Аппликация подводное царство. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе « Морское царство». Аппликация с элементами рисования. Виды аппликации, уместные для изготовления композиции: классическа

Разделы: Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • закрепление умения выполнять аппликацию по шаблону;
  • развитие внимания, воображения, творческих способностей учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, взаимопонимания, умение работать в паре.

Оборудование: книга «Золотые сказки Диснея», шаблоны морских животных, презентация «В морском царстве», коробка с оформлением под морское дно (её можно разрисовать на уроках изобразительного искусства, оформить ракушками, разноцветными камешками, а можно использовать готовую - от купленной игрушки), закрытая салфеткой, скотч, игла с ниткой.

Ход урока.

1. Организация начала урока.

Наведение рабочего порядка и проверка готовности к уроку.

Ребята, для работы нам понадобятся цветные картон и бумага, клей, ножницы, простой карандаш. Это все должно лежать у вас на партах. Проверьте, пожалуйста.

2. Основная часть.

а) Вводная беседа.

- У меня в руках книга чудесных сказок. Послушайте отрывок и ответьте на вопрос. Как называется эта сказка?

Ариэль стрелой неслась по морским глубинам. Её огненно-рыжие волосы развивались, словно языки пламени. В руках Ариэль держала маленькую красную сумочку. Русалочке страшно хотелось поскорее набить её всякими удивительными вещицами, которых обычно не сыщешь на дне морском. Подводным жителям было строго-настрого запрещено подниматься на поверхность моря. Таков один из строжайших наказов короля Тритона. Ариэль никак не могла удержаться, чтобы не нарушить его.»

Кто такая Ариэль?

Где она живет?

Давайте вместе сейчас побываем в подводном царстве и поближе познакомимся с его обитателями.

б) Просмотр презентации «В морском царстве».

В синем море, под водой,
Расположен мир другой. Слайд 2.
Много рыб здесь самых разных, Слайд 3.
И цветов разнообразных. Слайд 4.
Есть здесь звезды, пескари, Слайд 5.
Крабы, ракушки, угри. Слайд 6.
Осьминоги и дельфины, Слайд 7.
В Чёрном море – афалины.
В общем, дивно в мире том,
Необычно как то в нем. Слайд 8.

У меня на столе макет морского дома Ариэль. (Учитель снимает с коробки салфетку.)

Посмотрите, кого здесь не хватает? (Обитателей морской глубины.)

Море необычный дом,
Никому не тесно в нём.

Отгадайте загадки о морских обитателях. И вы узнаете, с кем дружит Ариэль.

Учитель читает загадки и, по мере их отгадывания, достает из «глубины» и раздает белые шаблоны морских животных.

1. Эта барышня
В пышных кружевах
Весело танцует
На морских волнах.
Длинные серёжки
Очень ей идут.
Ими любоваться
Рыбы все плывут. (медуза)

2. В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
- Поплыли со мной! (рыбка)

3. Держась хвостом за стебелек,
Он изгибает круто шею,
Но бегать быстро не умеет.
Хоть и зовут морской … (конек)

4. Надев красивый легкий панцирь
И храбро выставив клешни,
Он выступает в грозном танце.
И так старается – взгляни! (краб)

5. Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому, что не умеет. (звезда)

6. Под водой плывет мешок,
Он с глазами и хвостом.
Рифма к слову он «комар»
Морской житель наш … (кальмар)

в) Сообщение темы урока.

Ребята, а вам нравятся друзья русалочки? А чего им не хватает? (Цвета и яркости.)

А как можно сделать их яркими? (С помощью аппликации.)

Что такое аппликация? (Аппликация – это изображение, выполненное с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на фон.)

На уроке мы будем выполнять аппликацию по шаблону из цветной бумаги на картоне.

г) Последовательность изготовления работы. Слайд 10.

  1. Обвести шаблон на цветном картоне.
  2. Вырезать две зеркальные заготовки.
  3. Оформить деталями из цветной бумаги.
  4. Склеить фигурку из двух половинок.

3. Инструктаж по технике безопасности

- Давайте вспомним, как нужно держать ножницы во время работы?

Можно ли работать тупыми ножницами?

Как безопасно передавать ножницы?

Как нужно использовать бумагу?

На какой стороне листа бумаги мы работаем карандашом?

Физкультминутка. Слайд 11.

4. Практическая работа. Слайд 12.

Работу будем выполнять в парах. Два ученика, сидящие за партой будут изготовлять по шаблону одного из морских обитателей и «поселять» его в наше «море».

Учитель при помощи иголки с ниткой и скотча прикрепляет каждую работу на разную «глубину».

5. Итог урока.

а) Анализ и оценка работы.

Ребята, посмотрите на нашу работу. Она вам нравится? Какие разноцветные и яркие получились у вас морские жители. Теперь, я думаю, Ариэль и ее друзьям будет весело вместе играть и общаться в морской глубине.

Учитель и ученики вместе оценивают фантазию и аккуратность выполнения каждой работы, умение работать в паре. Отметка ставится одна.

б) Практическое применение навыков.

Такую работу вы можете выполнить дома с друзьями или родителями в подарок или чтобы украсить свою комнату, игровой уголок.

Вы хорошо поработали. Всем спасибо за урок.

в) Уборка рабочего места.

Задачи: Развивать логическое мышление, память. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственную связь между природой и деятельностью человека в природе. Закреплять с детьми правила поведения в природе (не оставлять мусор.) Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе и ее обитателям. Совершенствовать умение создавать сюжетные изображения по представлению. Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников), симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое.Активизировать способы вырезания кругов и овалов – из квадратов или прямоугольников путем закругления углов. Развивать комбинаторные и композиционные умения: составлять варианты изображений (рыбок) из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе (прямоугольный лист бумаги). Расширять спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание).
Развивать фантазию.

Предварительная работа: наблюдение за обитателями аквариума, беседы об экологических проблемах.

Материал и оборудование: выстроенная из мягкого модуля лодка; пластиковые бутылки, стаканчики, целлофановые пакеты, муляжи фруктов, коробки от конфет;

Демонстрационный материал: конверт с письмом; магнитная доска; иллюстрации – рыба-луна, морская звезда, скат, угорь, светящаяся рыба; грамзапись «Шум моря» (из коллекции «Музыка для релаксации»).
Раздаточный материал: тонированный лист бумаги для фона, квадратные и прямоугольные листы гладкоокрашенной и фактурной цветной бумаги, клеевые кисточки, салфетки бумажные цветные однотонные, коробочка для обрезков, клеенка, пастельные мелки для дополнения аппликативной композиции графическими средствами, салфетка матерчатая, ножницы, клей.
Ход НОД.

Создание игровой мотивации.

Воспитатель зачитывает, полученное от царя Нептуна, письмо.
«Помогите! Помогите! Погибаю! У меня в царстве беда! В голубой воде да на желтом песочке не морские обитатели резвятся, а целлофановые пакеты да огрызки яблок и арбузов плавают, на дне бутылки валяются… Над головой корабли да пароходы ходят, сетями последних рыбешек вылавливают. Что делать? Помогите, люди! Спасите мое царство!»
Воспитатель .
-Срочно отправляемся в путешествие на морское дно. Сами посмотрим, что там происходит. Дети подскажите, как туда можно попасть? (На корабле, подводной лодке, пароходе, батискафе, яхте, паруснике). -Мы отправимся в путешествие на подводной лодке. (дети собираются на импровизированном судне и находят там морские раковины).
-Ребята, послушайте, о чем шумит море? (Ответы детей). Капитан, смотрите, прямо по курсу какие-то странные предметы! Что это? (Мусор). Что будем делать? (Собирать мусор в мешки, забирать с собой на берег.)
(Далее дети имитируют облачение в акваланги и выходят в «открытое море», собирают мусор, возвращаются на «лодку».)
Воспитатель -Молодцы, ребята! Море мы очистили, но оно осталось безжизненным и скучным. Давайте возьмем по «кусочку морского дна» и заселим его живыми существами. (Дети рассаживаются за столы. Звучит спокойная музыка для релаксации – «шум моря»)
Воспитатель показывает иллюстрации рыб.
Воспитатель -Лежит подводная страна
Глубоко под водой.
Там рыба плавает луна
Рядком с морской звездой.
А чтобы скаты и угри
Найти свой дом могли бы,
Горят там всюду фонари –
Светящиеся рыбы.
(Е.Серова)
Дидактическая игра «Составим рыбку» на магнитной доске выкладывается одна форма – овал (туловище), к которой поочередно приставляются треугольники, овалы, полуовалы…(разные хвосты и плавники).
Воспитатель показывает 2-3 рыбки, вырезанные или нарисованные, чтобы переключить детей от условно – схематичного изображения на художественное. Обращает внимание на то, что рыбок можно вырезать по своему желанию и украсить цветными полосками, конфетти, узорами из обрезков. Советует использовать разные приемы оформления, в том числе смешивания нескольких цветов, прорисовки чешуи, создание более сложного полихромного накладного узора.
Воспитатель -Вы слышите?! Море шумит, ждет от вас помощи. Подумайте, что вы хотите изобразить. (Уточнение приемов рисования и вырезывания фигур рыб из бумаги, сложенной пополам; составление рыб из геометрических фигур, вырезание или обрывание нескольких одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой.) Воспитатель напоминает о правилах безопасной работы с ножницами.
Физкультурная пауза «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Дети покачивают сложенными вместе ладошками из стороны в сторону.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Медленно наклоняют вперед сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательные движения обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе ладонями вправо – влево.
Рыбка быстро уплыла.
(М.Клокова)
По окончании работы дети выкладывают готовые коллажи на ковер - «заселяют море».
Приходит царь - Нептун (заранее подготовленный ребенок в сюжетном костюме) благодарит детей за помощь, любуется работами, вместе с воспитателем и детьми выделяет выразительные решения изображений и приглашает всех поиграть.
Коммуникативная игра «Рыбки»
Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет ловить рыбку, и под слова играют в «ладушки», то хлопая в ладоши, то ударяя в ладоши товарища.
Рыбки плавают, резвятся,
Рыбки любят поиграть.
Рыбки быстро уплывают,
Ты попробуй их поймать.
Рыбка, плыви! Дети прижимают ладони друг к другу и покачивают ими вправо – влево
Скорее лови!
На последнее слово игрок, который должен ловить рыбку, старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. При повторе игры «ловит рыбку» второй играющий.

Ольга Король

Цель : составлять коллективную аппликацию «Подводное царство » используя нетрадиционные художественные техники.

Задачи :

Обучающие : пополнять знания детей о подводном мире , его обитателях; расширять словарный запас : маринист, репродукция, девятый вал; познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой-рисование на пене для бритья; учить детей создавать сюжеты, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию) ; учить самостоятельно, применять знакомые способы и приемы работы с разными художественными материалами (мелки, акварель) ; закрепить понятие о теплых и холодных тонах.

Развивающие : развивать мелкую моторику пальцев рук; творческую инициативу и воображение; эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

Воспитывающие : воспитывать желание сочувствовать, сопереживать и помогать; бережное отношение к окружающей природе; коммуникативные умения в коллективной творческой работе.

Методы и приемы : наглядный - репродукции картин, презентация; словестный-беседа; использование художественного слова (стихи) ; игровой; практический.

Материал и оборудование :

Ракушка, видео письмо, мульти видеопроектор;

основа для аппликации (ватман, пена для бритья, гуашь, кисточки, клей, салфетки, ножницы, клеенка, зубочистки, линейка, альбомные листы, фломастеры, мелки, акварель;

Музыкальный ряд : «Звуки моря»

Репродукции : Айвазовский И. К. «Девятый вал»

Презентация : «На дне морском»

Ход занятия:

Дети сидят за столами, входит воспитатель.

В : - Ребята, что за звуки у вас здесь слышны, это какой-то шум? На что он похож, что вам слышится в этом шуме? (плещется вода, волны бьются о скалы, кричат чайки и т. д.)

В : - Да, действительно, а где можно услышать такие звуки? (на море)

Но мы с вами не на море, откуда же слышится этот морской шум в комнате? Воспитатель находит ракушку в ней DVD диск.

Интересно, откуда он тут взялся? Давайте посмотрим, что на нем.

На диске видео письмо от Нептуна.

Здравствуйте ребята. Я царь огромного подводного царства Нептун . Я узнал, что в вашем детском саду очень ловкие, смелые, а главное умные дети, поэтому решил попросить у вас помощи. В моем подводном мире произошла большая беда. Люди не заботились о чистоте моря, выбрасывали в него мусор, сливали грязные отходы. Из-за этого вода в моем царстве стала очень грязной и опасной для обитателей морского дна. Они больше не могут там находится, и тоже просят вас о помощи. Помогите…

В : - Ну что ребята поможем Нептуну?

А как же мы сможем ему помочь? (убрать из моря весь мусор, больше не загрязнять его бережно относиться к природе. и т. д.) - Давайте нарисуем морским обитателям новое, чистое море. Но прежде чем рисовать море, нужно знать какое оно. Ребята, а кто из вас видел море, каким оно бывает? (спокойным, ласковым, гладким как зеркало и т. д.) - Тем, кто ни когда не был на море, я хочу показать картину великого художника Айвазовского И. К. «Девятый вал» . На своей картине он изобразил самую огромную и страшную волну, которую моряки называют девятый вал. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса, разбивал в щепки и переворачивал корабли. Море на этой картине страшное, гневное, злое, пугающее. Когда на море большие волны, бушует ветер – это шторм – морская буря. Видите, каким разным может быть море. А вы знаете как называют художников, которые любят рисовать море? Художники-маринисты. Это слово произошло от латинского «marina» , что значит морской.

А кто из вас ребята бывал на морском дне и встречался с его обитателями? Царь Нептун приглашает нас в свое подводное царство . Занимайте места в подводной лодке . Готовы? Закрывайте глаза! Погружаемся! (звучит музыка)

Показ презентации «На дне морском» .

В : - Наше путешествие подходит к концу, закрыть глаза приготовиться к всплытию. Понравилось путешествовать, кого мы повстречали? (дети перечисляют) . Всем им требуется наша помощь и как можно быстрее. Я хочу предложить вам на время превратиться в художников маринистов и нарисовать море необычным способом с помощью пены для бритья. Рисовать на пене очень легко, поэтому нарисовать морские волны получиться даже у тех, кто никогда не видел моря. Но сначала давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осьминожка»

Эта ножка, чтобы кушать - дети делают массаж пальцев рук, начиная с мизинца.

Эта ножка с нею дружит,

Эта ножка, чтоб играть,

Эта - чтобы рисовать,

Ну, а эта, чтобы нырять,

От акулы удирать - дети складывают ладони и «виляют» хвостиком.

Эта - брюшко почесать - дети «чешут» ладони.

А седьмая и восьмая -

Маму с папой обнимать - дети несколько раз сжимают пальцы в «замок» .

В : - Приступим к работе : (звучит тихая, спокойная музыка)

1. Наносим пену на клеенку ровным слоем.

2. Определяем, краски, каких тонов будем использовать (холодные тона, с помощью кисточки наносим капли краски на пену.

3. Зубочисткой имитируем завитки волн.

4. Накладываем сверху ватман, слегка прижимаем.

5. Открываем ватман, лишнюю пену убираем линейкой.

В : - Посмотрите, какое замечательное море у нас получилось, как настоящее, Нептун будет доволен. Осталось только заселить его морскими обитателями, водорослями и т. д. Давайте нарисуем их на альбомных листах с помощью восковых мелков и красок, а затем вырежем и поселим в наше чистое море. Дети рисуют, вырезают морских животных и составляют коллективную композицию, приклеивая животных на бумажные пружинки.



Итог :

В : - Где мы сегодня с вами побывали? Что нового узнали, что увидели, чем занимались?

(мы побывали на морском дне, помогли морским жителям – создали для них чистое море, и т. д.)

Нептун и его морские подданные будут очень рады вашей помощи. А в благодарность они прислали нам дары моря. На память каждый из вас может взять эти маленькие ракушки. Пусть у вас останутся теплые воспоминания об этом путешествии.

Педагог дарит детям ракушки, они прощаются и уходят.

Цель: формировать у детей художественно-практические навыки и умения.
Задачи:
  • учить детей вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов и по шаблону;
  • развивать координацию движений руки и глаза;
  • учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений;
  • приучать добиваться отчётливой формы;
  • развивать чувство композиции;
  • повторить состав числа три;
  • расширять кругозор детей по окружающему миру;
  • продолжать знакомить детей с подводными обитателями.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций аквариумных рыбок;
  • беседа на тему «Где живут рыбы?»;
  • чтение: «В морях и океанах». Серия «Узнай мир»;
  • «Моя первая энциклопедия» П.Я. Гальперштейн;
  • «Животные морских заливов и океанских глубин». Серия « Смотри и изучай животных».

Материалы и оборудование: бумага формата А4 бледно-голубого, бледно-зелёного или сиреневого цвета (на выбор) для аквариума, бумага разных цветов и оттенков, ножницы, клей.
1. Организационный момент.
Ребята, к нам пришло письмо от кота Леопольда. Он пишет, что ему подарили аквариум, а там никого нет. Кто живёт в аквариуме? Отгадайте загадку.
Воспитатель: Не хожу и не летаю
А попробуй догони!
Я бываю золотая
Ну-ка в сказку загляни! (Рыбка)
2. А где ещё могут жить рыбки? Воспитатель показывает презентацию «Рыбки в воде»
Воспитатель: Чем отличаются места обитания рыб: подводный мир и аквариум? (подвести детей к мысли, что аквариум создан руками человека, что это искусственный подводный мир)
Воспитатель: Аквариум - это целый подводный мир в домашних условиях. Мы не можем жить без воздуха, так и рыбы не могут жить без воды - это их дом. На дне может быть много разноцветных камушек, ракушек, а ещё много разных растений. Как они называются? (водоросли). Водоросли очищают воду в аквариуме.
Воспитатель: А какие рыбы живут в аквариуме?
Дети называют их, воспитатель показывает слайды презентации.

Слайд шоу «Рыбки в воде» (фотогалерея)

Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6

2. Практический этап.
В аквариум Леопольда может поместиться только 3 рыбки. А из скольких единиц состоит число 3? как из двух чисел составить число 3?
Дети раскладывают раздаточный материал и повторяют состав числа 3.
Инструкция по выполнению работы:
- дети выбирают цветную бумагу для рыбок разного цвета, соответствуя составу числа 3.
-1 рыбку обводят по шаблону, а 2 вырезывают по форме на глаз.
Физкультминутка. «Танец рыбок»
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Руки к вверху все подняли,
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!
3. Самостоятельная работа детей.
Дети вырезывают водоросли, камешки. Раскладывают предметы в аквариуме на бумаге и наклеивают.
4. Подведение итогов.
Приносят готовые работы на выставку и вместе рассматривают, любуются, высказывают своё мнение.
Рефлексия:
-Что научились делать?
-Что получалось выполнить легко?
-Что было трудно?
-Что вам запомнилось?
-У кого получился аквариум самый красивый?
Каждый из вас может узнать много интересного о рыбах и морских животных из энциклопедий и разных книг.