Баста — «Куда бы мы ни тыкались, все говорили, что моя музыка никому не нужна. Российский спорт попал под политические санкции. Любимый урок в школе был

В следующем году Василий Вакуленко, более известный как рэпер Баста, и его жена Елена Пинская отметят десятилетие отношений. Секретами семейной гармонии и воспитания детей, Марии и Василисы, пара поделилась в интервью, пригласив HELLO! в свой загородный дом в Подмосковье

Без малого 20 лет назад ростовчанин Василий Вакуленко начал бороздить просторы рэп-культуры. Сейчас его лирические герои - Баста, Ноггано и N1NT3ND0 - считаются чуть ли не главными мастерами речитатива в стране, а его музыкальный лейбл Gazgolder - одним из самых успешных поставщиков талантов. И если на сцене любимой и единственной "девушкой" Басты является музыка, то дома их целых три - жена Елена и дочки Мария и Василиса. С Еленой Баста познакомился в 2007 году, рискнув покорить дочь известного бизнесмена Дмитрия Пинского, выпускницу французской школы и отличницу ГУУ, с первого взгляда. С задачей справился - и справляется до сих пор, посвящая жене строки "Я на Лене как Ленин на пленуме" и "Ты рядом со мной, и это самый чистый кайф". В полноте этой любви, которая "больше, чем сердце", HELLO! убедился, будучи приглашенным на дачу семьи Вакуленко в Подмосковье. Здесь Баста забывает обо всех псевдонимах и превращается из сурового рэпера в нежного папу, который рядом со своими любимыми девочками тает без остатка.

Василий, как вы считаете, удалось бы вам достичь успеха, если бы вашей женой была не Елена, привыкшая к хорошей жизни, а девушка попроще?

Я всегда стремился зарабатывать, Лена меня на это не мотивировала. Женщина, которая мотивирует мужчину на достижения, "пилит" его по поводу зарплаты, больше похожа не на жену, а на маму. Для меня жена не играет роль мамы, друга или соратника. Жена — это особая категория. Я не могу рационально объяснить, почему мы стали семьей. Когда в отношениях есть что-то обдуманное, логичное — это уже не любовь, к этому теряешь интерес. Как в любой хорошей песне: ты ее слушаешь — и чувствуешь магию. В моей семье, как в хорошей песне, магия есть. Спасибо Лене за это.

Василий и Елена сыграли свадьбу и обвенчались семь лет назад, но для их любви это не срок. Рэпер не стесняется говорить о своих чувствах ни в песнях, ни в соцсетях, открыто заявляя, что женился в первый и последний раз

Елена, когда вы почувствовали эту магию?

Она сразу влюбилась. Я тогда был красавчик — блондин, голубые глаза, 75 килограммов веса. Подъехал к ней на Ferrari, она так и ахнула. (Смеется.)

Так и было на самом деле, но без Ferrari. (Смеется.) Девять лет назад я увидела Васю в баре Дениса Симачева, и он сразу меня заинтересовал. Но не как известный артист — тогда он не был таким популярным исполнителем, как сейчас, хотя какие-то его песни я, конечно, слышала. Сначала он привлек меня внешне, как мужчина, а уже потом и внутренне. Когда мы познакомились, очень много говорили с ним о жизненных ценностях, могли целый вечер смеяться или читать друг другу стихи.

Вы же первая подошли к Василию знакомиться?

Я действительно подошла к нему, но никакого романтического подтекста в знакомстве не предусматривала. Мне хотелось сделать Васе комплимент по поводу одной его песни, которую в клубе часто ставил наш общий друг — диджей Федя Фомин.

Кстати, это правда. Знаю много примеров, когда люди там знакомились, потом женились и сейчас счастливо живут.

Вы, москвичка из интеллигентной семьи, не побоялись начинать отношения с простым парнем из Ростова?

Мне было неважно, откуда он и сколько зарабатывает. Были важны его талант, сила личности, его убеждения… Он меня этим покорил. Больше всего меня удивляло, что он никогда ни про кого не говорил плохо. Он верит в людей до последнего.

Зачем ты сейчас разбиваешь мой образ злодея, интригана и сплетника?

Я не вру, и за эти девять лет, что мы знакомы, мне не удалось его испортить. (Смеется.)

Вы сильно изменили друг друга за годы, проведенные вместе?

Муж меня меняет, это факт. У меня взрывной характер, но рядом с Васей я стала терпимее, человечнее. Я была удивлена, что кто-то сумел скрутить меня в бараний рог. И мне это нравится. Мы познакомились, когда нам обоим было по 27 лет — мы одногодки. Практически сразу стали жить вместе, вместе росли и менялись. Нас менял общий быт, появление детей — все это, на мой взгляд, происходило правильно.

И у меня, и у Лены всегда есть свое мнение по поводу разных ситуаций, но в целом наша жизненная позиция едина: семья — это святое; порядочность, честность и взаимоуважение — это ее фундамент. Семья для меня на первом месте, а музыка идет к ней саундтреком — одно невозможно без другого. Честно говоря, я никогда не думал, что стану таким семьянином. Но я не стереотипный семьянин. Я состою из недостатков: разбрасываю вещи, не разбираюсь в технике, не знаю, как починить машину. И мне не хочется всего этого знать, лучше потрачу время на что-то другое. Мне трудно сидеть дома: постоянно нужно что-то совершать, куда-то лететь, писать музыку… У меня даже на даче студия построена. Когда начинаю писать новый альбом, жена хватается за сердце. Но я не могу жить по-другому, и я благодарен Лене, что она это понимает и принимает. Она знает, что ничем плохим я, как говорится, не занимаюсь. Мои "любовницы" — это студии. Одна — на даче, другая — в городе. Адреса всех "любовниц" жена отлично знает. (Смеется.)

Лена, вы быстро привыкли к такому бешеному графику мужа?

Довольно быстро. Я прекрасно понимаю, что писать музыку для него — как дышать. Мы даже на отдых, когда вырываемся буквально на несколько дней, берем с собой миди-клавиатуру.

Хочу сказать, что моей женой быть очень тяжело. У меня по 150 перелетов в год, но, когда прихожу домой после этих перелетов, мне круто. Дома душевно и спокойно. Правда, мне необходимо какое-то время, чтобы перестроиться и сбавить обороты. Поэтому говорю прямо: чтобы быть моей женой, надо быть супергероем. Мало того что нужно терпеть мое постоянное отсутствие, нужно терпеть и мой характер. Несмотря на светлые волосы и светлые глаза, темперамент у меня южный, огненный. Я очень громкий, шумный, и со мной тяжеловато, я думаю. Но, как говорит моя теща, "зато зять веселый".

А какой вы, Василий, отец?

Отец он прекрасный — как праздник, который врывается и всех радует. Девчонки всегда в восторге, когда папа не на работе. Конечно, сразу же начинается сумасшедший дом, но главное — все счастливы.

Василий, вы не стали серьезнее с появлением детей? Матерные песни, например, продолжаете писать.

Серьезнее не стал: занимаюсь тем, чем занимался, продолжаю писать так, как писал. В обществе пуритан и консерваторов существует какая-то искаженная модель воспитания детей. Я отношусь к прогрессивистам. Мои родители воспитывали меня личным примером, и я делаю так же. Показываю детям, что я, может, и не самый хороший человек на этой планете — у меня полно недостатков. И учу их тому, что даже людей с недостатками нужно уметь прощать, что милосердие — это самое важное.

Чему еще вы научили дочек?

Два года назад Вася научил Машу читать. Я не могла ей объяснить, как читать по слогам, а он взял букварь и начал рассказывать про паровозики, которые состоят из вагонов, как слово из слогов. Объяснял абсолютно спокойно, внятно, и Маша тут же все поняла. Для меня это было открытием.

Меня по этой методике учила бабушка, и для меня стало открытием, что я сам смог все это так действенно применить. Я ведь до сих пор пишу с миллиардом орфографических ошибок.

Помню, когда он написал мне первое СМС… Я подумала, что это шутка. (Смеется.)

А это была не шутка: просто я учился в белорусской школе; по правилам белорусского языка как слышится, так и пишется. Я при переписке принципиально не пользуюсь автоматическим корректором орфографии. Машу читать я, конечно, научил, но в вопросах грамотности ей лучше обращаться к Лене.

Лена, вы успеваете заниматься чем-то еще помимо воспитания детей?

С недавнего времени я друг и волонтер благотворительного фонда Константина Хабенского, который оказывает помощь детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга. Я развиваю такое интересное направление, как волонтерский фандрайзинг. Моя задача — сделать сайт, на котором любой человек может запустить свою кампанию и собрать пожертвования в пользу фонда. Например, пробежать марафон или вместо подарка на день рождения попросить у друзей перечислить деньги в фонд.

Недавно ваша дочь Маша тоже участвовала в важном проекте — озвучила мультфильм "Про Диму" о детях с особенностями развития. А весной показала другой талант — спела с папой в Кремле.

В этом году — в Кремле, а когда ей было три года, впервые вышла на сцену "Крокус Сити Холла". Не было никакого страха — наоборот, Маша очень ждала своего часа, хотела побыстрее выйти. У нее мой характер, мне кажется. Следующий этап — вывести на сцену Василису.

Но Василиса у нас более стеснительная и принципиальная. Может сказать "нет" — и все, хоть убейся, ее мнение не изменить.

На сцене ей, думаю, понравится. В этом году она заболела и не смогла быть в Кремле — очень расстроилась по этому поводу. Но в следующем году ее ждет "Олимпийский" и 30 тысяч зрителей. Концерт 22 апреля, и мы первыми из российских артистов будем делать круглую сцену с обзором в 360 градусов прямо в центре спорткомплекса.

Вы и первым из рэперов стали наставником в шоу "Голос". Правда, после вашего появления некоторые зрители начали говорить, что вы "опопсели".

Я пишу такие же песни, как и раньше. "Опопсел" я или нет, не мне судить. Мое участие в "Голосе" было довольно спонтанным, я к нему не готовился. Просто пришел к Константину Львовичу Эрнсту в гости — пообщаться по поводу другого проекта, а он неожиданно предложил мне стать наставником "Голоса". Я даже программы такой не знал — звонил жене, товарищам, выяснял, что это за шоу. Все дружно сказали: идти стоит, будет бомба. Я посмотрел пару эфиров предыдущих сезонов, все выглядело достойно, и мне стало интересно попробовать. Естественно, я понимал, что меня будут показывать по Первому каналу и я стану популярнее. Но считать это моей единственной мотивацией для участия глупо. Меня привлекла возможность найти новых слушателей, которые смотрели "Голос", но не были знакомы с моим творчеством, получить новый опыт от съемок. Я его получил и могу сказать, что быть наставником безумно тяжело. Заниматься с людьми, подбирать им репертуар, параллельно писать свою музыку… Это хардкор, честное слово.

Этот год для детей Василия и Елены стал особенным: старшая дочь пары, Маша, пошла в первый класс, а младшая, Василиса, - в детский сад

Хотели бы еще раз сесть в кресло наставника?

У меня сейчас нет ни сил, ни времени хорошо этим заниматься. Но я поддерживаю это шоу и в феврале с удовольствием приму участие в концерте со всеми наставниками. Меня радует, что на телевидении есть проект для людей, которые хотят демонстрировать свои таланты и честно бороться за победу. Ключевое слово — "честно": я готов ручаться, что в "Голосе" нет ни обмана, ни накручивания голосов. Это шоу талантов.

Конечно! Теперь со мной рады сфотографироваться и пожилые люди, и маленькие дети. Даже называть меня многие стали по имени-отчеству — Василий Михалыч. (Смеется.) Спасибо за это Диме Нагиеву — человеку с необычайным чувством юмора.

Судя по комментариям в "Инстаграме", многие хотят, чтобы вы оставались Васей — "парнем с райончика".

Я и есть "парень с райончика", просто некоторые почему-то считают, что такой "пацанчик" — это забитый человек, ориентиры которого сводятся к глупому гоготанию, поеданию семечек и потреблению пива. На самом деле это человек, который мечтает перевернуть мир. Я горжусь тем, что я ростовчанин, горжусь своим районом, друзьями. Недавно выступал в Ростове на Дне города перед 200 тысячами зрителей, получил медаль "За заслуги" из рук мэра Сергея Горбаня. Я тогда признался мэру, что мечта маленького мальчика из Ростова — быть нужным — исполнилась. Это такой фетиш для любого провинциала — быть героем своего города. Очень трогательно, приятно до безумия, до слез — понять, что тебя здесь любят и ценят. Город научил меня многому, поэтому я, как "пацанчик с района", могу постоять за свои идеалы, ни перед чем не остановлюсь, защищая свою семью и друзей.

Хотите сказать, что деньги и слава вас не поменяли?

Абсолютно нет. Люди, которые меня хорошо знают, подтвердят: мне на это наплевать. Я фанат всего человеческого, а не материального. Не стану говорить, что я не зарабатываю. Я много работаю и зарабатываю, Forbes обо мне где-то там пишет. Да, у меня есть хорошая машина, могу позволить себе жить в комфорте. Но я не буду трагедизировать, если у меня чего-то вдруг не станет. Я не ставлю себя выше кого-то: когда пробки, спускаюсь в метро — это бывает довольно часто — и чувствую себя там абсолютно нормально. Могу спокойно выйти на любую улицу, и мне не будет стыдно ни перед одним человеком ни за себя, ни за каждое сказанное мной слово или написанную песню. Цензурную, нецензурную — любую. Конечно, есть люди, которым не понять моей философии, которые позиционируют себя интеллектуалами, свободными художниками и считают меня бандитом. Такие пройдут мимо, когда вы будете валяться и истекать кровью. Они скажут: "Ну что вы, это не мой вектор!" Я немало таких демагогов встречал, особенно в Москве. Если вижу, что в человеке нет ответственности, он только болтает и не держит слова, мне с ним не по пути, будь он хоть тысячу раз начитанный, интеллигентный и культурный. Почему я фанат Довлатова? Потому что это он был настоящим мужчиной, который держал слово, а когда надо — мог и в морду дать. Его "Компромисс" — моя настольная книга.

Пес Гром породы сибирский хаски поселился на даче семьи Вакуленко полгода назад. И взрослые, и дети в нем души не чают, предвзято к Грому относится лишь старожил территории - кот Гермес

Представляю, какой кастинг вы устроите будущим избранникам ваших дочек. Если Маша и Василиса решат связать жизнь с творческими личностями, одобрите?

Таких негодяев нам не надо. (Смеется.) На самом деле я за своих дочерей спокоен. Я буду вынужден принять их выбор. Единственное, чего хочу им пожелать, — чтобы они не жаловались на своих мужей мне, не выносили сор из избы, ведь, когда девушка выходит замуж, ориентиром для нее становится уже не отец, а муж. Конечно, если кто-то обидит моих детей, я вмешаюсь, но, надеюсь, мне хватит ума и силы воли как следует разобраться в ситуации. И еще надеюсь, что сам я не превращусь в идиота, который будет говорить: "Выйди за Валеру, доченька, он богатый и перспективный". Я хочу, чтобы мои дочери вышли замуж по любви. Если в паре нет безумной, страстной любви, то у нее нет будущего — не имеет смысла даже напрягать себя. Перед глазами много таких примеров: живут вместе космически богатые люди, но любви нет, и все напрасно. Своим дочерям хочу пожелать найти именно такую любовь, пусть она даже будет странная, болезненная, фатальная, но будет. Хочу, чтобы они испытали настоящее чувство, чтобы всегда верили своему сердцу. А бабки… Папа все сделает, доченьки!

«Там, где мы ехали – был нереальный п…ц»

Мэр Челябинска Евгений Тефтелев очень ждал, когда вы снова приедете в город, оцените отремонтированные дороги.

Да, мы сегодня ехали – было лучше.

Дымка, экологическое бедствие…

Ну, старик, слушай, давайте сейчас все взорвем, все разрушим. Естественно, на улучшение ситуации потребуется время. Как ты хотел?

Ожидали, что ролик о челябинских дорогах и экологии так выстрелит?

Нет, конечно. Мы вообще не думали, что «Перископ» кто-то смотрит. Но потом я вернулся в Москву, историю подхватили журналисты, а челябинские власти дали «обратную связь». И это круто, что ситуацию не замолчали. Потому что там, где мы ехали – был нереальный п…ц. Я такого никогда не видел.

Ты сейчас говоришь не о патриотизме, а об идиотизме. Когда я слышу фразу – «если не устраивает, то вали отсюда» – хочется ответить: «О…и, сибирские ели? Езжай сам отсюда!» Я приду сейчас к нему домой, насру и скажу: «Не нравится, родной? Тогда с….я отсюда!». Он возразит: «Я же здесь прописан, у меня другой нет». Вот так и у меня другой родины нет. Что хочу, то и говорю – мое право. Никто меня ни разу не упрекнул за сказанное. Даже, когда дело касалось политических моментов, как в песне «Солнца не видно». Проблемы есть везде. Давайте хотя бы будем их называть, говорить, что здесь плохо, там тяжело. Никто не призывает совершать революцию. Никто не хочет, чтобы матросы бегали по городу с ружьями, стреляли в простых людей и насиловали женщин с лозунгами на устах – «вся власть народу!». Мы хотим жить по-человечески и поэтому обращаемся к властям. А иначе как?

«Уход Тати – моя трагедия и личный проигрыш»

У ваших друзей, челябинской группы «Триагрутрика», недавно вышел совместный альбом с АК-47. Послушали?

Я им помогал с парой треков. Смотри, есть дружба, а есть творческие и музыкальные задачи. С точки зрения дружбы – я их поддержал. Если говорить о задачах, считаю, что этот альбом не нужно было делать.

Я думал, что коллаборационные пластинки – это часть политики лейбла.

У нас нет ни политики, ни задач, ни рекомендаций. Поэтому на Gazgolder и выходят такие альбомы, как ТГК/АК или как у Вити с Tip’om. Люди далекие от рэпа не понимают разницы между «Триагрутрикой» и АК-47. Для них это все уральский рэпчик. Но ТГК – это серьезная группа. У них как у Roots, например, свой звук, за который их любят. Витя – весельчак, спонтанный голос улиц, автор фраз вроде «х..й за х..й – иди н…й!». В этом и есть его ценность. Джамал – поэт серьезнейший и певец, у него о…й низкий баритон. Честно, восхищение вызывает, завидую даже. Слушаешь и не понимаешь, почему он до сих пор не блистает? Таких талантов много: Жара, Змей, Хамиль. Джон Леннон просто пел: «Я всех люблю. Любовь спасет мир». И люди верили, и ракеты останавливались. Это называется магией, братан. Если говорить о ТГК, то я лично очень жду большую сольную историю Джамы, хочу взглянуть на мир Тёмы через его стихи. Отрывки в виде EP – тоже круто, но я враг этого. Короткий формат придумали негры, которым не хватало денег на биты и было н…й сказать.

Вам не кажется, что «Триагрутрике» для прорыва не хватает большого хита?

Не знаю, не знаю... Надо двигаться. Мы много дискутировали с пацанами на тему – должна ли в музыке ощущаться связь с Челябинском? Я считаю, что ментально она в тебе всегда будет. Можно вывезти человека из села, но село из него вывести нельзя. Я такой же: какой колхоз во мне был – такой и остался. Единственное, научился обрамлять его в другие формы: писать песни, музыку, развиваться в плане знаний. Но от тех жизненных понятий, которые были заложены в детстве, я избавиться не могу. К сожалению или к счастью. Яркий пример – Скриптонит. Адиль переехал в Москву и весь свой дурдом перевез с собой. Где бы он ни оказался, с ним всегда будут его Павлодар, хата, гетто, говно, мрак и ад.

То есть это все у него в голове.

Да, как и каждого творца у него свой мир. Это и есть свобода творчества. Позавчера на студию заходил L’One, мы трек делали. Леван спрашивает: «Ты столько песен написал про любовь, как ты их можешь продолжать писать вообще?» Я отвечаю: «Мне больше ничего не интересно абсолютно!» Я называю это сериалом про любовь на втором канале. Мне правда нравится поднимать вопрос «мужчина-женщина» и всего, что происходит вокруг

Когда вы только договаривались о сотрудничестве со Скриптонитом, было ощущение, что этот парень станет большой звездой?

100 процентов. Меня отговаривали, но я лег костьми. Когда он делал альбом полтора года – нас все проклинали. Писали, что мы убили еще одного артиста. А он просто разорвал! Помню, как к нам приехал Tricky, и мы поставили ему первый клип Скриптонита. Он под таким впечатлением был, что хотел лететь в Павлодар. Когда Адиль пришел на студию, Трики, черный парень, покраснел и стушевался. Потому что увидел реальное зло, похожее на то, что транслирует сам.

Адиль может стать иконой стиля своего времени?

Он умрет, как и все рок-звезды! Так должно произойти по законам жанра. Скриптонит как Гуф или Курт Кобейн – человек-явление. Я сейчас не про значимость в мировой культуре говорю. А про фатальность, посыл и самоопределение. Концерты Адиля похожи на собрания неопятидесятников-харизматов, он просто разрывает зрителей. Смотришь на Скриптонита и думаешь, этот парень вот-вот упадет и умрет. Хотя умирать он так может до ста лет. Суть не в этом.

После немного странного ухода с лейбла Тати тяжело вам будет доверять людям и новым артистам?

Нет. Я не буду менять жизненные принципы из-за чьих-то поступков. Тати мне была ближе, чем сестра. Я ей помогал абсолютно во всем… История с ней – это моя трагедия и личный проигрыш.

«Через два года люди научатся платить за музыку»

Ничем! Речь о конкуренции. РАО в год собирает до 9,5 миллиардов рублей, которые музыканты не видят. Смотри, у нас большие продажи на iTunes, 30 процентов всей музыки в «ВК» – я написал. Это официальная статистика. При этом за все время от РАО я получил максимум 500 тысяч рублей. Смешно! Задача нового проекта – создать прозрачную систему выплат.

Что скажете противникам платной музыки?

Те, кто говорят, что им нужна бесплатная музыка и торренты – не уважают ни себя, ни других.

Молодым исполнителям выгодно продвигать свои песни бесплатно.

Демагогией на тему «деньги убьют независимую музыку» занимаются фуфлыжники. Никто же тебе не запрещает сливать в сеть собственный контент и не брать за это ни копейки. Ты сам правообладатель. К примеру, записал я трек Ноггано, залил бесплатно на iCloud – пожалуйста, слушайте. Потому что по приколу. Но зарабатывать на музыке – это тоже нормально. Старик, у меня на лейбле работает 18 человек, на зарплату уходит 3,5 миллиона рублей в месяц. Сам я на студии сижу по 17 часов в сутки и хочу своим детям что-то оставить. Мы же ходим на концерты за деньги, почему нельзя копеечкой респектнуть артисту, который дарит тебе счастье? Ну, правда?! Сказать по-человечески: «Спасибо, ты радуешь меня, подлец, миллион песен существует, а именно твоя на репите. Голосую за тебя рублем».

Сколько времени нужно, чтобы российские слушатели научились платить?

Два года и рынок изменится. Время ускоряется в геометрической прогрессии, для перемен уже не требуются десятилетия. Скоро «ВК» будет отчислять артистам деньги за прослушивания, как это делает сейчас YouTube. Слышал, что поисковики в будущем хотят платить персонам за упоминание их имени в сети? Потому что без них не было бы интереса к сети, а значит, не было бы и самой сети. Кибермир, Айзек Азимов, всё описано давно. Интернет появился, чтобы систематизировать знания. Свобода слова и бесплатный контент – это не про мировую паутину, старик.

«Для НХЛ «Мельдоний» – святая вода»

Вы сегодня выступали на бойцовском шоу в Челябинске, а потом в рингсайде поединки смотрели. Бокс и MMA захватывают?

Я равнодушен к людям, которые бьют друг друга по лицу. Мне больно на это смотреть, я переживаю. Люблю борьбу и дзюдо. Очень круто наши спортсмены выступили на Олимпиаде. Русские школы борьбы, дзюдо и самбо находятся на нереально высоком уровне. Наш друг из Кемерово Толя Малыхин, например, недавно стал чемпионом Европы по грэпплингу.

Российский спорт попал под политические санкции.

Мне не нравится скандал с «Мельдонием» и всем, что с этим связано. Мы даже песню написали со словами: «Мельдоний в наших сердцах». Не то лекарство, из-за которого можно докапываться до спортсменов. В других странах подъедают и пожестче вещи. Для условной НХЛ «Мельдоний» – святая вода.

Бойцы UFC попадаются на кокаине и стероидах, но получают меньшие дисквалификации, чем, например, теннисистка Мария Шарапова.

Человек, принимая запрещенные вещества, рискует своим здоровьем. Это показывает, на что он готов пойти ради спорта. Атлеты травмируют всё от колен до позвоночника. Им решать, готовы они жертвовать своей жизнью ради рекорда или нет. В этом их отчаяние, в этом дух соревнования. Самая обидная история с паралимпийцами, для которых Олимпиада – единственный допинг. Чистое свинство лишать этих людей Игр. Им говорят: «Вы не поедете, потому что российский спорт под подозрением». Они отвечают: «Вы проверьте нас, мы «чистые»!» Хотя паралимпийцы могут жрать все что угодно. Они же изначально больны и вынуждены подъедать лекарства, чтобы не испытывать боли. Обидно, что олимпиада превратилась в политическое говно! Когда так происходит – спорт теряет смысл.

Футбольный клуб «Ростов» из вашего родного города сенсационно пробился в групповой этап Лиги чемпионов. Ощущаете гордость?

Я за ЦСКА болею (улыбается). Мы с ребятами купили 10 абонементов на фанатский сектор. Еще мне нравится ростовский СКА – это самый легендарный клуб моего города. Он в 1932 году был основан и дал стране Виктора Понедельника и других великих игроков. Но для ростовчан действительно сейчас большущий праздник. В этом и заключается крутость спорта, что он воодушевляет людей. Вытаскивает их из рутины и зла.

«Ничего лучше после Иисуса Христа не придумали»

Дискомфортно было, не люблю я учиться. Еще испытывал беспокойство за ребенка. За одноклассников переживаю её.

Почему?

Ну, за тех, кто попытается её обидеть.

Воспоминания нахлынули?

Конечно, от этого плохо и стало. Помню, нам с братом купили береты одинаковые. Я шагаю в пальто советском, в этом, сука, сером берете, а над головой пасмурное небо. Мне было семь, но я понимал, что если приду в нем в класс – мне в этой школе н…я не светит. Прикинь, мы подходим и тут ворона посрала надо мною так, что берет просто разорвало. Дедуля снял его и сказал: «Ты, внучек, не расстраивайся, мы тебе новый купим!» (смеется). Честно, смотрю назад и не понимаю, чему школа научила? Пишу с ошибками, в плане русского языка безграмотный человек совершенно. Учился в белорусской школе, а там основное правило – как слышится, так и пишется. Это мою башку превратило в винегрет. Хотя у всей моей семьи феноменальное знание языка. Моему дяде советский производитель кофе подарил целый ящик банок, потому что он на этикетке нашел пунктуационную ошибку и сообщил заводу об этом. Чтобы ты понимал, в Советском Союзе ошибок и опечаток не было, там строго следили за всем.

Любимый урок в школе был?

История. Я же три года отучился на историческом факультете, потом перевелся.

Какой период истории нравится?

Рождество Христово и то время. Еще – 15, 16 и 17 века у нас. Становление славянского мира, понимание его в целом. Я ненавижу Карамзина, это пронемецкий человек, первый предатель нашей истории. Никому его нельзя читать. Лучше знакомиться с трудами Ломоносова и Гумилева. А в целом мы в стране живем всё так же, ничего не меняется. Прямо по классике: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». Вы можете свергнуть всех, но со временем придут такие же люди. Не потому что они плохие, а потому что они такие.

Историю трудно изучать, она постоянно переписывается.

Верно. История – это главная п...я! Хотя есть нормативы по съему исторических данных, когда идет проверка в трех независимых источниках. Это как с вопросом – был Иисус Христос или нет? Римляне о нем упоминали, как о смутьяне и главаре иудейской секты. Иосиф Флавий о нем писал. Хотя и говорят, что в труды Флавия вносились правки. Как проверить?

Ваша любимая историческая фигура?

Иисус Христос. Реальный он или вымышленный – каждый решит для себя сам. Как по мне, христианская концепция идеальна. Бог, по сути, сказал: «Я пришел на эту Землю человеком, как ты. Прошел все грехи. Мне было холодно и голодно, меня терзали и мучили страсти. Я понял, что ты чувствуешь. Я жил правильно, и ты меня распял, но я не обвиняю. Ты – всего лишь человек». Мне близка его личная персона, как учителя, новатора и трендсеттера. Просто гениально! Ничего лучше после него не придумали. Иисус Христос – отправная точка, фундаментальная перемена сознания. Некоторые говорят, что фраза – «я раб божий» – принижает достоинство человека. Ничего подобного! Я раб своей матери, отца и детей. Бог выступает абсолютом всего: добра, любви, света. Я раб света. И это не значит, что я его заложник. Нельзя же быть заложником света. Просто я перепоручаю свою жизнь абсолюту. Такая вот канитель!

О том, что он считает главной неудачей года

Это уход Тати из “Газгольдера”. Это моя ошибка и моя трагедия.

В чем именно суть конфликта? Тати постепенно потеряла общий язык с другими сотрудниками. Дошло до того, что люди отказывались с ней работать. А моя попытка вразумить ее, попросить соблюдать какие-то нормы общения, привела к тому, что и я тоже оказался в ряду людей, которые мешают ей жить, творить, создавать.

Это конфликт из-за бытовых вещей - как разговаривать с людьми, как общаться, что здесь нет ни слуг, ни рабов. Тати работала в своей студии, мы выпускали песни по ее личному сигналу, боялись даже касаться каких-то вещей, чтобы лишний раз не конфликтовать. У меня к ней было особое отношение, я очень ей благодарен, она родной человек, много лет путешествовала с нами. Но за последние два года произошла какая-то история непонятная. Здесь я упустил. Видимо, потому что она девушка. А я как-то не знал, как мне поучаствовать в ее жизни. Мое злорадство в твиттере - форма сожаления.

Лично для меня, как для человека, который писал для нее… В Тати вложили очень много времени, личных симпатий, а потом человек говорит, что мы такие-сякие. Я был свидетелем разных продюсерских конфликтов. Я всегда думал, что со мной такое никогда не случится - ну, потому что мы другие люди. И вообще стало понятно, что необходимы реформы.

О том, нужен ли “Газгольдеру” жесткий профессиональный менеджмент

Он есть. Просто со старожилами лейбла были немного другие условия. Им помогали сверх того, что должны были делать. Мы проживали жизнь, мы не работали как лейбл. Сейчас у нас с отдельными артистами контрактные договоренности и впредь будет так. Потому что это избавляет от подобных катастроф.

Вот этот дом, который для меня и правда является домом, как и для большого количества людей, которые тут работают, - его нужно защищать. Тому доказательство иск Кирилла Толмацкого , иски от наших бывших партнеров (“Газгольдер” судится с бывшими соучередителями - Денисом Крючковым и Юрием “Жорой” Булавиновым. - Прим. ред. ). Наша прежняя политика - “мы не даем комментариев о конфликтах, остаемся в стороне от этой возни” - она не работает. Нас переигрывают те, кто начинают говорить первыми. Потом наша правда не имеет никакого смысла.

Так же было и [во время конфликта] с Лешей Гуфом. Мы читали, слушали и хихикали: «Ну, правда она и есть правда, она всплывет». И время это показывает. Вот Леха приезжал в гости после Израиля, мы разговаривали. И я лично чувствую только сожаление: “Ты видишь как все получилось? Тебя кто-то использовал в своих интересах. Действительность состоит в том, что твое имя принадлежит каким-то людям . Что ты работал с “Газгольдером” на тех условиях, которые сам установил”.

И из таких пунктов складывается какая-то устная история, которую невозможно подтвердить - только ситуацией. Сейчас он сам позвонил, сам появился у нас . Если бы ему было безумно страшно - он не пришел бы.

Поэтому нам нужно меняться. Поэтому сегодня я везде. Стараюсь выходить на связь, обозначать публично свою позицию, давать интервью. Лейблу больше десяти лет, пора многое пересмотреть. Оставлять все, как есть, губительно для организации.

Снова о переменах на лейбле

С ТГК смешной был разговор в том плане, что они пришли: “Вот, мы хотим все сами”. Я говорю: “Ну, хорошо, сами”. Мы ничего не делали, только осуществляли продажу музыки. Последние пару лет не брали процентов с их концертов, они сами себе снимали видео.

Со Смоки Мо работа продолжается. Его вроде все устраивает. Он пример человека, который может говорить о своих текущих проблемах, которые исправимы - и мы совместно стараемся этим заниматься. У него тут своя студия. Чтобы ты понимал, он тут практически каждый день, я из студии практически не вылажу, но мы не виделись с ним три месяца.

Если продолжить тему реформы лейбла, я сторонник аккуратных приобретений. Появляются интересные люди, хочется им помочь. Ну вот Саша Чест - песня про Путина это все, с чем он заявился и что осталось после. На самом деле он гениальный в плане задачи МС. Ты ему говоришь, что есть такой припев и нужно написать текст. Через три дня готов аккуратно сведенный трек - что неудивительно, когда дружишь с Капеллой. “Мой лучший друг это Capella”. Рома Capella - тоже отдельная история, и как человек, и как фанат музыки. Эра Канн, участница “Голоса” - мы записываем ее альбом, он выйдет в феврале.

Мы осуществляем помощь, но не можем заниматься безумными инвестициями или содержать человека. Этот формат себя изживает - приходится придумывать что-то новое.

Про конфликт с блогерами “Немагия”

Пришло время поднимать эти вопросы. Потому что у людей, которые живут интернетом, немного искажена картина мира. Представление о морали у них полностью отсутствует. Их поддерживает большая армия людей, которые прошли с ними определенный путь.

Я включился в эту игру с большой охотой. Одного из ведущих “Немагии” после его оскорбительных высказываний о Словетском и Тати мы случайно встретили в «Аэроэкспрессе». Я ему сказал: “Если вы хотите увидеть юмор без границ, то я это могу. Рэп-сайты и форумы закалили меня так, что вы обо мне ничего не скажете, чего я о себе не знаю”.

Я старомодный человек в смысле ответственности за сказанные слова. Но если бы я старался на каждое плохое слово в свой адрес реагировать, мне пришлось бы перебить безумное количество людей. Сайт The Flow в том числе. Badcomedian - первый гад, который высмеял наш шедевр . Но это было сделано так, что к нему нет претензий. Горько, неприятно, дискомфортно, но у этого есть уровень. Или группа, где были Поггано и Кака-47 - это правда смешно. Но в новом ролике “Немагии” была оскорблена моя мать, так что я, как человек определенным образом воспитанный, этого пропустить уже не смог.

А ты что, не знал, что он торчит? Это перманентка его. Такой человек. На протяжении всего времени нашего общения он употреблял. Ну что сказать. Зато он честный человек в плане оценки себя как личности. В песнях все как есть, без приукрашивания. Этим он бесценен для русского рэпа. Самобичеватель.

Сейчас [в израильской клинике] он 45 дней был чистый. Я на него смотрю, насколько ему страшно, насколько тяжело. Я его понимаю, как человек, не понаслышке знакомый с проблемой. Я уже говорю: "Ну если что-то надо, звони, пиши, чем можем…" И я боюсь это говорить, поскольку будет выглядеть, что я опять лезу в его жизнь. Я очень аккуратно.

Они с Бланткатом к нам приходили. Я шутил: “После общения с Лешей наркотиков, наверное, вообще не хочется?” Они записывают альбом, у меня даже возникла идея сделать на него совместный трек "Взаимные претензии". Есть такой формат спикерской группы "Горячий стул", когда человек сидит к тебе спиной и ты сначала говоришь все плохое о нем, а он не может тебя останавливать или перебивать. А потом он разворачивается и ему уже говорят все хорошее. Это сильнейший тренинг, открывается очень многое. Если ты, Леха, прочитаешь это интервью, то на счет "Взаимных претензий" подумай.

Для меня он по-прежнему талант номер один в жанре. Есть сильные, смелые, техничные, креативные - это все не о нем. А он просто гениальный. Который, сев на диван, напишет тебе куплет, который точно не испортит твою песню, а то и просто вынесет тебя. Простыми "был, жил, видел, гладил, торчал, не торчал, кричал, не кричал, причал, не причал".

Спустя годы, клянусь, не испытываю к нему ничего кроме сочувствия. И надежды. Потому что я, в принципе, такой же - меня спасло человеческое сочувствие. Мне постоянно давали шанс.

О планах, целях, задачах

Лично моя мечта - чтобы люди увидели, какие мы на самом деле.

Был интересный момент, к нам в студию приезжал PLC и его товарищ. Я ставил новые биты, тот спрашивает: “А это чей?” А PLC: “Я тебе говорил, что он такое делает”.

Я не нашел пока способа, как мне показать другие свои увлечения, не связанные с песнями - я имею в виду биты, техно, вообще электронную музыку. Что-то покажет наш совместный альбом с Капеллой. Не то, что мне хочется одобрения, но отклика хочется. Чтобы услышали и сделали выводы.

У меня есть инфантильное ощущение, я все равно захожу читать, что обо мне пишут. Я вижу свой альбом в списке лучших на The Flow, и мне приятно. Хотя помню, что в свое время его расхерачили . Но вот он занимает свое место среди достойнейших людей , которых я уважаю - и для меня как для фанатика музыки это важно. Не верьте, если кто-то говорит, что ему неважно, что о нем говорят и пишут. Я и комментарии читаю. И среди обилия молодецкой злобы тоже нахожу конструктивные, полезные замечания. Наверное, это помогает мне не превратиться в какого-то аутичного сумасшедшего.

Я слышу новый звук - класс. Я научусь это делать! На «Долби мой лед» я сделал несвойственный для себя звук, вы еще написали, что это продакшн Strong Symphony. А я тогда сразу же выдал в эфир опровержение. Потому что мне хочется, чтобы знали, что это я написал. Это меня характеризует, возможно, как человека глупого, но мне хочется. Старость, наверное - хочется, чтобы в памяти потомков осталось не только зло, которое я делал.

Если серьезно, то критика - это, конечно, неприятно, но я к этому готов. Меня это только мотивирует сесть и проводить работу над ошибками. Хочется не потерять ни секунды. Я собрал 17 000 в “Олимпийском”, мне хочется собрать 30 000. Дорога мужчины - быть первым там, где еще никто не был. “Крокус” мы первые сделали, рэперы его не собирали, а потом многие стали обращать внимание. “Зеленый театр” сделали, “Ледовый” я первым собрал, Кремль - два раза. Эти вещи по-разному можно оценивать, но они были, это факт.


О контактах с другими рэперами

Из молодежи это Jah Khalib - человек, которого я понимаю в плане общения, воспитания, умения вести себя. Для меня как для ростовчанина это важно. Мне очень нравится Ваня Нойз. Человек, к которому ты не можешь найти ключик. Такой человек, какой он есть, со всеми своими историями. Про Капеллу я говорил неоднократно. Саша Чест - помогаем ему посильно с его песнями. Много людей сюда заходит. ATL со своими пацанами, Pharaoh. Lil Dik, человек космического уровня, со своим даже не юмором - это мышление такое.

Не знаю, у меня есть страх того, что я что-то сделаю не так и подтвержу заключение о том, что я какой-то плохой. Я лучше не буду ни с кем тогда общаться. Тяжело нести на себе повешенный ярлычок

Моя самая смешная история общения с рэперами такая: Pharaoh попросил записать куплет Ноггано на трек с ним. Я думаю: “Ну куда я лезу?” Но записал.

И он мне звонит - а он со мной на “вы” разговаривает - и говорит: “Спасибо вам большое, что поддержали нас”. “Старик, пожалуйста, не разговаривай со мной на “вы”. Во-первых, это звучит как дисс!” И он так с трудом начинает со мной разговаривать на “ты”, а я понимаю, что мне, сука, 36 лет!

Много интересной молодежи. Последние, кто сильно заинтересовал самобытностью - MiyaGi & Эндшпиль. Это поляна, которую Рем Дигга в свое время не присвоил. Слышу мелодические ходы - хочется сказать: “Рома, елки, ну ты где был? Это ты. Тебе чуть-чуть нужно было в качестве музыки и записи докрутить - и был бы на этом уровне”. По текстовому содержанию - не для меня, а вот мелодика. Грибы - понятно, вообще разрыв. У них семейный подряд: Луна - это девочка, которая мне снимала “Хэндс Ап” и первый клип Ноггано. “Пудинг” - очевидный шлягер.

Снова о планах

Хочется записывать музыку бесконечно и участвовать в этом соревновании дальше. Мне страшно подумать, что я не буду жить этой жизнью. Что меня лишат этого праздника. Что буду писать песни и складывать в стол. Или выпускать, но без особого - есть такие примеры. Во мне наглости и молодецкого задора - понятно, что это моя субъективная оценка - еще хватит. У меня планы грандиозные. Сейчас выпущу “Лакшери” и сразу займусь Нинтендо.

Праздник в чем? В том, что ты что-то делаешь и это трогает, задевает людей. Даже переоцененное, на мой взгляд, внимание к песне “Выпускной” все равно приятно. И приятно, что мне хватает мужества делать неожиданные для себя вещи.

Приходится бороться с клишатиной. Например, у Ноггано песня называется “Барыгу долби”. И начинается внутренний диалог: “Ну как же, я же там, я же Баста, я же Василий Михалыч, где-то я даже в “Голосе”. То есть, я начинаю прибаливать ненужной херней, которая мешает. Это ведь я и есть такой - я ведь и ругаюсь, и публично тоже ругаюсь, и… Мне очень нравится.

Всю мою жизнь сейчас можно охарактеризовать, пересказав наш диалог со Смоки Мо. Мы с ним нечасто видимся, хотя у него тут выше студия, но он ходит так, а я так. И вдруг я выбегаю, обсуждая вопрос какой-то с адвокатом по какому-то очередному делу. И Саня выходит (изображает очень спокойный голос): “Как дела, брат?” (изображает нервный голос): “Да тут с этим там бум трах-тарабах бум-бум-бум”. (изображает очень спокойный голос): “Ну ты не заводись. Кстати, здесь есть замечательная вегетарианская забегаловка, советую тебе зайти”. Но в этом кураж какой-то все равно - когда все, как у Гребенщикова, "поезд в огне"!

Про Versus

Я вчера смотрел последний Versus, куда добавилось выступление под бит - ну круто же. Я просто охренел. Слава КПСС при всем моем отношении к нему, он просто разрывает, он просто пулемет. Мне кажется, что это проклятье Оксимирона. Есть у меня такое предчувствие. Злобный красный комиссар. Я прямо вижу это “бей жидов, спасай Россию” - были такие карикатуры, где красноармеец шашкой бьет, а еврей с деньгами, со счётами убегает.

(о мемах, где противопоставляют Гнойного и Оксимирона) То есть, все хотят падения короля, да? Нет, это же не суть, что можно не любить Оксимирона, но посмотреть, как он поведет себя, когда ему собьют шапку - это же круто. Это с любым так, с Макгрегором, с кем угодно - люди хотят посмотреть, как великану дадут по башке. Как он себя поведет. Кто он такой, когда он не абсолютный чемпион. И мне кажется, все равно Оксимирону где-то скучновато. Если делать баттл Гнойный vs Oxxxymiron, то это клетка должна быть.

Мы с Сашей ST разговаривали, я ему сказал: “Ты неправильную стратегию на баттл выбрал. Ты должен был его восхвалять. Со своего уровня пацана с Кутузы восславить и выдать ему хвалебную рецензию”. И не играть в уличного - он его заманил на территорию образованного нерда, он знал, что Саша ему будет пихать: “Кутуза, мы, да там таких, как ты”. У него-то к этому все было готово. Он был как профессор, к которому пришел на первый курс мальчишка обвинить его в том, что он профессор.

Но я его понимаю, потому что выйти против Оксимирона вообще-то страшно. Я-то выгляжу сейчас как зритель, толстяк с пивом на диване: “Ты должен был…” Я помню баттлы, в которых сам участвовал и как сильно я переживал.

Вообще же Versus - это очень крутая история. Интересно только, почему участники этих баттлов не идут дальше, не становятся популярными как артисты.

Неучастие в новом сезоне “Голоса” - это двусторонняя инициатива. Что говорить - работа в “Голосе” это серьезное ограничение себя во времени. Но, не буду скрывать, я хотел принять участие. Потому что мне было интересно - я уже знал, как все работает. Мы поговорили с Юрием Викторовичем Аксютой. Не получилось. О чем я не жалею - мне есть за кого болеть, за Полину Гагарину.

Это тяжелый труд. А я не профессиональный шоумен. Меня хватает на короткую дистанцию. Я могу вспыхнуть. Periscope это мое - я могу собраться и выдать на пять минут. А вот держаться, когда прямой эфир, нервы, переживания... Но “Голос” мне помог преодолеть страх камеры и участия в серьезных разговорах, в интервью, в пресс-конференциях. Туда я пришел зажатым, напуганным каменным человеком, который боялся сказать что-то не то. Или быть профаном в чем-то. Естественно, хотелось показать себя лучше, чем я есть.

Хочется сделать “Голос улиц”. Круто? Круто. (О том, что будет делать, если Мастер Шеff скажет, что это его бренд) На это весь расчет! Мастера мы пригласим - нам нужен Градский! Хочется сделать круто, чтобы бюджет был соответствующий. Позвать всех величин от нашей субкультуры. Думаю, всем будет интересно, по крайней мере, посмотреть.

В апреле на широкие экраны выходит картина «Газгольдер: Музыкальная сказка для взрослых», где главные роли сыграли музыканты Творческого объединения Газгольдер – Баста, Гуф и другие. Музыкальный экшн-комикс в привычной для рэперов манере рассказывает о разных аспектах современной жизни: от политики и бизнеса до любви и ненависти. Герои фильма борются за правду, которая у каждого своя. Накануне премьеры коллектив отправился в тур в поддержку ленты. На очереди – Киев, где концерт состоится 30 марта.

сайт: Фильм "Газгольдер" – уникальный проект: вы появитесь в картине не только в качестве актера. А еще и как сопродюсер, сорежиссер и соавтор ленты. Как и почему возникла идея создания картины?

Василий Вакуленко: С идеей фильма к нам пришел Иван Курский, молодой режиссер, который раньше снимал за границей. Он предложил скомпилировать все наши идеи в одну историю. Все вдохновились, собралась классная творческая команда и написала сценарий фильма. Практически сразу же приступили к съемкам, которые длились два с лишним года. Параллельно все работали над своими музыкальными проектами, вышли альбомы у Смоки, Словетского, Тати, свет увидела пластинка "Баста-4", много воды утекло. (Улыбается.)

сайт: Возникали ли на площадке творческие конфликты? За кем в итоге оставалось последнее слово?

В.В.: Конфликты возникали постоянно, потому что я конфликтный человек. В основном такие ситуации были связаны с рабочим режимом группы и какими-то техническими нюансами. Все постоянно хотелось ускорить. Ненавижу паузы и когда кто-то мямлит и ноет. А вообще все было здорово, чувствовалось единение и понимание. Вы все увидите сами в фильме о фильме, который обязательно будет.

В.В.: Теперь я знаю почти все о том, как снимается кино. Техническую и эмоциональную стороны. Это грандиозный опыт, который качественно повлияет на съемку наших видеоклипов. Технические нюансы больше не вызывают у меня такое количество вопросов.

сайт: Сюжет фильма пока известен в общих чертах: «Речь об актуальных на сегодняшний день аспектах жизни: о политике, бизнесе, конечно, о любви, смерти и вечных ценностях». Также часть сюжета будет посвящена еще и событиям, которые происходят в прошлом – 30–40-х годах XX века, что потребовало немало затрат временных и финансовых… Насколько легко было искать финансирование для проекта.

В.В.: Фильм снимали за свои деньги. Поэтому его смело можно назвать авторским. В картине нет навязчивого продакт-плейсмента и нелепых вынужденных сцен.

В.В.: Второй фильм будет точно. И не факт, что это будет продолжение первого.

сайт: Если есть, что сказать украинскому зрителю, – будет круто.

В.В.: Я никогда не разделял людей по географическим признакам. И сейчас тем более не намерен этого делать. Я был в Киеве неделю назад, видел все своими глазами. Надеюсь, что обстановка разрядится и время все расставит на свои места. Люди хотят жить. Об этом, кстати, и наш фильм. Любой загнанный в угол человек начинает действовать, защищая себя и то, что ему дорого. У меня много родственников в Украине живет! Я сам – Вакуленко. О чем еще тут можно говорить? Нас нельзя разделить, и не надо нас сталкивать лбами.

Баста дал интервью газете «Известия», в котором была затронута тема поэзии, и можно ли считать рэперов наследниками поэтов-шестидесятников. Мы собрали для вас самые интересные моменты. Полный текс интервью читайте .

О рэперах, вышедших за рамки жанра.

То, что я исполняю сейчас, не совсем корректно называть рэпом. Я - Вася-музыкант. И многие из тех, кого мы по привычке называем рэперами, - давно вышли за рамки жанра. Я имею в виду Оксимирона, Ваню Нойза, исполнителей нашего лейбла «Газгольдер». Но если вы спрашиваете, поэт ли я, то нет, поэтом я себя тоже не считаю. Я мнение Соловьева с благодарностью, конечно, принял, но удивился...

О графоманстве.

Это когда человек слово использует ради слова. Хотя... в этом есть своя эстетика, много людей именно такую поэзию любят, им нравится нагромождение абсурда. С другой стороны, бывает, что графоманство прослеживается и в идеальных рифмах, где всё красиво, но нет настроения.

О первом рэпере и маргинальстве.

Есенин, мне кажется. Алкоголик, тунеядец, хулиган, маргинал, одним словом. Рэпер - это ведь больше не про стихи, а про позицию. Рэп - такая штука, что если нет человека, нет судьбы, то нет и смысла во всем его творчестве. Рэперы - это не только социальные поэты. Можно быть и кубистом, и сюрреалистом.

О рифмах.

Я раб музыки, я раб рифмы. 60% времени только и делаю, что ищу рифмы. Называю это физкультурой мозга: у меня есть в телефоне целые текстовые файлы, в которых по 400 рифм на одно слово, но при этом уже первая с десятой не схожи. Рэп в плане рифм сильно отличается от просто стихов. Я, например, глагольные рифмы не использую, у меня нет ни одной глагольной. Стараюсь сложные рифмы использовать.

О песне «Выпускной».

Это же аллюзия! У меня не было выпускного. Это моя фантазия о том, каким должен быть этот выпускной. И в этом тексте больше правды, чем где бы то ни было. Это одна из удачнейших моих песен. Она мне нравится, а припев - просто разрыв: «И пусть звучат они все одинаково. И пусть банально, и не талантливо; Но как сумел - на гитаре сыграл и спел». Никто не обращает внимания на эти слова. Все говорят: это же звучит, как и все песни. Я говорю, ну да. Это мой поэтический триумф.

О «голоде» поэтов.

Поэт должен быть талантлив, а голодным - на свое усмотрение. Кто-то говорит, вот, типа, поэты - они заговаривают бога, а вы - деньги. Но это не так.
Любой музыкант, когда нужны деньги, заговаривает деньги. Когда болит сердце - заговаривает сердце. Это и есть настоящее. Не существует музыкантов, которые живут ради музыки. Жить только ради музыки - это глупо.

О планах.

Мы заканчиваем работу над второй частью фильма «Газгольдер». Он весь в стихах. Олег Груз полностью сделал поэтический сценарий. А ближайший концерт у нас запланирован на 16 июля - это ежегодный фестиваль Gazgolder Live. На сцену выйдут резиденты нашего творческого объединения, и не только, соберется большая компания, много хороших музыкантов и поэтов. Выступит ATL. Вот вы спрашивали, что для меня пример русской поэзии - это он. Послушайте, что за стихи. Это космос.