Боевая эрзя. Морда рязанская Феномен «рязанской морды»

Приходилось ли вам слышать выражение «рязанская морда»? Действительно ли существует какой-то особый «рязанский» тип внешности и что под ним понимают?

Феномен «рязанской морды»

Сначала давайте разберемся, что большинство людей понимают под «рязанской мордой» (да простят меня выходцы из Рязани). Это «эталонная» типично русская внешность, какой мы ее себе представляем – круглое ширококостное лицо, нос картошкой, русые волосы… Но, разумеется, выражение «рязанская морда» всегда произносится с оттенком пренебрежения. Его относят к человеку, прибывшему если не из Рязани, то из какой-нибудь деревенской глуши, простоватому и необразованному. «Маня из Рязани» — это деревенская простушка, приехавшая в крупный город за красивой жизнью. У нее нет ни образования, ни вкуса, она не умеет одеваться и может служить лишь посмешищем… Одним словом, «рязанская внешность» — это отсутствие во внешности «породы», аристократичност и. Сразу видно, что предки такого человека были простыми крестьянами, а не представителями дворянского или духовного сословия, например.

Почему морда именно «рязанская»? Считается, что Рязань – типичный старинный русский город, вокруг него было много сел и деревень. Так что, мол, это самые «чистые» представители русской деревни.

Рязанский тип по-научному

А вот ученые под «рязанским типом внешности» понимают совсем иные черты. Например, Е.М. Чепурковский в своих работах классифицирует антропологически е типы русских по географическому признаку, в том числе вводит понятие восточный великорус, которое соответствует северопонтийском у или рязанскому типу.

В 1932 году В.В. Бунак впервые выделил северопонтийский антропологически й тип в составе населения южных районов Восточно-Европей ской равнины. Он считал, что этот тип представлен в трех вариантах — полесском, центрально-восто чноевропейском и нижнеокском (или рязанском). В 1965 году он переименовал северопонтийский тип в неопонтийский и подразделил его на четыре новых подтипа: верхнеокский, дон-сурский (рязанский), дон-хоперский (или степной) и средневолжский.

В отличие от верхнеокского подтипа, например, «рязанцы», согласно ученому, отличаются более темной пигментацией. К этому подтипу он отнес мордовцев, удмуртов, марийцев, татар, а также и некоторых русских. Представители данного типа темноволосы (брюнеты или шатены), с узкими лицами, чуть раскосыми глазами, обычно либо карего, либо неопределенного серо-зелено-голу бого цвета, и прямыми, либо курносыми небольшими носами. Волосы у них тонкие, прямые или слегка вьющиеся.

Обязательным антропологически м признаком рязанского типа являются припухлое верхнее третье веко и так называемые готические (то есть увеличенного размера) глазницы. Кстати, есть мнение, что типичными представителями рязанского типа являются родители Сергея Есенина — Александр Никитич Есенин и Татьяна Федоровна Титова-Есенина.

Откуда взялась «рязанская внешность»?

Как видите, тут наблюдается нечто совершенно противоположное общепринятым в народе представлениям о «рязанском» типе. Дело в том, что с Рязанью не все так просто. В XIII веке там было крупное нашествие монголо-татар, которые обосновались там довольно надолго. Поэтому в генах многих рязанцев присутствует монголоидная примесь.

Из школьного курса биологии мы знаем, что монголоидные гены являются доминантными, а наши европеоидные гены – увы, рецессивными. Поэтому, если у ребенка отец татарин, а мать русская, то у него будут темные волосы и черные или карие глаза, как у отца. В последующих поколениях монголоидность может быть выражена меньше, но отдельные черты ее будут присутствовать. И не стоит забывать, что потомки русских и монголо-татар вступали в браки с себе подобными. Но дети у них получались уже не широколицые и скуластые, а с «благородными» чертами. Так причудливо смешалась кровь рязанских землепашцев и азиатских кочевников.

Получается, что «рязанская внешность» в общепринятом понимании и в научном контексте – это, как говорится, «две большие разницы». Ведь «рязанцы по Бунаку» с их утонченными чертами совершенно не похожи на простоватую «рязанскую морду»…

По этой же теме:

У каких русских «рязанское лицо»? Фотографии, на которых человеческие лица больше напоминают лица инопланетян В каких странах мира не любят русских

Отдыхаем в Италии, на итальянской Адриатике, погода испортилась, шли дожди, тупо сидеть в гостинице не хотелось, и, посовещавшись с новыми приятелями, летим в Испанию, в Барселону.
Площадь Каталонии, центр Барселоны, обилие туристов, говорят, что рай для карманников. Прогулялись, где могли, зашли во все магазины, какие хотели, с горем пополам покушали в кафе, после чего окончательно поняли, что языки нужно знать.
И вот одним из пунктов нашей программы, было посещение музея Пабло Пикассо. У нас и путеводитель был и что называется, мы несколько раз проходили по этим узким улочкам, но найти сам музей ни как не получалось. Я стал что-то нервничать как всегда, Наталья дипломатично помалкивала, не желая попасть под горячую руку. И вот когда я был близок к тому, что бы послать всех, вместе с их Пабло куда подальше, на противоположной стороне улицы увидел русскую, которая стояла возле витрины и что-то там рассматривала. Конечно, на ней не было вывески, что она русская и из России, но ее лицо и самое главное выражение глаз не оставляли ни каких сомнений о ее происхождении.
Я отметил про себя, что хорошо одета, что стоит у дорогой витрины не из праздного интереса, и, что как человек интеллигентный, наверняка знает, где этот чертов музей. Все это быстро промелькнуло в моей голове, когда я уже шел к своей соотечественницы на противоположную сторону улицы.
В силу ее возраста, назвать девушкой было поздновато, где-то обижать словом женщина тоже не хотелось, и я решил обратиться к ней совсем уж по-русски, пытаясь сразу расположить ее к себе.
«Хозяюшка!»- как можно приветливее обратился я к ней - «Помогите горю, не можем найти музей Пикассо, крутимся тут на одном месте, а толку нет!»
Я еще и фразу не закончил, как обратил внимание на то, как стало меняться выражение лица женщины. Сложная гамма чувств в одно мгновение промелькнула на ее лице, от удивления до негодования, вроде как без разрешения под юбку заглянул. И ни чего, не понимая, что происходит я, был вынужден выслушать гневную тираду в свой адрес.
«Вообще Вы кто... как догадались что я русская... кто Вам сказал!?» - лицо женщины от негодования стало пунцовым, глаза бегали по сторонам, слюна брызгала на подбородок!
«Я уже как 15 лет уехала, меня ни чего не связывает с Вашей страной, как Вы догадались, что я родилась в России!?»- все это было произнесено на одном дыхании и с негодованием.
Стало понятным, что в свое время она как-то разошлась с Родиной, и этот развод не был безболезненным, ненависть присутствует, рана болит до сих пор. И не в строчку я задал свой вопрос, но кто бы знал!» К слову сказать, через дорогу я просто видел русского человека за рубежом, а вот тираду в свой адрес я уже слушал от бабы рязанской, все наружу вылезло, пошли псу под хвост все потуги пятнадцатилетней ретуши. Нутро свое не скроешь, оно всегда было, есть и будет во всех нас русских всегда, всосали с молоком матери.
Не зная за что, я извинился перед ней, но ей это не нужно было, она уходила от нас вся в негодовании.

Рязань. Красивая и смелая
SmartNews составил портрет жительницы Рязани

Красота российских женщин известна во всем мире. Образы россиянок так же разнообразны, как и национальный колорит нашей большой страны. И различия эти не только во внешности, но и в характере, на формирование которого повлияли уклад жизни, религия и культура. SmartNews выбрал индивидуальные черты жительниц России от Калининграда до Сахалина.
Согласно постановлению Рязанской городской думы, 2013 год объявлен в Рязани Годом женщины. Любопытно, что 2012-й в Рязани был посвящен развитию массового спорта. И это не случайно: рязаночки уверены, что фраза «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» - про их землячек. По замыслу организаторов, Год женщины в Рязани должен стать общегородской социально-культурной акцией. Внимание городской администрации сосредоточилось, правда, не на чарующих женских прелестях. Главным критерием конкурса стал вклад женщин в развитие города. Чествовали женщин, совершивших трудовой подвиг.

Среди них оказалась и инспектор лесничества Вера Моргунова, которая пресекла незаконную рубку леса в особо крупных размерах. Лесничий Пителинского участкового лесничества ГКУ РО «Сасовское лесничество» Вера Моргунова выследила «черных лесорубов», добывавших столетние дубы. Они нанесли области ущерб на сумму 4,5 млн рублей.

Но не борьба с браконьерами главное достоинство рязанских женщин. На открытии торжеств рязанский губернатор назвал одно из основных, по его мнению, женских качеств - умение создавать уют.

— Для меня Рязань - предмет особого внимания и заботы. Так же, как женщина делает уютным свой дом, так и наш город должен быть благоустроенным, чистым и комфортным для жителей.

Олег Ковалев , губернатор Рязанской области, на сайте rzn.aif.ru



Вера Моргунова осматривает павшие дубы. Фото: Российские лесные вести


То есть, по мнению Ковалева, рязанские женщины должны наводить порядок в городе, как в своей собственной квартире. Для этого есть определенные основания: рязанские женщины вошли в русскую историю именно как женщины-героини.

Вспомним, к примеру, знаменитую песню Александра Долуханяна в великолепном исполнении Людмилы Зыкиной «Рязанские мадонны». Она начинается со слов: «Ты встаешь, как из тумана, раздвигая грудью рожь…» Сразу же перед глазами встает крепкая, способная на любой решительный поступок женщина с вилами или даже двустволкой.

— С давних времен рязанская женщина является национальным символом России. Вспомним героическую Авдотью Рязаночку, великую мать великого российского императора Наталью Нарышкину, мать Александра Невского – она тоже родилась на рязанской земле… Рязанские бабы, рязанские мадонны – это символ всей России.
Ольга Воронова , профессор РязГУ, на сайте www.rzn.info



Константин Васильев. Авдотья-рязаночка


Согласно преданию, рязанская Авдотья отправилась разыскивать угнанных в Орду родственников и ей удалось вернуть их на Рязанщину.

Наталья Кирилловна Нарышкина родилась в 1652 году в селе Алешня Рязанской губернии (ныне - Рыбновского района). Тишайший Алексей Михайлович сам приезжал свататься к ней, когда Нарышкина перебралась в Москву. А уж через годик и родился будущий великий император Петр I. Откуда такая бешеная энергия была у Петра, поставившего Россию на дыбы? Понятно, что не от Тишайшего, а от рязанских кровей! Да если посмотреть на ее портрет - сходство с императором поразительнейшее.

О том, что рязанские женщины рожают героев, спорить не приходится. «Я для батюшки царя родила богатыря» - это именно про рязанскую женщину. Генерал Михаил Скобелев, уроженец Скопинского района, Петр Семенов-Тян-Шанский из Раненбургского уезда, да те же самые Добрыня Никитич, Илья Муромский, Евпатий Коловрат - все сыновья рязанских женщин.

Неслучайно при обсуждении туристического бренда Рязани граждане задавались таким вопросом, переводя его, разумеется, в героическую плоскость.

— А куда делся такой атрибут, как «рязанские бабы»?
Olga , на сайте citybranding.ru



Царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Парсуна. XVII век


Между прочим, такой обобщенный образ рязанской женщины сложился после выхода в прокат в 1927 году кинофильма «Бабы рязанские» - одной из самых значительных советских картин эры немого кино, ставшей сенсацией даже на Западе. Вошедшее в обиход выражение «рязанская баба», согласно социологическим опросам, распространено даже больше, чем «в Рязани грибы с глазами». Однако, как и «грибы с глазами», это просто миф. Приезжие никаких «баб» в Рязани не находят.

— Я с коллегой на рязанской земле. Первый волнующий нас вопрос: откуда пошло устойчивое выражение - рязанские бабы? Как оказалось, они не знают происхождения этой фразы и вообще это к ним не относится… Рязанского в этих девушках только то, что они живут в Рязани.
ivushka_2010
-------

— Нет такого определения - рязанская внешность. Есть понятие – «Маня из Рязани». Это относится к девушкам (женщинам) провинциального вида.
Гость, на сайте woman.ru



— Вообще-то «баба рязанская» всегда знала, а не «морда рязанская».
ЛИНДА , на woman.ru
-------

— Типичное лицо, о котором говорят «рязанская баба». Это не плохо и нехорошо, просто такой типаж.
Lemonka , на сайте woman.ru


Ну а какие же они на самом деле, рязанские женщины, - «рязанские мадонны» или «бабы рязанские»? Оказывается, в общем-то, и то и другое может быть одинаково справедливо в зависимости от того, какой смысл вкладывать в эти слова.


Фото: Министерство образования Рязанской области


— Да, у нас много красивых девушек со светлыми лицами, это в самом деле «рязанские мадонны». У нас не так много проходит конкурсов красоты, ведь просто демонстрировать свое тело - это не уважать себя. У нас женщины с достоинством. А с другой стороны, как и везде в России, у нас, как говорится, всё на бабах держится. Пройдут годы: работа, семья, неурядицы… Мне кажется, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» - это про нашу рязанскую женщину. Рязань - это центр России, и в ней, как в капле воды отражается весь океан, отражается вся страна. Неслучайно «рязанские бабы» стали своего рода символом российских женщин.
Лариса Байкова , профессор, директор Института психологии, педагогики и социальной работы РязГУ


Что ни говори о рязанских женщинах, но именно здесь впервые в России знаменитое Рязанское училище ВДВ выпустило первую группу женщин-офицеров. Многие рязанские девушки конкурсам красоты с этих пор предпочитают конкурсы строевой песни.

Марш выпускниц Рязанского филиала Московского университета МВД / 2013


Леонид Новиков, Алексей Громыкин, Михаил Виноградов,
Виктор Загвоздин, Наталья Гребнева

SmartNews, 17 октября 2013

А вот ученые под «рязанским типом внешности» понимают совсем иные черты. Например, Е.М. Чепурковский в своих работах классифицирует антропологически е типы русских по географическому признаку, в том числе вводит понятие восточный великорус, которое соответствует северопонтийском у или рязанскому типу.

В 1932 году В.В. Бунак впервые выделил северопонтийский антропологически й тип в составе населения южных районов Восточно-Европей ской равнины. Он считал, что этот тип представлен в трех вариантах - полесском, центрально-восто чноевропейском и нижнеокском (или рязанском). В 1965 году он переименовал северопонтийский тип в неопонтийский и подразделил его на четыре новых подтипа: верхнеокский, дон-сурский (рязанский), дон-хоперский (или степной) и средневолжский.

В отличие от верхнеокского подтипа, например, «рязанцы», согласно ученому, отличаются более темной пигментацией. К этому подтипу он отнес мордовцев, удмуртов, марийцев, татар, а также и некоторых русских. Представители данного типа темноволосы (брюнеты или шатены), с узкими лицами, чуть раскосыми глазами, обычно либо карего, либо неопределенного серо-зелено-голу бого цвета, и прямыми, либо курносыми небольшими носами. Волосы у них тонкие, прямые или слегка вьющиеся.

Обязательным антропологически м признаком рязанского типа являются припухлое верхнее третье веко и так называемые готические (то есть увеличенного размера) глазницы. Кстати, есть мнение, что типичными представителями рязанского типа являются родители Сергея Есенина - Александр Никитич Есенин и Татьяна Федоровна Титова-Есенина.

журнала «Фома».


Респондентам был задан открытый вопрос:
«Рязань. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите название этого города?»

«История, традиции» — 18%
«Что-то древнерусское, деревянные хаты и т. п.»; «Сердце России»; «Старинный русский город»; «Древний город с мощными крепостными стенами и полчища хана Батыя, осаждающие его со стенобитными орудиями. Мужество защитников города, которые малыми силами, не дождавшись помощи от других князей, выступили против монголо-татар»; «Город с монеты. Старина»; «Ассоциируется с древностью и стариной»; «Великий древний город!»; «Нашествие Батыя»; «Степан Разин»; «Иван Грозный»; «Здесь Русью пахнет!»; «Оборона Москвы»; «Что-то древнее... Скорее даже былинное»; «Мономах...»; «Что-то историческое... Древний город, старше Москвы. Представляется князь, дружина, деревянный кремль»; «Переяславль-Рязанский. Старая Рязань разрушена войсками Батыя. Предательское убийство князя Фёдора Юрьевича»; «Рязань косопузая... Одна из версий данного определения говорит о том, что при царе Горохе рязанцы слыли хорошими плотниками, каковые и ходили по городам и весям в поисках заработка с топором за ремешком, повязанным на животе. Из-за топора ремешок провисал с одной стороны, что и создавало впечатление "косого пуза"»; «Русские былинные богатыри»; «"Разорение Рязани Батыем" из "Повести временных лет"».

«ВДВ» — 11%
«Рязанское высшее командное воздушно-десантное училище имени Ленинского комсомола»; «Город с училищем ВДВ»; «Столица десантных войск»; «Рязанский десант»; «Открытые смелые парни»; «…брутальные десантники»; «Город десантников».

«Есенин» — 7%
«Первое, что приходит на ум, это имя Сергея Есенина, поскольку он родился в Рязанской губернии»; «Родина Есенина»; «Город, в окрестностях которого родился Сергей Есенин»; «Есенин»; «Тихий вечер, Ветер сине-хмурый...//Я смотрю широкими глазами.//В Персии такие ж точно куры, как у нас, в соломенной Рязани…»; «Родина Сергея Есенина, ассоциации – старинный русский город, который вдохновил великого русского поэта на замечательные произведения, составившие огромное духовное наследие русской культуры»; «Сергей Александрович Есенин, село Константиново»; «Константиново – родина Есенина...»;«Есенин. Берёзы. Русская широкая душа».

«Родина, родственники, друзья» — 7%
«Город, где живут родители»; «Там похоронили моих родителей»; «Оттуда родом мой очень близкий человек»; «Там живут мои родственники»; «Город рождения моей мамы»; «Это моя историческая Родина»; «Родина»; «Родной город моего одноклассника»; «Там живет мой друг»; «Вспоминаю друга, с которым вместе служили»; «Моя бабушка из Рязанской области»; «Моя мама родилась в Рязанской области, в Спас-Клепиках»; «Это хороший город, я там родилась»; «Мой родной город!»; «Родина. Я там родилась»; «Родина моих предков...»; «Это мой родной город! Это моё детство!»; «Мое первое замужество».

«Провинция, глушь» — 7%
«Глубокая провинция»; «Никаких. Обычный провинциальный город, как многие другие»; «Глубинка»;
«Провинция. Областной центр. Старый город»; «Провинциальный город»; «Старый захолустный провинциальный город»; «Русская глубинка»; «Захолустье»; «Старый провинциальный город, синоним настоящей русской провинции; «Глушь»; «Золотое кольцо России, провинция – тихая, уютная и старинная»; «Российская глубинка, деревянные дома...»; «Периферия и что-то исконно русское»; «Глубинка, тишина, частичная цивилизация»; «Веселый город, глухая провинция... Сердце России»; «Обычный провинциальный городок, каких у нас в России тысячи!»; «Ближняя провинция».

«Рязанская баба» — 4%
«Рязанская баба, рынок, крик»; «Увы, но с рязанскими бабами и чем-то деревенским»; «Говорят так: "Рязанская баба"»; «Бабы и семечки»; «Грязь, колхоз и толстая тупая баба»; «Цветастые платочки, румяные плотные барышни»; «Название ассоциируется с женщиной. Баба рязанская»; «Баба рязанская (крикливая, властная)»; «Рязанская баба»; «Баба рязанская».

«Деревня» — 4%
«Деревня»; «Казанский вокзал, дорога, деревня»; «Деревня деревней»; «Где-то в колхозе?»; «Далёкая деревня»; «Далекая глухая деревня»; «Деревня деревней!»; «Помните «Любовь и голуби»: «Людк, а, Людк! Тьфу, деревня!»; «Большая деревня».

«Рязанская морда / рязанский говор / рязянская простота» — 3%
«Нечто уничижительное по отношению к человеку, одетому не по моде, говорящему неправильно: "Ну ты и Рязань"»; «Простота»; «Рязань косопузая»; «Рубаха-парень»; «Ширина лица, извините»; «Своеобразное произношение»; «Рязанский говорок»; «Проще некуда»; «Парень с рязанской рожей»; «Рязанская физиономия. Не перепутаешь - русский!»; «Рязанская морда»; «Простой парень с круглым в оспинах лицом»; «Рязанский парень, рязанский говор»; «Рязанский акцент. Нечто необразованное, некультурное, глубоко провинциальное».

«А у нас в Рязани грибы с глазами, их едят, они глядят...» — 3%
«А у нас в Рязани грибы с глазами, их едят, они глядят...»; «Говорят, в Рязани растут грибы с глазами»; «Там грибы с глазами»; «В Рязани - грибы с глазами»;«Грибы с глазами»; «Помните прибаутку: «В Рязани пироги - и те с глазами»; «…у нас в Рязани пирожки с глазами, их пекут – они бегут, их едят – они глядят»; «Пироги с глазами»; «А в Рязани – пироги с глазами. Их Ядять, а они глЯдять...»

«Сельское хозяйство» — 3%
«Хорошая картошка, морковь, яблоки, ну и дальше по списку - короче говоря, сельское хозяйство»; «Картошка»; «Колхоз»; «Яблоки»;» Резиновые сапоги, огород картошки»; «Картошка, деревня»; «Коровы, молоко»; «Огурцы»; «Что-то сельскохозяйственное».

«Природа» — 2%
«Природа»; «Красиво, природа»; «Зима, снег»; «Берёзовые рощи»; «Рощи, реки, озёра!»; «Средняя полоса. Русский лес. Пшеничное поле»; «Васильки. Река»; «Красивые места»; «Река Мокша»; «Река Ока»; «Ока, Мещерский природный парк».

«Православные храмы» — 1%
«…церкви с золотыми куполами»; «Купола»; «Успенский собор»; «Божественная красота, храмы»; «Красивые церкви»; «Старинный город. Соборы, монастыри, церкви»; «Сердце России, город церквей и высоких красивых русичей»; «Церковь».

«Рок-фестиваль» — 1%
«Рок-фестиваль "Нашествие"»; «Нашествие-2006»; «Последнее "Нашествие" в Рязанской области»; «Нашествие-2006»!

«Другое» — 22%
«Плохие дороги»; «Само название города ассоциируется с чем-то мягким, теплым, домашним»; «Грязь и пыль»; «Город и город, ничего особенного»; «…62 на номере авто»; «Круглое лицо и курносый нос»; «фабрика деревянных игрушек.»; «Круг»; «Нефтеперегонный завод ТНК»; «лига КВН Рязань»; «завод Тяжпрессмаш»; «тишина да спокойствие»; «Красивые девушки»; «местное пиво "Русское"»; «В этом городе живут самые красивые женщины России»; «Это что-то между Ленинградом и Москвой...»; «А в Рязани в русской бане водка плещется в стакане...»

«Затрудняюсь ответить / нет ассоциаций» — 7%
«К сожалению, никаких»; «нет, не был, не знаю»; «нет ассоциаций»; «ничего не приходит в голову».

Код для вставки в блог

Смысловая география: Рязань

Опрос экономически активного населения в семи округах РФ среди 1800 респондентов был проведён Центром маркетинговых и социологических исследований (ЦМиСИ) Кадрового Дома «СуперДжоб» 23 – 24 апреля 2007 года по заказу журнала «Фома».