мышц ребенка, координацию движений, крупную моторику.

Игра с телом малыша

Можно играя имитировать борьбу с малышом: приподнять его, подкинуть вверх, опустить вниз, подержать в стоячем положении.

Зарядка с подушкой

Положить ребенка на животик, подсунуть под животик подушку. Несколько секунд дать ребенку возможность побыть в таком положении.

Данные игры способствуют развитию мускулатуры тела ребенка.

«Мыльные пузыри»

Организовать наблюдение ребенка за мыльными пузырями. Можно попробовать дать ребенку возможность самому пустить их.

«Прятки»

Организовать игру можно двумя способами – закрывая свои глаза и закрывая глазки ребенка. Сопровождая игру словами: «Ау!», «Где Сереженька?», «Вот Сереженька» и т.д. Можно спрятаться под одеяло, затем выглянуть из-под него.

На пятом месяце жизни у ребенка значительно повышается подвижность. Малыш пытается ползать, хватать руками все предметы, находящиеся в пределах его досягаемости. В этот период весьма эффективны будут развивающие игры, направленные на совершенствование тактильных, интеллектуальных и физических навыков ребенка.

Цель и предназначение развивающих игр для ребенка 5 месяцев

  • развитие зрительного и звукового восприятия ребенка;
  • совершенствование моторики движений и тактильных ощущений;
  • изучение новых предметов окружающего мира, получение новых эмоциональных впечатлений;
  • развитие физических навыков, укрепление мышечного аппарата;
  • укрепление эмоционального контакта с матерью и другими родственниками.

Все игры, используемые для занятий с малышом 5-месячного возраста, можно условно разделить на следующие категории:

  • игры, направленные на развитие и совершенствование органов слуха (занятия с музыкальными игрушками, игры с использованием мелодий и песен);
  • занятия, способствующие физическому развитию малыша, в том числе помогающие ему научиться ползать;
  • игры, развивающие интеллектуальные навыки малыша, способствующие пополнению его пассивного словарного запаса;
  • игры, способствующие эмоциональному развитию малыша.

Виды развивающих игр для ребенка в возрасте 5 месяцев

Для проведения занятий с малышом в этот период рекомендуется использовать следующие игры:

Для проведения игры необходимо иметь в наличии легкий надувной мячик среднего размера. Сначала положите мяч под ножки ребенку, который в это время лежит на спинке. Предоставьте малышу возможность «побить» мячик ногами.

Далее можно немного усложнить задание. В исходном положении ребенок лежит на спине на большой горизонтальной поверхности. Взрослый бросает мяч так, чтобы он катился по столу или дивану прямо к ножкам малыша. Стимулируйте малыша отбивать мячик ногами. Вначале можете показать ему, как это делается.

Точно так же можете приближать мяч к рукам малыша. Пусть ребенок попытается оттолкнуть мячик ручками в направлении от себя. Упражнение можно повторить несколько раз.

Указанная игра развивает мускулатуру малыша, совершенствует координацию движений. Продолжительность занятия – 5-7 минут. Заниматься можно в то время, когда ребенок активно бодрствует. Проведение игры следует отложить, если ребенок только что покушал или устал.

Это занятие представляет собой игру в прятки в упрощенном варианте. При ее проведении можно импровизировать: например, взрослый закрывает лицо платком, затем неожиданно появляется, открывая свое лицо.

Можно также закрыть своими руками глазки малышу, а через несколько секунд – открыть. Интересно малышу будет и в том случае, если спрятать его любимую игрушку под какой-либо тканью, а когда малыш не сможет найти ее – показать, где находится игрушка.

При выполнении всех вышеперечисленных действий следует повторять выражение «ку-ку» в тот момент, когда ребенок пытается найти исчезнувший предмет или человека.

Указанная игра развивает интеллектуальные и эмоциональные навыки малыша, способствует тренировке внимания и наблюдательности.

Для проведения игры потребуется любой музыкальный игрушечный инструмент с клавишами. Подобных устройств сегодня в продаже имеется большое количество, а их стоимость является вполне доступной.

Продемонстрируйте малышу игрушечное пианино, нажмите пальцами несколько клавиш, чтобы показать, вследствие каких манипуляций возникает звук.

Затем подвиньте игрушку ближе к малышу и попросите его нажать на клавиши. Если он пока не понимает, как это сделать, сами нажмите его пальчиком на клавишу. Ребенку наверняка понравится подобная игра, и он с удовольствие будет стучать ладошкой по всем клавишам. На данном этапе этого вполне достаточно, ведь у малыша пальчики еще недостаточно развиты для того, чтобы нажимать тугие клавиши, а вот стучать ладошкой или кулачком по игрушке он вполне сможет.

Представленная игра развивает слух малыша, способствует укреплению мускулатуры кистей рук. Продолжительность занятия не должна превышать 5-7 минут. Заниматься можно в любое время суток в то время, когда ребенок активно бодрствует.

Для проведения игры необходимо иметь в наличии пластмассовую или резиновую игрушку, способную издавать писк или другой звук при нажатии на нее или сдавливании. Во время занятия ребенок может лежать на спинке. Покажите ему игрушку и пропищите ее, сказав при этом: «Кто это? Это зайчик! Поймай зайчика!»

Малыш начнет тянуть руку к игрушке, но в этот момент следует отодвинуть ее немного дальше. Ребенок снова будет тянуться к пищащему предмету, но игрушка будет все время ускользать от него. Через несколько подходов дайте малышу возможность наконец-то поймать игрушку. При этом ребенок придет в неописуемый восторг.

Игра направлена на развитие внимания малыша, тренировку мышц рук, совершенствование координации движений. Кроме того, ребенок лучше научится распознавать тональность и источник появления различных звуков. Продолжительность занятия – 5-10 минут. Проводить игру лучше на протяжении дня, когда ребенок бодр и весел.

Пятимесячный малыш уже может выбрасывать надоевшие ему игрушки и другие предметы (соски-пустышки, бутылочки) из кроватки. Если мама в этот момент будет молча подбирать все упавшие вещи, ребенок совсем «разбалуется», и в дальнейшем его будет трудно отучить от этой привычки.

Попробуйте превратить указанное действие в игру и одновременно в обучение навыку убирать за собой. Как только малыш отбросил предмет от себя, скажите: «Ай-я-яй! Игрушка упала!». Затем возьмите ребенка на руки, поднесите поближе к упавшему предмету и скажите: «Подними!». Дождитесь, пока малыш сам поднимет игрушку или хотя бы попытается это сделать.

Указанное занятие способствует развитию мускулатуры малыша, совершенствованию движений рук. Но самое главное значение состоит в том, что ребенок с младенческого возраста будет приучаться к порядку и ответственности за свои поступки.

Продолжительность занятия – по мере необходимости, то есть проводить его следует только в том случае, если малыш сам выбрасывает игрушки с кроватки. Специально бросать игрушки на пол не следует, ведь таким образом ребенок может посчитать, что указанное действие является правильным.

С пятимесячным малышом можно попытаться освоить такой новый вид деятельности, как рисование. Для занятия выбираем медовые или пальчиковые краски, являющиеся гипоаллергенными и безопасными для ребенка. При первом занятии достаточно использовать один-два цвета, в дальнейшем спектр оттенков можно расширять.

Перед малышом следует положить большой лист белой бумаги (его можно приобрести в магазине канцтоваров) и краски. Пусть малыш сам выберет желаемый цвет. Аккуратно опускаем кончик указательного пальца ребенка в емкость с краской, затем проводим пальчиком по листу бумаги, пытаясь нарисовать какой-либо несложный предмет.

Первые рисунки, самостоятельно созданные малышом, можно сохранить на память даже в том случае, если на них трудно что-либо разглядеть. В дальнейшем ребенок будет благодарен за то, что вы предоставили ему возможность любоваться продуктом его «творчества» в более сознательном возрасте.

Продолжительность занятия – 5-7 минут. Рисовать лучше во второй половине дня или вечером, за исключением времени подготовки ко сну.

Для проведения развивающих занятий можно использовать и время купания. Когда малыш находится в детской ванночке, опустите на поверхность воды игрушечный пластмассовый кораблик или обычную пластмассовую мыльницу. В кораблик можно положить один-два небольших предмета. Далее начинайте создавать эффект «волны» на поверхности воды. Обратите внимание малыша на то, что при появлении «волн» кораблик начинает качаться. Также покажите малышу, что движением корабля можно управлять, подталкивая этот предмет руками в определенном направлении или разгребая воду вокруг.

Как правило, ребенку очень нравится подобное времяпровождение. При проведении игры следует учитывать несколько важных моментов:

  • если вы используете в качестве «кораблика» мыльницу, то она должна быть тщательно вымытой;
  • ни в коем случае не следует оставлять малыша без присмотра во время купания и игры;
  • в процессе купания и проведения игры необходимо внимательно следить за температурой воды в ванне. Обращайте внимание на то, как себя чувствует ребенок, не слишком ли горячей или холодной является вода.

Указанное занятие развивает координацию движений малыша, помогает ему понять свойства предметов, помещенных в воду. Кроме того, в процессе любых игр в ванной у малыша значительно улучшается настроение.

Продолжительность занятия – от 5 до 15 минут. Рекомендуемое время проведения – вечером во время очередного купания малыша.

Развивающие игры с ребенком 5 месяцев должны соответствовать следующим требованиям:

  • очень важно использовать во время занятий только высококачественные сертифицированные игрушки, не содержащие вредных красителей и других опасных компонентов;
  • игрушки, используемые при проведении игр, следует регулярно мыть чистой прочной водой;
  • размер игрушек не должен быть меньше, чем 5-6 см. Предметы меньшего размера ребенок может случайно проглотить или запихнуть, например, в ухо или нос;
  • два-три раза в неделю игрушки, используемые при проведении игр, следует заменять новыми, чтобы малыш не терял интерес к игре. Через некоторое время их можно вновь вернуть.

В этот период следует развивать способность малыша к манипулированию различными предметами. Совершенствванию этого умения будут способствовать игры с мячиком или пирамидками. Совсем не обязательно приобретать слишком много игрушек: достаточно иметь два-три комплекта, а также использовать во время занятий предметы домашнего обихода, не представляющие опасности для малыша.

Эти игры будут интересны вашему малышу и помогут в его дальнейшем развитии.

"Хватай и тяни". Любая часть вашего тела превращается в желанную игрушку. Когда мои дети учились разрабатывать пальцы, избрав для этого волосы у меня на груди, я вскрикивал: "Ой!", и их личики освещались восторгом от осознания собственного достижения. В этом возрасте малыши могут дотягиваться до бутылочки или груди матери и держаться за них во время кормления.

Из дневника Марты: "Мэтью теперь хватает меня за нос, подбородок, губы. Он старается, ухватившись за подбородок, подтянуть его вниз, к себе, и присасывается к нему ртом. Ему ужасно нравится все это проделывать".

Игра в кубики. Для этого возраста нет лучшей игрушки, чем кубики. Вот какими должны быть кубики:


  • небольшими - около 1,5 дюйма (4 см), чтобы легче было удерживать их в руке
  • яркими и контрастными: красными, желтыми, голубыми, зелеными и т.д.
  • деревянными

Посадите малыша в детское кресло, обложив с боков подушками, поскольку он еще довольно мал для того, чтобы сидеть прямо без поддержки. Положите кубик на подставку или на стол перед ребенком и понаблюдайте за его очаровательными движениями при игре. Вот он захватывает кубик всей пятерней, ласково поглаживает его, изучает, перекладывает из руки в руку и, наконец, подносит ко рту. Скоро он научится стучать по кубикам, бросать их или складывать. Пока же он снова и снова перекладывает кубик из руки в руку.

Начинать лучше с одного кубика, чтобы дать ребенку время привыкнуть. Потом положите перед ним еще один и посмотрите, как малыш, держа один кубик в руке, будет стараться схватить новый другой рукой. Он смотрит на руки, в каждой из которых по кубику, и как бы раздумывает, что же делать дальше. Возможно, он начнет стучать ими друг о друга. Через месяц он научится откладывать один кубик, чтобы взять другой. Из игры с кубиками малыш может научиться многому. Ему удается проделать с ним все, что он хочет, и это поощряет его к освоению более сложного навыка - он учится брать предметы с помощью только большого и указательного пальцев. Эта способность будет оттачиваться в течение последующих нескольких месяцев.

Забавы за столом. Сядьте к обеденному столу и возьмите на колени малыша. Позвольте ему немного поиграть с салфетками и ложками.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Не позволяйте ребенку дотягиваться до опасных предметов на столе и брать ножи, вилки. Держите также подальше от малыша горячую еду и напитки. Если ребенок все-таки случайно схватил какой-ни- будь острый предмет, не старайтесь отобрать его, вытаскивая из крепко сжатой руки. Это может привести лишь к тому, что ребенок сожмет кулачок еще сильнее и в результате порежет руку. Вместо этого слегка похлопайте его по тыльной стороне кисти руки и по запястью. Это помешает малышу крепче зажать нож в руке или начать им размахивать. Постукивая одной рукой по тыльной стороне кисти, другой осторожно разжимайте пальцы, чтобы нож просто выпал.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Кубики и шары должны быть диаметром не менее 1,5 дюйма (4 см), чтобы малыш не мог их проглотить.

Игры с подушкой. Начиная с 5 месяцев, мы обычно рекомендуем игры с различными подушками - цилиндрическими или клинообразными (в форме треугольной призмы).

Можно использовать остатки поролона, придав им соответствующую форму и обшив материалом с контрастным узором, лучше в черно-белую полоску.
Цилиндрические подушки (валики) диаметром 7-10 дюймов (18-25 см) и около 2 футов (60 см) в длину - хорошие приспособления, с помощью которых ребенок может выполнять массу интересных упражнений. Например, можно положить малыша животом на валик и, поддерживая за ножки, покатать на нем (игра в "тачку") или, усадив ребенка на валик верхом, понаблюдать, что он придумает в новом положении. Он может толкать себя вместе с валиком, чтобы дотянуться до игрушки на ковре, или покататься на нем взад - вперед, помогая себе ногами.

Клинообразные подушки (в виде треугольной призмы) могут послужить опорой для груди ребенка, позволяя ему свесить голову за край подушки и поиграть с находящимися рядом игрушками. Для детей этого возраста используйте подушки высотой от 3 до 4 дюймов (8-10 см).

Из дневника Марты: "Мэтью по-прежнему очень расстраивается, когда лежит на животике и понимает, что смог бы двигаться, если бы ему удалось оторвать животик от поверхности. Он размахивает ручонками, дергает ножками, но это ничего не дает. Вот почему, я думаю, он так любит поролоновые подушки и валики - ведь они по крайней мере позволяют приподнять животик над поверхностью, а это дает малышу ощущение движения вперед".

Пятимесячному крохе все интересно, он часто отрывается от кормлений для изучения любых новых предметов и явлений. Родителям важно обеспечить ему полноценное развитие так физическое, так и эмоциональное. Для этого нужно играть с крохой в особые игры, делать гимнастику и массаж, общаться.

К пяти месяцам малыш уже многому научился, он активно натренировал мышцы рук и ног, стал гибким, что позволяет ему активно изучать свое тело и окружающие его предметы в зоне досягаемости. Вам, как родителям, важно поощрять любознательность крохи и помогать ему в освоении новых навыков.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Все занятия и развивающие игры важно проводить с ребенком, когда он сытый, довольный и здоровый. Тогда они принесут наибольшую пользу. Если кроха нездоров, капризничает или ему не нравится новая забава - не стоит усердствовать, отложите занятия до лучших времен. Основное, чему нужно постепенно учить ребенка в 5 месяцев - это освоение новых навыков. Сейчас он может длительно держать голову, опираясь на предплечья, манипулирует ручками, переворачивается с живота на спину и обратно. В период пребывания на животе, можно постепенно в этом месяце подготавливаться к будущему ползанию. Формирование навыка проходит небыстро, и родители могут существенно помочь в этом ребенку, чтобы навык в дальнейшем развивался скорее. Начнем с того, как увлечь ребенка в 5 месяцев, чтобы он делал попытки ползти? Обычно дети этого возраста уже проявляют живой интерес к разным игрушкам, вещам и предметам (телефон, пульт от телевизора и тд). Положите перед крохой вожделенный предмет на расстоянии чуть дальше его вытянутой ручки, а под ножки подставьте опору своими руками. Малыш будет делать попытки дотянуться до предмета, отталкиваясь ножками от ваших рук. Таким образом он будет понимать механизмы ползания и постепенно укрепит те группы мышц, которые необходимы для дальнейшего ползания.
Есть много вариантов, чем занять ребенка в 5 месяцев - это могут быть музыкальные мобили в кроватке, крупные игрушки со звуком и светом, которые привлекают внимание и развивают. Также можно почитать полезные материалы в журналах и интернет, чтобы решить - чем заниматься с ребенком в 5 месяцев. важно равноценно развивать все органы чувств - как слух и зрение, так и осязание и вкус. Давайте ребенку в ручки предметы разного типа - мягкие, твердые, мешочки с крупой (рис, горох, фасоль). Проводите по коже разными предметами - холодными, теплыми, шершавыми, гладкими. Это дает новые знания и ощущения. Можно проводить различные развивающие занятия для детей 5 месяцев. Это могут быть специальные коврики с дугами и подвесками, стимулирующие сразу несколько органов чувств. Полезны занятия в воде, во время купания, позволяйте крохе свободно плавать в ванне, поддерживая головку или надев круг для купания. Полезны будут погремушки из нескольких звеньев, разные по цвету и звуку, мягкие кубики с боками разной фактуры.

Игры с ребенком в 5 месяцев

Многие родители думают, что в этом возрасте нет особой необходимости в играх с детьми - малыши ведь еще мало что понимают. Но это неверные представления, дети обучаются новым знаниям именно через игру. Если вы не знаете, как играть с ребенком в 5 месяцев, можно начать с простого - пальчиковые игры, стихи и потешки, которые сопровождаются вашими действиями - будут отличным развлечением. Дети обычно очень радуются, когда слышат знакомые им слова, сопровождаемые действиями. Полезными будут и развивающие игры для детей 5 месяцев. такими играми могут стать простые варианты - «ку-ку». Когда родители подходят к крохе, дают ему возможности пообщаться, а потом прячутся за кроватку, закрывают лицо руками или надевают маску. Малыш будет искать их взглядом, если они прячутся, или изменять мимику и звуки - если лицо родителей пропадает.
Можно играть с малышом пальчиковой куклой. Держа ее перед лицом крохи говорите от ее имени, трогайте кроху куклой, показывайте простые действия - это забавляет и развивает кроху, тренирует его внимание. Можно показать ему крупные фигурки 2-3 животных и голосом продемонстрировать - кто как «говорит». Можно использовать кошечку, собачку и коровку - такое занятие полезно для стимуляции памяти.
Еще один важный вопрос - какие игрушки нужны ребенку в 5 месяцев? важно помнить, что для крохи сейчас игры с родителями и общение главнее игрушек, и не стоит покупать ему много разных предметов. Полезными будут мобиль к кроватке, подвеска с погремушками и пара ярких и удобных для ручек гремящих игрушек. В этом возрасте игрушки для девочки 5 месяцев или мальчика существенно не отличаются, если вам хочется - разница может быть только в цветовом решении. Принципиальной же половой разницы в выборе игрушек для пятимесячного крохи нет, в этом возрасте разделение на машинки и куклы пока не актуально.